Николай Некрасов — Пророк: Стих. Презентация на тему "«Пророк» Н.А

Николай Некрасов – певец русской действительности, которого волновала судьба просто народа. Он видел, как сложно приходится крепостному крестьянину, как много он переживает и страдает. Неудивительно, что судьба крестьянина, простой русской женщины и крестьянских детей становятся основной темой его творчества. Николай Некрасов сочувствовал крестьянам, пытался не только понять их горе, трагедию их жизни, но и показать всему обществу, как несчастен народ. Ему было важно не только донести проблему, но и заставить читателя погрузится в раздумья, а может быть, и переживания.

Все некрасовские современники отмечали у поэта замечательную способность не только видеть горе и трагедию простого народа, но и относиться к ней так, словно это была его боль и страдания.

Замысел «Пророка»

Николай Некрасов постоянно говорил о том, что стоит как-то помочь народу, который находился в таком плачевном состоянии и поэтому он старался призвать все общество обратить на это внимание. Но сам поэт считал, что его слово, несущее правду о крестьянской жизни, оказывается лишь маленькой каплей, в сравнении с той революционной борьбой, которая постепенно стала разворачиваться в обществе.

Поэтому с особым чувством он говорит о тех людях, которые были революционно настроены. К таким людям он относил, прежде всего, таких литераторов, как Белинского, Чернышевского, а позднее и Добролюбова.

Известно, что некрасовский «Пророк» вышел в печать впервые в 1977 году. Но сначала оно имело совершенно другое название, которое при выходе в печать каждый раз менялось. Сначала, когда оно впервые появилось в первом номере литературного журнала, то имело название «Из Барбье»», но потом редакторы «Отечественных записок» решили изменить и его, чтобы хоть как-то скрыть сюжет этого стихотворения от цензуры, которая была так строга к нему. Они использовали такие названия, как «Из Ларры» или «Из Байрона».

При жизни поэта стихотворение так и не было издано с его настоящим название. Известно, что в 1882 году оно было напечатано в «Общем деле», где имело подзаголовок - посвящение Н.Чернышевскому. К сожалению, после сочинения своего произведения автор не стал ставить дату, поэтому точная дата его написания неизвестна. Но есть предположение, что он было написано в поддержку Чернышевского, который был арестован с 1862 года по 1864 год. А через время, скорее всего, поэт снова возвратился к нему, чтобы доработать и переработать. Существует версия и о том, что первоначально оно было посвящено совсем другому человеку, тоже революционеру, но затем автор решил изменить, и посвятил его уже Чернышевскому.

Некоторые исследователи приходят к выводу о том, что все-таки сюжет этого некрасовского стихотворения не был посвящен какому-то отдельному лицу, а носил обобщенный характер.

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»
Так мыслит он - и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна...
Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

По сюжету автор говорит о том, что есть в жизни высший идеал, который заключается в том, чтобы служить правде и, конечно же, справедливости. В самом начале своего стихотворения автор немного отступает от своих традиций и начинает свой сюжет совсем не так, как обычно. Это, скорее, похоже на какой-то спор или диалог, но на высоких интонациях. И вот теперь читатели оказываются свидетелями всего этого.

Автор повествует о том, что стоит преклоняться перед людьми, которые находят в себе силы для борьбы с несправедливостью, царящей в обществе. Несмотря на обстоятельства они ведут открытую, бесстрашную борьбу. И этому есть объяснение. Они стараются сделать свой народ свободным, а значит счастливым.

Интересный персонаж - святой подвижник, который защищает свой народ. И этот святой отрекается от всего хорошего, что ему может дать мир, чтобы стать жертвой, которая поможет спасти целый народ. И как бы подведя итог всему, поэт вводит в свой сюжет и Христа, который распят. Такой финал этого некрасовского стихотворения.

Композиция «Пророка»


Композиционный замысел стихотворения - это спор, в виде диалога и отдельных реплик, между невидимыми собеседниками. Главных героев можно представить достаточно ярко, где один настроен достаточно осторожно, а второй вполне решительно. Это стих-рассуждение о благородной миссии, которая не всем доступна.

