Открытый урок обучения грамоте по умк "перспективная начальная школа". Перспективная начальная школа

МКОУ «СОШ №14»

ст. Новотроицкая

Изобильненский район

Ставропольский край

Сазонова Любовь Николаевна

Урок письма в 1 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Письмо заглавной буквы «Е»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Е»; продолжить формирование умений анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать память, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, таблица букв, индивидуальные конверты с шаблонами элементов букв.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.
Учитель проводит игру «Доскажи словечко».
. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж,
Вот и назван… (ежевика).
. Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля… (енот).
. Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж
И его… (ежиха).
- Что объединяет все слова-отгадки?
- С какого звука начинаются эти слова? (Со звуков [й’][э].)
- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Е», которая обозначает первое слово в предложении и собственные имена.

III. Повторение изученного о роли буквы «е» в словах.
- Вспомните имена людей, которые начинаются с буквы «Е». (Егор, Емеля, Ерема, Елена.)
- Какие звуки обозначает в начале слова буква «е»? (Звуки [й’][э].)
- В каких словах буква «е» обозначает один звук? (После согласного.)

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Е» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «Е»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
- Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Е».
- Чем они похожи? Чем отличаются?
Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «Е».
- Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Е». (Две полоски в форме полуовала.)
- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Е».
- Выполните конструирование заглавной буквы «Е» у себя на столе.
В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 24 и № 23, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 16, № 18, № 21, № 19 для дифференцирования размера и формы элементов.
- Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «Е» на доске мелом.
2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Е» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
4. Имитация учащимися начертания по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.
- Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы «Е» по алгоритму.
2. Упражнение в письме соединений:
а) верхнее соединение: Еу;
б) среднеплавное: Её;
в) нижнее: Ео.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VII. Письмо слов по образцу.
Учащиеся читают слова.
- Почему данные слова надо писать с заглавной буквы?
- Проанализируйте каждое слово и составьте звукобуквенные схемы.
После анализа соединения букв учащиеся записывают слова по образцу.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.
- Какие буквы записал Почемучка?
- Сравните буквы э - Е. Чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме элемент - полоска в форме полуовала.)
- Сравните буквы Э - Р. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Сравните буквы Э - Е. Чем они похожи? Чем отличаются?

IX. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся выполняют узор.
- Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоски в форме полуовала.)
- Отгадайте загадку:
. Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка.)
- Раскрасьте бабочку в узоре.

X. Итог урока.


ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [о] ОДНОЙ БУКВОЙ Ё

Цели: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозначать два звука [й’о] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты:

Предметные : знать и объяснять функцию буквы "ё" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на работу "Желаю удачи"

II. АОЗ

Выстраивание цепочки речь- предложение - слово - звук

Игра "Гласный - согласный" Дети сигнальными карточками (синий - красный) показывают какая буква.

Работа по слоговой таблице.

III. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку.

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик.)

– Какую букву пишем в начале этого слова?

– Кто догадался, какая тема нашего урока? (буква Ё)

IV. Буквы Ё ё

Откроем учебник на с.39.

Рассмотрите буквы Ёё

Ё – взгляните сами,

Буква с точками-глазами.

Откроем алфавит и найдём букву ё.

Какая буква над буквой Ё, ниже буквы Ё?

IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей
(с. 39).

Ребята в левом углу рассмотрите модели. Что мы можем по ним сказать?

Буква Ё выполняет две работы.

Определим цели урока. ( Узнать какую работу выполняет буква ё, какие звуки обозначает, научиться читать слова с буквой Ё)

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

– Кто изображен слева?

– Рыба названа "ёрш" из-за своих торчащих в разные стороны колючих плавников.

Отсюда слово «ершистый», то есть «колючий», «задиристый».

Ершом и щеточку назвали – кругленькую, ершистую – для мытья, например, молочных бутылок.

– Прочитайте слово «ёрш» по слогам и орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «ё»?

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

(Буква «ё» обозначает два звука – [й’о].)

(В начале слова.)

– Что изображено справа? (Буёк).

Буёк – сигнальный поплавок на реке для обозначения границы чего-нибудь (например, отмели, участка, разрешенного для купания.)

