Академический и прикладной бакалавриат. Что представляет из себя программа прикладного бакалавриата и каковы особенности ее реализации? Полезное видео: стоит ли идти в магистратуру после бакалавриата

С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата, которая должна стать альтернативой среднему профессиональному образованию. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития этих программ

О путях этого развития - руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) .

Владимир Игоревич, когда прикладной бакалавриат только задумывался, речь шла о четырехлетних программах, как и для обычного бакалавриата. Теперь же, в рамках доработки Стратегии-2020, говорится о трехлетних программах. Сколько же все-таки лет нужно будет учиться на прикладного бакалавра: три или четыре?

Причина этого разночтения объясняется подвижностью педагогических концепций – тот самый случай, когда «хвост виляет собакой». Сначала появилось само понятие «прикладной бакалавриат», а потом оно стало наполняться разными смыслами. Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату. Первый - что это подготовка рабочих с высшим образованием, второй – что это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство. Мы придерживаемся второго подхода, разрабатываем соответствующую концепцию, а первый представляет собой в значительной степени слухи и домыслы.

- Чем привлекателен для студентов прикладной бакалавриат в вашей интерпретации?

Главное, чем можно их привлечь, - выгодное трудоустройство. Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.

Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом, нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.

И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.

- Но почему все-таки четыре года обучения? Общее образование вместе с прикладной квалификацией нельзя дать быстрее? - Мы считаем, что программа должна быть четырехлетней, чтобы не снижать общего академического уровня бакалавра.

А идея трехлетних программ связана всего лишь с тем, что предлагается назвать прикладным бакалавриатом программы, которые реализуют учреждения среднего профессионального образования (СПО) – колледжи, техникумы. Дескать, давайте переименуем программы колледжей – и туда с удовольствием пойдут люди. Получится практико-ориентированная подготовка без высшего образования, а называться будет тем же словом «бакалавриат», что и программы вузов. Меняем название, формально повышаем уровень образования – появляется привлекательность, а на самом деле ничего толком делать не надо. Возьмем лучшие колледжи, где срок обучения – 3-3,5 года, и на их примере это покажем. Эта идея оказалась не сильно состоятельной – так можно только путаницу создать в головах у людей.

У меня есть еще одна версия возникновения идеи трехлетних программ. Лет десять назад обсуждалась возможность перехода к трехступенчатой системе высшего образования. Мы говорили о том, что возможно введение первой степени – двухлетней, после которой следуют собственно бакалавриат и магистратура. И эта «вилка» в Болонском соглашении есть до сих пор. Может быть, три года «выплыли» оттуда – после прохождения первого общеобразовательного цикла высшего образования человек еще год учится в бакалавриате и получает такой полу-диплом, то, что раньше называлось «незаконченное высшее образование».

Но такой подход оказался невостребованным – все-таки имеет смысл давать полноценную бакалаврскую подготовку. Опять же путаница у людей возникнет. Сегодня мы даже не можем толком объяснить, кто такой бакалавр, вы спрашиваете, кто такой прикладной бакалавр, а если еще первую ступень ввести, совсем запутаемся. Не стоит сажать столько сосен, чтобы потом в них блуждать.

- В 2010 году начался эксперимент по прикладному бакалавриату. Каковы его промежуточные итоги и дальнейшие перспективы?

Эксперимент проходит в соответствии с постановлением правительства – отобраны 56 учебных заведений, вузы и

консорциумы, в которые входят вузы вместе с колледжами. Есть разные промежуточные результаты, в том числе оплошности. Например, поскольку программы экспериментальные, они не аккредитованы, и многих мальчиков призвали в армию на законном основании. Так что в ряде отраслей – например, в информационной – эксперимент сорвался, в группах были одни мальчики, и что с ними делать по возвращении из армии, неясно.

Национальный фонд подготовки кадров сейчас ведет мониторинг эксперимента. Мы, со своей стороны, отслеживаем содержательную часть – смотрим, как обычная часть программы сочетается с прикладной, можно ли все это реализовать не на базе вуза, а на базе учреждения СПО. Вузы ведь должны не снижать теоретическую планку, а в колледжи можно отдать практико-ориентированную часть. И, надо сказать, наиболее устойчивой оказывается та система, где вуз реализует программу прикладного бакалавриата без помощи колледжа. Например, на факультете одна группа – обычные, академические бакалавры, другая – прикладные, то есть в вариативной части стандарта она ориентирована на прикладное обучение. Но и здесь есть опасность – что прикладную составляющую вузы сведут на нет, ограничатся обычным бакалавриатом.

С моей точки зрения, очень неустойчиво, плохо организовано сетевое сотрудничество вузов и учреждений СПО. Связано это с финансовыми проблемами – есть сложности во взаиморасчетах. Мы надеемся на новый закон «Об образовании» - ту статью, где описываются возможности сетевого сотрудничества учебных заведений.

А почему вузы могут свести на нет прикладную часть? Ведь это в их интересах – обеспечить больше возможностей студентам для трудоустройства.

Дело в том, что выпускники многих направлений, специальностей и так пользуются спросом на рынке труда. Сколько бы ни ругали экономистов, юристов, они, если верить статистике, на рынке труда наиболее успешны. Делать что-то отдельное, прикладное вузам смысла нет, поскольку отрасли поглощают выпускников и дальше воспитывают их определенным образом. Есть отрасли, где иного бакалавриата, кроме прикладного, не может быть по определению – например, педагогика. Школе не нужен педагог-исследователь, ей учитель нужен. К квалификации бакалавра педагогики мы и так всегда прикладываем более конкретную квалификацию – учителя физики, информатики и проч.

А есть отрасли, для которых нужно менять структуру подготовки – именно прикладные бакалавры там будут востребованы. Мечта работодателя – чтобы его техник с СПО имел более высокий уровень теоретической подготовки. Здесь мы видим удачные примеры у металлургов, еще в ряде технических сфер, на программы обычного бакалавриата накладываются конкретные профессиональные модули – подготовка по востребованным технологиям, с определенным местом трудоустройства в дальнейшем. Появляются признаки узкой квалификации на базе широкого бакалаврского образования.

- Такая форма предполагает достаточно широкое сотрудничество с производственными предприятиями?

Конечно, прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на конкретном оборудовании, будут очень востребованы. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве. К сожалению, пока эта идея реализуется не так успешно, как хотелось бы.

Высшей школе вообще сложно организовать такую практическую подготовку, поскольку там есть системная проблема - склонность к теоретизированию. Всю практическую конкретику студенты должны постигать самостоятельно. Учреждения СПО, напротив, не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них нет профессорско-преподавательского состава, а для того, чтобы нормально обучить студентов практически вещам, нужно опять-таки сотрудничество с работодателем.

Таким образом, прикладной бакалавриат, будучи массовой формой образования, может «работать» только при определенных условиях: когда есть конкретный работодатель, готовый участвовать в подготовке специалистов. Лучше всего, когда преподаватели техникума или колледжа работают на этом предприятии или хотя бы с ним сотрудничают. И тогда вузам выгодно сотрудничать с системой СПО: на себя взять теоретическую подготовку, а организацию производственной практики и все прикладные модули оставить техникуму.

В рамках обсуждения Стратегии-2020 говорилось, что в дальнейшем студенты будут иметь возможность выбрать академический или прикладной бакалавриат не только при поступлении, но и на втором или третьем курсе.

