Продолжи работу со словарной статьей. Виды словарной работы на занятиях по культуре речи в техническом вузе

Статья "Организация словарной работы

на уроках русского языка"

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством нравственного воспитания учащихся.

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью необходимо практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встречающиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся.

Виды словарных заданий разнообразны.

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка.

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на З - С подбираются имена существительные (возрождение, восстановление, восхождение ) и имена прилагательные (безвольный , беззаветный, бескорыстный, беспечный ),глаголы (воссоединяться, избирать, изнемогать и др.).

4) Составление упражнений,включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам. Так, в рассказе о герое войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, генеральный (сражение), героический, гордый, доблестный, решающий, самоотверженный (в связи с изучением "Бородино" М.Ю.Лермонтова).

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по словарю;

2) подбор синонимов (притязание - претензия; притяжение - тяготение );

3) подбор антонимов (смелость - трусость; талантливый - бездарный );

4) словообразовательный анализ (безмятежный - мятежный - мятеж );

5) этимологический анализ (лукавый - от лука - "изгиб, кривизна", т.е.лукавый - "криводушный, неискренний, двуличный, лживый" );

6) перевод (интернациональный - международный ).

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки.

Например, смешиваются в употреблении слова представить - предоставить, осудить - обсудить , признание - признательность , связный - связанный и др .

Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов . С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем , а кого посланником ? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными , а каких честолюбивыми ?

2) Подбор синонимов (ср. невежа - грубиян, невоспитанный, невежливый человек , невежда - неуч, малообразованный человек ) .

3) Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мастер - искусственный цветок, получить признание - выразить признательность.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова - это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать.

Литература:

1. Скороход Л.К.Словарная работа на уроках русского языка: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение,1990

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн.для учащихся. - М.: Просвещение,1991

Тема 4. Работа со словарями

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью целесообразно практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встретившиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по толковому словарю,

2) подбор синонимов,

3) подбор антонимов,

4) словообразовательный анализ,

5) этимологический анализ,

6) перевод.

Приемы ознакомления учащихся с семантикой слова разнообразны, но выбор способа их семантизации обусловлен конкретными дидактическими задачами, а главное - целесообразностью использования каждого из них.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся. Включение в нее тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» создает благоприятные условия в организации речевой практики, предусматривающей совершенствование словарных знаний школьников.

Виды словарных заданий разнообразны:

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка .

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило.

4) Составление упражнений, включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам.

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки. Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении. Основной прием работы с ними - это сопоставление, поэтому целесообразно одновременно вводить в упражнения оба слова.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответь на вопрос.

2) Словарный диктант с заданием: заменить данное предложение словом.

3) Подбор синонимов.

4) Словообразовательный анализ.

5) Включение изучаемых слов в контекст.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

В организации словарно-семантической работы следует использовать разные типы словарей.

"Толковый словарик" на уроках русского языка

Необходимо приобщать детей к пользованию словарем. Говоря о роли словарей в работе над словом, можно использовать стихи Я. Козловского:

Есть волшебная страна, Как писать какое слово,

Что распахнута пред вами, Как писать и как читать,

Та, которая словами, Как с другими сочетать...

Что людьми, населена. Уважаем государь

Правит ими государь По прозванию Словарь.

По прозванию Словарь, Даже Пушкин,

И относится он к ним, Я об этом достоверно говорю,

Словно к подданным своим. Не однажды за советом

Утверждать ему не ново, Обращался к Словарю.

Для объяснения значений слов можно использовать словари:

1. Толковый словарь, в котором даны толкования значений слов.

2. Словарь синонимов, назначение которого состоит в том, чтобы дать в распоряжение учителя лексический материал, необходимый в организации работы по расширению запаса синонимов в речи учащихся; раскрыть значение слов.

3. Словарь антонимов.

4. Фразеологический словарь, который поможет школьникам повысить культуру речи, обогатит их словарный запас образными выражениями.

5. Сборник пословиц, поговорок, потешек, скороговорок поможет в формировании отношения к миру , обогащает чувства ребенка, его речь.