Автор говорит о том, что таких революционеров в его стране, которые готовы жертвовать собой, не так уж и много, их единицы. Но, с другой стороны, они типичны и даже сам Некрасов может стать таким революционером. Философские раздумья автора приближают сюжет этого стихотворения к элегии. Кажется, что автор беседует с кем-то, но его собеседник невидим. Вскоре становится понятно, что обращается он к революционеру и говорит ему о том, что нужно быть осторожным. Это звучит, как упрек.

Некрасовский герой спорит со своим собеседником, и оказывается, что пророк все знает сам, он понимает какая опасность ждет его впереди, но все равно избирает этот путь. Он рассказывает своему собеседнику о том, что жизнь имеет смысл, если жить не для себя, а жить, и при необходимости умереть, для других.

По композиции и смысловой нагрузке, третья часть немного отделена от остальных. В ней оказывается, что революционер совсем не герой, а человек, который исполняет честно свою миссию. Писатель постоянно желает напомнить своему читателю о том, что смерть героя не может быть напрасной. Он её приносит в жертву ради свободы.

Выразительные средства некрасовского сюжета


Основным образом некрасовского сюжета становится сам поэт и его невидимый собеседник, пророк. Автор изображает его таким смелым и открытым, что он сразу вызывает доверие. Читатель понимает, что именно этот человек готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, когда борется за то чтобы на его земле не было рабов. В своей жертвенности его лирический герой чем-то близок к Христу, к Библии.

✚Метафор.
✚Противопоставление.
✚Использование частиц.
✚Анафора.
✚Антитеза.
✚Старославянизмы.
✚Высокий стиль сюжета.


Все некрасовское произведение написано двухсложным размером – ямбом, но только пятистопным, традиционным. В тексте встречаются пиррихии, которые делают композицию этого произведения четкой, а рифмовку размеренной и четкой. Перекрестная рифма позволяет писателю создать более колоритный портрет революционера –пророка.

Анализ произведения «Пророк»



Автор непросто дает такое название своему стиху, так как в его сюжете действует положительный образ, на который он желает сам равняться, и призывает это делать других. Такое название напоминает читателю, что поэт старается следовать традициям русской литературы. Все помнят, что в истории поэзии уже были содержательные стихотворения с таким названием и в лирике Александра Пушкина, и в арсенале Михаила Лермонтова. Но, несмотря на то что все они имеют одинаковые названия, темы и вопросы, которые рассматривают разные авторы, различны.

Николай Некрасов поставил в центр всех событий, тот поэтический дар, который нужен поэту не для создания личных материальных благ, а для служения народу. Сам поэт утверждает, что главная задача любой лирики – это служить свободе, добру, справедливости. И это должно быть целью каждого, кто обладает умением доносить людям свои мысли.

Интересно как сам автор стоит свое стихотворение. Прежде всего, зачин, который построен у него в виде спора с революционером, которого читатель не видит, и только может о нем догадываться. Причём читатель попадает сразу в разгар спора, что позволяет пофантазировать о его начале. А сам спор будто затягивает в суть проблемы с первых строк и держит до самого конца.

Пророк на земле – это сложное предназначение человека, требующее лучших качеств: жертвенности, возвышенности, бескорыстия. И автор показывает, что он может пойти двумя путями. Либо выбрать простые земные блага, либо отказаться от них и выбрать путь, во имя свободы. Дорога такого пророка будет трудной и очень сложной, ведь не так просто добиться справедливости в обществе.

И вот уже в финале поэт вставляет голос пророка, который звучит смело и открыто. Он использует местоимение «я». И потому что революционер жертвует собой, писатель решает сравнить его жертвенность, с жертвенностью Христа, который был за свои взгляды и за правду распят. Всё это показывает, что революционеров может ждать трагический финал, если они не найдут поддержку в обществе.

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Анализ стихотворения «Пророк» Некрасова

В стихотворении «Пророк» (1874 г.) Некрасов по своему интерпретирует тему, заложенную великими поэтами. Автор видит роль и значение пророка, символизирующего творческую личность, в бескорыстном служении обществу. Воплощением такого идеального образа Некрасов считал Н. Чернышевского, которому и посвятил свое произведение.

