Изучаем букву ч с дошкольниками. Конспект занятия «Звук и буква Ч


    Чтобы как следует подготовиться к школе, надо хорошо выучить алфавит, а поможет вам в этом флеш игра «Учим букву Б». Вторая буква алфавита – Б, и чтобы запомнить, как она пишется, надо правильно закрасить все зеленые точки. Для закрепления материала найдите все буквы Б, расположе


    Последняя буква алфавита, с которой вы познакомитесь в онлайн игре «Учим букву Я», хорошо известна каждому ребенку. Пришло время узнать, как она пишется, а также научиться отличать ее среди других букв. Учебный процесс представлен в занимательной игровой форме, так что будет инте


    Следующей буквой, с которой познакомится ваш ребенок при помощи онлайн игры «Учим букву Т», является двадцатая буква алфавита. Обведите все зеленые точки, чтобы запомнить, как она пишется, а потом закрепите полученный материал, правильно кликнув по каждой из букв Т на рисунке.


    Подготовка к школе – занятие непростое, и начинать ее следует с изучения букв с помощью онлайн-игры «Учим букву О». Эта буква встречается в словах очень часто, так что важно научиться ее правильно писать. Обведите все зеленые точки, чтобы выучить новую букву алфавита. Затем надо


    Двенадцатая буква алфавита, которой посвящена флеш игра «Учим букву К», довольно часто распространена в нашем языке, и поэтому надо научиться хорошо писать ее и отличать от других букв. Несколько несложных тренировок, и ваш ребенок будет относиться к этой букве как к старой добро


    При помощи флеш игры «Учим букву И» ваш маленький лингвист выучит очередную гласную букву, часто встречающуюся в нашем алфавите. Нарисуйте две палочки и проведите между ними наклонную черту – буква готова. Осталось лишь научиться находить ее среди других предлагаемых букв.

Екатерина Козлова
Конспект занятия «Звук и буква Ч»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : «ЗВУК И БУКВА Ч » .

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : Различение и четкое произношение звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах, фразах. Знакомство с буквой Ч .

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ичк, -ечк, и др. ;

Познакомить с буквой Ч ;

Закрепить навык произношения звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах, фразах;

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза двухсложных слов со стечением согласных;

Продолжать знакомить детей со способом словообразования существительных с суффиксом -ич;

Упражнять детей в спряжении глагола хотеть;

Упражнять детей в составлении и чтении слов с буквой Ч .

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

Развивать речевое дыхание;

Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, память, внимание,

мышление;

Развивать зрительный и пространственный гнозис;

Развивать мелкую моторику, общую в сочетании с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :

Воспитывать выдержку, умение оказывать помощь друг другу.

ОБОРУДОВАНИЕ :

мяч, предметы со звуком Ч (очки, часы, ручка, чашка, черепаха, перчатка, ключ, бочонок, картинка ручка, карточка с изображением буквы Ч , магнитная азбука, фишки для выкладывания схем, бархатная бумага, ниточки для выкладывания буквы Ч , фломастеры, карточки со спрятанной мужду другими буквами буквы Ч , сундучок, ручки для сюрприза.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в кабинет. Здороваются с гостями.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

В нашей группе живут славные дети. Всех хочется назвать ласково.

1). Ангелина, Дима назовут себя ласково (Ангелиночка, Димочка,

2). Даша, Катя, Кристина назовут ласково соседа ….

3). Катя назовет ласково Дашу, Андрей – Степу, Степа – Андрея.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ .

Поезд мчится и шипит,

И колесами стучит;

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я стучу, стучу, стучу!

Мигом всех я прокачу!

Вы догадались, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о звуке Ч ) .

Правильно. Мы будем повторять звук Ч , и познакомимся с буквой Ч . А поможет нам проверить ваши знания «Веселый поезд» . (Показать на него) .

Чтобы отправиться в путь на «Веселом поезде» нужно выполнить упражнение.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ :

Вдыхаем носом и на выдохе 1 раз произносим звук Ч (Ч, Ч, Ч. Повторить 3 раза) .

4. ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «СЛОГОВАЯ» . (Произношение звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Ч .

Сначала вспомним, что мы знаем о звуке Ч . Какой это звук ? (Согласный, мягкий, глухой) . Почему, думаете, что звук согласный ? (Не поется) .

Как проверить глухой этот звук или звонкий ? (Горло не дрожит) .

Чем звук Ч отличается от других звуков ? (Звук Ч всегда мягкий ) .

Д/игра «Повтори за мной» . Повторяем слоговые дорожки :

Вместе – АЧ-АЧ-АЧ – ВРАЧ

ЧО-ЧО-ЧО – ПЛЕЧО

Девочки – ЧИК-ЧИК-ЧИК – КЛЮЧИК

Мальчики – ЧКА-ЧКА-ЧКА – РУЧКА

А теперь отвечает только тот, кого спрашиваю. Остальные слушают.

ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ

5. СТАНЦИЯ «ЛАСКОВАЯ» . Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов. Д/игра с мячом «Назови ласково» :

БЛЮДЦЕ – БЛЮДЕЧКО СУМКА – СУМОЧКА

ОВЦА – ОВЕЧКА СОБАКА – СОБАЧКА

САНКИ – САНОЧКИ БЕЛКА – БЕЛОЧКА

КОЛЬЦО – КОЛЕЧКО ШАПКА – ШАПОЧКА

6. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В СЛОВАХ , ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

На станции стоит «Волшебный сундучок» . Нужно достать из него предметы, найти каждому предмету свой вагончик. Для этого будем делить слова на слоги.

Д/игра «Раздели слова на слоги» :

В первом вагончике поедут слова с одним слогом.

В вагончике с двумя окошками поедут слова, в которых? (Два слога) .

В следующем вагончике разместятся слова? (Из 3 слогов) .

В последний вагон сядут слова? (В которых 4 слога) .

(Дети раскладывают предметы возле нужного вагончика. Проверяем правильность. Сундучок пустой. С заданием справились.).

7. ЗВУКО - БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ. Можем ехать дальше. Ехать долго, произносим звук Ч на выдохе много раз (Ч-Ч-Ч-Ч-Ч) . Поезд довез вас до станции «ШКОЛЬНАЯ» – она последняя.

Чтобы сесть на свое место нужно сказать пароль. Назвать отчество сына. Д/игра

«Назови отчество сына» :

У Глеба сын – Глебович У Ивана сын – Иванович

У Петра сын – Петрович У Василия сын – Васильевич

У Сергея сын – Сергеевич У Максима сын – Максимович

У Андрея сын – Андреевич У Олега сын – Олегович

(Отметить детей) .

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ НА СТАНЦИИ ШКОЛЬНОЙ «Измени предложение» :

Я хочу учиться в школе.

Ты хочешь учиться в школе.

Он хочет учиться в школе.

Она хочет учиться в школе.

Они хотят учиться в школе.

Все : Мы хотим учиться в школе.

Составляем схему предложения «Мы хотим учиться в школе» . Ангелина составляет схему предложения у доски на фланелеграфе.

Сравнить свою схему со схемой на фланелеграфе. Проверить друг у друга.

Сколько слов в предложении? Назвать 1 слово, 2 слово, 3, 4 слово,

последнее слово (Дети показывают у себя на схеме) . Назвать предлог,

показать на схеме. (УБРАТЬ ФИШКИ) .

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Играем в нашу любимую игру «Поймай рассыпанное слово» . Приготовили ладошки : А, Ч, Й – ЧАЙ; О, Ч, И, К – ОЧКИ; Р, У, Ч, К, А – РУЧКА

Выставляется картинка РУЧКА.

ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Предлагаю вам выложить схему слова РУЧКА (Дети выкладывают, проверяют друг у друга) .

Называем все звуки по порядку , показываем на схеме пальчиком.

Посмотрите на схему и скажите сколько в слове гласных звуков ? (2) Какие? (У, А) .

Сколько согласных звуков ? (3) Назовите (Р, Ч, К) .

Назовите мягкий согласный звук , покажите его на схеме (Ч) .

(Молодцы со всеми заданиями справились хорошо) .

8. ФИЗМИНУТКА «КАБЛУЧОК» .

ЧОК-ЧОК-ЧОК – РУКИ НА БОЧОК!

(Дети выходят из-за столов, становятся в круг) .

ЧОК-ЧОК-ЧОК, ЧОК-ЧОК-ЧОК!

ПОКАЖИ СВОЙ КАБЛУЧОК!

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ПРЫГАЮТ, КАК МЯЧИКИ.

НОЖКАМИ ТОПОЧУТ, ВЕСЕЛО ХОХОЧУТ.

(Повторить игру 2 раза) .

9. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ч .

ПЕРВОЙ БУКВЕ В СЛОВЕ ЧТЕНИЕ – МОЕ ПОЧТЕНИЕ.

Выставляется буква Ч .

На что похожа буква Ч ? (На цифру 4) .

Ч – ВЫ ПРАВИЛЬНО РЕШИЛИ

ПИШУТ ТАКЖЕ КАК ЧЕТЫРЕ.

ТОЛЬКО С ЦИФРАМИ, ДРУЗЬЯ,

ПУТАТЬ БУКВУ НАМ НЕЛЬЗЯ .

Ребята, в какую сторону смотрит буква Ч ? (В левую) .

Какой звук обозначается буквой Ч ? (Звук Ч ) .

Д/игра «Выложи букву » (На бархатной бумаге) .

Первый ряд выкладывает букву Ч из кружочков .

Второй ряд – из ниточек. (Проверяют друг у друга) .

Д/игра «Буква заблудилась » .

Разыщите, пожалуйста и обведите букву Ч , проверьте выполнение друг у друга.

10. РАБОТА С МАГНИТНОЙ АЗБУКОЙ.