"Толковый словарик " под редакцией Т. Г. Рамзаевой – справочное учебное пособие, расчитанное на обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников в общей системе обучения русскому языку. При отборе слов следует учитывать следующие критерии:

1) практическая значимость слова, т. е. роль слова в познавательной и речевой деятельности учащихся в процессе овладения литературным курсом;

2) частотность употребления слова, регулярное использование его в речевой практике школьников в связи с изучением программного материала;

3) семантическая доступность слова - критерий, требующий учитывать способность учащихся осмыслить сущность явления, которое обозначается словом;

4) качественная полноценность слова со стороны семантической, эмоционально-экспрессивной, стилистической, грамматической и орфографической.

Приемы работы и содержательная сторона заданий неограниченны. Можно выписывать в алфавитном порядке названия животных, названия профессий людей, названия предметов, признаков предметов, действий.

Приемы работы должны быть направлены на выработку умений:

располагать данные слова в алфавитном порядке, искать в словаре слова одной тематики, находить ошибки в алфавитном расположении слов: какое слово "заблудилось"; указывать несколько букв перед буквой "ф", несколько букв после после "м"; указывать шесть последних букв алфавита, пять букв после "к", "о", "д" и т. д.

Как только значительная часть класса овладела умением отыскивать нужное слово, надо отсылать отставших детей к алфавиту, на первой страничке словарика, а в классе вести такой прием: первый ученик, нашедший по алфавиту слово в словарике, называет номер странички вслух. Работа идет быстрее, дети вполголоса перебирают буквы алфавита, тем самым запоминая его. Так экономится время на уроке.

Особого внимания заслуживает процесс усвоения детьми структуры словарной статьи. В ней после исходного слова идут грамматические пометы: часть речи и основные грамматические признаки. Лексическое значение слова раскрывается после пометы.

Далее дети должны усвоить, что прямое, или основное, значение слова раскрывается в словарной статье под цифрой 1. Если у слова несколько значений, то они раскрываются под следующими цифрами. Большая часть слов – многозначные, но есть и однозначные слова.

Слово может быть употреблено в переносном значении. Этих значений может быть несколько, и они даются после основных значений в конце словарной статьи. Отличая употребление слова в прямом значении от переносного,школьники учатся относиться к слову более внимательно.

Оперирование родовыми словами-названиями как работа синтетическая значительно продвигают школьников в развитии их мышления и речи.

В структуре словаря важное место отводится указателям синонимов и антонимов, включенных в словарь. Указатели служат своеобразным оглавлением к словарику. Надо только научить детей пользоваться им. Не каждый синоним разъясняется в словарных статьях. Отыскать их в указателе всегда можно, надо только обращаться к приложению. По мере изучения грамматических признаков частей речи по указателю синонимов и антонимов можно предлагать разнообразные задания типа "найти...", "выписать...".

Особенно необходимы указатели непосредственно перед написанием творческой работы, когда на учете каждая минута. Нет времени перечитывать словарные статьи, а синонимический ряд может предупредить многие речевые ошибки. Словарь в это время лежит на столе, им можно пользоваться.

Весьма результативной для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа с ними. Если в дано задание подобрать слова , с противоположные по смыслу, то удачным будет дополнительное задание: подобрать близкие по смыслу слова, пользуясь соответствующими словарными статьями словарика и указателем синонимов.

Наряду с учебной задачей, решается и практическая задача развития речи младших школьников. С помощью словарика школьник учится использовать лексические средства языка в своей речи. Следовательно, с одной стороны, он обогащает и уточняет собственный словарный запас, а с другой стороны, добивается умения пользоваться своим словарным запасом в речи и делать это лексически точно, грамматически правильно, выразительно, показывая умение тонко чувствовать смысловые оттенки слова..

Решение практической задачи обогащения словаря младших школьников осуществляется в том или ином объеме на каждом уроке русского языка в связи с предстоящей творческой работой. Обучающие творческие работы, состоящие из нескольких коротких предложений, могут проводиться довольно часто. Чтобы подготовка к ним не занимала на уроке много времени, можно рассредоточить ее на несколько уроков: знакомство с опорными словами по словарику , выполнение лексического задания в связи с грамматическим заданием упражнения, составление словосочетаний, упражнения в перестройке предложений, анализ результатов после проверки работ учителем. Когда словарный запас актуализирован, орфографическая подготовка проведена, можно приступить к творческой работе.