На мой взгляд, так и должно быть. При поступлении на первый курс ведь не все понимают, к чему они на самом деле стремятся: делать академическую карьеру или поскорее выходить на рынок труда. Если человек уверен в себе как в теоретике, ему, конечно, лучше поступать в магистратуру, а потом в аспирантуру. А если нет, то лучше выбрать более прикладную подготовку.

Стандарты высшего образования третьего поколения позволяют человеку самостоятельно сделать свою программу более прикладной или более теоретической. Например, в рамках направления «Экономика» существует 33 профиля - от международных экономических отношений до бухгалтерского учета. В рамках ряда профилей могут существовать прикладные программы - к примеру, подготовка специалистов по налогообложению. Выпускник может стать не просто бакалавром экономики, но и готовым чиновником соответствующей службы.

Какие организационные и правовые меры нужно предпринять, чтобы все это можно было реализовать? Сейчас студенту 2-3 курса перейти с одной программы на другую довольно проблематично.

Да, и это связано с тем, что современный вуз, к сожалению, преследует свои интересы, а интересы студентов - для него дело второстепенное: как правило, для администрации обеспечение преподавателей часами важнее, чем качество обучения. С этим связаны такие устаревшие вещи в нашем высшем образовании, как деление на группы. Это ведь просто попытка «привязать» студента к расписанию, лишить его выбора, подменить выбор набором спецкурсов. А должно быть по-другому: базовые обязательные курсы, которые читаются потоку, и курсы по выбору, которые студент выбирает сам, а группы формируются уже в зависимости от того, кто что выбрал. Чтобы это осуществить, нужен полноценный переход на кредитно-модульную систему, а не просто расчет нагрузки преподавателей.

Кроме того, нужен институт тьюторов – тех, кто помог бы студенту сориентироваться в программе, объяснил, какая последовательность курсов - образовательная траектория - куда его приведет.

Естественно, нам нужен и другой институт оценивания квалификации выпускников. Существующие сегодня формы типа государственных экзаменов, дипломной работы опять же имеют смысл только для теоретиков.

- При обсуждении Стратегии-2020 высказывалось мнение о том, что работодатели должны участвовать в итоговой аттестации студентов. Как вы считаете, реально ли это де-факто, а не де-юре?

Я считаю, что да, реально, а в ряде случаев - необходимо. Там, где речь идет, например, об обеспечении города учителями или завода инженерами, работодатель и его мнение должны быть на первом месте. Но есть свободные творческие профессии, где подготовка специалистов с учетом работодателей - необязательное условие. Например, трудно сказать, кто является работодателем будущего писателя.

Проблема в том, что сейчас процесс итоговой аттестации выпускников бюрократизирован, существует огромное количество процедур. Например, аттестация учителей - сама по себе, аттестация выпускников педагогических университетов – сама по себе. И в чем здесь смысл? Поэтому, на мой взгляд, первое, что необходимо, – унификация этих процедур. Я думаю, следует выделить ряд прикладных отраслей, где работодатели могут и готовы участвовать в оценке квалификации. Там должно произойти делегирование полномочий по оценке квалификации выпускника от вуза к работодателю.

А сейчас вуз сам учит, сам оценивает, сам присваивает квалификацию и выпускает на рынок труда. Если дипломы ряда престижных вузов еще пользуются доверием, то обо всех остальных такого не скажешь. И это лишний раз доказывает необходимость контактов с работодателем, его участия в оценке квалификации выпускников.

- Когда речь шла о разработке стандартов третьего поколения, работодатели были не очень активны...

В среднем - да, не очень активны. Но есть, например, такие компании, как Объединенная авиастроительная корпорация, где стандарты читали внимательно и принимали участие в их обсуждении. Чтобы принять человека на работу, в этой компании есть свои тестирования и оценки квалификаций. Всем было бы проще, если бы эти тестирования можно было объединить с вузовскими процедурами. Есть и примеры, когда работодатели охотно сотрудничают с отдельными вузами – например, металлурги с Национальным исследовательским технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов». Продвинутые работодатели уже не хотят брать на работу «кота в мешке» и пытаются влиять на подготовку кадров, в том числе, через стандарты.

Беседовала Екатерина Рылько

Совсем недавно российская система высшего образования освоила новые программы подготовки — бакалавров и магистров. И вот теперь студентам и абитуриентам предстоит разобраться в новых терминах: академический и прикладной бакалавриат. Думаем, что этот материал сможет прояснить этот момент, а так же ответить на некоторые вопросы, связанные с недавними изменениями в образовательной системе.

Уровни высшего образования
Сейчас в большинстве вузов страны принята так называемая болонская система — высшее образование в нашей стране двухуровневое. Студент, отучившийся 4 года, получает степень бакалавра, после чего со своим дипломом может пойти работать, а может продолжить образование в своем или любом другом вузе. Следующая, двухгодичная, ступень дает степень и диплом магистра. Предполагается, что будущий магистр во время обучения углубляет и расширяет знания по своей профессии, чтобы потом, при желании, заняться научной деятельностью в аспирантуре.

Является ли бакалавриат высшим образованием?
Обучение на бакалавриате длится 4 года на базе среднего полного образования, то есть, после окончания школы. В некоторых случаях на базе среднего профессионального образования срок обучения бакалавра сокращается до 3 лет. После этого выпускник получает степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании. С этим дипломом он вправе претендовать на должности, где требуется высшее образование.

Что такое академический и прикладной бакалавриат?
В соответствии со стандартами, вступившими в силу в 2014 году, студент теперь может получить квалификацию академического или прикладного бакалавра по своей специальности. Академических бакалавров ориентируют в основном на теоретические знания в своей области, готовят к научно-исследовательской работе. Предполагается, что студент будет продолжать обучения по своей специальности и пойдет на степень магистра. Можно сказать, что академический бакалавриат — это классическая форма получения высшего образования.
Прикладной бакалавриат — это образовательная программа, ориентированная на практическую профессиональную подготовку. Она готовит рабочих и специалистов на высоком уровне для работы со сложными машинами, устройствами, программными комплексами. Основная цель это образовательной программы — получение выпускником полный набор знаний и навыков, который позволит приступить к работе без дополнительного обучения на производстве. Предполагается, что заинтересованные работодатели, которым нужны специалисты, будут разрабатывать программы обучения вместе с вузами.
Обе образовательные программы длятся 4 года. По окончании «прикладник» получает диплом о высшем образовании и диплом о среднем профессиональном образовании. Если «академист» решает продолжить обучение в магистратуре, он проходит конкурсный отбор, выпускник же прикладного бакалавриата сначала должен будет отработать определенный стаж по специальности.

Несколько лет назад произошел переход российского высшего образования на двухступенчатую систему. Суть её в том, что вначале студент получает степень бакалавра, а затем может поступить в магистратуру. На многочисленные вопросы, связанные с новой формой образования, мы попросили ответить начальника управления магистратурой БГТУ им. В.Г. Шухова И. В. Ярмоленко.

- Ирина Владимировна, расскажите для начала, что такое магистратура?

Согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования), магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования. Всего их, в соответствии с программой реформирования Высшей школы России – два. Первый – бакалавриат. А в магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.
Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

- Если бакалавриат окончен по одному профилю (или направлению), а затем выпускник решил переквалифицироваться. Это возможно?

