Герой чеченской войны алексей климов о жизни и боевом братстве. Бой пары истребителей с бомбардировщиками

Александр Михайлович Климов (род. 22 августа 1956) - полковник Вооружённых Сил Российской Федерации, участник Афганской войны, лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации (2006).

Биография

Александр Климов родился 22 августа 1956 года. Окончил среднюю школу. В 1973 году Климов был призван на службу в Советскую Армию. В 1977 году он окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1982-1983 годах участвовал в Афганской войне, совершил 980 боевых вылетов, наносил огневые удары по формированиям моджахедов, производил эвакуацию раненых и погибших военнослужащих. Вертолёт Климова пять раз получал повреждения, но всякий раз возвращался на аэродром.

В 1985 году Климов был рекомендован на лётно-испытательную работу. В 1986 году он окончил Центр подготовки лётчиков и штурманов - испытателей ВВС. В 1986-1994 годах Климов был старшим лётчиком-испытателем ГК НИИ имени Чкалова. В 1994 году в звании подполковника он был уволен в запас. Как пилот высокого класса, Климов был приглашён на работу лётчиком-испытателем в ОАО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля». Произвёл более 30 опытных и исследовательских работ, лично освоил несколько десятков разновидностей вертолётов и их модификаций, среди них - «Ми-2», «Ми-4», «Ми-8», «Ми-10», «Ми-24», «Ми-26», «Ми-28», «Ми-34». К августу 2006 года Климов налетал 5100 часов, из которых 1700 - на вертолётах. Является одним из пионеров в освоении высшего пилотажа на вертолётах «Ми-34» и «Ми-28».

Указом Президента Российской Федерации № 1295 от 16 ноября 2006 года за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники» старший лётчик-испытатель Александр Климов был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

В настоящее время Климов продолжает работать на Лётно испытательном комплексе Московского вертолётного завода имени Михаила Леонтьевича Миля. Проживает в Москве.

Также награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, а также рядом медалей, в том числе медалью Нестерова. Заслуженный лётчик-испытатель РФ (2003), лётчик-испытатель 1-го класса (1992). Полковник (2009).

Родился 7 февраля 1920 года в городе Баку, в семье рабочего. В 1939 году окончил 1 курс Бакинского индустриального института. С 1939 года в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

С января 1942 года сержант П. Д. Климов в действующей армии. По март 1942 года служил в 78-м ИАП СФ; по 1945 года - во 2-м Гвардейском ИАП. Летал на "Харрикейне", "Киттихауке" и "Аэрокобре".

К началу мая 1943 года командир звена 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова (ВВС Северного флота) Гвардии младший лейтенант П. Д. Климов совершил 306 боевых вылетов, участвовал в 33 воздушных боях, сбил лично 8 самолётов противника.

24 июля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил около 350 успешных боевых вылетов, в 52 воздушных боях сбил лично 11 и в группе с товарищами 16 самолётов противника.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1970 года Гвардии полковник П. Д. Климов - в запасе. Последние годы жил в Москве. Работал старшим инженером Госкомитета СССР по гидрометеорологии и охране окружающей среды. Умер 8 декабря 1992 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды); медалями. На территории музея авиации Северного флота установлен бюст Героя.

* * *

Тяжёлым оказался для лётчиков 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова июль 1943 года. Стояла необычная для Заполярья жара. Дули сильные ветры. На сопках горели пересохшие карликовые берёзки и торф. Над Кольским полуостровом висели облака дыма и гари.

Иссушающая жара и сильный ветер оказались на руку неприятелю. Вражеские самолёты сбрасывали листовки, обещая оставить от Мурманска один пепел. Вскоре от слов немцы перешли к делу. Их авиация совершила ряд массированных налётов на город.

В наших истребительных частях по - прежнему не хватало новых боевых машин, а самолёты американо - английского производства стояли, большей частью, на ремонте. Отражать частые налёты врага было нелегко.

