Старикан с крыльями краткое содержание. Когда возвратится ангел — Сочинение по произведению Г

Кто может однозначно различить, где заканчивается абсурд реальности, а где начинается фантазия любого писателя? С одной стороны, жизнь настолько разнообразна, что в ней могут быть чрезвычайные стечения обстоятельств или просто ситуации, которые не вкладываются в обычные рамки, а с другой, – разве сознательные писатели-реалисты всегда придерживались лишь фактов? Художественное слово тем и отличается от документа, что там всегда можно найти определенное обобщение, реалистические произведения спокойно могут включать в себя символическое

Содержание, но есть еще вопросы, что именно считает реальностью художник. Для атеиста Бог – выдумка, для верующего – часть действительности. Кроме того, не следует путать реализм изображаемого факта с реализмом идеи: они часто не совпадают. Стопроцентно символические произведения могут удивительно метко отобразить реальные тенденции и сущность явлений, или наоборот: извне реалистические могут оказаться откровенным враньем.

«Я реалист, – говорил о себе Рафаэль Гарсиа Маркес, – так как верю, что в Латинской Америке все возможно, все реально… и считаю, что задача писателя заключается

В том, чтобы добиться соответствия между литературой и действительностью». Хотя эти слова касаются романа «Сто лет одиночества», они являются справедливыми для всего творчества этого писателя, стиль которого был назван «магической литературой».

Реализм Маркеса – во внутренней правдивости. А вот относительно фантастического компонента… Лучше рассмотреть это на конкретном примере.

Каждый верующий человек уверен в существовании ангелов. По крайней мере теоретически. Почему бы ангелу не посетить землю? В Библии мы неоднократно слышали о таких случаях. Это фантастическая история или нет? Уже тяжело утверждать однозначно. А то, что происходит в рассказе «Старик с крыльями» вокруг этого чрезвычайного, но не такого уже и фантастического для верующих события – целиком реально.

Как современный человек будет реагировать на чудо? Беспрекословно именно так, как это делали люди, которые увидели этого старикана с крыльями: кто-то видит лишь зрелище, кто-то не верит своим глазам, хотя будто и не испытывает удивление и ищет соответствующее объяснение, а в целом чудо оказывается чем-то лишним в будничной жизни.

А теперь вспомним некоторые библейские сюжеты. Далеко не всегда ангелы и святые появлялись перед глазами людей в небесном сиянии. Наоборот, проверяя моральное, духовное состояние людей, они принимали временами более чем скромный вид. Но отношение людей к ним решало дальнейшую судьбу целых городов и даже народов: кто-то получал награду, кто-то – наказание. Перед уничтожением Содома и Гоморы, например, тоже имела место подобная проверка.

Старый и немощный ангел ничего не дарит, никого не наказывает и даже ничего не пророчит. А может, и пророчит, но никто не понимает его языка – разве не символический момент? Даже священник не желает признавать в ангеле ангела (хотя и не возражает, что это возможно). Он лишь предостерегает не спешить с выводами тех, кто и так особенно не спешит, так как «если крылья не могут служить главным признаком определения разницы между ястребом и аэропланом, то еще меньше по ним можно распознать ангела», или, дескать, в его виде недостаточно достоинства. При этом он на самом деле просто не желает брать на себя ответственность за признание чуда чудом, а шлет письма в вышестоящую инстанцию, где также начинают уклоняться от окончательного ответа, пишут отписки с дополнительными вопросами – и это длится вплоть до исчезновения самого ангела.

А как относятся к находке – ангела – обычные люди? Пелайо держит его в курятнике, когда (с помощью ангела) выздоравливает его ребенок, он готов отпустить «старика с крыльями», но любопытство соседей и родственников оказывается сильнее чуда: он забывает о лучших намерениях и торгует зрелищем. Итак, что-то небесное, духовное по определению, становится средством получения денег, а спектакль надоедает и пользы от ангела уже нет, последний уже просто бесит случайных хозяев. Даже признательности они не ощущают, хотя значительно улучшили свое материальное положение: «На собранные деньги они выстроили большой двухэтажный дом, с балконами и садом, сделали везде высокие пороги, чтобы зимой к дому не проникали крабы, а на окна установили железные решетки, чтобы не проникали ангелы». Им не нужно чудо. Приземленность мировосприятия не дает им даже понять необычность того, что происходит.

