Состоявшийся человек это. Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности Что значит состояться в жизни

Мне 29 лет. Я до сих пор живу с родителями. Был неудавшийся и глупый брак с другом, после которого я потеряла и друга, и т.н. мужа. Я так и не нашла себя в работе. Все,чем мне приходится заниматься - это быть разными менеджерами в разных компаниях. Разными - потому что мне абсолютно неинтересно то, чем я занимаюсь. Ни экономика, ни юриспруденция, ни бухгалтерия, ни продажи, ни закупки, ни кадры, ни логистика - ничто не принесло мне ту нишу, в которой хочется остаться навсегда. Все мои работы длились максимум по полгода, пока это было интересно и ново. Затем резко уходит интерес, причем настолько,что я начинаю постоянно болеть, не вылезаю с больничных, меняюсь в отношениях с коллегами и все приводит ко взаимному расставанию. Последние несколько месяцев я не работаю вообще, у меня есть человек, который меня понимает и как-то поддерживает, это мой двоюродный брат. Мне несколько неловко, но только несколько, потому что я окончательно разуверилась за 9 лет,что смогу чего-то достичь - хотя бы спокойной и стабильной работы на одном месте. В трудовой мелькают частые переходы, это отпугивает работодателей. В личной жизни давно полный ноль, за исключением нескольких интрижек на раз. Но это не так сокрушительно меня убивает,чем какая-то беспомощность в финансово-материальном плане. Я сижу и верю в какие-то чудеса, которые вдруг со мной могут приключиться, нахожу миллионы разных хобби - некоторые пристают надолго, некоторые отваливаются. Одним из хобби я пыталась зарабатывать на жизнь, и вроде бы сначала неплохо пошло, но потом застопорилось, потому что я совершенно не представляю как себя продавать. Пыталась и так и сяк, и посещала лекции, слушала и смотрела вебинары. Пока не очень. Притом, в жизни я очень позитивный человек, никому не жалуюсь и не люблю ныть, мои знакомые не знают ничего о том,что со мной происходит, я что-то вру, как-то изворачиваюсь, и вроде все верят, потому что всем плевать, по большому счету. И у меня есть какой-то комплекс на этот счет, потому что я никогда не прошу помощи, ни у кого. Ни на работе, нигде. Иногда думаю, если мне станет плохо, не дай Бог, на улице,я просто тихо умру, потому что мне стыдно попросить помощи. Я должна все смочь сама. Но так получилось, что я ничего уже не могу сама, и начинаю всерьез задумываться, а стоит ли так продолжать жить. Не упоминала - детей нет, и вряд ли будут. И не от кого рожать, и со здоровьем не особо. Может быть, кто-то знает как выдернуть себя из заколдованного круга и убежать от своей жизни,став кем-то другим? Потому что быть мной меня порядком утомило.

«Система постоянно преследует индивида и навязывает ему определённую роль, демонстрируя её необходимость. А тот, кто нападает на неё, - будь то шизофреник или революционер, - всегда принадлежит системе.

Крупные системы за всю историю не оставили свидетельств достижения кем-либо наибольшего внутреннего результата. Они породили героев, святых, но не поведали, в чем заключались сила, ставшая примером для общества, жизнеспособность, эмоциональные привязанности, сублимированные идеалы их внутреннего мира. фактическая ошибка – Прим. И.Л. Викентьева)

Если бы, например, какой-нибудь святой поведал о том, что действительно ощутил экзистенциальное удовлетворение, испытал славу, чувство достижения успеха в жизни. Но нет. Проведенные мною исследования психологии святых и героев системы показали, что все они были охвачены сильнейшим страхом. (Антонио Менегетти не приводит каких-либо данных, подтверждающих свой тезис – Прим. И.Л. Викентьева).

Субъект вёл себя в соответствии с правилами, предусмотренными системой в качестве средства избавления, последнего внутреннего убежища от страха перед риском. В таком случае, пытаясь освободиться от него, он идёт туда, куда советуют другие, где ему обещают покой. В этом случае человек встает под знамена истины, не обладая ею, той истиной, которая приносит удовлетворение. Несмотря на несостоятельность такого подхода, система неустранима. Вынужденные опираться на то, во что верят все, мы, таким образом, опускаемся до того, что соглашаемся с утверждением, будто истина там, куда указывают другие.

