Специальность "Медицинская биофизика" (специалитет). Медицинская биофизика — специалитет (30.05.02) Биофизика специальность где учиться

Биофизик — специалист по изучению биологических проблем, причина которых — физико-химические жизненные процессы.

Заработная плата

25.000–45.000 руб. (zarplat.info)

Место работы

Биофизики востребованы в научных лабораториях, медицинских центрах, институтах, сельскохозяйственных отраслях.

Обязанности

Специальность биофизика связана с изучением биологических различных процессов или явлений при помощи лабораторных экспериментов и математических вычислений. Сама по себе наука подразумевает выявление взаимосвязей между физическими и химическими процессами.

Биофизик должен обладать математической подготовкой, уметь обращаться с лабораторно-электронной техникой, вести записи по экспериментам, делать правильные выводы.

Важные качества

В профессии, прежде всего, важна склонность к естественным наукам, исследованиям, одновременно математический склад ума и аналитическое мышление. В карьере чаще успешными оказываются креативные представители, способные к нестандартным решениям.

Отзывы о профессии

«Если говорить образно, метафорически, то на кафедре биофизики мы готовим десятиборцев, каждый из которых при желании может свернуть горы и установить рекорды в конкретной области знания за счет концентрации усилий на базе всестороннего развития. Как физики, биофизики изучают механизмы фундаментальных взаимодействий, лежащих в основе биологических процессов».

А. Б. Рубин,
заведующий кафедрой биофизики биологического факультета МГУ.

Стереотипы, юмор

При одном слове «биофизик» возникает образ бородатого мужчины, которые не вылезает из лаборатории. В действительности все наоборот. Прогрессивная отрасль все больше привлекает молодых людей.

Обучение

Необходимо высшее профильное образование по направлению «Биология» или «Медицинская биофизика».

Высшее образование можно получить в таких вузах, как: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.

Ведущие вузы Москвы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова.

Хорошие специалисты в сфере биофизики – это люди, которые успешно овладели сразу двумя профессиями – биологией и физикой. Они изучают различные физические процессы, происходящие внутри организмов. Это очень сложная профессия, для результативной работы в которой нужны:

  • серьезное обучение;
  • высокий уровень интеллекта;
  • природные способности человека к исследованиям данной тематики;
  • готовность постоянно повышать уровень своей квалификации.

Каждому биофизику нужно изучить все естественные науки. Кроме того, у него должны быть выработаны навыки работы в лаборатории и качественная математическая подготовка. Профессия биофизика не приемлет предположений, которые основываются лишь на хорошей теоретической подготовке или интуиции. Она требует результатов экспериментов, подтверждающих какое-либо предположение.

Чем занимается биофизик?

Основная задача специалиста из этой категории – изучение каждого физического и химического процесса, способного вызвать биологическую проблему. Знания, полученные в ходе их исследований, широко применяются в сельском хозяйстве, экологии, медицине и биотехнологии.

В сфере биофизики часто нужно применение сложной электроники и экспериментальной аппаратуры, которая совершенствуется с каждым днем, становясь все более точной и многофункциональной. Поэтому каждый биофизик должен быть знаком со всевозможными техническими средствами, которые могут пригодиться в его работе. Умение пользоваться разными специальными приборами очень важно для настоящего профессионала, поскольку эксперименты и исследования – не только сложный процесс, но и значительная часть работы ученого.

Во время их проведения используются разные методики, и чем большее количество их знакомо ученому, тем ближе он к легендарным открытиям.

Точность показателей приборов во время эксперимента очень важна, ведь умение правильно считывать результаты исследований, а также бесперебойная работа техники – крайне важные факторы в работе биофизика.

Что изучает биофизика

Это относительно молодая наука, поскольку ее развитие началось только в прошлом веке. Наиболее известными исследователями в этой сфере являются: Луиджи Гальвани, Бернард Кац и Эрвин Шредингер. Их достижения лежат у истоков развития биофизики, которая на сегодняшний день уже имеет разные направления. Так люди, увлекающиеся биофизикой, могут заняться изучением:

  • математического моделирования;
  • нанобиологии;
  • физики мембранных и белковых структур;
  • занимательных фотобиологических процессов.