Такая подготовка, рассредоточенная во времени, дает возможность постепенно подготовить детей к свободному выражению мысли, к элементам рассуждения на основе сравнения и сопоставления фактов, близких к жизненному опыту детей. У учащихся есть возможность оперировать синонимами, в процессе рассуждения, противопоставляя противоположные по значению слова, учиться употреблять слово в словосочетании, предложении, тексте.

Каждое слово или группа слов, над которыми ведется работа по словарю должны иметь нацеленный выход в речевую практику. Иначе слово просто не будет запоминаться, т. к. не будет охвачено произвольным вниманием ученика. Если же написание короткого текста отсрочено, то к словарным статьям, являющимся основой будущего текста, надо обращаться как можно чаще и делать это в связи с заданиями учебника или как самостоятельное подготовительное задание к предстоящей творческой работе.

Довольно часто после выполнения грамматико-орфографических упражнений учебника детям предлагается раскрыть значение некоторых словосочетаний. "Толковый словарик" здесь служит справочным пособием.

Читая статью словарика, дети рассуждают под руководством учителя, уточняя лексико-семантические оттенки слова. Это очень важно для воспитания и развития детей. При подготовке к творческой работе учитель заранее активизирует лексику учащихся: уточняется значение слова, дети анализируют его существенные признаки, прямое и переносное значение, какими близкими по смыслу словами можно заменить слово, нельзя ли употребить противоположные по смыслу слова, устойчивые словосочетания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методика работы со словарями на уроках русского языка. Словари как средство развития речи учащихся. Русская лексикография. Семантизация незнакомых и частично знакомых слов. Лексические синонимы. Опыта работы лучших учителей русского языка.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2007

    Психолого-педагогические основы изучения слов-антонимов в начальной школе. Методика работы над словами-антонимами. Характеристика словаря младшего школьника. Работа с учебниками и со словарями. Анализ альтернативных программ обучения русскому языку.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2008

    Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников. Расширение словарного запаса младших школьников через настольно-печатные дидактические игры, использование описательных загадок.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2019

    дипломная работа , добавлен 24.06.2012

    Основы проявления вербальных способностей на уроках словесности. Различные виды речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку. Диагностика вербальных способностей.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Исследование особенностей обучения русскому языку в коррекционно-развивающих классах. Игровые и мнемонические приемы на уроках русского языка. Анализ популярных интеллектуально-развивающих игр. Результативность применения игровых и мнемонических приемов.

    реферат , добавлен 07.09.2015

    Истоки формирования и содержание методики обучения русскому языку в казахских классах в Назарбаев Интеллектуальных школах. Особенности применения лингвокультурологического аспекта в преподавании русского языка. Основные этапы работы с текстом на уроках.

    статья , добавлен 30.11.2011

    Понятие словарно-орфографической работы в начальной школе. Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии "трудных" слов. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы.

    дипломная работа , добавлен 06.08.2009


Словарь , как правило, состоит из заглавных слов и словарных статей.

Заглавное слово – это выделенное жирным шрифтом слово, значение которого объяснено и часто иллюстрировано примерами.

Все заглавные слова расположены в алфавитном порядке и имеют указание, какой частью речи они являются.

Словарная статья – это мини – текст, содержащий определенные сведения о заглавном слове.

Объем словарной статьи зависит от того, сколько значений имеет заглавное слово.

В словаре может быть слово, значение которого передается одним русским словом

algebra – алгебра

В словарной статье приводятся все основные значения заглавного слова, а также отражается возможность использования его в функции разных частей речи. Ср.:

House n дом и to house v вмещать

Большинство слов как в русском, так и в английском языке многозначно, т.е. имеют несколько значений. Ср. case случай, судебное дело, ящик, футляр, пациент и т.д., или в русском языке ручка маленькая рука, принадлежность для письма. Устройство для открывания и т.д. Чтобы раскрыть каждое из значений многозначного слова, оно обычно иллюстрируется примерами – предложениями, которые показывают, что выбор конкретного значения многозначного слова зависит от контекста, в котором они встречаются.