Жизнь не изменится от того, верит ли в неё кто-то один, все или никто. Когда люди проявляют себя, устраивают зрелища или участвуют в литургии, они увлекаются феноменом, забывая о ноумене, точке зарождения жизни. О жизни состоявшихся людей не написано ни строчки. (Это утверждение Антонио Менегетти – фактическая ошибка – Прим. И.Л. Викентьева)

Состоявшиеся никогда не входили в какую бы то ни было систему. Определение «состоявшийся» я отношу к человеку, бесконечно терпимому к любой системе, поскольку ему уже известно, что всякая система, как таковая, препятствует движению жизни и, следовательно, является временной структурой, служа тем, кто не знает, как управлять собой.

Состоявшийся знает, что никакая система не может дать того, что есть истина, жизнь: система не даёт силу, она предлагает букву, цифру, установку. Система может указать, что делать, но у нее нельзя спросить: правда ли это, будет ли это во благо индивиду? Сталкиваясь с подобным вопросом, всякая система аннулирует себя. Даже самая утонченная религия на вопрос о самореализации предлагает надежду, осуществление которой невозможно продемонстрировать, тем самым неизбежно отсылает субъекта обратно в область веры и заставляет его бежать от действительности.

Состоявшаяся личность, наоборот, после обучения продолжает идти вперёд, руководствуясь очевидностью и начиная узнавать, как, где и когда проявляет себя сама жизнь. Тот, кто постоянно стремится избежать тысячи ненужных дорог, зовущих его, непрерывно отвергает все закрытые системы, ведёт такой образ жизни, который представляет собой постоянное самоутверждение во всех областях существования: если он хочет денег, он знает, как создать соответствующее системе средство для достижения своей цели; в этом смысле он точнее любого юриста, поскольку тот уже заключён в систему, тогда как состоявшийся человек знает, как использовать «машину», как задействовать самую суть, разум стереотипа для того, чтобы тот функционировал во благо самого человека. Если он хочет признания, дружбы, любви, здоровья, то способен использовать различные системы для получения наслаждения.

А наслаждение заключается для него в независимости от всех систем; это путь не нападения, не контрреволюции, а умелого использования системных программ.

Когда система нефункциональна для его индивидуации, он может аннулировать все системы, как бы стирая их из собственного разума. Состоявшаяся личность умеет прибыть в некое место, в некий момент, в некую простую часть самого себя, сконцентрироваться в этом малом пространстве и опосредовать целое, опосредовать множество вещей как системы, так и бытия согласно своим потребностям.

Состоявшийся индивид не верит ни в одну систему, ни в одну науку не потому, что отвергает их, но потому, что рассматривает их относительно использования ситуации, доверяя только самому себе. (Человек имеет право не верить в науку – очень часто это ведёт к эклектике, шаманским техникам и т.п. – Прим. И.Л. Викентьева).

В сущности, реализовавшееся «Я» способно принять со скромной терпимостью, со спокойным безразличием любую вещь, оставаясь, напротив, чрезвычайно внимательным к минимальным движениям жизни. Уловить благодать и истину в любви, в деньгах, в приятном использовании всех этих внутренних и внешних чувств, внутри любого своего интеллектуального путешествия - это нормальная практика развитого «Я». Он больше не открывает истину, он умеет создавать её. Можно также предположить, что жизнь состоявшихся индивидов была описана, но по какой-то внутренней необходимости система уничтожила эти труды.

Современная культура в определённом смысле увековечивает биографии любого уровня - от биографий святых до биографии графа Дракулы, от героя до Синей бороды. Но описание жизни состоявшегося человека должно быть уничтожено. Это происходит, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, система с помощью своих кодов не сумеет прочесть такое описание, не поймёт его и, следовательно, не сможет передать его дальше. Во-вторых, это предпринимается с целью защиты программ системы. Утрата внутренней глубины, благодати объясняется не тем, что система плоха или заранее была так запрограммирована, но её внутренней логикой: система, в конечном счёте, представляет логику большинства, защищая численное превосходство тех, кто не осуществил становление, не реализовался».

