Ростральные колонны описание для детей. Ростральные колонны

Многочисленные турфирмы и экскурсионные маршруты привозят сотни туристов каждый день к одной из самых популярных достопримечательностей города - на Васильевский остров, Стрелку которого с Ростральными колоннами и зданием Биржи мы видим на тысячах открыток. Независимо от дня недели, в любое время дня, здесь можно встретить молодоженов, которые отмечают начало новой жизни в центре любимого города.

Историческая справка

С момента основания города важную часть в его жизни играл Васильевский остров. Стрелка (так называется его восточная оконечность) изначально по проекту архитекторов должна была быть застроена домами. Однако план был изменен, так как Петр Великий решил сделать из этого участка один из центров деловой и культурной жизни города. По его велению архитектор спроектировал новый ансамбль, в который были включены здания Кунсткамеры, Биржи, Ростральные колонны.

По задумке Петра Первого город начался с застройки который должен был стать центром торговли. Но так как у него было достаточно мелко, площадка основных действий была перенесена на Васильевский остров. Стрелка играла большую роль не только в торговых делах, но и в дальнейшем развитии города. Сюда были перенесены здание Биржи, таможня, склады, здесь был возведен Гостиный двор.

Биржа

Здание Биржи красуется во главе всего Именно оно является одной из визитных карточек, по которым во всем мире известен Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова - одна из самых важных и красивых достопримечательностей города. Здесь приятно находиться в любое время года, отсюда открывается прекрасный вид на Петропавловскую крепость, и дельту Невы.

Архитектурный стиль, в котором построено здание Биржи, - классицизм. Архитектором был Ж. Ф. Тома де Томон. Пространство перед зданием было разбито на две площади - Коллежскую и Биржевую. После строительства здания Биржи по замыслу архитекторов пространство перед ней было увеличено на 100 метров. Таким образом, был создан контраст между архитектурными составляющими и оборудовано пространство для подхода судов. К воде ведут пологие спуски, украшенные гранитными шарами.

Ростральные колонны

Еще один символ отличает Васильевский остров. Стрелка украшена двумя которые были возведены в качестве маяков для кораблей. На их свет они ориентировались при заходе в порт. Высота колонн составляет 32 метра. Они являлись символами величия морской силы державы. Украшениями их служат носовые части кораблей, а фигуры, которые расположены у подножия, символизируют великие реки - Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

В настоящее время один из самых интересных объектов для посещения в городе - это Васильевский остров. Стрелка его предлагает для посещения такие интересные музеи, как Зоологический, Почвоведения, Литературный, Кунсткамеру и Центральный военно-морской. Увидеть их экспонаты, а также насладиться великолепным видом приглашает Стрелка Васильевского острова. Адрес этих музеев известен многим, поэтому не забудьте их посетить.

Если вы решили заглянуть на пару дней в Петербург, насладиться его красотой и вдохновиться архитектурой XVIII-XIX веков, нагулявшись по Невскому проспекту и осмотрев Эрмитаж, обязательно посетите стрелку Васильевского острова, чтобы своими глазами увидеть одну из визитных карточек города на Неве – Ростральные колонны.

Эти монументальные сооружения-близнецы прописались в Петербурге больше 200 лет назад: они появились в Северной столице в 1810 году благодаря проекту архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Кстати, в это же время по соседству было построено здание Биржи.

Символ морских побед России

В тогдашней столице Российской империи триумфальные колонны высотой 32 метра были воздвигнуты как символ морских побед великой державы. Идея дизайна сооружений пришла из Древнего Рима, где было принято устанавливать триумфальные колонны и украшать их рострами (иными словами, носами кораблей противника). Некогда забытая римская традиция вновь вошла в моду в период классицизма. Ростральные колонны – один из символов силы, власти, могущества и мощи Российской империи, отражающие триумф русского оружия в морских сражениях.

Ростральные колонны – не простое украшение

В начале своей карьеры (до 1885 года) колонны «работали» маяками и лишь потом превратились в памятник для туристов. Одна колонна показывала кораблям и судам путь в Большую Неву, вторая направляла в Малую. Сигнальные огни зажигали на колоннах ночью или в туман. Специальные люди поднимались по внутренним винтовым лестницам на самый верх, где на площадке с треножниками находились специальные чаши-светильники с конопляным маслом. В девятнадцатом веке на смену маслу пришло электричество, а в середине двадцатого века в качестве подарка к 250-летию города, огни стали зажигать благодаря газу. В наши дни ярко-оранжевые факелы на колоннах появляются только по особым, торжественным случаям.

