Женские институты. Лучшие женские университеты мира Первое образовательное учреждение для женщин

Первое упоминание о женском образовании на Руси относится к далекому 1086 году — именно тогда сестра великого князя Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре школу для девочек. Княжна лично обучала юные дарования пению, чтению, чистописанию, швейному делу и «иным полезным им знаниям».

Другой известной фигурой, сыгравшей важную роль в просвещении девочек, является Евфросиния Полоцкая, дочь витебского князя Святослава Всеславича. Когда княжне было 12 лет, отец захотел выдать ее замуж, но своенравная дочь тайно приняла постриг в монастыре и навсегда отказалась от светской жизни.

Евфросиния, получившая хорошее домашнее образование, выступала за то, чтобы все монахини умели читать и писать. Поэтому в основанном ею женском монастыре работали библиотеки, классы и даже скрипторий — мастерская по переписке рукописей.

Кстати, обучаться в монастыре могли не только монахини, но и мирянки.

В конце XIX века вышла в свет книга председательницы общества для содействия высшим женским курсам Елены Лихачевой: в ней автор указала, что на Руси женщины учились и учили в теремах и монастырях, а «образование мужского и женского пола шло у нас более или менее рука об руку». Кроме того, в богатых семьях «устав каждодневной жизни требовал от женщин чтения как душеспасительного подвига».

Традиции женского образования были прерваны монгольским нашествием и установлением ига на Руси. Потребовалось несколько веков, чтобы девушки снова стали обучаться чтению и письму.

Танцы и акушерские школы

В 1717 году Петр I посетил женское учебное заведение во французской деревне Сен-Сир. Вернувшись домой, великий реформатор принял решение создать училище для девочек (в те времена женское образование не входило в общую образовательную систему, а существовало лишь благодаря частной инициативе). Вскоре Петр I издал указ, согласно которому монахини должны были «воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам».

Однако указ российского лидера мало изменил ситуацию: образованными оставались в основном лишь девушки из богатых семей, к которым учителя приходили на дом.

С приходом к власти Елизаветы Петровны в стране появились первые акушерские школы для представительниц прекрасного пола, а вскоре — частные пансионы (в некоторых пансионах девочки и мальчики обучались вместе). «Модными» женскими уроками стали танцы, рисование, музыка, чтение.

Появление амазонок

Первым в России государственным женским учебным заведением стал Смольный институт, основанный по указу Екатерины II. Впоследствии французский просветитель Вольтер назовет Смольный институт «батальоном амазонок».

После смерти Екатерины II женское образование и воспитание перешли в руки императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. «Мария Федоровна ежедневно приезжала в институты, внимательнейше просматривала «личные дела» каждой воспитанницы, их тетради, сочинения, материалы, по которым преподавали учителя, — пишут Эдуард Днепров и Раиса Усачева в пособии «Женское образование в России». — Мимо нее не проходили назначения и увольнения не только начальниц, классных дам и учителей, но даже писарей, сторожей, прачек и трубочистов».

Упражнения в науках и супружеская любовь

При Марии Федоровне главной настольной книгой в женских учебных заведениях становится сочинение немецкого педагога Кампе «Отеческие советы моей дочери». Согласно произведению, девушки должны быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства». «Не было примера, чтобы ученость женщины послужила ей на пользу, — писал педагог. — Мужу такой жены не нужно». Кстати, немцу вторил журнал «Вестник Европы»: «Упражнения в науках и словесности есть ли необходимая принадлежность женщин? Не охладит ли любовь к словесности в женщине любви супружеской?

Захочет ли ученая женщина заниматься мелочами хозяйства? Имея мужа, не столь просвещенного, не нарушит ли иногда закон, предписывающей ей подчинение и покорность?»

Таким образом, при Марии Федоровне внимание в женских учебных заведениях уделялось в основном воспитанию, а не самому образованию. Кроме того, императрица была резко против того, чтобы «высшие» сословия сидели за партами вместе со «средними». Девушки из бедных семей и вовсе не допускались к обучению.