Нескольким бомбардировщикам удалось прорваться к Мурманску и сбросить зажигательные бомбы. Сильная жара и ветер затрудняли борьбу с огнём: почти все деревянные постройки в центре сгорели, однако уничтожить город и порт врагу не удалось.

Чаще всего наши лётчики отражали налёты немецкой авиации малыми группами, иногда - парами и в одиночку. Но своего неба врагу не уступали.

Однажды во время сильной жары ветер неожиданно принёс с моря влажный воздух. Плотные туманы расползлись по сопкам, окутали все аэродромы. Не закрытым сверху остался лишь Мурманск. Пролетавший вражеский самолёт - разведчик заметил это. Немцы поспешили поднять в воздух несколько групп бомбардировщиков.

Посты наблюдения за воздухом доносили на наши аэродромы:

- "Группа самолётов курсом 100. Высота 6000 метров".

- "Группа самолётов курсом 120. Высота 5500 метров".

- "Группа самолётов курсом 110. Высота 5000 метров".

В сторону Мурманска шли вражеские самолёты, а зенитные батареи, охранявшие город, из - за тумана оказались бессильными помешать им. Оставалась лишь надежда на наших лётчиков - истребителей...

Старший сержант Климов и его ведомый сержант Юдин, несмотря на плотный туман, окутавший аэродром, всё - таки взлетели. Пробив белесую толщу, они стали набирать высоту.

Когда приборы показали 6000 метров, истребители перешли в горизонтальный полёт. Под ними клубилось седое сказочное море. Вдруг Климов заметил чуть выше кромки туманной пелены едва различимые пунктиры. Они быстро превратились в знакомые силуэты двухмоторных "Юнкерсов". Летела первая шестёрка.

Немцы не видели наших истребителей в слепящих лучах солнца. Климов поспешил набрать высоту, решив атаковать противника в лоб.

Бомбардировщики врага не успели опомниться, как Климов уже открыл огонь. Ведущий "Юнкерс" перевернулся через крыло и нырнул в глубину тумана. Климов ударил по второму бомбардировщику и тоже прошил его точным огнём крупнокалиберных пулемётов.

Строй вражеских самолётов распался. Противник, охваченный паникой, развернулся и стал удирать на запад. Догоняя их, Павел Климов уничтожил ещё одного "Юнкерса".

Мурманчане горячо аплодировали неизвестному лётчику, низвергнувшему с неба 3-х вражеских бомбардировщиков. Один из сбитых Климовым "Юнкерсов" свалился на улицу имени 25-го октября. Его отломившийся хвост отлетел к боковой стене многоэтажного дома и будто приклеился к ней. Второй бомбардировщик нырнул в воды Кольского залива близ порта, третий грохнулся на сопку западнее Мурманска.

Предупреждённые уцелевшими экипажами первой шестёрки, остальные вражеские бомбардировщики не решились лететь на Мурманск. Развернувшись, они на повышенной скорости ушли на запад.

Более часа 2 отважных лётчика - истребителя охраняли город и порт на Кольском заливе. А когда горючее в самолётных баках подошло к концу, Павел Климов и его ведомый возвратились домой. К этому времени подувший с моря ветер уже рассеял туман и аэродромы были открыты. Лётчики приземлились благополучно.

Небо над Мурманском в этот день оставалось чистым. Вражеские бомбардировщики больше не осмеливались совершать на город налёты.

Герой Советского Союза П. Д. Климов прославился на Севере как бесстрашный воздушный боец. Он считался непревзойдённым мастером истребления, в первую очередь, вражеских бомбардировщиков. В чём секрет успеха П. Д. Климова? - хотели знать молодые истребители. Командование и политработники организовали встречу североморского аса с лётчиками.

Вот что рассказал лётчикам Гвардии старший лейтенант П. Д. Климов о своём боевом опыте.

