Подводная лодка к 141. Атомная подводная лодка «Курск

Атомная подводная лодка «Курск» потерпела аварию и затонула 12 августа 2000 г. в Баренцевом море. По официальной версии к гибели привел – взрыв торпеды в отсеке судна. Однако по сей день в этом деле остаются множество противоречий, такое количество деталей не стыкуется с утверждениями следственной комиссии, что возникает логичный вопрос: была ли официальная версия единственно верная?

Гибель Курска произошла во время учений в Баренцевом море. 12 августа атомная подводная лодка (АПЛ) засекла учебную цель. Капитан Лячин получил «добро» на атаку, после этого связь прервалась. Шум взрыва приняли на соседних судах за пуск торпед.

13 августа на командном пункте объявили «аврал». Эксперты указывали, что подводная лодка не выбросила аварийный буй – признак того, что беда обрушилась мгновенно.


14 августа командующий ВМФ доложил президенту об инциденте. Лишь по звукам со дна моря смогли установить, где находится АПЛ. Специалисты осмотрели лежащую на грунте подлодку при помощи спасательного аппарата «Колокол» и обнаружили большую рваную пробоину у торпедных аппаратов, а в корпусе – множество трещин и серьезные разломы.

Механизм спасательной катапульты заклинило. Но реакторы были заглушены. Пресс-служба ВМФ официально сообщила, что связь с субмариной установлена «методом перестука» и что «экипаж жив». Главком ВМФ Куроедов заявил, что в затопленной части есть жертвы, корпус АПЛ не поддастся подъему и единственное, что возможно сделать, – постараться спасти людей, хотя «надежд мало». 15 августа из штаба сообщили, что к 18 августа на подлодке закончится кислород.

16 августа спасательные работы продолжались, но безрезультатно. Связь с экипажем лодки по-прежнему поддерживалась. В море вышло госпитальное судно «Свирь», круглые сутки дежурили самолеты и вертолеты санитарной авиации. Наладить подачу кислорода на борт не смогли. Свою помощь предложила подлодка британской подводной спасательной службы. Тогда же российский президент выступил с официальным заявлением. К 16.00 стало известно, что отзываться на сигналы извне подводники перестали еще ночью…

/

На следующий день Норвегией были направлены 12 водолазов-глубоководников для участия в спасательных работах. Представители штаба говорили, что экипаж экономит кислород и ограничивает себя в движениях. На флагмане прошло закрытое совещание членов правительственной комиссии. Россия согласилась на предложение НАТО оказать содействие в спасении экипажа.

20 августа норвежцы спустились к спасательному шлюзу и отвернули вентиль. 21 августа был открыт внешний люк. А в 17.00 штаб флота официально сообщил, что экипаж «Курска» погиб. Военная прокуратура Северного флота подняла вопрос о возбуждении уголовного дела по факту аварии.

Что же на самом деле произошло с «Курском»? Столкновение с иностранной подводной лодкой, вызвавшее удар о дно и взрыв боекомплекта, – одно из наиболее правдоподобных объяснений гибели Курска. На субмарине проводили испытания «толстой» торпеды, но специальный стеллаж создать не успели. На борту присутствовали представители НИИ, которые использовали стеллажи от других торпед. Потому «толстушка» была недостаточно надежно закреплена и могла сдетонировать при ударе, который произошел в результате попытки предотвратить столкновение с другой лодкой.

На таран показывают вмятины по центру корпуса с правого борта в помещениях 2 и 1-го отсеков. Известно, что в районе учений находились две субмарины американцев и одна британская. Гидроакустики других кораблей «видели» иностранную подводную лодку в месте аварии, а радиоперехват показал, что американская подлодка экстренно запросила разрешение зайти в норвежский порт – для ремонта.

И.Клебанов, глава правительственной комиссии, расследующей причины катастрофы, заявил, что столкновение имело место. Но официальный представитель Пентагона отказался комментировать факт присутствия в районе учений подводных лодок ВМС США. Сразу же после аварии произошел разговор по «красной линии» между Путиным и Клинтоном, состоялись конфиденциальные переговоры американского президента с директором ЦРУ. Официального же заявления о непричастности подлодок США и НАТО к гибели «Курска» так и не последовало.

Версию о причастности к аварии одного из сухогрузов признали несостоятельной, так как речные суда здесь не ходят, а более крупные «грузовики» работают по контрактам лишь на Черном море. Кроме этого, были обследованы все гражданские корабли. Никаких следов тарана ни у одного из них не обнаружили.

Не лишено основания утверждение, что подлодку отправил на дно тяжелый крейсер «Петр Великий», на борту которого есть секретная установка, которая оснащена девятитонными ракетами. Есть свидетельства, что ракета, выпущенная крейсером, упала в том районе, где был «Курск». Косвенным подтверждением этой мрачной версии могут служить утверждения специалистов о том, что с такими нестандартными и крайне серьезными повреждениями им еще не приходилось сталкиваться.

