Сообщение на тему местоимение как часть речи. Употребление местоимений в речи

В русском языке местоимение является самостоятельной частью речи, указывающей на признаки, предметы, количество, но при этом не называющей их. В таблице описаны различные виды местоимений по значению, а также варианты их соотношений с другими частями речи.

Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа, именительного падежа.

Примеры местоимений в словосочетаниях : он ответил, вы знаете, несколько яблок, каждый школьник, этот дом.

В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.

Какие бывают местоимения по значению?

Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.

Разряды по значению Описание Примеры
Личные указывают на предмет, лицо, явление я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Притяжательные указывают на принадлежность мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Возвратные указывают на обращенность действия на себя себя, себе
Вопросительные выражают вопрос кто? что? чей? какой? сколько? который?
Относительные используются для связи частей сложноподчиненного предложения кто, что, чей, какой, сколько, который
Неопределенные указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, число чего-либо некто, несколько, кое-что, кто-либо, чей-нибудь и др.
Отрицательные указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака ничто, ничей, никакой и др.
Указательные указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов этот, та, тот, столько и др.
Определительные указывают на обобщенный признак любой, каждый, всякий, иной и др.

Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Соотношение местоимений с другими частями речи

По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений.

Грамматические признаки местоимений

В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Постоянные грамматические признаки :

  • Разряд по значению;
  • Лицо (только у личных).

Непостоянные грамматические признаки:

  • Падеж;
  • Число.

Синтаксические признаки местоимений

В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1313.

Цели урока: научить учащихся "видеть" место местоимений в речи.

Задачи урока:

  • Определять семантику местоимений в данном предложении, тексте.
  • Определять морфологические, синтаксические признаки местоимений.
  • Воспитать у учащихся чувства гуманности через произведения детской классической литературы, поэтические произведения.

Оборудование:

  • Тексты рассказов Л.Н. Толстого "Старик сажал яблоню", В.Осеевой "Сыновья", А. Гайдара "Тимур и его команда", Л. Мартынова "Есть люди необычной красоты".
  • Иллюстрации к рассказам Л.Н. Толстого, В.Осеевой.
  • Перфокарты по теме "Разряды местоимений".
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук им. В.В. Виноградова/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковик, 1999.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель подготавливает учащихся к уроку, настраивает их на работу.

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги!

Давайте поговорим. (Обращается к учащимся.)

- О чем?

О самой загадочной части речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имени. Мы попробуем прикоснуться к тайне этих слов и проследим, как они "ведут" себя в предложении, тексте.

II. Введение в тему

Послушайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого "Старик сажал яблоню".

1. Работа с текстом рассказа Л.Н. Толстого "Старик сажал яблоню".

(Ученик рассказывает наизусть отрывок из рассказа Л.Н. Толстого.)

Старик сажал яблони

Его кто-то спросил:

Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с него яблока.

Старик сказал:

- Ребята, что, по - вашему, мог ответить старик?

(Учащиеся продолжают текст 1-2 предложениями.) (Работа по группам.)

Учитель, выслушав учащихся, зачитывает, как Л.Н. Толстой закончил рассказ:

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

- Сейчас я вам, ребята, хочу предложить несколько вопросов по данному тексту. В свои ответы, ребята, включайте местоимения, определяйте их разряд.

(Ребята рассматривают рисунок, где изображен старик, сажающий яблони)

- Для кого же старик сажает эти яблоки?

(Он сажает эти (указательное местоимение) яблони для других (определительное местоимение) людей, которые (относительное местоимение) будут жить после него).

- А какими, по вашему мнению, будут эти другие?

(Приветливыми, заботливыми, добрыми. Они, отведав плодов с яблони, не забудут вспомнить старика и его заботу о них, скажут ему "спасибо").

- А почему писатель не называет по имени человека, спросившего старика, а говорит о нем "кто-то"? Можете ли вы охарактеризовать его. Выскажите свое мнение.

(Индивидуальная работа)

Этот человек не понимает поступка старика. Зачем зря тратить силы на то, чем никогда не воспользуешься.

Может, он и завидует старику. Ему то никто не скажет"спасибо"

Таких людей неопределённое количество, поэтому Л.Н. Толстой и называет этого человека "кто - то".)

- А как бы вы назвали поступок старика?

(Добрым, сердечным:)

- Какова же главная мысль текста, и какие слова указывают на ее раскрытие? Какие это части речи?

(Личные местоимения: я, его, ты, мне - указывают на человека, который, несмотря на свой преклонный возраст, сажает яблони, делая людям добро).

- Так о каких же положительных душевных качествах мы говорим, обсуждая данный рассказ и поступки его героев?

(О доброте, внимании, заботе об окружающих).

Да, мы сегодня будем говорить о гуманности.

2. Работа с "Толковым словарем русского языка".

А вот что входит в данное понятие, мы узнаем, выяснив лексическое значение следующих слов:

Доброта - (общеславянское) - все положительное, хорошее, полезное; отзывчивость, сочувствие; дружеское расположение к людям.

Забота - (исконно - русское) - внимание, беспокойство за кого-нибудь.

Внимание - (общеславянское) - заботливое отношение к кому-нибудь.

(Учащиеся работают с "Толковым словарем русского языка" под редакцией С.И. Ожегова.)

- Какими местоимениями можно заменить эти слова?

