Произведения петрова. Условные сокращения основных источников

ИЛЬФ И ПЕТРОВ, русские писатели-сатирики.

Ильф Илья (псевдоним; настоящее имя и фамилия Илья Арнольдович Файнзильберг) , родился в семье банковского служащего. Закончил Одесское техническое училище (1913). Входил в литературный кружок «Коллектив поэтов» (среди его участников - Э. Г. Багрицкий, Ю. К. Олеша). В 1923 переехал в Москву. Работал в газете «Гудок», где сотрудничали М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Л. И. Славин, Ю. К. Олеша и др.; писал в основном рассказы и очерки, в которых отразился опыт революции и Гражданской войны 1917-22. Впервые подписался псевдонимом Ильф в 1923 году.

Петров Евгений (псевдоним; настоящее имя и фамилия Евгений Петрович Катаев) , родился в семье учителя истории. Брат В. П. Катаева. Переменил несколько профессий: работал корреспондентом, был агентом уголовного розыска и т. д. Переехал в Москву в 1923. Дебютировал рассказом «Гусь и украденные доски» (1924); публиковал фельетоны (под псевдонимами Шило в мешке, Е. Петров и др.) в юмористических журналах «Красный перец» и «Красная оса». Не позднее 1925 познакомился с Ильфом; в 1926 перешёл на работу в «Гудок». Выпустил сборники рассказов «Радости Мегаса» (1926), «Без доклада» (1927), «Всеобъемлющий зайчик» (1928) и др.

С 1926 года началась совместная работа Ильфа и Петрова; печатались под псевдонимами Ф. Толстоевский, Холодный философ, Виталий Пселдонимов, Коперник, А. Немаловажный, Собакевич и др. в сатирических журналах («Смехач», «Огонёк», «Чудак» и др.). Широкую известность Ильфу и Петрову принёс сатирический роман «Двенадцать стульев» (1928), в центре которого - остроумный авантюрист Остап Бендер, действующий на фоне широко развёрнутой панорамы советского быта 1920-х годов. Стиль классической русской прозы соседствует в романе с газетными штампами, лозунгами, идеологическими клише, которые подвергаются ироническому переосмыслению и осмеянию. Критика обвинила авторов в «зубоскальстве», в отсутствии настоящей сатиры; лишь через год после публикации появились снисходительные отзывы. Среди других произведений этого периода - многочисленные фельетоны, сатирическая повесть «Светлая личность» (1928), цикл сатирических новелл «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929). В рассказах этого времени Ильф и Петров обращались к злободневным темам: политической чистке («Призрак-любитель», 1929), бюрократизму («На волосок от смерти», 1930), приспособленчеству в литературе («Бледное дитя века», 1929) и др. История Бендера была продолжена в романе «Золотой телёнок» (1931), где образ героя усложнился: он с иронией наблюдает за жизнью советских граждан, отмечает уродства современного быта (бесхозяйственность, идеологизация культуры и т.д.). Сатирический план уравновешивается идеализированным изображением социалистического мира, придающим роману оптимистический пафос (эпизоды строительства Турксиба, автопробега и др.). Роман был высоко оценён А. В. Луначарским и благосклонно встречен критикой (В. Б. Шкловский, Г. Н. Мунблит и др.).

В 1930-е годы, когда печатать сатирические рассказы становилось всё сложнее, Ильф и Петров пытались писать фельетоны в жанре «положительной сатиры», с оптимистическими финалами («Литературный трамвай», 1932, «Собачий холод», 1935, и др.). Основная тема фельетонов 1-й половины 1930-х годов - борьба с бюрократизмом («Костяная нога», 1934), равнодушием («Безмятежная тумба», 1934), беззаконием («Дело студента Сверановского», 1935). В 1935-36 Ильф и Петров совершили автомобильную поездку по США, результатом которой стал цикл путевых очерков (над которым авторы работали раздельно) «Одноэтажная Америка» (1936) - попытка объективного осмысления быта американцев, их достижений и недостатков.

После смерти Ильфа от туберкулёза Петров подготовил к печати и издал его записные книжки (1939). В конце 1930-х годов Петров писал преимущественно очерки, а также киносценарии в соавторстве с Г. Н. Мунблитом («Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и др.). Во время Великой Отечественной войны работал фронтовым корреспондентом газет «Правда» и «Известия». Погиб в авиакатастрофе при перелёте из Севастополя в Москву. Награждён орденом Ленина.

Произведения Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались (режиссёры Л. И. Гайдай, М. А. Швейцер, М. А. Захаров), переводились на многие языки мира.

