Качественные различия психики животных и человека. Сравнительный анализ психики человека и животного

В психике человека и животного можно заметить некоторые сходные черты. К примеру, общей является способность испытывать различные эмоции. Тем не менее человеку свойственно то, что остается недосягаемым даже для высших, наиболее развитых животных. В чем состоит преимущество людей, и чем отличается психика человека от психики животного? Попытаемся найти ответ на эти вопросы.

Общее понятие психики

Термином «психика» обозначается особый аспект, присутствующий в жизнедеятельности таких высокоорганизованных существ, как животные и человек. Данный аспект заключается в способности взаимодействовать с окружающей реальностью и отражать ее своими состояниями.

Среди процессов и явлений, связанных с психикой, называют: восприятие, ощущения, намерения, эмоции, сны и прочее. Психика приобретает свою высшую форму в виде сознания. Только человек из всех живых существ обладает сознанием.

Сравнение

Познавательные способности

И люди, и животные воспринимают происходящее и запоминают информацию. Но у человека восприятие особое – предметное и осмысленное. По поводу образности восприятия у высших животных ведутся споры. Память только у человека может быть произвольной и опосредованной.

Животным познание действительности лишь обеспечивает приспособление к окружающим условиям. И выживают те из них, которые приспособились лучше. Человек умеет видеть существующие закономерности и сравнивать факты. Благодаря этому он может прогнозировать события и даже влиять на их течение. Кроме того, люди имеют способность к самопознанию, что позволяет им контролировать себя и заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием.

Особенности мышления

Хотя бы элементарным практическим мышлением обладают существа обоих видов. Но отличие психики человека от психики животного состоит в том, что только люди обдумывают и планируют предстоящие дела, намечают цели и рисуют у себя в голове предполагаемый результат. Животное же может создать что-то, поражающее своей правильностью (например, пчелиные соты), но о представлении результата здесь речи не идет.

Животное, выполняя какие-либо действия, не способно выйти за рамки существующей ситуации. Оно мыслит конкретно, опираясь на то, что видит и ощущает в данный момент. Человек же, находясь в определенной ситуации, может в уме оторваться от нее, просчитать шаги и последствия. Иначе говоря, он наделен способностью мыслить абстрактно. Вдобавок к этому мышление человека способно принимать словесно-логическую форму, в то время как животным не доступны ни логические операции, ни понимание слов.

Эмоции и чувства

И человеку, и животному присуще испытывать эмоции. И проявляться они могут похожим образом. Но человек – единственное существо, обладающее еще и чувствами. Это выражается в способности людей сопереживать, сожалеть о чем-то, радоваться за другого, наслаждаться закатом и т. д. Если эмоции даны от природы, то нравственные чувства воспитываются именно в социальных условиях.

Язык

Люди общаются с помощью речи. Этот инструмент способствует передаче общественного опыта, который имеет очень длительную историю. Благодаря речи у человека есть возможность получать сведения о явлениях, с которыми он никогда не сталкивался лично. Животные издают голосовые сигналы. Подобные сигналы могут быть связаны лишь с явлениями, ограниченными настоящей ситуацией, или эмоциями, испытываемыми в данный момент.

Условия развития

Увидеть, в чем разница между психикой человека и психикой животного, можно, и проанализировав, что требуется для ее формирования в каждом случае. Так, механизмы развития психики животных не выходят за биологические рамки, и в человеческом обществе любая особь будет проявлять себя только как животное. Человек же становится личностью и его психика развивается только среди других людей, при общении с ними, усвоении опыта всего человечества. В этом случае определяющим является общественно-исторический фактор.

Особенности психики человека и животного

Определение 1

Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, которая опосредована активным отражением признаков объективной реальности.

Безусловно, психика человека и животного имеют различия, причем значительные. Для человека характерна высшая форма психики – сознание.

В философии существует материалистическое и идеалистическое понимание психики:

С материалистической точки зрения психика будет вторичным явлением, производным от материи, потому что материя первична. Психика возникает на определенном этапе развития материи, что является доказательством её вторичности. Материализм понимает психику как свойство организованной материи – мозга.

С идеалистической точки зрения психика является проявлением нематериальной основы – идеи, поэтому она первична. Идеалисты считают, что психика не является продуктом и свойством живой материи.

Исследования организма человека и животного показали, что физиология того и другого почти полностью совпадают, но психическое устройство человека значительно отличается от животного. Человек наделен сознанием, которое не проявляется у животных. Сходство психики того и другого вида состоит в том, что общение и человека и животного происходит при помощи движений, мимики, прикосновений.

