Нищева развитие фонематических процессов и навыков. «Формирование и развитие фонематического слуха, анализа и синтеза дошкольников с ОНР» (из опыта работы)
«Формирование и развитие фонематического слуха, анализа и синтеза дошкольников с ОНР» (из опыта работы)
Мне бы хотелось более подробно остановиться на дидактических играх, направленных на развитие фонематического слуха, анализа и синтеза. Работая на логопункте ДОУ, я уделяю приоритетное внимание развитию и формированию таких компонентов речи как правильное звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.
Фонематический анализ – это сложная психическая деятельность, направленная на разложение слова на составляющие его фонемы. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова. Элементарный фонематический анализ появляется у детей спонтанно. Сложный фонематический анализ – это вычленение первого и последнего звука из слова, определение места звука в слове: начало, середина, конец слова. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, количества звуков в слове и места по отношению к другим звукам. Таким видом фонематического анализа дети овладевают в процессе специального обучения.
Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Это также слияние отдельных звуков в слоги, а слогов в слова.
У дошкольников с ОНР эти процессы особенно страдают. Это тормозит развитие произносительной стороны речи, а также негативно сказывается на овладении чтением и письмом.
Список использованных информационных источников:
Список использованной литературы:
Логопедия. Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2002.
Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. – Москва: Гном и Д, 2010.
Дурова Н. В. Фонематика. – Москава: Мозаика–Синтез, 2002.
Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – Санкт–Петербург: Детство – пресс, 2015.
Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис дидактика, 2004.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – Москва: Гном и Д, 2005.
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Санкт – Петербург: Детство-Пресс, 2015.
Аннотация: В статье рассмотрено развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Особое внимание авторы уделяют этапам развития фонематических процессов, задачам развития фонематических процессов, основываясь на опыте Н. В. Нищевой. Коррекционная работа с детьми начинается с неречевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся, также развиваются слуховое внимание и слуховая память.
При недоразвитии фонематических процессов у детей отмечается затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками – дифференциация звонких и глухих (та-да, па-ба..), мягких и твердых (ла-ля, ма-мя..), свистящих и шипящих (са-ша…), соноров (ла-ра). В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения, а недостатки в произношении звуков могут затруднять формирование фонематических процессов и в дальнейшем стать причиной нарушения процессов письма и чтения.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематических процессов, которое проводятся в игровой форме. В фонематические процессы включаются фонематический слух (способность опознавать и дифференцировать звуки речи по акустическим признакам) и фонематическое восприятие (умственное действие по звукослоговому анализу и синтезу).
Начинается эта работа на материале не речевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся. Также развиваются слуховое внимание и слуховая память. Постепенно наблюдаются положительные результаты в развитии фонематических процессов.
Коррекционную работу по дифференциации фонем можно разделить на шесть этапов:
1. Узнавание неречевых звуков.
На данном этапе мы учим детей узнавать и различать неречевые звуки. Параллельно развивается слуховое внимание и слуховая память.
Вначале предлагается задание «услышать» звуки природы с опорой на картинку (стук дождя по крыше, свист ветра, шум деревьев); далее называем звуки, которые слышим в доме с опорой на картинку (тиканье часов, мяуканье кошки, шум пылесоса); затем вспоминаем звуки с улицы и двора (визг тормозов, сигналы машин, шум и грохот строительной техники).
Можно продемонстрировать детям, какие звуки издают различные предметы: стук по столу карандашом, хлопок в ладоши, звон колокольчика, шуршание бумагой. Затем эти движения можно повторить за экраном, а дети должны определить, что слышат.
2. Различение одинаковых слов, звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса.
Использовать можно такие игры: водящий, стоя спиной к детям, определяет, кто назвал его имя. Задание усложняется – дети произносят слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. Водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.
По различению тембра голоса, силы и высоты звука можно проводить такие игры. Например, мычание коровы – «му-му-му», гудение самолета – «далеко» или «близко», тихий и громкий звук «у-у-у»; какой барабан играет – большой или маленький, низкий и высокий звук «бум-бум-бум»; плачет младенец и ребенок, высокий и низкий звук «а-а-а».
Выдаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Логопед произносит звукоподражание животных и детенышей то низким, то высоким голосом. Дети должны показать соответствующую картинку.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
Можно провести такую игру: логопед показывает картинку и четко произносит: «Книга». Затем говорит: «Я называю слова, а вы должны определить правильно ли оно произнесено. Если не правильно — хлопните в ладоши». Произносит: «Книга – кмига – пнига – книга – кмика – гмика». Дети, услышав неверное произнесенное слово, хлопают в ладошки.
Затем игры усложняются: логопед предлагает картинки, названия которых близки по звучанию. Например:
бочка-почка,
зуб-суп,
жар-шар,
коза-коса,
лук–люк,
мышка–мишка.