Да, могут поступать не только по профилю предыдущего образования, и даже из других вузов. Кстати, можно стать магистрантом и после прикладного бакалавриата.

- Что такое «прикладная магистратура»?

Прикладная магистратура - подготовка магистров для работы на производстве, как говорит наш проректор по учебной работе В.М. Поляков "улучшенный инженер".

- Может ли выпускник специалитета обучаться в магистратуре и на каких условиях?
- Да, выпускники специалитета имеют право поступать в магистратуру, в т.ч. и на бюджетные места.

- Как проводится обучение?

Классическая форма обучения: лекции, практические, лабораторные занятия, проведение научных исследований.

- Сколько лет нужно учиться в магистратуре?

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 2 года, по заочной форме - 2,5 года, по заочной форме с применением дистанционных технологий – 2,5 года

- Нужно ли сдавать какие-лидо экзамены?

При поступлении в магистратуру сдается один вступительный экзамен по программе магистерской подготовки. При прохождении вступительного испытания учитываются предыдущие заслуги: средний бал диплома предыдущего образования; оценка по защите выпускной квалификационной работы; портфолио научных достижений.

- Когда начинается прием документов?

В этом году прием документов и заявлений проводится с 22 июня по 31 июля - на очную форму за счет средств федерального бюджета. С 22 июня по 15 августа - на очную форму с оплатой стоимости обучения, а также на заочную форму за счет средств федерального бюджета и на заочную форму с оплатой стоимости обучения. С 22 июня по 19 декабря - на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий.

- Что нужно для того, чтобы учиться в магистратуре? Какие документы подаются?

Прием документов в магистратуру БГТУ им. В.Г. Шухова производится по личному заявлению граждан. К нему прилагаются оригинал документа государственного образца о высшем образовании; ксерокопия документа, удостоверяющего личность (копии стр. 2, 3 и 5 паспорта для исключения ошибок при оформлении личного дела); фотография размером 3×4 (в цвете) - 3 шт. А также документы, дающие право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации или их нотариально заверенные копии. Для поступления на ряд направлений требуется медицинская справка.

Подготовила интервью Виктория Горяйнова

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата


План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная. Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная.
  2. Академическая. Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учится можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России


В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. В ходе обучения студент получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру


Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. Чем отличается бакалавриат от магистратуры? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учиться лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

Диплом магистра

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата

Многие современные выпускники вузов задумываются над вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата? Действительно, это вопрос серьезный, ведь перед молодым человеком стоит выбор: продолжать ему свое обучение уже на другой ступени высшего образования или искать работу.

Постараемся ответить на этот вопрос.

Что такое магистратура?


Прежде чем решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, нужно разобраться, что она собой представляет.

Данный вид обучения возник в нашей стране относительно недавно. Он появился после того, как Россия приняла на вооружение двухступенчатую систему высшего образования, давно уже существующую в западном мире. В данной системе высшее образование разделяется как бы на два звена: бакалавриат, предполагающий практическое обучение профессиональным умениям и навыкам, и магистратура, которая является более высокой ступенью освоения профессионального мастерства.

Завершается обучение в магистратуре защитой магистерской диссертации и получением первой ученой степени.

Вторая ступень высшего образования


Казалось бы, при таком подходе решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, очень просто. «Конечно, она нужна», - подумает любой выпускник школы или его родитель.

Однако в этом нововведении очень много подводных камней, которые мы рассмотрим чуть ниже.

Магистратура как нововведение последних лет


Так уж сложилось, что значение магистратуры для западной системы высшего образования гораздо значительнее, чем для нашей.

Произошло это потому, что в России всегда существовала иная система высшего образования, которая предполагала следующие его ступени: начальное, среднее, среднее профессиональное и высшее. Также существовала возможность получения ученых степеней: кандидата и доктора наук.

На современном этапе в Российской Федерации сохранились две эти системы, из-за этого высшее образование как бы разделилось на две половинки: бакалавриат и магистратура. При этом получается, что обычный специалист, который провел в стенах вуза ровно 5 лет, равен магистру, который написал целую диссертацию.

Поэтому до сих пор специалисты не могут однозначно дать ответ на вопрос о том, нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Она и нужна, ведь выпускник вуза имеет уже не один, а два диплома о высшем образовании, однако работодатели особо не обращают свое внимание на то, какое высшее образование есть у их работника: бакалавриат или магистратура.

Какие перспективы открыты выпускнику?

В первую очередь, выпускники школы задаются вопросом о том, что принесет им такое двухступенчатое обучение в вузе.

Поэтому они уже стразу решают для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, или нет.

Рассмотрим эти перспективы более подробно.

Теоретически магистратура дает возможность претендовать на более высокий образовательный статус. Поэтому человек, имеющий диплом магистра, может искать себе более престижную работу.

Однако, как показывает практика, работодателей часто интересует просто высшее образование и специальность, указанная в дипломе. Ему в целом неважно, кто придет к нему: специалист, бакалавр или магистр.

При этом магистратура дает возможность видоизменить свой профессиональный путь. Допустим, молодой человек закончил бакалавриат по специальности «менеджмент». Но в магистратуру он поступает по специальности «журналистика». Сдав дополнительный экзамен, он может за 2 года как бы получить второе высшее образование и работать потом по той специальности, которую выберет сам.

Еще одна перспектива, которая привлекает молодых людей, которые задумываются над тем, нужна ли магистратура после бакалавриата, заключается в возможности заниматься преподавательской деятельностью. Но об этом чуть подробнее в следующем параграфе.

Магистратура ради преподавания


На Западе данная ступень высшего образования является гарантией того, что выпускник станет работать в учреждении образования: колледже или вузе. Он также может занять должность младшего научного сотрудника.

У нас же такая перспектива существует, скорее, теоретически, чем практически.

Это связано с тем, что в России сейчас можно получить три ученых степени: магистра, кандидата наук и доктора наук.

В вузах работают в основном кандидаты и доктора наук, доктора ценятся больше, но их по количеству меньше. Есть небольшой процент преподавателей, которые имеют либо полное высшее образование по принципу специалитета, либо диплом магистратуры.

Однако таких преподавателей очень мало (около 8 % от общего числа педагогического состава) и положение их в вузах самое незавидное: у них больше всего нагрузки и самая маленькая зарплата.

Поэтому в нашей стране, чтобы преподавать в вузе и не бояться возможного сокращения, нужно иметь ученую степень не магистра, а кандидата наук.

А для этого нужно поступить в аспирантуру и пройти трудную процедуру защиты кандидатской диссертации. Требования к ней более жесткие, чем к магистерской работе.

Особенности современной магистратуры


Сразу отметим, что учиться - это всегда полезное дело, но обучение должно идти на пользу человеку, а не во вред его здоровью или материальному положению.

Поэтому, прежде чем решить для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, молодой человек должен соотнести свои желания со своими возможностями.

Если он любит учиться, занимается в вузе с удовольствием и готов потратить еще два года своей жизни, чтобы получить новые знания, освоить новые навыки, то его выбор - это магистратура.

Если он еле-еле дотянул 4 года обучения в бакалавриате, на занятия ходил через раз и мечтал не о знаниях, а о дипломе как о документе об образовании, то ему, безусловно, не стоит оставаться в вузе еще на 2 года с туманными перспективами для своей будущей профессиональной деятельности.

