От чего умер рерих юрий николаевич. Юрий Николаевич Рерих

русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета

Юрий Рерих

Краткая биография

Ю́рий Никола́евич Рерих (16 августа 1902, Окуловка, Новгородская губерния - 21 мая 1960, Москва) - русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря. Доктор филологических наук, профессор, директор Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР. Старший сын Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих.

С 1914 по 1917 год учился в Петербурге, в частной гимназии К. И. Мая.

С 1917 по 1919 год проживал вместе с родителями в Финляндии.

В 1919-1920 годах занимался в Школе восточных языков при Лондонском университете (индоиранское отделение), окончил второй курс Школы. Перевёлся в Гарвардский университет (США), который окончил в 1922 году со степенью бакалавра по отделению индийской филологии.

Вместе с В. Перцовым и В. Диксоном Ю. Рерих входил в Кембриджский кружок по изучению Живой Этики (Агни-Йоги). Этот кружок был эзотерическим по своей направленности и занимался оккультными практиками. Молодые люди изучали соответствующую литературу, вечерами собирались вместе, обсуждали прочитанное; делали записи, используя метод «столоверчения», то есть полагали, что вызывают духов Учителей и адептов прошлого и других «потусторонних духов». Считалось, что их Учителем был Аллал Минг Шри Ишвара (Махатма Мория), который надиктовывал составленные белым стихом духовные послания, являвшиеся «символическим изображением пути восхождения». Позже записи кружка использовались при подготовке издания Агни-Йоги, в частности, её томов «Зов» и «Озарение».

«Сосны на берегу». 1917
Ю. Н. Рерих

В 1922-1923 годах работал в Парижском университете на Средне-азиатском, Индийском и Монголо-Тибетском отделениях, занимался на военном, юридическо-экономическом отделениях, слушал курс китайского и персидского языков. Получил учёную степень магистра индийской филологии.

С 1924 по 1925 год вёл исследовательскую работу в Индии, Сиккиме и Кашмире, занимался тибетским языком и санскритом.

В 1925-1928 годах участвовал в Центральноазиатской экспедиции Н. Рериха (Ладак, Синьцзян, Монголия, Китай и Тибет). Несмотря на молодые годы, Юрий Николаевич Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди (считается, что в общей сложности Ю. Н. Рерих владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами) позволило ему без труда общаться с местным населением. В результате экспедиции появились труды: «Тибетская живопись» (1925 г.), «Владения архатов» (1929 г.), «Современная тибетская фонетика» (1928 г.), «Звериный стиль у древних кочевников» (1930 г.), «Каталог тибетской коллекции» (1930 г.), «Путешествие в сокровенную Азию» (1931 г.), «По тропам Срединной Азии» (1933 г.).

С 1930 по 1942 года состоял директором Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного его отцом, в Наггаре (Индия) и одновременно - редактором журнала «Урусвати».

В 1931-1932 годах проводил научные исследования в Западном Тибете, а в 1934-1935 годах, вместе с экспедицией Н. К. Рериха, занимался исследованиями в Японии, Маньчжурии, Внутренней Монголии и Китае.

В 1941 году, во время начала войны, телеграфировал советскому послу в Лондоне с просьбой зачислить его добровольцем в ряды Красной Армии.

С 1949 года руководил Индо-тибетским семинарием и заведовал курсами китайского и тибетского языков в Калимпонге (Восточные Гималаи). Состоял членом Королевского Азиатского общества в Лондоне и Азиатского общества в Бенгале.

В 1957 году вернулся в СССР.

Деятельность в Институте востоковедения АН СССР

19 сентября 1957 года был зачислен в штат Института востоковедения Академии наук СССР старшим научным сотрудником сектора истории и философии в отделе Индии и Пакистана. 17 марта 1958 года учёный совет Института востоковедения присудил ему степень доктора филологических наук без защиты диссертации, по совокупности опубликованных работ (24 голоса «за», один «против»). Решение было утверждено ВАК 11 октября 1958 года.

В течение 1958 года он был включён в состав учёного совета Института и его филологической секции, а также учёного совета Института китаеведения АН СССР. 5 ноября 1958 года назначен заведующим сектором философии и истории религии. 17 апреля 1959 года был введён в состав академического Научного совета.

Благодаря усилиям Ю. Н. Рериха в СССР возобновились выпуски серии «Bibliotheca Buddhica», прерванные в годы репрессий в 1938 году. В частности, в 1960 году он был редактором русского перевода Дхаммапады (Афоризмов Будды) - важнейшего текста южного буддизма (с языка пали её перевёл В. Н. Топоров). С 1960 года в возобновлённой серии наряду с Дхаммападой были напечатаны Милиндапаньха - «Вопросы царя Менандра» (1989) и ряд других важнейших текстов как тхеравады, так и махаяны.

В 1983-1993 годах вышел в свет «Тибетско-русско-английский словарь» Ю. Н. Рериха с санскритскими параллелями (вып. 1-11), высоко оценённый специалистами.

