Буква ь задания для детей. «Занимательная азбука»

Выпуск 26

Очередной видеоурок по русскому языку начался шумно: на доске была написана буква «Ь». Ученики решили, что это кто-то неискусно написал букву «эр» и думали, что неумёхой мог оказаться Коксик или Шуня. Подозреваемые отнекивались и дружное веселье готово было омрачиться обидой, как пришла Василиса и сказала, что именно она нарисовала эту букву.

От неожиданности зверята присмирели и заинтересовались - неужели их учительница не умеет рисовать букву «Р»? Оказалось, что это новая буква, которую еще предстояло изучить ученикам Шишкиной школы. На доске была нарисована «Ь» — мягкий знак. Зубок задумался: «Вот странно, все буквы называются коротко — «а», «бэ», «цэ». А название новой буквы даже из двух слов состоит…» И Шуне было непонятно: «Какой звук живёт в этой букве. Да и вообще, что же в нём мягкого в этом знаке?»

Василиса объяснила, что в букве «Ь» нет никакого звука. Это просто знак. А нужен он для того, чтобы смягчать твёрдые звуки там, где это невозможно при помощи других букв. Например, в слове СОЛЬ последнюю букву «Л» некому смягчить, кроме мягкого знака.

Чтобы получше изучить новую букву «Ь» ведущая предложила поиграть в игру «исправь ошибку». Ученикам нужно было догадаться - где именно в предложенных словах пропущен мягкий знак: ШМЕЛ, ОЛЕН, МЕДВЕД. Ученики быстро справились с заданием, и выяснилось, что после исправления ошибок появились слова: ШМЕЛЬ, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ.

При помощи мягкого знака можно играть в фокусы. Например, слово ШЕСТ превращается… в цифру ШЕСТЬ. В заключение урока осталось только собрать вновь изученную букву «Ь».

Если буквы вдруг поссорятся,
Если всё не так…
К ним всегда спешит на выручку
Мягкий знак.
Нету голоса у него,
Но добрее нет никого!

«Ь» Буква Р перевернулась –Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак, мягкий знак –

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы , продолжаем знакомиться с буквами, и это даже не буквы, а знаки «Ь» и «Ъ» (мягкий знак и твердый знак). И знаки эти можно встретить в середине и в конце слов, но слов начинающихся на эти знаки вы не встретите. Рассмотрите с ребенком буквы, подумайте, на что они похожи, найдите отличие в них. Подберите слова с мягким знаком и с твердым произнесите их вместе с ребенком, пусть оп почувствует разницу в произношении.

Я думаю, вам поможет практический материал , подобранный мною: художественное слово , дети любят веселые стишки и быстро их запоминают, игры – это любимое занятие малышей, ну, конечно же отгадывание кроссвордов , детям то же нравится.

Знаки «Ь» и «Ъ»

Веселые стихи

«Ь» Белка хвостик изогнула,У пенечка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на мягкий знак!

Е. Тарлапан

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Все короче наша тень,

Это значит – скоро день.

Тень растет, уходит прочь,

Это значит – скоро ночь.

Вьюга хлещет так и сяк,

Бьет в лицо крупой сыпучей,

Очень жесткой и колючей,

Несмотря на мягкий знак.

«Ъ» Подъехал к стройке кран подъемный.Подъемный кран – силач огромный.

Волк ужасно разъярен –

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

Обойди хоть всю планету,

С твердым знаком зверя нету.

Может, где-то на Венере

С твердым знаком рыщут звери?

Знак твердый разделительный,

Он – строгий, рассудительный,

А ходит в черном фраке

И кепке набекрень,

Противник всякой драки,

Молчит и ночь, и день.

Какой-то странный

Твердый знак…

Его я не пойму никак.

«Ь» Мягкий знак живет беспечно,Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит – только так.

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Это буква – мягкий знак.

Эту букву каждый знает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

«Ъ» Зачерпнем воды ковшом,Суп съедим, чайку попьем.

Г. Виеру

Всем известно без подсказки:

Твердый знак как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

В. Степанов

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост:

– Ш-ш-ш-ш…

Я вам не угрожаю, –

Твердый знак изображаю.

Е. Тарлапан

– Как мы пишем твердый знак?

– Твердый знак мы пишем так:

Колесо и спичка, позади косичка.