Овладев этой профессией, можно выбрать один из следующих жизненных путей:

  • стать преподавателем в ВУЗе, продолжая при этом свои научные эксперименты;
  • работать на предприятии, разрабатывающем новые технологии.

Не пропустите:

Если специалист, имеющий диплом квалифицированного биофизика, имеет при этом математический склад ума – найти работу ему будет совсем не сложно. А если в его характере присутствуют такие черты, как ответственность, спокойствие, умение концентрироваться, внимательность и креативное мышление – карьерный рост ему обеспечен.

Если на старте своего рабочего пути новоиспеченный биофизик уже желает достичь немалых успехов и известности в этой сфере, ему стоит устроиться в штат престижного предприятия, руководство которого не жалеет финансов на исследования.

– Чем занимается Центр теоретических проблем физико-химической фармакологии?
– В Центре есть множество лабораторий. Та, в которой работаю я, специализируется на проблемах клеточного деления, в частности митоза (основного способа деления эукариотических клеток, при котором сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала - прим. сайта). Мы стараемся понять, как именно делятся клетки различных организмов, в том числе и наши.
Да, не так давно ученым удалось расшифровать геном человека, однако это не означает, что мы узнали, как все работает. Мы выяснили структуру ДНК, а также из каких последовательностей нуклеотидов состоят наши гены, какие белки клетка может построить. Но, например, мы не до конца понимаем, как именно эти белки регулируют клеточное деление.
Одна из проблем, которые мы пристально изучаем, - ошибки, возникающие при воспроизведении клеток. Ведь все клетки нашего организма обновляются, для чего каждый день происходят миллиарды делений.
В начале деления внутри клетки образуется копия уже имеющейся там хромосомы. В дальнейшем эти две хромосомы должны разойтись к разным полюсам, чтобы после окончательного разделения каждая дочерняя клетка имела по копии. Чрезвычайно важно, чтобы при этом клетки не изменялись, и у них сохранялся исходный геном (набор инструкций, кодирующих белки). Однако порой этот механизм дает сбой, и, к примеру, обе хромосомы могут направиться в одну сторону. В результате одна клетка получит две хромосомы, а вторая - ноль. Конечно, у клетки есть собственные защитные процессы, которые призваны исправить промах. Однако бывает, что и они не справляются. Возникновение подобных ошибок может приводить к развитию различных заболеваний, например, злокачественных опухолей.

– Как можно применять информацию, которую вы получаете, на практике?
– Чем больше мы понимаем в устройстве клетки, тем шире мы раздвигаем текущие границы общечеловеческого познания в этой области.
После того как нам удастся установить некий факт или дать объяснение какому-либо процессу, колоссальное количество других исследователей - биологов, врачей - сможет использовать эти сведения в своей работе, например, для разработки новых методов диагностики или лечения онкологических заболеваний. Ведь многие лекарства, применяемые в онкологии, воздействуют не только на раковые клетки (хотя на них - сильнее всего), но и на здоровые. Допустим, препарат может блокировать производство некоего белка, благодаря чему опухолевые клетки будут умирать. Однако природа очень экономна, поэтому этот же самый белок в нормальных клетках может выполнять и другие необходимые функции, многие из которых не до конца изучены. Возможно, такое лечение принесет больше вреда, чем пользы.
Изучать устройство клетки на фундаментальном уровне - не роскошь. Мы все еще не описали все механизмы, которые могут сделать из здоровой клетки раковую, как и механизмы спасения, которые могут помешать этому случиться.

– Каким образом изучают процессы, происходящие в клетках?
– Главным образом в ходе экспериментов. Они бывают двух типов: in vivo - то есть эксперименты с живыми клетками, и in vitro - опыты, для которых некоторые компоненты клетки изолируют и изучают отдельно. К примеру, интересующие нас белки мы можем вырастить в бактериях, а затем смоделировать клеточные условия и с помощью микроскопа проследить за процессами, в которых участвуют эти молекулы. Это позволяет протестировать различные гипотезы о том, как белки взаимодействуют друг с другом в рамках отдельных этапов и задач клеточного деления.
Кроме того, существуют методы теоретического моделирования. На компьютере создают специальную программу, которая воспроизводит ключевые части процесса деления и показывает, что происходит.