«Ангел был единственным, кто не брал участия в событиях, в которых он был причиной» – пишет Маркес. Если мотивации всех людей, которые видели ангела, понятны, то именно его бездеятельность может казаться странной. Но в этом прячется главный философско-этический смысл рассказа, который становится понятным, если попробовать найти объяснение этой бездеятельности. Люди вокруг ангела настолько погрузились в будничность, что даже не заслуживают на наказание (о награде вообще не идет речь). Не только посланца высших сил, а даже живое существо равное себе не видят они в ангеле, но делают это быстрее через душевную ограниченность, чем из-за злого умысла, которого нет. Они не понимают, что делают, и ангел просто летит от них, лишает их чуда своего присутствия, так как они не дорожат этим чудом. А вместе с ним идет от людей что-то волшебное и важное, чего они не распознали и не постигли.

Разве это не реальность нашей современности? Может, следует задуматься, сколько важного для души мы теряем, даже не замечая, что чудо было рядом и что вообще было чудо.

В семье рыбаки Пелайо и его жены Елісенди случилось несчастье: заболел единственный ребенок. Однажды утром, вернувшись с моря, Пелайо увидел на своем дворе старенького деда с крыльями. «Он был одет, как нищий, череп его был лысый, как колено, рот беззубый, как у дряхлого старика, большие птичьи крылья, общипанные и грязные, лежали в болоте, и все это вместе придавало ему смешной и неестественного вида...» Супруги решилось обратиться к старому, но тот ответил им какой-то на непонятном языке. Тогда Пелайо и Елісенда позвали соседку, которая много видела странного в жизни, и та сразу сказала, что это ангел, который, возможно, прилетел за ребенком, но ливень сбила его на землю.

Вскоре все село узнало, что в доме Пелайо находится живой ангел. Рыбалка, предупрежден соседкой, что ангелы в это время года очень опасны, запер старика в проволочном курятнике. А когда наконец утих дождь, оказалось, что ребенок супругов выздоровела. Пелайо и Елісенда решили, что утром дадут ангелу воды, продуктов на три дня и отпустят старого в открытое море. Но когда они вышли на улицу, оказалось, что возле курятника сгрудились соседи, которые бросали старом еду сквозь сетку, словно цирковой животному.

И все размышляли, что делать с ангелом: некоторые предлагали назначить его председателем вселенной, другие - генералом, который выиграл все войны, третьи - вывести с его помощью повой род крылатых людей.

Появился и отец Гонзага. Он поздоровался со старым латыни, но тот в ответ буркнул что-то на своем языке. «Священнику сразу не понравилось то, что ангел не понимает Божьей языка и не умеет уважать Божьих слуг. Затем отец Гонзага заметил, что старик слишком уж похож на земную человека... и ничего в жалкой внешности старого не свидетельствовало о величии и достоинстве ангела». Поэтому, выйдя из курятника, священник предостерег прихожан, сказав, что крылья пи о чем не свидетельствуют, и они - атрибут не только ангелов, ибо и дьявол умеет перевоплощаться и обманывать неосторожных людей. Но эта речь не имела никаких последствий. Вскоре во двор Пелайо набилась уйма людей, которые чуть не развалили дом. И здесь Елісенді пришло в голову брать с каждого, кто хочет посмотреть на ангела, деньги - пять сентаво. Люди шли и шли, и Пелайо с Елісендою вдруг обнаружили, что «в них собралась уже кругленькая сумма; менее чем за неделю они заполнили медяками все сосуды, которые были в доме...».