Поведение человека и животного усваивается в процессе жизнедеятельности, либо передается по наследству. Человеческая психология связана с воспитанием и обучением, поэтому достигает большего уровня развития. Обучением и воспитанием можно сознательно управлять.

Психика животного является его внутренним миром, охватывающим восприятие, мышление, память, намерения, сны. Специалисты включают сюда же элементы психического опыта – ощущения, образы, эмоции, инстинкты.

Инстинкт – это врожденные поведенческие реакции, которые направлены на то, чтобы приспособиться к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей и человека и животного.

Инстинкты животного могут меняться на разных этапах его развития и характеризуются уже как навык – это действие, доведенное до автоматизма, механическая форма, основанная на инстинкте.

Инстинктивное поведение связано с интеллектом, под которым понимается совокупность умственных способностей человека и ряда высших животных. По мере развития интеллектуальной деятельности любой поступок приобретает вариантность.

«Разумное» поведение, связанное с объективными условиями действительности, это тоже часть интеллекта. У животных предпосылкой интеллекта является способность видеть пространственное соотношение предметов. Развитие двигательного аппарата оказывает влияние на развитие интеллекта, особенно важным является развитие руки и зрения.

Среди животных более разумными считаются дельфины, белые касатки, слоны. Их интеллектуальное поведение приспособлено к условиям окружающей среды.

У животных, по мнению специалистов, существует форма отражения сложных отношений между отдельными предметами.

По сравнению с человеком у животного не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Если регуляция поведения животного имеет цель приспособиться к окружающему миру, то для человека отражение мира – это процесс познания мира в связях и отношениях.

Психика животных

Наука о психике животных называется зоопсихология, и само это определение подразумевает её наличие.

Принимается это утверждение не всеми исследователями и доказательство они сводят к тому, что человек, в процессе своего развития приобрел особые качества, каких лишены животные. Другая группа исследователей считает, что животные тоже наделены психикой, развивавшейся в процессе эволюции.

Животные отличаются от человека не по отсутствию психики, а по её особенностям. Первопричиной психического отражения является поведение. Именно психика направляет активность организма в нужном направлении взаимодействия со средой обитания.

Психика помогает животному ориентироваться в окружающем мире и строить свои отношения с элементами среды. Классификация форм поведения животных своего развития достигла в начале XX века.

К основным формам поведения животных И.П. Павлов относил врожденные элементы поведения – ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые, родительские и детские.

Г. Темброк все формы поведения разделил на группы:

  • поведение, связанное с обменом веществ (добывание пищи, сон, дефекация и др.);
  • комфортное поведение (уход за туловищем);
  • оборонительное поведение, которое может быть выражено соответствующей позой животного;
  • половое поведение, связанное с размножением;
  • групповое поведение;
  • поведение, связанное с постройкой гнезд и убежищ.

Способны животные переживать как положительные, так и отрицательные эмоции, но не могут сочувствовать, сопереживать, испытывать наслаждение от красоты природы.

Мышление имеет тесную связь с речью, но у животных это сигналы по поводу своего эмоционального состояния.

Деятельность животного связана с биологической потребностью и остается в пределах природных инстинктов. Ограниченными являются и возможности психического отражения действительности, которая их окружает. Они не могут выполнять коллективных действий и не оказывают помощь друг другу. Правда, надо сказать что есть исключения, например, стайное поведение волков – они оказывают помощь друг другу при нападении на добычу. Такое же поведение наблюдается у шакалов и гиен.

В охоте на добычу реальную помощь оказывают львы, обеспечивая безопасность детенышей и самок.

Интерес вызывает поведение мелких млекопитающих – они образуют организованные колонии, что дает возможность успешно спасаться от хищников, суть заключается в том, выставленный дежурный при виде опасности издает резкий звук, предупреждая сородичей, таким образом, об опасности. Интересным фактом является то, что звук говорит о том, от кого исходит опасность. Таким образом, животные используют информацию, приобретенную ими в процессе жизнедеятельности.

Замечание 1

У животных отсутствуют такие важные психологические процессы как усвоение общественного, коллективного опыта.

Психика человека

Психика человека состоит из отдельных подсистем, элементы которых очень изменчивы и иерархически организованы.

Системность, целостность и нерасчлененность являются основными её свойствами.

В психике человека выделяют:

  • психические процессы,
  • психические свойства,
  • психические состояния.

