Презентация - рождение новой европейской науки. Конспект урока по Всемирной истории на тему "Развитие новой европейской науки" (7 класс) Правосудие герцога Альбы

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие представления о мире существовали у европейцев в Средневековье? Какие процессы и события в развитии европейского общества в XV-XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире? Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания?

В эпоху средневековья европейцы представляли мир плоским, в центре мира находился город Иерусалим. Европейцы плохо представляли земли за пределами Европы. Индия и Китай казались полумифическим странами. Мир также представлялся в виде града земного и града божьего. В граде земном шла борьба между Богом и дьяволом за людские души.

Эти представления о мире менялись под влиянием Великих географически открытий, распространением идей гуманизма, которые поставили под сомнение прежнее церковное представление о мире.

Книгопечатание сыграло ключевую роль развитии научного знания, т.к. ускоряло процесс и увеличивало масштаб распространения знаний. В средние века книги были доступны только в библиотеках крупных монастырей, куда пускали не всех и не все книги монахи переписывали. С открытием книгопечатания эти ограничения отпали.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру?

Потому что открытия, сделанные в конце средневековья и в начале Нового времени, поставили под сомнение традиционную картину мира, которая формировалась на основе библии.

Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблиц: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли».

Вопрос 3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея.

Н. Коперник. Дж. Бруно и Г. Галилей заложили современное представление о вселенной, как о бесконечном пространстве, в котором по определенным законам происходит движение звезд, планет и иных тел. Если раньше в центре мироздания находилось Земля, вокруг которого двигалось Солнце, то ученые доказали гелеоцентрическую модель вселенной. При этом Если Коперник считал, что Солнце неподвижно и находится в центре вселенной, то Бруно, а затем и Галилей доказали, что во вселенной находятся множество звезд, вокруг которых вращаются планеты.

Вопрос 4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона.

Такое название дано, т.к. именно И. Ньютон завершил создание новой картины мира, открыв закон всемирного тяготения, законы классической механики и законы движения, перейдя тем самым от описания вселенной к изучению законов ее движения. Работа Ньютона показала, что природа функционирует по определенным законам, которые можно изучить.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени.

Основными трудностями в деятельности ученых раннего Нового времени были: недостаток знаний, отсутствие оборудования, авторитет церкви, который нельзя было ставить под сомнение, гонения инквизиции.

Вопрос 2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени?

Ф. Бэкон в качестве главного метода познания мира предлагал метод рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой. Р. Декарт считал, что основой познания является разум человека. В качестве основного метода он считал метод сомнения в правильности научных предположений, в результате этого процесса рождается истинное знание. Таким образом, два ученых заложили основу современной философии: эксперимент и сомнение.

Вопрос 3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI–XVII вв., от средневековой картины мира.

Новая картина мира, созданная европейской наукой отличалась от средневековой тем, что устанавливала не божественную сущность всех вещей, но точные законы, по которым происходит развитие, а также предложило новые научные методы изучения природы через наблюдение и эксперимент, в отличие от средневековой схоластики, которая была умозрительной и опиралась только на библию в качестве источника истинного знания.

Вопрос 4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени.

Независимость мышления заключается в том, что никто не может навязать точку зрения, в которой невозможно будет сомневаться. Любой ученый должен обладать независимым мышлением, сомневаться в своих и чужих выводах, только так наука будет двигаться вперед. Например, Ф. Бэкон считал, что любая теория должна быть доказана через эксперимент, чтобы считаться истинной. Также считал и Р. Декарт, призывавший сомневаться и искать аргументы и доказательства для подтверждения своих взглядов.

Вопросы к документу

Вопрос. Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна.

Коперник: Земля не вращается вокруг Солнца, т.к. неизмеримое не будет вращаться в вокруг ничтожества

Бруно: вселенная бесконечна, т.к. недостойно считать, что Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир.

Слайд 1

Тема урока: « Рождение новой европейской науки»

Слайд 2

Познакомимся с развитием новой европейской науки; Познакомимся с учёными, которые внесли свой вклад в развитие науки; Развивать умение работать с учебником Сегодня на уроке:

Слайд 3

План: Рождение новой науки. Николай Коперник. Джордано Бруно. Галилео Галилей. Исаак Ньютон. Фрэнсис Бэкон Рене Декарт. Закрепление материала

Слайд 4

Рождение новой науки, основанной на опытном знании. Черты Нового времени: 1) усиливается интерес человека к окружающему миру; 2) в результате географических открытий раздвинулись границы мира 3) подтвердилась шарообразность Земли; 4) растут города 5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка.

