Конспект внеурочного мероприятия на тему "связь профессий в создании хлеба". Производственное приготовление хлеба и хлебобулочных изделий Люди каких профессий связаны с производством хлеба

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 28

методическая разработка на тему:

профессия-пекарь

Хлеб - всему голова!

Профессия - пекарь методическая разработка

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится,
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя, которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

(понятие, введение в профессию, сущность профессии, общая характеристика, основные черты, информация о профессии)Хлеб считается священным продуктом на столах славян. Это связано с его свойством быстро утолять голод, так как он имеет высокую пищевую ценность. Более того, тот, кто знает, каким нечеловеческим трудом давался этот самый продукт нашим предкам, понимает, почему он имеет такой высокий статус среди всех продуктов питания. А человек, который печёт хлеб, называется пекарь.

Хлеб пришел к нам из глубины веков. Сначала люди употребляли зерна диких злаков в сыром виде, затем человек научился растирать зерна и смешивать их с водой - этот момент считается первым открытием хлеба.

Второе открытие хлеба связано с изобретением ручных мельниц. Из густой зерновой каши люди лепили лепешки и пекли их на раскаленных камнях. Окончательное, третье открытие хлеба связано с использованием огня.

Слово "пекарь" появилось в годах до н. э. Об этом свидетельствуют отдельные указания в письменных источниках. А как ремесло хлебопечение становится признанным и почитаемым спустя 8-10 столетий. Очень часто пекарей называли "басманниками", от слова "басман" - хлеб для царя.

Первый прототип современных булочек был найден в древнеегипетских гробницах. В Египетском зале Британского музея представлены образцы хлеба, которые выпекались нашими предками 5000 лет назад. Так же в музее можно увидеть зерна первой пшеницы созревшей во времена правления фараонов. Но это отнюдь не самые старые образчики этого злака, зерна пшеницы были обнаружены и на раскопках поселений, возраст которых насчитывает не менее 8000 лет.

Те или иные сведения о хлебе встречаются в истории многих древнейших государств. Даже в библии неоднократно упоминаются пресные, приготовленные на закваске, ржаные и пшеничные хлеба. Кстати, спор о том, какой хлеб лучше, черный или белый, тоже совсем не нов, еще древние греки и римляне, для которых хлеб являлся одним из основных продуктов питания, устраивали дискуссии о том, что же предпочтительнее рожь или пшеница.

Людям давно известна технология изготовления теста с дальнейшим выпеканием хлеба. Учёные предполагают, что впервые дрожжевое тесто придумали 4 тысячи лет назад. А вот упоминания о первых профессиональных пекарях, которые зарабатывали себе этим ремеслом на жизнь, относятся к XII столетию до н. э., когда в Египте появились в продаже первые булочки. Вообще эта древнейшая цивилизация дала миру самый распространённый и наиболее удобный для обработки сорт пшеницы.

Как известно в древние времена выпекали только пресный хлеб, так было до тех пор, пока у одного раба в древнем Египте по неосторожности не скисло тесто. Боясь наказания за оплошность, он рискнул испечь лепешки из скисшего теста, и остался, весьма доволен результатом. С тех пор стали выпекать тесто на закваске, а, в последствии, и с применением дрожжей.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">колледж , назвавшийся Коллегия Писторум, занималась подготовкой пекарей, причем данная профессия передавалась по наследству. Выпускникам запрещалось заниматься чем-либо, кроме пекарского дела, что позволяло сохранять традиции и секреты ремесла. Профессия пекаря была почитаема и уважаема, счастливцы, избравшие для себя данный вид ремесла, пользовались особыми привилегиями. Членам гильдии так же запрещалось посещать гладиаторские бои и представления, дабы не загрязнять свои помыслы соблазнами окружающих и не приобщаться к людским порокам. Гильдии пекарей дожили и до наших дней и продолжают функционировать.

На протяжении всей древности пекари были уважаемыми и почитаемыми людьми, столь трепетное отношение сохранилось и по сей день. И это совершенно не удивительно.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут…. Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода .

В лабораториях ученых – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал. Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

С детских лет запомнил навсегда:
Хлеб - земля. Хлеб - воздух. Хлеб - вода.

В нем живет душа родных полей.
Нежность доброй матери моей.
Жизнь - от хлеба, и от хлеба - сила.

"Его не ели, с мясом или с другой пищей, он не теряет своей привлекательности Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы в последнюю очередь утрачиваем вкус к хлебу, и как только он появляется снова, это означает, что мы выздоравливаем. Хлеб можно употреблять в любое время дня, в разном возрасте, в любом настроении, он делает вкуснее любую другую еду, является основной причиной и хорошего и плохого пищеварения"

Рецепты хлеба

Рецепт белого пшеничного хлеба:
Теплая вода - 285 мл.
Молоко - 115мл.
Подсолн. масло - 50г.
Соль - 20г.
Сахар - 50г.
Пшен. мука - 640гр.
Сухие дрожжи - 10г.

