Новая византийская библиотека. Бесплатная электронная библиотека

Цель

Познакомить детей с историей Византийской империи, от которой русские приняли крещение в православную веру, иконы и священные книги.

Оборудование

Для учащихся: карандаши и альбомы.

Библиотекарь рассказывает о византийских библиотеках, дети рисуют в альбомах «византийские» крепости, дворцы, книгохранилища по своему представлению.

Информация для учителя

В 660 году до н.э. знатный мореход и умелый полководец Визант основал на европейском берегу Босфора, город и назвал его своим именем – Византий. Но в 325 году н.э. император Константин решил перенести столицу империи из Рима на границу Европы и Азии. Его выбор пал на город Византий. На его месте и возник «город Константина» – Константинополь. Для строительства города были доставлены известные архитекторы, скульпторы, каменотесы, плотники. Для украшения новой столицы ограбили старую – из Рима вывезли огромное количество статуй. Почти все крупные города империи вынуждены были отдать свои прекрасные скульптуры. В 395 году римский император Феодосий Великий разделил империю между сыновьями – Гонорий получил Запад и Рим, Аркадий – Восток и Константинополь, который и стал столицей Византии. В годы правления императора Юстиниана столица украсилась новыми дворцами, гаванями, банями, заново был отстроен Большой дворец. По его приказу был построен храм святой Софии – величайшее творение византийского зодчества VI в. «Этот храм представлял чудесное зрелище – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его и, как составная его часть, сам украшается им. Несказанной красотой славился он».

Константинополь был центром политической власти, образования и культуры. Здесь пребывал двор императора, государственные учреждения, патриаршая канцелярия, здесь были лучшие ученые, писатели, художники, ювелиры. Довольно хорошо было поставлено образование – не только начальное, элементарное, но и высшее. В университете преподавали греческую и латинскую грамматику, греческое и латинское красноречие, право и философию. Открытие университета состоялось в 425 году по указу Феодосия II. Естественно, что в культурной жизни империи первостепенное значение имела книга. Официально признав христианство, сам император Константин распорядился изготовить 50 экземпляров Библии. Необходимы были книги и светского содержания. Развитие математики, астрономии, алхимии и других наук требовало к себе внимания. В новую столицу переехало значительное количество образованнейших людей, проживавших ранее в Риме. Естественно, что они при переезде забирали с собой свои библиотеки.

Вместе с возникновением Константинополя возникли мастерские письма и скриптории. Именно в это время на смену свитку пришел кодекс. Этот переход к новой форме рукописной книги отразился на приемах работы переписчиков. Античные каллиграфы не пользовались столами, они трудились, положив папирус на колени, а для удобства ставили под ноги маленькую скамеечку. Скриптории различных монастырей, учебных заведений, государственные и частные мастерские письма из века в век накапливали книжные сокровища, сохраняли и приумножали духовные богатства, распространяя книги не только в столице, но и во всей империи, и в соседних государствах. Д.С.Лихачев писал: «Византийская рукописная книга по совершенству своего художественного оформления, по красоте букв в тексте, по изяществу переплета может рассматриваться как одно из замечательных явлений средневекового искусства». Примечательная черта константинопольских манускриптов – гармоническая связь изображения, декора и текста. Цвет пергамента, оттенок железистых чернил, краски миниатюр, блеск золота – все учитывалось мастерами.

Характерно, что государственный скрипторий и императорская библиотека стали на протяжении веков центральными научными учреждениями столицы. Эти два заведения были тесно связаны между собой. Скрипторий работал для пополнения фондов библиотеки, в самой же библиотеке хранились образцы для копирования и перевода. Заметим, что книжное дело в Константинополе знало периоды подъема и спада, не обходилось и без массового уничтожения библиотек и книжных сокровищ. Согласно легенде, император Лев III сжег здание высшей школы вместе с учителями и книгами. Произошло это в 726 году.

Что же касается императорской библиотеки, то точных данных о ее местонахождении нет. Возможно, книги находились в покоях императора, в дворцовых кладовых, в храмах. В одном из документов указывается, что основная часть находилась в каменной лоджии неподалеку от входа во дворец. Вдоль стен лоджии шли каменные скамьи, а столами служили плиты, положенные на невысокие подставки; столы примыкали один к другому. Располагались книги в шкафах, в специальных ящиках, в сосудах. Государевы покои, стены которых были покрыты мозаикой и фресками, не заставляли мебелью – шкафы устраивались в стенных нишах.

