Презентация по окружающему миру на тему "На заре человечества" (4 класс). На заре человечества

Переводчик Николай Мезин

Научный редактор Сергей Ястребов

Редактор Юлия Быстрова

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры С. Чупахина, М. Миловидова

Компьютерная верстка A. Фоминов

Дизайн обложки Ю. Буга

Фото на обложке iStock

© Nicholas Wade, 2006

This edition is published by arrangement with Sterling Lord Literistic and The Van Lear Agency LLC

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

1. Генезис и генетика

Много раз высказывалось с уверенностью мнение, что происхождение человека никогда не будет узнано. Невежеству удается внушить доверие чаще, чем знанию, и обыкновенно не те, которые знают много, а те, которые знают мало, всего увереннее заявляют, что та или другая задача никогда не будет решена наукой.

Двигаясь вспять по ленте времен, мы видим, что в первые век-два истории человечества в свидетельствах его существования недостатка нет. Но затем все резко меняется. На рубеже 5000 лет исчезают письменные памятники, уступая место бессловесным артефактам, вырытым из земли. В следующие 10 000 лет мы и их встречаем все реже, и через 150 веков, в момент возникновения первых человеческих поселений, артефакты практически исчезают. До этого момента люди вели кочевую жизнь, кормились охотой и собирательством. Ничего не строили и не оставили по себе почти никаких долговечных творений, кроме нескольких каменных орудий и удивительных наскальных росписей в пещерах Европы.

Отмотав назад еще 35 000 лет, мы достигнем момента, когда предки человека еще не покинули пределов своей родины на северо-востоке Африки, но уже демонстрировали первые признаки современного поведения. Если считать, что оттуда и начинается история современного человека, то получается, что письменные источники освещают лишь последние 10 % ее протяженности, остальная история как будто растворилась во тьме.

Пойдем дальше вглубь времен к первым дням существования нашего биологического вида, на 5 млн лет назад, когда первые обезьяноподобные существа, далекие предки человечества, отделились от вида, также давшего начало шимпанзе. Единственный материальный след той эпохи, в которую совершилась эволюция от обезьяны к человеку, – несколько каменных орудий.

Казалось бы, узнать это время сколько-нибудь глубже не удастся: 5 млн лет человеческой эволюции и 50 000 лет доисторической эпохи скрыты во тьме. Однако в последние годы ученым открылся абсолютно новый архив данных. Это хроника, записанная в ДНК человеческого генома, в ее разных версиях, разбросанных по планете. Генетика давно помогает в изучении прошлого, но особенно успешно – с 2003 г., когда ученые закончили определение последовательности ДНК в человеческом геноме.

Но каким образом геном так много сообщает нам о прошлом? Как хранилище наследственной информации, пребывающей в постоянном изменении, геном подобен документу, который без конца переписывают. Но геном, изменяясь, сохраняет сведения обо всех «черновиках», которые содержат в себе хронику миллионов лет. Таким образом, геном может многое рассказать нам о разных временны́х пластах. В нем есть свидетельства, уходящие более чем на 50 000 лет назад, к генетическому Адаму, человеку, чья Y-хромосома есть у каждого мужчины, живущего сегодня на земле. В то же время геном способен дать ключ к загадкам всего лишь двухвековой давности (например, ответить на вопрос: были ли у Томаса Джефферсона незаконные дети от любовницы-рабыни Салли Хемингс).

Геном помогает ученым увидеть новую, куда более отчетливую картину человеческой эволюции, природы и истории. Из кромешной тьмы выплывает ошеломляюще подробная картина.

Новое прочтение человеческой истории опирается на основание, заложенное палеоантропологией, археологией, антропологией и многими другими науками. Новым оно считается потому, что все эти традиционные области знания сегодня используют генетическую информацию и генетика постепенно собирает их воедино.

В этой книге описывается ряд аспектов человеческой эволюции, природы и древнейшей истории, высветившихся благодаря открытиям в генетике последних лет. Читателей, далеких от этой области знания, вероятно, удивит, сколько разнообразной информации содержит в себе новый исторический подход. Видеозаписи, на которой обезьяна постепенно превращается в человека, не существует, однако этот процесс можно реконструировать в виде последовательности знаковых событий. Нет карт, показывающих миграцию первых людей с их прародины, но ученые могут составить маршрут, которым наши предки вышли из Африки, и их дальнейшее движение по планете. Можно проследить даже зарождение каких-то общественных институтов, возникших у людей на переходе от кочевого образа жизни, основанного на охоте и собирательстве, к современным сложным социальным системам.