Рецепт ржаного хлеба:
мука ржаная - 10кг.
сыворотка - 4,5–5л.
соль - 150г.
дрожжи прессов. -50-100г.

Рецепт ржано-пшеничного хлеба с тмином:
Вода – 600мл.
Дрожжи - 10г.
Сахар - 30г.
Ржаная мука - 400г.
Пшеничная мука - 400г.
Семена тмина - 40г.
Растит. масло - 30г.
Соль - 30г.

Хлеб

Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит, холят степи,
Перед гостями он лежит парной,
Сытный, сдобный, белый и ржаной,
Круто жизнь замешана на хлебе.
Истины простой, как не постичь -
Ведь не зря с буханкой схож кирпич!
Корпуса домов, что рвутся в небо,
Ток турбин, текущий в провода -,
Древние, как мифы города -,
Ваяли жизнь свою от силы хлеба.

Круглый - как Земля сама,
Сыплется он в зернах в закрома,
Сыплется, амбары заполняя...

С детских лет запомни навсегда:
Хлеб - Земля, Хлеб - Воздух, Хлеб - Вода!
Солнечное в нем живет светило,
В нем живет душа родных полей,

Нежность доброй матери твоей.
Жизнь - от хлеба, и от хлеба – сила.
Человек ты! Хлеб в твоих руках!
Все в твоих руках - земля и небо!

Хлеб в руках ты держишь испокон,
И тобою мир твоей сотворен,
Из добра, из мужества, из хлеба!

А. Баянов

Социальная значимость профессии в обществе: (значение профессии, важность профессии, потребность в профессии, востребованность профессии)

Сложно переоценить заслугу пекарей перед народом. Без их работы людям пришлось бы голодать. Сегодня много комбинатов и коммерческих пекарней нанимают специалистов по выпечке хлебобулочных изделий. Особую заслугу эти профессионалы имеют перед горожанами. Жизнь в городе (особенно в большом) идёт в таком быстром темпе, что выпекать хлеб в домашних условиях никто не согласился бы. Мы уже привыкли покупать большую часть продуктов в готовом виде, чтобы не заниматься приготовлением. В первую очередь в этот список можно записать хлеб.

Массовость и уникальность профессии: (требования к профессии, перспективы)В пекарнях, на хлебозаводах и крупных ресторанах к пекарям предъявляют примерно одни и те же требования: опрятность в работе, обострённый нюх и вкус, внимательность и безотказная память. Пекарь ни в коем случае не должен забывать, сколько времени и что именно у него там стоит в печи. Разумеется, что у толкового пекаря должен быть тот самый секретный рецепт, которым он будет удивлять своих клиентов.

ПОМНИТЕ О ХЛЕБЕ

Знаете, однажды я увидел,
Как старик прощение просил.
Он буханку хлебушко обидел.
Тем, что вдруг на землю уронил

Перед нею встал он на колено,

В пополам согнувшись, кое-как.
Сор стряхнул с горбушки… Неумело,
На себя навесил крестный знак.

«Ты прости меня краюха хлеба,
Я неловким стал на склоне лет.
Станет пусть свидетелем синь неба,
Ничего важней тебя здесь нет.

Ты была наградой хлеборобу,
Утешеньем путнику была.
За тебя молитвы слали Богу,
И вершили ратные дела.

А ещё я вспоминаю детство,
Трудные военные года.
Горе, что досталось нам в наследство,
И плохая, скудная еда.

И мальцам как пряники, как сладость,
Выдавался маленький кусок
Хлеба чёрного – простая радость…,
Разве кто на землю бросить мог?»

Постоял ещё старик немного,
И куда-то вдаль побрёл один.
Помните о хлебе, ради Бога,
С ним народ вовек непобедим.

Хлеб - это жизнь. Он вечен как мать. Как Родина. Вслушайтесь в слово "страда". Оно дышит огнем, зноем боя. Земледелец - как солдат на войне. Войны нет, но хлебный фронт никогда не кончается", - писал о хлебе известный поэт Расул Гамзатов.

Материал с сайтов:

http://gazeta. *****/online/health/382/21_02

http://www. *****/content/view/1169/18/

http://www. *****/articles/rec/hlebnaya_kulinariya/

http://www. *****/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm

Аннотация.