(Учитель записывает на доске слова, которые входят в понятие гуманность. Должна

получиться запись:

доброта (она)

забота (она) гуманность

внимание (оно )

Для чего употребляют местоимения в речи? (Чтобы избежать повторов, чтобы уточнить смысл сказанного).

3. Работа с текстом В. Осеевой "Сыновья".

Так вот и мы, чтобы научиться избегать повторов, правильно употреблять местоимения в речи, будем работать по теме

Продолжая работать с предложениями и текстами, содержащими местоимения, мы должны будем подтвердить слова К. Чуковского:

(Записано на доске)

Местоимения, подобно
Ярким лучам солнца, озаряя,
Высвечивают все уголки
Родного языка.
К. Чуковский

Ребята, запишем сегодняшнее число и объясним правописание орфограмм в дате

Ше ст надцатое марта.

Класс ная работа.

Употребление местоимений в речи.

Мы всегда восхищаемся писателями, которые умело подбирают слова, когда пишут свои произведения. Вот и мы сейчас, ребята, попробуем себя в роли писателя. Ваша задача - восстановить текст В. Осеевой "Сыновья", на место пропусков вписать подходящие по смыслу текста местоимения, определить их разряд, объяснить орфограммы, данные в местоимениях.

На что указывают данные местоимения?

А. Самостоятельная работа.

У каждого учащегося есть текст рассказа.

В. Осеевой "Сыновья" с пропущенными в нём местоимениями.

Не сколько женщин брали воду из колодца.

И какой-(то) старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина:

Мой сынок ловок да силен, ни кто с ним не сладит.

А мой поет как соловей. Ни (у) кого голоса такого нет.

А третья молчит.

Что же ты про сво его сына ни чего не скажешь? - спрашивают ее соседки.

Что же сказать? - говорит женщина.

Ничего в нем особенного нет.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли.

А старичок - за ними.

Идут женщины, останавливаются.

Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один из них через голову кувыркается, колесом ходит -

Любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается -

Заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Каковы наши сыновья?

А где же они? - отвечает старик. - Я только одного вижу.

Б. (Коллективная аналитическая работа учащихся по проверке выполненной самостоятельной работы.)

(На доске записываются только подходящие по смыслу текста местоимения, объясняется их правописание.)

Не сколько - неопределенное местоимение, указывает на неопределённое количество предметов.

Какой-то - неопределенное местоимение указывает на неопределённый признак.

Ни кто - отрицательное местоимение указывает на отсутствие предмета.

Ни у кого - отрицательное местоимение указывает на отсутствие предмета.

Сво его- притяжательное местоимение указывает на принадлежность определенному лицу.

Ни чего - отрицательное местоимение указывает на отсутствие предмета.

Наши - притяжательное местоимение указывает на принадлежность определённым лицам.

Хорошо. Ребята, вы правильно указали местоимения, подходящие по смыслу текста, и определили их семантическую роль, объяснили их правописание.

(Полностью восстановив текст, учащиеся читают рассказ В.Осеевой "Сыновья" по ролям.)

Местоимения, как и другие самостоятельные части речи, имеют грамматические признаки, которые зависят от того грамматического признака какой частью речи характеризуется местоимение.

Ребята, определите грамматические признаки данных местоимений, выполнив их морфологический разбор

В. Работа учащихся по вариантам с взаимопроверкой.

1 вариант -

Своего 3 (сына) - (чьего?) - местоимение, указывает на принадлежность к определенному лицу.

I. Н.ф. - свой.

II. Притяж., в муж. р., в ед. ч., в вин. п.

III. Своего (чьего?) -определение.

2 вариант

(За) ними 3 (за кем?) - местоимение, указывает на одушевлённый предмет.

I. Н.ф. - они.

II. Личное, 3 лицо, во мн. ч., в тв. п.

III. (За) ними (за кем?) - дополнение.

Г. Коллективная аналитическая работа учащихся.

- Ребята, какова же основная мысль данного текста?

(Только один сын любит свою маму, поэтому помогает ей.)

Какое отрицательное местоимение использовано для характеристики третьего сына?

(Ничего).

О чем это говорит?

- (О том, что ничего в нем особенного нет, он просто помогает маме)

А может ли он быть для кого-нибудь хорошим другом?

- Давайте определим лексическое значение слова "дружба".

(Ученик зачитывает лексическое значение слова "дружба" по "Толковым словарю русского языка" под редакцией С.И. Ожегова.)

Дружба - (общеславянское) - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

(Учитель добавляет слово "дружба" в слова, входящие в понятие "гуманность" и вместе с учащимися определяет местоимение, которое указывает на это существительное)

доброта (она)

забота (она) гуманность дружба (она)

внимание (оно)

- Ребята, подберите однокоренные слова к слову "дружба" и запишите их, выделив корни.

дружба дружный друг

дружить дружеские дружелюбие

4. Работа с текстом А. Гайдара "Тимур и его команда"

- Во многих произведениях, которые вы изучали, поднимется тема "дружбы". Одно из таких произведений написано А.П. Гайдаром. Назовите это произведение, в котором рассказывается о друзьях, которые помогали нуждающимся в помощи?

("Тимур и его команда")

- Ребята, выкажите свое отношение к поступкам Тимура и его друзей.

(Друзья помогали нуждающимся в помощи людям, приносили им добро)

- Да, Тимур со своими друзьями всегда думал о людях.

Прочитайте высказывание Ольги о Тимуре. Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же.

В данном предложении определите синтаксическую роль местоимений

Чем же люди могут оплатить Тимуру за его заботу о них?