Двор Пелайо снова стало безлюдным, хотя хозяева не имели на что пенять, за полученные деньги они перестроили дом, завели целую кроличью ферму, накупили много дорогого наряда. Но ангел так и остался в курятнике. Ребенок рос, начал ходить, играла в курятнике, ангел относился к ней так же безразлично, как и к другим. «Однажды мальчик и ангел одновременно заболели ветряной оспой. Вызвали врача. ... Больше всего врача удивили крылья старого, которые были такими естественными в этом организме, что возник логичный вопрос: почему их не имеют другие люди»?

Через несколько лет мальчик пошел в школу, повой дом постарел, а курятник совсем развалился, и ангелу не было куда деваться. Он слонялся по двору, домом и мешал хозяевам. Ангел очень постарел, уже почти ничего не видел, а из крыльев выпали перья. Хозяева даже боялись, что старик умрет, но ангел выздоровел, и у него даже начало расти длинное и твердое перья, как у старых птиц. А однажды утром Елісенда увидела, что ангел пытается взлететь, и хотя не сразу, но ему удалось подняться вверх. Елісенда долго смотрела вслед ангелу, «который наконец собрался от них и полетел в сторону моря, превратившись в маленькую черную точку».

Цель: помочь ученикам понять идею произведения, мотивы поведения персонажей, их характеры; отрабатывать привычки анализа художественного произведения; воспитывать чувство милосердия, взаимопомощи, тревоги за судьбу ближнего, доброты; раскрыть характеры образов; очертить круг основных проблем произведения.Оборудование: портрет Гарсиа Маркеса, рисунки учеников.Эпиграфы: Надо стремиться быть человеком, несмотря на всю жестокость окружающего мира, и это возможно!

Не бойся врагов: самое худшее - они могут тебя убить. Не бойся друзей: самое худшее - они могут тебя предать. Бойся равнодушных: они не убивают и не предают, и только из их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.Б. ЯсенскийКрылья - это символ духовного взлета человека.Л. Ромащенко

Ход урока1.Актуализация опорных знаний-Что вы знаете об ангелах?-Когда и зачем они прилетают?-Верите ли вы в их существования?-Встречали ли вы прежде образы ангелов в литературе?Слово учителя. На прошлом уроке мы ознакомились с творчеством колумбийского писателя Гарсиа Маркеса. Вы должны были прочитать его произведение "Старик с крыльями". Всем вам он понятно? Наша задача состоит в том, чтобы понять это произведение, правильно определить его основную мысль.2.Написание сенкану на слово-тему "ангел".Работают две группы. Одна составляет сенкан на само слово, а вторая - на его значение в произведении.

Обсуждение сенканов.Класс разделяем на три группы. Каждая группа предлагает свою версию понимания одного из эпиграфов и доказывает, что он касается произведения Гарсиа Маркеса "Старик с крыльями".

3. Эвристическая беседа за произведением.-Какие ваши впечатления от прочитанного?-Почему рассказ называется "Старик с крыльями"?-Люди, которые изображены Гарсиа Маркесом, являются необыкновенными или обычными образами?-Почему ангел прилетел именно в этот поселок, к его жителям?-События произведения реалистические или фантастические?Вывод. Особенность рассказа заключается в объединении реалистического и фантастического, комического и трагического. Необыкновенное помогает осветить проблемы повседневного. Поэтому манеру письма Гарсиа Маркеса называют "магическим реализмом". Через отношение к ангелу раскрывается настоящая сущность каждого из героев рассказа. Автор поднимает проблему морального обнищания людей. Поселок, где разворачиваются события, - аллегория человеческого общества, поэтому автор не дает ему названия.

3. Разминка с классом.Ответить на вопрос: "Как защитить ангела?"Стратегия "Оставь последнее слово за мной…"Задача: прочитать текст и выписать то, что более всего поразило (с одного стороны карточки), со второй - записать аргументы, комментарий, который бы дал ответ на вопрос "почему?"Ученики читают цитаты поочередно и объясняют, чем именно эти слова их поразили. Например:"Ошалевший от жары и смрада свечек, ангел старался как можно дальше забиться в уголок…"Ангел ли это? Своим поведением он похож на человека.Человеку присуще чувство страха, а не ангелу.Что будет дальше?"… Ангел очень постарел…"Я не могу себе вообразить, что ангелы стареют, как люди. Но, вероятно, здесь скрыт определенный подтекст: если человек делает достойные поступки, он выглядит молодым и здоровым, если наоборот - то стареет и болеет.Вопрос к классу. Символом чего является болезнь людей и ангела? Есть ли лекарство от нее?Вывод. Эта болезнь символизирует духовную деградацию человечества. Человечество болеет через зло, за которое оно расплачивается своим здоровьем. Пренебрегая духовным, человечество теряет ангелов.Мониторинг "Карусель".