Психические процессы происходят в голове человека и подразделяются на познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Если познавательные психические процессы преобразуют информацию и обеспечивают отражение мира, то регулятивные процессы обеспечивают направленность, интенсивность. Это процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, волевые процессы и процессы контроля.

Переработка информации, избирательность отражения и запоминания обеспечиваются вниманием.

Люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, что обеспечивается коммуникативными процессами.

Для психики характерны свойства с индивидуальной мерой выраженности – это темперамент, характер, способности.

Психика человека характеризуется психическим состоянием, которое может быть эмоциональным, вызванным радостью, печалью, тревогой, связанным с активностью или пассивностью.

Тоническое психическое состояние возникает во время бодрости или угнетенности.

Все психические состояния связаны между собой и могут переходить из одного в другое.

Только для человека характерен такой уникальный психический процесс как символизация – это замещение одних образов другими, имеющими отдаленное сходство с первичными.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, им осознаются. У каждого человека кроме сознания есть ещё и бессознательное, т.е. первоначальный уровень психики. Представлено оно в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Замечание 2

Человек, таким образом человек является социально-природным существом и похожим на животных, и отличным от них. Природное и социальное начало в его жизни сочетаются друг с другом.

Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психи-кой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антро-пологизация психики животных широко применялась как в пси-хологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере суще-ствует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психи-ки: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свой-ства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зритель-ные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функ-ционировать предметное сознание, содержание которого оп-ределяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.

2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мыш-ление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшей-ся проблемной ситуации. Однако способность к интеллекту-

1 Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311.

альным действиям у высших животных является лишь потенциаль-ной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.

3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно так-же и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность осво-бодиться от воздействий непосредственно воспринимаемой сре-ды и произвольно регулировать свое поведение. На основе от-влеченного мышления у человека формируется высший иде-альный духовный мир, содержанием которого являются взгля-ды, убеждения, идеалы и мировоззрения.

4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается био-логическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специ-ального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, суще-ствования и передачи общественно-исторического и индивиду-ального опыта.

5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные мораль-ные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формирует-ся нравственный облик личности, связанный с переживанием чув-ства долга и совести перед людьми и перед самим собой.

6. Сходными у человека и у животных являются естествен-ные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с ес-тественными потребностями, существуют духовные потребно-сти, благодаря которым человек обретает свободу и независи-мость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о

своем телесном благополучии.

7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и име-ет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознатель-но поставленной цели.

Таким образом, в психике человека и животных имеется мно-го сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика жи-вотных обусловлена исключительно природными условиями су-ществования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только теле-сное существование человека, но и духовное, нравственное бы-тие, которое является достоянием только человека. Но духов-ное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осу-ществляется под влиянием целенаправленного воспитания, ко-торое происходит в семье, школе и в обществе.

Литература Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982. Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Сравнение психики животных и человека

Первоначально сделаем акцент на сходство между психикой человека и животного, при этом указывая, чем все-таки человек отличен от высших млекопитающих.

Первое отличие - это мотивация к всякой деятельности животных и человека. В первом случае это непосредственно на биологической основе. Иначе говоря, деятельность животного допустима лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, все время оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к естеству. Это общий закон природы. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их реальности также являются принципиально ограниченными, так как охватывают лишь стороны и свойства объектов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в антагонистичность человеку не имеется устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом, для животного любой предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его подсознательной потребности.

Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается в процессе научения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемого опыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучением и воспитанием.

Как человек, так и высшие животные обладают общими врожденными способностями воспринимать мир в виде образов, запоминать информацию. К тому же все центральные виды ощущений: зрение, осязание, слух, обоняние, кожная чувствительность, вкус и др. - с рождения присутствуют у человека и животного. Но опять-таки человек демонстрирует свое преимущество: восприятие и память отличается от аналогичных функций у животных.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие - "осмысленностью, константностью, предметностью", а память - "произвольностью". Во-вторых, память у животного по сравнению с памятью человека существенно ограничена. Они могут использоваться в течение всей своей жизни исключительно теми сведениями, которые приобретают самостоятельно. У человека дело обстоит по-другому. Можно сказать не побоявшись, что память его практически не имеет границ. К тому же благодаря изобретению "знаковых систем", люди могут записывать информацию, хранить ее, передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба вышеперечисленных вида живых существ чуть ли не с рождения имеют в своем распоряжении возможную способность к нахождению ответа примитивных практических задач "в наглядно-действенном плане". тем не менее уже на последующих 2-х стадиях формирования интеллекта - в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до настоящего времени в среде ученых является спорным вопросом. Человек проявляет данную способность после 2х и 3х лет. Если же говорить о словесно-логическом мышлении, то у животных нет даже каких-либо признаков этого типа интеллекта, так как ни значения, ни логика слов (понятия) им не доступны.