"Уничтожать "Юнкерсы" - почётное дело истребителей. У нас на самолётах вооружение сильное. Поэтому бить вражеский бомбардировщик выгоднее всего по фюзеляжу, где расположен экипаж. Немецкое бронирование не выдерживает огня советских пушек.

Однажды со своим ведомым Качевским я вылетел на перехват разведчика. Заранее мы рассчитали, где должны засечь противника. На встречных курсах выше себя увидели разведчика. Атаковать в лоб я не решился: облачность была низкая и немец мог туда скрыться. Тогда мы зашли ему в хвост. Враг заметил нас и прибавил газу. Я приподнял машину и выпустил разведчику очередь в пузо.

При повторной атаке заставил замолчать стрелка - радиста, а затем дал волю ведомому Качевскому. Он впервые вёл огонь по реальной цели. И надо сказать, стрелял хорошо: сразу у "Юнкерса" задымили оба мотора.

Во второй раз мы настигли "Юнкерсов" в море. В первой атаке с дистанции 150 метров я вывел из строя стрелка - радиста, а затем по радио приказал Качевскому, чтобы он бил по моторам. После трёх его очередей оба мотора "Юнкерса" загорелись.

У меня стало правилом бить противника раньше, чем он обнаружит атаку. Внезапность атаки почти исключает ответный огонь вражеского стрелка - радиста. Только однажды я попал под огонь вражеского стрелка.

Искать и уничтожать бомбардировщиков противника - первая обязанность истребителя. Для успешного решения этой задачи необходимо постоянно изучать маршруты противника, его тактику, уловки и повадки. Эти знания я приобретал в боевых вылетах, критически относясь к каждой своей неудаче и ошибке".

Затем Климов рассказал лётчикам несколько эпизодов из своей боевой практики. В конце беседы один из лётчиков посетовал на то, что молодым истребителям редко попадаются "Юнкерсы". Павел Дмитриевич резонно ответил, что надо уметь ловить "Юнкерсы", с пользой для дела использовать хвалёную немецкую педантичность. И пояснил, что, как правило, вражеский разведчик появляется в определённом районе в одно и то же время, на одной высоте. Вот тут - то и следует подкарауливать воздушного лазутчика. Беседа П. Д. Климова имела большое воспитательное значение. Лётчики горячо благодарили своего старшего и более опытного товарища.

Сражаясь до последнего дня Великой Отечественной войны, Павел Климов произвёл свыше 350 боевых вылетов. В 52 воздушных боях он сбил 11 вражеских самолётов лично и ещё полтора десятка - вместе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 1 предположительную победу лётчика. ] За успешное выполнение боевых заданий командования был награждён многими орденами и медалями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии младшему лейтенанту Климову Павлу Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 870).

* * *

Список известных побед Гвардии старшего лейтенанта П. Д. Климова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 10.05.1942 г. 1 Ме-109 р-н Мурманска "Харрикейн",

"Киттихаук",

"Аэрокобра".

2 01.07.1942 г. 1 Ме-109 Титовка
3 18.07.1942 г. 1 Ju-88 Роста
4 31.10.1942 г. 2 Ju-88 Мурманск
5 23.03.1943 г. 1 Ме-109 (предположительно) Мурманск
6 27.03.1943 г. 1 Ме-109 Ваенга
7 29.04.1943 г. 1 Ju-88 сев. Сеть - Наволок
8 23.05.1943 г. 1 Ме-109 зап. губа Эйна
9 1 Ju-88 Озерко

Всего сбитых самолётов - 9 + 0 (и 1 + 0 сбито предположительно); боевых вылетов - около 350.

После окончания войны Павел Дмитриевич продолжил службу в ВВС, командовал различными соединениями. Об одной из послевоенных встреч с ним вспоминает известный лётчик - истребитель, дважды Герой Советского Союза, Арсений Васильевич Ворожейкин:

"В начале 1950-х годов мне пришлось проверять технику пилотирования у командира истребительного авиаполка подполковника Павла Дмитриевича Климова. Встретив меня, он чётко и спокойно доложил обстановку на земле и в воздухе.