(Добром, дружбой)

III. Работа с перфокартой.

1. Индивидуальная работа учащихся

Продолжим разговор о дружеских отношениях, работая над перфокартой/

Какой человек может жить без друзей?

Жил он уединенно, лишь изредка кто-то заходил к нему.

Кто не знает дружбу, тот сам себе враг.

Каждая встреча была для друзей радостней.

Доверяйтесь своим друзьям.

2. Самопроверка перфокарты.

- Ребята, если немного пофантазировать, соединив точки, то какая получится часть речи?

Я - личное местоимение

Указ. Неопр. Вопр. Возвр. Опред. Притяж.

Ребята, можно ли сказать, что от этого местоимения зависит жизнь человека и окружающих его людей. Обоснуйте свой ответ.

(От того, как я буду относиться к другим, будет зависеть, какие будут возле меня люди)

- Да, ребята, человек должен быть внимателен, заботлив, дружелюбен, и люди будут относиться к нему так же.

3. Работа с предложением. Индивидуальная работа.

Ребята, выполните синтаксический разбор предложения:

Жизнь мне дается на дела добрые. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное)

Как вы понимаете смысл данного предложения?

(Если человек желает другому человеку добра, оно к нему и вернется.)

Да, ребята, об этом нужно помнить всегда. Послушайте отрывок из стихотворения Н. Рубцова. (Ученик читает наизусть, выразительно)

За все добро
Расплатимся добром.
За всю любовь
Расплатимся любовью:

IV. Работа по восстановлению текста с использованием слов для справок. (Коллективная работа учащихся)

Давайте восстановим текст пословиц.

Добро творить - :. веселить

Для другого:: не жаль.

Доброта побеждает:..

Слова для справок: ничего, все, себя

V. Итог урока.

- Итак, ребята, что же необходимо выполнять, чтобы "местоимения озаряли и высвечивали все уголки родного языка"?

(- Правильно использовать местоимения в тексте, предложении.

Правильно определять грамматические признаки местоимения.)

Уметь определять местоимения как слова с меняющимся конкретным содержанием, которое зависит от ситуации речи..)

- Да. Вы научились "видеть" место местоимений в тексте и, употребляя в речи местоимения различных разрядов, указывающих на предметы, признаки или количество предметов, через произведения русской литературы увидели, каким должен быть человек, как он должен относиться к окружающим его людям.

Какого человека можно назвать гуманным? (Учащиеся дают характеристику гуманному человеку. Ребята списывают с доски слова, входящие в понятие "гуманность".

доброта (она)

забота (она) гуманность дружба (она)

внимание (оно)

VI. Домашнее задание.

Ребята, знания, полученные вами на сегодняшнем уроке, вы используете при написании сочинений - миниатюр.

Чтобы понять, какова же будет тема сочинения, послушайте внимательно отрывок из стихотворения. (Ученица читает наизусть отрывок из стихотворения Л.Мартынова.)

Есть люди необычной доброты,
Ее всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие яркие костры,
Своим теплом нас согревая.

Ребята, так о ком вы расскажете в своих сочинениях - миниатюрах?

(О людях, которые совершили какое-либо доброе дело).

Правильно, ребята. В работе используйте изученные вами местоимения.

VII. Оценки за урок.

Рефлексия.

Ребята, был ли вам понятен материал, данный на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Ребята, устали ли вы за время урока?

Ребята, что данный урок дал вам для вашей дальнейшей жизни?

К местоимениям относятся слова, которые не называют конкретные предметы, количества, а лишь указывают на них. Значение и функции местоимений, их роль в тексте многообразны.
Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Поэтому местоимение можно определить как часть речи, которая передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет. В этом смысле местоимение определяется как часть речи, выступающая вместо существительного, прилагательного или числительного.
Так:
личные местоимения он, она, они заменяют собой существительные и обозначают лицо или предмет;
определительные местоимения -весь, всякий, самый, любой, каждый, а также указательные такой, этот, тот, сей заменяют собой прилагательные и обозначают признак;
местоимение столько, сколько употребляются вместо числительных и указывают на количество.
стилистические возможности местоимений раскрываются в их синонимическом использовании: Я знаю цену вашим обещаниям – Знаем мы цену вашим обещаниям (разг.) ; О чем ты думаешь? – О чем мы думаем? (разг.)
Грамматические свойства местоимений неоднородны, поэтому принято делить их на разряды по значению и по грамматическим свойствам.
Грамматические признаки местоимений различны. В зависимости от того, грамматическими признаками какой части речи характеризуются местоимения, обычно выделяются 3 разряда:
1) местоимения-существительные (обобщенно-предметные) : я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что, никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь, кое-кто, кое-что
2) местоимения-прилагательные (обобщенно-качественные) : мой, твой, свой, наш, ваш, свои, этот, тот, такой, таков, сам, самый, весь, каждый, иной, любой, другой, какой-, чей, который, никакой, ничей, некий, кое-какой, кое-чей, какой-то, чей-то, какой-либо, чей-либо, какой-нибудь, чей-нибудь.
3) местоимения-числительные (обобщенно-количественные) : сколько, столько, сколько-нибудь, сколько-то, несколько. Данный разряд признается не всеми. Некоторые ученые относят эти слова к неопределенно-количественным числительным.
Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

И закончить сочинение можно так:
Длинна и нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство

Значение вопроса для учителей начальных классов »

Местоимение - часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного или наречия, не называющая предмет (явление) или его характеристику, а лишь указывающая на них.