Информация из генома позволила палеоантропологам установить, когда человек лишился густого волосяного покрова на теле и когда обрел дар речи. Геном помог разрешить давнюю археологическую загадку сосуществования неандертальца и современного человека: жили ли они в мире и скрещивались или враждовали до полного уничтожения слабейшего? Генетика открыла антропологам данные о возникновении различных культурных практик, например стадного выпаса или каннибализма. И даже сравнительно-историческое языкознание обогатилось, хотя и косвенно, благодаря информации, которую дает нам ДНК: история языка сегодня реконструируется с применением методик построения родословного древа, разработанных биологами для картографирования генов.

В вопросе о популяции первобытных людей, существовавшей 50 000 лет назад и давшей начало всем народам, ныне населяющим Землю, методы палеоантропологии и археологии бессильны что-то открыть о наших предках, исчезнувших без следа. А вот генетики, исследуя человеческий геном, открывают самые удивительные факты. Они могут оценить численность этой группы первых людей. Могут сказать, где именно в Африке они, вероятнее всего, обитали. Могут назвать дату, хотя и весьма приблизительную, возникновения человеческого языка. И даже рано или поздно смогут восстановить звучание праязыка.

Первая рукотворная одежда

Немного найдется примеров, более наглядно показывающих способность генетики проникать в самые удивительные закоулки человеческого прошлого, чем недавнее открытие исторического периода, когда появилась первая сшитая одежда. Первобытные люди, вероятно, одевались в шкуры животных миллионы лет, покрываясь ими, как плащом, но рукотворная одежда – сравнительно недавнее изобретение. Археологи не могут установить, когда она возникла, поскольку и ткани, и костяные иглы, которыми она сшивалась, весьма недолговечны.

Осенью 1999 г. в Лейпциге сын антрополога Марка Стоункинга принес из школы записку, где сообщалось, что в классе один из учеников заразился вшами. Стоункинг, американский ученый, работавший в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка, прочел записку со всем вниманием встревоженного родителя. Однако как генетик, давно интересующийся происхождением человека, он обратил внимание на то место в тексте, где говорилось, что вошь не может жить без тепла человеческого тела дольше 24 часов.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

– Прочитайте диалог на с. 62. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Могут ли от современных обезьян произойти люди?

– Попробуйте предположить, как происходило формирование человека (выскажите гипотезы). (Совместное поселение, совместная охота, общение, изготовление орудий труда, использование огня – всё это могло повлиять на формирование человека.)

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Какие из окружающих тебя вещей (часы, телефон, магнитофон, телевизор, компьютер и т.п.) были знакомы твоей маме и бабушке, когда они были маленькими?

– Какие давние события из жизни твоей страны тебе известны?

– Почему современного человека называют разумным? В чём проявляется его разумность?

Отвечают на вопросы .

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Происхождение человека .

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Работа в учебнике.

– На машине времени отправляемся на экскурсию в прошлое Земли. Мы в Африке. Опишите климат, расскажите, что нас там окружает. (В Африке климат жаркий, сухой. Большая часть территории – пустыня, много открытых пространств.)

– Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? Воспользуйтесь рисунком на с. 63. (Совместному проживанию, общению, использованию огня, изготовлению орудий труда.)

– В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой-то обработке? (Вначале люди ели всё в сыром виде, а после того как научились пользоваться огнём, пищу стали готовить – запекать, жарить и т.п.)

Выполнение заданий на с. 63. Вопросы для обсуждения:

– Почему древние люди охотились сообща?

– Как они готовились к охоте?

– Как договаривались о совместных действиях (существовала ли речь, письменность)?

Выполняют задания.

– Кто заботился о детях?

– Как вы считаете, те времена были трудными? Почему? Рассмотрите рисунки на с. 64, выполните задание к ним. (Да, это было трудное время. Людям постоянно угрожала опасность: дикие звери, изменения в природе, другие люди, враждебно

настроенные.)

Вопросы для обсуждения:

– Могла ли семья выжить в одиночку? Что такое племя? (Семьи объединялись в племена. Племя основывалось на родственных отношениях, ведь проще сообща было организовать охоту, защиту от хищников и врагов.)

– Что должны были предпринять племена, чтобы жить в мире и согласии? (Нужно было позаботиться о том, чтобы сохранить имеющийся опыт и передать его новым поколениям. Зародилась культура. Внутри племени складывались обычаи и правила поведения – мораль. Но эти правила распространялись только

на своих.)

