Перспективное планирование индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в группе для детей с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи. Индивидуальный план логокоррекционной работы План логопеда индивидуальных логопедических заняти

План индивидуальной работы логопед составляет ежеднев­но на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.

Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми:

1. Развитие артикуляционного аппарата:

Общая и специальная артикуляционная гимнастика, на­правленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;

Логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).

2. Развитие физиологического дыхания с помощью специ­альных упражнений.

3. Развитие общей, тонкой моторики.

4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, инто­нация).

6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.


Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы.

Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрос­лыми.

Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведе­ния, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо за­ниматься только индивидуально.

Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю.

Например: По результатам первичной диагностики скомп­лектованы 2 группы:

I подгруппа - дети 2-го года обучения;

II подгруппа - дети 1-го года обучения.

Возраст всех детей от 6 до 7 лет.

Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).

Напомним, что логопед в неделю проводит два тематиче­ских занятия:

Ознакомление с новой лексической темой;

Знакомство с новым звуком и буквой.



86_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЩА ДОУ 1

Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными.

Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятель­ности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, прово­дит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруп­пы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в дру­гой форме, создавая другие ситуации, используя другие игро­вые приемы.



Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься.

Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая трав­ка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы - грачи, около деревьев во­робьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? - дети отвечают: «О цветах».

Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д.


Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квар­тал. План обсуждается и утверждается на медико-педагоги­ческом совещании:

сентябрь-октябрь-ноябрь - I период обучения; декабрь-январь-февраль - II период обучения; март-апрель-май - III период обучения.

Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц.

Согласно «Типовому положению о дошкольном образова­тельном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.

Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд раз­делов не только коррекционно-логопедической направленно­сти. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успеш­ное преодоление речевого дефекта возможно только при ус­ловии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руко­водителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажис­та и, конечно же, родителей.

Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом ре­ализуемых программ (комплексной и коррекционной), резуль­татов первичной диагностики детей, логопедического заклю­чения, возраста и периода обучения.



Например: один из разделов перспективного планирования.

Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред­ставлений (фонематического слогового анализа предложения).

Возраст: 6-7 лет.

Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ

Обследование фонематического восприятия (повтори, по­кажи).

Регевой материал:

па-ба ба-па том - дом

та-да да-то богка - погка

ка-га га-ка мишка - мышка

та-да-та да-та-да миска - мишка

ка-га-ка га-ка-га рожки - ложки

Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал:

Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук.
Инструкция:
Хлопни, если в слове услышишь звук [М].

Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира?

Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук?

Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка?

Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка.

Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А].

Начальные навыки чтения и письма.

ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ

1. Развития слухового внимания на материале нерегевых звуков (звучашие игрушки, хлопки, шум леса, улицы, действие взрослых с предметами и т. д.)

2. Знакомство с понятием «гласные звуки». Упражнять в пропевании звуков [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И], использовать символы гласных звуков (по артикуляции):


90_______________ _______________ I

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков:
АУ. УА, АУА, АИУ.

Игры: «Путешествие в лес».

С помощью символов гласных звуков составь свою песенку:

л покажу символ звука, а ты назови звук: - звук У.

«Разберем картинки». Символы гласных звуков помогут нам выполнить задание правильно.

Символ: - А.

Картинки: аист, арбуз, автобус, апельсин. Символ: - У.

Картинки: улитка, ухо, удочка, утка и т. д.

«Прочитай». Символы:- ребенок назы- \

вает звуки: А У И.

Логопед предлагает назвать первый (последний) звуки.

4. Выделение гласного в нахале слова (Аня), в конце слова
(вода, игра, пила), в середине односложных слов (мак, дом, !
лук, кит).

Игры: «Разберем картинки» (звук А).

«Найди ошибки у Незнайки».

Картинки: игрушки, иголка, индюк, лук.

Ребенок убирает картинку «Лук» и объясняет почему.

5. Подбор слов на гласные звуки.

Игры: «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).