Затем логопед произносит три-четыре слова, а дети должны отобрать соответствующие картинки в порядке называния.
Логопед выставляет следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Ребенок подходит к полотну, ему дается картинка, которую он должен поместить под той картинкой, название которой близко по звучанию.
К картинке подбираются слова:
«СОМ» дом, ком, лом;
«МАК» — рак, бак, лак;
«ЖУК» — лук, сук, тук;
«СЕТКА» — клетка, ветка, пятка;
«МОТОК» — платок, листок, каток.
4. Различение слогов.
Логопед называет слоговой ряд, например, «ма-ма-ма-ба»; дети выделяют лишний слог. Задание усложняется: «ма-мо-ма, та-та-да-та, фа-ва-фа».
5. Различение фонем родного языка.
Начинаем работу с дифференциации гласных звуков. Предлагается игра: детям раздаются картинки с изображением самолета, малыш, ослик, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик кричит: и-и-и». Далее логопед произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки. Далее проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, «ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».
6. Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.
Определение количества слогов в слове, отхлопывая двух и трех сложные слова. Взрослый должен показать детям, как отхлопывать слова и выделять ударный слог. Затем дети практикуются самостоятельно.
- Анализ гласных звуков. У детей на столах фишки, например красного цвета. Взрослый произносит разное количество гласных звуков, дети выкладывают соответствующее количество фишек.
- Выделение ударного гласного звука из начала слова. Эта наиболее легкая форма анализа, в норме доступна с 4-5 лет. Для выделения звуков предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.
- Выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. Детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношение фонем) это в большинстве случаев недоступно. Они или называют слог, или не понимают вопроса. Для выделения первого звука предлагаются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша.
- Выделение последнего согласного из легких слов, типа: мак, кот, лук, нос, душ. Это упражнение можно усложнять, например:
А) дети раскладывают картинки на наборном полотне на две колонки – предметы, названия которых оканчиваются на звук «т» и «к»;
Б) взрослый показывает картинки и называет их, опуская последний звук. Например, «тан…, пау…, вени…, ко…». Ребенок называет слово целиком и пропущенный звук.
- Выделение последнего гласного (ударного) из слов типа «мука, луна, шары».
- Далее ребенку предлагается игра «Найди место звука в слове». Подбираются картинки, в названии которых есть нужный звук в начале, в середине и в конце слова. Ребенку следует отметить в схеме слова под картинкой место нужного звука определенным цветом.
- Следующая игра «Подбери картинку к схеме». Предлагаются схемы, показывающие место звука в слове и картинки. Ребенку нужно разложить картинки так, чтобы место звука в слове совпадало с местом звука в схеме.
- Игровое упражнение «Раскрась схему». Под каждой картинкой ребенку нужно составить схему слова, то есть провести звуковой анализ (гласный звук обозначаем красным цветом, согласный твердый – синим, а мягкий – зеленым).
Логопед, старший преподаватель кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии, Н. В. Нищева ставит следующие задачи по развитию фонематических процессов:
1. В старшей группе:
- Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
- Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.
- Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
- Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
2. В подготовительной группе:
- Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепить представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
Таким образом, развитие фонематических процессов является длительной и трудоемкой работой всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).
1) Пиджакова Екатерина Игоревна,
учитель-логопед,
МБДОУ №177,
г. Екатеринбург
2) Самофеева Надежда Павловна,
учитель-логопед,
МБДОУ №177,
г. Екатеринбург
Анастасия Комарова
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа
1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна.
Тема моего выступления Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
2. Фонематическое восприятие - - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, определять звуковой состав слова.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталона-ми.
3. Игра 1. «Звуки вокруг» Музыка
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.
4. Игра 2. «Что звучит?»
Прослушайте вместе с ребенком различные музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, колокольчик и др.). Ребенку необходимо узнать с закрытыми глазами ка-кой инструмент играл. Необходимо усложнять задания, увеличивая количество ин-струментов в последовательности. (модуль в ИРЦ)
Дети закрывают глаза. Взрослый соединяет изображения, звучат звуки животных. Дети должны сказать, кто так подает голос?
6. Игра 4. «Веселые задания»
Взрослый дает ребенку два кружка - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он дол-жен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман, альбом, витамин, клетка,
паман, айбом, митанин, къетка,
банан, аньбом, фитамин, клетта,
банам, авьбом, виталим, тлетка.
7. Игра 5. «Поймай звук»
Логопед предлагает ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по ко-ленкам, поднимать руку вверх, поднимать вверх карточку и т. д., когда он услышит заданный звук в ряде звуков.