Антонио Менегетти, Система и личность, М., ННБФ «Онтопсихология», 2007 г., с. 105-108.

Однажды один известный персонаж из произведения не менее
известного классика изрек со сцены Иркутского областного
драматического театра имени Н.П. Охлопкова: «Человек
— это звучит гордо!». Вы, Анатолий Андреевич, своей работой
в этом театре доказали, что директор — тоже человек!

Когда наступили новые времена и стало ясно, что театр
начинается не с вешалки, а с отсутствия финансов, Вы
сумели так отреставрировать этот шедевр архитектурного
зодчества, что о таком театре теперь мечтают лучшие коллективы
России, СНГ, да, пожалуй, и Европы.

Когда многие директора безуспешно ломали голову, как
отправиться на гастроли хотя бы в соседний город, Вы
умудрились дважды с успехом побывать на гастролях в Америке,
прорубили окно в Европу, съездив в Германию и Болгарию,
а сейчас уже собираете чемоданы в Японию. Эти маршруты
говорят о многом, но прежде всего о востребованности
Вашего театра.

Здесь еще можно пространно говорить о ставших традиционными
вампиловских фестивалях и о «Сиянии России», одно только
проведение которых требует незаурядных организаторских
способностей, но вот беда — газетная полоса не резиновая.

Я легко могу продолжить список Ваших добрых дел, приумноживших
славные традиции культурной жизни земли сибирской, но
суть не в этом. Меня их количество и масштабность наталкивает
на безумную мысль — уж не ровесник ли Вы театру?! Кстати,
Ваша мудрость, присущая старцам Востока, в разрешении
сложнейших, казалось бы, безвыходных ситуаций в культурной
жизни нашего региона лишний раз убеждает в этом.

У каждого из нас наступает свой момент истины. Это случается
всего один раз, когда человеку жизнь дважды выставляет
«отлично» в день его 55-летия. Большинство соответствуют
такой оценке лишь по количеству прожитых лет, меньшинство
— по количеству содеянного. Вас, Анатолий Андреевич,
смело можно отнести к разряду вторых.

Я знаю, что Вас на заманчивых условиях приглашал на
работу в столицу сам Калягин. А Вы остались верны столице
Восточной Сибири. И правильно сделали: для казацкой удали
и темперамента — Вы ведь из казаков — сибирский воздух
больше подходит. Он чище.

Вот почему если бы меня сейчас попросили найти точный
синоним к словосочетанию «состоявшийся человек», я бы,
не задумываясь, поставил фамилию Стрельцов.

Антон ШЛОЙДО, генеральный директор ЗАО «Иркутскпромстрой»

В нашей жизненной круговерти редко, но происходят события
необыкновенные и значимые. В Иркутске таким событием
стал юбилей директора театра им. Н.П. Охлопкова Анатолия
Андреевича Стрельцова.

Его жизнь не укладывается в обычные рамки. Неформал, как
модно сейчас говорить. Он удачлив во всем — в театре,
в общей деятельности, у него семья, дом — полная чаша.
Многое ему было дано от рождения, многого он добился
сам.

Мы знакомы с ним не очень давно, с момента реставрации
театра.

Помню годы реконструкции театра. Все это время в его стенах
разыгрывался грандиозный спектакль, имя которому — стройка.
Здесь порой такое закручивалось, что многие драматурги
бы позавидовали. А писалась эта пьеса в основном на еженедельных
заседаниях штаба стройки. Спорили, ругались. Порой не
совпадали идеологические подходы членов штаба, в который
входили чиновники, строители, работники управления культуры,
ЦСН и сам Стрельцов. Но все равно находили решение, устраивающее
всех.

Но когда дело доходило до конструктивных решений, последнее
слово всегда было за человеком, кажется, очень далеким
от строительства, а именно — за директором академического
драматического театра Анатолием Стрельцовым. Да это и
понятно: строители уйдут, а директор останется в своем
обновленном доме. И ему тут работать. Так что Анатолий
Андреевич за эти два с лишним года научился многому,
многое для себя открыл.