Одним из предположений комиссии, было засасывание старой мины в торпедный аппарат. Но автор этого предположения не учел одну деталь: диаметр торпедного аппарата подлодки составляет около 700 мм, а диаметр мины примерно 900 мм…

Любопытный материал для размышлений дают данные гидроакустиков: американские подводные лодки зафиксировали два подводных взрыва, при этом второй был мощней. Возможно, считают американские эксперты, торпеда взорвалась в пусковом аппарате, вызвав детонацию боезапаса. Эти же два взрыва зарегистрированы Норвежским институтом сейсмических исследований и сейсмологами других стран.

Координаты района подводных толчков, один из которых был аналогичен землетрясению в 3,5 балла, совпадают с местом гибели «Курска». Правда, норвежцы утверждают, что значительно мощней был первый взрыв. Записи субмарин американцев показывают, что интервал между взрывами – 136 сек., а через 240 сек. после первого последовал удар подлодки о грунт. Но из сейсмограммы станции следует, что интервал между импульсами – 180 сек., а других источников сейсмических колебаний не было. Таким образом, первый импульс мог быть вызван столкновением подводных лодок, а второй – детонацией торпед.

Вопреки уверению комиссии о том, что ВМФ сделал все от них зависящее для спасения экипажа Курска, британская команда спасателей обвинила российских военных в том, что они преднамеренно мешали проведению работ.

В Мурманске в скором времени после гибели Курска распространились нехорошие слухи о том, что работы военные вообще не проводили: не было специалистов, денег, оборудования. А все что сообщалось официально – не более чем фикция. Конечно, такие утверждения не соответствуют истине, но горькое зерно правды в них есть: поисково-спасательная служба Северного флота была ликвидирована в середине 1990-х годов в связи с нехваткой средств на содержание. А позвать с «гражданки» профессионалов-глубоководников командование то ли не сообразило, то ли не захотело.

Ложь о гибели Курска

Вся история гибели «Курска» насквозь пропитана ложью. Зачем на протяжении года на рейде прямо над субмариной стоял «Петр Великий»? Зачем понадобилось поднимать АПЛ? Ведь год назад провели погребение по морскому обряду, а родственники погибших просили не тревожить покой мертвых и не травмировать психику живых повторным прощанием.

Подъем попытались объяснить опасностью ядерного заражения. Но затонувшую раньше подлодку «Комсомолец» поднимать не стали…. Лгать о аварии начали с первого дня. 14 августа пресс-служба ВМФ России заявила, что подлодка легла на грунт 13 августа из-за «мелких неполадок», что связь с ней поддерживается и она в скором времени вернется на базу.

Официальные лица сообщали о стуках из АПЛ, о начавшихся спасательных работах, о сильнейшем придонном течении и 30° крене подлодки. Говорили о снабжении экипажа энергией и горячей пищей, о наличии на борту аварийного запаса воздуха, которого должно хватить до 21 августа. В действительности субмарина лежала на дне без крена, придонное течение было слабое, видимость была удовлетворительная. Никто даже не попытался протянуть к подлодке шланги для подачи воздуха и электрокабели.

Подлодка не сразу легла на киль. 12–18 часов она стояла под углом в 25–30°, уткнувшись в дно разбитым носом. При этом кормовой аварийный люк находился в 30–40 метрах от поверхности, откуда человек всплывает без дыхательных аппаратов и где могут работать легкие аквалангисты.

Все, что было необходимо в этот момент – зацепить «Курск» за гребные валы тросами с кораблей, что сохранило бы удобное для работы аквалангистов положение Курска на 2–3 дня. Вместо этого все силы бросили на подтасовку документов. Как видно, спасение подводников не входило в планы командования флота. Ведь на протяжении 2-х минут командир подлодки отдавал по системе громкой связи последние приказы экипажу, кратко сообщив причину катастрофы.

Оставшиеся в живых подводники стали неудобными свидетелями для виновников аварии. Уже после официального завершения спасательной операции вдруг заявили, что взрыв, пожар с выделением газов, затопление и повышение давления до 10–11 атмосфер привели к почти моментальной гибели экипажа. Возможно…

Однако в таком случае кто смог заглушить реактор и писать предсмертные записки, датированные отнюдь не 12 августа? Стуки же изнутри лодки пытались объяснить тем, что акустики перепутали звуки разрушения конструкций с ударами в борт. Вот только спутать регулярные сигналы со скрежетом переборок или падением механизмов этого попросту не может быть! И еще: подлодка была разделена на две части реакторным отсеком, и из расчета объемов воздуха, сохранившегося в отсеках, возможно утверждать, что вплоть до 18 августа здесь находились живые люди. А несколько моряков должны были дожить минимум до 20-21-го. В этом случае прекращение спасательной операции равносильно преступлению.

В официальной версии о взрыве боезапаса имеется целый ряд странностей. Гидразин и окислитель торпедного двигателя находятся в разных контейнерах с толщиной стенок больше 12 мм, что исключает их механическое повреждение. К самопроизвольному горению топлива мог привести лишь одновременный отказ трех внутренних систем торпеды, каждая из которых троекратно дублирована. Вероятность катастрофы при этом – одна на сотни миллиардов.