Существуют также классы лексем, обладающие свойствами местоимений и образуемые от местоимений, - прежде всего, это местоимённые наречия , а некоторые учёные выделяют и местоимённые глаголы , - но обычно их не объединяют с «именными» местоимениями.

Местоимения – это словесные знаки, которые не имеют собственного предметного содержания, не называют лиц, предметов, признаков, а только указывают на них или выступают как заменители слов, их называющих.

В предложении местоимения могут выступать в функции любого члена предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства: Я увидел незнакомого человека (подлежащеее); Учитель был свой (входит в состав сказуемого); Это был их дом (определение), Он узнал нечто (дополнение); Отец куда-то ушёл (обстоятельство).

Термины местоимение и местоимённые слова традиционно употребляются применительно к широкому кругу слов, объединённых общей заместительной функцией. Так, слово он (его, ему и т. д.) может указывать на лицо мужского пола, обозначаемое существительным мужского или общего рода (студент, сластёна), а также на любой предмет, обозначаемый существительным мужского рода : живое существо (отец, птенец, комар), конкретный предмет (телевизор, стул), событие или ситуацию (повтор, конфликт, инструктаж). Слова какой, такой могут указывать на любой признак, а слова где, когда, как – на любое обстоятельство со значением места, времени и характера протекания ситуации или события. Как лексический разряд местоименные слова представляют собой замкнутую, непополняющуюся группу слов.


Существует две точки зрения на положение местоимений в системе частей речи в целом. Согласно первой точке зрения, местоимение – это особая часть речи с категориальным значением указательности. Согласно второй точке зрения, местоимения не составляют единой части речи, а распределяются по тем частям речи, формам и функциям которых они соответствуют.

Местоимения , указывающие на предметы , обладают некоторыми признаками существительных :

    отвечают на вопросы кто? что? : ты, он, некто, нечто, кто-то, чего-нибудь; изменяются по падежам: она - её - ей, что - чего - чему - о чём ; указывают на существительные мужского, женского или среднего рода: кто, некто, кто-то, он - м. р., она - ж. р., оно, что, что-нибудь, кое-что, ничто - ср. р.; указывает на лиц мужского или женского пола: я сделала, я сделал, ты решила, ты решил; указывают на одушевлённые и неодушевлённые предметы: я, ты, мы, вы, кто - одуш., что - неодуш.; могут иметь единственное и множественное число : он, оно, она - они.

Местоимения, указывающие на признак , обладают грамматическими признаками прилагательных :

    отвечают на вопросы какой? чей? : этакий, самый, чей-то, некоторый, ничей; изменяются по падежам: твой - твоего - твоему - о твоём, каждый - каждого - каждому - каждым - о каждом ; изменяются по числам: твой - твои, каждый - каждые; изменяются по родам: твой - твоя - твоё, каждый - каждая - каждое ; согласуются с существительными: какое-либо произведение, некоторых новостей, чьими-то идеями.

В отличие от прилагательных не имеют краткой формы.
Местоимения, указывающие на количество , соотносятся с числительными :

    отвечают на вопрос сколько? : сколько-нибудь, несколько, нисколько; изменяются по падежам: столько - стольких - стольким - столькими.

В школьной грамматике местоимения выделяются в отдельную самостоятельную часть речи.

В русском языке местоимения делятся на личные, возвратные , притяжательные , вопросительные , относительные , указательные , определительные , отрицательные , взаимные и неопределённые .

Личные местоимения

Ед. ч.

Мн. ч.

он
она
оно

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (Я так люблю Татьяну милую мою (Пушкин)). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (Он ни о чём не мог думать, кроме как о ней (Катаев)). Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежам.

Возвратное местоимение передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я памятник воздвиг себе нерукотворный (Пушкин); Я вижу себя в зеркале).

Склоняется по падежам:

    себя (родительный, винительный падежи), себе (дательный, предложный падежи), собой, собою (творительный падеж ).

Притяжательные местоимения (мой, твой, его, её, наш, ваш, свой, их ) указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов (Мне, собственно, не надо было спрашивать твоё имя (Грин)).


Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым именем существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их ) не склоняются.

Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:

Относительные местоимения. Те же местоимения, что и вопросительные. Используются для присоединения придаточного предложения к главному. При этом они становятся союзными словами и исполняют роль союза, являясь при этом членом предложения. (Может быть, это помогло бы тем, кто интересуется литературой…(Каверин); Тот солдат, что нёс на плече снарядный ящик, продолжал идти с ним (Бакланов)).

Указательные местоимения указывают на предметы, качества предметов, их количество: тот день, эта книга, таков обычай, столько дней и т. д.

Местоимения этот и тот различаются тем, что первое обычно указывает на предмет, находящийся вблизи чего-либо или кого-либо, а второе – на более отдалённый. (Это ружьё дорогое (Гоголь). В те поры война была (Пушкин)). Их функции часто близки к функциям жеста, указывающего на предмет.

Местоимение оба (обе ) имеет значение «и тот и этот»: оба друга, обе берёзы.

Местоимения такой , таков на тождество признаков предметов (Каков предмет, таков и ответ).

склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным

(Столько цветов распустилось за ночь!)