Климов рулил на старт неторопливо, а прежде чем спросить разрешение на взлёт, внимательно осмотрелся. Взлёт и выдерживание машины на малой высоте он проделал до того аккуратно, что, если бы я закрыл глаза, трудно было бы почувствовать момент отрыва самолёта от земли. Чувствовалось, что он знает возможности машины и умело использует их.

Выполнив задание, мы пошли на посадку. Я был уверен, что сядем нормально, поэтому похвалил Климова. На стоянке техник подал нам шапки. Климов снял шлемофон, и я заметил на лбу у него капельки пота. Контрольный полёт ему достался нелегко.

В ту ночь я проверил лётное мастерство двух командиров полков. Оба были лётчиками 1-го класса, обоим я поставил отличные оценки. Но разница в технике пилотирования их была немалая. И это понятно. Климову довелось много повоевать. Воздушные бои научили его быть осмотрительным на земле и в воздухе. Они заставили его при учебном высшем пилотаже тренировать свой организм, в любой ситуации владеть собой..."

В 1951 году мужественный лётчик - североморец окончил Военно - Воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1970 года Гвардии полковник П. Д. Климов - в запасе, а затем в отставке. Жил в Москве. Работал старшим инженером Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и охране окружающей среды. Скончался 8 Декабря 1992 года.

Бюст П. Д. Климова, в числе 53-х лётчиков - североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев - авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области (автор Э. И. Китайчук).

* * *

Бой пары истребителей с бомбардировщиками.

Не достигнув "молниеносного" овладения Мурманским портом, немцы решили непрерывными массированными налётами бомбардировочной авиации парализовать его деятельность. Линия фронта проходила всего в 30 - 40 км от порта, следовательно, он находился в зоне тактической внезапности. Учитывая это обстоятельство, наше командование вынуждено было организовать охрану порта патрулированием истребителей, высылая их на вероятные подходы к нему вражеской авиации.

Наряду с бомбардировочными ударами противник вёл непрерывную разведку работы порта одиночными самолётами на больших высотах.

30 октября 1942 года меня в паре с молодым лётчиком на самолётах "Киттихаук" подняли в воздух с задачей не допускать самолёты - разведчики в район порта. Набрав высоту 5000 метров и установив радиосвязь с землёй, мы приступили к патрулированию.

Вскоре я получил предупреждение от наземной радиостанции о приближении к району порта большой группы неопознанных самолётов, летящих на высоте 6000 метров.

Предупредив ведомого, я начал набирать высоту до 7000 метров, чтобы иметь преимущество в высоте, а следовательно, и в скорости. Набрав 7000 метров, занял позицию в направлении вероятного появления противника на подступах к порту.

Вскоре на фоне дымки, ниже себя заметил 2 группы по 9 самолётов Ju-88, шедшие плотным строем. Истребителей прикрытия не было видно. Приняв решение атаковать ведущего спереди - сверху, я перевёл самолёт в пологое пикирование.

С дистанции 600 метров открываю заградительный огонь из 6 крупнокалиберных пулемётов и продолжаю вести его до дистанции 50 метров, вводя поправки на угловое смещение цели. Затем, используя большую скорость после пикирования, я сделал энергичный левый боевой разворот и, умышленно не координируя действия рулями (чтобы уменьшить вероятность попадания стрелков, которые открыли интенсивный огонь по мне), вышел из атаки.

После разворота я заметил, что ведущий Ju-88 сделал переворот и стал падать. Строй первой девятки нарушился. "Юнкерсы" сбросили бомбы над безлюдными сопками далеко от порта и повернули обратно.

Я не стал их преследовать, а решил атаковать вторую группу, которая шла левее и сзади. Отсутствие элемента внезапности ставило меня отказаться от атаки с передней полусферы. Я принял решение атаковать сзади - снизу замыкающего второй девятки. Сближение и атаку производил, сохраняя свой самолёт в створе намеченного самолёта, чтобы лишить возможности стрелков впереди идущих Ju-88 вести по мне огонь.

