Табель о рангах объекты регламентирования. "Табель о рангах": общая характеристика

«Отныне знатность по годности считать» – это мнение Петра Великого нашло отражение в Табели о рангах 1722 года, ставшем сильным ударом по привилегиям наиболее родовитого дворянства. Речь о полном уравнении сословий не шла, но петровское нововведение официально открыла «путь наверх» талантливым, энергичным и преданным делу выходцам из низов.

Истоки документа

Известно, что Петра 1 с первых лет правления раздражали претензии представителей высшего боярства на различные привилегии и почет, реальными делами не заслуженные. Замечал он и то, что его «худородные», но эффективные помощники (Лефорт, Меншиков, Ягужинский) сталкиваются с почти демонстративным пренебрежением тех, кто делать ничего не умеет и не хочет, но зато имеет родословную «от ».

Изначально Петр подавлял боярскую оппозицию силой, назначая представителей знатных родов шутами и отбирая у них сыновей для службы матросами. Но нужна была более стройная система продвижения «по годности», что давала бы заслуженные привилегии отличившимся на службе и не вызывала бы дворянского недовольства (Петр все-таки был монархом и полагался на дворянство).

Петр воспользовался зарубежным (датским, шведским, французским) опытом и составил сложную таблицу чинов по разным направлениям службы, с определением правил их присвоения и прав и обязанностей получивших чин. Кое-какие предложения внесли адмиралтейская и Военная коллегии, а также ближайшие сподвижники царя, но многие замечания Петр 1 оставил без внимания. Соответствующий указ, известный как раз как «Табель рангов» (или «Табель о рангах» в более позднем произношении) был подписан 24 января 1722 года.

Сущность и назначение чиновничьего ранжира

В указе приводилась таблица, характеризующая 14 чиновничьих рангов, отдельно для армии, флота, придворной и гражданской службы. Ранг не определял конкретных должностных обязанностей чиновника, но только его «уровень допуска». Получить следующий ранг можно было только после определенного срока службы либо за личные заслуги (в исключительных случаях за заслуги можно было «перескочить» и через несколько строк Табели).

Каждому рангу соответствовали определенные обязанности и привилегии чиновника. Его чествовали по рангу, а не по тому, насколько знатного и богатого папеньки он сын. Исключение составляли только князья императорского рода. Требовать более или менее уважения, чем ему полагалось по рангу, чиновник не имел права. Несколько больше прав в сравнении с гражданскими имели военные чины.

Дворяне по рождению имели ряд придворных и экономических прав (в частности, просто являться ко двору и участвовать там в развлекательных «ассамблеях»), но и только. Мало того, достижение определенного ранга (зависело от направления службы) могло дать право на личное (только для себя) или потомственное (с передачей по наследству) дворянство человеку любого происхождения. И он тут же получал все привилегии, какими пользовались всевозможные «рюриковичи». Дворяне по рождению имели некоторые привилегии при продвижении, но незначительные.

Жизнь чиновника регламентировалась и на повседневном уровне. Устанавливалось. Как именно следует к нему обращаться, какой выезд он должен иметь и какой мундир носить (Николай 1, большой любитель мундиров, нарядил в них абсолютно всех служащих, включая гражданских).

Карьерная лестница

Табель о рангах Петра 1 просуществовал до 1917 года, хотя в него вносились многочисленные изменения. Появились казацкие чины, некоторые позиции из Табеля изымались, другие в него вносились… В разное время существовали и различные чины вне ранга (от фельдфебеля и капрала до генералиссимуса). Менялись предписанные рангом правила поведения и способы получения очередного ранга.

Но суть документа оставалась прежней, и в целом он решил поставленную перед ним Петром 1 задачу – повысил социальную мобильность, дал возможность людям способным, но бедным и незнатным, проявлять себя и добиваться высокой оценки своих усилий. Табель о рангах Российской империи стимулировал и дворян к службе, окончательно установив, что генеалогическим древом в России обеспечить себе высокий статус уже невозможно.

Поэтому и сегодня подобные схемы на законодательном уровне приняты в государственной службе. А само словосочетание «табель о рангах» превратилось в устойчивый фразеологизм, обозначающий строгую схему, где каждому определено точное место.