У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека, из-за высокого уровня формирования головного мозга возникают ране отсутствующие способности, позволяющие находить решение задачи без предварительных пробных манипуляций.

Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, несомненно, человек смогли сформировать данную способность устанавливать связь между различными составляющими ситуации и приходить в итоге к правильному решению путем умозаключений, не прибегая к экспериментальным действиям, совершаемым наудачу.

Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях будничного существования, идет ли речь о перемещении с места на место, о выполнении поставленной задачи, или о получении и осмысливании информации, идущей от среды, в которой водится индивидуум.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:

ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;

формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;

сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности показывается ее само контролирующий характер: если деятельность приводит к необходимому результату, оно кончается, если же нет - в мозг животного поступают надлежащие сигналы и усилия найти решение поставленной задачи начинаются снова.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных были основаны известным в своих кругах психологом В. Келлером из Германии. Для исследования этой формы поведения В. Келлер ставил в сложные условия обезьян, когда непосредственное достижение цели было невозможно.

Обезьяна должна была либо использовать окружный путь, чтобы достать приманку, либо воспользоваться для своей цели специальными приготовленными за ранее орудия. Так, в частности, обезьяну пристраивали в клетку достаточно большого размера, неподалеку от которой укладывали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться обычным способом. Раздобыть ее она могла, лишь идя обходным путем через дверь, размещенную в задней стене клетки.

Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. На первых порах обезьяна безрезультатно пробовала прямо получить приманку: тянулась к ней или прыгала. Вслед за тем она оставила свои безрезультатные усилия, и последовал период, когда обезьяна сидела неподвижно и едва лишь "раздумывала" над ситуацией, что сопровождалось надлежащими движениями глаз, до такой степени, пока не доходила до верного решения задач. специфично, что решение задачи перемещалось из периода прямых проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны делалось лишь осуществлением ранее сформированного “плана решения”.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и этот процесс интерпретируется всевозможными исследователями и так и этак. Одни полагают вероятным свести эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и анализируют их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К. Вюлер считает, что употребление орудийных средств обезьянами надлежит рассматривать как итог переноса давнопрошедшего опыта ("обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви"). По словам нынешних исследователей, базис интеллектуального поведения составляет воссоздание сложных взаимоотношений между отдельными вещами. Животные способны уяснить отношения между предметами и предвосхитить результат в данных условиях. И.П. Павлов, наш отечественный биолог, нарекал интеллектуальное поведение обезьян “ручным мышлением”.

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет из себя ту верхнюю границу развития психики, за которой завязывается история формирования психики уже совершенно прочего, нового типа, характерной только лишь человеку, - история развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы проследили, продолжительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть целостным взглядом этот путь, то четко определяются его основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных связано с процессом их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физической организации.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, существующие у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково чувствуют, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вот один довольно комичный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель - предотвратить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы пользуются ею при контактах очень широко. Человек в свою очередь скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от "тривиальных" эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об единстве и разнице в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, вне сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно найти даже слегка заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это - потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), агрессивности, преобладании (мотив власти), альтруизме. Их элементарные признаки можно отмечать у животных, и окончательно до сего времени неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Биосоциальное развитие человека будущего

Итак, в процессе антропогенеза сформировался новый человеческий генотип. Благодаря чему человек стал автономным существом. Животные бессознательны, ими руководят инстинкты...

Зарождение и эволюция психики

Зоопсихология животных

Канал связи Животные Человек Тактильный Тактильная информация доминирует у беспозвоночных. Например, в колониях термитов существуют слепые термиты-рабочие, у которых развит тактильный канал коммуникации...

Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности

Самосознание -- сознание субъектом самого себя в отличие от иного -- других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний...

Общее понятие психологии

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности...

Понятие о психике и ее эволюции

В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни...

Происхождение и развитие сознания человека

В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие: Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды...

Психология и педагогика

Рефлекторная теория формулирует три главные тенденции в развитии психики живых организмов: 1) усложнение формы поведения (формы двигательной активности); 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм...

Развитие психики и сознания

В процессе развития психики выделяют несколько стадий. Стадия элементарной сенсорной психики - простые безусловные рефлексы. Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения...

Развитие психики человека и животных

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психики человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова...

Сравнение психики животных и человека

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова...

