Ижма история. Программа переселения северян в южные регионы РФ

    Ижма село Архангельской губернии

    Ижма, село Архангельской губернии - село Архангельской губернии, Печорского уезда, Могченской волости, в 856 верстах от г. Мезени и в 100 верстах от уездного центра села Усть цыльмы, под 65°1 северной широты, на правом берегу реки И., в 60 верстах от слияния ее с Печорою. Население … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ижма - Ижма: Ижма село в Ижемском районе Республики Коми. Ижма деревня в Приморском районе Архангельской области. Ижма река в Приморском районе Архангельской области Ижма река в Коми, левый приток Печоры. Ижма река в… … Википедия

    Ижма (Коми) - У этого термина существуют и другие значения, см. Ижма. Село Ижма Страна РоссияРоссия … Википедия

    Ижма - (Изьва) с., центр Ижемского р на. Расположено на возвышенном прав, берегу р. Ижмы. Село названо по реке Ижма (Изьва), лев. притоку Печоры. Дл. 530 км, по другим данным 512 км. Берет начало в южн. части Тиманского кряжа, у плато Нальдöгкерöс и… … Топонимический словарь Республики Коми

    Ижма - Ижма, село в Республике Коми, центр Ижемского района, в 544 км к северо востоку от Сыктывкара. Расположено на реке Ижма (приток Печоры), в 93 км к северо западу от железнодорожной станции Ираёль. Население 3,6 тыс. человек.Основано в 1867. Жители … Словарь "География России"

    Населённые пункты Республики Коми - Название Тип НП Район Сельское/городское поселение Население (Перепись 2010) Абезь деревня Городской округ Инта 117 Абезь посёлок Городской округ Инта 478 Аджером посёлок Корткеросский район Пезмег 774 Адзьва деревня… … Википедия

Согласно данным карты расстояние от Ухты до поселка Ижма составляет 1277 км. Наш сервис позволяет вам самостоятельно работать с расположенной выше картой. Используя эту карту, вы можете точно построить необходимый вам маршрут от Ухты до поселка Ижма , а также узнать расстояние между этими пунктами. Чтобы принять решение о том, как доехать из Ухты до поселок Ижма , следует просто ввести пункт отправления и пункт назначения. После этого система сама найдет самое короткое расстояние и представит возможный план проезда (Он определяется путем построения маршрута по автодорогам). Дорога из Ухты в поселок Ижма отображается на плане жирной линией. Карта покажет населенные пункты, которые встретятся на вашем пути при движении по трассе Ухта - поселок Ижма. Предложенный на карте-схеме маршрут Ухта-поселок Ижма является лишь одним из возможных. Вы можете проложить свой путь через любой выбранный вами транзитный пункт. Чтобы детально ознакомится с информацией о населенных пунктах, развилках, мостах, ж/д путях и др. объектах на вашем пути, можно воспользоваться различными функциями, такими как увеличение/уменьшение масштаба, переключение слоев (спутник, схема, гибрид, народная карта). При помощи функции "линейка" можно определить расстояние по прямой до любого пункта на карте. Некоторые автомобилисты предпочитают пользоваться картами, распечатанными на бумаге. Чтобы распечатать схему проезда, следует нажать на кнопку "Печать маршрута".

Ижма

Ижма (Изьва) - село на правом берегу Ижмы (левый приток Печоры), центр сельской администрации и Ижемского района, в 544 км от Сыктывкара , древнейшее коми селение на р.Ижме. Неподалёку от с.Ижмы археологами обнаружены два древних поселения, одно из них относится к VIII-III вв.до н.э. Село Ижма возникло в 1567-1576 . Побывавший здесь в к.XIX в. архангельский губернатор Энгельгардт А.П. упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви ; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 (эта летопись не сохранилась). По др.публикации XIX в. селение было основано в 1572 переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платёжной книге 1575, в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населённом пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка - сегодняшнее село Ижма.

Его основателями были коми , переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла её по числу жителей. В 1638 в Ижме было 37 крестьянских дворов , а в 1646 - уже 65. Более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679. Тогда в Ижемской слободке было 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др. Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов . Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Сёмгу и сёмужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, гл.образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдалённых районах - на Печоре и в Зауралье.


Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее ижемцы стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург , Новгород и др.города. Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов . Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей ("роч" - "русский"). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в с.XVII в. С Пинеги в Ижму пришёл крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозёрска - Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев ("новокрещённые самоядины"). 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655 , 1661-1662 и 1678-1679 , вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 ижемцы жаловались, что у них "хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся... травою". В 1678 очевидец сообщал: "Жители... гладом тают и умирают... и такая нужда в сей стране повсюду на... Ижме, Усть-Цильме и на Пустозёрском остроге".


Участница праздника "Луд"

Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавление от нищеты и голода: Филиппов А.А. "сшол от голоду в Пермь Великую", Кузьминых С.Ф. "умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозёрском остроге", Бабиков К.И... "от голода сшел в Кевролу (на Пинегу) з женою и з детьми...". Первая деревянная ижемская церковь "во имя Преображения господня, с приделом Ильи пророка" была построена, по данным Тентюковой Ф.А., в 1678 . Она не раз сгорала при пожарах. Один из них, "истребивший большую часть домов и церковь", случился в 1700 . В 1728 была построена новая деревянная одноэтажная церковь, впоследствии также сгоревшая. Лепёхин И.И., побывавший здесь в 1772 , отметил, что при церкви была "колокольня деревянная... высокая и искусно построенная". В петровскую эпоху велись активные поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян . Было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе , Кузбассе, районе Воркуты , нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли де Геннин Г.В., Татищев В.Н. , Брюс Я.В . Предпринимались спорадические попытки наладить промышленную добычу нефти при впадении р.Ухты в Ижму.


С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, привнеся в него немало рациональных приёмов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865 говорится, что в Ижме "редкий хозяин не имеет от 500 до 1000 голов оленей". Завезя из Устюга молочный скот, ижемцы вывели на его основе новую породу, причём столь удачную, что в с.XIX в. даже писали: "Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме... где можно делать сыры не хуже голландских". Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До первой пол.XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. - село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селений Архангельской губернии . В с.XIX в., как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей - Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стояли 2 церкви (на четырёхугольной площадке) "между домами - по обе стороны от церквей - тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки.


Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей - небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору". В 1801 было получено разрешение на постройку каменной двухэтажной церкви с двумя престолами. Каменная Преображенская церковь была построена в 1807-1828 . 29 НЯ 1821 освятили первый престол, 22 НЯ 1828 - второй. В 1829 разобрали деревянную церковь (построенную в 1773 ). В 1833 и 1848 каменную церковь перестраивали, в 1884-1888 построили третий престол. В 1860 была разобрана ещё одна деревянная церковь, существовавшая с 1794). В 1862 построили новую деревянную церковь. В 1820 в Ижме открылась церковно-приходская школа, в 1850 преобразованная в приходское училище, а в 1869 - в двухклассное сельское училище Министерства просвещёния для мальчиков, при котором в 1871 был открыт ремесленный класс (обучали здесь портняжному и сапожному ремеслам). 28 МР 1873 открылось женское училище, 7 ЯН 1891 - церковно-приходская школа. В 1833-1838 происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжёлой дорогостроительной повинности. В 1862 построили также новую деревянную церковь.


В 1873 в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 человека . В к.XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский п-ов, где потомки переселенцев живут до с.п. В 1897 в селе было 2166 человек. В 1905 в Ижме было 277 дворов, 2746 человек: в 1918 - 365 дворов, 2406 человек, в 1926 - 458 дворов, 2192 человека. В 1921 коми составляли 97,4% человек, русские - 1,4%, ненцы - 1,2%. 19 ОК 1927 здесь открыли профтехшколу для подготовки кадров речного флота (в 1930 переведена в Щельяюр). В 1930 в селе имелись районные учреждения, зубоврачебный кабинет, консультация для женщин и детей, фельдшерско-акушерский пункт, пароходная стоянка, школа, изба -читальня, райдом крестьянина, детский сад, районная центральная библиотека, народный дом, агропункт, зоопункт, камера нарсуда , бактериологический институт, заготпункт госторга , крестьянский комитет общественной взаимопомощи, райагроном. При советской власти Ижма - так же ходовое название лагерей , выделенных в самостоятельное управление из Ухтпечлага в 1933 . В 1932-лето 1933 в селе работал Ухта-Печорский горно-нефтяной техникум, переведённый в Чибью . В 1950-х разрушили старинную деревянную Преображенскую церковь. К 1959 численность населения увеличилась до 2495 человек, к 1970 - до 3090 человек, к 1989 - до 3595 человек, из них 79% коми; к 1992 - до 3914 человека. В 2000 в Ижме жили 3838 человек.