И богатым, и бедным

В 1855 году на престол вступил Александр II, который в истории остался с прозванием Освободитель. Вскоре после присяги новоиспеченному императору был представлен доклад министра народного просвещения Авраама Норова. «В системе народного образования по сие время преимущественное внимание правительства обращено было на образование мужского пола, — сообщал Норов. — Институты для девиц, обязанные существованием своим попечениям особ августейшего дома, предназначены для ограниченного числа дочерей дворян и чиновников… Поэтому учреждение открытых школ для девиц в губернских и уездных городах и даже больших селениях было бы величайшим благодеянием для отечества и, так сказать, довершило бы великую и стройную систему народного образования, обнимая собою всеобщие и специальные нужды всех состояний и обоих полов».

Александр II провел ряд реформ, направленных на создание всесословных женских школ. Кстати, желание императора обучить грамоте представительниц и высшего, и низшего классов встретило широкое непонимание в кругу бедняков.

Несостоятельные отцы отказывались отдавать своих дочерей учиться, заявляя, что «никакой пользы от женских школ они не предвидят». Однако спустя несколько лет всесословные женские открытые школы стали распространенным явлением.

В 1860-х годах у женщин в России возникла потребность в получении высшего образования. Спустя некоторое время в столице начали формироваться кружки, выступающие за то, чтобы представительницы прекрасного пола могли обучаться в университетах и получать степени наравне с мужчинами. За равноправие полов в сфере образования активно выступал русский педагог Константин Ушинский.

Именно Ушинский, кстати, добился того, чтобы в женских школах не игнорировались естественно-научные дисциплины, больше внимания обращалось на изучение родного языка, а самих учениц не рассматривали исключительно как будущих хозяек и добрых матерей семейства. Кроме того, педагог искренне не понимал, почему в России мало женщин-преподавательниц.

«Личные мои наблюдения над преподаванием женщин в школах убедили меня вполне, что женщина способна к этому делу точно так же, как и мужчина, и что если женское преподавание в иных местах (как, например, во Франции) слабее мужского, то это зависит единственно от малого приготовления женщин к учительскому делу и от того стесненного положения, в которое ставят учительницу закон и общественное мнение», — писал Константин Ушинский.

Паровозостроение и студентки

Первое высшее учебное техническое заведение для девушек в Российской империи начало свою работу 28 января 1906 года. На Женских политехнических курсах было четыре отделения: архитектурное, инженерно-строительное, электромеханическое и химическое. Директор курсов Николай Щукин (которого с любовью называли «отцом русского паровозостроения») тщательно выбирал преподавателей для студенток, следил, чтобы девушкам не оказывали послаблений в силу их пола.

После окончания курсов выпускницы выходили из стен альма-матер без какого-либо звания — лишь с правом преподавания в школе.

Только в 1911 году, когда вышел закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц», курсы получили статус вуза. Выпускницы стали допускаться к экзаменам «в комиссиях для лиц мужского пола».

С приходом к власти большевиков Женские курсы оказались расформированными и получили статус государственного учебного заведения с совместным обучением.

«Новая женщина» и портняжное дело

Сразу после Октябрьской революции женщины получили целый спектр прав: право самостоятельно выбирать место обучения, место жительства и профессию (а с 1920 года девушки получили право легально делать аборт). Благодаря революционерке в обществе заговорили об образе «новой женщины» — грамотной, начитанной, свободолюбивой, отрицающей патриархальные ценности. Сама Коллонтай активно выступала за то, чтобы девушки, имеющие детей, могли спокойно посещать вечерние школы, кружки, занятия по рукоделию и портняжному делу.

Большевики уделяли большое внимание ликвидации безграмотности среди колхозниц и работниц совхозов; Владимир Ленин не раз высказывал мечту о том, чтобы каждая советская девушка могла спокойно читать издаваемые в те времена книги и журналы.

В СССР благодаря политике всеобщего обязательного обучения, открытию большого количества школ и вузов женское образование перестало уступать по уровню мужскому.