И даже на ткой фантастический случай имеется автоматическая система пенотушения, которая погасит пожар за 1 минуту. Для детонации же пожар должен был продолжаться не меньше 40 минут, на что не хватит объема топлива в двигателе торпеды! А командир подлодки при пожаре просто дал бы команду на всплытие, которое заняло бы 2–3 минуты. Может, субмарине подняться на поверхность помешал крупный надводный объект?

И в конце концов, утверждение о двух пиках сейсмических возмущений – результатах взрыва торпеды и детонации боезапаса. А где же удар о дно тела массой в 20 тыс. тонн? С точки зрения законов механики, подобный объект бесшумно упасть не может! Сейсмо-акустическая картина говорит за то, что второй пик возмущения – это столкновение носовой части корпуса со скальным грунтом. А первый – скользящий удар другой субмарины или тяжелого надводного корабля.

Может быть, в аварии «Курска» виноват «Адмирал Кузнецов»? Тем более, что заявление о непричастности авианосца к трагедии так и не поступило. Настораживает, что по сей день не обнародованы карты месторасположения кораблей флота на 12 августа 2000 г., не проведен мониторинг днищ крупных боевых судов. Почему?!

Даже тела подводников доставали почему-то малыми порциями, хотя ради их быстрейшего опознания это необходимо было сделать в первый же день. Почему-то из подлодки извлекли всего чуть больше трети общей численности команды. Не раз сообщали, что тела из 9-го отсека находились под страшными завалами. Но ведь Колесников писал в записке, что 23 человека перешли из 8-го в 9-й отсек, когда подлодка уже лежала на дне, а взрывов и ударов больше не было. Каким же образом тела могли оказаться в завалах?

На пресс-конференции подчеркнули, что о причинах аварии можно будет говорить лишь после подъема 1-го отсека. Но руководитель ЦКБ «Рубин» И.Спасский заявил, что поднимать его никто не собирается. Мол, нет гарантий, что разорвались все имеющиеся там торпеды. Но отсек не раз обследовали и такую гарантию давали. Не побоялись же поднимать подлодку, в которой находились 22 неразорвавшихся ракеты «Гранит» и атомный реактор! И почему во второй прощальной записке есть слова: «Нас убили»?

Семьи погибших обвиняют правительство в сокрытии фактов с целью избежать суда над высокопоставленными офицерами. Их адвокат Б.Кузнецов заявил, что «между детальным расследованием, проведенным независимым экспертом, и выводами официального доклада наблюдается однозначное несоответствие».

Адвокат оспаривает результаты экспертизы тел, указывает на отсутствие у защиты копий вахтенных журналов и журналов гидроакустиков, настаивает на исследовании писем моряков. Есть предположение о частичном уничтожении документов… Представители защиты убеждены, что моряки, перебравшиеся в 9-й отсек, жили там значительно дольше, чем это установили эксперты.

Формулировка официального закрытия дела говорит об отсутствии состава преступления… Почему же содержание 38 томов этого уголовного дела засекречено, как государственная тайна?

Еще в 1980 году известная прорицательница Ванга произнесла пророчество, которое не воспринял бы серьезно любой здравомыслящий человек. Кто знал, что это предсказание в точности сбудется, заставив похолодеть от ужаса миллионы людей.

«В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Кто тогда, в далекие восьмидесятые, мог понять, что речь идет не о городе Курске, который находится на большом отдалении от ближайшего моря, а о будущей субмарине, названной в честь этого города. Пророчество оказалось страшной правдой, и 12 августа 2000 года весь мир узнал об ужасной трагедии в холодных водах Баренцева моря. Катастрофа подводной лодки К-141 «Курск» и по сей день остается загадочным, полным противоречий событием, оставшимся глубоким шрамом на истории современной России.

История создания

Атомная подводная лодка «Курск» – субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» – была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.

Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.

Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.


Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

Служба подводной лодки К-141 «Курск»

Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.

Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.

Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.


В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» – с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.


Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.


По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.


Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.

Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.

В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.

Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.

В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.


Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.

И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:

  • Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
  • Преступная халатность при установке боевых торпед;
  • Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.

Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.

Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.

Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.


Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.

Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.

С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.

О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.

Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.

Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.


Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.

Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.

Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.

Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.

Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.


Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».

Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.

Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

Память

Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».

Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.

Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.

Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» – большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

Видео

К-141 «Курск»

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей» . Был введён в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы действовал в составе Северного флота России , базировался в поселке Видяево. 12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров из-за взрыва торпеды 65-76А (“Кит”) в торпедном аппарате №4, который привел к пожару и детонированию остальных торпед.

Общие сведения

12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров. При этом погиб весь экипаж в полном составе (118 человек). Эта катастрофа по количеству погибших стала одной из крупнейших в истории российского подводного флота.

Постройка и испытания

В 1999 году экипаж «Курска» являлся лучшим во всей дивизии. Почти четверть членов экипажа были мастерами военного дела, а остальные три четверти - специалистами 1-го либо 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия, после распада СССР, вновь готовилась вернуться в Средиземное море.

30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвящённом Дню Военно-морского флота в Североморске.

На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота , включавшей «Курск».

Гибель

10 августа 2000 года «Курск» отправился на выполнение учебной задачи неподалёку от Кольского залива. Задача заключалась в поражении условной цели крылатой ракетой и учебном торпедировании группы кораблей. На вооружении лодки состояли 24 крылатые ракеты П-700 Гранит и столько же торпед. Командовал лодкой капитан 1-го ранга Г. Лячин.