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите – не хотите,

Стоит он в алфавите!

А. Потапова

Пословицы и поговорки

Хочется рыбку съесть,

Да не хочется в воду лезть.

Игры

И г ра «Кто внимательный?».

1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.

О т в е т: лось.

2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

Игра «Кто больше?».

1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)

Игра «Лесенка».

1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

– – – ь – ъ – – –

– – – – ь – – ъ – – –

– – – – – ь – – – ъ – – –

Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:

лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим моделям:

1. – – – ь (Конь, лось, мель.)

2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)

3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)

4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)

Игра «Слово рассыпалось».

Соберите рассыпавшиеся слова:

1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).

2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).

Игра «Закончи слово».

1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев…
(-раль ), мед… (-ведь ),

2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд,
-ем
), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).

Игра «Превращение слов».

1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )

2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол превратился в уголь ?
(Мягкий знак.)

3. Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором ,

Колья Колей никогда.

Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).

4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )

5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось слово съем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)

Игра «Доскажи словечко».

В яме спит зимою длинной,Но чуть солнце станет греть,В путь за медом и малиной

Отправляется… (медведь).

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша… (львица).

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные… (коньки).

Огромная кошка мелькнет за

стволами,

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри берегись,

Идет на охоту коварная… (рысь).

Красный кот дерево грызет,

Дерево грызет, весело живет.

А воды попьет, зашипит, умрет.

Ты его рукой не тронь –

Этот красный кот… (огонь).

Игра «Грамматическая арифметика».

1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )

2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)

3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)

Игра «Всегда маленькие».

Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении

О т в е т: «Ы», «Ь», «Ъ».

кроссворды

1. Одинаковые слоги в словах с «Ъ» и «Ь».

О т в е т: слог -езд ; слоги -ёт или -ют .

2. Слова с «Ь».

1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.

3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.

5. Доля, участь, случай.

О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба

3. Допишите буквы.

О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .

4. Слова с «Ь» и «Ъ».

1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.

3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.

5. Человекообразное животное. 6. Собрание.

О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.

Загадки

Ковш, половник и черпак.

Тема урока : Буква ь

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

    актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;

    содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;

    развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход урока

    Орг. Момент

    Артикуляционная гимнастика: «заборчик», «блинчик», «качелька»

    Включение в учебную деятельность

Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.

Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)

Какие буквы могут обозначать два звука?

Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)

Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)

А как вы думаете, есть ли в РЯ буквы, которые не обозначают ни одного звука? (?)

На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока (на доске карточка с?)

IV . Актуализация знаний

Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, я, е. Правило)

V . Постановка целей и определение темы урока

Ребята, посмотрите на доску. Учитель попросил мальчика из 1-го класса написать слово КОНЬ, правильно ли ученик справился с заданием? (нет, он написал «кон» - написано на доске)

Верно, а нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? (НЬ)

Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? (кони)

Подходит? (нет)

Может букву е? (нет)

Может букву Я? (нет)

Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука!

А я вам открою секрет – это буква называется Мягкий знак (вставить ь в слово КОНЬ на доске). Она никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она не встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.

Давайте в Азбуке найдём правило для чего же нужен мягкий знак с. 11. (Алёна, Алёша, повторяем хором)

Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.

Физминутка

VI . Работа по теме урока

Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)

Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй? (ггггг-уууу-сссь)

А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)

Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак. На что эта буква похожа?

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Найдите текст на странице 11. Алёна прочитай его. И запомните чем питается лось.

Чем питается лось?

Что насыпали мальчики для лося на пень?

Возьмите в руки простой карандаш. Каждый прочитайте текст про себя и подчеркните в нём ь.

VII . Работа над дикцией

Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной:

Ась-ась-ась – в речке плавает карась

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

Ель-ель-ель – мы купили карамель

Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.

VIII . Закрепление изученного

Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:

пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь

Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?

IX . Подведение итогов:

Ребята, давайте ответим на вопрос, который у нас возник вначале урока: есть ли буква в РЯ, которая не обозначает никакого звука? (Ь перевернуть карточку на доске )

Что ещё вы можете сказать об этой букве? Для чего нужен Ь?

А на следующем уроке, на уроке письма, мы научимся писать эту букву письменно.