– Прочитайте слово «буёк» по слогам и орфоэпически.

– Объясните, что обозначает слово «буёк».

– На каком месте в слове стоит буква «ё»? После какой буквы стоит буква «ё»? (После другой гласной.)

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Какая буква обозначает два звука? (Буква «ё» обозначает два звука – [й’о] – после другой гласной буквы.)

– Когда буква «ё» обозначает два звука? (В начале слова и после другой гласной буквы.)

Вывод:

Буква «ё» обозначает два звука [й’], [о] в начале слова, после другой гласной буквы.

Физкультминутка

VI. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений (с. 39).

Чтение слов и предложений.

Работа со схемой предложения.

– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Кто здесь нарисован?

– Что делает девочка?

– Что делает мальчик?

– Проанализируйте схему-модель предложения в учебнике. Сколько в нем слов?

– Что вы можете сказать о первом слове предложения? (Это слово-помощник.)

– Составьте предложения по данной схеме, используя иллюстрацию в книге.

На столе лежат лимоны.

У Маши есть ракушка.

У Миши много лимонов.

Физкультминутка

VII. Чтение текста.

1. Чтение текста читающими детьми.

ЁЖИК И ЁРШИК

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.

– Мам! Что это мы всё спим да спим... Можно, я схожу к своему другу ёршику?

– Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!

Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёр зал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

– Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит!

Прибежал к реке, а вместо реки – один лёд, и прорубь посередине.

– Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

– Ну, чего кричишь, спать не даёшь?

– А разве вы тоже спите?

– Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны.

Г. Юдин

VIII. Итог урока.

–Вспомните, какие цели ставили в начале урока? Достигли их?

– Какие звуки обозначает буква «ё»?

– Когда буква «ё» обозначает два звука?

Рефлексия "Сказочное дерево"


БУКВА Ё – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. БУКВЫ
Ё, ё

Цели: раскрыть функцию буквы «ё» в качестве показателя мягкости согласных звуков; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Предметные : знать способ обозначения мягкости согласных звуков с помощью буквы "ё"; объяснять функцию буквы "ё" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД : в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Регулятивные УУД : различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД : использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД : донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на работу "Улыбка"

II. Работа по слоговой таблице.

Прочитаем гласные буквы.

Какие гласные буквы могут обозначать два звука?

Какие звуки обозначает буква "я"? "ё"?

Чтение слогов.

III. Сообщение темы урока.

– Что больше всего любит медведь? (Мёд.)

– Во что превращается вода зимой? (Лёд.)

– Проанализируйте слова «мёд» и «лёд».

– После какой буквы стоит буква «ё»? (После согласной.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняет буква «ё» после согласного.

Упражнение в чтении слогов (с. 40). слоги вынести на доску

– Сравните слоги в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются?

Назовите гласные в первом столбике. Какую вторую работу выполняют эти гласные?

– Как произносятся согласные в первом столбике? (Согласные твердые.)

Прочитаем слоги в первом столбике.

А теперь прочитаем звукобуквенную модель под этими слогами. Сначала читаем звуковую схему - модель ( протягивая звуки ). Читаем буквенную схему слова (по слогам, целым словом ).

Назовите гласные во втором столбике. Какую вторую работу выполняют эти гласные?

– Как произносятся согласные во втором столбике? (Согласные мягкие.)

Прочитаем звукобуквенную модель ниже. Читаем звуковую модель - протягиваем каждый звук.

Прочитаем буквенную модель по слогам, целым словом.

– Какой звук обозначает буква «л»? (Мягкий согласный звук.)

– Какая гласная буква показывает мягкость предыдущего согласного?

– Какой звук обозначает буква «ё» после согласного? (Звук «о».)

Какую же вторую работу выполняет буква "ё"? Что она обозначает?

Вывод : буква «ё» после согласного обозначает звук [о и указывает, что стоящий впереди (предшествующий) согласный мягкий.

Прочитаем слоги во втором столбике.

Чтение слогов:

мо но ло ро ма на ла ра

мё нё лё рё мя ня ля ря

IV. Чтение слогов и слов по учебнику (с. 40).

После чтения учащиеся объясняют значение слов.

Намёл – очень много мёл.