6. Знакомство с понятием «согласные звуки». Учить разли­
чать понятия «гласные звуки» и «согласные звуки». Гласные
звуки можно петь, они произносятся голосом, согласные про­
износятся отрывисто ([М], [П], [К]), иногда с участием голоса
([Б], [Д]...) а иногда тихо почти шепотом ([Ш], [П]...)

Согласные звуки: [М]-[М"] ; [Б]-[Б"], [Д]-[Д"]> [Н]-[Н"], [В]-[В"], [Г]-[Г], [П]-. [Т]-[Г], [Ф]-[Ф"], [К]-[К-]. [Х]-[Х"].

7. Выделение изугенных согласных звуков из слова (начало,
конец, середина). (Перечень см. п. 4.)


____________________ ВОПРОС 12 _____________________ 92

8. Знакомство с понятиями «звук» и «буква», «твердый со­гласный звук» и «мягкий согласный звук». Использовать сказки логопедического содержания. Например: «Сказка о Миле и Маше». (В сказке даются характеристики девочкам: Мила доб­рая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится...)

9. Анализ обратных и прямых слогов с изугенными звуками (AM, MA, ОМ, МО).

10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов с
изугенными звуками
(дом, кот, мак). Работа со схемой:

Упражнять в умении придумывать слова к схемам, отби­рать картинки, рисовать предметы, названия которых соот­ветствуют схеме.

11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.

12. Выкладывание букв из деталей, палогек, нитогек, моза­ики, гтение прямых и обратных слогов с изугенными буквами (AM, MA, ТА, АП, УК).

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ)

Раздел:

Материал подбирается на основе промежуточной диагнос­тики детей, динамики развития каждого ребенка, реализуемых программ, с учетом постепенного усложнения.

1. Знакомство со звуками [С]-[С], -, [Ц], [Ш], [Ж],
[Щ], [Ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

Важным моментом является то, что знакомство ребенка со звуками возможно только при условии чистого, без искаже­ния, произношения звука.

2. Обугение полному звуковому анализу слов типа: мама,
мука, коза, кошка (на материале изугенных звуков).


92________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________________

Методика фонематического анализа:

Выделение звука на фоне слова;

Определение места звука с слове;

Определение положения звука по отношению к другим ] звукам;

Определение последовательности звуков в слове;

Определение количества звуков в слове.

3. Обугение детей умению разлагать на слух твердые и
мягкие согласные {при составлении схемы слова)

обознагатъ твердые со-

гласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Угить придумывать слова, отбирать картинки к предъявленным детям схемам.

4. Обугение детей умению преобразовывать слова путем
замены или добавления звука.
(Игры со словом: ребусы, крос­
сворды, шарады).

Например: Игра: «Как из слова КОСА сделать слово РОЗА» (путем замены по одной букве в слове):

КОСА - (с-з) - КОЗА (к-р) - РОЗА

ДОМ - (д-к) - КОМ (м-т) - КОТ

Слова подбираются заранее с учетом индивидуальных осо­бенностей развития и возможностей каждого ребенка.

5. Обугение детей умению делить слова на слоги, ввести 1
понятия «слог», «слог как гасть слова».

Познакомить с правилами определения, сколько слогов в слове:

а) сколько гласных в слове, сколько и слогов.

МАК - один гласный звук А, один слог: МАК. МАМА - два гласных звука А, два слога МА-МА.

б) по количеству хлопков при произношении слова. (Этот
прием использовать на начальном этапе ознакомления с по­
нятием качества слогов.)

6. Знакомство с понятием «предложение», составление гра-
фигеской схемы предложений без предлогов, а затем с просты­
ми предлогами.

Например: МАША РИСУЕТ ДОМ. Схема предложения:


______________________ ВОПРОС 12 _______________________ 93

7. Знакомство с элементарными правилами правописания:

Раздельное написание слов в предложении;

Точка в конце предложения;

Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

Правила правописания буквы И после букв Ж, Ш.

8. Продолжение знакомства с буквами, обугение составле­нию слова из пройденных букв.

9. Обугение детей послоговому ътению слов.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ)

Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред­ставлений.