Соч.: Собр. соч.: В 5 т. М., 1994-1996; Двенадцать стульев: Первый полный вариант романа / Коммент. М. Одесского, Д. Фельдмана. М., 1997; Ильф И. Записные книжки. 1925-1937. М., 2000 [первое полное изд.]; Петров Е. Мой друг Ильф. М., 2001; Ильф И. Одноэтажная Америка: [Авторская редакция]. М., 2003.

Лит.: Галанов Б. Е. И. Ильф и Е. Петров. Жизнь. Творчество. М., 1961; Воспоминания об И. Ильфе и Е. Петрове. М., 1963; Préchac А. Il’f et Petrov, témoins de leur temps. Р., 2000. Vol. 1-3; Milne L. Zoshchenko and the Ilf-Petrov partnership: how they laughed. Birmingham, 2003; Лурье Я. С. В краю непуганых идиотов: книга об Ильфе и Петрове. 3-е изд. СПб., 2005.

Годы жизни: с 03.10.1897 по 13.04.1937

Советский писатель-сатирик, журналист, сценарист. Наиболее значительные работы, написанные в соавторстве с , входят в классику отечественной сатирической прозы.

Илья Арнольдович Ильф (настоящее имя - Иехи́ел-Лейб Фа́йнзильберг) родился в Одессе. Был третьим из четырех сыновей в семье банковского служащего. После окончания технической школы (1913) несколько раз менял место работы и профессию, работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на военном заводе. После Октябрьской революции Одесса находилась под властью Деникина, работы не было и Илья Ильф устраивается в газету сначала бухгалтером, а затем пробует себя в журналистике.

После разгрома Деникина и установления в Одессе советской власти писатель был сотрудником Югроста и газеты "Моряк", редактором юмористического журнала "Синдетикон". Вместе с Валентином Катаевым, Юрием Олешей, Семеном Кирсановым и Эдуардом Багрицким входил в литературное объединение «Коллектив Поэтов». В 1922 году знакомится со своей будущей женой - Марией Николаевной Тарасенко, которую Ильф очень сильно и нежно любил до конца жизни. В 1935 году у супругов рождается дочь Александра, внесшая впоследствии большой вклад в восстановление первоначальных вариантов произведений Ильи Ильфа, а также в публикации его ранее неизданных работ.

В 1923 году Илья Ильф переезжает в Москву, где работает в газете «Гудок», а также печатает свои очерки и фельетоны в других изданиях. В этот период проявляется тяга Ильфа к сатире. В 1925 году происходит знакомство Ильи Ильфа и , положившее начало их сотрудничеству. Первой значительной совместной работой стал роман «Двенадцать стульев» (1928), принесший Ильфу и Петрову известность. Несмотря на читательский успех, советская критика приняла роман довольно прохладно. Еще до выхода в печать соавторам пришлось значительно сократить роман из-за цензуры, правки продолжались и после выхода книги в свет, в итоге она сократилась почти на треть. В 1931 году вышло продолжение «Двенадцати стульев» - роман «Золотой теленок», также завоевавший большую популярность. Все это время Ильф продолжает работать как журналист, пишет в осиновом фельетоны, большей частью в соавторстве с Евгением Петровым. Также в соавторстве ими написан ряд киносценариев. В 1935-36 годах Ильф и Петров совершают поездку по США, результатом становится книга «Одноэтажная Америка». Во время путешествия у Ильи Ильфа обостряется туберкулез, которым он был болен еще со времен тяжелой, полуголодной Одесской юности, и в 1937 году писатель скончался.

Псевдоним «Ильф» скорее всего является аббревиатурой еврейского имени писателя (И ехи́ел-Л ейб Ф а́йнзильберг), - это соответствует древней еврейской традиции именных аббревиатур. Аналогичным образом взяли себе псевдонимы и двое из трёх братьев Ильфа, ставшие художниками.

По первоначальной задумке Ильфа и Петрова Остап Бендер должен был стать второстепенным персонажем.

В восприятии читательской аудитории Илья Ильф и Евгений Петров оказались нераздельны. Сами они шутили по этому поводу: «Ильфа и Петрова томят сомнения - не зачислят ли их на довольствие как одного человека ».

Илья Ильф увлекался фотографией. Дочь писателя случайно обнаружила в семейном архиве его фотоснимки, которые удалось восстановить с помощью компьютерной обработки.

Библиография

Художественная литература и публицистика
«Москва – Азия» (1925), серия очерков
« » (1928) в соавторстве с Е. Петровым
« » (1928) повесть
« » (1929) повесть
« » (1931) в соавторстве с Е. Петровым
« » (1936) в соавторстве с Е. Петровым
« » (1925-1937) изданы после смерти

Киносценарии (все совместно с Е. Петровым)
«Черный барак» (1933)
«Однажды летом» (1936)

Помимо этого Ильей Ильфом самостоятельно и в соавторстве с Е. Петровым написано огромное количество фельетонов, очерков и заметок, публиковавшихся в периодической печати при жизни писателя.