Официально, то есть по инициативе власти, получать образование девочки в России начали при : в 1724 году он издал указ, предписывавший монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте. А девочек - еще и шитью и прочему рукоделию в обязательном порядке.

Через 30 лет по указу императрицы были открыты специальные школы для девочек - правда, с очень узкой специализацией: акушерские. В это же время в столице появились частные пансионы, где молодых барышень воспитывали в рамках существовавших тогда правил светского этикета.

Огромным прорывом в женском образовании в России стало появление . «Воспитательное общество благородных девиц» открылось по указу 5 мая 1764 года, и туда поступило 200 воспитанниц. Как и любая образовательная организация, Смольный начал постепенно расширяться. Уже 13 января 1765 года при нем открыли училище для 240 юных девушек «мещанского звания». Позже появились и народные училища, куда формально принимали учащихся «обоего пола», но обучение девочек в публичных школах все еще считалось непристойным.

После смерти Екатерины II женским образованием, а точнее, его зачатками, начало заниматься Ведомство учреждений . Все курсы, школы и училища для девушек, которые находились под контролем ведомства, во-первых, давали только среднее образование, во-вторых, больше внимания уделяли нравственному воспитанию - серьезным наукам девушек не обучали. При в губернских городах стали появляться школы, образовательная программа которых была приближена к гимназической. После 1858 года по проекту Ивана Вышнеградского начали открываться более продвинутые женские училища - но это все еще не было высшим образованием.

А вот в 1860 году Российская империя вплотную подобралась к реформам: женщины стали впервые приходить на университетские лекции. Министерство народного просвещения в 1863 году отправило в университеты запрос, можно ли допускать женщин к посещению лекций и к экзаменам (соответственно, могли ли они получать ученые степени наравне с мужчинами). Ответом был категорический отказ - 23 голоса против 2. Этими одинокими сторонниками женского образования были Харьковский и Киевский университеты. Они предлагали допустить женщин к обучению официально, в качестве студентов, со всеми правами и обязанностями, а также присваивать им ученую степень. Петербургский и Казанский университеты предложили компромисс - допустить к обучению женщин как вольнослушателей. При этом в Петербургском университете считали, что диплом должен давать женщинам только право на медицинскую практику и работу в высших учебных заведениях, тоже женских. Но авантюра не удалась. В 1864 году прекратились даже попытки говорить о женском высшем образовании и на законодательном уровне, и в печати.

В 1867 году российская писательница и публицист Евгения Конради на съезде естествоиспытателей и врачей снова подняла тему необходимости научного образования для женщин. Но полномочий у съезда не было, и идея женского образования так и зависла на стадии обсуждения.

В 1868 году около 400 женщин, в том числе из высшего общества, потребовали устроить лекции и курсы для женщин - написав заявление на имя ректора Санкт-Петербургского университета Карла Кесслера.

В 1872 году профессор Владимир Герье организовал высшие женские курсы в - сначала двух-, потом трехлетние. Существовали курсы за счет вложений самих студенток. Конкуренцию курсам Герье составляли Лубянские, но компромисс был найден: со временем первые стали историко-филологическими, вторые сделали упор на математику и естественные науки. В том же году произошел образовательный прорыв в Петербурге: в Медико-хирургической академии учредили «Особый медицинский курс для образования ученых акушерок». Наконец, в 1875 году правительство наконец пообещало предоставить женщинам высшее образование. Андрей Бекетов, основатель Владимирских курсов и по совместительству дедушка , добился не просто разрешения открыть высшие женские курсы, но и признания их министерством народного просвещения. Главой курсов стал профессор Бестужев-Рюмин, отсюда и их название - Бестужевские.

Среди высших женских курсов, которые начали открываться вслед за Бестужевскими, можно назвать Казанские, Киевские, Сибирские. С 1907 года женщин стали принимать в Петербургский политехнический институт наравне с мужчинами. В 1920-е годы отделы при ЦК по работе среди женщин полностью реализовали право женщин на образование. Женщин наконец стали принимать в университеты и другие высшие учебные заведения (кроме военных училищ) вместе с мужчинами, а также прекратила существование система раздельного обучения в школах.

