Черная жемчужина и месть королевы анны. Концепт-арт к фильму «Пираты Карибского моря: На странных берегах»

Месть королевы Анны — всеми узнаваемое название корабля великого пирата . На этом судне известный флибустьер достиг апогея своей пиратской карьеры. Захват данного корабля, ранее именовавшегося «Конкорд», пришелся на 1717 год, до этого момента это было купеческое, 14-пушечное судно французов, с водоизмещением чуть больше чем 200 тонн. Достоверно неизвестно почему Тич дал кораблю такое довольно странное название, по одной из версий — это была дань воспоминаниям прошлого, ведь ранее, во времена правления королевы Анны, Эдвард состоял на военной службе.

После захвата Тич проявил редкое и несвойственное ему в будущем добродушие: он отдал капитану свой шлюп и всех имевшихся у него (Тича) на тот момент невольников, с которыми горе-капитан успешно добрался к водам Мартиники.

Переименование корабля в «Месть королевы Анны » было только малой долей предстоящих изменений судна. Черная Борода прорезал дополнительные отверстия для пушек и увеличил их количество в общей сумме до 40 штук! Даже небольшая кучка пиратов на шхуне нагоняла страху на купеческие суда, то что уж говорить о кровожадном разбойнике, чей корабль по огневой мощи уступал лишь .

Блокада Чарльстона в мае 1718 года — это наиболее известный успешный момент капитана Тича на корабле «Месть королевы Анны». Концом же славноизвестного судна стала не великая морская битва, а банальная посадка корабля на мель в июне 1718 года у берегов Северной Каролины.

В апреле 2012 года от археологов прозвучало заявление в котором речь шла об обнаружении судна, которое в дальнейшем планируется поднять с морского дна.

Реконструкция пиратского корабля Черной Бороды

1. Кормовой фонарь. 2. Флаг Черной Бороды. 3. Бизань-рея. 4. Рея. 5. Бизань-мачта. 6. Грот-мачта. 7. Палуба юта. 8. Квартердек. 9. Миньон (4 фунта). 10. Дополнительный орудийный порт. 11. Вертлюжная пушка (1 фунт). 12. 8-фунтовая пушка. 13. Сейкер (6 фунтов). 14. Палубные бимсы. 15. Шкафут. 16. Основной орудийный порт. 17. Срезанный бак. 18. Фок-мачта. 19. Шпринтовый марсел. 20. Бушприт. 21. Место носовой фигуры (потеряна в шторм еще до захвата корабля пиратами). 22. Кат-балка. 23. Нос. 24. Якорь (один из трех). 25. Бухта троса. 26. Кабестан. 27. Кубрик экипажа. 28. Люк кубрика. 29. Балласт (камни и запасные орудийные стволы). 30. Запасы воды. 31. Трюм (археологи нашли здесь следы золотого песка). 32. Рундук с боеприпасами. 33. Крюйт-камера. 34. Насос. 35. Трап. 36. Кабестан. 37. Хранилище рома и арсенал. 38. Склад сушеной провизии. 39. Каюта капитана. 40. Каюта Черной Бороды. 41. Кормовые окна. 42. Кормовая галерея.

Согласно сценарной фабуле,взятой из серии книги "Пираты Карибского моря" Э.С. Криспина, будущая " "Черная жемчужина" изначально называлась «Злая распутная Девка» («Wicked Wench») и принадлежал Ост-индской компании в качестве торгового судна. Это был трехмачтовый галеон с золотисто-желтым корпусом и белоснежными парусами.

Достоверно неизвестно, когда именно был построен корабль, но лорду Катлеру Беккету, директору Западноафриканского представительства Ост-Индской компании, он достался уже в весьма почтенном возрасте.

«Распутная Девка» стояла в доках Калабара (Африка, Гвинейский залив) в тот самый момент, когда в порт пришел бриг «Попутный ветер» («Fair Wind») под командованием Джека Воробья. «Попутный ветер» так же принадлежал Ост-Индской компании. Капитан корабля, Натаниэль Бреинбридж, был убит Эсмеральдой, грозой Карибского моря и пиратским лордом того времени. Но Джек Воробей, первый помощник «Попутного ветра», спас корабль от попадания в руки пиратов. Катлер Беккет, получив доклад Воробья о том, как он спас корабль и большую часть груза от пиратов, был настолько впечатлен, что предложил ему стать капитаном «Распутной Девки».