Что такое профессия? Можно просто заглянуть в толковый словарь и получить краткий и чёткий ответ на вопрос. Но понятие «профессия» в уходящей и наступающей эпохах, совсем ни одно и то же. На слуху у большинства людей несколько десятков наиболее общеупотребительных слов, описывающих профессию. Поэтому и возникает впечатление, что мир профессий есть нечто знакомое, поддающееся описанию и вполне обозримое. Однако в обществе на самом деле имеются десятки тысяч профессий и трудовых занятий. Этот мир невообразим и мы его почти не знаем.

Специфической особенностью управления профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе является то, что профориентационные воздействия на учащихся осуществляются систематически на протяжении всего периода обучения, что и обусловливает преемственность, последовательность, дифференцированный подход в процессе управления профессиональным самоопределением школьников. В связи с этим общей целью системы профессиональной ориентации в общеобразовательной школе является формирование у школьников способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.

Актуальность и необходимость работы по профессиональному самоопределению в начальной школе связана с тем, что в современном обществе, где человеку предоставляется свобода выбора, представления детей 7-10 лет о существующих профессиях очень ограничены. Профориентационные мероприятия начинаются слишком поздно, в выпускных классах школы, и времени на освоение мира профессий и познания своих личностных качеств недостаточно.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...» Профориентационная работа в начальной школе является основой, на которой строится вся последующая работа по профессиональному самоопределению школьников. Поэтому она должна планироваться и осуществляться по определенной системе, с учетом возрастных особенностей детей.

В период начальной школы у учащихся младших классов с помощью активных средств профориентационной деятельности необходимо сформировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности. Для успешного достижения учебно-воспитательных и профориентационных целей, направленных на развитие ребенка младшего школьного возраста, необходимо использовать такие методы и формы, которые бы не только учитывали особенности его психофизиологического, психического, физиологического состояния и уровень социальной адаптации, но и были бы тщательно спланированы.

В основу программы профориентационной работы «Связь профессий участвующих в создании хлеба» положена игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом этапе рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

Конспект занятия.

Задачи:

1.Расширить кругозор представлений ребят о профессиях

2.Рассказать о том, что каждая вещь по мере своего изготовления проделывает долгий путь превращений, которые выполняются людьми разных профессий и взаимосвязаны между собой.

3.Познакомить с тем, что вещь – продукт труда ни одного человека;

4.Сформировать у учащихся представление о материальном производстве и о профессии как о высокой квалификации труда людей.

Оборудование:

компьютерная презентация; карточки с названиями профессий; образцы хлебных изделий на столе, застеленном вышитым полотенцем; изображение сказочного персонажа Колобка; колоски пшеницы, ржи; задания для групп в конверте; памятки путешественникам.

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Наличие на партах необходимых школьно-письменных принадлежностей (карандаши, значки-колобки для рефлексии, конверты с заданиями).

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ

У.: Отгадайте загадку:

Славится он первым на земле.

Славится он первым на столе.

Ветер его холит, холят степи.

Пред гостями он лежит парной,

Ситный, белый, чёрный и ржаной.(Хлеб)

Давайте нашему хлебу воздадим должное. Он по своей необходимости ни с чем на земле не сравним.

Показ компьютерной презентации

Учащиеся читают:

Каждый ломтик хлебушка

Пахнет тёплым небушком.

И земля всю силу

В хлебе затаила.

Вот он хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он… тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждой дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

в нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

учитель на фоне музыки (песня-минус “Хороша ты, рожь!”)

Хлеб! Как много в слове этом для сердца каждого слилось. Хлеб-это труд, и наука, и танец, и песня, и счастье людское.

В нашем Октябрьском районе сейчас выпекается более 30 наименований хлебобулочных изделий.

Приятно видеть в магазине разнообразное множество хлебобулочных изделий. но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся.

Какова его истинная цена?

III. СОВМЕСТНОЕ «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО

У.: – Давайте совершим вместе с булочкой путешествие, чтобы узнать откуда она появилась, а помогать в этом нам будет Колобок. Отвечать будут ответственные в каждой группе у кого лежит Колобок. Дети составляют ряд профессий людей, участвующих в создании хлеба.

1. Откуда булочка по вашему мнению попала к нам?

Д.: – Из магазина.

У.: 2. – Кто ее вам продал?

Д.: – Продавец.

У.: 3. – Из чего испекли булочку? Кто испёк?

Д.: – Из теста.

У.: 4. – Где ее испекли?

Д.: – На хлебозаводе.

У.: 5. – Кто приготовил тесто и испек булочку?

Д.: – Пекарь.

У.: 6. – Из чего сделали тесто?

Д.: – Из муки.

У.: 7. – Где приготовили муку?

Д.: – Мукомольный завод.

У.: 8. – Кто приготовил муку?

Д.: – (Рабочий завода, мукомол).