Экранизации произведений, театральные постановки

Произведения Ильи Ильфа многократно экранизированы как в СССР (России), так и за рубежом. Наиболее часто экранизируемое произведение – роман «Двенадцать стульев», экранизации которого входят в «золотой фонд» отечественного кинематографа.
Наиболее известные экранизации:
Золотой теленок (1968, СССР) реж. Михаил Швейцер
12 стульев (1971, СССР) реж. Леонид Гайдай
12 стульев (1976, СССР) реж. Марк Захаров

Илья Ильф и Евгений Петров, 1932 г.

Ильф и Петров - советские писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя - Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг ; 1897-1937) и Евгений Петров (настоящее имя - Евгений Петрович Катаев ; 1902-1942). Уроженцы города Одесса . Совместно написали знаменитые романы «Двенадцать стульев » (1928) и «Золотой телёнок » (1931). Дилогия о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера выдержала множество переизданий, не только на русском языке.

В 1925 году произошло знакомство будущих соавторов, и с 1926 года началась их совместная работа, на первых порах состоявшая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач » и обработке материалов для газеты «Гудок ». Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман «Двенадцать стульев», опубликованный в 1928 в журнале «30 дней » и в том же году вышедший отдельной книгой. Роман имел большой успех. Он примечателен множеством блестящих по выполнению сатирических эпизодов, характеристик и подробностей, явившихся результатом злободневных жизненных наблюдений.

За романом последовало несколько рассказов и повестей («Светлая личность », 1928, «1001 день, или Новая Шахерезада », 1929); в это же время началась систематическая работа писателей над фельетонами для «Правды» и «Литературной газеты». В 1931 году был опубликован второй роман Ильфа и Петрова - «Золотой телёнок», история дальнейших похождений героя «Двенадцати стульев» Остапа Бендера. В романе дана целая галерея мелких людишек, обуреваемых стяжательскими побуждениями и страстями и существующих «параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи».

В 1935-1936 годах писатели совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка » (1936). В 1937 Ильф умер, а изданные после его смерти «Записные книжки» были единодушно оценены критикой как выдающееся литературное произведение. Петров после смерти соавтора написал ряд киносценариев (совместно с Георгием Мунблитом), пьесу «Остров мира» (опубликована в 1947), «Фронтовой дневник» (1942). В 1940 он вступил в Коммунистическую партию и с первых дней войны стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро».

Сочинения

Романы

История создания первого из написанных прозаиками романа - «Двенадцать стульев » - за десятилетия настолько обросла легендами, что, по замечанию литературоведов Михаила Одесского и Давида Фельдмана , в определённый момент стало сложно отделить правду от вымысла. У истоков возможной мистификации стоял Евгений Петров, опубликовавший в 1939 году воспоминания, согласно которым Катаев-старший предложил ему и Ильфу подготовить рукопись, по которой мэтр, играющий в Дюма-отца , мог бы впоследствии «пройтись рукой мастера». План показался соавторам интересным, и в августе (или начале сентября) 1927 года они приступили к работе . Первая часть была написана в течение месяца, к январю 1928 года завершён весь роман : «Шёл снег. Чинно сидя на санках, мы везли рукопись домой… Напечатают ли наш роман?» . Практически сразу началась его публикация на страницах журнала «Тридцать дней »; произведение печаталось с продолжением вплоть до июля .

Почти ту же самую версию изложил в «Алмазном моём венце» и Валентин Катаев, дополнивший историю «Двенадцати стульев» воспоминаниями о том, как он, поставив перед своими «литературными неграми» творческую задачу, уехал на Зелёный мыс. Туда соавторы периодически отправляли телеграммы, прося консультаций по разным вопросам, однако в ответ получали короткие депеши со словами: «Думайте сами». Вернувшись осенью в Москву, Катаев познакомился с первой частью, отказался от роли Дюма-отца, предсказал ещё не дописанному произведению «долгую жизнь и мировую славу», а в качестве платы за идею попросил посвятить ему роман и преподнести с первого гонорара подарок в виде золотого портсигара. Оба этих условия были выполнены .

По мнению Одесского и Фельдмана, история, созданная Петровым и Катаевым, весьма противоречива, особенно если принять во внимание редакционно-полиграфические возможности 1920-х годов. С момента поступления любой рукописи в редакцию до её подписания в печать - с учётом обязательных цензурных вердиктов - обычно проходило много недель; столь же долгими были и типографские работы . Как предполагают литературоведы, публикация романа в январском номере «Тридцати дней» могла состояться при условии, что соавторы ещё осенью начали передавать рукописи в журнал частями. Не исключено, что заведующий редакцией Василий Регинин, который был знаком с Катаевым ещё с одесских времён, а также ответственный редактор Владимир Нарбут согласились опубликовать произведение начинающих авторов без предварительного знакомства с текстом ; гарантом в данном случае выступал сам Валентин Петрович .