Капитан Джек Воробей, командуя «Распутной Девкой», выполнил немало контрактов для Ост-Индской компании от имени лорда Беккета..." (http://otdatshvartovy.ru/vymyshlennye...l#more-50)

Все бы хорошо, но!

Британия и, в частности, Британская Ост-Индская кампания, смогли создать свои аван-посты и поселения на юге Африки только после банкротства Голландской Ост-индской кампании в 1794 году.
В Калабаре шотландские миссионеры появились только в 1846 году, а британский протекторат с центром в Калабаре появился лишь в 1880-х годах.

Иными словами, не было никакого Западно-африканского представительства Британской ост-индской кампании и, стало-быть в порту (а не в доках) Калабара в 17-м - 18-м веке могли стоять голландские корабли.
Первые белые переселенцы обосновались на юге Африканского континента в 1652 году, когда представитель голландской Ост-Индской Компании Ян ван Рибек основал в районе мыса Доброй Надежды провиантский пункт для снабжения судов, следующих из Европы в Азию.

А значит, не могло существовать в природе и "торгового судна британской Ост-индской кампании".

Но если забыть об английском происхождении Катлера и Джека Спарроу, или же о британской принадлежности «Wicked Wench», то внимание сразу же привлекают к себе голландские корабли.17 века и, прежде всего, пинасы.

Одним из первых детищ свободной республики Нидерланды (в 1582 году голландцы наконец освободились из-под испанского протектората) стала Ост-Индская компания, основанная в 1602 г. с разрешения Генеральных штатов.

Благодаря собственному флоту добротной и прочной постройки, компания, получившая монополию на торговлю с азиатскими странами, вскоре становится одной из самых богатых в мире. Появляется тип нового торгового судна. Эти суда имели три мачты и вооружались 16 – 20 небольшими пушками, хотя и не были предназначены для боевых действий. Водоизмещение ост-индских судов в среднем составляло порядка 600 тонн. Отношение длинны корпуса к ширине у судов этого типа было даже больше, чем у галиона. Для придания кораблю прочности, шпангоуты ставили на небольшом расстоянии друг от друга, а в местах установки мачт их делали двойными. Набор подкреплялся горизонтальными и вертикальными кницами. Корпус судна изготовляли из дубовой древесины – всего для постройки требовалось не менее двух тысяч хорошо высушенных дубов. При разделке дерева тщательно следили, чтобы изгиб волокон соответствовал форме вырезаемой детали. Деталь, выполненная таким способом, становилась «вечной». Дубовые доски обшивки предпочитали крепить к шпангоутам с помощью деревянных шипов – слишком быстро ржавели железные гвозди в солёной морской воде. Между тем гвозди использовали для крепления менее ответственных элементов конструкции корабля. Так, чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков-древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Гвозди, крепившие эту «вторую кожу», располагались так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие.

Просторная палуба ост-индских судов была свободной, а в носовой части ограничивалась поперечной переборкой (бикгедом). Выступающую носовую оконечность – гальюн, устройство которого было перенято от галер, ограничивали плавно изогнутые рейки (регели). В невысоком квартердеке на корме размещались офицерские каюты с широкими светлыми окнами. Под баком обычно оборудовался камбуз. Появилось много новых технических приспособлений, которые облегчили нелёгкий труд команды. Например, для подъёма якоря начинают использовать специальную кат-балку. Помпа помогает морякам быстро откачивать воду, просочившуюся в трюмы. А для погрузки товара на торговых суднах устанавливались горизонтальные лебёдки – брашпили.

Проходит пару десятков лет, и в Англии, не пожелавшей смириться с утратой титула «королевы морей», начинают строить военные фрегаты. Прародителем первого фрегата, построенного в 1646 г. известным британским корабелом Питером Петтом, был голландский пинас с его высокими кормовыми надстройками, блинд-стеньгой и богатым декором.