1. Знакомство со звуками [Й], [Л"], [Р], [Р"]. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

2. Обугение детей звуковому анализу и синтезу слов из 3-6 звуков (дом, ваза, волк, собака) без наглядности, подбору слов по схемам, моделям.

Фоматический синтез:

Звуки произносятся логопедом с паузой и с учетом пос­ледовательности нахождения звуков в слове ([К], [О], [Т] - слово КОТ);

Более сложный вариант произнесения звуков в нарушен­ной последовательности ([Л], [К], [У] - слово ЛУК).

3. Закрепление навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Формирование навыка послогового слитного гтения слов, предложений, коротких текстов.

5. Знакомство с двумя способами обознагения мягкости со­гласных на письме:

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь,
коньки);

б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.



4____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Таким образом логопед раскрывает все разделы перспек­тивного планирования.

Данные варианты перспективного планирования не явля­ются обязательными. Логопеды могут использовать эти мате­риалы для написания собственного планирования.


* Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методи­ческих рекомендаций.- СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А И Герце­на).


В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуров­невое логопедическое заключение, считает Г. А. Волкова*.

Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.

Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигатель-ный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень наруше­ния (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в про­цессе его или после того, как речь уже сформирована).

Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: голос, ритм, темп речи, фонетический, фонематический, лексический, грамматический, семантический строй речи.

Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими лично­стными отклонениями сопровождается то или иное речевое на­рушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.

Наталья Андреянова
Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям :

Артикуляционная гимнастика. Цель которой - выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания. Цель : выработать правильное речевое дыхание.

Звукопроизношение.

Пальчиковая гимнастика – улучшение координации пальцев рук.

Слоговая структура слова.

Развитие фонематического восприятия (1-й год обуч.) и подготовка к грамоте (2-й год обучения) – уточнение и закрепление материала с которым ребенок не справился на фронтальном занятии.

Закрепление словообразования.

Работа над связной речью .

Упражнения на развитие высших психических функций (внимание, память, мышление) или ориентировки в пространстве.

Планы индивидуальных занятий строятся на основании индивидуального образовательного маршрута.

Планирование индивидуального занятия строится в виде таблицы.

Примерное планирование индивидуального занятия .

2-й год обучения.

Октябрь. Тема «Овощи» , 2-я неделя.

Направления работы Октябрь , 2 неделя

Артикуляционная

Гимнастика Для свистящих звуков – отработка четкости артикуляционных движений

Звукопроизношение Лабиринт № 3

Пальчиковая гимнастика «Созрели овощи» , 94

Развитие дыхания «Большая тыква»

Слоговая структура

Слова «Один – пять» , 79

Грамота Д/И «Лунтик» (дифференц. зв.

[с] -[с"] Составление схем слов ГУСЬ, СЫР

Словообразование № 4 стр. 5 № 7 стр. 7 № 9 стр. 9

Развитие связной речи № 2 стр. 3 № 14 стр. 13

ВПФ, простран. ориентации № 13 стр. 12 № 16 стр. 14

*логопед отмечает качество выполнения каждого занятия условным знаком

Планирование строится на следующем материале :

Артикуляция и постановка звука.

1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей : учебно-метод. пособие/В. А. Акименко. – Изд. 2-е – Ростоа н/Д : Феникс, 2209. – 110 с.:илл.

2. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. – 92 с.:илл.

Звукопроизношение.

1. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» , 2008. – 248с.: илл. ; 32с. вкл. цв.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей : комплект из четырех альбомов/ Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. – Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 216 с.: ил.

3. Сорокина Н. А. «Звуковые дорожки» для закрепления звуков у детей и взрослых. - М.: В. Секачев, 2014. (2 альбома)

4. Перегудова Т. С., Османова Г. А. Вводим звуки в речь : Картотека для автоматизации звуков. – СПб.: КАРО, 2010. (на все группы звуков) .

5. Батяева С. В. Логопедические пазлы. – ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС» , 2012.

6. Комарова Л. А. Автоматизациязвука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. (на все группы звуков) .

7. Фадеева Ю. А, Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : Речевые игры на автоматизацию звуков. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.

8. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей : пособие для педагогов и родителей/ Т. А. Куликовская. – М.:: Издательство ГНОМ, 2012.

9. Трушина Л. П, Голомага Е. А., Дмитриева С. Г. Логопедические пазлы. – Издательство «Речь» . (на все звуки) .

Слоговая структура слова.

1. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : Системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2011.

Развитие речевого дыхания.

1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхыния детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. С. В. Леонова. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Пальчиковая гимнастика.

1. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : Картотека пальчиковых игр. - СПб.: КАРО, 2010.

2. Османова Г. А. Превращение ладошки : Играем и развиваем мелкую моторику/ Г. А. Османова. – СПб.: КАРО, 2013.

3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Авт. -сост. О. А. Зажигина. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» , 2013.

4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками : творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Лексико-грамматические категории и связная речь.

1. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет – М.: АРКТИ. (на все лексические темы) .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.

Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна

МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака

Индивидуальный план работы (I год обучения)

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;

е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы (II год обучения)

с _____________________________________________на 20___ - 20___ год

1. Развитие неречевых процессов:

а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;

б) развивать общую, мелкую моторику.

в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

2. Коррекционная работа по звукопроизношению:

а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________

г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.

д) дифференцировать оппозиционные звуки.

3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:

а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

б) учить подбирать картинки на заданный звук;

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;

д) учить находить место звука в слове;

е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;

ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________

5. Расширение и активизация словаря.

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

б) учить подробному пересказу.

в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.

г) обучать рассказыванию с элементами творчества.

Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планирование коррекционной работы по постановке звука [р]

Дата проведения

Этапы работы

Темы занятий

Кол-во занятий

Цели и задачи коррекционной работы

Приемы и средства коррекционной помощи

Используемый наглядный материал

Литература

    Подготовительный этап

Подготовка органов речевого аппарата к постановке звука [р]

    Звук. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

правильному восприятию и воспроизведению звука

Задачи:

    Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

    Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

    Отрабатывать опорные звуки [д], [с].

Виды артикуляционных упражнений:

    «Чьи зубы чище?»

    «Лопаточка»

    «Вкусное варенье»

    «Индюк»

    «Гармошка»

    «Грибок»

    «Лошадка»

    «Барабанщик»

    «Заведи машину»

    «Останови лошадку»

    «Пулемет строчит»

    Зеркала.

    Набор картинок, фотографий артикулярных упражнений.

    Методические пособия.

    Звук. Знакомство со способом образования звуков.

    Упражнения для мышц кончика языка.

    Выработка умения придавать языку форму ковшика.

    Выработка движения кончика языка вверх и его подвижность.

    Выработка длительной, направленной струи.

    Отработка подъема языка вверх.

    Постановка звука.

Постановка звука [р]. Способы: 1.по подражанию, 2.механический, 3.смешанный.

1. Воспитание правильного произношения звука [р].

Цель: воспитание правильного звучания изолированного звука.

Задачи:

    Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

    Создать артикуляционную базу звука [р], с добавлением воздушной струи и голоса.

    Выработать вибрацию.

    Произносить утрированно звук [р], повышая и понижая голос.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Развивать фонематический слух.

    Учиться обозначать звук буквой.

    Находить букву –Р- в словах.

Виды упражнений:

    Артикуляционные упражнения

    «Заведи мотор»

    «Слоговые песенки»

Вор она на вор отах.

    Зеркала.

    Предметные картинки со звуком [р].

    Методические пособия.

2. Звук [р].

3. Звук [р] и буква Р.

    Автоматизация звука.

Цель: автоматизация правильного произношения звука во фразовой речи.

Автоматизация звука [р] в прямых слогах.

Задачи:

    Постепенно, последовательно вводить поставленный звук [р] в слоги.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Развивать фонематический слух.

    Соотносить произносимый слог с его буквенным обозначением.

    Учить произносить интонационные ряды (по 2, 3 слога с выделением ударения)

    Учить выделять из слов изучаемый слог на слух, в тексте.

    Уточнять лексическое значение слов.

    Автоматизировать медленное произнесение слов с данным слогом.