ь Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях (особенностей психики животных, которые рассматриваются как предпосылки возникновения психики человека)...

Сравнительная характеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих...

Физиологические основы психики и здоровья человека

Психика -- это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого...

Человек и его психика

Психика человека -- качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens -- человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности...

Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.


ПРИМИТИВНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ . Уход из негостеприимного Внешнего Мира во Внутренний. Младенец, наплакавшись, просто засыпает. Взрослый погружается в мир собственных фантазий (хуже - применяет алкоголь или наркотики).
Девиз: Кролика дома нет! Помните эпизод из Винни-Пуха, когда Винни пришел к Кролику, а тот вещал из норы: «Кролика нет дома!» - «А куда он ушел?» - «К своему другу Винни-Пуху»/. - «Но я и есть Пух!» - «Ты уверен?» - «Конечно!» - «Тогда входи».

Достоинство: Поскольку Внешний Мир полностью игнорируется (Кролик не принимает!), он и не искажается (Кролик способен опознать Винни-Пуха).
Недостаток: Внешний Мир выключен. Какие бы проблемы не загнали Кролика в его нору, там он их не решит.
Заболевание: : Кролик, вообще-то, обсессивно-компульсивная личность (о типах личности, вообще, и о Кролике, в частности, см. Лекцию 1 на нашем сайте). И действительно, «ведущей защитой у людей с преобладанием ОБСЕССИВНОЙ симптоматики является изоляция» [М-В, с.363]. «Обсессивность» современные психотерапевты применяют вместо старого термина «навязчивость» (надеюсь, что не из вредности, а в альтруистических целях - чтобы не пугать пациента; но если пациент знает английский или не поленится заглянуть в словарь, «навязчивость», в полном соответствии со своим смыслом, вернется). «Обсессивный» действует по принципу «я должен» и «если не я - то кто?». Очень утомительный стиль взаимодействия с Внешним Миром! Если применять его постоянно, неудивительно, что время от времени хочется забраться в нору и никого не принимать.
Другой любитель уходить в себя - это счастливый обладатель шизоидной личности; если в норе он по делу (творит!) - все OK, но если просто непрерывно отсиживается, то ставится диагноз ШИЗОИДНОГО РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.

2. ОТРИЦАНИЕ . Отказ принять само существование проблемы.
Девиз: No problem! или Все к лучшему в этом лучшем из миров!
Достоинство:
Способность эффективно действовать в экстремальных ситуациях. Отменное настроение.
Недостаток: А кто будет решать эту проблему? Кролик? Нерешенные проблемы накапливаются, и в конце-концов обваливаются лавиной.
Заболевание - МАНИЯ. Состояние, что и говорить, субъективно приятное, но, к сожалению, рано или поздно заканчивается «обвалом», вплоть до МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА. Более легкий вариант: БИПОЛЯРНОЕ АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО (то же, но на уровне вменяемости). Еще легче, скорее на уровне характера, чем заболевания: ЦИКЛОТИМИЯ (периодическая смена настроений: подьем - упадок).

3. ВСЕМОГУЩИЙ КОНТРОЛЬ . Иллюзия возможности безграничного влияния на Внешний Мир. У младенца это - нормальная фаза развития, когда в ответ на импульс голода в его распоряжении оказывается материнская грудь, а на импульс холода - теплое одеяльце. Чем взрослее, тем яснее, что грудь принадлежит не ему, а маме, что - кричи не кричи - если мамы нет рядом, пища не появится. Ну почему так нельзя всегда?! Такова жизнь, малыш. Вырастай поскорей! Но некоторые так и не вырастают. Вопреки очевидности, они верят, что сохраняют магическую власть над миром.
Девиз: Все схвачено! или Если человек по-настоящему захочет - он все сможет! (У Коэльо в «Алхимике» сказано даже, что в этом случае «вся Вселенная будет помогать ему». Не заблуждайтесь, Дорогой Читатель! Вселенной нет дела до Вас - она занята своими туманностями. Остап Бендер ближе к Реальности: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!»)
Достоинство: применяемая уместно, эта защита поддерживает жизненно важное чувствокомпетентности и эффективности личности.
Недостаток: неоправданно большие ожидания вводят в заблуждение и себя, и других. Вот недавно посмотрел я по ящику выступление Алана Чумака в «Школе злословия»... Ну ладно, Чумак хоть гуманист. А вот если всемогущим контролем заражены анти-гуманоиды, да еще и обладающие реальной властью над Внешним Миром - беда! Отвратительные примеры: Гитлер, Сталин; отвратительные результаты...
Заболевание - СОЦИОПАТИЯ, причем низшего уровня (см. Лекцию 3 на нашем сайте).

4. ПРИМИТИВНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ . Тоже иллюзия о всемогуществе - но не собственном, а заботящегося о нас лица (родителей, учителей, супруга, друга, психотерапевта). А поскольку это - иллюзия, то чудесные ожидания рано или поздно будут обмануты, и вслед за идеализацией неизменно следует обесценивание, чтобы освободить место для очередного объекта идеализации.
Девиз: О, как я в Вас разочарован! (А кто просил очаровываться?)
Достоинство: Живешь, «как у Христа за пазухой»: тепло и безопасно.
Недостаток: Периодический обвал-обесценивание и период беззащитности, пока не найден новый объект, пригодный для идеализации. Эффективный способ избежать обесценивания - это возвести объект на недосягаемый пьедестал, откуда его невозможно сбросить. Конечно, это - Бог, который «непознаваем», «един в трех лицах», а также идет «неисповедимыми» путями. Впрочем, когда надоест плыть по течению с хоругвью «Все в руках Божьих», и Бога можно обесценить - повод всегда найдется.
Заболевание - НАРЦИССИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, для которого как раз характерен скачущий драйв «идеализация-обесценивание» значимых селф-объектов (см.Лекцию №2).

5. ПРОЕКЦИЯ, ИНТРОЕКЦИЯ и ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ .
Мак-Вильямс объединила три защитных механизма по признаку «недостаточностьпсихологического разграничения собственной личности и окружающего мира» [М-В, с.144]. Разница все же есть:
- в ПРОЕКЦИИ внутреннее состояние ошибочно принимается как приходящее извне.
- в ИНТРОЕКЦИИ, напротив, приходящее извне ошибочно приписывается внутренним процессам.
- ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ смешивает оба процесса с результирующим агрессивнымвыбросом во Внешний Мир: объект не только не опознается, но и подвергается давлению, чтобы походить на проецируемую конструкцию.
Девиз :
- ПРОЕКЦИИ: Вот пришел к тебе маньяк... (см начало этой Записки).
- ИНТРОЕКЦИИ: Советское - значит отличное! Это - один из наиболее безобидных интроектов «совка». Кто хочет современный девиз - легко подберет подходящий по пути на работу (метро - оклеено, улица - увешана). Только помните: интроект надо заглотнуть, а не выплюнуть сразу же - выплюнутый интроект интроектом не является. А невыплюнутый долго и тяжело переваривается; при этом переваренный интроект интроектом уже не является. Признак настоящего (непереваренного) интроекта - расстройство. Депрессняк, грубо говоря.
- ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу. (Из песенки 60-х годов прошлого века. Что-то потянуло в совковость... Тема, наверное, такая).
Достоинство :
- ПРОЕКЦИИ: служит основой эмпатии, т.е. способности «вчувствования» в психический мир другого, выбрав и спроецировав на него подходящую частичку из собственного душевного запаса. Например, вы не садист, но если в Вас есть хоть тончайшая садистическая струнка, Вы можете, настроив и спроецировав ее, понять сидящего напротив матерого садиста;
- ИНТРОЕКЦИИ: служит основой обучения тривиальным вещам, не требующим критического переосмысления (матушка, к примеру, учила меня пользоваться специальным кошачьим туалетом - и я без обсуждений заглатывал эту информацию, какой бы чуждой она мне тогда не казалась);
- ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: если Вы видите в ближнем доброго и благородного человека (даже если на самом деле это категорически не так), то под грузом Ваших радостных ожиданий он может сломаться и сделать шаг в заданном направлении. Пример:Иешуа у Булгакова непрерывно повторяет «Добрый человек!» и неустанно аргументрует-внедряет свою проекцию. Он успешно «обработал» таким образом Римского наместника, но не успел - местную власть, и потому был все же казнен. (А вот Алан Чумак, похоже, сумел бы «зарядить» всех).
Недостаток :
- ПРОЕКЦИИ: искажение объекта (Вы не видите, кто же на самом деле «пришел»);
- ИНТРОЕКЦИИ: искажение субъекта (Вы «не видите» себя, принимая чуждые, «непереваренные» интроекты за части своей собственной личности); в СССР целые поколения «строителей коммунизма» страдали соответствующим несварением;
- ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: вы вредите не только себе, но и объекту, заставляя его «глотать» ваши собственные интроекты (как это сделать - см. в Лекции №3, раздел «И социопату нужна защита»).
Заболевания: ПАРАНОЙЯ (для проекции), ДЕПРЕССИЯ (для интроекции), СОЦИОПАТИЯ и ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (для прективной идентификации).