У.: 9. – Из чего приготовили муку?

Дети: – Из зерна.

У.: 10. – Откуда взяли зерно?

Д.: – С полей. (Показать колоски с зернами пшеницы).

У.: 11. – Кто собрал зерно?

Д.: – Комбайнер.

У.: 12. – Кто вырастил зерно?

Д.: – Полевод.

У.: 13. – Как он вырастил зерно?

Д.: – Тракторист весной вспахал землю и посеял.

У.: - Вот мы с вами и открыли тайну булочки, совершив вместе с ней это путешествие.

Прочтите полученный ряд профессий.

На мультимедийной доске составьте соответствие рисунков :

булочка – магазин, продавец- тесто, хлебозавод – пекарь, мука – мукомольный завод – мукомол, зерно – поле – комбайнер, полевод, тракторист.

У.: – Какое природное явление необходимо, чтобы собрать хороший урожай хлеба?

Д.: – Дождь.

Физкультминутка «Дождь пошёл»

(ученики стоя повторяют движения за учителем )

Капля первая упала – кап! (поднимают руки вверх)

И вторая пробежала – кап! (руки в стороны)

Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх )

Капельки кап-кап запели, (наклоны головы вправо-влево)

У: Какова же цена хлеба?

Как мы с вами должны относиться к хлебу, в котором так много труда людей, сколько много видов транспорта используется для его перевозки всего необходимого, сколько много работают разных предприятий.

Д.: – Беречь хлеб.

У.: – Он очень трудно дается. Хлеб так же дорог, как и сама жизнь.

У.: – Есть очень мудрые народные пословицы о хлебе. Какие вы знаете?

(ответы детей). Работа в группах «Собери пословицу»(“У кого хлебушко у того и счастье», «С хлебом и сила приходит”) . Оглашение собранных пословиц представителями команд.

У.: Хлеб – это нечто большее, чем пища человека. Он выступает как посредник для дружбы и единения людей. Хлебом-солью народ встречает своих друзей. Вот поэтому к хлебу надо относиться бережно и уважительно.

Выходит девочка в русском костюме, выносит на рушнике каравай:

Ты знаешь цену корке хлеба?

Прошу тебя, мой юный друг.

О, нет, не падает он с неба

И достаётся он не вдруг.

А ты небрежно ломтик бросил

Как нечто лишнее под стол.

Но жаль с тебя никто не спросит,

Не упрекнёт, не голод, мол.

Запомни истину ты эту:

Наш хлеб всегда в цене высок!

Ведь хлебороб зимой и летом

Готовит к жизни колосок.

В войну минувшую, в разруху

Когда фашист пришёл на Дон,

О, как бы съела мать краюху.

Да только хлебец, где был он?

Спроси у деда и отца, ведь не однажды

Так хлеба жаждала страна.

Ты береги и корку даже, считай, что золото она.

У:Что такое профессия? Что объединяет людей всех профессий на земле?

Д.: – 1Профессия – человек занимающийся определенным делом.

Хорошо делает свое дело.

Делает для всех людей.

Учится этому делу.

Получает за него деньги.

Как вы думаете, ребята, только ли хлеб проделывает такой длинный путь?

Д.: – Нет. И другие вещи тоже.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

У.: – Поиграем сейчас по группам в игру “Кто может продолжить этот путь?”

Д.: – Химик, который не может обойтись без веществ, которые добывает из земли рабочий. Приведите другие примеры.

Например,как пришёл мел к нам в класс?(Рассуждения детей)

V. Работа в группах

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

У.: – А теперь вы сами попробуйте указать путь вещей я даю вам вещь и путь. Каждый участок пути вы пронумеруете. (Блюдце, носок, платье).

У.: – Я даю вам сигнал, по которому вы приступаете к работе. (2-3 мин.).

Памятка: 1. С чего начинается путь вещи?

2. Откуда вещь начала свое путешествие?

3.Люди каких профессий помогают путешествию вещи?

У.: – Транспорт участвует везде. Откуда начинается путь каждой вещи?

Д.: – Из природы.

У.: – Какой путь проделывает каждая вещь?

Д.: – Длинный путь.

У.: Мы с вами убедились в том, что каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений. Эти превращения выполняют люди разных профессий. Они не могут обойтись друг без друга.

VI. ИТОГ УРОКА

У.: – Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Д.: О взаимосвязи профессий.

РЕФЛЕКСИЯ

Мне понравилось как вы работали на уроке, а как вы оцениваете сами себя?

У вас на партах лежат у всех кружки – это ваши колобки. Если вам было все понятно, то Колобок раскрасит красным цветом, он румяный.

Если вы испытывали трудности, то желтым цветом, мы его допечем, а кто совсем не понял, то оставить Колобок белым.