– Чем занимаетесь именно вы?
– Моя работа состоит из двух частей. Я провожу эксперименты in vitro, в основном реконструируя отдельные клеточные системы. Мы используем самые современные микроскопы, которые позволяют анализировать поведение даже отдельных молекул. Для этого мы снабжаем интересующие нас белковые молекулы флуоресцентными метками, после чего изучаемые белки, когда мы светим на них, посылают нам ответный световой сигнал. Благодаря этому мы можем понять и численно описать, как молекула движется, с кем и как она взаимодействует, какую именно функцию выполняет.
Если приводить понятную аналогию, можно представить, что мы сидим на другой планете с огромным телескопом и пытаемся изучить землян. Но, как бы мы не всматривались, мы не можем из толпы вычленить отдельных людей, чтобы понять, чем они занимаются. Зато если мы дадим в руки интересующим нас людям фонарики и попросим светить, когда мы на них смотрим, мы будем видеть их, сможем понять, куда они ходят.
Но я изучаю клетки не только экспериментально. Я также занимаюсь численным и теоретическим моделированием отдельных систем, вовлеченных в клеточное деление, используя для этого наши собственные специальные программы и механические модели, которые описывают механизмы происходящего в клетке.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать биофизиком?
– Я закончил кафедру биофизики на физическом факультете и всячески рекомендую свою альма-матер. Однако можно пойти учиться и на кафедру биофизики биологического факультета. Сильные факультеты и кафедры, где преподают биофизику, есть в . Помимо биофизики, можно выбрать направления биоинформатики, биоинженерии или химии.
На мой взгляд, главное - получить хорошую базовую подготовку. А некоторые специфические вещи можно будет потом доучить самостоятельно или с помощью старших коллег. Поэтому я рекомендовал бы студентам как можно раньше начинать работать в лаборатории. В США, например, даже школьники, серьезно интересующиеся наукой, зачастую приходят на лето стажироваться в настоящие лаборатории при вузах, и это действительно полезно, чтобы разобраться в том, как работают ученые. В России большое число лабораторий функционирует в специальных институтах Российской академии наук.

– Как выбрать хорошую лабораторию? На что нужно обращать внимание?
– Если есть возможность, лучше походить по разным лабораториям, посмотреть, чем там занимаются, а затем выбрать активную научную группу, у которой есть современные публикации в иностранных журналах. Чтобы оценить уровень изданий, где работы были опубликованы, следует изучить рейтинги различных журналов, связанных с конкретной тематикой. Кроме того, всегда ценятся статьи, вышедшие в таких известных изданиях, как Science , Nature , PNAS , периодически появляются новые электронные журналы, чей рейтинг также растет, такие как eLife или bioRxiv . Вы можете также изучать сайты лабораторий, которые публикуют там работы, пытаться разобраться в картинках, проходить по ссылкам использованной литературы, ну и наконец скачивать их программы, руководства к ним и экспериментировать. Если вас заинтересует то, что вы найдете, возраст и недостаток образования никогда не помешает начать разбираться и погружаться в незнакомый предмет глубже.

– На какие предметы следует обращать внимание школьнику, который хочет стать биофизиком?
– Чтобы стать биофизиком, упор надо делать на математику и физику, уделяя также существенное внимание биологии, химии, английскому, и если к этому лежит душа, то и программированию. Мой опыт также показывает, что очень полезно иметь какое-нибудь инженерное хобби, будь то авиамоделизм или робототехника.

– Какие компетенции нужны биофизику?
– От самых строгих преподавателей, после чьих экзаменов были отчислены многие студенты, я слышал фразу: если вас школа не научила работать, то и мы уже не сможем научить. Действительно, в школе нужно научиться быть дисциплинированным, приобрести умение сосредотачиваться на работе. Эти навыки помогут освоить университетскую программу и впоследствии стать хорошим специалистом. Важно также найти подход к себе самому и понять, как вы можете заинтересовать самого себя и удержать возникший интерес, чтобы продуктивно его использовать.