12 августа в соответствии с задачей «Курск» начал и успешно провёл атаку крылатой ракетой «Гранит» условного неприятеля - эскадры во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флотским флагманом, крейсером-атомоходом «Пётр Великий» . В отрезок времени с 11:40 до 13:40 К-141 должен был провести атаку авианосцев. Последние записи в обнаруженных впоследствии бортжурналах были сделаны в 11:15.

В 11:28 гидроакустическая аппаратура на корабле «Пётр Великий» зафиксировала негромкий хлопок, а затем крейсер сильно тряхнуло. Командир корабля, капитан 1-го ранга В. Касатонов , ознакомившись с докладом о зафиксированном звуке, не обратил на него внимания. Командующему Северным флотом Вячеславу Попову (он тоже присутствовал на крейсере) доложили, что причина хлопка во включении антенны радиолокационной станции. Запланированные торпедные атаки не были произведены. Всплытия подводной лодки ни один человек не видел, доклада о выполнении учебной задачи также не последовало.

В 14:50 группа кораблей и вертолётов начала изучение района предполагаемого нахождения и всплытия К-141. «Курск» не дал о себе знать в положенное время - в 17:30, и спустя 5 часов командир лодки по прежнему хранил молчание.

13 августа на поиски исчезнувшей лодки были направлены корабли под командованием В.Попова. А в 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустикой флагмана «Пётр Великий». АПЛ лежала на грунте на глубине 108 метров.

Спасательные работы

Работы производились силами Северного флота в период с 13 по 22 августа, но безрезультатно, несмотря на использование подводных аппаратов (автономных снарядов) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. По утверждениям Главного штаба ВМФ, непреодолимыми препятствиями стало сильное подводное течение, а также низкий уровень прозрачности воды, слишком сильное волнение моря и значительный крен подлодки, составлявший приблизительно 60 градусов.

Однако, в свою очередь, капитан 3-го ранга А. Шолохов объяснял неудачу тем, что из-за неправильного расположения противошумного покрытия невозможно было пристыковаться к комингс-площадке люка лодки.

20 августа новым участником спасательной операции стало норвежское судно «Seaway Eagle» , и именно его водолазы 21 августа вскрыли кормовой аварийно-спасательный люк. Норвежские специалисты произвели предварительные вырезы в корпусе лодки (в районе трёх отсеков). В отсеках же работали уже российские водолазы - они занимались извлечением на поверхность тел и секретной документации. Можно считать крупным везением тот факт, что ядерная установка лодки не дала утечки радиации.

Все моряки-подводники, служившие на подлодке, были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Версии гибели

Существует несколько версий относительно причин гибели АПРК «Курск».

Согласно официальной версии, основная причина заключалась во взрыве торпеды 65-76А (“Кит”) в торпедном аппарате №4. Взрыв произошёл из-за утечки пероксида водорода (один из компонентов торпедного топлива) и стал причиной сильного неконтролируемого пожара, который привёл к детонации и подрыву других торпед в 1-ом отсеке.

По версии В.Д. Рязанцева, который входил в состав государственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы, к взрыву торпеды 65-76 ПВ привело её пополнение необезжиренным воздухом высокого давления, произведённое 11 августа экипажем подводного крейсера. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода наступила через некоторое время после помещения торпеды в торпедный аппарат. Из-за недоработок в конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами вынужден оставлять открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, поэтому ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ, не ослабленная никакими препятствиями, попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека был контужен, потеряв способность исполнять свои обязанности. Второй же взрыв случился в результате столкновения АПЛ с грунтом, а не по причине объемного пожара в первом отсеке - АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов и дифферентом на нос 40-42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, а сами торпеды взорвались.

Авторство третьей версии принадлежит французскому режиссёру Жан-Мишелю Карре. В своём документальном фильме он утверждает, что «Курск» был торпедирован американским подводным крейсером-наблюдателем «Мемфис» . Вместе с другой подлодкой, «Толедо» , «Мемфис» наблюдал за действиями «Курска», и неожиданно «Толедо» и «Курск» столкнулись. Командир «Мемфиса» , опасаясь торпедного выстрела российской лодки по «Толедо» , открыл превентивный огонь, которым и была уничтожена К-141. Таким образом, гибель подлодки стала следствием недоразумения, вызванного фатальным стечением обстоятельств.

Этот взгляд разделяют канадские документалисты и несколько военных в отставке.

Вице-премьер Илья Клебанов изложил свою версию гибели «Курска». По его словам, подлодка могла столкнуться с подводной миной времён Великой Отечественной войны. Впрочем, лица, осведомлённые о характеристиках прочности этого типа АПЛ, не рассматривали высказанное предположение всерьёз.