«История женского образования в России»


3. Характеристика основных женских учебных заведений

3.1 Смольный институт

3.2 Мариинский институт

3.3 Женские гимназии

3.4 Бестужевские курсы

4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.

Заключение

Список использованной литературы


1. Возникновение женского образования в России

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году дочь киевского князя Всеволода Ярославовича Анна (сестра Владимира Мономаха) открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят». В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

В результате, с XI-XIII веках при церквах и монастырях начали учреждаться училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам "отрокам и девицам". Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века. Однако известен интересный случай:

В Тобольске, первая женская духовная школа была основана архиепископом Варлаамом II (Успенским), занимавшим Сибирскую кафедру с 1862 по 1872 годы. Поводом к открытию женского духовного училища послужило прошение студента Тобольской семинарии управляющему Сибирской кафедрой с просьбой, дозволить ему, вступить в брачный союз «с девицею светского звания». На прошение преосвященный наложил резолюцию следующего содержания: «Чтобы впредь не было отпирательств учеников семинарии от вступления в брак с девицами духовного звания, попечительство, в непродолжительном времени, представит свои соображения на открытие училища для девиц духовного звания…». Кроме того, тобольскому архипастырю «нередко почти со слезами горести» приходилось выслушивать «отзывы матерей духовных семейств, что и они сами, а тем более их дети, особенно дочери - жалкие будущие супруги и матери служителей алтаря Господня, не умеют ни читать, ни писать, а потому и не знают не только всех необходимых правил святой религии нашей, но и самых обыкновенных, так необходимых для всякого человека, молитвословий христианских».

Следует отметить, что в результате развития образования, в 1574 году появляется впервые напечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

Так же к XVI веку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» был целиком посвящены вопросам воспитания детей.

А уже в 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы».


2. История женского образования в России

Екатерина II в 1762 году начала свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. Он представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. «Посему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно как избрать средства к тому прямые и основательные. «Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие веки».

Таким образом, начало женского образования в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого был основан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Названный «Воспитательным обществом благородных девиц», Смольный институт вместе с организованным здесь же училищем для малолетних девушек недворянского происхождения («мещанским училищем») должен был стать по задумке императрицы Екатерины II центром женского образования, нацеленного на подготовку будущих «домоводок» и хозяек.

Изданный устав «Общества благородных девиц» 5 мая 1764 года разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в "Общество" в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Так же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах.

В созданных по уставу 1786 года для малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище).

С 1796 года после смерти Екатерины по указу Павла I дела "Воспитательного общества" были переданы в руки его жены Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы Марии - управлению, ведавшему в России до 1918 года

22 декабря 1797 года Мария Федоровна, на собственные средства, открыла в Петербурге училище. Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского сословия, названное вскоре Мариинским институтом. С 1798 по 1807 годы созданы еще четыре аналогичных женских училища в Москве и Петербурге.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

19 апреля 1858 года в Санкт-Петербурге открыто первое в России женское среднее учебное заведение. Оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны (то есть подчинялось Ведомству императрицы Марии) и в ее честь получило название Мариинское женское училище. В1862 году Мариинское училище переименовали в женскую гимназию. В дальнейшем по ее образцу создали женские гимназии в других городах (только в Петербурге к 1866 году открыли семь гимназий с семилетним сроком обучения). Таким образом, основание Мариинской гимназии в Петербурге положило начало существованию всей системы женского среднего образования в России. Стоит отметить, что женские гимназии «Ведомства учреждений императрицы Марии» были платными, причем плата за обучение превышала таковую в мужских гимназиях. К 1911 году в России действовало 35 Мариинских женских гимназий, где учились 16 тысяч воспитанниц.

В первой половине 60‑х годов XIX века начинает развиваться сеть учебных заведений. Первоначальное их название - женские училища первого разряда. Параллельно возникают и неполные средние учебные заведения - училища второго разряда (будущие женские прогимназии).