Прикрепите по очереди, по рядам своих колобков на доске.

Источники информации

Литература:

Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. М.: Сфера, 2003.

Все работы хороши: стихи и рассказы. Издательство «Дрофа», 2006.

Волина В. Загадки от А до Я. С.-П.: Дидактика Плюс, 1997.

Е.Ю.Сухаревская, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.Д.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова “Доноведение”. Изд.”Баро пресс”, 2010.

Наглядный материал «Профессии». Издательство «Книголюб», 2000.

Приложение






Для того, чтобы поближе познакомиться с техникой выпечки хлеба, мы с папой отправились в пекарню «Рябинушка».

Здесь выпускается хлеб из ржано-пшеничной муки, из муки пшеничной высшего сорта, оздоровительные сорта хлеба, сладкая сдоба и кондитерские изделия. В кондитерском цехе выпекается печенье, кексы, булочки и лечебно-профилактические сорта хлеба.

Почти все работы здесь выполняются вручную. В его цехах всё делают руки людей. Работящие руки, умелые, быстрые! Всего за один день и одну ночь они умудряются напечь

хлеба на целый город. А какой же путь проделывает хлебушек, пока не попадёт на прилавок магазина? Кто принимает в этом участие? Об этом мы тоже спросили ребят.

Видеозапись позволила нам познакомить ребят с работой пекарни.

На диаграмме «Этапы хлебного маршрута» хорошо видно, какое представление имеют дети о том, как долог путь хлеба на прилавок магазина. (см. приложениие, диаграмма 5.)

Упакованная продукция дольше хранится, не черствеет, сохраняется неповторимый вкус и аромат. На упакованную продукцию наклеивается этикетка. Она содержит всю необходимую информацию о продукте: название, производитель и адрес, состав, пищевая ценность, содержание витаминов, масса изделия, дата изготовления, сроки и условия хранения.

ВЫВОДЫ. Производство белого хлеба полностью автоматизировано. Оно включает ряд этапов: быстрое замешивание теста - разделение на «колбаски» - превращение их в «колобки» - предварительная расстойка в печке - придание формы и нарезка полос для выхода углекислого

газа - трёхэтапное выпекание в печи. Затем батоны вручную укладывают, остужают и упаковывают при помощи машины.

Для производства чёрного хлеба используется много ручного труда. Прежде всего, готовится закваска. Далее следуют этапы: автоматическое замешивание теста - полуавтоматическое формование - предварительная расстойка в печке - перемещение вручную заготовок в печь - выпекание - ручная укладка готового хлеба. Кроме того, чёрный хлеб выпекается дольше белого. Булочки изготавливают вручную и выпекают в особой печи.

Обо всём этом ребята узнали из рассказа Данилы и видеозаписи.

Профессии и хлеб

Ещё одним из важных этапов нашей работы, было узнать о тех профессиях, которые необходимы, чтобы наш хлеб был вкусным и полезным.

В изготовлении хлеба и его появлении на нашем столе участвует много людей самых разных профессий. Прежде всего, с хлебом связана профессия ПЕКАРЯ. С того времени как человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему осталась уважаемой и востребованной. Пекарь выпекает различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий.

На крупных предприятиях производством теста занимается специальный человек - ТЕСТОВОД. Он строго по технологии готовит из муки тесто, управляет тестомесительными установками, определяет степень готовности опары и теста.

Придать тесту форму привычных нам хлебных батонов, буханок и булок помогает ФОРМОВЩИК. Так как изготовление белого хлеба часто автоматизировано, обычно формовщик занят в изготовлении чёрного хлеба (см. приложение, рис. 3).

Хлеб нужно подготовить для удобной перевозки от хлебозавода по магазинам и столовым. Поэтому готовая продукция поступает на укладку. УКЛАДЧИК отбраковывает некондиционную продукцию, а качественную перекладывает в лотки.

Для удобства заказчиков и соблюдения всех требований хранения хлебобулочной продукции, изделия проходят этап упаковки. Достигается длительный срок хранения, соблюдение всех санитарных норм, защита продукции от воздействия внешней среды. УПАКОВЩИК помещает готовы полиэтиленовую упаковку, на неё наклеивает этикетку с информацией о продукте: названием, производителем и его адресом, составом, сроками и условиями хранения, массой изделия и др.

Но ещё до хлебозавода начинается важная работа многих профессионалов. АГРОНОМ выбирает подходящие сельскохозяйственные культуры для посева с учётом экологических и географических особенностей местности. Он наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает подкормку и защиту растений. Агроном планирует, когда сеять и убирать урожай, управляет другими работниками на полях. Ими могут быть тракторист и комбайнёр. ТРАКТОРИСТ - водитель трактора, который пашет и выполняет другие виды работ по подготовке, посеву и выращиванию пшеницы и ржи. КОМБАЙНЕР - водитель сложной сельскохозяйственной машины - комбайна. Он участвует в сборе урожая хлебных культур.