С дистанции 300 метров я открыл огонь по стрелку, а сблизившись до 100 метров, перевёл огонь на кабину лётчика. После нескольких очередей Ju-88 сделал правый разворот со снижением. Я отвернул вправо - вверх, чтобы не проскочить группу бомбардировщиков, и, заняв выгодное положение, перешёл в атаку на очередного "Юнкерса", оказавшегося замыкающим. Со второй очереди Ju-88 перешёл в правую нисходящую спираль. Строй второй девятки бомбардировщиков противника рассыпался, "Юнкерсы" беспорядочно сбросили бомбы и по одному начали уходить с обратным курсом.

Я продолжал преследование вошедшего в спираль Ju-88, расстреливая его короткими очередями с дистанции 100 - 150 метров. Сделав виток спирали, Ju-88 загорелся и вош`л в отвесное пикирование. Во время преследования я значительно снизился, и бомбардировщики выпали из поля моего зрения.

Благодаря отличной работе радиосвязи и станции наведения мне удалось своевременно обнаружить и атаковать противника. В результате боя мною было сбито 2 Ju-88 и 1 подбит. Бомбардировщики противника не были допущены к порту. Однако результат мог быть значительно лучшим, если бы мой ведомый, видя отсутствие истребителей противника, также атаковал "Юнкерсы" и если бы я не потерял из виду всю группу, увлекшись преследованием одного из Ju-88.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину". Москва, издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Далее вас ждет невероятная история сержанта Алексея Климова, который в первой чеченской войне лишился зрения, но сумел продолжить службу и дослужился до звания майора. Отсутствие зрения не помешало Алексею Климову добиться успеха и во многом другом, поэтому помимо службы он занимался важными общественными делами, благотворительностью и даже депутатской деятельностью.

Сержант Климов, он же Клим, сложил голову в бою. Мина "лягушка" взорвалась в метре. "Двухсотый", - вымолвил санинструктор. Двое суток в рефрижераторе до Ростова-на-Дону. Маме ушла похоронка.

Живой! - закричали в Ростовской лаборатории, когда при перегрузке "трупа" он оказался теплым. Реанимация. Бурденко. Шла первая чеченская.

Когда Леша Климов получил повестку, он пошел в военкомат. Мог ведь и "откосить". Мать пришла на сборный пункт. Умоляла остаться. Леша хотел стать директором совхоза. С детства копался на участке. А в Чечне бушевала война.

Останешься?

Нет, мам, пойду...

Из Калуги прямо в Москву. Рослый крепкий парень. Физподготовка. Направили в Преображенский полк. Самая элита. Но он считал, что элита рождается только в бою. 22 рапорта в Чечню. Он шел на все, чтобы очутиться там, где больнее России.

В Чечню он попал в составе 166-й отдельной мотострелковой бригады. Служил под Шали. В марте 1996-го он на броне возвращался после спецоперации. Попали в засаду. Противопехотная мина, разорвавшаяся у головы, не оставляла шансов. Осколок прошил череп от виска до виска. Как 19-летний паренек выжил, до сих пор тайна. После многочисленных операций уже в Москве Климову сказали, что видеть он никогда не будет. Леша возмутился:

Я служить хочу!

Благодари бога, что ходить будешь...

Нет, я буду служить!

Климов лежал весь перебинтованный, в трубках. Куда ему служить? Встать и то не мог. Но сослуживцы решили попробовать шоковую терапию. Выдернули трубки и гаркнули:

Сержант Климов, подъем!

Ноги сами нашли штаны. Ребята отвезли Лешу в кафе, дали ложку. Климов впервые стал есть самостоятельно.

Через два месяца Климова выписали. Понятно, что слепой сержант с титановым черепом вернуться в часть уже не мог.