Как мы уже отмечали выше, магистратура в современных условиях - это нечто вроде маленького плюсика в биографии. А если точнее - это свидетельство того, что человек старательно «грыз гранит науки» ради своего будущего успеха. Он рационально выбрал для себя еще одно профессиональное попроще или усовершенствовал свои знания на старом поприще, он трудился денно и нощно. Однако магистратура не дает никаких гарантий будущего престижного трудоустройства.

Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата экономисту

Возможно, еще один диплом о высшем образовании ему пригодится. Однако очевидно, что молодой человек, который закончил бакалавриат и поступил на конкретную должность экономиста на небольшом предприятии по прошествии двух лет приобретет больший теоретический и практический опыт, чем тот, кто поступил в очную магистратуру и еще 2 года провел в стенах вуза.

Формы обучения

Отметим тот факт, что формы обучения в магистратуре такие же, как и на бакалавриате.

Есть возможность очного, заочного обучения. Заочное обучение длится два с половиной года, очное - два года. В дипломе об образовании форма обучения пока не указывается, хотя в скором времени Министерство образования предполагает указывать такую форму.

Всем, кто решает, нужно ли заканчивать магистратуру после бакалавриата, и при этом планирует работать и учиться, следует знать, что количество аудиторных занятий в магистратуре велико. Часто вузы из-за нехватки аудиторий переносят занятия магистрантов аж на 3-ю смену, которая начинается около 5 часов вечера и заканчивается поздним вечером.

Формы контроля такие же, как и на бакалавриате: учет текущей успеваемости, зачеты, экзамены, для студентов заочного обучения - контрольные работы и т. д.

Количество бюджетных мест для магистрантов


Также молодым людям, мечтающим о продолжении своего образования, следует знать о такой тенденции последний лет, как сокращение числа бюджетных мест в вузах для магистрантов. Обычно число таких мест равно четверти от выпускающихся бакалавров.

Если же абитуриент не поступает на бюджетное место, то ему или его родителям придется оплачивать обучение из собственного кармана. При этом цены на обучение в магистратуре гораздо выше, чем на бакалавриате.

Отчасти из-за этого поток желающих обучаться не так уж велик. Получается, что многие молодые люди на вопрос, нужно ли поступать в магистратуру после бакалавриата, отвечают для себя отрицательно.

Это, конечно, не говорит о том, что от обучения на этой ступени высшего образования следует вообще отказаться. Однако необходимо очень внимательно оценить и свои силы, и свои возможности.

Как же поступить?

В целом любому молодому человеку, который пытается решить для себя такой серьезный вопрос, как "Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата?", можно посоветовать следующее.

Во-первых, взвесить все плюсы и минусы своего возможного обучения. Подумать о том, есть ли у его семьи или него самого материальная возможность получить такое образование. Ведь, по сути дела, работать в течение этих 2 лет будет очень сложно. Сможет ли такой студент обеспечить себя материально? Сможет ли он найти средства для своего содержания?

Во-вторых, подумать о том, есть ли бюджетные места на такую ступень обучения или придется разыскивать собственные денежные ресурсы?

В-третьих, есть ли возможность поступить в магистратуру по новой специальности? Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура юристу после бакалавриата? Возможно, нужна, если юрист поступает в магистратуру по новой специальности, осваивая специализацию криминалиста или политолога.

Можно ли бросить магистратуру?

Такой вопрос также очень часто задают. Действительно, число отчисленных по собственному желанию студентов из магистратуры в 2 раза больше, чем с программ бакалавриата.

Связано это с тем, что молодые люди, поняв, что, попав в магистратуру, они продолжают оставаться в статусе «студента», решают отказаться от надоевшей им роли и уйти в профессиональную деятельность. Благо диплом о высшем образовании на ступени бакалавриата у них уже есть.

Например, нужна ли магистратура после бакалавриата программисту, молодому человеку, который и так уже является востребованным специалистом на современном рынке труда? Нужно ли ему еще 2 года учиться, когда он может уже работать?

Безусловно, каждый молодой программист должен ответить на этот вопрос самостоятельно.

Есть ли альтернатива такому обучению?


Следует отметить, что альтернатива такому обучению на сегодняшний день существует. Это так называемая профессиональная переподготовка, позволяющая заниматься новым видом деятельности.

Суть такого обучения, представленного в программах большинства крупных и малых вузов нашей страны, сводится к тому, что человек, желающий получить право заниматься новым видом деятельности, поступает на такую программу и через некоторое время получает диплом.

Обучение носит индивидуальный и групповой характер, однако учебных часов здесь меньше, поэтому и аудиторных занятий тоже мало.

И последний вопрос: нужна ли магистратура после бакалавриата бухгалтеру?

После всего сказанного нами выше найти ответ на этот вопрос несложно. Да, магистратура может пригодиться и бухгалтеру, однако ему нужно еще постараться найти такой вид обучения. В нашей стране бухгалтером сможет стать даже человек без высшего образования, просто закончивший бухгалтерские курсы. Есть бухгалтерское дело в рамках бакалавриата, а вот магистратуру с такой специализацией вообще очень сложно найти.

Так что не по всем специальностям в нашей стране есть данное направление высшего образования.

Таким образом, в этой небольшой статье мы рассмотрели вопрос о том, что такое современная магистратура в России. Безусловно, у этого направления образования есть определенные перспективы, однако пока еще данная система испытывает трудности, связанные с особенностями ее внедрения в образовательную практику нашего государства.

Является ли магистратура вторым высшим образованием?

Сейчас у окончивших учебу в вузе по какой-либо одной программе есть возможность поступления для дальнейшего обучения в магистратуру. Возникает вопрос, зачем это нужно и что будет в итоге получено? Попробуем разобраться, будет ли это просто ступенью к получению научной степени или магистратура – это второе высшее образование, которое сделает вас широкопрофильным специалистом за более короткое время, чем при учебе с начального уровня.

Для чего создана магистратура

Термины «магистр» и «магистратура» появились в Российском образовании совсем недавно, хотя были введены еще в 1803-м году как промежуточная стадия между присвоением степеней кандидата и доктора. При этом кандидатом считали каждого, кто закончил с отличием университет, а сдавшие магистерские экзамены (общая часть и диссертация) получали право на возведение в чин титулярного советника.

Необходимость возрождения статуса магистра возникла после присоединения системы образования России к так называемому «Болонскому процессу», взявшему начало в Европе с 1999 года. Соглашение в Болонье имело целью возможность создания беспрепятственного выбора места обучения и работы для студентов либо научных работников, а также легкого перехода из одного вуза в другой. Его составляющими стали:

  • Одинаковые уровни образования для высших учебных заведений разных стран,
  • Сопоставимость научных степеней, присуждаемых разными организациями,
  • Удобство перезачета дисциплин, ранее изученных в другом месте – городе либо стране,
  • Единая форма диплома и приложения к нему с аттестационными данными.

Получение высшего образования разделилось на ступени, второй из которых и стала магистратура. Постепенный переход к новой системе со временем должен полностью исключить специалитет. Тогда прохождение более высоких ступеней, таких как аспирантура и получение степеней кандидата и доктора наук, без степени магистра будет невозможно.

ВАЖНО! Обучение в рамках бакалавриата уже является высшим образованием и дает все его права, тогда как магистратура необходима для возможности ведения самостоятельной научной работы и преподавательской деятельности в вузе.