Капитан 1-го ранга М. Волженский полагает, что торпеду в пусковом аппарате могло заклинить в результате тяжёлого удара по корпусу подводного крейсера: например, ставшего следствием столкновения с другой подводной лодкой. По его словам, «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов “Курска“». В пользу этой версии говорит тот факт, что обе торпеды - УСЭТ-80 и 65-76 - обычно заряжают в правые торпедные аппараты. При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ сразу же был бы смят именно правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и находилась практическая торпеда 65-76А. При высокой скорости относительного встречного сближения подлодок (около 10 м/с), этот ТА был повреждён вместе с торпедой в первую же секунду. Этого времени хватило, чтобы практически моментально в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), а произошедшая в результате реакция привела к их взрыву, который ещё дополнительно был усилен взрывом порохового ускорителя, устанавливаемого в хвостовой части торпеды. Резкое направленное давление корпуса иностранной лодки от головной части торпеды к её хвосту направило этот взрыв (150 кг в тротиловом эквиваленте, как определила норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА. Крышка, разумеется, была вырвана, и сноп огня заполнил первый отсек, в результате сразу начался пожар.

Есть и ещё одна версия.Капитан 1-го ранга А. Лесков утверждал, что подводный аппарат таких габаритов не имел права совершать плавание в данном месте по чисто физическим причинам. В связи с этим он предположил, что в АПЛ попала противокорабельная баллистическая ракета. Впрочем, моряки-подводники расценивают данное предположение как абсурдное.

Спустя месяц после катастрофы была высказана мысль, что «Курск» был уничтожен случайным попаданием ракеты П-700 Гранит с боеголовкой, предназначенной для поражения подводных целей, которая была пущена с крейсера «Пётр Великий». Данная версия стала умалчиваться по причине вероятной дискредитации всего российского военного командования.

Расследование

14 августа по указанию президента В. В. Путина для расследования причин гибели АПЛ «Курск» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым.

В 2000 году комиссия руководила несколькими обследованиями потонувшего АПРК - в сентябре и октябре-ноябре. В 2001 году в целях тщательного обследования поднятого «Курска» была сформирована следственная группа из 43 человек. Также к осмотру привлекались 50 специалистов ЦКБ «Рубин», наряду с командирами отсеков подводных лодок того же класса.

Следователи выясняли причину, по которой спасательный аппарат не смог закрепиться на площадке в районе 9-го отсека. Было установлено, что причина заключалась в сколах «зеркальной» площадки, а в 4-м отсеке находилось больше людей, чем должно было быть согласно распорядку.

В день катастрофы была выключена аппаратура аудиозаписи «Снегирь», фиксирующая переговоры по громкой связи, хотя по регламенту её запрещалось отключать. Стало известно, что на лодке не была включена сигнализация аварийного буя, а система аварийного выброса антенны и вовсе не функционировала уже три года. С самого буя не сняли заводское крепёжное устройство, в результате буй не смог всплыть.

Идентификация погибших проводилась в течение года. Следователи опрашивали родных и близких погибших, обращались за идентификационными данными в медицинские учреждения. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Ещё три тела так и не были обнаружены.

Адвокат Б.А. Кузнецов в 2002-2005 годах представлял интересы потерпевших по уголовному делу «О гибели АПРК „Курск“ и членов его экипажа». Он резко критиковал итоги официального расследования обстоятельств аварии. Кузнецов утверждал, что в случае своевременного принятия иностранной помощи можно бы было спасти тех 23 членов экипажа, которые были в девятом отсеке и погибли только по прошествии двух с половиной суток (в соответствии с официальной версией они были живы только несколько часов).

Подготовка к подъёму

Перед подъёмом «Курска» требовалось провести подробный внешний осмотр корабля и поверхности дна в районе затопления. Необходим был и специальный радиационный мониторинг. Для решения этих задач были проведены две экспедиции в сентябре и начале октября 2000 года.

Затем, в октябре 2000 года, была осуществлена операция «Регалия» по вскрытию корпуса АПЛ «Курск» и поиску погибших подводников. Операция проводилась американской фирмой Halliburton при поддержке российских специалистов. В ходе операции водолазы эвакуировали из 9-го отсека 12 тел (в т.ч. тело капитана Колесникова , сумевшего написать предсмертную записку), однако достичь других отсеков не получилось, как и эвакуировать 11 других тел.

Оставалось отрезать деформированную взрывом часть первого отсека и вырезать отверстия, предназначенные для закрепления зацепов. Было предложено для отрезки остатков первого отсека применить технологию, предназначенную для резки трубопроводов больших диаметров. Основная часть применяемого механизма состояла из своеобразной пилы, “собранной” из троса и нанизанных на него цилиндрических элементов с ассиметрично расположенными островерхими горушками разной высоты, произведёнными из режущего материала повышенной прочности. Пробег троса в одну сторону составляет около 20 метров. С обоих бортов подлодки в районе первого отсека предполагалось установить большие цилиндрические башни, у которых были только верхние днища. На башнях прикреплялись колёсные направляющие блоки с заведёнными на них ходовыми тросами пилы и гидроцилиндры для поперечно-возвратной протяжки троса. В результате откачки воды из башни за счёт перепада давления на верхнем днище снаружи создавалось огромное усилие, которое вдавливало башню в грунт по мере распиловки перекинутой через верх лодки пилой.