Этот мониторинг проводится как итог изученного.Вопрос к проведению мониторинга.-Какую болевую проблему поднимает в своем рассказе Гарсиа Маркес?-Какая роль образа ангела в рассказе?-Какая психологическая нагрузка финала произведения?

4.Подбивка итога.Большинство из нас настроены оптимистически, как, наверное, и автор произведения. Ему и нам хочется верить, что ангел возвратится, но при условии, что люди станут морально выше, тогда у них " будут вырастать крылья…" Мне бы хотелось, чтобы этот урок не прошел бесследно, чтобы в ваших душах некогда не угасал огонек милосердия, христианской любви к ближним.

5.Домашняя задача: подготовить короткое выступление на тему: "О каком человеке мы говорим: у него выросли крылья"; найти крылатые выражения относительно духовного роста человека.

В новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями» говорится об ангеле — стареньком деде, который упал лицом в грязь, барахтается там, но не может встать, так как ему мешают большие крылья. «Он был одет, как нищий, череп его был лысый, как колено, рот беззубый, как у дряхлого деда, большие птичьи крылья, общипанные и грязные», «говорил на непонятном языке». Т. е. он совсем не отвечал человеческим представлением об ангелах небесных. Поэтому жители так и отнеслись к старику с крыльями — держали в курятнике, бросали пищу, как животным, и тыкали и толкали, чтобы лучше рассмотреть. Со временем хозяева, которые нашли ангела, стали иметь из этого еще и незаурядную выгоду — огородили двор забором и пропускали желающих посмотреть на чудо за плату. Они быстро разбогатели.

Ангелу приходилось также терпеть жестокие затеи сына Пелайо и Элисенды, который подрос и залезал в курятник. Он даже заразил старика ветряной оспой. Когда помещение, где жил ангел, разрушилось от времени, старик с крыльями бродил по дому. Его отовсюду гнали, а «Элисенда в отчаянии кричала, что это настоящее мучение — жить в этом аду, напиханном ангелами».

Женщина облегченно вздохнула «за себя и за него», когда увидела, что ангел отлетает. В этой новелле обычное, будничное переплетается с фантастическим, выдуманным, а много картин — символические, содержат глубокий подтекст. Море символизирует бушующую и противоречивую жизни. Свежий морской ветер — ощущение свободы, поезд к широкому, безграничного пространства.

Люди потеряли способность воспринимать чудо, красоту, мечту, сосредоточились на будничному, из всего хотели иметь пользу, поэтому и не восприняли старика с крыльями, как ангела, небесное послание. Только врача «более всего привели в удивление крылья старика, которые были такими естественными в этом организме, которое возникло логический вопрос, почему их нет у других людей». Эти крылья — символ духовного взлета. Они являются знаком того, что человечеству надо выздороветь морально, расправить крыла и подняться к духовным вершинам. Образ ангела — это воплощение прекрасного, стремление к высокому идеалу.

К сожалению, в современном мире нет места для ангелов. Люди не способны воспринять высокие, благородные истины, они находятся в плену равнодушия, корысти, расчета. Но автор имеет надежду на лучше, поэтому ангел не умирает, а выздоравливает и отлетает в поднебесье.

Но возвратится ли он? Наверное, когда люди станут идеальнее. И вид у него будет намного лучшим, а сейчас он такой, которого заслуживают эти люди, он — отображение их души.

Цель: помочь ученикам понять идею произведения, мотивы поведения персонажей, их характеры; отрабатывать привычки анализа художественного произведения; воспитывать чувство милосердия, взаимопомощи, тревоги за судьбу ближнего, доброты; раскрыть характеры образов; очертить круг основных проблем произведения.