Рефлексия

Кому было всё понятно на уроке поднимите жёлтый смайлик,

Кому было что-то не понятно – поднимите красный смайлик.

Письмо:

Приложение, прописи с. 30-31. Пальчиковая гимнастика.

Кто из вас научился писать букву ь? Погладьте себя по головке.

Здравствуйте, Друзья!

При подготовке к школе , чтобы выучить буквы с ребенком применяйте кубики с изображением букв, карточки, лото, магнитную азбуку , её удобно использовать на холодильнике.

Не забудьте, чтобы быстро выучить буквы, нужно одновременно учить ребенка писать буквы , которые вы учите.

В русском алфавите 33 буквы. Названия букв и звуков не совпадают. Чтобы научиться читать мы учим звуки. А звуки договорились записывать значками-буквами. 31 буква означают звуки, две буквы Ъ и Ь звуков не означают. Только при чтении мы слышим как изменяется звучание слова.

Объясните своему ребенку, что если в слове есть Ь , то буква после которой он стоит звучит мягко. Предложите послушать слова и пусть он скажет в каких словах есть мягкий знак.

УГОЛ — УГОЛЬ

БАНКА — БАНЬКА

ЕЛ — ЕЛЬ

ПОЛКА — ПОЛЬКА

Объясните, что Ъ — твердый знак очень любит играть в прятки.

СЪЕЛ ПОДЪЁМ ПОДЪЕЗД СЪЁМКА

Но в тоже время, если мы не напишем его в слове, то слово приобретает совершенно другой смысл.

СЪЕЛ — СЕЛ

СЪЁМКА — СЁМКА

С этими буквами алфавита я тебя уже познакомила – А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Следующие две буквы Ъ и Ь.

Учим буквы Ъ, Ь

Раскрась оба знака жёлтым цветом. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась буквы Ь и Ъ.

Буквы Ъ и Ь обозначают не звуки, а их твёрдость или мягкость. Ъ называется твердый знак, Ь — мягкий знак.

Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ь с правой стороны рисунка.

Сложи фигуру из семи палочек. Убери две из них так, чтобы получился Ь . Обведи в кружок все буквы Ъ справа.

Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются два квадрата справа?

Допиши. Зачеркни отличающиеся от остальных буквы в обоих рядах с правой стороны рисунка.

Напиши по образцу.

Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:

Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.

Расскажите своим друзьям, у которых детки готовятся к школе .

С уважением — Лидия Витальевна.

Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область

Буква Ь

ь

    Фонетическая зарядка

Какую нужно добавить букву, чтобы угол превратился в уголь?

(Мягкий знак – ь)

    На что похожа буква Ь ? Прочитайте стихи, раскрасьте рисунки

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

Мягкий знак живёт беспечно.

Он без кепки ходит вечно.

Белка хвостик изогнула,

У пенёчка отдохнула.

Распустила хвост, да так –

Стал похож

на мягкий Знак!

    Найдите букву Ь и обведите в кружок

    Т Ь Б Ю О М Ь А Ч Ж Ь Р Ш Ь Ж Х Ъ Т Ь

    Ь Ю Ж Ь А Н Г Р Ы Ь О Л Д Я Ч Ь Й У Э Ь

    А Ь О Л А Ь Ъ Ю Ч Т Ъ В Ь Ы Ь Ц Ш Р Ь Ч

    Напечатайте букву Ь

ь ь

ь ь

Ь Ь

    Зачеркните «четвертый лишний»

    7 Ь 2

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

    Нарисуйте по образцу Ь

м

о

л

о

д

е

ж

ь

р

а

д

о

с

.

.

в

ь

ю

.

.

м

ы

.

.

с

в

и

н

.

.

д

о

ж

.

.

    Угадайте, что здесь написано. Допишите буквы. Устно составьте предложения с этими словами

    Напечатайте и пропишите букву:

Ь

Список литературы

    Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. пособие / О.А.Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой; – М.: Планета, 2013. – 234 с. – (Воспитательная работа).

    Волина В.В., Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

    Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1988. – 32с.: ил.

    Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост.В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.

    Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1987

    Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки . Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. – (Сер.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

    Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.

    Маршак, С.Я. Веселая азбука. –– М., 1986

    Электронный носитель Viki . rdf . ru

Иллюстрации Абуткиной Н.Ю., Алёнкиной О.А., Алёнкиной О.М


Top