Внешний вид Ростральных колон

Сооружения украшают четыре пары ростр. По римской традиции на них можно увидеть изображения якорей, фигуры речных божеств и обитателей пучины морской, таких, как рыбы и крокодилы. Тридцати двух метровые сооружения возвышаются на постаментах из гранита, а их подножие венчают четыре величественные фигуры – статуи морских богов и богинь, высеченные из пудостьского камня. Первоначально архитектор планировал сделать фигуры из чугуна, но исполнителей для такой трудоемкой работы не нашлось. По преданию скульптуры символизируют четыре великих русских реки: Неву (прижимает к себе рог изобилия), Волхов (опирается рукой на корабельный руль), Волгу и Днепр. Однако, у двух фигур сосуды с льющейся водой, указывающие на принадлежность скульптур к рекам, отсутствуют. Поэтому споры о том, что на самом деле символизируют статуи – продолжается.

Это не единственные скульптурные изображения небожителей и сказочных существ. Носы кораблей украшают миниатюрные скульптуры русалок с крыльями, головы водяных, со свисающими вниз усами и волосами, и, конечно же, фигуры дочерей Зевса. Когда смотришь на памятник снизу вверх, кажется, будто Наяды с распущенными волосами и перепончатыми крыльями, движутся навстречу волнам Невы.

Из чего сделаны скульптуры на ростральных колоннах?

Материалом для создания скульптур послужил пудожский (он же пудостьский) камень, добываемый в местечке Пудость Гатчинского района. Известняковый туф отличается пористостью и морозостойкостью, его нетрудно обрабатывать. Это камень-хамелеон, в зависимости от освещения и погоды он может изменить цвет с темно-серого до желтовато-серых оттенков. Благодаря пористой структуре, напоминающей «пемзу», камень придает зданию или изваянию благородный вид «под старину».

Интересные факты:

- «Рострум» переводится с латинского, как «клюв». Такими стальными «клювами» корабли противников когда-то таранили друг друга. В Древнем Риме моряки обивали носы кораблей железом и использовали их, как дополнительное преимущество в сражении.

Первая Ростральная колонна была воздвигнута в Риме в период Латинской войны (340 до нашей эры). Ее соорудили как символ морской победы римлян над жителями Карфагена.

В России таких триумфальных памятников несколько, помимо Петербурга, ростральные колонны установлены на въезде в еще один морской город-порт – Владивосток.

Историки до сих пор спорят, действительно ли колонны являлись маяками. Ведь высокие светильники обычно ставили на берегу крупного водоема, например, моря. Они крайне редко появлялись у реки, к тому же в центре крупного города. Согласно одной из версий, сооружения с самого начала служили лишь символом побед и зажигались по праздникам, а не работали в качестве маяков.

Облицовка и скульптуры колонн существенно пострадали в период Великой Отечественной войны. Во многих местах сооружение повредили осколки от снарядов и бомб. После войны, пришедшие в негодность детали, заменили дубликатами из полированных листов меди. Среди них были и площадки, на которых установлены чаши-светильники.

Помимо Тома де Томона над масштабным проектом колонн трудились и другие мастера XIX века. Среди них – выходец из бедной крестьянской семьи, знаменитый каменотес С. К. Суханов, и иностранные скульпторы Ж. Камберлен и Ж. Тибо.

Стоит отметить, что проектирование и строительство объекта постоянно контролировалось со стороны Совета при Академии художеств. Все детали - от художественного облика до практического значения обсуждались под контролем великого зодчего Академии А.Д. Захарова.

В конце XX века (в 1999 году) были завершены последние реставрационные работы на объекте.

Ростральные колонны не раз украшали своим изображением денежные знаки. Они красовались на купюрах в 50 рублей 1997 года и 50 тысяч рублей образца 1995 года.