Климов не опустился, не запил, как бывает с сотнями вернувшихся с той войны инвалидами. Он отказался от инвалидности и организовал благотворительную организацию "Росич", которая помогала "чеченским" ветеранам и семьям погибших. Всякое бывало. На Алексея было совершено четыре покушения. Он об этом говорить не любит. А потом его нашла награда, "Орден Мужества".

Ко мне приехали в Калугу два полковника из Генштаба и один майор. Сказали, что у них поручения министра обороны. Они предложили помощь в получении квартиры, машины или денег на лечение за границей, - рассказывает Климов. - Я говорю: хочу учиться, познавать военную науку и стать полковником. Они посовещались и сказали, что младшего лейтенанта за мои боевые заслуги они и так дадут. А я им: хочу учиться на полковника. Они только руками развели. Что сказать министру? То и говорите: хочу служить в Российской армии. А потом пришла повестка выехать в СибВО на курсы младших лейтенантов. Так снова началась моя служба.

Алексей! А как без зрения стрельбу сдавал? Метание гранат?
смотрите также

Фото: Владимир Песня/ РИА Новости Армия начала осваивать новую боевую технику противовоздушной обороны

Ребята помогали. Кину снежок в мишень. Они говорят, куда попал. Вычисляю траекторию и бросок.

Но самое невероятное, что Алексей Климов в 2008-м поступил в Военную академию имени Фрунзе и окончил ее! Без всяких поблажек!

Бывало, преподаватель окликнет меня на занятиях: Климов, куда смотришь? Не все знали, что я слепой. Труднее всего было сдавать специальные предметы. У карты с указкой. Ну и тут ребята помогали.

Алексей вернулся в Калугу. Стал служить в военкомате. Стал депутатом Законодательного собрания области. У каждого, наверно, есть человек, которого можно назвать своим учителем. У Климова это полковник Саблин из Преображенского полка. Он первым навестил Климова, когда тот лежал в госпитале Бурденко. Внушил ему, что нельзя опускать руки, вел его по жизни своим примером. И когда Климов очутился в среде депутатов, и здесь совет старшего товарища помог утвердиться.

А ты смотри на них и делай, как они. Тогда и они к тебе прислушиваться начнут.

Климова заметили. Многие его законодательные инициативы, в том числе по поддержке военнослужащих, воевавших в "горячих точках", были приняты.

В декабре прошлого года старые раны вновь дали о себе знать. Климов срочно вылетел в Санкт-Петербург. Врачи ужаснулись. Пластины в черепе сместились. И все могло закончиться очень печально. Но и тут богатырское здоровье не подвело. Поставили новые титановые протезы. И к новому году отпустили в Москву.

Алексей показывает мне справку, которую по его просьбе выдал лечащий врач. "Физические и эмоциональные нагрузки без ограничений. Спиртное в разумных пределах. Практически здоров". И еще Алексей не пользуется белой тростью. Азбуку Брайля не выучил. Пользуется компьютерными программами, которые озвучивают текст. Кстати, кроме школы младших лейтенантов и академии Фрунзе он окончил Московский гуманитарно-экономический институт и курсы Академии Госслужбы при президенте на факультете "Российский парламентаризм".

Как же вы без трости передвигаетесь, летаете на самолетах?

У меня всюду друзья. Провожают, встречают. Я когда был в Питере и гулял по Дворцовой, встретил своего сослуживца. Я его первым узнал! Мир тесен. Подошел к памятнику Петру Первому. Дотронулся рукой. И словно его увидел. Вы зря думаете, что слепые люди ничего не видят! У меня сильно развито пространственное воображение. Хороший слух. Все это здорово помогает. Только одно плохо - на контроле звеню. Приходится подолгу разбираться со службой безопасности. Пластины эти. Да еще осколки этой проклятой лягушки. Ну, теперь обедать. Я вас так не отпущу. Мне только надо переодеться.