Посмотрите на реплику голландского пинаса "Kalmar Nukel" 1625 года постройки и первый английский "истинный фрегат" - 34-пушечный "Constance Warwick", построенный Питером Петтом в 1646 году и сравните их с "Черной жемчужиной".

В ноябре 1717 года Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода захватил французское работорговое судно у берегов Сен-Винсента и сделал его своим флагманом. Первоначально судно называлось (Concorde ) и представляло собой 14-пушечное французское торговое судно водоизмещением больше 200 тонн. Судно к этому времени успешно сделало три рейса к берегам Гвинеи.

Черная Борода назвал свой флагман (Queen Anne’s Revenge ), вероятно, как воспоминание о военной службе во времена правления королевы Анны. Тич отдал Пьеру Доссу, капитану Конкорда, свой шлюп и в придачу всех имеющихся у него невольников, с которыми он благополучно добрался до Мартиники.

Когда пираты захватили корабль, это было трехмачтовое судно с прямыми парусами. В соответствии с пиратской традицией, отталкиваясь от практических нужд, Тич переделал корабль. Он прорезал дополнительные пушечные порты и к 14 имевшимся пушкам, добавил еще 26. По-видимому, ему требовалась дополнительная орудийная платформа и в отличие от большинства пиратских кораблей, Тич не стал трогать квартердек, на который ему удалось втиснуть порядка 10 пушек. Наконец, Черная Борода срезал бак, таким образом, открывая пушки, стоявшие там. Видимо для создания дополнительной огневой мощи, пираты установили на юте вдоль планшира вертлюжные пушки, точное число которых неизвестно. Из археологических находок следует сделать вывод, что на каждом из бортов находилось, по меньшей мере, по четыре пушки. Имея на борту 40 пушек, Тич получил одни из сильнейших кораблей в американских водах, и он смог полностью использовать возможности своего корабля. Единственным пиратским кораблем, по размерам, превосходившим судно Тича, был корабль Королевская удача (Royal Fortune ) Бартоломью Робертса . Владельцы судов набирали на торговые суда слишком малочисленные экипажи, экономя на матросском жаловании и провизии. Например, на борту погибшего в 1700 году у побережья Флориды 180-тонного корабля Генриетта Мэри (Henrietta Marie ), занимавшегося перевозкой невольников, экипажем состоял всего из 20 человек, а его вооружение составляли восемь 3/4-фунтовых пушек. Как правило, пиратские суда имели подавляющее численное превосходство над любым торговым экипажем. Даже небольшой пиратский шлюп с экипажем 30 человек мог взять на абордаж большое торговое судно. А при встрече с кораблем типа , торговое судно не имело шансов на спасение. Большим пиратским флагманам требовался многочисленный экипаж. На Королевском флоте ее Величества в начале XVIII века 40 или 50-пушечный корабль 4-го ранга имел экипаж 250 человек. Расчет одной пушки состоял из 6/8 человек. Даже если учесть, что корабль одновременно вел огонь только с одного борта, то становится ясно, что в бою управляли кораблем лишь отдельные матросы. У пиратов это соотношение было примерно таким же, причем кроме канониров в составе команды были еще члены абордажного отряда. Капитан торгового судна, переживший нападение Черной Бороды в декабре 1718 года, в своем рапорте сообщал колониальным властям: Пиратский корабль представлял собой корабль французских работорговцев, его вооружение состоит из 36 пушек, экипаж корабля весьма многочисленный, по-видимому, сотни три. Нехватки в провианте пираты, по-видимому, не испытывают.

Вершин успеха Черная Борода достиг в мае 1718 года, когда сумел блокировать порт Чарльстон на побережье Южной Каролины. Местные жители сообщали: Эскадра под командованием самого Тича состояла из 40-пушечного корабля и трех шлюпов. Общая численность экипажей превышала 400 человек .

На следующий месяц, он повел к заливу Топсейл, в настоящее время здесь находится город Бьюфорт (Северная Каролина). Здесь его флагман сел на мель.