Петербургские триумфальные колонны включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Что еще можно посетить, если вы оказались поблизости:

Если вы интересуетесь монументальной архитектурой начала XIX века, вам будет интересно взглянуть на такой памятник прошлого, как Ростральные колонны. Заодно осмотритесь кругом, ведь ансамбль Стрелки васильевского острова это еще и здание таможни, Биржи, двух пакгаузов (северного и южного), где в наши дни базируются Зоологический музей и музей почвоведения . Насладитесь видами города: рядом с триумфальными колоннами вы увидите Университетскую набережную, набережную Макарова, такие мосты, как Дворцовый и Биржевой, Биржевую площадь, Кунсткамеру , Петербургскую академию наук, здание Двенадцати коллегий, памятник Михаилу Ломоносову. Стрелка Васильевского острова поистине волшебное место, несмотря на изменившийся за века облик города, именно здесь действительно ощущаешь дух Петровской эпохи.

Адрес: Биржевая площадь

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона. У основания колонн появились аллегорические скульптуры, олицетворяющие четыре русские реки: Неву и Волхов, Днепр и Волгу.

Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Однако такое рациональное объяснение не слишком понравилось почтенной петербургской публике. Гораздо романтичнее выглядело сравнение с великими русскими реками, оно и закрепилось в истории.

Волгу олицетворяет статная женская фигура. Она основательна, массивна, даже несколько тяжела. Лицо ее серьезно, без намека на любое проявление легкомыслия. Однако Волгу по-другому трудно и представить: полноводная река-труженица, река-кормилица – она и должна выглядеть сильной и уверенной в себе.

Скульптура выполнена из белого пудостского камня (этот известняк добывали на реке Пудость в Гатчине). Автором проекта был сам Тома де Томон, а вот воплотил его в камне каменотес Самсон Суханов, простой вологодский крестьянин-самоучка, обладавший великим художественным талантом.

Скульптуры Клодта на Аничковом мосту

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

Скульптура "Елисей Котович Питерский"

Скульптура обаятельного кота расположена в скрытом от глаз прохожих месте – на втором этаже гастронома «Елисеевский» (в Доме торгового товарищества «Братья Елисеевы»). Это милое животное петербуржцы назвали Елисеем Котовичем Питерским.

Многие местные жители шутят, что кот сбегал от Доброй собаки и забрался так высоко. Существует интересное мнение по поводу монумента – считается, кто кота создали, удостоив чести черного кота известного графа Шувалова - ранее, в середине XVIII столетия, на месте гастронома был расположен дворец Ивана Ивановича Шувалова.

Дмитрий Кокоринов, работавший над проектом здания, после постройки обнаружил, что в его чертежах наблюдаются нелепые ошибки. Елисей Котович, обитающий на втором этаже гастронома, будто насмехается над произведенными просчетами главного архитектора. Конечно, все это легенды, которые слагают петербуржцы, но от этих историй Санкт-Петербург становится только интересней.

Скульптуры гномов в Сестрорецке

Скульптуры гномов в Сестрорецке.Расположены по адресу: Россия, г. Сестрорецк, в сквере напротив детской библиотеки на ул. Токарева.

Эта композиция находится у центральной детской библиотеки. Его поставили ко дню рождения города Сестрорецка, пригорода Санкт-Петербурга.

Семь гномов всем своим видом выражают любовь к чтению и истории.

Главный гном-хранитель держит книгу в полтонны весом- походный журнал Петра I, где написано как первый император России побывал на реке Сестре.

Другой гном - сладко спит на дубовых листочках - символе Сестрорецка.

Один из гномов забрался по лесенке и светит фонарем над походной книгой. Фонарь светит и ночью, а работает за счет солнечной батареи.

Также в сквере установили четыре большие скамьи из натурального камня, а гномики расположились рядом.Один, очень забавный, в шапке викинга, другой - в треуголке петровских времён, гномики с интересом читают книгу...

Выглядят все гномы металлическими, но, на самом деле, сделаны из прочного и долговечного полимербетона, выкрашенного под чугун. Каждый высотой 1 м и весит около 200 килограммов.

Скульпторы - Николай Иванов, Вадим Сазонов, Тимур Юсуфов, Степан Коваленко и архитектурно-художественная мастерская Мастерпроф

Скульптура "Царь-плотник"

Бронзовая скульптура Петра I, общеизвестная как «Царь-плотник», стала подарком Санкт-Петербургу Королевством Нидерландов. Ее установили напротив восточного павильона Адмиралтейства в 1996 году к 300-летию Российского флота.