Виды упражнений:

    «Слоговые песенки»

    «Подбери слово к схеме»

    «Половинки»

    «Раскрась звуковую схему»

    «Чего не стало?»

    «Фотограф» (запомни)

Р-ра,

Рара-рарара

Р-ра-ро

Ра-ру-ры-ро-рэ

Воро та, ро за, ры ба, ру кав.

Рак – это … .

    Зеркала;

    Набор фотографий артикуляционных упражнений.

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

    Дидактический материал.

    Методические пособия.

Автоматизация звука [р] в обратных (закрытых) слогах.

Задачи:

    Вводить поставленный звук в обратные слоги, учить соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.

    Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

    «Слоговые песенки»

    «Подбери слово к схеме»

    «Половинки»

    «Раскрась звуковую схему»

    «Чего не стало?»

    «Угадай» (по признаку, действию, описанию)

    «Фотограф» (запомни)

    «Придумай признак»

Ар-ор-ур-ыр

Арра-урру-рыыр

Ир-ер-ёр

Ер-ер, ер-ёр, ир-ер

Мир, катер , Фёдор, комар.

Комар – это … .

    Зеркала

    Дидактический материал

    Методические пособия

Автоматизация звука [р] в слогах со стечениями согласных.

Задачи:

    Учить произносить слоги, соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.

    Уточнять лексическое значение слов с данным слогом.

    Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение.

    Учить медленно произносить слова с данным слогом.

    Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

    «Слоговые песенки»

    «Подбери слово к схеме»

    «Половинки»

    «Новые слова»

    «Раскрась звуковую схему»

    «Чего не стало?»

    «Угадай» (по признаку, действию, описанию)

    «Фотограф» (запомни)

Тра-тро-тру-тры-трэ

Дра-дро-дры-дру-дрэ

Пра-про-пру-пры-прэ

Бра-бро-бру-бры-брэ

Фра-фро-фру-фры-фрэ

Вра-вро-вру-вры

Кра-кро-кру-кры-крэ

Гра-гро-гру-гры

Тра ва, матро сы, дро ва, квадра ты, пра вда, пру жина, бру сника, кобра , Фро ся, вру нишка, крот , кры шка, гра бли, гру да

Тра ва – это ….

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Карточки со звукосочетаниями и слогами

    Дидактический материал

    Методические пособия

Автоматизация звука [р] в словах.

Задачи:

    Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [р] на конце слов, в середине и в начале слова.

    Учить правильно произносить звук в словах по одному, по два, по три.

    Называть предметные картинки, выделяя голосом нужный слог.

    Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать навыки звукового анализа слова.

    Активизировать словарь.

Виды упражнений:

    «Чего не стало?»

    «Мой, моя, моё»

    «Подбери слово к схеме»

    «Раскрась звуковую схему»

    «Доскажи словечко»

    «Подбери слова на слоги»

    «Загадки»

    «Что делает?»

    «Живое-неживое»

    «Один-много»

    «Четвертый лишний»

    «Посчитай»

    «Новые слова»

    «Подбери слово-предмет к признакам»

    «Слово рассыпалось»

    «Расшифруй слова»

    «Ребусы»

    «Кроссворды»

Рак, рама, Рая, рука, рубить, рыба, корыто, …

Рак – это … .

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Карточки со звукосочетаниями и слогами

    Дидактический материал

    Методические пособия

Автоматизация звука [р] в предложениях.

8-10

Задачи:

    Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р"] в словах предложений.

    Учить произносить предложения отраженно.

    Выделять слова со звуком [р] из предложений, находить слоги в слове.

    Учить отвечать на вопросы по содержанию предложения.

    Составлять предложения по:

а) опорным схемам,

б) предметным картинкам,

в) сюжетной картине,

г) схеме.

    Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.

Виды упражнений:

    «Чего не стало?»

    «Мой, моя, моё»

    «Подбери слово к схеме»

    «Доскажи словечко»

    «Загадки»

    «Что делает?»

    «Составь предложение»

    «Вчера, сегодня, завтра»

«Исправь предложение»

Юра умеет ру бить топором.