Второй диплом через магистрат


Законы

Законодательство Российской Федерации, склоняющееся к принципу непрерывности образования, разрешает поступать в магистратуру лицам, имеющим диплом высшего образца независимо от пройденного уровня обучения. В результате вы получите степень магистра по какой-либо узкой специальности, которая в зависимости от исходных условий может как являться вторым высшим образованием, так и нет:

  • Если вы имеете степень бакалавра, то обучение в магистратуре будет считаться продолжением обучения и повышением профессионального уровня, но никак не вторым высшим образованием (как старшие школьные классы после 9-тилетки или аспирантура после окончания университета),
  • Если ваш диплом - об окончании магистратуры, то магистрат по любой другой специальности автоматически становится вторым высшим,
  • Если же вы являетесь обладателем диплома «два в одном» - уходящего в прошлое специалитета, то поступая в магистратуру по смежным профессиям также можете получить еще одну специальность с вузовским дипломом.

ИНТЕРЕСНО! Во многих вузах страны специалисты пока что имеют счастливую возможность поступить в магистратуру бесплатно в рамках первого высшего образования, не только получая при этом новые знания и умения, но также становясь дважды дипломированными кадрами.

Особенности

Разумеется, поступать в магистратуру со степенью магистра либо специалиста в этом же направлении нет смысла, а со степенью бакалавра – разумно, но не всегда оправдано, ведь бакалавриат уже дает высшее образование, которого вполне достаточно для получения работы по специальности (если у вас нет цели заняться углубленно наукой либо преподаванием).

А вот для желающих сменить направление и получить еще одну профессию в магистратуре существует возможность сделать это после любого уровня обучения в вузе:

  1. После бакалавриата единственная возможность – поступление по тому же направлению, но с изучением другого профиля (производственный менеджмент – финансовый менеджмент и т.п.). Такая смена не запрещается законом об образовании, чем смело пользуются как вузы, так и студенты. При этом можно на одной базе получить две специализации, расширив свои возможности по окончании.
  2. Специалисты и магистры могут получить полноценное второе высшее образование, закончив магистратуру по другому направлению деятельности. Но даже здесь наиболее удачным будет выбор смежной специальности, так как в любом случае магистрат – это не обучение «с нуля», а повышение вашей квалификации.

Можно ли поступить в магистратуру на другую специальность

Вы можете воспользоваться своим аккаунтом в социальных сетях

Вы были автоматически перенаправлены на мобильную версию.

Магистратура по СОВЕРШЕННО другому направлению. Можно ли?

Заканчиваю зарубежную филологию, бакалавриат. А поступать в магистратуру хочу на биологию. Когда-то очень серьезно занималась ею, поступила и на филфак, и на биофак, выбрала зарубежку(вот нравятся мне низкооплачиваемые профессии, что поделаешь:). Программу вступительных испытаний смотрела, не пугает. А можно ли это с юридической точки зрения? Или снова бакалавриат, т. *****. второе высшее?

интересный у вас врпос. меня он тоже волнует. Я тоже будующий бакалавр филологического образования. И хотелось бы в магистратуру неа Ин Яз (при условии, что у меня среднее специальное - Ин Яз).

У нас один преподаватель окончил бакалавриат на ФФ, а магистратуру - на историческом. Сейчас в своем ВУЗе преподает историю. Так что, думаю, все возможно. нужно узнавать конкретно на месте.

ой, простите за опечатки. Я тороплюсь.)))))

нет. так быть не может.. изначальная специальность должна соответствовать магистратуре.. я в вузе работаю. знаю

ну или может родственная специальность, типа - математика - экономика и то скорее всего со сдачей академ разницы. а с филфака на биологию - нет.

может вы имеете в виду второе высшее?

Можно, но когда будете писать эссе почему хотите именно эту специальность, нужно будет обосновать.

Ну вот и пошла путаница: второе высшее - это мне безо всякой магистратуры снова на бакалавра учиться. А вот именно магистратура, но по биологии. Я вместе с выпускниками биофака сдаю вступительные, в этот момент ведь никто не смотрит какой у меня диплом. Или смотрит? На сайте ВУЗа так сказано: бакалавры, имеющие естественнонаучное образование, отвечают один вопрос, не имеющие - два(ну как-то так). Так значит, я могу быть английским филологом-биологом, но не имеющим два разных образования, а одно, которое состоит из двух ступений. Или не может так быть? И причем тут академ. разница? Я ведь не перевожусь никуда. Бакалавр и магистр - это два разных диплома.

Как здорово получается: везде прописано, что магистратура в том числе для этого и придумана, чтобы выучиться в разных направлениях, а девушка(посты 5 и 6), работающая в ВУЗе, говорит, что направления должны соответствовать.

Не слушайте вы тех, кто говорит, что в магистратуру берут только по направлению. конечно приемная комиссия большее предпочтение отдает тем, кто поступает по профилю. но очень многие в нашем ВВУЗе поступили и не по профильным специальностям (с философии, английской филологии поступили на экономику.). и я тоже сменила один факультет на другой (причем ВВУЗ государственный). так, что если есть огромное желание лучше хорошо готовьтесь к вступительным испытаниям.

Извините, не ВВУЗ, а ВУЗ((((

я думаю нет, с чисто логического сообразения, т. к.в магистратуре знания должны основываться на какой-то базе, связи мезду филологией и биологией нет никакой. -

Я тоже на этом форуме такой вопрос задавала, мне тогда ответили полный бред, короче, ничего не ответили. Я тоже думаю, что для обучения в магистратуре должны быть базовые знания, но для чего тогда на сайтах вузов публикуется примерная такая фраза: "вступительные испытания для поступающих в магистратуру с непрофильным в/о" . это вообще возможно, например, имея гуманитарный диплом специалиста, поступить в магистратуру на юр.фак. уголовное право? Первый диплом не имеет отношения к юриспруденции. И возьмут ли потом юрисконсультом в организацию после такого образования, притом, что специализация получается не гражданско-правовая, а уголовная.

Я спецял&ъ228;но посмотрела требования к поступаюшхим в магистратуры (правда в европейский университет) практички во все магистратуры требуется прфильное начальное образование (бакалаврят) , на экономического магистра вы без зачтенного экзамена бакалавра экономике не попадете. Лисч тол&ъ228;ко на некоторые спецяльности спецялизация бакалавра не имееет значения,

Можно, если у вас имеются уже определенные знания, достаточные для обучения в магистратуре этого направления. Проблема будет в том, а вдруг там программа уже рассчитана на те знания, которые были в прорамме бакалавриата? Уточните в приемной комиссии. Прямо возьмите и спросите.

Обучаться по другому направлению в магистратуре, безусловно, можно. взять даже питерский ИТМО, где на программу ╚Управление государственными информационными системами╩ берут как гуманитариев, так и технарей, нужно просто нормально подготовиться ко вступительным.

Да уж, это действительно разные науки! Здесь лучше сначала бакалавриат по биологии закончить.

Можно ли взять академ, если я учусь в магистратуре на втором курсе?

Можно ли работать в училище учителем иностранного языка, не заканчивая магистратуру(только бакалавриат)?