Были в Константинополе и публичная, и патриаршая библиотеки, но первенство и по количеству выпускаемых книг, и по их высокому качеству, и по культурному влиянию на многие страны по праву занимал Студийский монастырь. Основал его еще в V в. римский патриций Роман Студион. Все рукописи Студийского монастыря – пергаментные; писчий материал очень высокого качества вырабатывался в монастыре. Рядом с большим скрипторием помещалась библиотека, в которой монахам надлежало проводить праздничные дни. Игумен монастыря Феодор Студит (759–826), один из образованнейших людей своего времени, ввел строгий устав, в нем среди прочих наставлений указаны и правила поведения писца и обязанности книгохранителя.

? Какие правила были записаны в уставе, по вашему мнению?

«Должно знать, что в те дни, в которые мы свободны от телесных дел, ударяет книгохранитель в дерево (било, повешенная доска) однажды, и собирается братия в книгохранительную палату, и берет каждый книгу и читает до вечера. Перед клепанием же к светильничному ударяет опять однажды книжный приставник, и все приходят и возвращают книги по записи».

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Vintage-Bizhu.Ru. Если Вы решили приобрести качественную и антикварную коллекцию бижутерии, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Vintage-Bizhu.Ru. Перейдя по ссылке: «Винтажная бижутерия », вы сможете, не отходя от экрана монитора, купить антикварную коллекцию известных брендов. На сайте www.Vintage-Bizhu.Ru работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с украшениями.

Для нас важно, что устав этого монастыря оказал большое влияние на наше библиотечное дело. В 1062 году игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий направил своего представителя в Студийский монастырь, чтобы списать устав. И устав этот благополучно распространился по русским монастырям.

Описание:
Византийская библиотека - серия издательства Алетейя, в которой издавались книжки, посвященные истории Византии. В ней публиковались современные научно-популярные и научные книжки современных русских и зарубежных ученых, занимающихся историей Византии, а также переводы традиционных византийских произведений.
Здесь представлены 44 тома серии.

Алфеев И. Жизнь и учение св. Григория Богослова. (fb2)
Безобразов П., Любарский Я. Две книги о Михаиле Пселле - 2001. (djvu)
Бибиков М. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа - 2001. (djvu)
Бибиков М. Историческая литература Византии - 1998. (djvu)
Буданова В. Горский А. Ермолова И. Великое переселение народов. (fb2)
Буданова В. Готы в эпоху Великого переселения народов - 2001. (djvu)
Васильев А. История византийской империи в 2-х томах. Т. 1. (rtf)
Васильев А. История византийской империи в 2-х томах. Т. 2. (rtf)
Византийские историки о падении Константинополя в 1453 году. - 2006. (djvu)
Византийские очерки. Труды российских ученых к XXI Международному конгрессу византинистов - 2006. (djvu)
Дионисий Ареопагит. Максим Исповедник. Сочинения. Толкования - 2002. (djvu)
Занемонец А. Иоанн Евгеник и православное сопротивление флорентийской унии - 2008. (pdf)
Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание - 2001. (doc)
Каждан А. Византийская культура X-XII вв - 2006. (djvu)
Каждан А. Два дня из жизни Константинополя. (fb2)
Каждан А. История византийской литературы (850-1000 гг.) - 2012. (djvu)
Карпов С. История Трапезундской империи - 2007. (djvu)
Карпов С. Латинская Романия - 200. (djvu)
Кекавмен - Советы и рассказы. 2-е изд. - 2003. (djvu)
Климанов Л. Византийские отражения в сфрагистике. (pdf)
Комнина А. Алексиада - 1996. (djvu)
Кривушин И. Ранневизантийская церковная историография - 1998. (djvu)
Кулаковский Ю. История Византии, т. 1. - 2003. (djvu)
Кулаковский Ю. История Византии, т. 2. - 1996. (djvu)
Кулаковский Ю. История Византии, т. 3 - 1996. (djvu)
Кучма В. Военная организация Византийской империи - 2001. (pdf)
Лебедев А. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви - 1998. (djvu)
Лебедев А. История Константинопольских соборов IX века. (fb2)
Медведев И. Византийский гуманизм XIV-XV вв - 1997. (djvu)
Медведев И. Петербургское византиноведение - 2006. (djvu)
Медведев И. Правовая культура византийской империи - 2001. (djvu)
О стратегии. Византийский военный трактат VIв - 2007. (djvu)
Орозий П. История против язычников. (rtf)
Пасхальная хроника - 2004. (djvu)
Пржегорлинский А. Византийская церковь на рубеже XIII-XIV вв. - 2011. (pdf)
Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей - 2009. (djvu)
Прохоров Г. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Статьи - 2000. (djvu)
Рудаков А. Очерки византийской культуры по данным агиографии - 1997. (djvu)
Скржинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в Средневековье. - 2000. (djvu)
Стратегикон Маврикия - 2004. (djvu)
Тафт Р. Византийский церковный обряд - 2000. (djvu)
Хвостова К. Византийская цивилизация как историческая парадигрма - 2009. (djvu)
Чичуров И.С. (ред.) Avtibwpov. К 75-летию академика РАН Геннадия Григорьевича Литаврина - 2003. (djvu)
Шукуров Р. Великие Комнины и Восток (1204-1461) - 2001. (pdf)