Шура ру ки мыла в ру чье.

Мурка мяукает.

Ра я пьет кефир.

Матрос поднимает трап.

Кедры ра стут в тайге.

В магазине про дают про дукты.

Зебра тра воядное животное.

Фра нцузы живут во Фра нции.

В кру жке кры жовник.

Дядя Ро ма умеет играть в раз ные игры.

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Сюжетные картинки

    Карточки с предложениями

    Дидактический материал

    Методические пособия

Автоматизация звука [р] в связной речи:

1. Звук [р] в стихах, чистоговорках, скороговорках, потешках.

Задачи:

    Закреплять навык правильного произношения звука [р"] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д., при чтении и пересказе текста.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать чувство языка.

Виды упражнений:

    «Чего не стало?»

    «Доскажи словечко»

    «Загадки»

    «Что делает?»

    «Измени порядок слов в предложении»

    «Составь предложение»

    «Вчера, сегодня, завтра»

    «Сложи картинку»

    «Пересказ с картинками»

    «Рассказчики»

    «Собери группу»

    Считалочки

    Скороговорки

    «По дорожке»

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Сюжетные картинки

    Карточки с предложениями

    Дидактический материал

    Методические пособия

2. Звук [р] при пересказе текста.

3. Звук [р] при чтении текста.

4. Звук [р] в играх.

5. Звук [р] в спонтанной речи.

    Дифференциация звуков.

Дифференциация звуков [р] и [л], [р"] и [л"]

    Дифференциация [р - р`] в слогах, в словах.

Цель: формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задачи:

    Учить различать звуки [р] и [л], [р"] и [л"] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

    Выделять звуки [л], [р], [л`], [р`] из слов на слух, обозначать последовательность звуков буквами.

    Составлять словосочетания, предложения, рассказы по вопросам, картинкам, опорным словам, плану.

    Развивать память, мышление, воображение.

    Развивать чувство языка.

    Расширять словарный запас.

Виды упражнений:

    «Загадки»

    «Четвертый лишний»

    «Новые слова»

    «Озорные буквы» (сложи слова)

    «Слово рассыпалось»

    «Расшифруй слова»

    «Ребусы»

    «Кроссворды»

    «Доскажи словечко»

    «Измени порядок слов в предложении»

    «Составь предложение»

    «Пересказ с картинками»

    «Рассказчики»

    «Собери группу»

    Скороговорки

    «По дорожке»

Крыло (р, л ), ларёк (л, р )

Л ар а у Вал и игр ает на р оял е

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Сюжетные картинки

    Карточки с предложениями

    Дидактический материал

    Методические пособия

    Картинки-символы

    Предметные картинки

    Дифференциация [р] – [р`] в словосочетаниях и предложениях.

    Дифференциация [р] – [р`] при чтении текста и при пересказе.

    Дифференциация [р] – [р`] в спонтанной речи.

    Дифференциация [р - л] в слогах, в словах.

    Дифференциация [р - л] в словосочетаниях, в предложениях.

    Дифференциация [р - л]в спонтанной речи.

Методические пособия

    Комарова Л.А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях.

    Громова О.Е. Говорю правильно Р-Р".

    Лебедева И.Л. Трудный звук, ты нам друг! Звуки Р, Рь.

    Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р.

    Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков [р] и [л] на лексическом материале.

    Лазаренко И.О. Альбом для автоматизации произношения звука Р.

    Пособие «Логопедическое лото»

    Логопедическая тетрадь на звуки Р, Рь.

    Логопедическая раскраска. Звуки Р, Рь.

    Бобылева З. Т. Игры с парными карточками. Звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.

    Пособие «Язычок рычит»

    Гальская Н. В. Говорящий карандашик. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р".

    Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р"].

    Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Рь.

    Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р.

    В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Автоматизация сонорных звуков у детей Р, Рь.

    Светлова И. А. Домашний логопед. (стр.155-176).

Планирование составлено учителем-дефектологом средней школы №21 г. Гомеля С.С.Сидоровец

Артикуляции звуков [ р] , [ р`]

    Положение губ и расстояние между резцами зависит от следующего звука.