Сыктывкар Археология Бюджет Власть государственная Воркута Государство Губерния ГУЛАГ Двор Действие социальное Донбасс Зыряне Изба

В последнее время о селе Ижма (4 тыс. жителей, на языке коми Изьва), затерянном в глухой тайге Средней Коми, знает почти вся страна: 7 сентября 2010 года сюда приземлился неисправный Ту-154, и это было настоящее чудо и в воздухе, и на земле. В небе пилоты сумели посадить самолёт с отказавшей электросетью на случайно обнаруженный аэродром, непригодный для посадки больших самолётов, а на земле смотритель аэродрома Сергей Сотников полтора десятилетия по своей инициативе поддерживал заброшенную площадку в рабочем состоянии... Спасти удалось не только людей, но и даже машину - отремонтированный самолёт улетел из Ижмы буквально за неделю до моего приезда.

Но между тем, Ижма замечательна не только этим. Само это название обозначает реку, историческую область вдоль неё и село-"столицу". А живут здесь коми-ижемцы - один из самых необычных народов России с древним вахтовым оленеводством и деревянными дворцами крестьян-миллионеров. И не просто живут: русский на Ижме - почти иностранец.

Путь на Ижму начинается от станции Ираель на , причем в летнее время здешняя автодорога изолирована от Большой земли (зимой же её пересекает зимник Ухта-Печора). Автобусы ходят четыре раза в день, и подгаданы к поездам с юга. В остальное время активно курсируют частники - так, с поезда из Воркуты с пол-седьмого утра на станции сошло всего 3 человека, включая меня - но у вокзала ждала маршрутка. Билет до Ижмы - 270 рублей, дорога - хороший асфальт. Ехать без малого 100 километров, и на всём этом пути никаких признаков жилья - лишь тайга да тайга...

И тем удивительнее, что Ижма совершенно не выглядит глушью. Село далёкое и обособленное - это видно, но оживленное, ухоженное, без чувства отрезанности от мира. Автобус останавливается на площади с кадра выше, сбоку от местного Дома Культуры:

Здесь стоит вслушаться в разговоры - считается, что доля ижемцев в этих краях 80%. Это видно, а точнее слышно - 4/5 разговоров здесь ведутся не по-русски. Коми язык очень красив и очень необычен, звучит очень мягко. Правда, числительные (в том числе сложные типа "без пяти двенадцать") и междометия русские. В самой Ижме русским языком все владеют свободно, хотя и с небольшим акцентом, но даже в соседних сёлах попадаются люди, которым русская речь даётся с большим трудом.

За Домом Культуры две церкви - огромная для села, заброшеннная Преображенская церковь (1806-28) с явным налётом "нерусскости" и миниатюрная деревянная Успенская (новодел). Гуляя вокруг этих церквей, расскажу вкратце историю Ижмы:

Коми пришли сюда в 16 веке (село известно с 1576 года), и пришли не от хорошей жизни: русские активно осваивали правый берег Северной Двины и низовья Вычегды, и зыряне постепенно отходили на север и восток. На Ижме переселенцы встретили ненецких оленеводов, и сами научились разводить оленей. Правда, по-своему - в отличие от ненцев-кочевников, коми работали вахтовым методом - у них были постоянные дома и оседлое хозяйство в сёлах, а в тундру выезжали посменно. Ижемцы стали первыми в России вахтовиками.

К тому времени зырянские купцы уже были одними из лучших в России, и на Ижме сразу нашли свою нишу. Они были куда ближе к русским, чем ненцы, и куда ближе к ненцам, чем русские, став связующим звеном между Большой землёй и тундрой. В России ижемцы были известны как лучшие поставщики оленьей замши, ненцам же они продавали блага цивилизации - иголки и гвозди, ружья и патроны, и конечно же алкоголь. Если в 15-16 веках русские колонизировали зырян, в 17-19 зыряне начали колонизировать ненцев, превратив тундровых князьков в своих вассалов. Почти в каждом ижемском селе был хотя бы один миллионер.
Как мне кажется, дело в том, что на Ижму пришли уже Новые Коми - усвоившие всё то хорошее, что дали им русские, и научившиеся сопротивляться всему плохому, что принесла колонизация их земель. И подобно американцам, ушли на новое место и начали строить нацию практически с нуля.