МОЖНО ПОСТУПИТЬ В МАГИСТРАТУРУ ДРУГОГО НАПРАВЛЕНИЯ, ЭТО И В ЗАКОНЕ ЕСТЬ, И ЧАСТО ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ КАК ДОСТОИНСТВО ЭТОЙ НОВОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ - БАКАЛАВРИАТ, МАГИСТРАТУРА. МОЖНО ТАКЖЕ ПОСЛЕ СПЕЦИАЛИТЕТА ПОСТУПИТЬ - ТУТ КАК РАЗ ИМЕЕТ СМЫСЛ НА ДРУГУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, МОЖНО, КОНЕЧНО, ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ. НО ЕСТЬ ШАНС СРАЗУ НА ПЯТЫЙ КУРС (ТО ЕСТЬ, В МАГИСТРАТУРУ), ТЕМ БОЛЕЕ, В МАГИСТРАТУРЕ ПОСЛЕ СПЕЦИАЛИТЕТА МОЖНО БЕСПЛАТНО УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ ПРОЙТИ НА БЮДЖЕТ

возможно ли закончить магистра юриспруденции с бакалавром филологии?!

Меня тоже интерисует этот вопрос. Имею диплом специалиста "Английская филология", а хочу поступить в юридическую магстратуру "Гражданское право" или "Теория государства и права".

Можно ли поступать в магистратуру на новое направление обучения, отличное от первоначального?

При поступлении в магистратуру вы имеете право выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первоначального образования. Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы ╚4+2╩ (бакалавриат + магистратура).

А если человек с бакалавриатом филологии пойдет в магистратуру по специальности "менеджмент", это будет нормально?

Это, вроде, не кардинально отличающиеся специальности.

я прошлым летом хотела поступать в рудн, мне в приемной комиссии сказали, что после бакалавриата(я поступала на экономику), можно выбирать магистратуру любого направления, хоть медицину. а недавно совсем знакомая сказала, что это не так, и сейчас уже этого не будет,мол, магитратура только в рамках базового направления. Так конечно по идее правильно, но всё-таки? неужели правда? кому верить?

Я например математик, после завершения бакалавра можно ли мне поступить на магистратуру по специальности философия

я учусь в творческом ВУЗе по специальности социально-культурных технологий, можно ли мне будет учиться на магистратуре журналистики или режиссуры кино? в принципе специальности родственные, но все-таки есть точные предположения у кого-нибудь?

Випускники бакалаврату та спеціалітету, ви маєте чудову можливість вступити та навчатись на магістратурі за напрямком «Консолідована інформація». Основними перевагами спеціальності є можливість вступу з будь-якого ВУЗу, отримання знань та навиків, необхідних для працевлаштування, та можливість навчання на безкоштовній основі!

Пошта: [email protected] , [email protected]

Глупостями не занимайтесь - читайте правила приема. И в шаражки типа той, где работает автор ответов 5 и 6 не обращайтесь. Я химик по первому образованию (специалитет) поступила на бюджет в магистратуру по экономике, а на втором курсе магистратуры - параллельно поступила уже платно в магистратуру на ин.яз. Все три ВУЗа достаточно крупные, престижные и государственные. Без профильного образования неохотно берут только в магистратуру по юриспруденции и на музыкальные направления, хотя и отказать в допуске к конкурсу не имеют права.

Доброго времени суток! Получила диплом специалиста три года назад, сейчас работаю в крупном государственном ВУЗе специалистом по учебно-методической работе, и в этом году поступила в магистратуру совершенно по другой специальности, ни как не связанной, с предыдущей. И это не считается вторым высшим образованием, и базовая подготовка у меня совершенно другая. Так как работаю в ВУЗе, и занимаюсь именно учебно-методической работой, то со 100% уверенностью могу оспорить предыдущий пост. Со всеми указами, законами и положениями в образовании сталкиваюсь каждый день.

Специалитет был гуманитарный, поступила в магистратуру на математический, главное хорошо подготовиться и сдать все экзамены.

Всем удачи, дерзайте.

Zdravstvuyte!Moy sin v etom qodu zakanchivaet bakalavriaturu fak.international business and menejment ,mojet li on postupit v maqistraturu na international law?spasibo!

Господи, отчего же товарищи-бакалавры и обучаемые в магистратуре с таким количеством ошибок писали, особенно филологи?

И у меня вопрос возник, кстати. Если специалитет - юриспруденция, могу ли поступить на платной основе в магистратуру или аспирантуру "журналистика"? Или всё, никак уже? :-)

Подскажите, правда ли что в поступить в магистратуру по профилю отличному от того, которого вы обучались на баклавариате, можно последний год, а далее только по своей специальности? Я учусь в техническом ВУЗе, но в дальнейшем хотел бы работать в полиции и соответственно иметь степень магистра в юридическом направлении.

Во-первых, после специалитета можно идти хоть куда, все это будет считаться уже вторым высшим. Так что автор предыдущего поста некорректно ответил на вопрос. Я сам работаю в ВУЗе и могу со 100% уверенностью сказать, что с этого года вводятся новые кодировки по направлениям, новый указ министра образования, в котором ЧЕТКО прописано, что поступать в магистратуру можно ТОЛЬКО тем, кто окончил бакалавриат из той же группы направлений. Все направления разбиты на некие группы (всего их порядка 40-50, точно не помню). Только в пределах одной группы можно продолжить обучение в магистратуре. В противном случае, нужно идти на бакалавра сначала.

мой супруг закончил в 2001 году экономический факультет регионального вуза. В этом поступил в магистратуру по специальности "Психология". дайте ссылку на "новый указ министра". А то людей в заблуждение вводить нехорошо:-)

Господи, отчего же товарищи-бакалавры и обучаемые в магистратуре с таким количеством ошибок писали, особенно филологи?И у меня вопрос возник, кстати. Если специалитет - юриспруденция, могу ли поступить на платной основе в магистратуру или аспирантуру "журналистика"? Или всё, никак уже? :-)

А разве есть УКАЗЫ министра образования?

окончила ВУЗ по специальности юрист, теперь поступила в магистратуру совершенно в другой вуз на специальность дошкольное образование - будет ли оплачиваться учебный отпуск, считается ли это вторым высшим образованием?

Магистратура не является вторым высшим образованием! Это вторая ступень высшего образования!

У нас в группе многие так учились, у меня, например, бакалавриат по математике, магистратура по экономике. Пара ребят была с филологического, кажется.

Можно спросить, как проходили вступительные испытания для того, чтобы попасть на магистратуру другого профиля обучения? И возможно ли бюджетно?

Подскажите, а можно ли окончить ещё одну магистратуру после магистратуры, то есть бакалавр+магистратура1+магистратура2 ?? или для того чтобы окончить магистратуру2 нужно окончить ещё 4 года бакалавра2. Таким образом, можно ли иметь в итоге один диплом бакалавра и два диплома магистра?Спасибо.

Окончил ВУЗ в 2009 году, теперь поступаю в магистратуру совсем другого профиля (юриспруденция), по окончании будет ли диплом считаться полноценным дипломом, могу ли я трудоустроиться в соотвествующие органы и будет ли считаться это вторым высшим образованием? Спасибо.