В 1997 году на месте крушения корабля начались археологические работы. Обломки находятся на глубине 7 метров. На данный момент ученые обнаружили остатки самого корабля, корабельную артиллерию (21 пушку) и судовые принадлежности. Обнаруженные пушки изготовлены в разных странах, хотя большинство составляют стволы английского производства. Археологическая группа надеется продолжить работы. Мушкетные пули, ядра и стрелковое оружие, обнаруженное на месте крушения, свидетельствуют о том, что корабль был исключительно хорошо вооружен. На месте крушения корабля обнаружен корабельный колокол, датируемый 1705 годом, свинцовый шприц и другие находки.

Последние археологические исследования позволяют нам уверенно утверждать о корабельной артиллерии. Большинство пушек с пиратских кораблей было британского производства, отлитых в Уилдоне, графство Суссекс. Среди пушек 5 были отлиты в других странах, прежде всего во Франции. Все неанглийские пушки были чугунными. Бронзовые пушки к тому времени встречались редко и стоили дорого. Надежность чугунных пушек заметно выросла во второй половине XVII века, поэтому бронзовые пушки стали выходить из употребления. Если на корабле и стояли бронзовые пушки, то их размещали в районе корабельного компаса, чтобы большие массы железа не нарушали работу прибора. Кроме пушек, арсеналы пиратских кораблей ломились от разнообразного стрелкового оружия, пороха и ручных гранат.

Образ корабля активно используется в современных фильмах о пиратской эпохе, например, в четвертой части Пиратов Карибского моря : На странных берегах .

Реконструкция корабля

1. Кормовой фонарь. 2. Флаг Черной Бороды. 3. Бизань-рея. 4. Рея. 5. Бизань-мачта. 6. Грот-мачта. 7. Палуба юта. 8. Квартердек. 9. Миньон (4 фунта). 10. Дополнительный орудийный порт. 11. Вертлюжная пушка (1 фунт). 12. 8-фунтовая пушка. 13. Сейкер (6 фунтов). 14. Палубные бимсы. 15. Шкафут. 16. Основной орудийный порт. 17. Срезанный бак. 18. Фок-мачта. 19. Шпринтовый марсел. 20. Бушприт. 21. Место носовой фигуры (потеряна в шторм еще до захвата корабля пиратами). 22. Кат-балка. 23. Нос. 24. Якорь (один из трех). 25. Бухта троса. 26. Кабестан. 27. Кубрик экипажа. 28. Люк кубрика. 29. Балласт (камни и запасные орудийные стволы). 30. Запасы воды. 31. Трюм (археологи нашли здесь следы золотого песка). 32. Рундук с боеприпасами. 33. Крюйт-камера. 34. Насос. 35. Трап. 36. Кабестан. 37. Хранилище рома и арсенал. 38. Склад сушеной провизии. 39. Каюта капитана. 40. Каюта Черной Бороды. 41. Кормовые окна. 42. Кормовая галерея.

Добавлено: 17.01.2012 г.

Месть Королевы Анны. Модель из Морского Музея Северной Каролины

Месть Королевы Анны (Queen Anne"s Revenge)

Благодаря бурной деятельности киноиндустрии этот корабль в последнее время стал широко известен даже в кругах далеких от историков морского пиратства. Однако, в отличии от других кораблей пиратской киноэпопеи, Queen Anne"s Revenge - это действительно существовавший корабль, флагман широко известного пирата Эдварда Тича (Edward Teach или Edward Thatch) по прозвищу Черная Борода (Blackbeard)

Справедливости ради надо сказать, что Черная Борода, как художественный персонаж, стал широко известен задолго до "Пиратов Карибского Моря". О нем писали и Д.Дэфо и Стивенсон (прообраз Флинта). Это не говоря уже о бесчисленных мифах и легендах.

Всем известное "...пятнадцать человек на сундук мертвеца...".
Правильнее "...на Сундук Мертвеца..." - островок в Карибском море размерами 200 кв. метров, куда, по преданию, Тич высадил 15 человек из своей команды, взбунтовавшихся против жестокости и сумасбродства капитана. Снабдив их только саблями и ромом - по бутылке на брата - Черная Борода расчитывал, что мятежники сойдут с ума от жажды, голода, жары и переубивают друг друга.
Легенда гласит - выжили все.
Кстати, английское "Йо-хо-хо" - это не наше "О-хо-хо", а скорее - "Раз-два-взяли"

Эдвард Тич, Старинная гравюра

Эдвард Тич (настоящее имя Эдвард Драммонд (Edward Drummond)) родился в Англии ок.1680 г. Во время англо-французской "войны королевы Анны" (1702-1713) промышлял каперством, позднее примкнул к Бенджамину Хорниголду, грабившему французские и испанские корабли в бассейне Карибского моря.