Евгений Петров, подготовивший после смерти Ильфа воспоминания об их совместной работе, наверняка знал детали подлинной истории «Двенадцати стульев», однако не мог их изложить, потому что основатель журнала «Тридцать дней» Владимир Нарбут, давший «путёвку в жизнь» молодым литераторам, в 1936 году был объявлен «врагом народа» и арестован; его имя вошло в число «неупоминаемых» лиц . За десять лет до гибели, в 1928-м, Нарбут был снят со всех должностей . Возможно, это обстоятельство повлияло на ситуацию, связанную с выходом в свет следующего романа Ильфа и Петрова: журнальная публикация «Золотого телёнка » в 1931 году была прервана, цензура назвала вторую часть дилогии об Остапе Бендере «пасквилем на Советский Союз», выход отдельной книги растянулся на три года .

Объясняя многолетний успех обоих романов, литературовед Юрий Щеглов отмечал, что дилогия Ильфа и Петрова - благодаря широте охвата картин советского мира - является своеобразной «энциклопедией русской жизни» 1920-1930-х годов, а созданная соавторами многослойная панорама, собранная из сотен фрагментов, образует полотно под условным названием «Весь Союз» . Поддерживая этот тезис, Игорь Сухих писал: «Другой столь развёрнутой, колоритной картины советской реальности… в нашей литературе, кажется, нет». При этом оба произведения претерпели в разное время множественные литературоведческие трактовки: их называли «классикой советской сатиры», настольной книгой шестидесятников , антиинтеллигентским памфлетом новых Растиньяков , «литературным дайджестом» . Впервые плутовские романы Ильфа и Петрова как антиинтеллигентские памфлеты рассмотрели вдова Осипа Мандельштама Надежда Яковлевна , а затем в своей работе "Русофобия" И. Р. Шафаревич , увидевшие в лице Васисуалия Лоханкина злую карикатуру на дореволюционную интеллигенцию, а в авторах романов - представителей "малого народа" ("антисистемы"). Так, Шафаревич писал: "Мне кажется, пора бы пересмотреть и традиционную точку зрения на романы Ильфа и Петрова. Это отнюдь не забавное высмеивание пошлости эпохи нэпа . В мягкой, но чѐткой форме в них развивается концепция, составляющая, на мой взгляд, их основное содержание. Действие их как бы протекает среди обломков старой русской жизни, в романах фигурируют дворяне, священники, интеллигенты - все они изображены как какие-то нелепые, нечистоплотные животные, вызывающие брезгливость и отвращение. Им даже не приписывается каких - то черт, за которые можно было бы осудить человека. На них вместо этого ставится штамп, имеющий целью именно уменьшить, если не уничтожить, чувство общности с ними как с людьми, оттолкнуть от них чисто физиологически: одного изображают голым, с толстым отвисшим животом, покрытым рыжими волосами; про другого рассказывается, что его секут за то, что он не гасит свет в уборной... Такие существа не вызывают сострадания, истребление их - нечто вроде весѐлой охоты, где дышится полной грудью, лицо горит и ничто не омрачает удовольствия." Но помимо жертв российского немца-меннонита Остапа Бендера (он называет себя в романе "Золотой телёнок" проклятым меннонитом) высмеиваются он сам, еврей Михаил Самуэлевич (в первом издании - даже Моисеевич) Паниковский , поляк Адам Козлевич, не только русские Васисуалий Лоханкин и Шура Балаганов . Авторы, наоборот, показывают, что в их антигероях много хороших черт, а мошенниками они стали в силу обстоятельств. (Например, репрессий, обрушившихся на семью интеллигента Остапа Бендера, в отличие от Лоханкина закончившего гимназию.) Более того, Ильф и Петров закончили роман "Золотой телёнок" свадьбой Остапа с Зосей Синицкой с образованием новой ячейки общества строителей социализма. Только звонок авторам "с самых верхов ВКП(б)" о том, что Бендер среди строителей социализма не нужен, заставил их срочно написать ту концовку романа, которую мы знаем. Главным читателем всех трёх друзей - И. Ильфа, М. А. Булгакова , Е. Петрова - в ВКП(б) был лично И. В. Сталин.