Оборудование: портрет Гарсиа Маркеса, рисунки учеников.

Эпиграфы: Надо стремиться быть человеком, несмотря на всю жестокость окружающего мира, и это возможно!

Не бойся врагов: самое худшее - они могут тебя убить. Не бойся друзей: самое худшее - они могут тебя предать. Бойся равнодушных: они не убивают и не предают, и только из их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.

Б. Ясенский

Крылья - это символ духовного взлета человека.

Л. Ромащенко

Ход урока

1.Актуализация опорных знаний

Что вы знаете об ангелах?

Когда и зачем они прилетают?

Верите ли вы в их существования?

Встречали ли вы прежде образы ангелов в литературе?

Слово учителя. На прошлом уроке мы ознакомились с творчеством колумбийского писателя Гарсиа Маркеса. Вы должны были прочитать его произведение "Старик с крыльями". Всем вам он понятно? Наша задача состоит в том, чтобы понять это произведение, правильно определить его основную мысль.

2.Написание сенкану на слово-тему "ангел".

Работают две группы. Одна составляет сенкан на само слово, а вторая - на его значение в произведении.

Обсуждение сенканов.

Класс разделяем на три группы. Каждая группа предлагает свою версию понимания одного из эпиграфов и доказывает, что он касается произведения Гарсиа Маркеса "Старик с крыльями".

3. Эвристическая беседа за произведением.

Какие ваши впечатления от прочитанного?

Почему рассказ называется "Старик с крыльями"?

Люди, которые изображены Гарсиа Маркесом, являются необыкновенными или обычными образами?

Почему ангел прилетел именно в этот поселок, к его жителям?

События произведения реалистические или фантастические?

Вывод. Особенность рассказа заключается в объединении реалистического и фантастического, комического и трагического. Необыкновенное помогает осветить проблемы повседневного. Поэтому манеру письма Гарсиа Маркеса называют "магическим реализмом". Через отношение к ангелу раскрывается настоящая сущность каждого из героев рассказа. Автор поднимает проблему морального обнищания людей. Поселок, где разворачиваются события, - аллегория человеческого общества, поэтому автор не дает ему названия.

3. Разминка с классом.

Ответить на вопрос: "Как защитить ангела?"

Стратегия "Оставь последнее слово за мной..."

Ученики читают цитаты поочередно и объясняют, чем именно эти слова их поразили. Например:

"Ошалевший от жары и смрада свечек, ангел старался как можно дальше забиться в уголок..."

Ангел ли это? Своим поведением он похож на человека.

Человеку присуще чувство страха, а не ангелу.

"... Ангел очень постарел..."

Я не могу себе вообразить, что ангелы стареют, как люди. Но, вероятно, здесь скрыт определенный подтекст: если человек делает достойные поступки, он выглядит молодым и здоровым, если наоборот - то стареет и болеет.

Вопрос к классу. Символом чего является болезнь людей и ангела? Есть ли лекарство от нее?

Вывод. Эта болезнь символизирует духовную деградацию человечества. Человечество болеет через зло, за которое оно расплачивается своим здоровьем. Пренебрегая духовным, человечество теряет ангелов.

Мониторинг "Карусель".

Этот мониторинг проводится как итог изученного.

Вопрос к проведению мониторинга.

Какую болевую проблему поднимает в своем рассказе Гарсиа Маркес?

Какая роль образа ангела в рассказе?

4.Подбивка итога.

Большинство из нас настроены оптимистически, как, наверное, и автор произведения. Ему и нам хочется верить, что ангел возвратится, но при условии, что люди станут морально выше, тогда у них " будут вырастать крылья..." Мне бы хотелось, чтобы этот урок не прошел бесследно, чтобы в ваших душах некогда не угасал огонек милосердия, христианской любви к ближним.

5.Домашняя задача: подготовить короткое выступление на тему: "О каком человеке мы говорим: у него выросли крылья"; найти крылатые выражения относительно духовного роста человека.


Top