– Всё ли люди могли объяснить? (Нет, не всё. Что люди не могли постичь разумом, они объясняли волей богов. Зародилась религия.)

– Каково было основное занятие древних людей? (Охота и собирательство растений.)

– Что бы вы посоветовали древним людям для облегчения жизни (в плане добычи пищи)?

– Надо одомашнить животных и вывести культурные растения. Тогда человек не будет полностью зависеть от природы.

– Как мы можем узнать о том, что было раньше (10 лет назад, 100 лет и т.д.)?

– Древние люди жили в Африке, но расселились по всему свету. Они умели пользоваться огнём, жили сообща. Возникли культура, мораль, религия (рассказ учителя ).

– Что помогло древним людям заселить более холодные части планеты?

– Использование тёплых шкур, другой одежды, постройка жилищ.

А ещё им помог приобретённый опыт.

– Как мы ответим на вопрос урока? Могут ли из современных обезьян произойти люди?

– Сейчас уже нет. Условия жизни изменились. Земля заселена человечеством. Да и сам человек когда-то произошёл от других человекообразных обезьян, а не от тех, которые живут сегодня.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 65. Отвечают на вопросы .

2. Задания в рабочей тетради (два-три на выбор ).

Выполняют задания.

3. Проверочная работа № 8.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 8.

Вариант 1 . 1. Необходимый уровень . Ум и хитрость. Умение договариваться. Использование орудий. Способность передавать знания и опыт.

Повышенный уровень . Человек стал человеком, сделав простейшее орудие. Позднее люди научились поддерживать огонь. Общение стало совершенным, когда возникла речь. Воспитание детей обеспечила постоянная семья. 2. Необходимый уровень Повышенный уровень . Передвигается на двух конечностях . Большой палец руки противопоставлен другим . Лоб высокий . Челюсти развиты слабо .

Вариант 2 . 1. Необходимый уровень . Развитое умение общаться с сородичами. Развитой головной мозг. Длительный период обучения родителями. Повышенный уровень . От холода человека защитила одежда. Вражде внутри племени стала препятствовать мораль. Отобразить жизненный опыт помогла культура. Дать истолкование всему непонятному смогла религия. 2. Необходимый уровень . Предок человека изображён на правом рисунке. Повышенный уровень . Положение тела вертикальное . Чувствительность пальцев высокая . Объём мозга большой . Челюсти развиты слабо .

Открытый урок по окружающему миру в 4г классе

Желаева Н.Ю.

Т ема: На заре человечества

Цель: - рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

Оборудование: презентация, иллюстрации из жизни первобытных людей, мягкие игрушки (обезьянки).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний.

Слайд 1: Наши предки, ваши предки

На одной качались ветке…..Б.Заходер

О ком идёт речь? (человекоподобные обезьяны )

Какую тему изучали на прошлом уроке? (изучали сходства и различия человекоподобных обезьян и современных людей)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Слайд 2:

К нам в гости пришли три весёлые обезьянки.

Слайд 3: первая обезьянка хочет проверить ваше домашнее задание!

(выполнение теста на листочках + взаимопроверка) Слайд 4.

Слайд 4: вторая обезьянка принесла нам кроссворд. (вместе решаем кроссворд – фронтальная работа) В результате решения кроссворда открываем слово «человек» и делаем вывод о том, что сегодня на уроке речь будет идти уже не об обезьянах, а о человеке.

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Слайд 5:

Прочитайте диалог на с. 62. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Могут ли от современных обезьян произойти люди?

Попробуйте предположить, как происходило формирование человека (выскажите гипотезы). (Совместное поселение, совместная охота, общение, изготовление орудий труда, использование огня – всё это могло повлиять на формирование человека.)

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

Какие из окружающих тебя вещей (часы, телефон, магнитофон, телевизор, компьютер и т.п.) были знакомы твоей маме и бабушке, когда они были маленькими?

Какие давние события из жизни твоей страны тебе известны?

Почему современного человека называют разумным? В чём проявляется его разумность?

Отвечают на вопросы .

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Происхождение и развитие человека разумного.

ΙV. Совместное открытие знаний.

Слайды 6, 7, 8:+Работа в учебнике.

На машине времени отправляемся на экскурсию в прошлое Земли. Мы в Африке. Опишите климат, расскажите, что нас там окружает. (В Африке климат жаркий, сухой. Большая часть территории – пустыня, много открытых пространств.)

Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? Воспользуйтесь рисунком на с. 63. (Совместному проживанию, общению, использованию огня, изготовлению орудий труда.)

В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой-то обработке? (Вначале люди ели всё в сыром виде, а после того как научились пользоваться огнём, пищу стали готовить – запекать, жарить и т.п.)

Выполнение заданий на с. 63. Вопросы для обсуждения:

Почему древние люди охотились сообща?

Как они готовились к охоте?

Как договаривались о совместных действиях (существовала ли речь, письменность)?

Выполняют задания.

Кто заботился о детях?

Как вы считаете, те времена были трудными? Почему? Рассмотрите рисунки на с. 64, выполните задание к ним. (Да, это было трудное время. Людям постоянно угрожала опасность: дикие звери, изменения в природе, другие люди, враждебно

настроенные.)

Вопросы для обсуждения:

Могла ли семья выжить в одиночку? Что такое племя? (Семьи объединялись в племена. Племя основывалось на родственных отношениях, ведь проще сообща было организовать охоту, защиту от хищников и врагов.)

Что должны были предпринять племена, чтобы жить в мире и согласии? (Нужно было позаботиться о том, чтобы сохранить имеющийся опыт и передать его новым поколениям. Зародилась культура. Внутри племени складывались обычаи и правила поведения – мораль. Но эти правила распространялись только

на своих.)

Всё ли люди могли объяснить? (Нет, не всё. Что люди не могли постичь разумом, они объясняли волей богов. Зародилась религия.)

Каково было основное занятие древних людей? (Охота и собирательство растений.)

Что бы вы посоветовали древним людям для облегчения жизни (в плане добычи пищи)?

Надо одомашнить животных и вывести культурные растения. Тогда человек не будет полностью зависеть от природы.

Как мы можем узнать о том, что было раньше (10 лет назад, 100 лет и т.д.)?

Слайды 9, 10, 11:

Древние люди жили в Африке, но расселились по всему свету. Они умели пользоваться огнём, жили сообща. Возникли культура, мораль, религия (рассказ учителя ).

Что помогло древним людям заселить более холодные части планеты?

Использование тёплых шкур, другой одежды, постройка жилищ.

А ещё им помог приобретённый опыт.

Как мы ответим на вопрос урока? Могут ли из современных обезьян произойти люди?

Сейчас уже нет. Условия жизни изменились. Земля заселена человечеством. Да и сам человек когда-то произошёл от других человекообразных обезьян, а не от тех, которые живут сегодня.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 65. Отвечают на вопросы .

2. Задания в рабочей тетради (работа в парах)

(два-три на выбор ).

Выполняют задания.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

VI. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 15). Подготовить рассказ о том, как люди расселялись по планете и одомашнивали животных.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что является главным условием исторического развития человека?



(с. 25) 1. Проследи по рисункам, как менялся человек. Допиши, чем отличается современный человек от своих предков.

У современного человека лоб стал выше, так как увеличился объем головного мозга. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как отпала необходимость разрывать зубами куски сырого мяса.

(с. 25) 2. Выдели синим цветом те качества, которые были необходимы животным – предкам человека, зеленым цветом – древним людям, красным – современным людям.

(с. 25) 3. Что удерживает нас от проявления звериного поведения?

(с. 26) 4. Благодаря чему человек научился добывать себе пищу?

Благодаря орудиям труда.

(с. 26) 5. Обведи красным цветом те орудия труда, которые ты смог бы сделать или найти за 1 час, синим – за 1 день, зеленым – не смог бы сделать без обучения. Подпиши, каким из этих орудий пользовались предки человека, древние люди и люди современного типа в доисторический период.

(с. 26) 6. Покажи стрелками особенности человека разумного, которые отличают его от древнейшего человека. Подпиши рисунки.

(с. 26) 7. Как ты думаешь, почему у современного человека подбородок более острый, чем у предков?

Более острый подбородок – следствие развития речи.

(с. 27) Проверь себя.

1. Система органов, незаменимая для организма –

Ни одну систему нельзя заменить.

2. Системы, объединяющие все органы –

Кровеносная, нервная.

3. Кто (или что) «ухаживает» за кожей?

Сальные железы.

4. Какие клетки покрывают поверхность кожи?

Мертвые ороговевшие клетки.

5. Сокращающиеся органы –

Сердце и другие мышцы.

6. Основа скелета.

Позвоночник.

7. Система органов, добывающая энергию –

Пищеварительная.