И он верил в нас. Он болел за все: решал, какие будут кресла
в зале, — и ехал за уникальной мебелью в Италию (такая
есть только в «Ла Скала»); каким будет театральное освещение,
звук. Эти важные составляющие театрального
действа произведены в лучших фирмах мира (США, Чехия,
Франция) и отвечают последним достижениям техники.
На сегодняшний день лучшего театрального оснащения в
стране нет.

Дорогой Анатолий Андреевич! Я желаю Вам больших творческих
успехов. Чтобы благодаря Вам не угасала жизнь духовного
храма нашего города, чтобы свершились все Ваши замыслы
и планы.

Примите пожелания здоровья, процветания, благополучия
и веры в свои силы.

Михаил ВИНОКУРОВ, ректор БГУЭП

Анатолий Андреевич Стрельцов — удивительный, разносторонне
одаренный человек! Он сочетает в себе качества театроведа,
в высоком смысле этого слова, и потрясающе талантливого
менеджера, уверенно ведущего творческий коллектив театра
по сложному пути театральной реформы. Соединение мастерства
и опыта мэтров театрального искусства с энергией и новаторством
молодых актеров, глубокая продуманность репертуара театра,
позволяющая формировать зрительскую аудиторию из всех
возрастных групп, трезвое понимание того, как жить театру
в условиях рыночной экономики, — таковы, на мой взгляд,
наиболее яркие черты, характеризующие деятельность директора
Иркутского драматического театра.

И, конечно же, присущий ему дух молодости! Анатолий Андреевич
с удовольствием встречается со студентами иркутских вузов,
чутко улавливая настроения и культурные запросы современной
молодежи. Несколько интересных встреч состоялось у него
и со студентами Байкальского государственного университета
экономики и права, итогом которых стало создание в БГУЭП
театральной студии под руководством молодого режиссера
театра Геннадия Гущина. В день юбилея Анатолия Андреевича
хочу пожелать ему большого личного счастья, а его любимому
драматическому — широкого признания театральной публики
как в России, так и за рубежом.

Гайдар ГГАЙДАРОВ, депутат Законодательного собрания,
заслуженный врач РФ, профессор

Об Анатолии Андреевиче Стрельцове сказать коротко трудно.
Он сочетает в себе столько хороших качеств, и обо всех
хочется вспомнить и рассказать. У него огромной
силы харизма. Его харизматическая энергетика влияет на людей.
Он лечит словом. Люди идут к нему со своими горестями,
за советом, и он им помогает. Он беспокоится о своих сотрудниках.
Театр для него — это большая семья, и он, как многодетный
отец большого семейства, переживает за каждого. Все радости
и беды он делит с ними. Это очень надежный человек,
сильный, мужественный и добрый. Он — настоящий!

Бывают руководители, заботящиеся только
о своем благе, он же думает о себе меньше всего. На
первом плане у него всегда забота о том, чтобы театр
был уютным, красивым, ухоженным, чтобы в нем кипела
работа, чтобы в театр приходили люди и, уходя, стремились
прийти снова, чтобы в нем жил всегда дух молодости и
творчества.

Желаю вам крепкого здоровья, благоденствия, неиссякаемой
энергии, пусть всегда вас радуют дети и внуки, оставайтесь
таким, какой вы есть, настоящим человеком, добрым
и надежным другом, профессионалом высшей пробы.

Владимир ШАГИН, директор Иркутского музыкального театра

Уважаемый Анатолий Андреевич!

Очень рад поздравить Вас с очередной вехой Вашей жизни.
Вы являетесь примером для подражания в служении театру.
Вы человек, который знает театр не понаслышке и не
со стороны зрительного зала. Вы знаете его так, как не знает никто
другой. Наверно, и у Вас были моменты отчаяния, когда
какое-нибудь задуманное дело не получалось не по Вашей
вине. Но Вы всегда спокойны и уверенны. И благодаря Вашему
умению находится выход из любого положения. Коллектив
Ваш живет, не зная порой, как тяжело это все достается.

Мне хочется пожелать Вам долгих лет жизни и жизни в театре,
так как понимаю, что Ваша жизнь и жизнь театра неотделимы.