А теперь мы с вами будем волшебниками. Сначала находим букву Ч , кладем ее в правый нижний угол, она нам будет нужна (Проверяем) .

ПЕРВОЕ ВОЛШЕБСТВО

Выкладываем слово РЕПКА. Какое слово выкладывали? Читаем его, индивидуально (Дети отвечают) .

ВТОРОЕ ВОЛШЕБСТВО

Волшебным взмахом своей руки заменим в слове РЕПКА букву П на букву Ч .

Какое слово получилось? (Дети читают по одному) .

ТРЕТЬЕ ВОЛШЕБСТВО

Подумайте, какое слово получится если заменить букву Е буквой У (Дети называют – РУЧКА) .

Проверяем, заменяем букву , читаем слово.

Отметить успехи детей.

11. ИТОГ ЗАНЯТИЯ .

Станция «Школьная» была последней. Все задания выполнены. Давайте вспомним чем мы занимались. Дети называют. БЕРУ СУНДУЧОК.

Наш сундучок был пустым. Смотрим. Пусто. Но ведь он волшебный. Мы волшебники. Говорим заклинание. Находим в сундучке РУЧКИ.

Кирилл –

Даша Р. –

Даша К. –

Никита –

Степан –

Дети получают ручки и уходят в группу.


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Скачать –

Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Произнесите первый звук в словах. Черепаха – [ч"], чеснок – [ч"], чайник – [ч"]… Это звук [ч"] – мягкий согласный. Когда мы произносим этот звук, мы слышим только шум, голоса не слышно, значит этот звук глухой. Звук [ч"] обозначается буквой “чэ”.

Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка назвать слова с новым звуком. Придумайте свои слова со звуком [ч"]. Понаблюдайте, где находится звук (в начале слова, в середине или в конце).

Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, почему этот фрагмент в уроке про букву “чэ”. Обсудите содержание фрагмента. Следите за речью ребёнка, помогайте правильно построить предложения. Назовите слова с новым звуком.

Почитайте стихи на 5 слайде, пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слово с новым звуком. Распечатайте страничку с раскраской, попросите ребёнка заштриховать или раскрасить букву.

Напишите букву в альбоме, пофантазируйте, на что похожа буква. Можно дорисовать букву до образа.

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Для загрузки ролика может понадобиться некоторое время.

Если Вам необходимо заменить личинку замка , необходимую информацию Вы найдёте на сайте Goo-d-lock. Здесь Вы можете найти всю необходимую информацию о замене замков в квартире, о различных моделях замков, о частичной замене замков и получить онлайн-консультацию. Своевременная замена дверных замков при правильной установке – гарантия надежной защиты и безопасности вашего жилища.

Цель занятия: изучаем букву Ч, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник Черепаха Часы Чайка

  • Какой звук есть и в слове ЧАЙКИ, и в слове МЯЧ?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ч] в слове ЧАЙКА? — БОЧКА? — КАЛАЧ? — ДОЧКА?

Когда мы произносим звук [ч], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Ч! Кончик языка стукает по «бугоркам» и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ч].

  1. Гласный или согласный звук [ч]?
  2. Звонкий или глухой этот звук?
  3. Почему?

Рассмотри букву Ч. Нашили букву Ч в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

У них усы не для красы -
Они показывают время
И называются… (часы).

Когда лежу на месте.
Не раскрывая рта,
Во мне, скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне, видно, от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я … (чемодан).

Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха).

Вышел еж с сапожной щеткой,
Занялся работой… (четкой).

Заяц волка замещает,
Всех косых не … (замечает).

Вдоль по улице мощеной
Мчится вскачь арбуз… (моченый).

А волна реки, плеща,
Пену сбросила с … (плеча).

Сказка про букву Ч

Кто живет в часах

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

Загадки для детей на букву Ч

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)

Мы, когда идем, стоим,
А стоять умеем лежа,
Даже если убежим.
Мы не двигаемся тоже.
(Часы)

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте.
(Часы)

Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк)

Пословицы и поговорки на букву Ч

Недоученный хуже неученого.
Почитай учителя, как родителя.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ученику - удача, учителю - радость.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чем полнее бочка, тем меньше звона.
Что в воду упало, то пропало.

Веселые стихи про букву Ч для детей

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
(В. Орлов)

Черепаха
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это — ЧЕ!
Это — РЕ!
Это — ПАХА!
Это — ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»
(К. Чуковский)

На часок мы зашли
К черепашке.
Черепашка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом к соседке
За чаем.
Что-то долго
Мы хозяйку
Ожидаем.
(Г. Сапгир)

Говорит Чечетке Чиж:
- Ты когда на юг летишь?
- За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
Вот!
(М. Яснов)

Чижик был в гостях у тетки,
Он на чай летал к чечетке.
Чудо - чай вечерком
Да вприкуску с червячком
Сахарным!
(А. Пудваль)

Четыре Анюточки
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки:
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Top