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях.

С 1872 года в России стали открывать частные женские гимназии. В связи с высокой платой за обучение посещать их могли только дочери состоятельных родителей.

По инициативе и на средства общественности, стали создаваться высшие учебные заведения университетского типа для женщин. Первым женским университетом считаются Бестужевские курсы, основанные в 1878 году профессором А.Н. Бекетовым. К поступающим на курсы предъявлялись высокие требования: принимали лишь тех, кто имел золотую медаль за отличные успехи в женской гимназии. Кроме того, они должны были сдать экзамен на аттестат зрелости в мужской гимназии по латинскому языку и математике, свободно владеть французским, немецким языками. Если в 1878 году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч.

Женские учебные заведения, подобно мужским, также распадаются на три категории - низшие, средние и высшие.

Начальное образование д е вочкам дается совм е стно с мальчиками в начальных народных школах и других подобных заведениях; сравнительно р е дко, преимущественно в городах, устраиваются школы для д е вочек особо от мальчиков. По данным упомянутого выше сборника статистических св е д е ний, в 1898 г. в начальных училищах Империи училось 1,023,609 д е вочек, что составит 25% общего числа учащихся в начальных школах. В городах учившиеся в начальных школах д е вочки составляли 36,2% всего числа учащихся.

Средние учебные заведения для женщин возникают у нас в царствование Екатерины II, учредившей в 1764 г., по плану Бецкого, «Воспитательное заведение для благородных д е виц». По образцу этого заведения уже в Х VIII стол е тии было открыто н е сколько учреждений сначала в столицах, a зат е м и в других городах. Эти учебные заведения, большею частью закрытые, получили название «институтов»; развитию их в сильной степени сод ей ствовало теплое участие и покровительство Императрицы Марии Феодоровны, супруги Павла I. Управление ими, посл е смерти ее, было передано в 1828 г. в особое IV отд е ление Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, впосл е дствии переименованное в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии.

До половины XIX стол. институты, доступ в которые был открыт только для д е виц дворянского происхождения, являлись единственными средне-учебными заведениями для женщин. Лишь в конц е 50-х годов в министерств е народного просв е щения поставлен был в очередь вопрос об устройств е женских учебных заведений на других основаниях, a именно открытых и с допущением д е виц вс е х сословий. В 1858 г. издано было особое Положение о женских учебных заведениях в е е щения. К 1870 г. в разных городах устроены были, в значительной степени на средства или при сод е йствии городских общественных управлений, до 150 женских училищ в е домства народного просв е щения, преобразованных в гимназии на основах изданного в этом году нового «Положения о женских гимназиях и прогимназиях министерства народного просв е щения». По этому положению женские гимназии состоят из 7-ми годичных курсов, при чем для приготовления учениц к педагогической д е ятельности может быть учрежден 8-й дополнительный класс; женские прогимназии состоят из 3 классов. Окончившим полный курс 8-ми классов и награжденным медалями дается звание «домашних наставниц», не получившим медалей, но удостоенным аттестатами - звание «домашних учительниц»; окончившие только 7 классов получают право на звание «первоначальных учительниц, учительниц народных училищ».

Всл е д за созданием первых открытых женских учебных заведений в е домства министерства народного просв е щения, I V отд е ление Собственной Его Императорского Величества Канцелярии нашло необходимым открыть в своем в е домств е подобные же женские гимназии для приходящих учениц вс е х сословий и в е роиспов е даний; в 1862 г. издан был особый устав, регулирующий устройство и программы этих заведений.

Таким образом, в настоящее время женские средние учебные заведения распадаются на три группы:

I. Женские гимназии и прогимназии в е домства министерства народного просв е щения. В 1898 г. их было 346 с 94,078 учащимися.- II. Институты. В 1898 г. их было всего 32, из которых 10 в С.-Петербург е , 4 в Москв е и 18 в провинции.- III. Женские гимназии в е домства учреждений Императрицы Марии. В 1898 г. их было 30 (из них 10 в С.-Петербург е , 5 в Москв е и 15 в провинции); в этих гимназиях и институтах в 1898 г. было 20,246 учащихся.