8. Где питательные вещества попадают в кровь?

В кишечнике.

9. К какой системе органов относятся почки?

К выделительной системе.

10. Какого газа постоянно не хватает в организме?

Кислорода.

11. В какой «клетке» помещаются органы дыхания?

В грудной.

12. Сколько раз кровь проходит через сердце за один круг?

13. Как кровь попадает из артерии в вену?

Пройдя по кругу кровообращения по капиллярам, идущим от органов.

14. Две составные части крови.

Плазма и форменные элементы.

15. Где «помещается» наше сознание?

16. По каким «проводам» мозг получает сообщение?

По нервам.

17. Слой нервных клеток на дне глаза.

Сетчатка.

18. Что оценивает второй глаз, второе ухо?

Втрое ухо дает возможность точнее определять источник звука. Второй глаз расширяет обзор и делает зрение объемным.

19. Где находится орган равновесия?

20. Как питается ребенок до рождения?

Через пуповину, получая питательные вещества, растворенные в материнской крови.

21. Как защищают детей от самых опасных болезней?

Делают прививки.

22. Кто из животных сходен с людьми построению тела?

Человекообразные обезьяны.

23. Что отличает человека от животных?

Сознание и разум.

24. Нормы поведения человека в обществе.

Класс: 4

Тема урока: На заре человечества.

Цель урока: рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

Задачи урока:

1. Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.

2. Усвоить понятие первобытный, древний, современный человек.

3. Развивать кругозор учащихся и устную речь.

4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

5. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

6. Формирование диалектического мировоззрения на основе выявления единства и многообразия.

Оборудование:

1. Выставка книг по теме “По следам прошлого”.

2. Выставка творческих работ учащихся.

3. Презентация “На заре человечества” с

использованием ИКТ.

4. Экран, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учащиеся демонстрируют свои рисунки разумного космического пришельца.

! Проблемная ситуация:

Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с. 72.

– Попробуйте предположить, как же происходило формирование человека.

(Ответы учащихся )

– По данному вопросу существует несколько мнений. Сторонники одного из них считают, что человек был создан тем или иным божеством. Материалы при этом использовались разные, но многие считали, что это была глина. Однако как раз глины нет в составе нашего тела.

Другие сторонники утверждают, что когда-то из Космоса прилетели пришельцы и осели на нашей Земле. Изучение останков древнейших людей показывают, что по уровню своего развития они никак не могли пересекать космические пространства. Даже мы сейчас делаем только первые шаги для этого.

Третьи ученые считают предками человека – обезьяноподобных животных. Их мнение на данном этапе развития науки наиболее обосновано.

С-2. Чем же человек отличается от животного?

(Ответы учащихся)

III. Сообщение темы урока.

Правильно! И сегодня на уроке мы с вами и поговорим о зарождении и становлении человечества.

С-3. “На заре человечества”

С-4. “Первые предки”

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали около 25 миллионов лет назад и назывались дриоптеки.

С–5. “Древесные жители”

Это были древесные животные, напоминающие по своему

строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели

не только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало

линии животных, ставших впоследствии предком человека.

С-6. Почему современного человека называют разумным?

(Ответы учащихся)

– Правильно, потому что у него есть разум, хорошо развита речь, он отвечает за совершенные им поступки.

С-7. Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?

(Ответы учащихся)

– Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

С-8. В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой – то обработке?

(Ответы учащихся – первобытные люди употребляли в пищу сырую добычу.)

– На рисунке изображены неандертальцы. Женщины вместе с детьми собирают растительную пищу и поддерживают огонь костра, в то время как мужчины с помощью орудий труда находят добычу.

В этот период территорию на севере Евразии занимал ледник. Около него в холодных, но богатых степях жили мамонты. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени).

С-9. Почему охотились сообща?

Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно. Чтобы справиться с животным, его загоняли в ловушку и убивали с помощью копий или специально заготовленных ножей.

С-10. Первые орудия труда

Первыми орудиями людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

С-11. Орудия труда сделанные людьми.

С-12. Каково было основное занятие древних людей?

(Ответы учащихся – охота и рыболовство.)

– Охота и рыбная ловля требовали большой силы и ловкости.

соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта.

С-13. А чем еще могли заниматься первобытные люди?

(Ответы учащихся )

– Собирательством – умения разбираться в разных растениях и собирать съедобные, а так же обменом добычей – с другими племенами.

С –14. Как вы думаете, моглали семья выжить в одиночку?