Только получает свой божественный дар. Он стремится воспользоваться им на благо всего мира. испытывает разочарование, так как его проповеди не встречают отклика в равнодушных сердцах людей. Это приводит его к вынужденному одиночеству. Пророк Некрасова отражает в себе изменения в российской жизни. Периодические издания и литература становятся мощным инструментом для воздействия на сознание людей. Литераторы действительно оказывают влияние на умонастроение в обществе. Роман Чернышевского «Что делать?» — очень слабое произведение в художественном плане. Но заложенные в нем идеи произвели небывалый эффект, который можно сравнить с духовной революцией. Огромное количество людей стали жить в соответствии с этими идеями. Поэтому Некрасов относится к Чернышевскому, как к современному пророку.

Сибирская ссылка превратила Чернышевского в мученика. Некрасов видит в этом пример самоотверженности. Чернышевский знал, что его произведения и статьи – источник опасности. Он сознательно шел к наказанию, считая, что обязан поведать людям о своих утопических идеях. Автор считает, что литератор принес огромную жертву ради блага всего человечества («умереть возможно для других»).

Чернышевский еще до ссылки постоянно находился в нищете. Он был настоящим аскетом, считая себя воином революции («нет помыслов мирских»). Поэтому он нисколько не дорожил собственной жизнью и давно был готов пострадать за свои идеи и хладнокровно принять смерть. Чернышевский считал, что даже его гибель принесет пользу, так как возбудит в людях сострадание к невинной жертве. Эти же мысли разделяет и Некрасов.

В финале произведения поэт проводит параллели между Чернышевским и Иисусом Христом. В наше время такое сравнение выглядит чересчур патетическим, но в тот непростой период многие революционеры думали так же. Некрасов считает, что несчастный каторжник в любом случае примет мученическую смерть и тем самым повторит судьбу сына Божьего, пострадавшего за все человечество. Чернышевский, подобно Христу, постоянно подвергался гонениям за правду. При этом он абсолютно не заботился о себе и стремился только ко всеобщему благу и справедливости.

    Слайд 1

    (1874г.) Не говори: "Забыл он осторожность!Он будет сам судьбы своей виной!.."Не хуже нас он видит невозможностьСлужить добру, не жертвуя собой.Но любит он возвышенней и шире,В его душе нет помыслов мирских."Жить для себя возможно только в мире,Но умереть возможно для других!" Так мыслит он - и смерть ему любезна.Не скажет он, что жизнь его нужна,Не скажет он, что гибель бесполезна:Его судьба давно ему ясна...Его еще покамест не распяли,Но час придет - он будет на кресте;Его послал бог Гнева и ПечалиРабам земли напомнить о Христе. 30.01.2013

    Слайд 2

    Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и любви к родине. Николаю Алексеевичу присуща такая черта характера, как сопереживание людским страданиям, чужому горю. Поэт почтительно относился к революционерам, прототипами которых в его произведениях стал Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Так, одно из своих стихотворений Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому «Пророк». Название стихотворения сразу же вызывает ассоциации с библией, религией и верой в сверхъестественное. И не даром, ведь все стихотворение пронизано христианской символикой. Так же слово «пророк» употребляется по отношению к поэту. Пушкин и Лермонтов в одноименных стихотворениях освещали тему поэта и поэзии.

    Слайд 3

    В чем же сходства и отличия трех «пророков»? Попробую аналитически сравнить их.

    В качестве пророка в пушкинском и лермонтовском стихотворениях выступает поэт. В «Пророке же Некрасова пророк – общественный деятель. Миссии пророков в произведениях также отличаются: у Лермонтова-разоблачение «злобы и порока», исправлению людского рода; у Пушкина- «глаголом жечь сердца людей», у Некрасова «напомнить о Христе». Сюжеты «Пророков» тоже отличаются: в пушкинском стихотворении освещается становление пророка, в лермонтовском – изгнание, некрасовском-судьба героя-жертвы, восходящего к Христу. Образ пророка у Некрасова воссоздается через описания его мыслей, характера и его переживания: «так мыслит он»; «не хуже нас он видит невозможность»; «любит возвышенней»; «не скажет он». Пушкинский пророк изображается духовно, а у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова - от лица лирического героя.