Слайд 5

Рождение новой науки, основанной на опытном знании. В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета (за истину принимались мысли древности): Географию медицину физику Птолемею Гиппократу Архимеду

Слайд 6

Рождение новой науки, основанной на опытном знании. Рост любознательности и критического отношения к действительности заставляет людей лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали гуманисты, которые признавали за человеческим разумом возможность понять и объяснить мир.

Слайд 7

Рождение новой науки, основанной на опытном знании. Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, главным достижением которого было растущее убеждение в том, что человечество может улучшить мир, в котором живёт путём достоверных знаний.

Слайд 8

Ученые и мыслители Страна Основные идеи, открытия Значение открытия «Основные научные идеи»

Слайд 9

Задания для групп: I группа: новые знания о Вселенной (разделы 10: «Он подрывал фундамент веры», «Враг всякого закона, всякой веры»); II группа: новые знания о Вселенной и законах природы (разделы 10: «Человек незаурядной воли и мужества», «Он завершил создание новой картины мира»); III группа: новое о возможностях человеческого разума (разделы 10: «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт», «Я мыслю, следовательно, я существую...»).

Слайд 10

« Он подрывал фундамент веры» Наблюдая за небесными телами сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. В 1543 году была напечатана книга « О вращении небесных сфер» Н. Коперник

Слайд 11

Николай Коперник (1473 – 1543) Памятник Николаю Копернику в польском городе Торуне «Он остановил Солнце и привел в движение Землю»

Слайд 12

Джордано Бруно « Враг всякого закона, всякой веры»

Слайд 13

Открытие Джордано Бруно 1. «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». 2. Она не имеет центра – ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. 3. Вселенная – это бесчисленное множество звезд, а каждая звезда – это далекие солнца, вокруг которых движутся свои планеты. 4. Вселенная существует вечно и исчезнуть не может.

Слайд 14

1600 г. – Дж. Бруно сожжен в Риме на площади Цветов

Слайд 15

Джордано Бруно (1548 – 1600) Памятник Джордано Бруно в Риме «Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и за эту свободу пошел на смерть»

Слайд 16

« Человек незаурядной воли, ума и мужества » Открыл новые звёзды; Наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце Сформулировал закон падения тел, движение маятника и др. законы физики Написал книгу « Диалоги о двух системах» Галилео Галилей

Слайд 17

Галилео Галилей (1564-1642), астроном, физик, поэт. Спутники Юпитера: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто. Спутник Юпитера - Ио

Слайд 18

Галилей на допросе Инквизиции

Слайд 19

Открыл закон Всемирного тяготения, создал оптическую лабораторию, произвёл легендарный опыт разложения света, в 1641 году построил маленький зеркальный телескоп и законы распространения света и новые методы математических вычислений. Исаак Ньютон « Завершил создание научной картины мира»

Слайд 20

« Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» Предложил новый метод изучения природы – рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных Фрэнсис Бэкон

Слайд 21

« Я мыслю, следовательно, я существую» Считается основоположником науки и философии Нового времени. Вывел формулу: человек мыслит сомневается рождаются научные знания. Создал свою аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины и алгебраические обозначения Рене Декарт

Слайд 22

Ученые и мыслители Страна Основные идеи, открытия «Основные научные идеи» Николай Коперник (1473-1543) Польша Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси Джордано Бруно (1548-1600) Италия Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна. Вселенная не имеет центра Вселенная- это бесчисленное множество звёзд. Галилео Галилей (1564-1642) Италия Открыл новые звёзды; Наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце Сформулировал закон падения тел, движение маятника и др. законы физики Написал книгу « Диалоги о двух системах» Исаак Ньютон (1643-1727) Англия Открыл закон Всемирного тяготения, - Законы механического движения и распространения света, - Новые методы математических вычислений. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Англия Предложил новый метод изучения природы – рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных Рене Декарт (1596-1650) «Cogito, ergo sum» Франция « Мыслю, следовательно, существую » В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая ее образцом и идеалом для всех наук. Он создал аналитическую геометрию, ввел понятие переменной величины, алгебраические обозначения. Главную роль в научном исследовании отводил разуму.

встали гуманисты, которые признавали за человеческим разумом возможность

понять и объяснить мир.

Хотя наука не была свободна от религиозных взглядов, а многие великие

учёные были верующими людьми, образованные люди хотели найти разумное

объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях не опирались на

Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, главным

достижением которого было растущее убеждение в том, что человечество может

улучшить мир, в котором живёт путём достоверных знаний.

« Он подрывал фундамент веры»Н. Коперник

Николай Николаевич Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель

гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись

от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил

видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет

(в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении «Об

1828.Коля Коперник родился19 февраля1473 года в польском городе Торуни в семье

купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное

образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школепри

костеле ев Яна. До десяти лет Коля рос в обстановке благополучия и довольства.