Повести, циклы новелл

Многие идеи, родившиеся во время работы соавторов над «Двенадцатью стульями», не реализовались в их первом романе. При этом творческая энергия молодых литераторов требовала выхода. Поэтому летом 1928 года Ильф и Петров приступили к написанию сатирической повести «Светлая личность ». Она была создана в предельно сжатые сроки - всего за шесть дней - и представляла собой историю о превращении Егора Карловича Филюрина, канцеляриста коммунальной службы города Пищеслава, в человека-невидимку. Если в первом произведении соавторов общая картина мира была в целом близка к реальной, то во втором авторскую иронию дополнил фантастический гротеск . В итоге возник вымышленный город, жизнь в котором была устроена абсурдно: местная пельменная машинка производила по три миллиона пельменей в час, пищеславский клуб «зарос» колоннами, как лесами, в центре стояла конная статуя естествоиспытателя Тимирязева .

Несмотря на обилие комических ситуаций и популярность темы (в повести присутствует пародийная отсылка к «Человеку-невидимке » Герберта Уэллса , который в 1920-х годах, после визита в Москву, был хорошо известен в СССР), «Светлая личность» не вызвала большого интереса у критиков и читателей. Соавторы и сами чувствовали, что повесть «оказалась бледнее их первого романа»; она даже не была включена в четырёхтомное собрание сочинений Ильфа и Петрова, вышедшее в свет в 1938-1939 годах. Повторное издание «Светлой личности» состоялось лишь в 1961 году .

В 1929 году Ильф и Петров приступили к циклу новелл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска ». Фантастический гротеск, проявившийся в «Светлой личности» как одна из сторон их творческого почерка, здесь сгустился «до черноты» . В числе жителей придуманного ими города впервые был упомянут Васисуалий Лоханкин - гробовщик, сеявший среди колоколамцев панику относительно грядущего конца света, потопа и «хлябей небесных». Воспроизведённая писателями атмосфера коммунального быта напоминала обстановку в «Вороньей слободке» - это название вместе с фамилией и именем гробовщика позже появились в «Золотом телёнке» . Вероятно, начиная «колоколамский проект», соавторы планировали создать советский вариант «Истории одного города » Салтыкова-Щедрина . Однако, по словам литературоведа Лидии Яновской , «щедринской сатиры не получилось» . Ильф и Петров поняли это раньше, чем критики, поэтому не только прервали работу над циклом, но даже не сдали в печать все написанные ими новеллы .

Появлению ещё одного цикла новелл - «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада », опубликованному в «Чудаке» (1929, № 12-22), - предшествовала реклама: читателям сообщали о предстоящем выходе «сказки советской Шахерезады , сочинения Ф. Толстоевского». Роль сказочницы была возложена на делопроизводительницу конторы по заготовке когтей и хвостов Шахеразаду Фёдоровну Шайтанову, которая, подражая своей «предшественнице» из «Тысячи и одной ночи », повествует о бюрократах, хамах и приспособленцах. Однако реклама в «Чудаке» обещала гораздо большее количество новелл, чем их в итоге оказалось. Соавторы в процессе работы сами утратили интерес к своей задумке, и «Новая Шахерезада» стала «произведением переходным». Позже, рассказывая о созданных в конце 1920-х годов повестях и циклах новелл, Евгений Петров вспоминал: «Мы пишем историю Колоколамска. Шахерезаду. Творческие мучения. Мы чувствовали, что надо писать что-то другое. Но что?» Итогом их поисков стала вторая часть дилогии об Остапе Бендере - роман «Золотой телёнок», куда переместились и некоторые персонажи «Тысячи и одного дня» .

Киносценарии и водевили

К сценическим жанрам Ильф и Петров стали обращаться в 1930-х годах, однако интерес к ним у соавторов обозначился гораздо раньше. По утверждению литературоведа Абрама Вулиса , непосредственными предшественниками их водевилей и сценариев были ранние рассказы Петрова, насыщенные смешными диалогами и по форме напоминающие короткие комедийные пьесы . Позже тяготение писателей к «зримым эпизодам» проявилось в романе «Двенадцать стульев», многие главы которого оказались по-настоящему «кинематографичными» . Первая работа соавторов в кинематографе была связана с немым фильмом Якова Протазанова «Праздник святого Иоргена », для которого Илья Арнольдович и Евгений Петрович написали интертитры . Затем они сочинили сценарий «Барак», рассказывающий о том, как передовик-строитель Битюгов решил взять «на буксир» отстающую бригаду. Картина, снятая Николаем Горчаковым и Михаилом Яншиным , вышла на экраны в 1933 году под названием «Чёрный барак», однако особого успеха у зрителей не снискала; по мнению критиков, создатели фильма использовали «несколько схематичный подход к людям и событиям» .