Высшие женские учебные заведения возникают в России по инициатив е частных лиц. В 1872 г. учреждены были высшие женские курсы в С.-Петербург е проф. K. H. Бестужевым-Рюминым и в Москв е профессором В. И. Герье. В посл е дующие годы открыты были такие же курсы в Киев е и Казани. В программу курсов введены были преимущественно историко-филологические и физико-математические науки. На курсы принимались окончившие средние женские учебные заведения - гимназии и институты. Допускались также и вольнослушательницы. Учебный курс продолжался 3 года на С.-Петербургских и 2 года на Московских курсах. Курсы развивались весьма усп е шно; число слушательниц постоянно возрастало; к преподаванию были привлечены лучшие ученые силы м е стных университетов. В начал е 80-х годов произошла перем е на в отношениях администрации к высшему женскому образованию. В 1886 г. был закрыт прием на С.-Петербургские курсы; Московские курсы в 1888 г. совершенно закрыты. С.-Петербургские курсы в 1889 г. восстановлены с существенными изм е нениями как в научно-учебном, так и в административном отношениях. По временному положению 1889 г. высшие женские курсы в С.-Петербург е считаются частным учебным заведением, причем однако директор курсов, a также инспектриса, руководящая воспитательною частью, назначаются министерством народного просв е щения. Курсы разд е лены на два отд е ления: словесное и физико-математическое; учебные планы обоих отд е лений утверждаются министерством. Хозяйственною частью зав е дует попечительный сов е т. Число слушательниц ограничено было комплектом в 400 чел., но желающих обучаться на них оказалось так много, что министр народного просв е щения разр е шил в 1896 г. увеличить комплект до 600. Впосл е дствии число слушательниц еще увеличилось: к 1-му янв. 1899 г. на курсах было 916 слушательниц и 44 вольнослушателницы (на историко-филологическом отд е лении - 719, на физико-математическом - 241). При курсах учрежден интернат, в который поступают слушательницы, не им е ющие в С.-Петербург е родителей или родственников, с которыми они могли бы жить. Плата за слушание лекций - 100 руб. в год, живущие в интернат е платят 300 руб. в год.- С 1900 года возобновлены и высшие женские курсы в Москв е .

Педагогические курсы существуют с 1859 г. и состоят из словесного и математического отд е лений. Курс трехл е тний; первые 2 года читаются общеобразовательные предметы. Для упражнения слушательниц, готовящихся в домашние наставницы, при курсах им е ется прогимназия.

Женский медицинский институт. В 1872 году, также по инициатив е частных лиц, в С.-Петербург е возникли женские «врачебно-акушерские курсы». Они были устроены при Военно-Медицинской Академии, причем однако занятия женщин-курсисток происходили совершенно отд е льно от студентов Академии. Ц е лью курсов было поставлено приготовление ученых акушерок. Преподавание производилось профессорами Академии. Курсами зав е довала конференция, Академии под предс е дательством ее начальника; непосредственное же начальство слушательниц составляли почетная инспектриса и ее помощницы. Слушательницами принимались окончившие курс средних учебных заведений с пов е рочным испытанием при прием е . Занятия были рассчитаны на четырехгодичный курс. По окончании его производился выпускной экзамен прим е нительно к экзамену на звание врача. В 1876-1877 г. курсы были отд е лены от Военно-Медицинской Академии и переведены в Николаевский военный госпиталь, образовав самостоятельное учреждение, при чем с т е х пор они получили название «Женских врачебных курсов». Зав е дывание ими, независимо от надзора инспектрисы и ее помощниц, возложено на главного врача госпиталя. Срок обучения вм е сто 4 л е т был установлен пятил е тний. В 1876 г. оканчивающим курс предоставлено право практики по женским и д е тским бол е зням.