– Какой карьерный рост может быть у биофизика, занимающегося научной деятельностью?
– Этот человек может отучиться в аспирантуре - это не формальность, а наиболее простой способ научиться на реальных задачах и дойти до открытых проблем с самого переднего края науки - тех, о которых не пишут в книгах и не рассказывают на учебных лекциях. Далее молодой биофизик пройдет путь сотрудника лаборатории, где сможет сам совершить научные открытия, затем, если хватит достижений и смелости, станет руководителем собственной лаборатории. Правда, для этого ему нужно будет четко определить, чем именно будет заниматься его команда, чтобы это было интересно и ему, и сотрудникам, и тем, кто будет его команду финансировать.
Доминирующий фактор, влияющий на карьеру, - это выбор научного руководителя. В определенный момент этот фактор будет влиять на возможности и результаты сильнее, чем то, какой именно вуз человек заканчивал. Мне очень повезло попасть в лабораторию Фазли Атауллаханова, добиться такой возможности было весьма непросто.
Важная и неочевидная мысль, о которой не пишут в книгах, состоит в том, что наука - это характерный вид традиционного ремесла. Умение заниматься наукой передается из рук в руки, когда в ходе ежедневной работы руководитель и коллеги прививают человеку правильные приемы и навыки. Именно эта обратная связь формирует профессионала.

– С какими трудностями сталкивается биофизик?
– Порой может не получиться эксперимент, и его придется переделывать. И не один раз, не два, и не три - возможно, все двадцать. Конечно, это вызывает недовольство, приходится менять подход, оборудование, делать опыт как-то по-другому, привлекать коллег. Вообще спектр задач, которые требуется решать ученому, колоссален, и, в отличие от других специальностей, никто никогда не гарантирует вам, что в итоге у вас что-то конкретное получится. Но в этом есть огромный азарт и особый интерес, ради которого люди идут в науку.
Кроме того, несмотря на то, что задача ученого - получать новые и достоверные данные, информацию еще нужно правильно представлять, аккуратно анализировать и интерпретировать. Поэтому приходится готовить многочисленные таблицы, графики, презентации, возиться с их оформлением. На это уходит много времени, но и тут можно пытаться подходить творчески, придумывать способы оптимизировать свои действия, искать новые способы представления информации. Многие наиболее привычные сейчас формы представления информации, даже на популярных ресурсах, когда-то вышли из научных лабораторий, где с их помощью иллюстрировали какие-то новые и непривычные данные.

– Где может работать научный сотрудник, специализирующийся на биофизике, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Чтобы попробовать себя в чем-то новом, не обязательно уходить из науки, даже наоборот - в науке больше выбора. Можно сменить теорию на эксперименты или эксперименты на теорию, поменять проект и предмет исследования. Кроме того, можно попробовать коммерциализировать свои разработки, найти заказчиков, обратиться в фонды, которые поддерживают такие проекты. Правда, если человек потом передумает, вернуться в науку будет непросто. Все-таки бизнес предполагает довольно однообразные задачи, а интеллектуальных вызовов, к которым привыкаешь в науке, становится катастрофически мало.
Если же человек не хочет развивать свое дело, но заработок для него особенно важен, то он может устроиться сотрудником в наукоемкий бизнес, например, в области аналитики, IT, биотехнологий, пойти работать в небольшие компании, обслуживающие медицину и фармакологию, или непосредственно в фармацевтическую компанию.

– Будут ли биофизики востребованы в ближайшем будущем?
– Хорошие биофизики всегда востребованы. Правда, в отличие, например, от плохих программистов, плохие биофизики востребованы мало, поскольку наш рынок гораздо меньше, чем рынок IT. Прогресс идет так быстро сейчас, что вчерашние сугубо фундаментальные исследовательские задачи приобретают самое прикладное значение, и возникает огромная потребность в соответствующих специалистах.
Мы видим сегодня, как вся биология дрейфует в сторону математики и физики. Биофизики, которые будут нужны завтра, возможно, будут отличаться от сегодняшних - от них потребуется еще более глубокое знание математики. Не механическое владение математическим аппаратом, софтом и пробирками, а натренированная математическая интуиция и ясное понимание, как добраться до сути изучаемого явления. При этом железным останется одно - если начинающий специалист будет стараться, то у него есть все шансы стать реализовавшимся и хорошо оплачиваемым профессионалом.