Желаю Вам, чтобы люди, окружающие Вас, были искренни в
своих отношениях к Вам.

Крепкого Вам здоровья!

Людмила КОЛЕСНИК, директор Иркутского областного краеведческого
музея

Дорогой Анатолий Андреевич!

От всей души поздравляю Вас с юбилеем!

Ваша любовь и преданность театру дают Вам мощный творческий
импульс быть таким талантливым человеком и руководителем.
Но в этот день особенно хотелось бы отметить Ваши человеческие
качества, такие как доброта, открытость, большое чувство
юмора, широта души, присущие людям, родившимся на Дону,
а также любовь к жизни, искренность, плещущую через край энергию.
Оставайтесь всегда таким же энергичным, успешным, удачливым
и обаятельным мужчиной.

Желаю, чтобы жизнь приносила радость, удовольствие, чтобы
всегда было желание и возможность достигать успеха. Пусть
в Вашем доме царят любовь, мир и согласие. В этот замечательный
день примите искренние пожелания крепкого здоровья, неиссякаемого
оптимизма, новых свершений и творческих успехов, благополучия
и хорошего настроения, надежных коллег и партнеров.

Сергей КОРОБКОВ, художественный руководитель Государственного
театра Наций (г. Москва)

Анатолий Андреевич Стрельцов — из той редкой породы
театральных людей, к которым слово «деятель» подходит
со всей определенностью. Стрельцов — деятель, созидатель
или, как говорили в старину про избранный театральный
люд, — труженик сцены. Деяние и созидание в современной
эпохе Иркутского драматического театра ощущаются буквально
во всем — от того, как встречают зрителя перед началом
спектакля, до выбора репертуара и всесторонней заботы
о труппе. В Стрельцове чувствуется эта избранность, избранность
служителя сцены, которая, конечно же, сама по себе ниоткуда
не берется, а формируется благодаря многочисленным умениям,
врожденным и благоприобретенным, благо Стрельцов никогда
не стеснялся учиться, наблюдать, пробовать, отважно искать
наиболее оптимальные и времени отвечающие модели существования
театра.

Стрельцов блестяще разбирается в том, что называется
театральными тенденциями времени. Он из тех тяжеловесов,
кто знает про театр все или почти все. Знает, как выстраивать
взаимоотношения театра с публикой, в чем ей потакать,
а в чем отказывать. Он похож на своеобразного театрального
часового, хотя всем своим респектабельным видом скорее
напоминает европейского продюсера. Он не пускает
на сцену фальшь, запрещает сиюминутное, никогда не лебезит
перед театральной модой, он понимает то, что есть, было
и будет самим предназначением театра — говорить о человеке,
о мире, о взаимоотношениях, наполняющих содержанием и
целесообразностью все сущее и все сущностное. Отсюда,
наверное, его преданность драматургии Вампилова, отсюда
же — любовь и поклонение русской классике, отсюда —
неустанная забота о том, чтобы зритель, приходя в его
театр, уходил оттуда уже другим — вкусившим новых смыслов
и новых эмоций, обитаемых на подмостках в игре сильных
и интересных актеров иркутского театра.

Новый век переменил расстановку сил в пространстве русского
репертуарного театра. Все чаще и чаще главным ответственным
за его статус становится не режиссер, а директор — часовой
или домовой, — кому как нравится его называть. Режиссеры
приходят и уходят, ищут лучшей доли, растут и вырастают,
завоевывают новые сцены, а директор остается, и кажется,
один он и остается ответственен за сохранение театрального
духа в тех стенах, которым — хозяин. Далеко не все
из современных директоров могут похвастаться тем, что
это им удается. В иных театрах штормит и непогодит. А
вот Стрельцов умеет соединить в своих руках разные нити,
разные направления и разные судьбы театрального искусства.
Уважая творческих людей — режиссеров, артистов, художников,
— он, и только он, берет на себя главную ответственность
— перед зрителем и перед временем. И зритель и время,
думаю я, отвечают ему взаимностью.

Нелли МАТХАНОВА, писатель

Когда у меня появилась идея написать пьесу об иркутском
американце, я встретилась с директором театра А.А. Стрельцовым.
«Интересная история, пиши», — поддержал он меня.