Перевод английского предложения не следует начинать с первого слова. Любое предложение надо дочитать до конца и лишь после этого осмыслить его и оформить средствами русского языка.

Если понимание (перевод) предложения вызывает затруднение, рекомендуется прежде всего определить в нем сказуемое. Сказуемое составляет смысловой центр предложения, занимает относительно постоянное место и обычно имеет формальные признаки.

Формальные признаки сказуемого

- s …makes…

- ed …made…dried…played…

(или особая форма у неправильных глаголов)

am, is, are …is (are) making…

was, were …was (were) made…

have, has, had …have (has, had) made…

must, should …must (should) make…

have (has, had) to …have to make…

am (is, are) to …are to be made…

was (were) to …was to make…

do, does, did …does not make…

can, could …can (could)make…

may, might …may (might) have made…

will, would …will (would) make…

shall, should …shall (should) make…

ought to …ought to make…

Полнозначные и служебные слова

Все слова в языке подразделяются на полнозначные и служебные. К полнозначным относятся существительные, смысловые глаголы, прилагательные, наречия, числительные. Служебные слова не обозначают конкретных предметов, действий, качеств. В предложениях они связывают полнозначные слова и помогают обратить их в связную речь. К числу служебных относятся артикли, предлоги, служебные и модальные глаголы, их заменители, союзы. Знание служебных слов и понимание их роли необходимы для грамотного осмысления английского текста. Не следует, выписав из словаря полнозначные слова, пытаться связать их «по смыслу». Перевод следует осуществлять только с опорой на значения служебных слов.

Список литературы

1. И.З. Новоселова Учебник английского языка для сельскохозяйственных и лесотехнических вузов. М.В.Ш. 1984.

2. И.З. Новоселова Учебник английского языка для сельскохозяйственных и лесотехнических вузов. М.В.Ш. 1994.

3. Т.Ю. Полякова, Е.В. Синявская, О.И. Тынкова, Э.С. Улановская Английский язык для инженеров. – М.: Высш., 2002.

4. Т.Н. Игнатова Английский язык. Интенсивный курс. – М., 1992.

5. Cutting Edge Tests, изд. Longman, 2002.

6. С.Я. Андрушко Искусство составления деловых писем на английском языке. – Одесса, 1993.

7. К.Н. Качалова, Е.Е. Израилевич Практическая грамматика английского языка. – М. ЮНВЕС, 1995.

8. И.И. Кошманова Тесты по английскому языку. 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 1999.

9. R. Murphy English Grammar in use. Cambridge University Press, 1986.

10. Б.Я. Лебединская Английская грамматика в стихах. Пособие по английскому языку. М.: ООО «Издательство Астрель» АСТ, 2000.

11. Э.Я. Мороховская Практикум по теоретической грамматике. – Ленинград: изд. «Просвещение», 1973.

12. И.С. Богацкий, Н.М. Дюканова Бизнес – курс английского языка: Словарь – справочник. Киев: Логос; М.: Рольф: Айрис – пресс, 1999.

13. В.Л. Каушанская Грамматика английского языка. - Ленинград: изд. «Просвещение», 1973.

14. Т.В. Барановская Грамматика английского языка. Сборник упражнений: Учеб. Пособие. – Киев: ООО «ИП Логос». 2004.

15. М.А. Колпакчи Дружеские встречи с английским языком. – СПб.: изд. Дом «Корвус», МП «Книжный Дом», 1993.

16. И. В. Зайцева Практикум по английскому языку/ТГСХА - Тюмень, 2009.

Урок по теме «Толковые словари. Работа со словарной статьёй» 5 класс

Планируемый результат: знают назначение толковых словарей и умеют их использовать для определения, уточнения лексического значения слов,знают структуру словарной статьи и умеют в ней ориентироваться.

Овладевают умением использовать сопоставлять, извлекать необходимую информацию, анализировать изученные явления, вырабатывают способность свободно, правильно излагать свои мысли.