А вот как это место выглядело сто лет назад - эту фотографию мне подарили в музее. Здесь был самый настоящий погост-тройник из летней Преображенской церкви, великолепной "адмиралтейской" колокольни и деревянной "под камень" зимней церкви (только сейчас понял, что забыл узнать её название и возраст). Если Преображенская церковь имеет аналоги в других сёлах, то весь ансамбль действительно был для этого края столичным.

За церквями - набережная Ижмы. В дальних уголках севера типа Пинеги или Мезени настоящие набережные в сёлах - не редкость: ведь река зачастую была единственной дорогой, да и кормила людей не меньше, чем поле - поэтому северные сёла почти всегда открыты реке.

Долина Ижмы невозможно огромная, и за рекой прекрасно видны четыре села - слева направо Гам, Мохча, Бакур и Сизябск. К двум последним я дошёл пешком, о чём будет отдельный пост.

Сама Ижма, впрочем, не так уж и широка - размером примерно с Сухону или Волхов. Большая часть снежного пространства в долине - луга, постоянное русло же кончается вон у тех кустов, где промышляет рыбак.

На набережной небольшой мемориал Гражданской войны, которая здесь в относительных цифрах (население-то маленькое) была довольно кровавой. Что символизирует пограничный столбик - не знаю. В целом же ижемцы - народ весьма непокорный, например в 1830-35 годах здесь было такое необычное для Русского Севера явление, как крестьянская война, которую возглавил крестьянин с фамилией Балин (грузинам на заметку - по Толкиену персонаж с таким именем воевал с гоблинами ).

А вот так центр Ижмы выглядит из-за реки, которая здесь течёт строго с юга на север:

Старая Ижма - это в общем-то всего одна улица. Пойдём сначала на север от главной площади:

Очень характерная застройка - таких огромных изб, как на Ижме, я не видел даже на Мезени.

Да что избы? Тут есть самые настоящие особняки совершенно городского вида, такие как дом купца-пароходчика Норицына:

Как уже говорилось, многие здешние крестьяне (и в меньшей степени "официальные" купцы) преуспели настолько, что сколотили вполне городские состояния, и строили себе опять же вполне городские хоромы.

К особняку примыкают советские постройки - здесь находится правительственный квартал Ижемской страны:

Теперь сходим от Дома Культуры на юг... впрочем, всё показанное в этом посте находится не более чем в 5 минутах ходьбы от ДК.

На улице оживление - много магазинов от продуктовых до компьютерных, банки, сфера услуг типа парикмахерской, и только отдельных кафе разве что нет - вместо них столовая. Ходят люди, играет музыка - в общем, непохоже на стереотипные образы нищего Севера, да и на российское село вообще.

Местная гостиница - кстати, не единственная, еще тут есть гостевой дом "Пелидз" (в переводе "Рябина", на основном коми языке то же слово пишется как "Пелысь"). При обоих, кстати, есть и кафе - в "Пелидзе" по крайней мере неплохая блинная.

А в конце улицы - едва ли не самый красивый в Ижме дом, принадлежавший местному крестьянину-миллионеру Попову:

Нигде больше я не видел таких домов, на Ижме не редких - своеобразный гибрид избы и особняка. Конечно, северные избы-дворы размером дадут фору многим городским постройкам - но ведь 9/10 их объёма занимала хозяйственная часть. Этот особняк полностью жилой, но снаружи, не считая обилия окон - просто очень большая изба.

Крыльцо - со двора, к улице особняк обращен парадным фасадом:

Ижемский музей, хотя и создан лишь в 1965 году - один из богатейших в Коми. Думаю, сёл, способных похвастаться такими музеями, в России единицы, а райцентров - от силы несколько десятков. Хотя может быть впечатление от экспозиции просто усилено общением с сотрудниками. Я в общем уже не удивляюсь, когда в музеях в глубинке меня встречает обаятельная и энергичная девушка чуть-чуть постарше меня, которая искренне любит свой край, действительно хорошо его знает, и действительно рада открыть его гостю издалека. Вот и здесь мне провели экскурсию, напоили чаем, просто рассказали много интересного о прошлом и настоящем Ижмы, показали архивные газеты и путевые заметки начала ХХ века и современный официальный фотоальбом Ижемского края из музейной библиотеки, да еще и подарили фотографию, которую я здесь уже выкладывал. При этом заплатил я только за билет и фотосъёмку.
Между собой сотрудницы говорили на ижемском языке, хотя сами вполне молодые и современные, что еще раз подтверждает - этот язык живой. Но всё же такой тёплый приём я бы не назвал национальной спецификой, ибо как уже говорилось - у меня такое не впервые.