Дарение скульптуры имеет предысторию, в которой немудрено запутаться. К 200-летию Санкт-Петербурга Николай II заказал отливку двух жанровых фигур Петра в бронзе как дар городу. Автор «Петра, спасающего рыбаков близ Лахты» и «Петра-плотника» Леопольд Бернштам считался любимым мастером Николая Александровича.

Эти памятники установили в 1909-1910 годах, а год спустя Саардаму, городу где русский царь осваивал корабельное дело, Николаем II был подарен дубликат «Царя-плотника». Бронзовые изваяния в Петрограде чем-то не угодили большевикам и в 1919 году были демонтированы. Спустя сто лет с первого своего появления в городе на Неве «Царь-плотник», благодаря уже голландской копии, вновь занял почетное место на Адмиралтейской набережной.

Скульптура "Танец"

В Санкт-Петербурге, возле Конюшенного корпуса на Елагином острове установлена скульптура "Танец", созданная по картине Анри Матисса. Автор скульптурного произведения Александр Таратынов.

Скульптура "Днепр" у основания Ростральной колонны

У подножия Ростральных колонн восседают величественные скульптуры, созданные в начале XIX века, одновременно со всем архитектурным ансамблем Биржевой площади. Четыре аллегорических статуи из пудожского камня (известковая порода, добываемая Ленинградской области) символизируют четыре великие реки: Волхов, Неву, Волгу и Днепр. Скульптуры были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо.

По поводу авторов скульптурного убранства здания Биржи и Ростральных колонн до недавнего времени почти не было точной информации. Известно, что когда Комиссия по постройке биржевого здания и облицовке берега Невы камнем обратилась с заказом в Академию художеств, Совет Академии определил коллектив лучших скульпторов того времени. Однако академические скульпторы запросили столь высокую цену за свою работу, что Комиссии пришлось отказаться, снизить цену и провести торги. В результате проект выиграли французские скульпторы, работавшие в то время в Петербурге.

В 1928 году была проведена реставрация скульптур Ростральных колонн. Исследователи, занимавшиеся реставрацией, обнаружили, что за годы после Октябрьской революции, скульптуры пережили непростые времена - "псевдореставраторы" красили их масляной краской, мазали гипсом, цементом и штукатуркой. В течение длительного времени скульптуры находились в аварийном состоянии, и были полностью восстановлены только в конце 1990-х годов.

Сфинксы

Сфинксы, украшающие гранитный спуск к Неве перед зданием Академии художеств, являются самыми знаменитыми в Санкт-Петербурге. Возраст этих статуй насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Когда-то эти величественные скульптуры, высеченные из сиенита, украшали вход в храм в Фивах, сооруженный для фараона Аменхотепа III.

Сфинксы были обнаружены в 1820 году во время археологических раскопок, и французское правительство планировало приобрести их. Однако в 1831 году по решению императора Николая I и с одобрения Академии художеств они были выкуплены русским путешественником А.Н. Муравьевым для Санкт-Петербурга. И уже спустя три года сфинксы были перевезены на "постоянное местожительства" на Университетской набережной.

Вплоть до 1910-го года спуск к Неве рядом со сфинксами был задействован для разгрузки барж со строительными материалами, затем на этом месте выгружали дрова. В годы блокады, чтобы сохранить древние изваяния, над ними был построен специальный навес. Только спустя два года после окончания войны, спуск к Неве был полностью восстановлен.

В наши дни египетские сфинксы перед зданием Академии художеств стали одним из неофициальных символов северной столицы. А спуск к Неве на Университетской набережной входит в список обязательных для посещения мест у каждого, кто приезжает насладиться Петербургом.

Скульптура "Нева" у основания Ростральной колонны

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Стрелке Васильевского острова созданы в 1810 году архитектором Тома де Томоном как памятники морских побед России. Также они служили маяками. Колонны украшены носовыми частями кораблей - рострами,а также скульптурами,символизирующими четыре великие реки - Волхов, Волгу, Неву и Днепр.

Скульптура,символизирующая Неву, расположена у основания южной колонны. Она создана скульптором Самсоном Сухановым из пудостского камня по модели Ж.Тибо. Скульптура представляет собой женскую фигуру, сидящую на троне.

В 1926-1928 и 1947-1949 годах проводилась реставрация Ростральных колонн. В ходе реставрационных работ в 1998-1999 годах статуи южной колонны "Нева" и "Волхов" были возрождены и предстали в своей первозданной красоте.