этот
это
тот
такой
таков
то
этакий
оный (уст.)
сей (уст.)
экий

склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана (Тургенев); В те поры война была (Пушкин); Каков привет, таков и ответ; Мой бедный Ленский, сердцем он для оной жизни был рождён (Пушкин)).

не изменяется

(Вот снова след, размеренный и редкий…(Бунин)).

Определительные местоимения. Местоимение весь указывает на полный объект или полный охват однородных предметов (Нет, весь я не умру (Пушкин); Всё это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить (Паустовский); Мы все чуть со смеха не лопнули (Носов)).

Местоимения каждый , всякий имеют также обобщённое значение – указывают на предмет, выделенный из ряда однородных для того, чтобы показать, что все они, как и он, обладает каким-либо признаком. (Там за стол его сажали. Всяким яством угощали (Пушкин); Это может сделать каждый ученик). Местоимение сам употребляется по отношению к лицам и имеет значение «самостоятельно, без помощи» (Сам Сима понёсся вдоль забора, чтобы задержать на это время бабушку в огороде (Гайдар); Я сам об этом думал (Чехов)). Близкое по значению местоимение – самый. Оно подчёркивает тождество, указывает на предельную близость места, времени (Жил старик со старухой у самого синего моря (Пушкин)).

Местоимение иной указывает на отличие данного предмета или лица от чего-либо или кого-либо (Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. Напоминают мне оне иную жизнь и берег дальний…(Пушкин)).

Отрицательные местоимения. Эти местоимения образованы от относительных при помощи приставок не - и ни -. Они указывают на отсутствие предметов, признаков, количеств, о которых говорится в предложении, и употребляются обычно при отрицательных сказуемых. (Не видать ничьих следов вокруг того пустого места (Пушкин)). Сюда же относят и местоимения некого, нечего (некому, нечему, не о ком, не о чем и т. д.), употребляемые только в формах косвенных падежей в качестве сказуемого с примыкающим к ним инфинитивом. (Пусть смерть мне суждена – Мне нечего жалеть! (Пушкин); Кипренскому некого было рисовать (Паустовский)).

Замечание . В отрицательных местоимениях ни всегда является безударным, а не стоит под ударением.

Неопределённые местоимения. Образуются при помощи приставок и постфиксов от относительных местоимений:

    не́кто не́что не́кий не́который не́сколько не́когда (=неведомо когда) неопределённые местоимения с приставкой кое- или суффиксами -то , -либо , -нибудь пишутся через дефис: кое-кто, кому-либо, что-нибудь и т. п.

Они указывают на неизвестные или на недостаточно известные, неопределённые предметы, качества, количества. (Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика (Пушкин); Некое беспокойство сквозило в её глазах, движениях, походке (Шолохов)). Местоимения с постфиксом –то указывают на предметы, не известные говорящему и слушающему (Тебе кто-то звонил по телефону). Местоимения с постфиксом –нибудь «один из…» (Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова?(Пушкин)). Такое же значение имеют местоимения с постфиксом –либо , они характерны для книжных форм речи. Местоимения с приставкой кое - указывают на предметы или признаки предметов, известных говорящему, но не известных слушающему (Кое -что я уже рассказывал об этом).

Замечание . Неопределённые местоимения содержат ударную частицу не , с которой пишутся слитно.

Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи

1. местоимения, соотносимые с существительными (обобщённо-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие;
Часть местоимений иногда выделяют в особую часть речи - местоименное существительное , в которую включаются местоимения разных указанных выше классов по признаку общих с именем существительным синтаксических и морфологических характеристик (например: все личные, возвратные, часть вопросительных - кто, что , отрицательных - никто, ничто , неопределённо-личных - некто, нечто и др.)

2. местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщённо-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие;

3. местоимения, соотносимые с числительными (обобщённо-количественные): столько, сколько.

4. местоимения, соотносимые с наречиями (местоименные наречия): там, куда.

Переход местоимений в другие части речи

Некоторые местоимения в определенных условиях могут утрачивать свои указательные функции и приобретать признаки других частей речи. Так, местоимения мои, наши, сам, ничья, тот, этот и другие могут выступать в роли существительных (Сегодня едут мои в деревню (Пушкин); Наши здесь язык свой позабыли, позабыли и наш родной обычай (Пушкин);
Тот сватался - успел, а тот дал промах (Грибоедов); Игроки согласились на ничью .)

Местоимения несколько , столько в современном русском языке употребляются в значении неопределенно-количественных наименований: (По улице бродило несколько куриц (Пушкин); Ни у кого нет столько сил, сколько у нас (Фадеев)).

Употребление других частей речи в роли местоимений

В разряд местоимений функционально переходят следующие слова: существительные (например, сестра, брат, дело, вещь и др.), прилагательные и причастия (например, известный, целый, последний, данный, следующий и др.), числительные (один). Все эти слова в определенных условиях утрачивают свое лексическое значение и выполняют указательную функцию, приобретая черты местоимений, чаще всего указательных или неопределенных ("Это, - говорил он, - необходимо для нашего брата служивого (Пушкин); Мы выехали на охоту. Дело было в сентябре). В обоих случаях существительное употреблено в значении указательного местоимения.

Значение вопроса для учителей начальных классов

На первых уроках изучения местоимения как части речи учитель большое внимание уделяет подбору самими детьми загадок, диалогов, отрывков из знакомых рассказов, включающих в себя местоимения разного лица и числа, а также составлению с местоимениями предложений. Выразительно читая и анализируя подобранные тексты, обучающиеся находят в них личные местоимения, осознают зависимость местоимений от других слов, определяют синтаксическую роль местоимения в предложении, обращают внимание на распространенность местоимений в речи и их важную роль: местоимения не только помогают разнообразить нашу речь, но и служат единственными своеобразными наименованиями для обозначения лица говорящего и собеседника.