Табель о рангах Петра 1 — это один из ключевых документов царствования этого императора, которые потомки нарекли великим. Несмотря на то, что необходимость его принятия была осознана в начале царствования, сам документ был окончательно сформулирован и опубликован лишь в 1722 году. Разберем кратко этот документ.

Характеристика

Документ начал составляться в 1719 году. Окончательно был принят царем 24 января (4 февраля) 1722 года, такого дата его публикации. Источником для него послужили аналогичные законы в тогдашней Пруссии и Дании. Причины его принятия просты: и без того неповоротливая система государственных должностей Московского государства еще пуще усложнилась в годы правления Петра, и особенно . Не последнюю роль в этом сыграла Северная война, когда недостающие должности попросту придумывались впопыхах.

Император Петр Великий. Годы царствования 1689 — 1725

Кроме того, как вы знаете, в 1682 году было отменено местничество — система содержания должностных лиц государства на основе родовитости. Требовалась новая система, причем преимущественно учитывавшая не только родовитость, но и личную выслугу. А личная выслуга, как известно, зависит, кроме всего прочего, еще и от личных качеств человека.

Табель представляет собой список из 14 рангов. Каждому рангу соответствуют свои чины. В самом документе не раскрыто понятие чин. Поэтому не совсем понятно, соответствует ли оно только должности, или есть некая система чинопроизводства. Наиболее дальновидные, понятно, видят в нем и то и другое.

Все чины делятся на четыре вида: гражданские, военные, морские и придворные. Если вы сравните петровскую Табель с более поздними версиями, то поймете, что и должности и виды служения Отечеству увеличивались с каждым императором.


Табель о рангах. Оригинал документа

Начиная с 14 ранга при Петре, служащие получали личное , а с 8 — потомственное. Ниже мы приводим две версии Табеля: первую на момент принятия, вторую — более справедливую для второй половины XIX — начала XX века.

Значение этого документа трудно переоценить. Он не только создал новую государственную иерархию чинов, должностей, но и сформировал новый социальный слой — чиновничество. Кстати, слой это был не податный.

Текст

Более позднюю версию документа смотрите здесь=>>

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы — с женами брегадиров.

Гоф девицы — с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен — с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком снизу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто, в которой чин и возведен, будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать.

Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы, смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует.

По cему имеют вcе поcтупать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

24.01.1722 (6.02). - Петр I утвердил "Табель о рангах" - роспись военных и гражданских чинов Российской Империи

Обсуждение: 8 комментариев

    Как в СССР, так и в нынешней РФ построение государственной власти жиждется на основе введенной системе Петра 1 (табеля о рангах). Эта система сама по себе очень пагубна и анти государственная, чем естественно и пользуются время от времени враги России! Главенствующий принцип управления нашим обществом, это чинопочитание, то есть достаточно поставить на самый верх иерархической власти "своего человека" и можно вытворять все что угодно. Этим изъяном выгодно пользуются иудеи, проникая во властные структуры в управленческий аппарат. До иудеев были немцы, и где они теперь?

    Похоже, или при переписыванiи изъ оригинала вкрались ошибки, или же оригиналъ составлялъ не очень сведущiй человекъ.
    1. "Преподобно" только черное духовенство
    2. Дьяконъ не можетъ быть "балгословенiемъ", т.к. не никого не благословляетъ. Дьяконъ - "Ваше благовестiе", протодьяконъ и архидьяконъ - "Ваше высокоблаговестiе"
    и т.д.

    Благодарим чтеца Михаила, исправления внесены. Ошибки содержались в указанном источнике - "Имперском курьере".

    Скажите пожалуйста, а для чего Петру 1 был необходим табель о рангах?

    В статье: " ... а чины до XIV и VII классов давали только личное дворянство". Несуразица в тексте, т. к. чинов до XIV класса НЕ БЫЛО.
    В XIX-нач.XX вв. в казачьих войсках были чины генерал-майора,генерал-лейтенанта, генерала от кавалерии (генералы от кавалерии М.И. Платов и П.Н. Краснов и т.д.).