Орёл – хищная крупная птица. Орел в переносном смысле – символ силы, зоркости, прозорливости, благородства.

– Прочитайте слова, которые всегда надо писать с заглавной буквы.

Физкультминутка

V. Чтение предложений.

– Прочитайте текст в учебнике.

– Что делал Лёня?

– Кем работает Наум?

– Как зовут маму?

– У кого есть няня?

– Как зовут няню?

Физкультминутка

VII. Фронтальная работа.

Чтение с доски:

ёр ёл рё лё

ёс ён сё нё

– Когда буква «ё» обозначает один звук?

– Когда буква «ё» обозначает два звука?

Игра «Назови детёныша».

тигр – … (тигрёнок) слон – … (слонёнок)

гусь – … (гусёнок) лев – … (львёнок)

лось – … (лосёнок) лиса – … (лисёнок)

VIII. Итог урока.

– какую роль выполняет буква «ё» в слове после согласного?

– Когда буква «ё» обозначает два звука?

Рефлексия " Светофор"


Тема: ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [э] ОДНОЙ БУКВОЙ Е. БУКВЫ Е, е

Ц е л и: познакомить учащихся с функцией буквы «е» обозначать два звука [й’], [э] в

определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с

буквой «е»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого

согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе

одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в

буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и

смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его

звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать

умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его

Планируемые результаты (предметные) .

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого - звуковой анализ слов со звуками й’], [э]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами е

Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические - осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого - звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания.

О б о р у д о в а н и е: загадки; ребусы; карточки-буквы; фишки-звуки; шаблоны-

прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

– Сравните слова-отгадки. Чем они похожи?

– Произнесите первый слог.

– Сегодня на уроке узнаем, какие звуки обозначает буква «е» в начале слова.

III. Конструирование большой и малой букв Е, е.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Е», «е».

Ева гребнем расчесалась –

В нем три зубчика осталось. Г. Виеру

«Е» на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась. В. Степанов

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит

сконструировать из них буквы «Е», «е».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

– Что изображено в верхнем ряду?

– Как называются деревья? (Ели.)

– Что делали мальчики? (Мальчики ели булочки.)

– Сравните значение слов «ели» в обоих случаях. (В первом случае слово «ели» обозначает

название хвойных деревьев во множественном числе, это слово-предмет. Во втором случае слово

«ели» указывает на то, что делали мальчики, это слово-действие.)

– Под каждым рисунком положите условный знак – прямоугольник соответствующего цвета.

(Слово-предмет обозначаем розовым прямоугольником, слово-действие – голубым

прямоугольником.)

– Прочитайте слово «ели» по слогам и орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «е»?

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Какая буква обозначает два звука? (Буква «е» обозначает два звука – [й’э].)

– Когда буква «е» обозначает два звука? (В начале слова.)

– Сколько слогов в слове «ели»?

– Назовите ударный слог.

Е л ь – хвойное вечнозеленое дерево с конусообразной кроной.

– Отгадайте загадку.

По округе славится

Зеленая красавица:

Сарафан – как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка – с опушечкой,

С острою макушечкой.

– Дерево названо так по колючей хвое. В древнерусском языке сначала появились слова «ель»,

«елинь» – «еловый лес», позже «ельник», а уж только потом «ёлка», причем это слово

употреблялось в основном в значении «рождественская ёлка», «новогодняя ёлочка» – символ

Нового года. А традиция встречать Новый год ёлкой пришла к нам из Германии.

С незапамятных времен из уст в уста передавалась легенда о деревьях, что пышно расцветают

среди зимы. В честь этой легенды в Германии и стали устраивать зимой веселое празднество. Но

так как в стужу не теряли свое зеленое убранство одни лишь ёлки-ели, выбрали именно это

дерево. Ветви ёлки украшали фонариками, игрушками, блестками, чтобы всем казалось, будто

она и на самом деле расцвела.

– Как зовут девочку, если в ее имени есть буква «е»? (Лера.)

– Прочитайте слово «Лера» по слогам и орфоэпически.

согласной буквы.)

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Рассмотрите иллюстрации во втором ряду (с. 43).