Скульптура "Гаврюша" - собака счастья

Скульптура была открыта 8 октября 1999 г. и становлена во дворе дома № 3 по Малой Садовой ул. Материал: железо, ковка. Кузнечные работы выполнены худ. А. Г. Кузнецовым-Сергеевым. Высота скульптуры - 60 см, высота постамента - 18 см. 4 сентября 2001 года рядом был открыт "Почтовый ящик собаки Гаврюши". На ящике стальная пластина с гравировкой "Доброй собаке города Санкт-Петербурга от кузнецов творческой мастерской Юрия Круша. г. Гродно. Юрий Круш, Алесь Воробьев, Антон Вашкелевич". Материал: железо, ковка. 1 июня 2007 года "Добрая собака" установлена на новом месте в сквере у дома № 11 по улице Правды.

1 июня 2007 года памятник собаке Гаврюше, или как его часто называют «памятник доброй собаке» установлен у дома № 11 по улице Правды. Сюда он перенесен с Малой Садовой улицы, где впервые был открыт 8 октября 1999 г. Скульптор В. А. Сиваков. Позднее около памятника был укреплен «Почтовый ящик собаки Гаврюши», где те, кто приходили в гости оставляли письма для Гаврюши

Скульптура "Мир имейте между собой"

Памятник «Мир имейте между собою» посвящен жертвам советско-финской войны 1939 – 1940 годов. Из-за отказа отодвинуть границу на север от Ленинграда в те дни СССР напал на Финляндию. Возможно, поэтому финская сторона не поддержала предложение Зеленогорска о совместном создании памятника. Тогда власти города решили его установить только русским солдатам, но позднее отказались от этой идеи.

Бронзовая скульптура высотой более трех метров и весом 300 килограммов представляет собой две воткнутые в землю винтовки, из которых произрастают деревья, а между ветвями – прослеживаются очертания креста. Крест символизирует примирение двух народов. В праздничные дни в ветвях деревьев устанавливаются свечи.

Памятник установлен в Зеленогорске 31 июля 2004 года по инициативе «Общества ветеранов советско-финской войны». Автор – талантливый армянский скульптор – Арсён Аветисян, известный своими работами в России и за рубежом, который много лет жил и работал в Санкт-Петербурге.

Скульптура "Организатор" ("Глашатай" или "Помреж")

Организатор (Глашатай или "Помреж"), ул. Правды, Санкт-Петербург

Парк современной скульптуры на улице Правды: скульптура «Помреж», скульптор Каминкер Д.Д., 2005 г.

напротив Университета кино и телевидения

Возможность выставлять свои работы в музее под открытым небом получили петербургские мастера монументального искусства: в пешеходной зоне улицы Правды открыт парк современной скульптуры. Идея выделения под парк свободного пространства в центре города принадлежит региональному Архитектурно-художественному фонду.

Первыми на шести бетонных постаментах появились бронзовые фигуры «Слепой» и «Организатор» Дмитрия Каминкера. Изваяния на аллее максимально приближены к прохожим. Вандалов авторы работ не боятся - они уверены, что доступность общения с новыми городскими «жителями» войдёт в привычку, и досаждать статуям не будут.

Скульптура "Рыцарь"Смерть и Дьявол"

В Александровском парке Царского Села,за Белой башней разместилась загадочная и жутковатая скульптура "Рыцарь, Смерть и Диавол", созданная по знаменитой гравюре величайшего мастера Северного Возрождения, немецкого графика и художника Альбрехта Дюрера. Это гравюра входит в тройку Великих гравюр мастера, созданных в начале XVI века. На фоне руины очень органично смотрится сложная четырехфигурная композиция. Невозмутимый рыцарь в латах на боевом коне, рядом с ним на костистой кляче - смерть в короне и песочными часами в руках, символизирующая быстротечность земного времени. Сзади уродливое чудовище - дьявол, символ пороков. Рыцаря сопровождает лишь один друг - его собака.

Скульптура "Аллегория красоты"

Скульптура "Аллегория красоты", итальянского мастера Дж. Зорзони, (ок. 1719 года). Скульптура является украшением в Летнем саду, в городе Санкт-Петербурге.