(Презентация к уроку прилагается)

Ход урока:

Учитель:

Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) французский поэт Шарль Бодлер пришёл к другому поэту, маститому Теофилю Готье; Готье спросил его: «Читает ли вы словари?» Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей.

И всё-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю! Ведь из них можно почерпнуть много важной и интересной информации.

Слайд № 1

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё.

А. Франс

Учитель:

Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Созданием словарей занимаются ЛЕКСИКОГРАФЫ. Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и филологические.

Слайд № 2

Если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы (затмения, землетрясения и т.д.), если вам хочется больше узнать о планетах, истории цивилизаций и т.д. – обращайтесь к ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИМ словарям. В филологических словарях содержится информация о слове.

К аждый из словарей выполняет свою определённую функцию, даёт информацию о слове соответственно своему назначению .

Этот урок мы посвящаем Толковым словарям.

1.Толковый словарь. Как вы думаете, почему он так называется?

Итак, словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми.

2. Работа с текстом. Определите главную мысль текста.

слайд № 3

С давних пор люди стали пользоваться словарями. Традиция создания словарей возникла тогда, когда книг стало много. Читающий человек встречал в текстах незнакомые слова, значение которых он не мог понять.

Работа по толкованию слов - сложная. Учёный-языковед должен изучить, какие значения имеет то или иное слово в разных текстах, и написать о слове так, чтобы это было понятно человеку, для которого слово незнакомо. Писать нужно кратко, иначе словарь разрастётся до таких размеров, что им неудобно будет пользоваться.

Да, создание словарей - дело трудное, кропотливое и долгое.

Над своим «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даль трудился всю жизнь.

Слайд № 4

(небольшие сообщения учащихся о создателях толковых словарей, подготовленные с помощью энциклопедического словаря юного филолога)

Первое сообщение «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля»

Слайд №5

Второе сообщение «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова

Слайд № 6

Третье сообщение «Словарь русского языка» С.И. Ожегова

Слайд № 7

4. Но чтобы словарь стал нашими другом и помощником, нужно научиться им пользоваться.

Работа со словарной статьёй и схемой.

Слайд № 8

Рассмотрите схему словарной статьи, расскажите, как она устроена

Поясняем понятия «пометы», «контекст»

Вывод: если научишься ориентироваться в словарной статье, как много информации о слове ты сможешь узнать из неё!

5. Практическая часть

1) Рассмотрите словарную статью, расскажите, как она устроена

Слайд № 9

Мужество , -а, ср. Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужество в бою.

Витязь . –я ,м. Поэт., устар . Храбрый воин, богатырь. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных. Пушкин. Руслан и Людмила.

Жюри . – нескл . Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках. Постановление жюри.

2) рассмотрите словарь(если есть возможность положить каждому на парту) , выберите словарную статью, расскажите, как она устроена.

3) Сравните два определения одного и того же слова. Какое из них можно прочитать в словаре, а какое могут дать собеседники в разговоре?

Слайд №10

Котёнок- детёныш кошки

Котёнок – славный пушистый комочек.

Роза – растение с красивыми крупными душистыми цветками и стеблем, обычно покрытым шипами.

Роза - красивый колючий цветок.

    Запишите названия предметов, изображённых на рисунках. Найдите в толковом словаре лексическое значение каждого слова.

Слайд №11

5) Прочитаем отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Слайд № 12

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Выпишите слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь определить (картечь, сечь, лафет) Как вы решите эту учебную задачу? (обратимся к толковому словарю!)Обучающиеся определяют значение слов с помощью толкового словаря.

6) Выпишите 5 незнакомых слов и формулировки их значения из толкового словаря. Составьте с ними связный текст

6. итоги Учитель:

Слова, слова, слова.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…,
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
А не “утонуть” в этом море вам помогут СЛОВАРИ

Слайд № 13

Советы помощника

Если вы не помните или не знаете значения слова, обратитесь к словарям:

В.И.Даль «Словарь большого великорусского языка»

Д.Н. Ушаков « Большой толковый словарь современного русского языка»

С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Дом.задание: Составьте устное высказывание


Top