В настоящее время ВОДИТЕЛЬ помогает перевезти на хлебозавод муку и другие продукты, необходимые для изготовления хлеба. Кроме того, именно водитель развозит готовый хлеб по магазинам, торговым палаткам и другим местам.

Пекари, как правило, говорят, что выбрать эту профессию их побудил запах свежеиспеченного хлеба, знакомый с детства. Для многих эта профессия становится потомственной. Пекарей и представителей других, связанных с хлебом, профессий отличает любовь и интерес к своему делу, ощущение его важности. Ведь свежий и вкусный хлеб на столе - радость и уют в каждом доме.

А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их - трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил людей голодом, чтобы сломить и победить нас.

Норма хлеба для рабочего на день была лишь 250 гр., для детей и служащих 125гр. (см. приложение, рис. 4)

В хлеб 41 года входила ржаная мука самого грубого помола, овсянка, солод, жмых от подсолнечной семечки с кусочками кожуры.

И поэтому хлеб, который мы с вами сейчас едим - это вкусный, прекрасный и очень полезный продукт. И кушайте его на здоровье!

Я помню хлеб, военный, горький,Он весь почти из лебеды.В нём в каждой крошке,В каждой коркеБыл горький вкус людской беды.(А. Морозов)

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

город Анапа

Исследовательская работа

«Откуда хлеб на стол пришёл»

ученица 1 В класса Кысса Александра

Руководитель проекта: учитель начальных классов Саттарова В. В.

Анапа 2015

Аннотация

Актуальность

Цель:

Задачи исследования:

    изучить

    познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба;

    узнать о сортах хлеба;

    уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба;

    испечь хлеб;

    проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

3) Собственные наблюдения;

Гипотеза:

Практическое значение

Выводы:

Содержание

Аннотация ……….

.. стр. 2

Содержание ……….

..стр. 3

Введение ……….

.. стр. 4

Основная часть

Хлеб: как всё начиналось ……….

Профессии людей, связанных с получением хлеба …..

Сорта хлеба ……….

Этапы получения хлеба ……….

.. стр. 5

.. стр. 5 – 6

.. стр. 6 – 8

..стр. 8

Практическая часть

..стр. 9

Вывод ……….

.. стр. 9

Заключение ……….

.. стр. 9

Литература ……….

.. стр. 10

Приложение ……….

.. стр. 11- 17

Введение

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала хлеб. Хлеб есть на каждом столе, в каждом доме. Как говорит русская народная пословица: Хлеб – всему голова!

Цель: Узнать историю возникновения хлеба, виды хлеба. Проследить весь путь появления хлеба на столе. Попробовать самой испечь хлеб.

Задачи исследования:

1. изучить исторические сведения о хлебе;

2. познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба;

3. узнать о сортах хлеба;

4. уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба;

5. испечь хлеб;

6. проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

1) Изучение научно – популярной литературы;

2) Беседа с родителями и специалистами;

3) Собственные наблюдения;

4) Проведение эксперимента в домашних условиях;

5) Работа с интернет ресурсами;

Гипотеза: Я предположила, что получение хлеба – результат труда людей разных профессий.

Практическое значение : Результаты исследований, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях. Они интересны и познавательны.

Выводы: В результате проделанной работы я:

    Изучила исторические сведения о хлебе.

    Познакомилась с профессиями людей, связанных с получением хлеба.

    Узнала о разных сортах хлеба.

    Узнала о последовательности этапов получения хлеба.

Основная часть

Хлеб: как всё начиналось

Хлеб является основным из продуктов, которые каждодневно употребляет каждый из нас. Люди с древних времён почитали хлеб и старались употреблять его как можно чаще.

Нет исторических данных насчёт того, когда человек впервые испёк хлеб. Но, конечно, это произошло тогда, когда первобытные люди научились засевать поля зерном и получать урожай. Сначала древние люди употребляли зёрна сырыми, а уж потом научились делать из них хлеб.

Считается, что первые дикие хлебные злаки были найдены в Средней Азии.

В древнем Египте тоже был свой хлеб. Эти древние народы в основном выращивали пшеницу и ячмень. Греки начали выращивать хлеб следом за египтянами, а следом за ними римляне. Постепенно искусство выпекания хлеба распространилось по всей Западной Европе.