В 1933 году, во время путешествия по Европе, Ильф и Петров получили от французской кинофирмы «Софар» заявку на написание сценария для звукового кино. Работа, выполненная в десятидневный срок, была хорошо оценена заказчиком; Ильф в письме жене сообщал, что «сценарий вчера сдавали. Он понравился, смеялись очень, падали со стульев». Однако фильм по сценарию, созданному в традициях французской кинокомедии, так и не был снят, а переданная «Софару» рукопись исчезла. Почти через тридцать лет в домашнем архиве одного из соавторов была обнаружена её машинописная копия - по-видимому, черновая. Этот текст был восстановлен и впервые опубликован в журнале «Искусство кино » (1961, № 2) под заголовком «Сценарий звукового кинофильма» .

Пристрастное отношение Ильфа и Петрова к пародии как элементу литературной игры проявилось в одноактном водевиле «Сильное чувство», напечатанном в журнале «Тридцать дней» (1933, № 5). История, сочинённая соавторами, с одной стороны, является своеобразной вариацией чеховской «Свадьбы » , с другой - насмешливым повторением собственных тем и мотивов. Так, в ней получает развитие персонаж «Двенадцати стульев» Эллочка-людоедка , которая на сей раз носит имя Рита и стремится стать женой преуспевающего иностранца: «Поехать с ним за границу! Так хочется… пожить в буржуазном обществе, в коттедже, на берегу залива» .

Определённые самоповторы замечены и в сценарии к фильму «Однажды летом », вышедшем на экраны в 1936 году (режиссёры Ханан Шмаин и Игорь Ильинский). Сюжет, в основе которого - путешествие Жоры и Телескопа на собственноручно собранном автомобиле, - напоминает фабулу «Золотого телёнка», персонажи которого отправляются навстречу приключениям на «Антилопе Гну». При этом, несмотря на множество курьёзных ситуаций, в которые попадают герои, а также добротную актёрскую игру (Ильинский сыграл целых две роли), картина «Однажды летом» не вошла в список творческих удач соавторов. Критики отмечали, что во время съёмок использовались устаревшие технологии, а потому лента «возвращает нас к тем временам, когда кинематография делала первые свои шаги» .

В середине 1930-х годов Ильф, Петров и Катаев получили от мюзик-холла, остро нуждавшегося в обновлении репертуара, заявку на создание современной комедии. Так появилась пьеса «Под куполом цирка», которая позже была почти без изменений перенесена в сценарий фильма Григория Александрова «Цирк » . В процессе работы между Александровым и соавторами возникли разногласия. В письме, адресованном дирекции «Мосфильма », они указывали, что из-за режиссёрского вмешательства в сценарий «значительно уменьшились элементы комедии, значительно увеличились элементы мелодрамы ». После переговоров с руководством студии Ильф и Петров, посчитавшие, что их изначальный замысел был искажён, попросили убрать свои фамилии из титров .

Видео по теме

Издания

  • Собрание сочинений в четырёх томах. - М.: Советский писатель, 1938-1939.
  • Как создавался «Робинзон». Л.-М., «Молодая гвардия», 1933.
  • Двенадцать стульев. Золотой телёнок. - М.: Советский писатель, 1936
  • Двенадцать стульев. - М.-Л., ЗиФ, 1928.
  • Золотой телёнок. - М.: Федерация, 1933

Экранизации произведений

  1. - Двенадцать стульев (Польша-Чехословакия)
  2. - Цирк
  3. - Однажды летом
  4. - 13 стульев
  5. - Совершенно серьёзно (очерк Как создавался Робинзон)
  6. - Золотой телёнок
  7. - The Twelve Chairs (Двенадцать стульев)
  8. - Двенадцать стульев
  9. - Ехали в трамвае Ильф и Петров (по мотивам рассказов и фельетонов)
  10. - Двенадцать стульев
  11. - Светлая личность
  12. - Мечты идиота
  13. - Двенадцать стульев (Zwölf Stühle)
  14. - Золотой телёнок

Память

  • Писателям открыты памятники в Одессе . Памятник, показанный в конце фильма «Двенадцать стульев» (1971), в действительности никогда не существовал.
  • Пропагандировала произведения своих «двух отцов» дочь Ильфа - Александра (1935-2013), которая работала редактором издательства, где перевела тексты на английский язык. К примеру, благодаря её труду в издание вышла полная авторская версия «Двенадцати стульев», без цензуры и с не включенной в ранние тексты главой. Последняя книга, написанная ей, - «Дом, милый дом… Как жили в Москве Ильф и Петров». Она вышла после смерти автора.
  • В память о писателях Ильфе и Петрове астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 21 октября 1982 г. астероид 3668 Ilfpetrov.