    Слайд 4

    Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как времена переменились - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин"), и миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Этому пророку типично революционный демократический идеал и очарование нравственной чистоты. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка:"Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!» и пророка «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других". Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.

    Слайд 5

    Во всех трех «Пророках» авторы обращаются к божественной символике. В каждом стихотворении находятся переклички с цитатами «Евангелия», то есть обращаются к библейской мифологии: «шестикрылый серафим», «он будет на кресте», «вечный судия дал всеведенье пророка», «божьей пищей». У всех 3-х авторов пророк - посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова - именно пророчествовать. Так же сходствами произведений являются и душевные состояния пророков. Герои находятся в удрученном состоянии, они томимы «духовной жаждой», «худы и бледны», они посланники «Гнева и Печали», им «смерть любезна».

    Слайд 6

    Стихотворение Некрасова написано четырехстопым ямбом, таким же размером написаны «Пророки» Пушкина и Лермонтова.

    Слайд 7

    Художественные средства, используемые Некрасовым. Повтор: Оксюморон: Метафора: Повтор местоимений: он-8 раз, его – 4 раза. Используются краткие страдательные причастия: «Его судьба давно ему ясна... Его еще покамест не распяли, Его послал бог Гнева и Печали…» «Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна..» «смерть ему любезна» «видит невозможность» «служить добру» «ясна», «любезна» , «бесполезна»

    Слайд 8

    Вывод

    Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке. Некрасову, как демократически настроенному поэту важно было подчеркнуть святость дела, которому служили революционеры, и их самоотверженность в борьбе за торжество справедливости. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более - как пример величайшего подвига - самопожертвования во имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами.

Посмотреть все слайды

Шедевром Некрасова стало стихотворение «<Н. Г. Чернышевский>» («Пророк») (1874). Продолжая традицию своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова, — поэт обращается к теме пророка, которая была достаточно популярна и устойчива в демократической поэзии 1870-х годов. Упомянем «Пророк» Г. А. Мачтета, «Мы были там... Его распяли...» С. И. Бардиной. Истолковывался образ пророка неоднозначно. А. Григорьев считал пророком художника, не подчиняющегося никаким общественным законам, озаренного свыше и творящего для себя. А. Н. Островский уважительно именовал «пророком» сатирика Щедрина. П. М. Третьяков величал «пророком» Достоевского, добавляя при этом: «всему доброму учитель». Напротив, Герцен к концу своей жизни объявил «пророками» тех, кто «идёт по старой колее». Тургенев же вообще назвал пророчество болезнью: «Здоровый человек не может быть пророком и даже проповедником». Некрасов полемически отстоял положительную, вполне земную и здоровую интерпретацию традиционного образа. Более того, в 70-е годы поэтом утверждается величие «пророка», гордого и непримиримого, и в этом была новизна некрасовского подхода к теме. Его пророк деятелен, самоотвержен, он не удаляется в пустыню, а служа добру, любя людей, хочет за них умереть.