В холле музея - очень красивые и странные картины Татьяны Поповой. Дело в том, что художница их не рисует, а мастерит из перьев:

Другой местный художник Федор Канев на войне потерял правую руку, но научился рисовать левой. Получился весьма самобытный наив. Кстати, почти тот же ракурс был в этом посте чуть выше:

Этнография. Ижемские народные шапки и просто вышивка:

Рыболовные сети с родовыми знаками хозяев на поплавках:

И конечно зал оленеводства, стилизованный под чум с очагом в центре. Чучело оленя, народный костюм, национальные сумки с колоритными названиями типа "тучу" (маленькие, наверху) или "падко" (баул пониже):

Национальная обувь "тёбеки" разных видов. Знаменитые "пимы" - лишь одна из разновидностей:

Оленья шкура и приспособления для её выделки:

Пояс оленевода, где вперемешку практические вещи и талисманы:

На третьем этаже - вполне городские интерьеры:

А солонка в виде утки - олицетворение зырянской легенды о сотворении мира. Некогда было лишь бесконечное море, по которому плавала Утка. Каким-то образом она снесла 6 яиц, но лишь два из них уберегла под крыльями. Из одного вылупился светлый бог, из другого - тёмный. Они подняли со дна морского утонувшие четыре яйца, а Утка, видя, что её род продолжен, взлетела и разбилась о воду, превратившись в земную твердь. Белый бог из первого яйца извлек Солнце, а из второго - лес, тёмный бог же извлёк луну и воды суши.

В общем, здесь очень много всего. А вот такой вид открывается с третьего этажа - обратите внимание, кстати, сколько снега на подоконнике:

Еще немного кадров советской, непарадной Ижмы. Самый большой в посёлке дом - местная больница:

Местами Ижма выглядит так:

Местами - вот так:

Оживленное, современное, не кажущееся нищим (даже если таковым и является), самодостаточное село, которое и селом-то назвать трудно. Полное чувство, что находишь в небольшом городке. Ижма - это действительно Столица маленького и без иронии гордого народа, привыкшего полагаться на собственные силы.

Ижемский край впечатляет еще и обилием гужевого транспорта, причём здесь в ходу не что-нибудь, а настоящие деревянные сани. Дед в ушанке везёт вязанку дров - будто откуда-то из прошлого прикатил. Впрочем, скорее всего большинство людей на санях в Ижме - "гости столицы" из окрестных сёл. Туда, в эти сёла за рекой, в следующей части и отправимся.

И́жма (коми И́зьва) - село в Республике Коми. Административный центр Ижемского района.

Достопримечательности

В Ижме и соседних сёлах сохранилось большое количество старинных деревянных изб XIX - начала XX веков и несколько церквей того же времени.

Географическое положение

Расположено в центральной части республики в 400 км к северо-востоку от Сыктывкара, в 150 км к северу от Ухты, на берегу реки Ижма.

История

С 1922 года по 1929 год Ижма была административным центром Ижмо-Печорского уезда. До этого входила в состав Печорского уезда.

Ижма – крупное село на реке Ижма, расположенное на севере Республики Коми. Село основано в 1567 г. Большую часть населения Ижмы и окрестных сёл составляют этнические коми (особая этнографическая группа – коми-ижемцы). До середины XX в. основной отраслью хозяйства в Ижемском крае было оленеводство. Сейчас оно уже не играет такой роли, как прежде, но по-прежнему сохраняется. До настоящего времени в Ижме сохранились богатые фольклорные традиции народа коми.

Известные уроженцы

В селе родились:

  • Семяшкин Гавриил Прокопьевич (1888-1937) - Герой Труда.
  • Ануфриев Александр Александрович (1926-1966) - бронзовый призёр Олимпийских игр 1952 года

Население

  • 1959 год – 2 495 человек
  • 1970 год – 3 090 человек
  • 1979 год – 3 253 человек
  • 1989 год – 3 595 человек
  • 2002 год – 3 786 человек
  • 2010 год – 3 753 человек

Top