Скульптура студента-политехника

Памятник студенту-политехнику торжественно открыли в Санкт - Петербурге в апреле 2010 года. Его установили у Первого учебного корпуса Политехнического университета. Идея создать образ студента-политехника появилась еще в 2005 году. Для того чтобы воплотить ее в жизнь, Михаил Радкевич - декан механико-машиностроительного факультета, изучил в архивах детали студенческого мундира, различные шинели и фуражки начала XX века, в которых посещали занятия лучшие студенты Петербургского Политехнического института имени Петра Великого.

Изначально над памятником работали абитуриенты и студенты–дизайнеры, а затем к ним подключился член Союза художников, профессиональный скульптор Эвелина Соловьева. Монумент отлили из качественной бронзы на заводе «Монументскульптура». В настоящее время памятник установлен рядом с фонтаном «Мы», который был открыт в сентябре 2009 года. В ближайшее время композиция должна принять законченный облик - у фонтана появятся скамейки и фонари. Спонсорами этого проекта являются выпускники, окончившие университет в 1975 году.

Ростральные колонны возле здания Биржи в Санкт-Петербурге стали приметной достопримечательностью городского центра. Рассказывают, что их возвели для удобства судоходства, чтобы указать капитанам судов направления обхода Васильевского острова. На самом деле французский архитектор Тома де Томон, переделывавший здание Биржи, позаботился и о завершенности общего облика прилегающей площади, поставив здесь эти необычные сооружения.

Рострами издавна именовали носовые части корабельных корпусов, часто являющихся таранным орудием поражения судов противника в морских сражениях. Древние римляне почитали ростры славными боевыми трофеями и выставляли на всеобщее обозрение.

Большинство историков считают, что ростральные колонны в Питере символизируют морское могущество державы, которое было предметом гордости российских императоров начиная с основателя флота Петра Великого.

Монументальное предназначение сооружений подтверждается их художественным оформлением, состоящим из каменных изваяний у подножия колонн и отлитых в бронзе изображений ростров и судовых якорей, смонтированных на нескольких уровнях стволов.

Интереснейшие снимки городских достопримечательностей получаются с уровня полета птиц. Получается подробная схема местности, где можно распознать здания и сооружения, парки и дороги. Район расположения ростральных колонн представлен на снимках с различной высоты и можно получить представление о ближайших окрестностях описываемых достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Со стороны здания Биржи хорошо видна планировка полукруглой площади, для образования которой пришлось выполнить значительный объем работ по отсыпке для образования дополнительной территории – именно так видел весь ансамбль достраивавший Биржу после Кваренги Жан Тома де Томон, который курировал общее оформление Стрелки Васильевского острова.

Открывающаяся панорама Невы с чередой мостов, Петропавловская крепость на острове Заячий и вся Петроградская сторона просматривается как на ладони.

Slider with alias rostralnye kolonny not found.

Первый ярус декоративных элементов ростральных колонн расположен на уровне основания сооружения, выполненного в форме прямоугольника из каменных блоков. С двух противоположных сторон размещены изваяния из камня, с двух других – бронзовые изваяния.

Обращенная к зрителям женская фигура с крыльями дракона и змеиной нижней частью туловища изображает фантастическое существо – Ламию, персонаж запутанных древнегреческих мифов.

Нос корабля римляне называли ростром, а греки – Кариатидой по имени наиболее широко распространенной фигуры для его украшения, жрицы храма Артемиды в Карии. Ростры были символами кораблей, после износа судов эмблемы украшали жилище капитана или попадали в музеи.

Мужская, а на обратной стороне основания ростральной колонны – женская фигуры морских божеств выполнены из известняка. Добывали пористый камень поблизости, в Гатчине, его использование диктовали экономические соображения. Строители и скульпторы были осведомлены об интересных особенностях этой разновидности минерала – после добычи он очень легко обрабатывался, затем окаменевал.

Однако ваятели не знали, какова стойкость породы на длительном промежутке времени, позднее обнаружено постепенное разрушение под влиянием осадков и перепадов температуры. Поэтому экономия на бронзе обернулась затратами на ремонт и реставрацию известняковых статуй.

Расположенные в несколько ярусов бронзовые вставки в ростральные колонны и накладные якоря между ними уравновешивают тяжесть друг друга, что важно для устойчивости высотного сооружения. Нужно принимать во внимание, что колонна не сплошная, ее конструкция аналогична дымовой трубе котельной или завода, а внутри размещена винтовая лестница.