См. также

  • Один из тринадцати - фильм 1969 года, снят кинематографистами Италии и Франции по мотивам романа «12 стульев».
  • Ильфипетров - российский полнометражный документально-анимационный фильм 2013 года режиссёра Романа Либерова, посвящённый жизни и творчеству советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Примечания

  1. Скачать аудиокнигу Ильф Илья. Петров Евгений - Светлая личность . Проверено 13 января 2013. Архивировано 1 февраля 2013 года.
  2. , с. 11.
  3. , с. 12.
  4. , с. 152.
  5. , с. 12-13.
  6. , с. 14-15.
  7. , с. 19.
  8. , с. 18.
  9. , с. 210.
  10. , с. 221-222.
  11. , с. 35.

Евгений Петрович Катаев) (1902 - 42), погиб на фронте, брат В.П. Катаева. В романах "Двенадцать стульев" (1928), "Золотой теленок" (1931) - похождения предприимчивого авантюриста на фоне сатирической картины нравов 20-х гг. Фельетоны; "Одноэтажная Америка" (1936).

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Полное собрание сочинений 2017
    695 бумажная книга
    Илья Ильф Лучшие произведения в одном томе В книгу включены знаменитые романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», а также лучшие новеллы, рассказы, повесть «Одноэтажная Америка» - Public Domain, (формат: 60x90/16, 1184 стр.) электронная книга
    электронная книга
    Ильф Илья Арнольдович Лучшие произведения в одном томе В книгу включены знаменитые романы И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" и"Золотой теленок", а также лучшие новеллы, рассказы, повесть" Одноэтажная Америка" - Эксмо, (формат: 60x90/16, 1184 стр.) Полное собрание сочинений 2017
    528 бумажная книга
    Ильф И.А., Петров Е.П. Лучшие произведения в одном томе В книгу включены знаменитые романы И. Ильфа и Е. Петрова"Двенадцать стульев"и"Золотой теленок", а также лучшие новеллы, рассказы, повесть"Одноэтажная Америка" - Издательство "Эксмо" ООО, (формат: 60x90/16, 1184 стр.) Полное собрание сочинений 2017
    514 бумажная книга
    Ильф И., Петров Е. Лучшие произведения в одном томе В книгу включены знаменитые романы И. Ильфа и Е. Петрова"Двенадцать стульев"и"Золотой теленок", а также лучшие новеллы, рассказы, повесть"Одноэтажная Америка" - (формат: Твердая бумажная, 896 стр.) 2017
    556 бумажная книга
    Илья Ильф, Евгений Петров Лучшие произведения в одном томе В книгу включены знаменитые романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», а также лучшие новеллы, рассказы, повесть «Одноэтажная Америка» - Public Domain, (формат: Твердая бумажная, 896 стр.) 2017
    бумажная книга
    Евгений Петров,Илья Ильф Лучшие произведения в одном томе В книгу включены знаменитые романы И. Ильфа и Е. Петрова"Двенадцать стульев"и"Золотой теленок", а также лучшие новеллы, рассказы, повесть"Одноэтажная Америка" - (формат: 150х215 мм, 896 стр.) Полное собрание сочинений 2017
    362 бумажная книга
    Ильф Илья Арнольдович, Петров Евгений Петрович Лучшие произведения в одном томе В книгу включены знаменитые романы И. Ильфа и Е. Петрова`Двенадцать стульев`и`Золотой теленок`, а также лучшие новеллы, рассказы, повесть`Одноэтажная Америка`. ISBN:978-5-699-96747-6 - ЭКСМО, (формат: 60x92/16, 896 стр.) 2017
    455 бумажная книга
    Сестры Бронте Сестры Бронте - уникальное явление не только в англоязычной, но и в мировой литературе. Природа в равной степени одарила всех трех представительниц этой семьи писательской гениальностью - но при этом… - АСТ, Астрель, Neoclassic, (формат: 60x90/16, 1184 стр.) 2010
    496 бумажная книга
    Сестры Бронте Сестры Бронте Лучшие произведения в одном томе Сестры Бронте - уникальное явление не только в англоязычной, но и в мировой литературе. Природа в равной степени одарила всех трех представительниц этой семьи писательской гениальностью - но при этом… - (формат: Твердая бумажная, 1181 стр.) 2010
    625 бумажная книга
    Сестры Бронте Сестры Бронте. Лучшие произведения в одном томе Сестры Бронте - уникальное явление не только в англоязычной, но и в мировой литературе. Природа в равной степени одарила всех трех представительниц этой семьи писательской гениальностью - но при этом… - АСТ, Астрель, (формат: 60x90/16, 1184 стр.) В одном томе 2010
    732 бумажная книга
    Владимов Г. Георгий Владимов - один из самых ярких российских писателей второй половины ХХ века. Его роман «Три минуты молчания» в течение четырех лет после выхода свет выдержал 27 изданий на 18 языках. Роман… - Азбука, (формат: 60x92/16, 896 стр.) 2018
    516 бумажная книга
    Владимов Г. Генерал и его армия Лучшие произведения в одном томе Георгий Владимов - один из самых ярких российских писателей второй половины ХХ века. Его роман «Три минуты молчания» в течение четырех лет после выхода свет выдержал 27 изданий на 18 языках. Роман… - (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) 2018
    535 бумажная книга
    Владимов Г. Генерал и его армия. Лучшие произведения в одном томе Георгий Владимов один из самых ярких российских писателей второй половины ХХ века. Его роман&171;Три минуты молчания&187;в течение четырех лет после выхода свет выдержал 27 изданий на 18 языках… - АЗБУКА, (формат: 150x220, 992 стр.) Русская литература. Большие книги 2018
    421 бумажная книга
    Шарлотта Бронте,Энн Бронте,Эмили Бронте Сестры Бронте. Лучшие произведения в одном томе От издателя:Сестры Бронте – уникальное явление не только в англоязычной, но и в мировой литературе. Природа в равной степени одарила всех трех представительниц этой семьи писательской гениальностью –… - (формат: 60x90/16 (~145х220 мм), 1184стр. стр.) Шедевры мировой классики 2010
    402 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Известный писатель. Род. 10 марта 1820 г. в усадьбе Раменье Чухломского у. Костромской губ. Род его старинный дворянский, но ближайшие предки П. принадлежали к захудалой ветви; дед его был безграмотен, ходил в лаптях и сам пахал землю. Отец… …

      - — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

      - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

      - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

      Драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

      РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия - родился 2 февраля 1784 г. Сын небогатых полтавских помещиков, рано лишившийся родителей, он тем не менее получил по своему времени достаточное образование. Первоначально он учился в Полтавской семинарии, но здесь оставался недолго и перешел в… … Большая биографическая энциклопедия

      БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫ - Переводы Б. На древние языки Арамейские таргумы Арамейский таргум иудейский перевод Б. (ВЗ) на арамейский язык. Существительное « » в постбиблейском евр. и арам. означает «перевод», глагол « » (арам.) «переводить, объяснять» (единственный раз в… … Православная энциклопедия

      Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

    » (1928) и «Золотой телёнок » (1931). Дилогия о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера выдержала множество переизданий, не только на русском языке.

    Сочинения

    Издания

    • Собрание сочинений в четырёх томах. - М.: Советский писатель, 1938-1939.
    • Как создавался «Робинзон». Л.-М., «Молодая гвардия», 1933.
    • Двенадцать стульев. Золотой телёнок. - М.: Советский писатель, 1936
    • Двенадцать стульев. - М.-Л., ЗиФ, 1928.
    • Золотой телёнок. - М.: Федерация, 1933

    Экранизации произведений

    1. - Двенадцать стульев (Польша-Чехословакия)
    2. - Цирк
    3. - Однажды летом
    4. - 13 стульев
    5. - Совершенно серьёзно (очерк Как создавался Робинзон)
    6. - Золотой телёнок
    7. - The Twelve Chairs (Двенадцать стульев)
    8. - Двенадцать стульев
    9. - Ехали в трамвае Ильф и Петров (по мотивам рассказов и фельетонов)
    10. - Двенадцать стульев
    11. - Светлая личность
    12. - Мечты идиота
    13. - Двенадцать стульев (Zwölf Stühle)
    14. - Золотой телёнок

    Память

    • Писателям открыты памятники в Одессе . Памятник, показанный в конце фильма «Двенадцать стульев» (1971), в действительности никогда не существовал.
    • Пропагандировала произведения своих «двух отцов» дочь Ильфа - Александра (1935-2013), которая работала редактором издательства, где перевела тексты на английский язык. К примеру, благодаря её труду в издание вышла полная авторская версия «Двенадцати стульев», без цензуры и с не включенной в ранние тексты главой. Последняя книга, написанная ей, - «Дом, милый дом… Как жили в Москве Ильф и Петров». Она вышла после смерти автора.
    • В память о писателях Ильфе и Петрове астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 21 октября 1982 г. астероид 3668 Ilfpetrov.

    См. также

    • Один из тринадцати - фильм 1969 года, снят кинематографистами Италии и Франции по мотивам романа «12 стульев».
    • Ильфипетров - российский полнометражный документально-анимационный фильм 2013 года режиссёра Романа Либерова, посвящённый жизни и творчеству советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

    Напишите отзыв о статье "Ильф и Петров"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Ильф и Петров

    – Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
    – К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
    – Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
    – Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
    – Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
    Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
    На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
    Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
    Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
    – Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
    Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
    – Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
    – Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
    Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
    Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
    Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

    В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
    Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
    В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
    Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.

    
    Top