В читаемых произведениях младшие школьники встречаются с местоимениями, которые употреблены в разных падежных формах (с предлогами и без предлогов). Перед учителем стоит задача – научить детей практически соотносить косвенные формы местоимений с начальной, довести до понимания обучающихся, что формы меня , мне , мной являются формами известного им личного местоимения я. С этой целью учитель организует наблюдение детей за тем, что местоимения, как и имена существительные, изменяются по падежам, перед местоимениями ставятся те же вопросы, которые обычно ставятся перед существительными (кто? что? кому? чему?).

Программа начальной школы не ставит цели научить школьников определять любую падежную форму местоимений. Однако обучающиеся должны уметь узнавать местоимения 1, 2, 3-го лица.

Чтобы дети научились узнавать местоимения, необходимо проводить систематические упражнения не только в часы, отведенные программой, но до и после изучения темы. Так, задолго до изучения местоимений возможны практические упражнения с ними. Например, при изучении падежных форм существительных очень полезны упражнения на замену существительных местоимениями.

После изучения темы нельзя забывать об этой части речи: полезно время от времени включать в упражнения местоимения для грамматического разбора или обращаться к их характеристике, когда они встречаются в упражнениях по текущей теме.

Серьезное внимание нужно уделить правописанию местоимений с предлогами (у меня, к тебе, за нами ...), хотя само орфографическое правило не должно вызывать затруднений в его применении, так как местоимений с приставками нет. Между тем ошибки на правописание предлогов с местоимениями довольно часто встречаются в начальной школе.

УДК 811.161.1

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМНО-ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ "ДРУГ ДРУГА”

© А.Ф.Гайнутдинова

В статье освещается проблема определения статуса сочетания "друг друга" в русской грамматике и доказывается обоснованность его квалификации как взаимно-возвратного местоимения. Рассматриваются морфологические особенности и синтаксические возможности данного местоимения, правила его употребления с непроизводными и производными предлогами, особенности использования, связанные с заместительной функцией. Особое внимание уделяется взаимодействию местоимения с группой возвратных глаголов взаимного действия.

Ключевые слова: возвратность, взаимность, функция замещения, изоморфизм возвратных местоимений, производные предлоги, межуровневая синонимия.

Местоимения - достаточно зыбкая почва поля русской грамматики, вступая на которую исследователь находит больше вопросов, чем ответов. В частности, одной из нерешенных проблем является статус сочетания "друг друга". Отнесение его к местоимениям не является общепризнанным, хотя в пользу местоименной природы "друг друга" свидетельствуют его указательность и переменная контекстуальная отнесенность.

На существование в русском языке местоимения "друг друга" однозначно указывали такие знаменитые лингвисты, как О.Есперсон , А.А.Шахматов , Ф.И.Буслаев . Однако и среди исследователей, признающих "друг друга" самостоятельным местоимением, нет абсолютного согласия в отношении терминологии. Говорят об "определительном", "взаимном" или "возвратном" местоимении "друг друга". Наиболее удачным представляется используемый М.А.Шелякиным термин "взаимновозвратное местоимение" . С одной стороны, он подчеркивает значение возвратности, заключающееся в том, что указываемый субъект действия одновременно является и объектом действия. С другой - значение взаимности, выражающееся в том, что действие субъекта направлено на другой субъект из того же множества, на которое и указывает местоимение "друг друга".

Противоречивость и скупость сведений об интересующем нас местоимении в грамматиках русского языка обусловливает необходимость обобщить все накопленные в специальных исследованиях данные, внеся в них ряд поправок и дополнений.

Одной из главных характеристик местоимения "друг друга" является его структурное единство. Действительно, несмотря на двухкомпо-нентность, очевидна высокая слитность его час-

тей, что доказывается фиксированностью их расположения, неизменяемостью первой части и, кроме того, (на что особо указывает М.И.Откупщикова ) оформленностью всего сочетания одним ударением.

К морфологическим особенностям местоимения "друг друга" необходимо отнести отсутствие противопоставления по роду и числу. Кроме того, как и возвратное местоимение "себя", "друг друга" не имеет формы именительного падежа и, соответственно, не может выступать в роли подлежащего.

При этом местоимение "друг друга" выполняет, прежде всего, функцию объектного замещения (причем замещение ограничивается рамками предложения, и в этом смысле местоимение оказывается противопоставленным, например, личным местоимениям 3 лица, анафорическая функция которых распространяется за пределы предложения). Однако предложно-падежные

формы взаимно-возвратного местоимения способны указывать на взаиморасположение предметов в пространстве и времени, то есть пространственные отношения предметов или лиц. "Постройка походила на ступенчатый цилиндр из нескольких бетонных боксов, стоящих друг на друге" (В.Пелевин "Generation П").

Таким образом, наряду с основной функцией дополнения, в предложении местоимение "друг друга" способно выполнять функции обстоятельства.