Ростр с мужской головой, как и предыдущий с женской фигурой, мог принадлежать относительно мирному кораблю, не вступающему в абордажные сражения. Боевые корабли. Носы которых размещены ярусом выше, имели выступающий трезубец для таранной атаки, а верхняя фигура ограничивала глубину удара, чтобы тонущий корабль противника не увлек под воду нападающих.

В полом внутри стволе ростральной колонны, как уже говорилось, проходит винтовая лестница для подъема на верхнюю площадку. Верхний оголовок сооружения венчается светильником, направленным вертикально, к которому подведен природный газ. По большим праздникам на колоннах зажигаются громадные факелы, дополняющие уличную иллюминацию и красочные салюты.

Такого рода объект имеет повышенную опасность и не может быть свободно посещаемым, о чем многие туристы искренне сожалеют. Первоначально светильник был масляным, и находящиеся внизу люди рисковали не только запачкаться, но и получить ожоги от брызг горячего масла. Электрический светильник просуществовал недолго из-за дороговизны содержания, а газ прижился.

Наш рассказ о ростральных колоннах Санкт-Петербурга не претендует на полноту описания. Едва ли кто-либо из посещающих северную столицу упустит возможность увидеть эти старинные сооружения, аналогов которым в мире очень мало. Тем более что достопримечательностей вокруг великое множество, а ростральные колонны — лишь малая их часть.

Традиция устанавливать ростральные колонны после победных сражений идет с древнеримских времен. Во все времена они являлись символом морской славы.

Уже много лет Питерские Ростры являются и симвлолм города.

Первое подобное сооружение было установлено на форуме в древнем Риме, в честь победы над флотом Карфагена в сражении при Милах (Первая Пуническая война, 260 до н. э.).

Название Ростральные произошло от латинского rostra, что было множественным числом от rostrum - нос корабля.

Ростральные колонны находятся в самой видовой точке Санкт-Петербурга – на Стрелке Васильевского острова.

Напротив – Петропавловская крепость, правее, через Неву и Дворцовый мост – Эрмитаж.

Позади – здания Биржи и Кунсткамеры.

Они установлены одновременно со строительством здания Биржи в 1805-1810 годах.

Колонны украшены выполненными из меди рострами, то есть, носами трофейных кораблей, якорями и наядами.

У подножия расположены по две статуи, высеченные из пудостского камня. Фигуры символизируют реки.

Южную ростральную колонну украшает женская статуя, изображающая Неву, и мужская – Волхов. Символ реки, кувшин с льющейся из него водой, держит мужская статуя.

У подножья северной ростральной колонны также стоят две статуи: Волга и Днепр, и снова символический кувшин держит мужчина.

Все статуи, за исключением Днепра, выполненного антверпенским мастером Камберленом, остальные три создал француз Тибо.

Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале 19 века литейные технологии еще были слабыми и не нашлось мастера, взявшегося бы за такую сложную работу.

Первоначальное предназначение Ростральных колонн - маяки.

В темное время, они помогали найти дорогу кораблям, входящим в Петербургский морской порт.

На вершине каждой помещались чаши на металлических треногах. Поднимаясь по винтовым лестницам внутри колонны, смотритель заливал в них масло, или смолу, и, с наступлением сумерек, поджигал.

Газ подвели только в 1957 году. Сейчас здесь иногда зажигают огонь, но происходит это только по большим праздникам.

Ростральные колонны реставрировали трижды за время их существования. Первый раз это произошло в 1926-1928 годах. Затем, сразу после войны, в 1947-1949 годах, когда бомбежками была разрушена или повреждена большая часть города.

Последний раз их отреставрировали совсем недавно - в 1998-1999 годах.

Все обзорные экскурсии по Петербургу так или иначе проходят через это место, так, что туристу не увидеть Ростральные колонны невозможно.

У ног скульптур принято делать фотографии, рядом можно посидеть в открытом летнем кафе. Ну, а если не повезло, и Вы приехали в Питер в плохую погоду, добежать до них можно и под дождем. в крайнем случае - увидеть из окна туристического автобуса.

Особо привлекательно это место в дни белых ночей и Алых парусов. Сотни выпускников приезжают на Васильевский остров на автобусах, чтобы выпустить на Стрелке в небо тысячи и тысячи разноцветных шаров.


Top