    Несуразица только в предлоге "до", который я убрал. По сути же правильно. В Википедии читаем то же самое: "Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право на личное дворянство)".

    В представленной табели о рангах,отсутствует указание военного и морского звания в классе 5м.Хочу уточнить.В18м веке воинское звание 5го класса было Бригадир.Морское - капитан-командор. Придворное - до 1884г. -камер-фурьер,а с 1884г - церемониймейстер. Помните у Пушкина:"Смиренный грешник Дмитрий Ларин,Господний раб и бригадир, под камнем сим вкушает мир". В последствии это звание было упразднено.Если редактора не затруднит, тогда прошу внести поправку в класс 5й.

Со времен Петра I вплоть до 1917 года, когда в нашей стране произошел коренной переворот в жизни , в Российской империи действовала сложная система служебных разрядов, которые присваивались гражданским и военным служащим. В классической русской литературе часто встречаются такие слова, как титулярный советник, коллежский асессор, без понимания сути которых современному читателю сложно разобраться, какое социальное положение занимает тот или иной персонаж. Многолетнему существованию чинов в царской России положила конец только .

Издание Табели о рангах

Еще в 1713 году в голове царя зародилась мысль о создании аппарата должностных разрядов. Заимствования происходили из таких стран, как Франция, Швеция, Дания и Пруссия. Чем объяснялась необходимость такого шага, как принятие Табели о рангах? Царь Петр Великий стремился создать систему ранжирования придворных служебных разрядов по занимаемым должностям.

Итак, 24 января 1722 года на территории России стала действовать Табель о рангах. Она регламентировала утверждение военных, гражданских и придворных званий, обладатели которых могли получать от государства разные привилегии.

Важно! Для внедрения такой системы были предпосылки экономического и политического характера. Сама система Табели менялась неоднократно на протяжении 195 лет.

Система должностей

Сегодня доподлинно известно, что петровская Табель о рангах представляла собой сложный структурный механизм , который мог быть подвержен изменениям только в ходе реформ . Дворяне, независимо от занимаемых должностей, отныне делились на ранги от первого до четырнадцатого. Самым высоким был первый. К нему могли принадлежать только представители высшей знати. Табель была важна чиновникам, которые являлись лицом государства и выполняли представительскую функцию.

Был узаконен переход дворянского звания по линии ближайшего родства. Например, жена дворянина, имевшего статус чиновника восьмого ранга, также приобретала еще при жизни мужа его социальное положение. При данном случае значения не имело, какое у нее самой было социальное происхождение.

Самым низким классовым рангом считался четырнадцатый . Он относился ко всем категориям служащих России, затем Российской Империи. То есть эти четырнадцать рангов распространялись на военных, статских и придворных.

Чины в царской России

Как сказано выше, категории граждан подразделялись на разные сословия . Это имело место вплоть до революционных событий 1917 года, когда большевики отменили классы, которые применялись при царской власти.

Во время царского правления существовали такие должности, как:

  1. Титулярный советник.
  2. Статский советник.
  3. Коллежский секретарь.
  4. Губернский секретарь.
  5. Надворный советник.

Давайте по порядку разберемся, какие функции включал весь аппарат вышеозначенных чиновников и какие лица могли входить в данный сословный строй.

Табель о рангах

Титулярный советник представляет собой гражданский чин девятого класса. Под словами «титулярный советник» следует понимать, что этот чиновник занимает промежуточное положение между советником и секретарем. Введение этого служебного разряда было одобрено лично царем Петром I от 24 января 1722 года, а отменено 11 ноября 1917 года. С 1845 года титулярный советник мог иметь личное дворянство , которое раньше получали только начиная с четырнадцатого класса.

По аналогии с военной сферой служащий этого уровня в нашей стране соответствовал таким должностям, как штабс-капитан пехоты с 1884 года, казачьего подъесаула, а также лейтенанта военного флота России. Таким образом, для эффективного управления государственными делами требовалась качественно новая система отношений. Именно она создала предпосылки для расширения Российского государства вплоть до Тихого океана, ибо без внедрения чинов по западному образцу было бы невозможно создать столь мощную и быстро развивающуюся империю.