Или скажем я буду юридическим механиком 😆

48 тоже интересует этот вопрос

В России уже давно (и даже в Украине с 2015 года) ввели так называемое " перекрестное поступление " - это означает что имея бакалавра по одной специальности можно обучаться в магистратуре совершенно по другой специальности. В Украине правда есть исключение - на медицинские и юридические специальности "перекрестным поступлением " поступить нельзя. То есть если вы бакалавр по физике или технарь но хотите стать магистром биологии или экономист хочет стать магистром металлургии или строительства - пожалуйста, это разрешено. Если у вас есть хоть какой нибудь диплом бакалавра, то вы можете также получить хоть несколько степеней магистра и всё по разным специальностям. ЕДИНСТВЕННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ для поступления - это сдать вступительный экзамен в магистратуру по поступаемой специальности

Но как вы сами понимаете -экзамен письменный в виде тестов, а поскольку поступаете на контракт, то вас по любому примут, хоть вы на экзамене наугад ответы выбирать будете..

Это перекрестное поступление пришло к нам из Болонской системы образования. Сделано оно для удобства обучающимся, что бы они могли за один период времени получить не один а несколько дипломов и применять их в разных сферах.

П.С. Если вы поступите в магистратуру по юриспруденции, то получите полноценный диплом магистра. В нем будет написано " юрист " и вы будете иметь право занимать все должности которые соответствуют этому диплому - то есть быть адвокатом, прокурором, судьёй, следователем,нотариусом и т.д.

и какой у вас до этого был диплом бакалавра не имеет никакого значения

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.

Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)

на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Сетевое издание «WOMAN.RU (Женщина.РУ)»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

Copyright (с) 2016-2017 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Можно ли поступить после специалитета в магистратуру


Специалитет долго удерживал позиции системы классического высшего образования. Сегодня он отживает свое, уступая место «болонскому» стандарту – бакалавриату. Но специалистов еще достаточно, чтобы вопрос об обучении в магистратуре после специалитета сохранял актуальность.

Ответ известен, понятен, прозрачен.

  • Да, стать магистрантом держатель диплома специалиста/дипломированного специалиста может. Доступно поступление в тот же вуз, где получено первое образование, или другой (российский, зарубежный).
  • Направление специалист определяет сам (смежная специальность, новый профиль, та же специализация).
  • Держатели дипломов образца до 2010 г. имеют возможность поступить в магистратуру после специалитета на условиях одного высшего образования. Остальные становятся магистрантами по программе второго высшего (платного) образования (80%+ случаев).

Кому подходит данный выбор?

Цели обучения отличаются, эксперты отмечают среди популярных причин три:

  • потребность карьерного роста (30% магистрантов): магистратура после специалитета по той же специальности – 2-й уровень профессиональной подготовки, дает право занимать руководительские должности, продвигаться в смежные функциональные направления, заниматься аналитикой, исследованиями;
  • необходимость смены профиля (50% студентов): первичный выбор специальности нередко оказывается ошибочным, рынок работодателей меняет тренды, технологии совершенствуются, требуются новые специалисты новых областей;
  • отсрочка от военной службы: после специалитета можно поступить в магистратуру, чтобы углубить знания и на 2 года продлить законное право не идти служить.

Магистрантов мотивирует желание работать на иностранного работодателя (для него специалист – непонятная, неизвестная квалификация, а магистр – признанный профессионал, практик, аналитик на международном поле), сменить профиль, продвинуться на работе по горизонтали/вертикали.

Поступление в магистратуру после специалитета по другой специальности

Можно ли после специалитета поступить в магистратуру на другой факультет? Закон об образовании не отменяет такой возможности, но некоторые вузы устанавливают свои ограничения для радикальной смены профиля (филолог – биолог, медик – инженер). Принимая решение, важно понимать: магистранты не учат азы профессии, они занимаются:

  • ведением исследовательских проектов;
  • приобретением навыков аналитики;
  • освоением первичной базы умений педагога (в рамках выбранного профиля).

Без общего представления о новой специальности, понимания ее законов/закономерностей, основ учиться магистранту сложно. Де-факто вам придется самостоятельно осваивать азы специализации, разбираться, углубляться. Есть такая готовность – можно менять направление, но времени учебе придется посвятить много. Плюс при поступлении (на усмотрение вуза) может потребоваться сдача дополнительных экзаменов (по новому профилю).

Обучение после специалитета по той же специальности в магистратуре

Выбор факультета определяет, сколько учиться в магистратуре после специалитета. Минимальный срок, установленный Госстандартами/законом, – 2 года. При смене специальности сокращение исключено.

Выбор смежного направления позволит перезачесть часть обязательных дисциплин – перенести (если они уже сдавались на специалитете) из вкладыша диплома специалиста. Из других плюсов обучения той же специальности:

  • большой интерес: изученное ранее подкрепляется практическими исследованиями, научными экспериментами;
  • понятная программа: когда есть базовое понимание, проще работать с новыми данными;
  • возможность совмещения работы/учебы.

Выбирая смежную/свою специальность, вы выигрываете во времени, получаете доступ к новому уровню профессиональной подготовки и меняете некотируемый (вне РФ) диплом на престижную степень магистра.

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Все чаще нам приходится слышать о программах "Прикладного бакалавриата" и в то же время о полном отсутствии понимания данного термина.

Данный вопрос отлично освещается в интервью директора департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко (газета Известия).

«Прикладной бакалавриат » - так называется программа обучения для студентов средних специальных и высших учебных заведений, стартующая в этом году.

Предполагается, что учащиеся, проучившись четыре года по этой программе, станут хорошими практиками и в то же время будут иметь теоретическую подготовку на уровне высшего образования. То есть создается некий гибрид техникума и института, в котором за четыре года студенты станут полноценными специалистами . Что представляет собой эта программа, рассказывает директор департамента госполитики в области образования Минобрнауки Игорь Реморенко.

Известия: Игорь Михайлович, сейчас начинается эксперимент по введению прикладного бакалавриата. Расскажите, что это такое и откуда появилась сама идея?

Игорь Реморенко: Идея эксперимента появилась лет пять назад. Предпосылок было несколько. Во-первых, порядка 70% ребят, заканчивающих средние специальные учебные заведения, потом поступают в вуз, стремясь получить высшее образование. Порой они это делают даже не из-за потребности в дополнительном образовании, а из-за статуса. Получается, что вначале они четыре года учатся в среднем специальном учебном заведении, а потом еще три-четыре года, а то и пять лет, если говорить о двухуровневом образовании,- в вузе. При этом, скажем, в некоторых регионах выпускники педагогических училищ котируются выше, нежели выпускники педагогических же вузов. В то время как первые вместо того, чтобы работать и строить карьеру, следуя за модой, вынуждены получать высшее образование. Получается, что для достаточно большой категории людей неоправданно увеличивается срок обучения, и все из-за формального статуса специалиста с высшим образованием.

Второе - некоторые профессии последние годы значительно усложнились. И если раньше хватало технических навыков, то сейчас необходимо еще знать и теоретическую базу, основополагающие принципы. Например, в металлургии усложняется технологический процесс, из-за чего надо не только уметь производить конкретные действия на каждом его этапе, но и понимать, как устроен весь процесс, чтобы в нужный момент сделать правильный выбор между тем или иным действием. И поскольку специальности усложняются, подготовка специалистов приближается к уровню высшего образования. Эти два обстоятельства и обусловили необходимость эксперимента. Были отобраны высокотехнологичные специальности, и по ним решено дать возможность учащимся получить полноценное, подчеркиваю, высшее образование. Все это делается при сотрудничестве средних и высших учебных заведений.