Используя христианскую поэтическую образность и первоначально называя своё стихотворение о Чернышевском «Пророк (Из Барбье)», Некрасов прославляет возвышенный подвиг гражданина во имя свободы людей. Ради «счастья народного» герой поэта готов принять нечеловеческие страдания, муки, равносильные ужасу распятия на кресте. И не только готов, но и, как мы это знаем, действительно переживёт эти муки сначала у столба при гражданской казни, потом в каземате Петропавловской крепости, затем на каторге в далекой Сибири. Героизм некрасовского «пророка» тем более высок, что ему как провидцу заранее хорошо известна его трагическая участь: «Его судьба давно ему ясна». И тем не менее он сознательно идёт на гибель: «он видит невозможность // Служить добру, не жертвуя собой». Значит, осознанная им необходимость приносит герою истинную свободу (он тоже из числа «душой свободных сынов» родины). Высокий нравственный идеал Некрасова получает художественное выражение, в котором этическое и эстетическое сливаются. Вот почему в тексте стихотворения «Пророк» (Некрасов), анализ которого нас интересует, обретают особый вес понятия, сопряженные с категорией трагического: «судьба», «жертвуя», «умереть», «вина», «гибель». Другой же лексический ряд — в основном церковного характера — подчёркивает возвышенное как основное эстетическое начало стихотворения: «Бог», «Христос», «крест», «распяли», «возвышенней». Этому служит и та символика, которая вкладывается в слова «Гнев» и «Печаль». А в своей нерасторжимой совокупности эти словесные ряды и ритм пятистопного ямба определяют торжественную патетику целого и создают образ героического страдания великого народного заступника, обретающего бессмертие. Таков этот совершенно необычный «портрет» реального подвижника гражданского служения отчизне, портрет, прикрытый маскирующим подзаголовком («Из Барбье»).

Стихотворение «Пророк» Некрасова отличается своим многоголосием; в нём звучат три голоса: несущего упрёк и обвинение герою («Забыл он осторожность!»), афористическое высказывание самого Чернышевского («Жить для себя возможно только в мире, // Но умереть возможно для других») и голос автора, вступающего в полемику с оппонентом. Спор и диалог сразу же драматизируют стихотворение, что соответствует его содержанию и интонации: прославлению подвига во имя любви, самопожертвования во имя служения добру. Христианская нравственность является здесь торжествующей, и потому герой назван посланцем Бога и земным подобием Христа. И это удивительное богатство содержания, этот широкий комплекс идей заключены в необыкновенно лаконичную форму: в стихотворении «Пророк» (Некрасов), анализ которого мы провели, всего 16 спрессованных строк.

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он - и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Анализ стихотворения Некрасова «Пророк»

С Чернышевским, которому посвящено произведение 1874 г., автора связывали восемь лет совместной публицистической работы, определившей передовой, остроактуальный облик журнала «Современник». Поэт, возводивший гражданственность в ранг обязательного качества творческой личности, представляет литературного адресата как истинного сына родной страны.

Для характеристики положительного образа Некрасов избирает знаковое заглавие «Пророк», отсылающее читателя к пушкинскому и лермонтовскому наследию. Показательны различия в тематике художественных текстов. В центре внимания произведений, на которые без сомнения ориентировался Некрасов, - высокая природа поэтического дара, взаимоотношения его обладателя с обществом. В собственной версии автор осознанно смещает угол зрения лирического героя, позиционируя социальную задачу «служить добру» как наиважнейшую.

Стихотворение отличается диалогичностью: зачин представляет фрагмент спора, начало которого осталось за текстом. Предметом эмоциональной беседы являются неосмотрительные, чреватые неприятностями поступки третьего лица: называя последнее, автор ограничивается местоимением «он». Лирический субъект, возражающий собеседнику, хорошо знаком с «ним» и может подробно объяснить причины, побудившие неординарного человека к рискованным действиям.

Суть натуры земного пророка составляет любовь к человечеству - возвышенная, бескорыстная, жертвенная. Пытаясь передать логику подвижника, герой моделирует его прямую речь. В двустишии-цитате, разбавляющей развернутый ответ, противопоставляются два варианта земного пути: эгоистический и альтруистический. Они выражены лаконичной формулой «жить для себя» - «умереть для других». Избраннику, который видит свою миссию в служении обществу, суждено пройти трудной и опасной дорогой.

Подвижник предвидит трагическое окончание земной судьбы: бесцельному существованию он предпочтет гибель для дела, «любезную» смерть.

В финальном эпизоде лирическое «я» представляет собственный прогноз окончания жизни пророка. Он связан с евангельским сюжетом распятия Христа. Стремление принести благо человечеству, любовь и готовность к самопожертвованию сближают земного пророка с образом Спасителя и предопределяют трагическую развязку. Завершающее двустишие укрепляет связь подвижника с горним миром: посланник небес, он призван напомнить заблудшим душам о Сыне Божием.


Top