Однако особое внимание привлекают те случаи, в которых "друг друга" зависит от существительного. Если следовать М.И.Откупщиковой, оно неспособно выступать в роли определения к существительному . Вместе с тем следующие примеры позволяют утверждать обратное: "Мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга" (М.Ю.Лермонтов "Герой нашего време-

ни”). "И вот они обнялись - тесно, крепко, обхлопывая спину и плечи друг друга, чуть не плача от радости” (Д.Рубина "Несколько торопливых слов любви”). Во всех приведенных выше употреблениях мы предлагаем трактовать синтаксическую роль местоимения "друг друга" как определительную, утверждая тем самым, что, наряду с функцией дополнения, взаимно-возвратному местоимению "друг друга" присущи как функция обстоятельства, так и несогласованного определения. А это, в свою очередь, демонстрирует тенденцию к расширению синтаксических возможностей изучаемого местоимения.

Специфичность и самостоятельность местоимения "друг друга" в отношении других местоимений подчеркивается его употреблением с предлогами, которое регулируется особыми, свойственными именно данному местоимению правилами. Так, представляется ошибочным требование обязательной интерпозиции предлога, выдвигаемое большинством исследователей, которые проводят параллель с предложно-падежными конструкциями отрицательных и неопределенных местоимений . Подобные указания абсолютно не учитывают активного развития производных предлогов.

Действительно, для современного русского литературного языка не характерны сочетания "друг благодаря другу", "друг наперекор другу". Их невозможно встретить ни в художественной, ни в научной литературе, ни в публицистике, ни в разговорной речи. Поэтому важно разграничить употребление местоимения с непроизводными и производными предлогами, признав для первого случая обязательность интерпозиции предлога, а для второго - возможность как интерпозиции, так и препозиции и даже вариативности того и другого употреблений.

Н.А.Еськовой , определяющей обязательную препозицию для предлогов благодаря, навстречу, вопреки, наперекор, наперерез, противно, согласно, соответственно, вблизи, взамен, вокруг, касательно, кроме, кругом, наподобие, напротив, насчет, помимо; обязательную интерпозицию для предлогов близ, возле, подле, после, против; вариабельность употребления для предлогов вместо, мимо, около, относительно, ради.

Однако данная классификация нуждается в некоторых поправках. Во-первых, следует уточнить утверждение об обязательной препозиции предлогов "напротив" и "вокруг", так как многочисленные примеры демонстрируют их свобод-

ное употребление и в интерпозиции. "Две пешки стояли друг напротив друга, лоб в лоб...” (Стругацкие "Град обреченный”). "В то время как две звезды вращаются друг вокруг друга...” (""Новости астрономии”).

Во-вторых, добавить к списку предлог "сквозь", развивающий на данном этапе способность употребляться с взаимно-возвратным местоимением и поэтому еще испытывающий колебания в использовании. "В другом городе он видел птичьи стаи, слышал их гомон, они рваными знаменами кружили, проходя сквозь друг друга, и утекали к теплу” (А.Терехов "Каменный мост”). "Внизу изгибался погруженный в сумрак континент, тускло-зеленые и охряные пятна струились друг сквозь друга, окаймленные кружевной белизной” (Б.Шоу "Ночная прогулка”).

В целом современные тексты явно демонстрируют развивающийся характер отношений местоимения и предлогов (прежде всего имеются в виду производные предлоги), требующий постоянного отслеживания изменений, происходящих в данной области, и дальнейшего изучения проблемы их взаимодействия с предлогами.

Ряд особенностей использования взаимновозвратного местоимения в том или ином контексте определяет также выполняемая им функция замещения. Так, необходимым условием замещения М.И.Откупщикова называет сопреди-катность , однако следует признать верным мнение М.А.Шелякина, что "друг друга" может и не иметь непосредственного подчинения предикату . Подтверждают данную позицию следующие употребления: "До этой поры они жили без памяти друг о друге и без жалости” (А.Платонов "Котлован”). "Мы... теряли всякую уступчивость, всякое понимание друг друга” (И.А.Бунин "Жизнь Арсеньева”).

Согласно М.А.Шелякину , взаимновозвратное местоимение с учетом характерного для него значения множественности деятелей может заменять в предложении формы множественного числа, сочетания существительных или местоимений, количественно-именные сочетания. Опираясь на то же значение множественности деятелей, М.И.Откупщикова однозначно исключает употребление "друг друга" при глагольных формах единственного числа . Однако данная точка зрения является явно ошибочной. И если Н.А.Янко-Триницкая признает возможность замещения для случаев, когда формы единственного числа относятся к собирательному существительному (молодежь приветствовала друг друга) , то нами были найдены в литературе примеры, где в качестве замещаемого оказываются существительные в форме ед.ч., не являю-

А. Ф.ГАЙНУТДИНОВА

щиеся даже в полном смысле собирательными. "Каждый день приезжали буровые мастера, тартальщики, машинисты и прочий похожий друг на друга народ” (А.Платонов ”Сокровенный человек”). "И, смущаясь и пропуская друг друга вперед, компания села в троллейбус и отъехала” (Л.Петрушевская "Маленькая волшебница”). Включается в этот ряд и следующий пример из газетного текста. "Просто очень любящая друг друга пушистая пара” ("Комсомольская правда”).

Кроме того, как показывают конкретные употребления, местоимение "друг друга" может использоваться и в случаях, когда объект замещения материально не выражен, а именно в обобщенно-личных, неопределенно-личных, инфинитивных предложениях, императивных конструкциях. ”Ведь и порознь вместе быть можно (помните?), коли любишь друг друга, да знаешь друг друга хорошо” (В.Г.Короленко "Письма 1879”). "Теперь она знала всех их, как знают друг друга в уездном городе. ... они... ждали только того, чтобы Федор Богданыч вышел за дверь, чтобы кидать друг в друга подушками. Смотрите, не застрелите друг друга” (Л.Н.Толстой "Анна Каренина”).