    Язык принимает форму ложечки: боковыми краями он прилегает к верхним коренным зубам.

    Передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха.

    Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос.

При произнесении ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край языка передвигается вперед, ближе к верхним резцам.

Рис. Профиль артикуляции звука [р]

Характеристика дефектов произношения звуков [р], [р`]

    Смягчение. Вместо [р] слышится [р`]. Слова работа, рыба звучат как рябота, риба. Недостаток обусловлен тем, что спинка языка слишком поднята (палатизация), а передний край языка вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам. Дефект не очень грубый, так как есть все элементы артикуляции.

логопату надо дать послушать, как звучит [р] и [р`] изолированно, в слогах. Затем предложить воспроизвести [р]. При невозможности воспроизведения правильного звука следует предложить произнести звук при несколько более широко открытом рте . При этом язык обычно автоматически перемещается назад.

    Оглушение. В случае оглушения звук [р] произносится без голоса. Дефект как будто не грубый, потому что есть все элементы артикуляции и остается включить только голос. Некоторые дети (не обязательно со сниженным слухом) долгое время не могут овладеть озвонченным [р].

При устранении этого недостатка необходимо начать озвончением на основе подражания. Если на основе слухового восприятия [р] не озвончается, можно прибегнуть к тактильно-вибрационному контролю. Если и это не дает желаемого результата, можно попробовать прием озвончения по аналогии. Предлагается произносить пары глухих и фрикативных согласных: с-з; ш-ж; р-р.

    Дорзальный [р]. Слышится очень грубый рокот, сопровождающийся шумом. Часто дрожит не только язык, но и нижняя челюсть. Причина в том, что вибрация образуется не передним краем языка, а спинкой, которая ударяется в переднюю часть неба или альвеолы, передний край языка очень опущен. Дефект очень грубый.

При устранении этого дефекта исходить нужно из фрикативного [р] и проводить работу при помощи описанных ниже приемов.

    Грубая вибрация. В момент произнесения [р] дрожит щека и верхняя губа. Язык оставляет с одной стороны большую щель, так как не прилегает одним боковым краем к верхним коренным резцам. Дефект очень грубый.

    Боковой [р]. Вместо [р] слышится сочетание искаженных [р] и [л`]. Причина заключается в том, что переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка от верхним коренных зубов, в результате чего получается боковая щель. Часто такую ошибочную артикуляцию вызывает то, что логопед приступает к выработке вибрации языка в тот момент, когда логопат еще не усвоил фрикативный [р] и удерживает язык в форме «жала». Дефект грубый.

Звук [р] надо ставить заново.

    Горловой [р]. Один из наиболее распространенных вариантов нарушения. Имеет два варианта:

а) увулярный (язычок). Язык соприкасается своей корневой частью с мягким небом; по средней линии языка остается желобок, в который попадает язычок. Проходя через получающуюся щель, выдыхаемый воздух приводит язычок в колебание, откуда и получается рокот, присоединяющийся к звуку голоса.

б) велярный (мягкое небо). Оттягиваясь всей массой назад, язык образует более растянутую (вправо и влево) щель. Выдыхаемый воздух, проходя через щель, приводит в колебание не только язычок, но и значительную часть края мягкого неба. Именно поэтому слышится хрипящий звук.

Исправляя данный дефект (оба варианта) следует перевести ученика на длительное употребление в речи фрикативного [р].

    Мелкодробный [р]. В этом случае слышится очень напряженный звук. Причиной этого дефекта является то, что язык вибрирует не у альвеол, а у зубов, иногда между зубами. Дефект носит негрубый характер.

При устранении этого дефекта необходимо произносить звук, более широко открывая рот, в результате чего язык оттягивается назад к альвеолам и звук [р] звучит нормально.

    Призвук других согласных перед [р]. При устранении недостатка необходимо использовать сопоставление правильно и неправильной артикуляции на слух с опорой на буквенное изображение.