6. РАСЩЕПЛЕНИЕ (splitting) . Черно-белое восприятие действительности. Нормальная фаза начального развития, когда малышу для возможности социально приемлемого взаимодействия с Внешним Миром необходимо знать «что такое хорошо - и что такое плохо». Маяковский написал инструкцию для детей. Но если на таком уровне действует взрослый - дело плохо: он не видит доступных зрелому сознанию полутонов и красок Внешнего Мира, но, в отличие от ребенка, может обладать реальной властью к его изменению.
Девиз: Я знаю, как надо.
Достоинство: снижает тревогу осмысления сложных (ни плохих - и ни хороших, т.е.реальных) объектов.
Недостаток: Внешний Мир воспринимается неадекватно, потому что он НЕ черно-белый.Галич предупреждал: «бойтесь тех, кто знает, как надо». Деление на «плохих» и «хороших» всегда ведет к конфликтам и, в конечном итоге, к войне. Мы были на грани 3-ей Мировой, когда «хорошие» коммунисты насмерть противостояли «плохим» империалистам - и наоборот. Все - с самыми лучшими намерениями по Спасению Мира. К счастью, большинство землян было не в курсе конкретной хроники спасения (все то, что могло взорваться, но по счастливой случайности - или жертвенной мужественности - не взорвалось). Теперь вот исламские экстремисты «знают как надо». Остальные - уже воочию - пожинают плоды террора.
Заболевание - ПОГРАНИЧНОЕ (borderline) РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ. (Разъяснение: «пограничное» не значит возникшее в результате перехода государственной границы. Не значит оно также некое промежуточное, смазанное состояние. Это качественно выделяемое расстройство на границе между неврозом и психозом).

7. ДИССОЦИАЦИЯ . Мак-Вильямс сомневалась, куда отнести эту защиту - к низшим или высшим. Для высших не подходит «неразделимость Я»: диссоциирует (временно изменяется) вся личность в целом. Для низших не подходит ее «ненормальность»: все другие низшие защиты в разумных объемах естественно используются каждым в повседневной жизни, а диссоциация, по определению, происходит лишь в особых, экстремальных условиях. Вот тут позвольте частично не согласиться. Диссоциация как ролевое поведение в ярко игровом стиле есть нормальный способ функционирования личности гистрионного (театрального, истерического) типа (см. Лекцию №4), а таких среди нас немало, и они вполне в норме, если только не заболеют личностным расстройством.
Девиз: по Пушкину - Что наша жизнь - игра! или, по Шекспиру - Жизнь - игра, а люди в ней - актеры .
Достоинство: вносит радость и осмысленность во взаимодействие Личности с Внешним Миром.
Недостаток: можно «заиграться» и запутаться. Тогда роли становятся неадекватными или же выходят из под контроля. Контакт с Внешним Миром ухудшается: стимулы не опознаются, реакции неверны.
Заболевание: ГИСТРИОННОЕ (истерическое) РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ДИССОЦИАТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (непроизвольная диссоциация от незначительного стресса), МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ (тяжелая патология, когда ролевые субличности не осознают друг друга).

Переходим к защитам ВЫСШЕГО УРОВНЯ . По Мак-Вильямс их шестнадцать . Это сколько ж места надо! Хозяин мне голову оторвет! (Проекция? Проективная идентификация?) Есть выход: Вы, Дорогой Друг, почитаете блистательную Мак-Вильямс самостоятельно, а Здесь и Сейчас я представлю высшие защиты чисто символически.