Процесс отпиливания первого отсека оказался крайне трудоёмким и сложным, трос пилы постоянно обрывался, и для его восстановления привлекались водолазы, как и при отрезке вручную тех или иных частей конструкции корпуса. Операция осуществлялась в августе 2001 года с участием двух судов: баржи «Carrier» и судна «Mayo» .

К съёмкам операции подъёма была допущена съёмочная группы Виталия Федько. Получить допуск ко всем этапам проводимой операции было очень сложно, на финальном этапе генеральный прокурор запретил было съёмки, но впоследствии разрешение было выдано вновь.

После удачного завершения операции Виталий Федько получил награду «За подъём Курска», специально учреждённую ЦКБМТ «Рубин» за освещение в СМИ операции по подъёму погибшей АПЛ К-141 «Курск».

Подъём «Курска»

19 августа 2000 года главный конструктор ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» И. Д. Спасский предоставил Президенту РФ В.В.Путину план работ по ликвидации последствий катастрофы АПЛ «Курск».

Поскольку механизмы АПЛ были деформированы, а информация о состоянии боезапаса оставалась крайне недостаточной, подъём лодки необходимо было проводить с крайней осторожностью. В феврале 2001 года голландская фирма Mammoet Transport BV предложила поднимать К-141 при помощи гидравлических домкратов, установленных на судне. Каждый домкрат был оборудован динамическим компенсатором, который предназначался для компенсации динамических усилий при отрыве «Курска» от грунта и на финальном этапе его подъёма недалеко от поверхности.

Наряду с этим ЦКБ МТ «Рубин» вместе с Институтом им. Академика Крылова, 1-м и 40-м институтами ВМФ разработали конструкцию захватов подъёмных устройств. В прочном корпусе лодки между шпангоутами вырезались отверстия, в них помещались зацепы с выдвижными лапами.

При расчете параметров подъёма возникли две технические проблемы.

  • Во-первых, было крайне затруднительно подсчитать, с какой точно силой грунт притягивает лодку. Разумеется, грунт исследовали, но результаты исследований значительно отличались, соответственно, в целом оставались крайне ненадёжными.
  • Во-вторых, существовал риск, что во время подъёма первый отсек мог оторваться, что привело бы к катастрофическим последствиям.

В результате долгих обсуждений было достигнуто следующее решение: вначале дать на подъёмную систему равномерную нагрузку (приблизительно 50 % веса лодки), подождать 6 часов, а потом увеличивать нагрузку на корму. Первый же отсек пришлось просто отрезать.

Используемые технические средства для подьема «Курска»

Роль платформы для всех технических средств подъёма сыграла баржа Giant 4 . Её корпус был дополнительно упрочнён, чтобы выдержать тяжесть 26 домкратов и компенсаторов с катушками большого диаметра, всей необходимой энергетикой и рабочими средами. Каждый домкрат обеспечивал подъём с использованием 54 стрендов (специальных прочнейших тросов).

Стренды были намотаны на катушки диаметром около трёх метров. Рабочая часть стрендов от домкрата шла через шлюзовую трубу, вваренную в корпус баржи, к зацепу и закреплялась на нём. Пучок из 54 стрендов выдерживал нагрузку около 1000 тонн.

Был изменён контур днища баржи, чтобы подводная лодка могла успешно состыковаться с ним. Во время подъёма баржа усилием домкратов опускалась вниз и увеличивала свою осадку. В итоге возникшая архимедова сила буквально отрывала «Курск» от грунта, после чего подлодка притягивалась к днищу баржи усилием тросовых гидродомкратов, одновременно пучки стрендов наматывались на катушки.

Зацепы опускались к отверстиям по специальным тросам, а после их попадания в вырезы в корпусе лапы зацепов раздвигались при помощи гидравлики и надёжно фиксировались стопором.

Для заведения лодки в плавучий док ПД-50 были изготовлены два L-образных понтона, спроектированных фирмой Mammoet Transport BV.

Итоги операции

В результате операции подъёма подлодки были обнаружены, эвакуированы и захоронены 115 тел погибших членов экипажа. Три тела так и не были обнаружены. С грунта был эвакуирован потенциально опасный боезапас лодки, как и оба её ядерных реактора. В сухом доке атомная подводная лодка «Курск» была изучена самым тщательным образом, что позволило выяснить обстоятельства катастрофы и проследить за последними часами жизни подлодки и её экипажа.

К марту 2009 года от «Курска» остался лишь блок из трёх отсеков с предварительно снятыми реакторами, а также ограждение рубки, которое отправили в Мурманск.

- Лячин Геннадий Петрович

Память

Произошедшей трагедии были посвящены памятники и мемориалы, установленные в разных городах России. Многие школы были названы в честь моряков, погибших на борту затонувшей подводной лодки. О катастрофе было снято более 10 документальных фильмов и написано множество песен.

Литература и источники информации

Литература

  • Спасский И. Д. «Курск». После 12 августа 2000 года: [Об истории подготовки и проведения операции по подъему АПК ""Курск"]. - М: Русь, 2003. - 285 с. - ISBN 5-8090-0024-X .
  • Шигин В. В. АПРК «Курск»: Послесловие к трагедии. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 447 с. - ISBN 5-224-03308-X

Видео

Ровно 15 лет назад произошла трагедия — в Баренцевом море утонула подводная лодка «Курск», погибли все 118 членов экипажа. Результатом расследования стала сухая формулировка «уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления».

