Какие русские традиции есть в рассказе левша. Русский национальный характер в произведениях Н.С.Лескова («Очарованный странник», «Левша»)

То первый писатель, который приходит ему на ум - это, конечно, Федор Михайлович Достоевский. Второй портрет, появляющийся перед внутренним взором отечественного книгочея, - это лицо Льва Николаевича Толстого. Но есть один классик, о котором в этом контексте, как правило, забывают (или не так часто упоминают) - Николай Семенович Лесков. А меж тем его сочинения тоже насыщены «русским духом», и они также открывают не только особенности отечественного национального характера, но и специфику всей русской жизни.

В этом смысле особняком стоит рассказ Лескова «Левша». В нем с необычайной точностью и глубиной воспроизведены все изъяны устройства отечественного быта и все геройство русского народа. У людей, как правило, сейчас нет времени на чтение собрания сочинений Достоевского или Толстого, но они должны найти время, чтобы открыть книгу, на обложке которой написано: Н. С. Лесков “Левша”.

Сюжет

Повествование начинается предположительно в 1815 году. Император Александр Первый, совершая вояж по Европе, навещает и Англию. Англичане очень уж хотят удивить государя-императора, а заодно и похвастаться умениями своих мастеров и несколько дней водят его по разным помещениям и показывают всевозможные удивительные вещи, но главное, что они припасли на финал - филигранная работа: стальная блоха, умеющая танцевать. Притом она настолько мелкая, что без микроскопа ее никак не рассмотреть. Наш царь очень удивился, а вот его сопровождающий - донской казак Платов совсем нет. Он, наоборот, все время бухтел, что наши, мол, могут не хуже.

Вскорости умер, и на престол взошел который случайно обнаружил диковинную вещь и решил-таки проверить слова Платова, снарядив его к тульским мастерам в гости. Казак приехал, проинструктировал оружейников и отправился восвояси, пообещав вернуться через две недели.

Мастера, в числе которых был и Левша, удалились в дом к главному герою сказа и что-то там творили две недели, вплоть до возвращения Платова. Местные жители слышали бесперебойный стук, а сами мастера за это время так из дома Левши ни разу не вышли. Они превратились в затворников, пока работа не была сделана.

Приезжает Платов. Ему выносят ту же блоху в коробочке. Он в бешенстве кидает в карету первого попавшегося под руку умельца (им оказался левша) и едет в Петербург к царю «на ковер». Конечно, Левша попал к царю не сразу, его предварительно избили и подержали недолго в тюрьме.

Блоха предстает перед светлыми очами монарха. Он смотрит-смотрит на нее и не может понять, что же сделали туляки. И государь, и придворные его бились над секретом, потом царь-батюшка велел пригласить Левшу, а тот ему и говорит, что надо, мол, взять и посмотреть не на всю блоху, а только на ее ноги. Сказано - сделано. Оказалось, что туляки подковали английскую блоху.

Тут же диковинка была возвращена англичанам, а на словах было передано примерно следующее: «Мы тоже кое-что можем». Здесь сделаем паузу в сюжетном изложении и поговорим о том, каков образ Левши в сказе Лескова Н. С.

Левша: между оружейником и юродивым

Внешность Левши свидетельствует о его «надмирности»: «косой левша, на щеке а на висках волосья при ученье выдраны». Когда Левша прибыл к царю, то одет он был тоже весьма своеобразно: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван». Говорил с царем так, как есть, не соблюдая манер и не подхалимствуя, если не на равных с государем, то уж точно без страха перед властью.

Люди, которые хоть немного интересуются историей, узнают этот портрет - это описание древнерусского юродивого, он никогда и никого не боялся, потому что за ним стояла христианская Правда и Бог.

Диалог Левши и англичан. Продолжение сюжета

После небольшого отступления снова обратимся к сюжету, но при этом не будем забывать образ Левши в сказе Лескова.

Англичане так были восхищены работой, что потребовали мастера к ним подать, не медля ни секунды. Царь уважил англичан, снарядил Левшу и с провожатым отправил к ним. В вояже главного героя в Англию есть два важных момента: разговор с англичанами (рассказ Лескова «Левша», пожалуй, наиболее занимателен в этой части) и то, что предки в отличие от русских, не чистят дуло ружей кирпичами.