– Существуют ли кружки, где школьники смогут приобрести практические навыки в биофизике?
– Очень хороша Школа молекулярной и теоретической биологии . Там есть несколько лабораторий, связанных с биофизикой, ими руководят мои коллеги, очень успешные ученые.

– Что вы могли бы посоветовать почитать школьникам, которые хотят больше узнать о биофизике?
– Из книг я бы посоветовал читать Ричарда Фейнмана: «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», «Фейнмановские лекции по физике»; «Химию» нобелевского лауреата Лайнуса Полинга, написанную в соавторстве с сыном; Владимира Арнольда: «Математическое понимание природы», «Что такое математика?»; Вернера Гейзенберга: «Часть и целое»; Дьёрдя Пойа: «Математика и правдоподобные рассуждения»; Владимира Успенского: «Предисловие к математике»; а также серию книг «Де Агостини» - «Наука. Величайшие теории». Отдельно советую интерактивное пособие по моделированию простых систем через программирование .
Из журналов же по-прежнему наиболее выдающимся для серьезного школьника с прицелом на физику является «Квант».

Дорогие школьники и абитуриенты!
На этой странице рассказывается о том, чему учат на отделении медицинской биофизики медико-биологического факультета в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова.

Мы будем рады, если Вы заинтересуетесь биофизикой и придете к нам учиться.


Профессор Анатолий Николаевич Осипов, заведующий кафедрой медицинской биофизики
.


Что такое медицинская биофизика?

Самое простое определение – это наука о физических процессах и явлениях, имеющих место в биологических системах, и в первую очередь у человека, в нормальном состоянии и при заболеваниях. Например: одним из самых популярных объектов изучения у биофизиков являются мембраны клеток и внутриклеточных органелл, так вот при заболеваниях изменяется (обычно увеличивается) проницаемость мембран, изменяется их вязкость, замедляется работа белков, встроенных в мембраны. Если проницаемость мембран сделать такой, какова она была у здорового человека, то клетка будет нормально функционировать и человек поправится. Главными задачами медицинских биофизиков являются – изучение механизмов развития болезней человека, разработка новых методов диагностики и лечения, создание новых лекарств, предупреждение об опасностях тех или иных заболеваний или повреждений.

Где работают медицинские биофизики?

  1. Конечно, основным направлением образования медицинских биофизиков является подготовка высококлассных специалистов-исследователей для научных лабораторий. Сегодня многие выпускники кафедры медицинской биофизики работают в лучших лабораториях России, США и Европы. Самые выдающиеся выпускники стали членами Российской академии наук и Российской академии медицинских наук. Они возглавляют научно-исследовательские институты, лаборатории и кафедры университетов.
  2. Вторым по популярности направлением работы выпускников являются клинические лаборатории по функциональной диагностике (они проводят анализ электроэнцефалограмм, проводят ультразвуковые исследования и работают на современных томографах) и лаборатории клинической лабораторной диагностики (в этих лабораториях проводится автоматизированный анализ составных частей крови и клеток и ставится предварительный диагноз больному).
  3. Третьим по упоминанию, но не по важности, является работа выпускников кафедры медицинской биофизики в качестве преподавателей ВУЗов. Наши выпускники работают не только на кафедре медицинской биофизики, которую они заканчивали, но практически на любых кафедрах медико-биологического профиля и естественнонаучного направления многих ВУЗов России и за рубежом. Для работы в качестве преподавателя университета, скажем в США, выпускнику медико-биологического факультета (в отличие от выпускников лечебников) не требуется сдачи экзаменов и получения дополнительных сертификатов.

Какие предметы изучают студенты отделения медицинской биофизики?

Кругозор студентов отделения медицинской биофизики очень широк. За 6 лет учебы в университете они проходят комплекс естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. На первых курсах студенты получают знания по математическим наукам (математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика), по физике (все разделы физики: от механики до ядерной физики), по химии (6 дисциплин: от неорганической химии до биохимии, включая физическую химию) и по биологическим наукам (собственно биология, которая включает зоологию, цитология (наука о строении клетки), гистология (наука о строении тканей) и анатомия).