Алфеев И. Жизнь и учение св. Григория Богослова. (fb2)
Безобразов П., Любарский Я. Две книги о Михаиле Пселле - 2001. (djvu)
Бибиков М. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа - 2001. (djvu)
Бибиков М. Историческая литература Византии - 1998. (djvu)
Буданова В. Горский А. Ермолова И. Великое переселение народов. (fb2)
Буданова В. Готы в эпоху Великого переселения народов - 2001. (djvu)
Васильев А. История византийской империи в 2-х томах. Т. 1. (rtf)
Васильев А. История византийской империи в 2-х томах. Т. 2. (rtf)
Византийские историки о падении Константинополя в 1453 году. - 2006. (djvu)
Византийские очерки. Труды российских ученых к XXI Международному конгрессу византинистов - 2006. (djvu)
Дионисий Ареопагит. Максим Исповедник. Сочинения. Толкования - 2002. (djvu)
Занемонец А. Иоанн Евгеник и православное сопротивление флорентийской унии - 2008. (pdf)
Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание - 2001. (doc)
Каждан А. Византийская культура X-XII вв - 2006. (djvu)
Каждан А. Два дня из жизни Константинополя. (fb2)
Каждан А. История византийской литературы (850-1000 гг.) - 2012. (djvu)
Карпов С. История Трапезундской империи - 2007. (djvu)
Карпов С. Латинская Романия - 200. (djvu)
Кекавмен - Советы и рассказы. 2-е изд. - 2003. (djvu)
Климанов Л. Византийские отражения в сфрагистике. (pdf)
Комнина А. Алексиада - 1996. (djvu)
Кривушин И. Ранневизантийская церковная историография - 1998. (djvu)
Кулаковский Ю. История Византии, т. 1. - 2003. (djvu)
Кулаковский Ю. История Византии, т. 2. - 1996. (djvu)
Кулаковский Ю. История Византии, т. 3 - 1996. (djvu)
Кучма В. Военная организация Византийской империи - 2001. (pdf)
Лебедев А. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви - 1998. (djvu)
Лебедев А. История Константинопольских соборов IX века. (fb2)
Медведев И. Византийский гуманизм XIV-XV вв - 1997. (djvu)
Медведев И. Петербургское византиноведение - 2006. (djvu)
Медведев И. Правовая культура византийской империи - 2001. (djvu)
О стратегии. Византийский военный трактат VIв - 2007. (djvu)
Орозий П. История против язычников. (rtf)
Пасхальная хроника - 2004. (djvu)
Пржегорлинский А. Византийская церковь на рубеже XIII-XIV вв. - 2011. (pdf)
Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей - 2009. (djvu)
Прохоров Г. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Статьи - 2000. (djvu)
Рудаков А. Очерки византийской культуры по данным агиографии - 1997. (djvu)
Скржинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в Средневековье. - 2000. (djvu)
Стратегикон Маврикия - 2004. (djvu)
Тафт Р. Византийский церковный обряд - 2000. (djvu)
Хвостова К. Византийская цивилизация как историческая парадигрма - 2009. (djvu)
Чичуров И.С. (ред.) Avtibwpov. К 75-летию академика РАН Геннадия Григорьевича Литаврина - 2003. (djvu)
Шукуров Р. Великие Комнины и Восток (1204-1461) - 2001. (pdf)

Менее резким переход от древнего мира к средневековью был в Византии – государстве с тысячелетней историей (IV-XV вв.), образовавшемся при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Культура Византии представляла собой синтез античной, восточной и раннехристианской культур. Христианские правители Византии были терпимы к языческой культуре и не отказались полностью от наследия античности. Греческий язык был государственным и наиболее распространенным языком империи, поэтому произведения великих греков древности были общедоступны, пользовались почетом и являлись основой образования. Все это способствовало созданию благоприятных условий для развития культуры.

В империи была широко распространена грамотность. Существовали многочисленные начальные и средние школы. Уже с IV века открывались университеты, причем не только в столице, но и в провинции.

Важную роль в интеллектуальной жизни Византии играли библиотеки. Одной из самых знаменитых была императорская библиотека, созданная в IV веке императором Константином I Великим. Его потомки продолжали заботы о библиотеке и уже к концу V века она представляла собой значительное собрание, насчитывающее около 120 тысяч книг. Среди книжных редкостей имелись списки поэм Гомера, написанные золотыми буквами на змеиной коже. Для переписывания книг и общего поддержания фондов библиотеки на высоком уровне приглашались ученые. Такое положение вещей соответствовало античной традиции.