Как и титулярный советник, статский советник был гражданским лицом. В его обязанности не входила военная деятельность, он не отвечал за религиозную сферу жизни. Вплоть до 1917 года он занимал гражданский чин пятого класса. Это считалось высоким социальным положением . Обращение к чиновнику данного уровня было «Ваше высокородие». Оно подчеркивало высокий статус данного должностного лица.

Начиная с середины девятнадцатого века статский и титулярный советник занимают важное социальное положение и относятся к первой группе чиновников. Именно данная прослойка определяла внешнюю политику России и относилась к высшей номенклатуре.

Должностные оклады у этой группы чиновников считались одними из самых высоких, были у них особые права в сфере получения имений . Крепостные крестьяне становились их собственностью, поскольку вплоть до 1861 года они не обладали личной свободой.

Согласно Указу Петра Великого от 22 февраля 1722 года статские советники причислялись к лучшему старшему дворянскому роду. Это положение закреплялось законодательными актами Российского государства. Потомственные дворяне могли получить чин статский советник по завершении выслуги отведенного законом срока.

Коллежский секретарь

В России имелась также такая категория чиновников, как коллежский секретарь. Что входило в его функции? Лица, которые относились к такому социальному статусу, занимали невысокую должность . Оплата труда тоже была не самой высокой в государстве. Это невоенный чин десятого ранга. С 1884 по 1917 годы соответствовал армейскому поручику, а также флотскому мичману.

Звание коллежский секретарь носили многие известные люди и литературные персонажи:

  • Поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.
  • Писатель и литератор Иван Сергеевич Тургенев.
  • Самый яркий персонаж российского писателя И.А. Гончарова – Илья Ильич Обломов.
  • Вдова коллежского секретаря Коробочка Настасья Петровна – персонаж Н.В. Гоголя.
  • Алена Ивановна (коллежская секретарша), то есть вдова коллежского секретаря, из произведения Достоевского Ф.М. « ».

Следующим важным звеном в системе иерархии среди чиновников в Российской империи является губернский секретарь. Какие у него были полномочия, и что представляла собой данная должность?

Полиция в царской россии

Губернский секретарь

Губернские секретари просуществовали 195 лет: с весны 1722 года вплоть до февральской революции 1917 года. Изначально упоминался в Табели как чин двенадцатого класса. Ниже мы можем представить полномочия данного административного служащего на примере таблицы. Они имеют прямое отношение к Табели о рангах Российской империи:

Таким образом, уже с середины XIX века многие чины в Российской империи могли обходиться без дворянского титула , для того чтобы иметь возможность преуспеть в государственной службе.

При Петре такой привилегией обладали не все жители империи, а только те, кто имел право на получение наследственного дворянского титула. Для более низких социальных слоев дорога к дворянскому обществу и все особые права, которые оно сулило, была закрыта.

Данный чиновник имел гражданский чин седьмого порядка. Такое положение закреплялось на основе правил Табели о рангах. Подчиненные могли обращаться к нему не иначе как «Ваше высокоблагородие».

Внимание! До 1745 года все лица, которые обладали этим социальным статусом, обладали правом на получение потомственного дворянства. Реформа 1856 года отменила его. Государственный чин надворного советника получали доктора наук, преподаватели высших учебных заведений.

Гражданский чин седьмого класса в царской России соответствовал чину подполковника, а также капитана второго ранга на корабле российского флота .

Самым ярким примером из русской классики, который показывает на практике значимость этой должности, является Андрей Иванович Штольц – один из главных героев романа И.А. Гончарова «Обломов». Также Петр Петрович Лужин – один из персонажей Достоевского в «Преступлении и наказании» имел официальный статус надворного советника.

Основные воинские звания в России с 1722 по 1917 годы:

  • Нижние военные сословия: рядовой, ефрейтор, зауряд-прапорщик и другие.
  • Офицеры высшего эшелона: прапорщик, подпоручик, поручик, капитан.
  • Офицеры штабной службы: майор, подполковник, полковник.
  • Высшее командование российской армией: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-фельдмаршал.