В ходе исследования особенностей взаимновозвратного местоимения "друг друга" наше внимание привлек и тот факт, что многие лингвисты, даже если они не рассматривали собственно вопрос о взаимно-возвратном местоимении (и могли даже не выделять такового), тем не менее отмечали особую роль "друг друга" по отношению к группе взаимно-возвратных глаголов. Так, А.М.Пешковский, формулируя "особое взаимное значение" глагольного постфикса "-ся", писал: "Это сложное отношение прекрасно выражается в языке одним коротким словом друг друга"

Выяснение сущности связи взаимно-возвратного местоимения и взаимно-возвратных глаголов диктует необходимость обратиться к рассмотрению последних. Согласно данным ряда различных словарей, среди 140 взаимно-возвратных глаголов можно выделить порядка 60 глаголов, которые непосредственно соотносятся с взаимно-возвратным местоимением, образуя синонимические пары типа "обниматься" - "обнимать друг друга". Признавая необходимость вслед за

В.В.Виноградовым рассматривать подобные глаголы как словообразовательную группу и считая постфикс "-ся" в данном случае также словообразовательным, следует сделать вывод, что распространенная синонимия пар является синонимией местоимения и словообразовательного средства. Очевидно, что ее нельзя назвать

ни словообразовательной, ни грамматической. В качестве возможной трактовки данного явления представляется целесообразным говорить о так называемой "межуровневой" синонимии.

Интересно, что взаимно-возвратные глаголы на -ся также активно употребляются с местоимением "друг друга". В данном случае использование взаимно-возвратного местоимения поддерживается тем фактом, что большинство взаимновозвратных глаголов на -ся имеют один или даже несколько омонимов. При этом даже в контексте разграничить омонимы часто оказывается возможным лишь при наличии вокруг других показателей взаимности, в первую очередь, взаимновозвратного местоимение "друг друга" и синонимичного ему сочетания возвратного местоимения "себя" с предлогом "между".

Несколько иначе дело обстоит с глаголами словообразовательного типа на пере... ива... ся, общим значением которого является прерывистость, дискретность взаимного действия. Указанные глаголы омонимов не имеют, в полной мере наделены значением взаимности и, казалось бы, ни в каких дополнительных показателях для выражения этого значения не нуждаются. Однако встречаем контексты, в которых они также употребляются вместе с местоимением "друг друга". "Некоторые перешептывались друг с другом, очевидно догадавшись... ” (М.Милованов "Рынок тщеславия”).

На наш взгляд, подобные, кажущиеся избыточными, употребления являются проявлением стремления языка к аналитизму, выражению значения взаимности с помощью универсального аналитического показателя взаимности действия, которым стремится стать взаимно-возвратное местоимение.

Таким образом, рассмотренные функциональные особенности сочетания "друг друга" еще раз подтверждают правомерность его квалификации как взаимно-возвратного местоимения и доказывают его значение для грамматической системы русского языка.

1. Есперсон О. Философия грамматики. - М.: Ино-стран. лит., 1958. - 404 с.

2. ШахматовА.А. Синтаксис русского языка. - Л.: Гос. уч.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1941. -620 с.

3. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1959. - 623 с.

4. Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. - М.: Рус. яз., 2001. - 288 с.

5. Откупщикова М.И. Взаимные местоимения в русском языке // Вопр. Лингвистики. - Томск: Томский гос. ун-т, 1975. - №93. - С.66-73.

6. Янко-Триницкая Н.А. О местоименной природе "друг друга" // Рус. яз. в школе. - 1975. - №1. -

7. Еськова Н.А. Формальные особенности некоторых предложных сочетаний с местоименными словами // Русские местоимения: семантика и грамматика: сб. науч. тр. - Владимир: Владимир. гос. пед. ин-т им. П.И.Лебедева-Полянского, 1989. - С.60-68.

8. Откупщикова М.И. Местоимения современного русского языка в структурно-семантическом аспекте: учеб. пособ. - Л.: ЛГУ, 1984. - 87 с.

9. Шелякин М.А. Русские местоимения: (Значение, грамматические формы, употребление): матер. по спецкурсу "Функциональная грамматика русского языка". - Тарту: ТГУ, 1986. - 99 с.

10. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Учпедгиз, 1938. - 452 с.

11. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове // иКЬ: http://www.slovari.ru/lang/ гц/ШоокБЛМех.ЬШ! (дата обращения 25.05.2011).

FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF THE RECIPROCAL REFLEXIVE PRONOUN ДРУГ ДРУГА

A.F.Gainutdinova

The article focuses on the problem of the status definition of the word-group "друг друга"’ in Russian grammar, and proves its determination as the reciprocal reflexive pronoun. The author speculates on the pronoun’s morphological peculiarities, syntactical possibilities, rules of its use with underivative and derivative prepositions, peculiarities of the use related to the substitutive function. The interaction between the pronoun and the group of the reciprocal reflexive verbs is also considered in detail.

Key words: reflexivity, reciprocity, substitutive function, reflexive pronouns’ isomorphism, derivative prepositions, interlevel synonymy.

Гайнутдинова Аида Фирдинатовна - ассистент кафедры русского языка как иностранного Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.


Top