И: Какие именно специальности были отнесены к высокотехнологичным?

Реморенко: Металлургия, машиностроение, материалообработка, причем в данных учебных курсах появляются элементы нанотехнологий, что делает предметы еще сложнее. Затем информатика и вычислительная техника, где надо понимать тенденции программирования, новые направления. Далее экономика и управление, где необходимо уметь заниматься финансовым планированием, а не просто быть бухгалтером. Энергетика, педагогика и ряд других специальностей также включены в этот список. То есть специалисты, выпускаемые в рамках программы прикладного бакалавриата, должны обладать не только компетенцией в конкретной области, но и быть способными руководить технологическими процессами и разбираться в бизнес-процессах.

При отборе направлений, по которым пойдет эксперимент, мы, во-первых, смотрели, какие отрасли и соответствующие им направления подготовки зарекомендовали себя как высокотехнологичные. Во-вторых, ведомства направляли нам свои предложения, объясняя, в каких именно специальностях они заинтересованы. И, в-третьих, переход на новые образовательные стандарты позволяет увидеть, какого рода компетенции нужны ученикам и как они соотносятся с тем, что способны дать учебные заведения. Важно, чтобы эти новые компетенции соотносились именно с высшим образованием.

И: По какому принципу отбирались учебные учреждения для участия в программе?

Реморенко: Был объявлен конкурс среди учебных заведений, желающих принять участие в программе. Каждое из учреждений оформило программу эксперимента, обосновало свои действия и намерения. После экспертного анализа программ конкурсная комиссия отобрала тридцать учреждений, сейчас, возможно, к ним прибавится еще девятнадцать. В течение четырех лет будет проходить эксперимент. Студенты, участвующие в нем, получат высшее образование с квалификацией бакалавра.

И: А когда начнется эксперимент?

Реморенко: Можно сказать, что он уже начался. Поступать абитуриенты будут этим летом. Сейчас мы готовим документы, рекомендации, готовим вопросы и ответы для образовательных учреждений. Разъясняем, например, что поступающих в образовательное учреждение нужно ставить в известность о начале эксперимента по такой-то образовательной программе.

И: После обычного многие продолжают учиться дальше, поступая в магистратуру. Для учащихся по программе прикладного бакалавриата с этим трудностей не возникнет?

Реморенко: Программы прикладного бакалавриата строятся исходя в первую очередь из потребностей практической деятельности на производстве, нежели из нужд исследовательской работы. Поэтому он, собственно, и прикладной. Но надо сказать, что и магистратура не всегда исследовательская. Есть магистратуры, где человек просто осваивает какие-то серьезные технологии для практического их применения. Например, юриспруденция в сфере недвижимости, где очень подробно изучается узкий сегмент. Очень прикладная вещь. И в таком вот смысле каких-либо ограничений у бакалавров при поступлении в магистратуру не будет.

И: А для тех, кто решит заняться исследовательской работой?

Реморенко: И это вполне возможно. После окончания бакалавриата необходимо будет сдать экзамен для обучения по магистерской программе.

И: В чем заключается специфика прикладного бакалавриата? Больше практических занятий предполагает, по идее, что студент должен очень значительную часть времени уделять знакомству с производственным процессом. А где он будет это делать? На предприятиях?

Реморенко: По-разному. Разумеется, освоение технологий имеет здесь большее значение, нежели в обычных программах бакалавриата. Сейчас часто на базе самих образовательных учреждений существуют так называемые «учебные полигоны», где можно изучить ту или иную практическую деятельность. К тому же в продвинутых технических учебных заведениях, как правило, довольно велика доля приезжающих с предприятий. Они получают новую специальность, высшее образование, повышают квалификацию. И у них есть возможность быстро освоить современное оборудование у себя на производстве. Если же полигона нет, а учащиеся пришли «с улицы», то будут заключаться договоры с предприятиями.

И: Прикладной бакалавриат будет бесплатным?

Реморенко: Мы проводим этот эксперимент за бюджетные средства, и он никак не связан с количеством мест для бюджетников на других отделениях учебных заведений.

И: А какой результат, по вашему мнению, будет означать, что эксперимент удался?

Реморенко: Во-первых, это оценка качества подготовки работодателем. Предполагается, что они будут участвовать в экспертных и экзаменационных комиссиях, оценивая, насколько подходят им новые специалисты. Во-вторых, будем оценивать, насколько такие программы можно реализовать во всей сети колледжей, а не только в нескольких десятках специально отобранных. Может быть, окажется, что из отобранных 30–40 учебных заведений десять способны давать хорошее образование в рамках этой программы, а остальные - нет. Но если большинство окажется способно, работодатели будут довольны, а студентам станет интересно и перспективно учиться по таким программам, то у прикладного бакалавриата большое будущее.

И: И какое это будущее?

Реморенко: По сегодняшним данным, 15–20% России сможет давать диплом о высшем образовании по итогам обучения по программам прикладного бакалавриата.

И: Что дает самим учебным заведениям участие в эксперименте?

Реморенко: Дает статус участника эксперимента, что позволяет использовать некие дополнительные возможности при позиционировании своих программ потребителю. Проще говоря, учебное учреждение может прибавлять к своему списку преподаваемых специальностей еще и прикладной бакалавриат. Ведь, как правило, каждое хорошее учреждение стремится сейчас выйти на рынок и найти работодателя, который бы размещал у него заказы на повышение квалификации своих специалистов, особенно это касается среднего профобразования. Кризис это показал. Довольно много организаций повышало квалификацию своих сварщиков, строителей и т. д. Участие в эксперименте - дополнительный фактор, позитивно работающий на имидж образовательного учреждения.

И: В России традиционно гордятся хорошим и обширным базовым образованием, опираясь на которое человек может выбирать разные направления деятельности. Не получится ли так, что прикладной бакалавриат с его прикладной направленностью значительно сузит рамки обучения?

Реморенко: Во всем мире идет процесс сокращения числа направлений подготовки. То же самое и у нас. Образование становится, наоборот, более универсальным. Скажем, данные показывают, что чем масштабнее и общо звучит название специальности, тем больше ребят с высокими баллами ЕГЭ туда поступает. То есть, скажем, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования привлечет меньше абитуриентов, нежели технологии машиностроения. Ведь во втором случае у ребят больше возможностей найти что-то по душе среди большого набора профилей. За последние годы из пятисот направлений подготовки мы сделали триста. А ряд направлений подготовки перешли в профили. Допустим, обработка металлов давлением. То есть давлением он будет уметь обрабатывать, а по-иному - нет. Такое направление переходит в профиль, а ребята поступают на более общую обработку металлов, начиная специализироваться с третьего курса.

И: Останутся ли в прикладном бакалавриате предметы, не имеющие прямого отношения к выбранной специальности, но позволяющие заложить фундаментальное образование?

Реморенко: Такие предметы, безусловно, появляются. Их будут добавлять к программам среднего специального образования, чтобы такое образование являлось полноценным высшим образованием. Но какие дисциплины и в каком количестве - это предстоит выяснить в ходе эксперимента. Будут создаваться экспериментальные образовательные программы.

И: Будут ли созданы какие-то общественные комиссии, следящие за проведением эксперимента?

Реморенко: Создана конкурсная комиссия по отбору учебных заведений, она и будет следить. Туда входят представители Общественной палаты, регионов, объединений работодателей и других организаций.


Top