То есть, погибло более ста человек, но в этом никто не виноват. Естественно, такая трактовка событий мало кого устроила, поэтому журналисты, эксперты и моряки стали строить свои гипотезы гибели атомохода. В день 15-летия этой трагической даты, сайт собрал самые распространенные версии о причинах произошедшего.

Официальная версия

Официальная версия гласит, что в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65−76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка компонентов топлива торпеды, а точнее — пероксида водорода. Возникший в результате пожар привел к детонации основного боекомплекта и гибели подлодки.

Хотя к этой версии есть много вопросов. Если все так просто, то почему уже через два дня после гибели «Курска» Москву внезапно посетил директор ЦРУ, а России простили большой долг и даже дали кредит в 10 миллиардов. Возможно, именно эти события стали причиной многочисленных домыслов.

Мина времен Второй мировой войны

По одной из самых первых версий , произошел подрыв на мине. Но акватории, где проводятся учения, давно неоднократно проверены и протралены, используются они уже десятилетиями. К тому же, «Курск» был оснащен специальным гидроакустическим комплексом, который был способен обнаруживать мины.


Фото: news. pn

Не в пользу подрыва на мине говорят и повреждения, полученные кораблем. Во-первых, они должны были иметь характерную форму, во-вторых, мина тех лет не может нанести кораблю столь существенные повреждения. Да и если бы произошел подрыв на мине времен Первой или Второй мировой войны, других версий бы не возникло. Кстати, такой точки зрения придерживался вице-премьер России Илья Клебанов.

Преступная халатность

В книге «В кильватерном строю за смертью» вице-адмирал Валерий Рязанцев, который в 1999 году руководил комиссией, проводившей проверку дивизии подводных лодок, в которую входила ПЛ «Курск» высказал свою версию. Имея возможность наблюдать происходящее изнутри, автор напрямую называет виновных, по чьей преступной халатности в августе 2000 г. произошла катастрофа в Баренцевом море.

По мнению Рязанцева, причиной трагедии стал взрыв торпеды 65−76 ПВ, которую по ошибке пополнили необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года. Это произошло из-за того, что экипажу были даны неправильные инструкции.

До 12 августа необезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства.

После загрузки торпеды в торпедный аппарат началась неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода. Все лодки проекта 949А «Антей» имеют конструктивный недостаток, из-за которого для предотвращения повышения давления в первом отсеке при залповой стрельбе торпедами подводники всегда оставляют открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции.


Поэтому в случае с «Курском» после детонации торпеды 65−76 ПВ взрывная волна попала во второй отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии.

После взрыва лодка потеряла управление и на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40−42 градуса на глубине 108 метров ударилась о грунт. При столкновении смялись и разрушились оснащенные взрывателями боевые торпеды в аппаратх № 1, 3, 5 и 6. В этот момент сами боеприпасы сдетонировали.

Торпедирование иностранной подлодкой

На той части «Курска», что удалось поднять с морского дна, четко видно ровное круглое отверстие, края которого загнуты во внутрь. Эту пробоину многие эксперты принимают за точку попадания американской торпеды МК-48, которая способна проходить через стальную обшивку благодаря специальному механизму, который находится на носу и способен расплавлять медь.


В день трагедии за российской подводной лодкой следили сразу две иностранные: американские «Мемфис» и «Толедо» (подглядывать друг за другом — обычная практика для российского и натовского флотов). Последняя АПЛ находилась «в тени» своей американской коллеги. В какой-то момент «Толедо» и «Курск» столкнулись (если внимательно посмотреть видеозапись лежащей на дней российской АПЛ, то можно увидеть длинные разрывы на корпусе), а американцам показалось, что русские открывают крышку торпедного аппарата. В результате «Мемфис» выстрелил торпедой МК-48 по «Курску».


Эта версия также получила название французской, так как французский режиссёр Жан-Мишель Карре посвятил ей целый фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде».

Столкновение с неизвестной субмариной

Существует версия , по которой «Курск» протаранила американская подлодка «Мемфис». Этот сценарий выглядит вполне правдоподобно — в тот день «Мемфис» действительно вел наблюдения за учениями в Баренцевом море. Также неподалеку находились АПЛ «Мемфис», «Толедо» ВМС США и АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании.


Корпус «Мемфиса» сделан из специального сплава, способного выдержать не только погружение на 1 километр, но и столкновение с другой субмариной. Вполне вероятно, что столкновение произошло под острым курсовым углом на скорости около 20 узлов. От удара правый торпедный аппарат, где и находилась злополучная торпеда 65−76, был смят меньше, чем за секунду. В одно мгновение смешался весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды.

Мощность взрыва в таких условиях могла составить порядка 150 кг в тротиловом эквиваленте (кстати, взрыв именно такой мощности зафиксировала в этот день норвежская сейсмическая станция). В результате в первом отсеке случился сильнейший пожар, вызвавший короткое замыкание в основной силовой электросети. Курск потерял ход, сработала аварийная защита ядерных реакторов, а температура в отсеке подскочила до 500−700 градусов, отчего детонировали 18 стеллажных боевых торпед, лежащих в этом отсеке. Также короткое замыкание вызвало возгорание в главных распределительных электрощитах и пультах управления в турбинных 7-м и 8-м отсеках. Когда наконец-то появилась возможность поднять тела погибших, многие из них были со следами ожогов, полученных в борьбе за живучесть лодки.