Беззаботное детство закончилось внезапно идовольно рано, едва Николаю минуло

десять лет, как «моровое поветрие» -эпидемия чумы, частый гость и грозный бич

человечества в то время, посетило Торунь, и одной из первых его жертв оказался

Николай Коперник- отец. Заботы об образовании и дальнейшей судьбе племянника

принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери.

Во второй половине октября1491 года Николай Коперник вместе с братом Анджеем

прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета. По его

окончании в 1496 году Коперник отправился в длительное путешествие в Италию.

Наблюдая за небесными телами сделал вывод о том, что Земля вращается

вокруг Солнца и вокруг своей оси. В 1543 году была напечатана книга « О вращении

небесных сфер», в которой он изложил свои взгляды. Сегодня никто незнает, где

находится могила Коперника, его учение нашло своих последователей.

« Враг всякого закона, всякой веры». Джордано Бруно.

Сторонником теории Коперника был итальянец Джордано Бруно (1548-1600). Однако из

нее он сделал выводы, которые самому Копернику как священнику и верующему

христианину были глубоко чужды.

Джордано Бруно родился неподалеку от Неаполя. С ранних лет он воспитывался в

монастыре и стал монахом доминиканского ордена. Юноша проводил много времени над

книгами в монастырской библиотеке,тайком читал трактаты, запрещенные инквизицией,

Тема: Рождение новой европейской науки План урока 1. Рождение науки, основанной на опытном знании. 2. «Он подрывал фундамент веры». 3. «Враг всякого закона, всякой веры». 4. «Человек незаурядной воли, ума и мужества». 5. Он завершил создание новой картины мира. 6. Самое лучшее из доказательств есть опыт». 7. Я мыслю, следовательно, я существую. Проблемный вопрос Должен ли ученый обладать независимостью мышления? Ход урока Урок начинается с фронтального опроса по домашнему заданию. Изложение нового материала 1. Рождение науки, основанной на опытном знании. Географические открытия, рост городов и торговли потребовали роста научных знаний. Европейская наука Средневековья абсолютным авторитетом признавала античных авторов. Гуманисты подготовили революцию в естествознании. Несмотря на то, что ученые признавали Бога Творцом, они начали искать истину методами естественных наук. Возрождение убедило людей в том, что они способны изменить мир к лучшему. 2. «Он подрывал фундамент веры». Учащиеся самостоятельно ознакомиться с текстом и ответить на вопросы. Николай Коперник в течение 30 лет наблюдал за небесными светилами. Коперник получил образование в Италии. В 1543 году издал свою книгу «О вращении небесных тел». 3. «Враг всякого закона, всякой веры». Джордано Бруно в 17 лет стал послушником. В монастырской библиотеке познакомился с работой Коперника. Развивая его учение, он Дж. Бруно пришел к выводу о бесконечности вселенной, утверждал, что Земля не центр Вселенной. Бежал из Рима в 28 лет, проповедовал свои взгляды, большую часть жизни провел в скитаниях, преследовался судом инквизиции. В Италии его посадили в тюрьму и сожгли на костре. 4. «Человек незаурядной воли, ума и мужества». Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с текстом и ответить на вопросы В каких науках прославился Галилео Галилей? Где он получил образование? Чего добился в науке? Какое наказание понес ученый за свои взгляды? 5. Он завершил создание новой картины мира. Исаак Ньютон завершил создание новой, механической картины мира. В 1661 году Ньютон учился в Кембридже, стал самым молодым профессором. В деревне Вулсторн открыл закон всемирного тяготения, собрал оптический телескоп, произвел опыт разложения солнечного света. В книге «Математические начала натуральной философии»

изложил основные принципы механистической картины мира. Открытые им законы можно было применять к любым природным явлениям. В физике победили взгляды Коперника. 6. Самое лучшее из доказательств есть опыт». Учащим предлагается самостоятельно ознакомиться с текстом и ответить на вопросы. 1. Из какой семьи происходил Ф. Бэкон? 2. Какую должность занимал? 3. В чем состоит самая крупная заслуга ученого? 4. Зачем человеку заниматься наукой? 7. Я мыслю, следовательно, я существую. Рене Декарт происходил из знатного дворянского рода, вел светский образ жизни, неожиданно оставил его и начал заниматься математикой. Главную цель науки видел в завоевании человеком власти над природой. Источником достоверных знаний – разум человека. Декарт создал аналитическую геометрию, ввел понятие переменной величины. Итоги Домашнее задание § 10


Top