Кроме естественнонаучных дисциплин на начальных курсах преподают философию, историю, английский язык, латынь.

На третьем курсе у студентов отделения медицинской биофизики начинаются профессиональные дисциплины: это молекулярная и клеточная биофизика, биофизика органов и тканей и биофизика патологических процессов. Лекционные курсы идут параллельно с практическими занятиями, где студентов учат основным законам биофизики и правилам научно-исследовательской работы в лаборатории.

С 4 курса студенты отделения медицинской биофизики постепенно знакомятся с клиническими дисциплинами, такими как диагностика и лечение внутренних болезней, экспериментальная и клиническая хирургия, целым комплексом курсов по нервным болезням (неврология, нейрохирургия, диагностика). Кроме того студенты проходят курсы и специальных клинических дисциплин – болезни уха, горла, носа (или оториноларингология), глазные болезни, педиатрию психиатрию и некоторые другие.

На 6-м курсе все студенты медико-биологического факультета защищают дипломную работу по научно-исследовательской или клинической работе и получают диплом.



Организатор кафедры медицинской биофизики

Организатором и первым заведующим кафедрой медицинской биофизики является академик РАМН, профессор Юрий Андреевич Владимиров . Кафедра медицинской биофизики (при создании она называлась просто кафедрой биофизики) была создана в 1964 году и первоначально существовала как курс биофизики. Работа кафедры как учебного подразделения была неразрывно связана с научно-исследовательской работой. Основным направлением научной деятельности кафедры было исследование молекулярных механизмов повреждения биологических мембран в норме и при патологических процессах. Было обнаружено, что главным процессом, из-за которого мембраны перестают работать, является процесс перекисного окисления липидов (который во многом аналогичен процессу прогоркания жиров, вследствие их окисления). За исследования в области реакций перекисного окисления липидов как основного процесса повреждения мембран профессор Юрий Андреевич Владимиров и профессор кафедры Дмитрий Иванович Рощупкин получили Государственную премию СССР в 1983 году.

Кто сегодня возглавляет кафедру медицинской биофизики?

С 2005 года кафедру медицинской биофизики возглавляет профессор Анатолий Николаевич Осипов , выпускник кафедры медицинской биофизики. Сегодня на кафедре работает 6 профессоров и 6 доцентов, которые читают лекции и ведут практические занятия у студентов всех отделений медико-биологического факультета. При кафедре медицинской биофизики организован научно-исследовательский отдел. Одним из основных направлений научно-исследовательской работы является исследование роли свободнорадикальных процессов в развитии болезней человека и защита клеток и тканей с помощью антиоксидантов.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Физика - профильный предмет, по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Биология - по выбору вуза

Новые достижения человечества демонстрируют удивительную интеграцию наук и явлений, которые кажутся совершенно несовместимыми. Примером тому специальность 30.05.02 «Медицинская биофизика», объединяющая три важнейшие дисциплины. Это медицина, физика и биология. Как оказалось, на стыке всех этих наук рождается важнейший специалист, которые может применять точные знания и ценные умения для решения глобальных и конкретных практических задач.

Поскольку упор сделан на медицинскую составляющую, то миссией направления можно считать врачебную деятельность. Но подразумевается, что выпускник курса будет иметь широкие полномочия. Он будет компетентен и для оказания первой медицинской помощи, и для осуществления грамотной диагностики. Выпускники курса занимают серьезные должности в медицинских учреждениях, стоят во главе исследований, нацеленных на усовершенствование лечебной, восстановительной и врачебной помощи в целом.

Условия поступления

Основная задача направления - обучить студента важнейшим дисциплинам из трех сфер, которые сложно назвать смежными. Но они взаимосвязаны друг с другом, так что здесь приходится обладать незаурядным умом, чтобы уметь интегрировать полученные знания в своей работе.

Какие же предметы сдают будущие специалисты при поступлении в вузы Москвы:

  • физика (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • биология/химия.