Месть Королевы Анны ранее был трехмачтовым французским кораблем Конкорд (La Concorde) команда которого активно промышляла работорговлей.

В ноябре 1717 г., отряд пиратов под командой Черной Бороды на 2-х небольших шлюпах захватил Конкорд, хорошо вооруженный 300-тонный корабль.

Немного позднее, когда Хорниголд, в надежде на объявленную амнистию, отошел от дел, Черная Борода возглавил примкнувших к нему пиратов, сделав Конкорд своим флагманом и переименовав его в Месть Королевы Анны . По свидетельствам очевидцев это был корабль, обладавший прекрасными мореходными качествами, имея изначально 26 орудий, он был довооружен Тичем и нес до 40 пушек и 150 человек экипажа.

Кстати, при экспроприации Конкорда французы понесли только "финансовые и моральные потери" - их вместе с рабами высадили на ближайший берег и, более того, - один из пиратских шлюпов им был выделен в качестве компенсации.

Реставрированная пушка. Экспонат Морского Музея Северной Каролины

1717 и почти весь 1718 год был для Черной Бороды очень удачным - его флотилия выросла до 4 кораблей (еще один известный корабль Эдварда Тича - "Приключение" - "Adventure") команда насчитывала более 300 пиратов. Ими было ограблено свыше 40 судов, предпринимались береговые вылазки и морские блокады (известная блокада Чарльзтауна в Южной Королине). Однако к этому времени губернаторы Богамских островов и особенно Виргинии предпринимают ряд мер по борьбе с прибрежным пиратством.

В июне 1718 года Месть Королевы Анны сел на мель и затем затонул в бухте Топсель - район нынешнего залива Бьюфорт (Beaufort Inlet). По одной версии Черная Борода старался укрыться от преследователей в укромных местечках Северной Каролины и не справился со сложной судоходной обстановкой в этой акватории. По другой - Тич намеренно посадил корабль на мель, т.к. после этого происшествия, бросив команду, с небольшой группой пиратов и всей награбленной добычей он скрылся на небольшом шлюпе. Да и сама Queen Anne"s Revenge ему была уже не нужна, так как была слишком заметна и слишком известна в этих водах.

Летом и осенью 1718 года Черная Борода предпринимает еще ряд пиратских вылазок, однако 22 ноября, нанятый губернатором Виргинии Спотсвудом английский лейтенант Роберт Мэйнард (Robert Maynard) настиг корабль Тича. В рукопашном бою предводитель пиратов был убит.

Ровно через 278 лет, 22 ноября 1996 г. в районе Бьюфорта под водой был обнаружен проржавевший якорь, а затем и останки старинного судна. Проведенные в последствии подводные работы и лабораторные исследования поднятых со дна артефактов позволяют все с большей уверенностью утверждать, что найденный корабль именно Queen Anne"s Revenge - Месть Королевы Анны (хотя огромное количество кораблей и судов - несколько сот! - различное время потерпело крушение в этих водах)

Работы над этой находкой продолжаются по сей день. Подводные изыскания, лабораторные исследования, работа в архивах... И как обычно бывает в таких случаях, - новое открытие порождает новые вопросы...

Как выглядел La Concorde - Queen Anne"s Revenge ?
Ответ на этот вопрос пока не найден. Однако, вряд ли его облик соответствовал киношному. Такие исследователи, как Давид Мур (David Moore) - сотрудник Морского музея Северной Каролины, отдают предпочтение образу более соответствующему тому, что представлен в монографии Ж. Будрио (J.Boudriot Monographie LE MERCURE - Navire marchand 1730)

Если Вы хотите быть в курсе последних событий, связанных с исследованием Мести Королевы Анны рекомендуем посетить сайт


Top