(Ответы учащихся )

– В одиночку семья прожить не могла. Чтобы вместе охотиться и защищаться от хищников, люди жили племенами .

С-15. В чем жили неандертальцы?

(Ответы учащихся )

С – 16, С– 17, С-18. Археологам удалось найти удивительные с виду жилища охотников. Их строили из бивней, черепов и огромных костей мамонтов, а сверху покрывали шкурами. Находили их следы проживания в пещерах.

С-19. Вследствие чего возникла религия?

(Ответы учащихся)

– Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.

С-20. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

Ученые считают, что человек не просто повторял то, что было создано природой. Он наделял созданные им образы сверхъестественной силой.

С-21. И верил в то, что они помогут ему на охоте, избавят от болезней, сохранят и увеличат род.

С-19. Не сумев разгадать загадку смерти, человек стал верить в загробный мир. Рядом с умершими люди клали посуду, оружие.

С-22. Украшения, а над могилами знатных родственников насыпали высокие курганы, строили каменные надгробья.

С-23. Как человек использовал и добывал огонь?

(Ответы учащихся)

– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. огонь дал человеку то, что нет в природе.

С-24. Как люди перешли от присвоения к производству?

(Ответы учащихся)

– Древний человек брал у природы то, что она давала, и то, что мог взять. В поисках пищи он был вынужден часто переходить с одного места на другое. Даже удачная охота не могла надолго обеспечить человека пищей. Ведь мясо быстро портилось. Да и переносить его на большие расстояния было трудно. Сбор плодов, семян и кореньев диких растений требовал больших усилий. К тому ж человек не мог уходить далеко от воды. Голод и жажда были его главными врагами.

Наблюдая за растениями, человек обратил внимание на то, что они растут в определенных условиях, и научился обрабатывать землю так, чтобы брошенные в нее семена стали давать урожай. Это позволило ему дольше жить на одном месте.

C-25. Но жизнь человека изменилась только тогда, когда он приручил диких животных, которые обеспечили его молоком и мясом и стали сопровождать его при переселении с одного места на другое. Собранные семена можно было хранить многие годы, что почти избавило человека от опасности голодной смерти.

Наполненные водой во время дождя скорлупа ореха, следы животных, лужи, подтолкнули человека к созданию посуды. Обожженные в огне глиняные горшки и кувшины улучшили его быт.

Так человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему. Ни одно животное на земле не прошло этот путь.

C-26. Путь пройденный человеком Чарльз Дарвин назвал эволюцией.

С-27. Сравните внешние особенности современного человека и древнего.

Древнейший человек и современный человек.

  • По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче.
  • Так же как и современный человек древний ходил прямо.
  • В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.
  • По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши.
  • Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса.
  • Кроме развитой челюсти, еще развит орган обоняния.
  • В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга..

IV. Закрепление.

С-28. Мы познакомились с первобытной историей, которая длилась многие сотни тысяч лет.

Вначале – полулюди – полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце – такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома.

В начале – существа, еще не умевшие говорить; в конце – творцы эпических сказаний.

Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

– Попробуйте и вы проверить свои знания и ответить на вопрос

КАК человек, меняя мир, сам в мире изменился?

С-29, С-30. Соотнесите людей и животных.

Найдите сходство и различие.

С-31. Как природа подсказывала человеку? Подумайте и ответьте, какие наблюдения подтолкнули человека к изобретениям?

С-32, С-33. Соотнесите внешний вид людей и орудия труда.

С-34. Выберите предмет, который помог человеку первоначально использовать огонь.

С-35. Назовите те предметы, которые нельзя сделать без использования огня.

С-36. Соотнесите древние и современные способы получения огня.

С – 37 Как использовал человек прирученных животных?

– Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

V. Итог урока.

– Подведем итог нашего урока.

– Что нового узнали на уроке? что является главным условием исторического развития человека?

(Ответы учащихся)

Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала,
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшок,
Кувшины, чашки, плошки,
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки.
Всю Землю он преобразил,
Везде следы оставил,
Работал, не жалея сил,
Царем Землею правил.
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался,
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся.
Придумал чудо– инструмент,
Держал его в секрете,
Теперь уже владеют им
И взрослые, и дети.
А как давно летать мечтал!
Все крылья подводили!
Но вот загнал огонь в металл –
Померяйся с ним в силе!
Чтоб мысли, думы передать,
Словами сделать звуки,
И нам, чтоб прошлое понять,
Взять нужно книги в руки.


Top