И вот, волнуясь, читаю первый вариант, жду строгих замечаний
и критики, Стрельцов внимательно слушает, потом деликатно
и мягко говорит: «Может, я не прав, но, наверное,
эту сцену надо сделать по-другому, решай сама». Его
поддержка вдохновляла и помогала мне в работе.

Успешно прошла премьера, появились статьи в «Огоньке» и «Независимой
газете». Театр дважды был приглашен на гастроли
в США, штаты Калифорния, Орегон, Огайо, Филадельфия.
И везде теплый прием, благодарные американские зрители,
рецензии, интервью в газетах и на ТВ. Фото из спектакля
и подпись: «Срочно позвоните агенту Мерил Стрип, эта
история любви не знает границ». Для американцев спектакль
был не только историей их соотечественника, но и встречей
с талантливыми актерами, знакомством с Иркутском и Сибирью.

Усилиями А.А. Стрельцова театр был отреставрирован. Сейчас
само посещение театра — праздник для зрителей. Директором
подобрана отличная команда, начиная от билетеров, работников
цехов и заканчивая администраторами. Как тут не вспомнить
слова А.П. Чехова из письма Немировичу-Данченко: «Ваш
успех еще лишнее доказательство, что публике и актерам
нужен интеллигентный театр».

Алексей ХУДЯКОВ, начальник отдела искусств комитета по
культуре администрации Иркутской области

Вот уже 19 лет Анатолий Андреевич Стрельцов возглавляет
один из старейших театров России.

У этого театрального корабля замечательный капитан. На
всех уровнях, театральных форумах, фестивалях он отстаивает
принципы театра, которые ему близки, — глубокая вера
и преданность традициям русского реалистического театра.
Много сделал Стрельцов для театра и, уверяю, сделает
еще много славных и добрых дел, «не жалея живота своего».
Это целеустремленный, решительный, волевой человек.
Несмотря на его порой крутой нрав, люди платят ему любовью
и верностью.

Сколько интересных гастролей по России прошло с успехом!
Театр смело вышел и, думаю, полноправно закрепился
на международных сценических подмостках. Гастроли в США,
Польше, Германии, Монголии, Болгарии, Украине, Узбекистане
— это инициатива, бессонные ночи директора театра.

Директор мечтает о многом, и дай Бог, чтобы его мечты,
все добрые начинания осуществились.

Ксения КОВАЛЕВА, студентка, актриса народного театра
«Юность»

Дорогой Анатолий Андреевич!

Мне выпало счастье поздравить Вас от лица любительского
театра «Юность» с 55-летием. Это событие не может остаться
незамеченным не только для театральной элиты города Иркутска,
но и для молодого поколения театралов, растущих под вашим
чутким руководством.

В наше безразличное время кажется необыкновенным то,
что кому-то еще важно, чтобы молодежь увлекалась не только
распитием алкогольных напитков на набережной, важно зарождать
и поддерживать в молодых сердцах любовь к искусству в
целом и к театру в частности.

Фестиваль «Алые паруса», созданный Вами, подарил нам
не только неделю бесплатных спектаклей, хорошего настроения,
добрых песен и счастливых глаз, но и, что самое главное,
друзей-единомышленников, которых подчас так трудно найти.

Хотелось бы пожелать Вам достижения светлых и добрых
целей на Вашем творческом пути! Любви и счастья! А главное —
не терять веры и оптимизма, присущих Вам!

* * *

В адрес Анатолия Стрельцова в эти дни поступает много
поздравлений, которые все не могут быть опубликованы.

К поздравлениям присоединяются председатель
комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска
Николай Хиценко,
совет директоров ЗАО «Объединение «Ермак», коллектив музея им. Сукачёва,
художественный руководитель народного театра «Диалог» Валентина Просекина и многие другие.

Наибольшие трудности возникают, когда нужно перейти от культурно-типологических черт личности Бетанкура к его индивидуально­сти. В чем видится, говоря словами Пушкина, “лица необщее выраженье”? Конкретно-биографические сведения о Бетанкуре скудны, но все-таки можно указать на главный вектор развития его личности. Эвристи­ческие возможности для этого предоставляет эпигенетическая теория Эрика Эриксона.