    Замена [р] на правильный другой звук. Эти дефекты не очень грубые, хотя у некоторых детей могут иметь стойкий характер. Замены на [ л`] и носят характер детского лепета.



Приемы постановки звука [р]

    По подражанию.

Логопату предлагается послушать, как звучит звук [р], рассмотреть положение и работу языка, обратить внимание на выдыхаемую воздушную струю. При воспроизведении горлового звука сразу отказаться от постановки по подражанию.

    Способ постановки [р] от верхнего звука [ш].

    Произнести протяжно звук [ш] с открытым ртом.

    Приблизить язык к верхним резцам и произнести протяжно звук [ш] с открытым ртом.

    Закрепить фрикативный звук [р].

    Выработать вибрацию языка.

    Способ постановки звука [р] от правильной артикуляции.

    Просунуть широко распластанный язык между губами, выдыхая воздух по средней линии языка.

    Поднять язык к верхней губе, выдыхая воздух (если язык не поднимается, можно прибегнуть к механической помощи, т.е. придерживать язык у верхней губы пальцами)

    Отработать продолжительность и силу выдыхаемой воздушной струи, рот при этом открыт.

    Перевести язык за верхние резцы, когда рот открыт.

    Выработать вибрацию языка.

    Закрепить (автоматизировать) звук в речи.

    Способ постановки звука [р] от звуков [т] - [д].

    При полуоткрытом рте (кончик языка находится у альвеол) логопат произносит длинный ряд «д-д-д-д», ускоряя темп и увеличивая напор воздуха.

    При достаточно быстром темпе и сильном напоре воздушной струи слышится сочетание звуков [тр].

    Выработать вибрацию языка.

    Закрепить (автоматизировать) звук в речи.

    Постановка [р] механическим способом.

Логопату, сидящему с логопедом перед зеркалом, предлагается широко открыть рот, поднять кончик языка за верхние резцы и длительно выдохнуть и произносить звуки [т] или [д].

    Логопед шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производит частые колебания. Получается рокот, характерный для произношения [р].

    Логопат ощущает вибрацию языка, запечатлевает ее кинестетически.

    Воспроизведение вибрации логопатом.

    Закрепление звука в речи.

Последовательность автоматизации звука [р]

    Звук [р].

    Протяжное произнесение звука [р] (изолированное) : р-р-р-р…

    Звук [р] в начальной позиции перед гласными (прямой слог ): ра, ро, ру, ры,…

Автоматизация [р] в прямых слогах, в словах с этими слогами (ра ма, со ро ка) и в предложениях (Ро ма бьет в ба ра бан).

    Звук [р] в обратных слогах : ар, ор, ур, ыр, …

Автоматизация [р] в обратных (закрытых) слогах, в словах с этими слогами ар , помид ор ) и в предложениях (В п ар ке новая гор ка).

    Звук [р] в слогах со стечениями согласных : тра, фро, бру, гры, …

Автоматизация [р] в словах с этими слогами (бру сника, зу бры ) и в предложениях (У Юры и Веры в доме ковры ).

    Автоматизация звука [р] в словах .

    Автоматизация звука [р] в словах со стечениями согласных .

    Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях.

    Автоматизация звука [р] в связной речи : в стихах, чистоговорках, скороговорках, потешках, при пересказе текста, при чтении текста, в играх, в спонтанной речи.

    Звук [р`] (ставится по подражанию)

Последовательность автоматизации аналогично звуку [р]. Часть детей с недостатком произношения звука [р`] не нуждается в специальной работе по постановке и автоматизации звука. Как правило, и занятий по дифференциации звуков [р] - [р`] им не требуется.

    Дифференциация звуков [р] - [р`], [л] - [р], [л`] - [р`] .

    Изолированное произнесение [р], [р`].

    Дифференциация звуков во всех видах слогов и их сочетаниях.

    Дифференциация [р] - [р`] в словах и предложениях.

    Дифференциация [р] - [р`] в связных текстах.

    Дифференциация изолированных звуков [л] - [р], [л`] - [р`].

    Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в слогах.

    Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в словах.

    Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в предложениях.

    Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в связных текстах.


Top