Алексей сам переодевается в гражданский костюм. Военную форму он надел для фото. В мае 2014 года по личному распоряжению министра обороны РФ майор Климов был назначен на должность в калужский гарнизон, где занимается непосредственно отбором, подготовкой и направлением граждан на военную службу по контракту в части постоянной боевой готовности. Несмотря на то, что окончил академию, нареканий по службе не имеет, целых 10 лет носит звание майора. Неужели кто-то перестраховывается? А гражданский костюм, потому что в отпуске.

Алексей довольно уверенно идет к выходу. Садится в машину. Не за руль, конечно. Едем по Калуге. Он берет на себя роль экскурсовода.

Вот слева наша администрация. А это мост, который построили к приезду в Калугу Екатерины Великой...

Но как??? - я сильно удивляюсь.

Я в своей Калуге каждую выбоинку знаю. Так что ничего необычного нет. А хотите мои песни послушать? Я тут диск записал.

Алексей, а какие у вас планы на жизнь. Что дальше?

У меня есть цель. Я хочу сделать все, для того чтобы будущие поколения жили в стране равных прав и возможностей и чтобы эта страна Россия была защищена на века от внутренних и внешних врагов. Для этого надо встретить свою принцессу. Образовать семью. Хочу дослужиться до полковника. Хочу стать депутатом Госдумы. Опять-таки не потому, что это круто. Слепота дает фору. Мне ничего такого особенно не надо из материальных благ. Ни на что я отвлекаться не буду. Буду работать. День и ночь. Служить России.

А потом?

Буду много работать. Других вариантов не дано. Главное, я знаю, как и что делать. Как говорил мой наставник Саблин, если не чувствуешь уверенность в своей правоте, то не стоит браться за дело. Я чувствую свою правоту. Значит, это дело мое.



К лимов Александр Михайлович - заместитель начальника летно-испытательного комплекса по летной службе - старший летчик-испытатель ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля» (город Москва), подполковник запаса.

Родился 22 августа 1956 года в селе Кутузовка района имени Сергея Лазо Хабаровского края. Русский. Окончил среднюю школу.

В Вооружённых Силах СССР с 1973 года. В 1977 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в авиации Сухопутных войск.

В 1982-1983 годах в составе Ограниченного контингента советских войск воевал в Афганистане в должности командира авиационного отряда. В общей сложности совершил 980 боевых вылетов на нанесение огневых ударов по бандформированиям, на эвакуацию раненых и погибших военнослужащих. В одном из боёв под огнем врага принял на борт и вывез окруженную разведгруппу. Вертолет Климова пять раз получал серьезные повреждения, но каждый раз благодаря мастерству пилота возвращался на аэродром.

В 1985 году рекомендован на лётно-испытательную работу, а в 1986 году окончил Центр подготовки лётчиков и штурманов - испытателей ВВС. В 1986-1994 годах - старший лётчик-испытатель Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института имени В.П. Чкалова.

В 1994 году в звании подполковника уволен в запас и как пилот высочайшего класса приглашен на работу лётчиком-испытателем в открытое акционерное общество «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля». Там выполнил свыше 30 опытных и исследовательских работ. Лично освоил несколько десятков типов вертолетов и их модификаций. Наибольшее количество испытательных полетов выполнил на Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-10, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-34.

К августу 2006 года имеет летный налет в 5100 часов, из них 1700 часов испытательных полетов на вертолетах. Один из пионеров освоения высшего пилотажа на вертолетах Ми-34 и Ми-28.

У казом Президента Российской Федерации № 1295 от 16 ноября 2006 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, старшему лётчику-испытателю Климову Александру Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

А.М. Климов продолжает испытательную работу в ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля». Живет в городе-герое Москве. Он - мастер испытаний по определению летно-технических характеристик вертолетов и двигателей, их боевых возможностей. Занимается также инструкторской и методической работой по обучению сложных видов лётной подготовки, посадкам на режиме самовращения винта, методикам летных испытаний.

Полковник (2009). Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, среди которых медаль Нестерова (25.09.1998).

Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (18.12.2003). Лётчик-испытатель 1-го класса (1992).


Top