Развитие курсов шло весьма усп е шно, что между прочим доказал опыт практического прим е нения знаний курсисток на войн е 1877 г., когда они исполняли ординаторские обязанности и своею энергиею, знаниями и самоотверженностью заслужили общее одобрение профессоров, д е йствовавших на театр е войны. По ходатайству Медицинского Сов е та, в виду заслуг женщин-врачей, им был дарован нагрудный знак «Ж. В.» (женщина-врач), дававший право самостоятельной врачебной практики, a в 1879 г. министру внутренних д е л предоставлено разр е шать выдержавшим испытание слушательницам право врачебной службы в городских, земских и других общественных учреждениях. За время с 1872 по 1882 г. на курсы поступило всего 1.390 лиц; общее число слушательниц на вс е х 5 курсах составляло не мен е е 450.

Под влиянием реакции в отношении к женскому образованию в судьб е врачебных женских курсов наступил кризис: в 1882 г. прием на курсы был приостановлен, и они были постепенно закрыты. С т е х пор в течение 15 л е т женское врачебное образование заглохло, но сознание важности его не изгладилось, и в печати и общественных учреждениях не переставали раздаваться голоса, доказывавшие необходимость восстановления женских врачебных курсов. Лишь в 1892 г. выработан был проект положения о новом учреждении для высшего медицинского образования женщин- «Женского Медицинского Института». Рассмотр е ние этого проекта в Государственном Сов е т е было однако отложено впредь до того времени, когда из частных пожертвований образуется сумма, до-статочная для покрытия расходов по содержанию института. Упомянутый проект был наконец рассмотр е н в 1895 г., и вопрос об открытии Женского Медицинского Института р е шен окончательно. Открытие его состоялось в сентябр е 1897 году. По уставу институт им е ет ц е лью доставить лицам женского пола медицинское образование, преимущественно приспособленное к лечению женских и д е тских бол е зней и к акушерской д е ятельности. Средства института составляются главным образом из частных пожертвований, пособий от городов и земств и платы за учение. Непосредственное управление им и состоящим при нем интернатом вв е ряется директору, назначаемому министерством народного просв е щения; директору в работах по управлению помогают сов е т преподавателей, правление из профессоров и инспекторов и попечительный комитет, назначаемый министром из лиц, могущих сод е йствовать удовлетворению хозяйственных нужд института и увеличению средств его. Курс учения - 5-л е тний; зачет полугодий, полукурсовые и окончательные испытания производятся прим е нительно к правилам, установленным для медицинских факультетов. Окончившим курс дается диплом на звание «женщины-врача» с правом повсем е стной свободной практики. В 1898 г. издан закон, предоставляющий женщинам-врачам права и преимущества государственной службы в отношении пенсий. Этим актом ув е нчивается признание важности женского медицинского образования.

1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ

Мысль о создании в России первого женского учебно-воспитательного заведения, «питомцы которого, вступая в общество, вносили бы в него зачатки гражданских и семейных добродетелей» Учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии: Краткий очерк. СПб. 1906. С.19, принадлежала Петру I. Основав орден св. Екатерины, он хотел устроить под его покровительством одноименное женское училище. С этой целью, будучи во Франции, Петр осматривал в 1717 г. знаменитое женское учебное заведение в Сен-Сире. Но намерение Петра создать женское училище осталось неосуществленным.

Однако Петр все же не оставил мысли о женском образовании. 24 января 1724 г. он издал Указ, в котором предписал «монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам». Этот Указ также отразил лишь намерение, оказав весьма незначительное влияние на развитие женского образования.

Как отмечал известный историк отечественного образования и педагогической мысли П.Ф. Каптерев, «в петровские времена мало понимали все трудности насаждения просвещения». Государству казалось, что стоит только проявить добрую волю, издать Указ - и «просвещение быстро распространится по всей России». Сподвижник Петра I Ф.С. Салтыков полагал, например, что для развития отечественного просвещения надо лишь «велеть во всех губерниях учинить» по одной или две академии по образцу Оксфорда или Кембриджа, «и в те академии собрать мастеров из иных государств, набрать учеников дворянских, купеческих и всяких иных разных чинов», «учинить штраф» за уклонение от обучения. И через семнадцать лет «мы по сему образцу сравняемся со всеми лучшими европейскими государствами».