Будущая профессия

Круг задач, который будет стоять перед молодым специалистом, достаточно широк, чтобы можно было выбрать самое интересное направление в профессиональной самореализации. Выпускник курса сможет работать с новейшей медицинской и лабораторной техникой. Он будет углубляться в насущные проблемы медицины и искать пути к их решению. Также можно выбирать должность практикующего врача, преподавать или выпускать медицинскую аппаратуру.

Куда поступать

В настоящее время программу специалитета по этому направлению готовы предложить следующие учебные заведения:

  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова;
  • Первый Московский государственный университет имени Сеченова;
  • Казанский федеральный университет;
  • Казанский государственный медицинский университет;
  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Срок обучения

Чтобы освоить все дисциплины, которые входят в программу обучения, предстоит отучиться на курсе в течение шести лет после окончания одиннадцатого класса.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Студенты на пути к получению диплома специалиста осваивают следующие важные предметы:

  • кибернетика в физиологии;
  • педиатрия;
  • радиобиология - общая и медицинская;
  • лабораторная диагностика;
  • генетика: общая и медицинская;
  • биотехнологии в медицине;
  • внутренние болезни;
  • лучевая диагностика;
  • биофизика в медицине;
  • лучевая терапия;
  • эволюционная патология;
  • квантовая биофизика;
  • высшая математика.

​ Приобретаемые навыки

Успешное освоение программы специалитета означает, что выпускник может выполнять следующие задачи в процессе трудовой деятельности:

  • прием больных - терапия, хирургия, невралгия;
  • оказание неотложной помощи;
  • составление плана обследования;
  • использование разных видов исследования: медицинского и генетического, биофизического и иммунологического;
  • подбор методов лечения;
  • составление родословной;
  • анализ результатов исследований;
  • разработка и внедрение новых методик диагностики;
  • внедрение новых способов восстановления больного, с точки зрения медицины;
  • изучение патологий, с точки зрения механизмов их возникновения;
  • работа с применением новейшей аппаратуры;
  • проверка работоспособности новой медицинской техники, поиск неисправностей и их устранение;
  • соблюдение врачебной этики;
  • проведение мероприятий, которые связаны со здоровьем, экологией, профилактическими мерами;
  • преподавательская деятельность;
  • составление учебных и методических пособий;
  • организация работы медперсонала;
  • свободное владение иностранным языком.

Перспективы трудоустройства по профессии

С полученной специальностью у выпускника не возникнет вопросов, кем и где ему работать. Такая профессия является сравнительно молодой, а потому очень востребованной. Она позволяет заниматься педагогической либо научной деятельностью. Также бывший студент может выбирать путь практикующего врача. Его примут на работу в лаборатории, где занимаются биофизическими исследованиями.

Еще одно место трудоустройства - научно-исследовательский институт. Можно рассчитывать на вакансии в фармацевтических компаниях, в медицинских учреждениях. Специалисты широкого профиля необходимы на предприятиях сельскохозяйственной отрасли и на заводах, где выпускается новейшее медицинское оборудование.

Какие должности занимают специалисты:

  • врач;
  • врач-лаборант;
  • исследователь;
  • научный сотрудник;
  • биофизик;
  • преподаватель;
  • старший лаборант;
  • иммунолог;
  • медицинский технолог;
  • биолог;
  • генетик.

Такая профессия считается высокооплачиваемой. Средний уровень дохода на стартовом этапе - 35-40 тысяч в отечественной валюте. Так как новые технологии лечения и диагностики зарождаются быстрыми темпами, то специалист, который оперативно их осваивает, ценится очень высоко, соответственно, растет и его зарплата.

Преимущества обучения в аспирантуре

Молодые специалисты, которые выбирают путь погружения в науку, поступая в аспирантуру, открывают для себя новые перспективы. В программе обучения весомую роль играет практика, участие в реальных лабораторных исследованиях, серьезное изучение иностранного языка.

Программа подготовки предполагает знакомство со всеми новинками из области медицины, физики и биологии. В том числе, обязательно происходит ознакомление с мировыми достижениями. Поэтому выпускник курса становится компетентным профессионалом, способным претендовать на ведущие позиции в корпорациях международного уровня. Он может выбирать также путь научного ученого или же занимать преподавательские должности в учебных заведениях.


Top