История Государства Российского. Cерия 395. Петровский Табель о Рангах. StarMedia

Аты-баты. Выпуск 48. Воинские звания и чины

Вывод

Большинство воинских званий Российской Империи сформировалось на основе такого шага Петра I, как принятие Табели о рангах, которая почти полностью заимствована из опыта европейских государств. Вышеприведенные чины в России было возможно получить за доблестную воинскую службу Отечеству, при условии дворянского происхождения.

законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й - высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после Октябрьской революции 1917 (см. Приложения).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками, издан 24 января 1722 г. правительством Петра I. По Т. о р. все должности были разбиты на 3 ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные, в каждом из которых было 14 рангов или классов. Высшими (I класс) в них были соответственно должности генерал-фельдмаршала, генерал-адмирала и канцлера, низшими (XIV класс) – фендрика, мичмана и коллежского регистратора. Вместо родовитости при назначении на государственную службу, а также при дальнейшем продвижении чиновника, вводился бюрократический принцип выслуга и последовательное восхождение по служебной лестнице, чем должно было обеспечиваться замещение всех вакансий и приобретение необходимых навыков. Всякий, кто занимал классную должность в гражданской службе приравнивался к офицеру и назывался чиновником (в отличие от неимевших чина – «канцелярских служителей»). Все назначения по гражданской службе (кроме первых 5 классов) возлагались на Сенат (его первый департамент), а подготовку и оформление их должна была осуществлять Герольдмейстерская контора Сената (см. Герольдия, Чиновничество).

Все чиновники, чьи должности вошли в Т. о р., получали дворянство. Первоначально XIV класс давал право личного, а VIII (для военных XII) – потомственного дворянства. Закон 9 декабря 1856 г. установил получение личного дворянства с IX класса, потомственного – с IV класса для гражданских чинов, а с VI – для военных. Т. о р. открывала «путь наверх» выходцам из непривилегированных сословий, создавая стимул для службы чиновников.

Введением Т. о р. Петр I стремился упорядочить всю систему государственной службы и обеспечить постоянный приток кадров. За дворянами закреплялись высшие чины Т. о р. Т. о р. увеличила служебное бремя для представителей дворянского сословия, дополнив его обязанностью учится. Т. о р. упразднена в 1917 г.

Классы для военных, гражданских и придворных чинов:

I. Генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал. Канцлер, действительный тайный советник I класса.

II, Генерал-аншеф, генерал от инфантерии, генерал от кавалерии, генерал от артиллерии, инженер-генерал, адмирал.

Действительный тайный советник.

Обер-камергер, обер-гофмаршал, обер-шталмейстер, обер-егермейстер, обер-шенк, обер-церемониймейстер.

III. Генерал-поручик (до 1799 г.), генерал-лейтенант.

Тайный советник.

Гофмаршал, шталмейстер, гофмейстер, егермейстер.

IV. Генерал-майор, контр-адмирал. Действительный статский советник.

V. Бригадир (до 1799 г.), капитан-командор. Статский советник. Церемонимейстер.

VI. Полковник, капитан I ранга. Коллежский советник. Камер-фурьер.

VII. Подполковник, войсковой старшина, капитан II ранга.

Надворный советник.

VIII. Премьер-майор, секунд-майор (до 1799 г.), майор (до 1884 г.), капитан, ротмистр, есаул (с 1884 г.), капитан Ш ранга.

Коллежский асессор.

IX. Капитан, ротмистр, есаул (до 1884 г.), штабс-капитан, штаб-ротмистр, подъесаул, капитан-лейтенант, старший лейтенант.

Титулярный советник.

X–XI. Капитан-поручик (до 1799 г.), поручик, сотник, лейтенант, мичман. Коллежский секретарь.

XII. Подпоручик, корнет, хорунжий, мичман. Губернский секретарь.

XIII. Прапорщик, мичман. Сенатский регистратор, провинциальный секретарь.

XIV. Фендрик (XVIII в.), мичман (XVIII в.). Коллежский регистратор.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Top