Главная идея Эриксона состоит в том, что личность на каждом возрастном этапе переживает кризис, который может разрешиться как ус­пешно, так и неудачно. В первом случае умножаются возможности лично­стного роста, во втором – возникают серьезные затруднения. В детстве че­ловек определяется в своих глобальных установках на мир и на себя. В благоприятных условиях личность обретает доверие к миру и к себе, ста­новится активной, инициативной, расположенной к творчеству. В случае неудачного развития личность опасается враждебных действий извне, со­мневается в своих возможностях, теряет активность и инициативность, об­ретает чувство неполноценности. В “смешанном варианте” создается соче­тание удачных и неудачных результатов выхода из кризисов возраста.

По воспоминаниям современников, Бетанкур был оптимистичен, отличался добротой и легко шел на контакт с людьми. Известно, что в детстве Бетан­кура учил его отец – подполковник, знающий инженерное дело. Судя по письму 31-летнего Бетанкура родителям, он с удовольствием делился с ними как техническими замыслами, так и своими успехами. Он пи­шет о созданной им драге, что это “машина, приводимая в движение вет­ром и служащая для обезвоживания болотистых почв. Она очень понрави­лась всем гидравликам, которые ее видели, и была ими апробирована" (Б, 25). Здесь явно чувствуется и привязанность к родителям, и духовное род­ство с ними. Важным аспектом роста личностной активности является стремление человека овладевать культурными “языками”: иностранной ре­чью, математикой, танцами, живописью и т.п. Это закладывается в дет­стве (до восьми лет). Известно, что уже в ранние годы Бетанкур освоил англий­ский и французский языки, проявил интерес к рисованию. В моло­дые годы он посещал рисовальный класс Академии изящных искусств в Мад­риде. Да и к науке Бетанкур подходил с универсальным интересом: как ма­тематик, механик, химик. Спектр научных и технических открытий Бетан­кура чрезвычайно широк: от создания шкалы для термометра до раз­ра­ботки технологии производства бумаги для ассигнаций.

В юношеские годы важным моментом является ясное определение себя как личности (формирование чувства идентичности, тождественности себе). При успешном контакте со сверстниками у человека созревает чет­кий Я-образ, обеспечивающий устойчивость поведенческих программ. При обнаружении той или иной слабости физического или психологиче­ского свойства в нормальных условиях действует указанный А.Адлером меха­низм компенсации. Бетанкур был невысокого роста, что, возможно, и тревожило его. Но скомпенсировал он это легкое упущение природы общительностью и приветливостью. Бетанкур – отчетливый экстраверт, он активно ищет контакты с окружающими. Бетанкур похож на Моцарта – своего великого современника. Он переполнен научными идеями и щедр на их воплощение. По характеру – веселый, добродушный, терпимый к слабостям людей, но не приемлющий подлости. Открыт, контактен, стремится соединять людей в общем деле. Любопытно, что большинство своих дел он свершает в паре с кем-либо из подходящих для ситуации лю­дей: свое первое изобретение (прядильный станок) Бетанкур делает вместе с сестрой; знаменитый учебник пишет с Ланцем; усовершенствует меха­низм часов вместе с Бреге; при постройке Московского манежа сотрудни­чает с Бове; Нижегородскую ярмарку обустраивает с Монферраном. Бе­танкур готов знакомиться с интересными людьми, знакомить их между со­бой, соединять их в интересных начинаниях. Колоритную картину в своих воспоминаниях создает английский инженер Смайльс, знавший Бе­танкура в годы его пребывания в Лондоне в конце 1880-х гг.:



“Случалось, что Бетанкур, совершая свою ежедневную прогулку, обыкновенно ходил мимо небольшой мастерской Модсли в Уэльс-стрите и, будучи сам токарем, с любопытством рассматривал разные вещи, вы­став­ляемые время от времени в окне мастерской молодого механика. Од­нажды в окне был выставлен такой превосходный метчик, что Бетанкур вошел в мастерскую, чтобы расспросить Модсли, который ему очень по­нравился, и после того часто заходил в мастерскую и спрашивал, нет ли чего нового. Бе­танкур был также хорошо знаком с Бриннелем, и, когда тот по­жаловался ему, что не может найти искусного механика, который бы взялся построить спроектированную им блочную машину, Бетанкуру тот час пришло в го­лову, что Модсли, по всем вероятиям, выполнит как нельзя лучше предпо­лагаемую трудную работу, и он тут же рассказал Бриннелю о новых пре­восходных орудиях, придуманных Модсли для достижения большей точ­ности и законченности в работах. Бриннель сразу решил обра­титься к Модсли и просил Бетанкура познакомить его с ним; они отправи­лись вме­сте, и после предварительных переговоров Бриннель опять обе­щал зайти в мастерскую Модсли и принести с собой чертежи предпола­гаемой модели" (Б, 32).

Женился Бетанкур в тридцать два года. По понятиям того времени, это был как раз подходящий возраст: когда определилось социальное по­ложение мужчины. Скажем, Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной, имея от роду примерно столько же лет. Выбор Бетанкура был вызван исключительно личной привязанностью к невесте – без стремления к каким бы то ни было побочным целям. Анна Жордан была не родовита и являлась иностранкой. Поэтому даже полное оформ­ление семейных отношений Бетанкуров протекало со сложностями: раз­решение испанских властей на брак Бетанкур получил только через семь лет (!) после венчания. Но самостоятельность и независимость выбора Бе­танкура проявляются и вот в чем. С большой долей вероятности можно ут­верждать, что Анна обладала трудным характером. Желчный Вигель обо всех членах семьи Бетанкура говорит как о приятных людях – кроме ма­тери семейства, и здесь ему можно верить:

“Надобно полагать, что смолоду была она красива собою; без того, кто бы велел Бетанкуру жениться на ней, когда она была низкого состоя­ния? А спесива была она так, что не приведи Бог” (В, V, 13). Но Бетанкур смог создать теплую семейную атмосферу. Его активность и жизнерадо­стность передались дочерям. Вигель так продолжает свой рассказ:

“К счастью, дочери ни с какой стороны не походили на Анну Ива­новну, а скорее на родителя Августина Августиновича.... Когда я начал их знать, одна только пятнадцатилетняя Матильда пленяла наружностью, а две старшие давно уже перешли за краткий срок, который жестокая к ним природа дала их прелестям. Но было им чем заменить эту великую по­терю: каждое слово их выражало грацию ума и сердца; с восхищением можно было слушать их, когда играли на арфе или фортепиано, с восхи­щением любоваться их рисунками и их народною пляской фанданго и бо­леро... Можно ли было удивляться беспредельной нежности к ним отца, и кто бы не был ими счастлив?” (В, V, 13–14).

Личность — носитель индивидуального начала, самораскрывающегося в отношений, общении и своей деятельности. Зачастую, в обществе не так сложно выделить человека индивидуального и не зависящего от человеческих предрассудков и стереотипов общества. Какими же чертами обладает личность?

И что нужно делать, чтобы стать самодостаточной личностью?

1. Не сравнивайте свою жизнь с жизнью других. Вы понятия не имеете, что они пережили и не знаете весь их путь.
2. Не держите негативные мысли или вещи, которые вы не можете контролировать. Вместо этого вкладывайте свою энергию в положительное настоящего.
3. Не более чем просто делайте. Знайте свои пределы.
4. Не судите себя слишком строго.
5. Не тратьте свою драгоценную энергию на сплетни.
6. Больше мечтайте во время бодрствования.
7. Зависть является пустой тратой времени. У вас уже есть все, что вам нужно.
8. Забудьте проблемы прошлого. Не напоминайте вашему любимому человеку его/ее ошибки прошлого. Это испортит ваше настоящее счастье.
9. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на ненависть. Не ненавидьте других.
10. Никто не отвечает за ваше счастье, кроме вас.
11. Поймите, что жизнь — школа, и вы здесь, чтобы познать её. Проблемы — просто часть учебной программы, которые появляются и исчезают, как алгебра какого-то класса, но уроки, которые вы узнаете, запомнятся на всю жизнь.
12. Больше улыбок и смеха.
13. Вы не должны выигрывать каждый спор.


Top