8. Игра 6. «Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог. Лучше, если все чисто-говорки связаны с определенной лексической темой или предназначены для автома-тизации и дифференциации нужных звуков. Например, чистоговорки по теме осень:
Та-та-та- – осень это красота.
Де-де-де – лужи с дождиком везде.
Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду.
9. Игра 7. «Доскажи словечко»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.
В шкурке, желтый, кислый он,
Называется (лимон)
Рыжий, круглый!
Очень вкусный,
Съешь его –
Не будешь грустным!
Побегу я в магазин
И куплю там (апельсин)
10. Звуковой анализ – это определение звуков в слове по порядку и их характери-стика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий - твердый).
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
11. Игра 1. «Назови первый звук»
Взрослый произносит слово на лепестке с интонационным выделением первого, а тот называет первый звук в слове и соединяет в цветок (Аня, азбука, арбуз, Ира, Оля, осень, утка, улица)
12. Игра 2. «Подскажи звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением последнего звука и ки-дает мяч ребенку, а тот называет последний звук в слове и перебрасывает мяч взрослому.
13. Игра 3. «Собери картинку»
Ребенку предлагается собрать картинку с односложным словом из трех звуков, сде-лать звуковой анализ слова.
14. Игра 4. «Собери словечко»
Ребенку предлагается картинка и набор букв, необходимо составить слово. Далее произвести его анализ.
15. Игра 5. «Ребусы»
Взрослый предлагает ребенку отгадать «заколдованные картинки».
Структура слов усложняется по мере освоения ребенком навыка звукового анализа.
16-17. Безусловно, для достижения положительного результата необходимо созда-ние единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью рабо-тает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель, каждый из ко-торых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
Как же привлечь родителей? Это для нас наиболее сложный вопрос. Для родите-лей в нашем саду периодически проводятся открытые занятия, индивидуальные и групповые консультации практического характера, а также изготовление информа-ционных буклетов по заданной теме.
18.Таким образом, р азвитие фонематического восприятия и овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает правильное звукопроизношение речи;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в пери-од школьного обучения.
19. Литература
Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей группы. – Из-во: Гном, 2007. – 37 с.
Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. ФГОС. – Из-во:Детство-Пресс, 2014. – 64 с.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
20. Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.
Сегодня вашему вниманию я представлю игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста. Игра.
Представляю Вашему вниманию Дидактическую игру «Барышня-хозяюшка» Цели: – автоматизация звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л]; – дифференциация.
«Соотнесение объектов по цвету» Младшая группа Цель: учить соотносить объекты по цвету. Материал: карточки с изображением цветных шаров.
Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.
Другие книги схожей тематики:
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Нищева Н.В. | Коррекционная педагогика | 2018 | 120 | бумажная книга | |
Нищева Наталия Валентиновна | Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. ФГОС | Рабочая тетрадь предполагает работу по развитию фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, что позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей… - Детство-Пресс, Коррекционная педагогика | 2018 | 159 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
Детство-Пресс - издательство, ООО, С. Петербург. Детская, педагогическая, учебно методическая литература. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 478) См. также Издательства РФ …
Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство. Антуан де Ривароль Чудеса случаются только в детстве. Владислав Гжегорчик От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. Лев … Сводная энциклопедия афоризмов
- (англ. Russian Press Photo contest Best Photo) проводящийся с 1995 года ежегодный конкурс на лучшую фотографию (серию фотографий) среди фотографов России и стран СНГ. Содержание 1 История конкурса 2 … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Детство (значения). Период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. Хотя временные рамки последней стадии индивидуальны, непостоянны во времени и зависят от принятой… … Википедия
Фотография «Друг детей», на снимке Геля Маркизова, чьи родители впоследствии были репрессированы. … Википедия
1950: «Мир победит войну». В детском саду: «Спасибо родному Сталину за счастливое детство». Художник Е. Буланова … Википедия
Впервые эта фраза прозвучала в 1936 г. как лозунг, который несли участники физкультурного парада на Красной площади. Впоследствии это выражение звучало каждый раз, когда возникали темы «Сталин и дети», «Сталин и молодежь» и т. д. 23 сентября 1937 …
Из стихотворения «Крестьянские дети» (1861) Н. А. Некрасова (1821 1877). Иносказательно: о забавах уже достаточно взрослой молодежи (ирон.). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
Игровая психотерапия метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не … Википедия
Издательства РФ - здесь: издательства и другие издающие организации, специализирующиеся на выпуске в Российской Федерации педагогическую, образовательную, учебную, учебно методическую и детскую литературу: Аванта + , Агар, Адонис, Айрис, … Педагогический терминологический словарь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гвоздев. Александр Николаевич Гвоздев Дата рождения: 15 (27) марта 1892(1892 03 27) Место рождения: Сивинь Старошайговского района, Мордовия Дата смерти … Википедия