Почему англичане хотели оставить у себя Левшу?

Земля русская полна самородков, и на них не обращают особого внимания, а в Европе сразу видят «алмазы неграненые». Английская элита, один раз посмотрев на Левшу, сразу же смекнула, что он гениален, и решили господа нашего человека у себя оставить, выучить, вычистить, обогатить, но не тут-то было!

Левша им сказал, что оставаться в Англии не желает, алгебре учиться не хочет, ему хватает его образования - Евангелия и «Полусонника». Денег ему не надо, женщин тоже.

Левшу с трудом уговорили погостить еще немного и взглянуть на западные технологии производства ружей и других вещей. Новейшие технологии того времени нашего умельца мало интересовали, а вот к хранению старых ружей он отнесся очень внимательно. Изучая их, Левша понял: англичане не чистят дуло ружей кирпичами, что делает орудия более надежными в бою.

Несмотря на это открытие, главный герой сказа все равно сильно тосковал по Родине и просил англичан отправить его поскорее домой. По суше нельзя было посылать, ибо Левша не знал никаких языков, кроме русского. По морю плыть осенью тоже было небезопасно, ибо оно неспокойно в это время года. И все-таки снарядили Левшу, и он поплыл на корабле до Отчизны.

Во время путешествия он нашел себе собутыльника, и они с ним весь путь пили, но не от веселья, а от скуки и страха.

Как бюрократия убила человека

Когда друзей по кораблю ссадили на берег в Питере, то англичанина направили туда, где положено быть всем иностранным гражданам, - в «посланнический дом», а Левшу пустили в больном состоянии по бюрократическим кругам ада. Ни в одну больницу города не могли его пристроить без документов, кроме той, куда свозят умирать. Мало того, разные чиновники говорили, что надо Левше помочь, но вот беда: никто ни за что не отвечает и никто и ничего сделать не может. Так и умер левша в больнице для бедных, и на устах у него была только одна фраза: «Скажите царю-батюшке, что ружья нельзя чистить кирпичами». Он ее все-таки сказал одному из служителей государя, но до вседержителя она так и не дошла. Догадаетесь, почему?

Это почти все по теме «Н.С. Лесков «Левша», содержание краткое».

Образ Левши в сказе Лескова и модель судьбы творческого человека в России

После прочтения произведения русского классика невольно напрашивается вывод: надежд выжить у творческого, гениального человека в России просто нет. Его либо нехристи-бюрократы замучают, либо он сам себя изнутри уничтожит, и не потому, что у него есть какие-то нерешенные а потому что русский человек не способен просто жить, его доля - погибать, сгорая в жизни, как метеорит в атмосфере земли. Вот такой вот выходит образ Левши в сказе Лескова противоречивый: с одной стороны, гений и умелец, а с другой стороны, человек с серьезным разрушительным элементом внутри, способный на самоликвидацию в условиях, когда этого меньше всего ждешь.

Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.

Результатом анализа произведения становится выделение следующих черт русского национального характера, таких как:

Доброта

Патриотизм

Сострадание

Трудолюбие

Бескорыстие

Суеверность.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Русский национальный характер в сказеН.С. Лескова «Левша»
Таскина Елена ВладимировнаМБОУ СОШ № 183имени Р. Алексеева г. Н. Новгородаучитель русского языка и литературы
Проблема русского национального характераРебята, а какие типичные черты русского человека вы знаете?
Вопросы:
1.Чем император Николай I отличается от своего предшественника Александра I ? (глава 4)
2. Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, с какой целью обращается Платов за помощью к тульским мастерам?(главы 4-5)
3. Найдите в тексте детали портретной характеристики Левши? (6 глава)Как они воплощены в иллюстрациях к лесковскому сказу?4. Зачем перед работой тульские мастера отправились в Мценск, к древней иконе св. Николая? Какая из черт русского национального характера проявилась здесь? (глава 7)
5.Расскажите, в чем сумели русские мастера превзойти англичан? (глава 13)
6. Что произошло с Левшой на царском приеме?Рассмотрите иллюстрацию Кукрыниксов, скажите, почему левша изображен в таком виде?Почему при работе с блохой левша не использовал микроскоп? Как это характеризует главного героя?(главы13-14)
«Левша». Художники Кукрыниксы
7.Чем левша удивил англичан? (глава 15)О каких чертах русского характера идет речь?
8. Почему левша не остался в Англии и заторопился домой?Какой государственный секрет он узнал?Какую тайну английского оружия он понял?(глава 16) Как это характеризует главного героя?
9. Что случилось с левшой на корабле? (главы 16-17)
Левша, аглицкий полшкипер и черт из пучины, он же «морской водоглаз».
10. Как родная земля встретила левшу? (глава 18-19)Смог ли полшкипер помочь главному герою? (глава 19)О чем больше всего беспокоился левша перед смертью? (глава 19)
Подумайте: почему погиб герой?
11. Лесков говорил: «…там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.(глава 20)
Черты русского национального характера:
- доброта- лень- патриотизм - сострадание - трудолюбие - бескорыстие вера - суеверность
Мультфильм «Левша»рисованный, 42 мин. Союзмультфильм, 1964 г.
режиссер-постановщик
Иван Иванов - Вано
режиссер
Владимир Данилевич
сценарист
Иван Иванов - Вано
художники-постановщики
Анатолий Курицын, Марина Соколова, Аркадий Тюрин
Кадры из мультфильма
Режиссер
Cepгeй Oвчapoв
Актеры
Hикoлaй Cтoцкий, Влaдимиp Гocтюхин, Лeoнид Куpaвлeв, Юpий Якoвлeв, Лeв Лeмкe, Hикoлaй Лaвpoв, Aлeкcaндp Cуcнин, Cepгeй Пapшин
Производство
Ленфильм
Фильм «Левша»
Год
1986
Урок окончен.Спасибо за внимание!
Проблема русского национального характера
Словарная работа:
Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.Русские – восточнославянский народ, составляющий основное население России.Национальный – принадлежащий, свойственный данной нации, выражающий ее характер. (нация – страна, государство)Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. С. И. Ожегов. Словарь русского языка.
Вопросы
« Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил…»« …брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже.»(Глава 4)
Вопросы
Николай I
Н.В.Кузьмин Иллюстрация к сказу «Левша»
«…косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…» (глава 6)
Вопросы
«…св. Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «Мценский Никола» в особенности, и ему – то туляки и пошли поклониться.» (глава 7)Черты русского характера: вера, надежда.
Вопросы
Англичане были очень удивлены, что левша не образован («арихметики мы нимало не знаем»), что простой народ в России читает только две книги: Псалтырь и Полусонник, что перед тем, как жениться, необходимо прислать в дом невесты «разговорную женщину».
Черты русского характера: Лень, необразованность, вера, суеверность и др.
Вопросы
Умирая, Левша «одно только мог внятно выговорить» - чтобы ружья кирпичом не чистили, а то «храни Бог войны, они стрелять не годятся». И последние слова забытого и никому не нужного героя – тоже о благе родины.
Вопросы
Левша - один из многих талантливых русских людей.
Левша - это символ русского народа.
Вопросы
Источники информации:http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0246.shtmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Лесков,_Николай_Семёновичhttp://www.dennimm.narod.ru/levsha_image.htmlhttp://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3407/online/http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=681

В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха. Однако Платов не поверил, когда увидел все ту же блоху в бриллиантовом орехе, будто тульские мастера смогли сделать что‑то лучше англичан. Он рассердился, думал, что его хотят провести, и по иронии судьбы взял с собой в Петербург левшу, ведь если что‑то будет не так, то найдется кому за все ответить.

И вот левша в Петербурге. Он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше. Сначала Платов потрепал его за волосы за то, что якобы мастера испортили редкостную вещь, но потом, когда разобрались, левша был приглашен во дворец и лично от государя выслушал похвалу и был расцелован им.

Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера за неимением «мелкоскопа» по причине бедности делали всю деликатную работу, потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить. За такую службу левшу поблагодарили и отправили в Лондон, чтобы показать англичанам, что русские мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше. И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне.

Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

Однако погостить за границей все же согласился. Он насмотрелся на их житье и на работы, уделял особое внимание тому, как новые и как старые ружья делают, и в каком состоянии они хранятся. Однако такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и англичанам пришлось его отпустить. На корабле он познакомился с полшкипером, с которым стали держать пари кто кого перепьет. Из этого, конечно, ничего хорошего не получилось. Полшкипера отвезли «лечить» в посольский дом на набережной, а левшу свалили пьяного на пол в квартале. Не найдя никаких документов, его ограбили, сияли золотые часы, пальто. Он попал в Обуховскую больницу, где принимают умирать. Но, умирая, левша не думал о себе. Единственное, чего он хотел; так это увидеть государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичом. С этими словами на устах и умер тульский мастер.

Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха. Однако Платов не поверил, когда увидел все ту же блоху в бриллиантовом орехе, будто тульские мастера смогли сделать чтото лучше англичан. Он рассердился, думал, что его хотят провести, и по иронии судьбы взял с собой в Петербург левшу, ведь если чтото будет не так, то найдется кому за все ответить.

И вот левша в Петербурге. Он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше. Сначала Платов потрепал его за волосы за то, что якобы мастера испортили редкостную вещь, но потом, когда разобрались, левша был приглашен во дворец и лично от государя выслушал похвалу и был расцелован им.

Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера за неимением «мелкоскопа» по причине бедности делали всю деликатную работу, потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить. За такую службу левшу поблагодарили и отправили в Лондон, чтобы показать англичанам, что русские мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше. И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне.

Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

Однако погостить за границей все же согласился. Он насмотрелся на их житье и на работы, уделял особое внимание тому, как новые и как старые ружья делают, и в каком состоянии они хранятся. Однако такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и англичанам пришлось его отпустить. На корабле он познакомился с полшкипером, с которым стали держать пари кто кого перепьет. Из этого, конечно, ничего хорошего не получилось. Полшкипера отвезли «лечить» в посольский дом на набережной, а левшу свалили пьяного на пол в квартале. Не найдя никаких документов, его ограбили, сияли золотые часы, пальто. Он попал в Обуховскую больницу, где принимают умирать. Но, умирая, левша не думал о себе. Единственное, чего он хотел; так это увидеть государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичом. С этими словами на устах и умер тульский мастер.

Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

Русский характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша». Николай Семенович Лесков - обладатель удиви­тельно многогранного таланта. В его творчестве мно­жество тем, стилистика отличается пестротой и жи­востью. Одна из наиболее важных тем в контексте творчества писателя - русские характеры. И в про­изведении «Сказ о тульском косом Левше и о сталь­ной блохе» представлен один из наиболее характерных для русского народа характеров - талантливый му­жик, самородок.

Для произведений Лескова характерно творческое отношение героев к труду. Артистизм в труде харак­терен и для рассказа «Левша», и для главного героя этого рассказа, тульского мастера. Тема легкости, артистичности труда сохраняется в «Левше» - в рас­сказе, демонстрирующем трудовую удаль и размах простого русского человека. Трудовая виртуозность в рассказе становится подлинным художеством, арти­стичностью. Но с горькой иронией Лесков подчерки­вает в этой трудовой умелости черты чудачества. Ре­зультат чудодейственного трудового мастерства бесполезен, и, демонстрируя творческие возможнос­ти, творческую фантазию, артистическую умелость простого русского человека в труде, сюжет лесков­ского произведения показывает в то же время, как не­умно, нерационально, бессмысленно используется при существующем социальном строе народная та­лантливость. По сути, лесковский Левша, удиви­тельно талантливый человек, попусту растратил свое дарование. Об этом говорит и трагический финал рас­сказа: Левша умирает в больнице.

Левша - поистине народный русский характер, мастерски изображенный пером Лескова. Лесков, тонкий знаток русского народа, сумел отразить все характерные особенности жизни и натуры русского человека.

В рассказе о Левше ярко выступает критический настрой писателя по отношению к действительности самодержавной России. Страшен показанный Леско­вым контраст: простой мужик, оружейник, беспоко­ится об интересах страны, народа, государства; власть имущие же ко всему этому равнодушны, без­различны, они предпочли подковать блоху, дабы взять верх над иностранцами в «чудачестве».

В образе Левши, как уже говорилось, Лесков по­казал характерный тип русского человека.

На мой взгляд, это замечательное произведение Лескова можно назвать иллюстрацией к мысли Н. Фе­дорова: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех…». Левшу погубила именно разъединенность людей. Каждый, от кого зависела его судьба, преследовал лишь собственные цели. Без единения людей, при отсутствии у них единых бла­гих целей даже такие большие таланты растрачива­ются впустую.


Top