Древние люди сначала научились делать кашу из хлебных зерён, когда зёрна размягчали в специальной ступке из дерева, после чего они уже использовались в качестве крупы. Но, конечно, люди стремились улучшить свои кулинарные навыки, чтобы еда была не только питательной, но и вкусной.

Следующим этапом на пути к хлебу стало поджаривание зерен для более лёгкой дальнейшее обработки. Во время прожарки легче было отделить зёрна от внешней оболочки, также они становились сладковатыми на вкус.

Такая каша повсеместно использовалась многими древними народами, к примеру, в римской армии. Постепенно кашу делали более густой, а зерно дробили ещё мельче, пока однажды не приготовили муку, из которой уже и стали выпекать хлеб.

Профессии людей, связанных с получением хлеба

Тракторист, Шофёр, Комбайнер, Агроном - это люди, которые выращивают хлеб под общим названием Хлеборобы . В выращивании хлеба задействовано очень много людей с разной профессией и с одним направлением.

Издавна профессия хлебороба на селе была одной из самых уважаемых и почётных. Ведь чтобы вырастить хлеб, надо любить, прежде всего, родную землю, отдавать ей частичку душевного тепла. А еще в совершенстве владеть техникой.

Одной из самых важных называют профессию тракториста . Трактор участвует почти во всех сельскохозяйственных работах. Весной и осенью трактор – пахарь.

После окончания пахоты тракторист принимается за боронование полей. Участвует трактор и в прополке посевов, иначе пропадёт весь труд – сорняки задушат молодые, слабые всходы.

Кто самый главный человек в селе? Председатель или экономист? Да нет же! Главный тот, кто выращивает хлеб, кто пашет бескрайнее поле, сеет зерна в землю, а осенью убирает колосья, налитые золотым зерном. Речь идёт именно о сельском механизаторе .

Могучая техника доверена сельским механизаторам. Ни одной борозды не проводится в поле без участия машин, а значит, и механизаторов. Ни одно семя, клубень не кладётся в почву без них, почти все операции по выращиванию, уборке и переработке выполняют они – механизаторы.

Механизатор – это рабочий сельского хозяйства, знающий и использующий не только тракторы, комбайны, но и множество орудий и механизмов.

В профессию «сельский механизатор» входят профессии тракториста и комбайнера.

Комбайн – это сложная зерноуборочная машина, работающая исключительно на уборке хлебов. Комбайн косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно сначала в особый бункер, а затем в грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на ее место уже следующая подъезжает. И так без остановки. Бывает, и днем и ночью идет работа, пока весь урожай не уберут.

Обслуживают комбайн два человека – комбайнёр и его помощник. Во время уборки комбайнёры становятся настоящими героями села. В их руках судьба урожая. Без комбайнов на уборке всегда не хватало бы рабочих рук.

Чтобы урожай был богаче, в лабораториях работают ученые, где много разных приборов. Одни помогают определить, сколько в зерне влаги, другие – сколько в нем питательных веществ.

Сорта хлеба

Народная мудрость гласит: «Хлеб всему голова!». И, в самом деле, редко можно встретить человека, который не ест хлеб или другие хлебобулочные изделия.

Сорт хлеба, в первую очередь, определяется тем, какая мука была использована в процессе его приготовления. Так существуют ржаные и пшеничные, пшенично-ржаные и ржано-пшеничные хлебные изделия.

Какие сорта хлеба бывают

    Обычный , выпеченный из пшеничной муки без добавления каких-либо специй.

Первый хлеб, привычный для нас, появился на нашем столе более 7 тысяч лет назад благодаря египтянам. Египтяне первыми обнаружили, что при добавлении дрожжей или кислого молока, хлеб получается более вкусным, пышным и питательным. . Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. Со временем пышный и душистый белый хлеб стал доступен и простым людям. К белому хлебу относились с благоговейным почтением и приписывали ему целебные свойства: свежеиспеченным хлебом лечили насморк, а черствым – заболевания желудка и кишечника.

2. Ржаной, или , считающийся чуть более полезным сортом, чем белый, благодаря меньшей калорийности.

Ржаной хлеб обладает более ярким ароматом, чем белый и имеет по сравнению с ним значительные преимущества в плане здоровья. Вкусный темный хлеб не повышает сахар в крови, содержит целый комплекс витаминов, поэтому издавна используется для борьбы с авитаминозом и других заболеваний.

3. Цельнозерновой хлеб приносит неоценимую пользу нашему организму, так как в нём содержатся множество полезных элементов, которые необходимы человеку для здоровья. Большинство людей, заменивших в семейном рационе питания привычный "нарезной батон" на полноценный зерновой хлеб, приготовленный из или , отмечают не только улучшение общего состояния (особенно, если до этого их самочувствие было неважным), но и некую появившуюся дополнительную энергию (силу) и ощущение легкости.