Петр сочувствовал плану Салтыкова, который таким же скорым, принудительным путем намеревался просветить и женщин - «чтобы женский народ уравнялся с европейскими государствами равно» Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1916. С 124-125..

В целом, несмотря на благие намерения, государство в первой половине XVIII века практически ничего не предприняло для развития женского образования в России. И, тем не менее, женское образование постепенно зарождалось и делало первые шаги. Двумя основными направлениями его развития были домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов. Единичные школы для девочек существовали при церквах: в Москве - при лютеранской церкви (с 1694 г.), в Санкт-Петербурге - при церкви св. Петра (с 1703 г.).

Женское домашнее образование оставалось преобладающим на протяжении почти всего XVIII века. Уровень его был весьма различен, что обусловливалось и разным характером образовательных запросов и высокой стоимостью обучения.

Воспоминания одной из наиболее просвещенных русских женщин того времени княгини Е.Р. Дашковой дают представление о том, что в XVIII веке называлось «превосходным воспитанием»: обучение четырем языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и т.д. «При таком модном внешнем образовании, - пишет Дашкова, - кто бы мог усомниться в совершенстве нашего воспитания? Но что было сделано для того, чтобы облагородить сердце и развить наш ум? Решительно ничего».

Столь же различным - по уровню и характеру - было образование женщин и в разных частных пансионах, которые в середине XVIII века, со времен Елизаветы, получили довольно широкое распространение, особенно в Москве и Петербурге. Основная часть этих пансионов содержалась иностранцами. В некоторых из них девочки и мальчики учились вместе, и при том, по словам Г.Р. Державина, это были дети «лучших благородных людей». Позднее стали преобладать пансионы с раздельным обучением.

Высшее образование в России: история становления и современное состояние

В России, в границах ее современной территории, первыми, наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715)...

История женского образования в России

История становления и развития системы высшего физико-математического образования на Ставрополье 1930-1960 гг.

После Великой Октябрьской социалистической революции ряд новых важных направлений возник в московской математической школе. В дореволюционной России основными центрами математических исследований являлись университеты (Петербургский...

1.1 Роль факультативных курсов в системе высшего профессионального образования Приоритет общечеловеческих ценностей предопределил такое изменение сущности учебного процесса в современной высшей школе...

Особенности системы образования на Северном Кавказе

Положение 1867 г. предусматривало и реформу самих учебных заведений. Так, Ставропольская гимназия была преобразована в полную классическую гимназию и в ней было открыто реальное отделение для горцев...

На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года...

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Существующие подходы к оценке эффективности образовательных программ могут быть сгруппированы различным образом: показатели эффективности и показатели результативности. Обе группы показателей содержат как частные, так и общие показатели...

Педагогическая деятельность выдающихся зарубежных и отечественных художников: Василий Кандинский

В этой главе хотелось бы несколько подробнее рассказать о тех художественных заведениях, куда вложил большую часть себя Василий Васильевич Кандинский. В данном случае можно рассматривать этот вклад как непосредственный вклад в образование...

Педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений

Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это - не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную основу проблема...

Развитие женского образования в России

2.1 Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) Смольный монастырь - любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт - императрицы Екатерины II...

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет - высшее учебное заведение...

Система и структура высшего профессионального образования

Высшее учебное заведение - (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование. Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах...

Система образования Германии

Основу системы обучения в Германии составляют 78 университетов (Universitaet) и приравненных к ним вузов: классические университеты, технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия)...

Социокультурные функции образования

Социокультурная среда высшего учебного заведения - понятие сложное, которое невозможно уяснить, не проанализировав такие понятия, как «социальная среда», «социокультурная среда», «образовательная среда»...


Top