– Кто нарисован слева? Что делал портной? (Портной «мерил» ткань.)– Прочитайте слово «мерил» по слогам и орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «е»? (В середине слова, после согласной.)

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Сколько в слове «мерил» слогов?

– Назовите ударный слог.

– Какой звук обозначает буква «е» в слове «мерил»? (После согласного буква «е» обозначает

звук [э] и показывает, что предыдущий согласный произносится мягко.)

– Кто изображен в центре? (Мэр.)

– Объясните значение слова «мэр».

Мэр – глава городского правления.

– Составьте предложение со словом «мэр».

Встреча делегации с мэром столицы.

– Прочитайте слово «мэр» орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «э»?

– Какой звук обозначает буква «э»?

– Как произносится предшествующий согласный звук [м]? (Согласный твердый.)

– Какой предмет нарисован справа? Для чего нужен мел?

– Прочитайте слово «мел» по слогам и орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «е»? После какой буквы стоит буква «е»? (После

согласной буквы.)

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Какой звук обозначает буква «е»? (После согласного буква «е» обозначает звук [э] и

показывает, что предыдущий согласный произносится мягко.)

М е л – это мельчайшие остатки древней жизни на Земле: раковин, обломков скелетов

вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. Так, на

месте нынешнего Белгорода очень давно было теплое море, потом оно обмелело, а известняки

остались. Вот от них и «формируют» мел. Слова «мел», «мелкий», «молоть» – однокоренные.

– Отгадайте загадку.

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

– Составьте предложение со словом «мел».

Мелом пишут на доске.

– Какая буква потерялась?

ли ла л то с ло л с

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Еле, еле, еле, елеЗавертелись карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,

Раз, два, раз, два!

Вот и кончилась игра!

V. Задания на развитие внимания, мышления.

1. Р е б у с ы.

– Где спряталась ель?

ник м ник м ница

с дерей аквар с ский

п мени пост др

р сы тр тонн

2. И г р а «Дополни предложения».

И зимой, и летом зеленеет в лесу … (ель). Под елью спрятался маленький колючий … (ёжик).

На тарелке лежала вкусная … (еда).

В этом году я впервые попробовала вкусную сине-черную ягоду. Она называется …

(ежевика).

– Составьте звукобуквенные схемы угаданных слов, используя фишки.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VI. Игра «Узнайте звук».

– Вставайте только мальчики, если ответ начинается со звука [э], и только девочки, если ответ

начинается со звуков [й’э].

– Небольшой зверек с ценным мехом. (Енот – [й’э].)

– Сооружение для хранения зерна. (Элеватор – [э].)

– Самая низкая школьная отметка. (Единица – [й’э].)

– Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор – [э].)

– Машина с большим ковшом. (Экскаватор – [э].)

У писательницы Н. Гернет есть рассказ «Что получилось?».

Это не просто рассказ, а р а с с к а з -з а д а ч а. Решите ее.

Когда Надя и Сережа пошли первый раз в школу, мама подарила им по разрезной азбуке. Они

уже давно выучили все буквы и очень любили из них складывать разные слова. Сережа сложил

даже целый рассказ. Правда, у него, как нарочно, куда-то задевались все буквы Е. Но только он и

без них обошелся. Взял да и поставил вместо буквы Е разные другие буквы. «Прочитай!», –

говорит Сережа Наде. Надя прочитала, да только ничего не поняла. Помогите ей, ребята, она ведь

маленькая.Поставьте сбежавшую от Сережи букву Е в те слова, где ей полагается быть. Вот что может

натворить лишь одна пропавшая буква. А встала она на свое место – и все теперь понятно. Как

важно написать букву там, где она нужна.

Заменить нужно выделенные буквы.

В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали лес и сало. Нас ждали в соли. Тетя

Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки

на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.

И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка».

Измените одну букву: лото – лето; мел – сел – пел; село – соло – сало – само; река – рука;

сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие звуки обозначает буква «е»?

– Когда буква «е» обозначает два звука?

Разделы: Начальная школа

Урок: обучение грамоте.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Тема урока: “ Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости”.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей эти звуки, учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текста.

2. Развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения, речь, внимание, память, мышление.

3. Воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Звуковой анализ слов

У: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано:

1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, сне.г (Туча)

2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап)

3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк)

4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка)

5. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. (Тайна)

У: Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает)

У: Что заметили?

Д: Все слова начинаются со звука [т]

У: Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук

Д: [т]-[т]- [т]-[т]

У: Охарактеризуйте этот звук.

Д: Этот звук согласный глухой твёрдый.

У: Согласный глухой твёрдый звук будем обозначать с помощью схемы –

У: Ребята, с этого звука начинается имя одного из клоунов.

(На доске находятся две картинки с изображениями клоунов, под которыми расположены звуковые схемы слов)

Д: Его зовут Том.

У: Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.

У: А как зовут второго клоуна?

Д: Его зовут Тим. Первый звук обозначен квадратом и апострофом, значит этот звук мягкий.

У: Проверим? Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т’] [и] [м]

У: Приложите пальчики к гортани, произнесите все вместе первый звук.

Д: [т’] [т’] [т’] [т’]

У: Охарактеризуйте этот звук.

Д: Этот звук согласный глухой мягкий.

У: Согласный глухой мягкий звук будем обозначать с помощью схемы -

Звуки [т] [т’] обозначает буква “т” (показ буквы) .

Физминутка

III. Конструирование печатной буквы “Т” “т”

У: Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную - “т”

Учащиеся выполняют работу.

У: Итак, какие элементы вы выбрали?

Д: Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы - №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной - №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия)

IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках

У: Ребята, что вы узнали о букве “т”?

Д: Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’].

У: Звук [т] обозначают с помощью квадратных скобок и строчной печатной буквы “т” (показ карточки), а звук [т’]….

Д: …с помощью квадратных скобок, строчной печатной буквы “т” и апострофа.

У: Назовите слова, которые начинаются со звука [т]

Д: Такси, тундра, такса, танец, ткань….

У: Назовите слова, в которых есть звук [т’]

Д: Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки…

V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели

[т’] [о] [р] [н]
т ё р н
[т] [о] [р] [т]
т о р т

У: Откройте “Азбуку” на странице 49. Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение)

У: Ребята, объясните значение слова “ тёрн”.

Д: Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами)

У: Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение)

У: Ребята, объясните значение слова “торт”.

Д: Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом.

У: Чем похожи эти схемы?

Д: - В этих словах один слог, так как один гласный звук.

Гласный звук [о]

В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы

Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки.

У: Чем отличаются эти схемы?

Д: - В первом слове последняя буква “н”, во втором - буква “т”

В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове - [т]

В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором - звук [о] обозначает буква “о”

Вывод: буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук.

VI. Чтение слогов по заданным схемам

У: В каком столбике гласная буква показывает на то, что предыдущая буква обозначает твёрдый согласный звук?

Д: Во втором столбике (учащиеся читают слоги вслух)

У: В каком ещё столбике согласная буква обозначает твёрдый звук?

Д: В первом, т. к. буква “т” “закрывает” слог (учащиеся читают неприкрытые закрытые слоги)

У: Какой звук обозначает буква “т” в третьем столбике?

Д: Мягкий согласный звук, так как после буквы “т” стоят гласные (“я”, “ю”, “ё”, “е”, “и”), которые показывают на мягкость предыдущего согласного.

Физминутка.

VII. Чтение слогов и слов в столбике

У: Открываем страницу 50. Я предлагаю вам прочитать данные цепочки слов.

Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке “слово-существительное” преобразуется в “слово-прилагательное” - мята – мятная, поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать “слово-предмет”, например, мята – мятная конфета)

После чтения учитель предлагает выполнить следующее задание:

У: Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук.

Д: “утя,”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного

Д: “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного

У: В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый?

Д: “отметил”, “утята”

У: Молодцы!

VIII. Чтение текста

У: Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет.

Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик.

У: Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута

Д: Немало тайн он таит

У: Что увидели утята в омуте?

Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают

Д: А там ил, муть и тайны нет.

У: Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять?

Д: Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть.

У: Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.

IX. Итог урока

У: Что вы узнали нового для себя?

Д: Буква “т” обозначает согласный глухой твёрдый звук [т] и мягкий [т’]

Значения новых слов.

У: Спасибо за урок.


Top