4. Кукурузный хлеб в нашей стране остаётся забавой домохозяек. В магазине его не купишь и даже в ресторане не поешь. А между тем по своим свойствам он превосходит и , и даже . Полезных свойств у кукурузного хлеба сразу несколько. Среди них:

А. Невысокая калорийность. Значит хлеб из кукурузной крупы не только не способствует набору веса, но и рекомендуется диетологами для тех, кто хочет похудеть.

Б. Высокое содержание витаминов и минеральных компонентов.

Просто удивительно, что кукурузный хлеб, польза которого столь велика, до сих пор не стал постоянным соседом пшеничного, ржаного и на полках магазинов.

5. - совсем уж большая редкость. Тем не менее, с распространением хлебопечек его активно начали готовить домохозяйки, пытающиеся потреблять поменьше мучного.

На самом деле это сорт не является полностью картофельным. в его составе выполняет только роль добавки, придающей дополнительный вкус и улучшающий кулинарные и диетические свойства изделия. Как правило, чтобы приготовить картофельный хлеб, пюре смешивают с пшеничной мукой в отношениях 1: 2 по массе.

6. Бездрожжевой хлеб - это хлеб, сделанный из пресного теста без добавления дрожжей. Еще 30 тыс. лет назад, т.е. задолго до Древнего Египта, люди знали, как приготовить бездрожжевой хлеб. И пекли они его из муки и воды на раскаленных плоских камнях. Традиция печь хлеб без дрожжей и закваски сохранилась до сих пор. Это еврейская маца и итальянская фокачча, персидский и армянский лаваш и мексиканская тортилла, индийская чапати и русская лепешка. Бездрожжевой хлеб лучше усваивается и облегчает процесс пищеварения. , являющийся скорее не одним сортом, а целым набором сортов. В разные виды бездрожжевого хлеба добавляют специальные закваски.

Этапы получения хлеба

Зерно хранят в особых хранилищах – элеваторах. Элеватор - это сооружение для хранения больших партий зерна. Оттуда оно попадает в цеха мукомольного завода. Там зерно перерабатывают в муку. Далее грузовики доставляют муку в пекарни.

В п екарнях муку сначала просеивают. Далее всё делает месильная машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Из месилки густая белая масса медленно сползает в железный ящик – бункер делительной машины. Крутится барабан машины и отделяет, отхватывает от теста небольшие ровные кусочки. Все куски одинаковые – из каждого должен получиться батон. Только они еще сырые. Им еще в печи нужно побывать, испечься и подрумяниться. В пекарне много таких печей. Из одних выползают батоны, из других – булочки, из третьих – рогалики. Есть в пекарне самый «вкусный» конвейер, где делают кондитерские изделия. С утра до вечера движутся по нему заготовки для различных пирожных.

Практическая часть

Дома с мамой мы решили испечь не совсем обычный хлеб – Томатный.

    Положили в миску муку (400 гр.), сухие дрожжи (1.5 ст.л), соль (1.5 ч.л.), сахар (1 ч.л.), лук (зелёный, сушёный – 10 гр.) и чеснок (сушёный – 1 ч.л.).

    Тщательно всё перемешали.

    Развели томатную пасту (220 мл.) тёплой кипячёной водой и влили в сухую смесь.

    Когда замешивали тесто, добавили растительное масло (1.5 ст.л.). Тесто получилось мягкое, слегка липкое.

    Оставили тесто в тёплом месте на 1.5 часа.

    Из подошедшего теста сформировали батон, уложили на противень, посыпанный мукой. Сделали на будущем хлебе несколько косых надрезов и оставили на некоторое время.

    Через некоторое время батон увеличился в 1.5 раза. И мы с мамой поставили противень с хлебом в духовку.

    Духовку разогрели до 230 – 240 градусов и выпекаем в духовке хлеб в течении 10 минут. Затем убавили температуру до 200 градусов и выпекали ещё 40 минут. Готовый хлеб накрыли полотенцем и дали остыть.

Выводы

Из результатов проведенного исследования я узнала, что

    Что хлеб берёт своё начало в древности.

    Хлеб очень полезен для человеческого организма.

    Получение хлеба – это сложный, трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.

    В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу.

    Я не только узнала, как появляется хлеб на нашем столе, но и сама испекла свой первый хлеб.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.

Заключение

Я закончила своё исследование по теме «Откуда хлеб на стол пришёл». Теперь я знаю, откуда берется хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаю, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, ученые, пекари, чтобы утром, когда я проснусь, на столе всегда лежала свежая булка хлеба.

Литература

1. Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990 г

2. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990 г.

3. Багрова Л.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997 г


Top