1. РЕПРЕССИЯ (ВЫТЕСНЕНИЕ). Пустяки, дело житейское! (См. Защиту Карлссона в Лекции №4)
2. РЕГРЕССИЯ . - А я маленький такой! (см. там же)
3. ИЗОЛЯЦИЯ . - Не тронь Ребенка! «Ребенок» - эмоциональная сфера, поскольку здесь прячется не вся Личность, как в ПРИМИТИВНОЙ ИЗОЛЯЦИИ, а только ее эмоциональная часть. Цель - изолировать неуместный или травмирующий аффект (сильную эмоцию), чтобы не быть захлестнутым им. Имеет ТРИ ПРОИЗВОДНЫХ ЗАЩИТЫ:
4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - бесстрастно описывает аффект, не переживая его;
5. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - объясняет аффект или его фрустрацию по принципу Хорош виноград, да зелен ;
6. МОРАЛИЗАЦИЯ - оправдывает аффект (гнев, ненависть, жестокость и т.д. - то, что нуждается в оправдании).
7. КОМПАРТМЕНМЕНТАЛИЗАЦИЯ (РАЗДЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ). Удивительное сосуществование двух противоположных действий или идей, каждая из которых осознается, а противоречие между ними - нет. Пример: учитель-педофил.
8. АННУЛИРОВАНИЕ (UNDOING). Покаяние, например. (Все же хорошая штука - религия! Сколько защит обеспечивает!)
9. ПОВОРОТ ПРОТИВ СЕБЯ . Любимая защита ДЕПРЕССИВНЫХ и МАЗОХИСТИЧЕСКИХ личностей. Негативный аффект от недостижимого или опасного объекта (Бог, родитель, начальник, президент и т.д.) переносится на себя: «Это я виноват, что отец - алкоголик, начальник постоянно недоволен, в стране бардак, и всю неделю идет дождь».
10. СМЕЩЕНИЕ . Уже лучше: негативный аффект бьет не по Вам, а по другому объекту - живому или неживому. Просто учитесь автоматически выбирать подходящий объект. Если аффект тревоги сместился в метро или в паука - развивается фобия. А вот если гнев на жену или начальство затратить на вскапывание огорода или приведение в порядок рабочего стола - это то, что надо.
11. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ . В стремлении «быть хорошим» вы отрицаете «плохие» чувства: гнев, ненависть и т.д., и перерабатываете их в противоположные - доброжелательность, любовь. Похвально. Но не учитывает природу Человека, который, к примеру, к одному и тому же объекту испытывает одновременно и любовь, и ненависть. Выбирая только одно, например, любовь, и «подгоняя» к нему другое, вы рискуете получить что-то вроде ЛЮБВИ ДО СМЕРТИ или ДРУЖБЫ ДО ГРОБОВОЙ ДОСКИ. Если постоянно возникнет желание отсекать альтернативы, вспомните Кролика. Обсессивно-компульсивныйКролик предлагал Винни-Пуху на завтрак мед или сгущеное молоко. «И то, и другое!» - радостно отвечал не отягощенный патологией Пух. Надеюсь, я тоже не отягощен, поэтому быстренько заканчиваю:
12. РЕВЕРСИЯ - с субъекта на объект, и обратно; например, депрессивный (личностная особенность) психотерапевт, помогающий пациенту преодолеть клиническую депрессию, сам получает облегчение;
13. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - от «идентификации с агрессором» до зрелых форм, способствующих развитию Вашей Личности;
14. ОТРЕАГИРОВАНИЕ - освобождение от беспокоящих внутренних импульсов; от примитивного «Сам дурак» до развитых и социально приемлемых форм (регулярные занятия спортом, например);
15. СЕКСУАЛИЗАЦИЯ (ИНСТИНКТУАЛИЗАЦИЯ) - кто спорит: здоровый секс - всегда хорошо!
16. СУБЛИМАЦИЯ - высшая из высших защит: перевод беспокоящих импульсов и аффектов в творчество.

Уффф... Всё! Теперь читайте Мак-Вильямс, а я пошел: не все же сублимировать, так и заболеть недолго! Запомните: использование только одной защиты, пусть и высшей, ведет к патологии. Чем больше «защит» (а на самом деле это просто разные способы взаимодействия Личности с Миром), тем богаче и устойчивей Личность. В интересах пациентов Кот-Супервизор просто обязан активно применять не менее пяти высших защит ежедневно!

P.S. Вчера, когда я описывал Низшую Защиту №5 (проекция-интроекция-проективная идентификация), то никак не мог вспомнить действующее лицо «Мастера и Маргариты», которое как раз и «обрабатывал» Иешуа. Назвал его «наместник Рима». Вспомнил только сегодня: «Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». А ведь это - рефрен, самые «заряженные» слова романа Булгакова. ВЫТЕСНИЛ. Думаю потому, что бессознательно не хотел анализировать Иешуа, сопоставлять добро и любовь с «проективной идентификацией». Я и сейчас думаю, что формально я прав, но этически?..
Так вот, защиты действуют втихую, бессознательно. Если процесс осознается - это уже не защита (так, по крайней мере, по Мак-Вильямс). Тогда интересно, как же я буду применять по 5 высших защит ежедневно, если не должен осознавать этого? Вопрос к Хозяину!


Top