В середине IV века сын Константина Великого – Константий II основал в столице государственный скрипторий. “Скриптор” по латыни означает “писец ”, а само слово “скрипторий ” означает мастерскую по созданию рукописных книг. Император назначал руководителя скриптория – специального чиновника – архонта, под началом которого состояло множество каллиграфов.

Константий II был создателем константинопольской публичной библиотеки – первой публичной библиотеки средневековья. Она славилась своими богатыми фондами и просуществовала по некоторым данным по падения Византийской империи.

Наряду с императорской и публичной библиотеками существовали библиотеки религиозных учреждений, учебных заведений и частных лиц.

Книжные собрания имелись во всех церквах и монастырях. До нас дошли сведения о библиотеке Константинопольского Патриаршества, библиотеках Студийского и Афонского монастырей. Патриаршья библиотека существовала по крайней мере с VII века. Фонд ее носил преимущественно религиозный характер, но кроме книг, освященных церковью, здесь имелись и труды “еретического” содержания. Хранились они в особых ящиках, отдельно от работ правоверных авторов. Известно, что в некоторых столичных монастырях практиковалась выдача книг мирянам.

В отличие от Западной Европы в Византии, где была сильна монархия, церковь не обладала монополией на образование. Многочисленные светские учебные заведения имели свои библиотеки, так как преподавание было неразрывно связано с книгой. Но из всех этих библиотек выделяется библиотека Константинопольского университета, созданная еще в начале V века. Заведовал ею специальный служитель, которого называли “библиофил” .

Славилась Византия и частными книжными собраниями. Личные библиотеки имелись не только у императоров, вельмож и иерархов церкви, но и у ученых, профессоров, учителей. Наиболее богатые книголюбы часто, заказывая книгу переписчику, особо оговаривали элементы ее оформления. Главное внимание уделялось орнаментике и переплету, для изготовления которого использовали слоновую кость, золото, эмаль и драгоценные камни.

В среде византийских собирателей книг была предпринята первая в средние века попытка библиографического описания коллекции. Один из образованнейших византийцев IX века – патриарх Фотий – написал сочинение “Мириобиблион ”, что означает “Тысячекнижие ”. Это было описание более чем 300 книг – античных и христианских. Писатель кратко излагал содержание книги и сообщал сведения об авторе. Иногда Фотий не ограничивался простым пересказом и включал в аннотацию собственные размышления и критические заметки.

Об устройстве византийских библиотек известно немного. В раннем средневековье, следуя античной традиции, библиотеку размещали в открытых портиках зданий, и даже владельцы частных собраний, следуя моде, охотно выставляли свои книжные богатства напоказ. Постепенно эта традиция открытого хранения книг стала заменяться практикой их скрытого “сбережения” от читателей. Эти перемены были вызваны обстоятельствами разного характера. Во-первых, в средние века стоимость книг существенно возросла. Во-вторых, сказывалось влияние христианства, которое изначально было преследуемой и гонимой религией и поэтому религиозные книги хранились в потаенных, укрытых местах – сундуках и ларях. В больших библиотеках книги снабжались шифром и расставлялись в соответствии с ним. На некоторых дошедших до нас рукописях сохранились пометы, обозначавшие шкаф (или полку) и место книги на полке.

Судьба византийских библиотек незавидна. Невосполнимый ущерб им причинили вторгшиеся на территорию империи крестоносцы. В начале XIII века они захватили Константинополь штурмом и разграбили город. Сохранились свидетельства о том, что крестоносцы беспощадно уничтожали книги и проносили на копьях через весь город письменные принадлежности. Целые транспорты, груженные военными трофеями крестоносцев – богато украшенными византийскими рукописями – отправлялись в Западную Европу.

Во второй половине XIV века Константинополь был восстановлен и вновь стал столицей империи. Вместе с разрушенным городом восстанавливались и библиотеки, но это спокойствие было недолгим. В середине XVY века Византийская империя пала под натиском турков-осман, и снова это сопровождалось разрушениями, сожжением и расхищением книгохранилищ. Историки писали о кораблях, увозивших книги, о груженых рукописями телегах, о том, что золото и серебро, украшавшие переплеты, безжалостно сдирались и продавались.

Значение Константинополя для западной цивилизации велико. Деятельность византийских библиофилов, работа скрипториев, сам факт существования множества библиотек помогли сохранить значительную часть наследия Эллады, утраченного в то время для Запада.


Top