Кстати, впоследствии на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках.


Кроме перечисленных, существует еще немало версий гибели российской подлодки, но ни одна из них не может точно объяснить, что случилось в тот день.

Пролить свет на произошедшее могли бы оставшиеся в живых подводники. Но по странному стечению обстоятельств иностранным специалистам, имеющих все необходимое оборудование, разрешили участвовать в спасательной операции только спустя неделю после затопления «Курска». Норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5 прибыло на место трагедии только 19 августа.

Норвежцы сумели изготовить специальный инструмент для вскрытия люка и 21 августа в 13:00 проникли в 9‑й отсек АПЛ. Но к этому времени все было кончено, живых свидетелей на «Курске» не осталось. Поэтому сегодня досканально известно только одно: «она утонула».

Время - заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе с ней погибло 118 человек.

Подводная лодка «Курск»

Атомная проекта «Антей», К-141 «Курск», была сконструирована в 1990 году в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии». Спустя два года главные конструкторы проекта И.Л. Баранов и П.П. Пустынцев внесли некоторые изменения в разработку АПЛ, и уже в мае 1994 года подводную лодку спустили на воду. В конце декабря этого года «Курск» приняли в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год атомная подводная лодка входит в состав Северного флота России и базируется в Видяево. Интересно отметить тот факт, что экипаж сформировали еще в 1991 году, первым командиром «Курска» был капитан Виктор Рожков.

На службе в ВМФ подводная лодка числилась с августа 1999 года по 15 октября 2000-го, тогда был запланирован выход АПЛ в Средиземное море. Но когда затонула подлодка «Курск», об этом походе стали напоминать лишь записи в протоколах.

Трагедия

Так где затонула подлодка «Курск»? Она встретила свою гибель в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров. Все члены экипажа погибли, а само судно подняли со дна океана только во второй половине 2001 года. В мировой истории эта авария стала второй по количеству погибших солдат морского флота в мирное время.

А ведь еще 10 августа «Курск» благополучно выполнял учебно-боевые задания рядом с Тогда кораблем командовал капитан Лячин, его заданием было провести боевые учения. Утро 12 августа началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. В 2000 году подлодка «Курск» затонула во время учений. Как же произошла такая трагедия? Почему затонула подлодка «Курск», унеся за собой более сотни жизней.

12 августа 2000 года (суббота)

В день, когда затонула подлодка «Курск», экипаж корабля так и не вышел не связь. Военные, наблюдавшие за ходом учений, заметили, что в назначенное время не последовало запланированных атак. Также не было информации о том, что подлодка всплыла на поверхность. В 14.50 корабли и вертолеты военно-морского флота начали осматривать периметр, пытаясь обнаружить подводную лодку, но попытки были тщетными. В 17.30 капитан подлодки «Курск» должен был отчитаться о проведении учений, но экипаж АПЛ на связь так и не вышел.

В 23.00 военное руководство уже поняло, что подлодка потерпела крушение, когда во второй раз капитан «Курска» не вышел на связь. Спустя полчаса АПЛ объявляют аварийной.

13 августа 2000 года (воскресенье)

Утро следующего дня началось с поисков «Курска». В 4.51 утра эхолотом крейсера «Петр Великий» была обнаружена «аномалия» на дне моря. Впоследствии выяснилось, что эта аномалия и есть подводной лодкой «Курск». Уже в 10 утра к месту трагедии был отправлен первый спасательный корабль, но исходя из того, на какой глубине затонула подлодка «Курск», первые попытки эвакуации экипажа не принесли желаемых результатов.

14 августа 2000 года (понедельник)

Только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на «Курске». Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание.

Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины. Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели. Почему затонула подлодка «Курск»? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов.

В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота - адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки «Курск». По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв.

В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.

15 августа 2000 года (вторник)

В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.

После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.

16 августа 2000 года (среда)

В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту «Курска» критической, вскоре после этого вице-премьер И. Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни.

В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 7 вечера в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).

17 августа 2000 года (четверг)

Когда затонула подлодка «Курск», предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины.

17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером.

Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.

18 августа 2000 года (пятница)

С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз.

Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ «Курск» хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка «Курск»?

Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.

Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на «Курске» уже стали называть «закритической», но спасательные операции не были отменены.

19 августа 2000 года (суббота)

Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из «Курска». В 5 часов вечера адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей.

Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.

20 августа 2000 года (воскресенье)

Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа «Курска» «исключительно теоретические».

Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 5 часов вечера штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку «Курска», но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.

21 августа 2000 года (понедельник)

После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.

В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.

В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее - он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.

На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.

Траур

Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 - объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября. Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод. За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.

Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В. Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине. Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.

Но даже сегодня неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек.

Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на "Курске". Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.

Далекий и трагичный 2000-й - вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты - это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.


Top