Могила Ю. Н. Рериха на Новодевичьем кладбище Москвы

Умер Ю. Н. Рерих от сердечного приступа 21 мая 1960 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Библиография

Основные труды Ю. Н. Рериха

  • Рерих Ю. Н. Тибетский язык. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 136 с.
  • Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. - Вып.1 - 11 / Ред. Ю. Парфинович и В. Дылыкова. - М.: Наука, 1983-1993. - (АН СССР. Ин-т востоковедения).
  • Избранные труды / АН СССР. Ин-т народов Азии. - М.: Наука, 1967. (Текст на англ. яз.)
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись / Пер с англ. А. Л. Барковой. - М.: МЦР; Мастер-Банк. - 2001.
  • Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. - Т.1. - М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е. И. Рерих; Мастер-Банк, 2004.
  • Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. - Т.2. / ред. И. И. Нейч. - М.: МЦР, 2007.
  • Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи. 1967
  • Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии / - Самара: Издательство «Агни», 1994.
  • Рерих Ю. Н. Удивительное жизнеописание Чаг лоцзавы, составленное Джуба Чойдаром (перевод с тибетского)
  • Рерих Ю. Н. Аланские дружины в эпоху монголов. Из журнала «Осетия», Париж, 1933 год, апрель - май - июнь .
  • Рерих Ю. Н. Буддизм и культурное единство Азии - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002. (Сборник статей, выпущенный к столетию со дня рождения ученого)
  • Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. - Т.1: 1919-1935 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. - Т.2: 1936-1960 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи. Лекции. Переводы. - Самара, 1999.
  • Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. - М.: МЦР, 1992. - (Малая Рериховская библиотека). Скан-копия первого издания
  • Каталог тибетской коллекции. 1930.
  • Путешествие в сокровенную Азию. 1931.
  • Рерих Ю. Н. Владения архатов. 1929.
  • Рерих Ю. Н. Современная тибетская фонетика
  • Roerich G. N. Trails to Inmost Asia. Five Years of Exploration with the Roerichs" Central Asian Expedition. New Haven - London, 1931.
  • Roerich G. N. The Blue Annal. Calcutta, 1949,1953. Part I-II.
  • Roerich G. N. Le parler de l’Amdo. Etude d’un dialecte archaique du Tibet. Rome, 1958.

Публикации о Ю. Н. Рерихе

  • 100 лет со дня рождения Ю. Н. Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2002. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
  • Беликов П. Ф.. Светлой памяти Юрия Николаевича Рериха // Непрерывное восхождение: К 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова. - М.: МЦР, 2001. - Т. 1. - С. 482-497.
  • Бира Ш. Воспоминания об Учителе Ю. Н. Рерихе // 100 лет со дня рождения Ю. Н. Рериха: материалы междунар. науч.-обществ. конф. 2002 / МЦР. М., 2003. С. 43-50.
  • Бонгард-Левин Г. М. Будда молчит… // Наука и религия. 1989. № 7. С. 38−42.
  • Бонгард-Левин Г. М. Он прошел через всю мою жизнь… // 100 лет со дня рождения Ю. Н. Рериха: материалы Междунар. науч.-обществен. конф. 2002 / МЦР. М., 2003. С. 51-54.
  • Воспоминания о Ю. Н. Рерихе. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Воспоминания о Ю. Н. Рерихе: Сборник. По материалам конференции в Новосибирске, посвященной 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. - Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1994. - 152 с.
  • Гумилёв Л. Н. Ю. Н. Рерих как историк Центральной Азии // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: филос. аспекты осмысления: сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2005. С. 668-674.
  • Елизаренкова Т. Я. Человек и учёный // Ю. Н. Рерих: материалы юбил. конф.: сб. ст. / МЦР. М., 1994. С. 14-19.
  • Елизаренкова Т. Я. «Жаль, что это продолжалось только три года!» // Воспоминания о Ю. Н. Рерихе: сборник. - Новосибирск, 2002.
  • Зелинский А. Н. Памяти Ю. Н. Рериха // Известия Всесоюзного географического общества. - 1963. - Т. 95. - 3. - С. 213-221.
  • Зелинский А. Н. Рыцарь Культуры: [к 90-летию со дня рождения Ю. Н. Рериха] // Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. М.: МЦР, 1992. С. 3−20. − (Малая Рериховская бибилиотека).
  • Ларичев В. Е. Слово о Юрии Николаевиче Рерихе // Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск, 1982. С.11−28.
  • Ларичев В. Е. Юрий Николаевич Рерих - исследователь истории, культур и языка народов востока Азии: (к 100-летию со дня рождения) // История и культура востока Азии: материалы междунар. науч. конф. (г. Новосибирск, 9-11 дек. 2002 г.). - Новосибирск, 2002. Т.1. С. 40−46: ил.
  • Ларичев В. Е. Ю. Н. Рерих - путешественник, исследователь-востоковед, гражданин // Рериховские чтения: [сб. препринтов]. Новосибирск, 1983.
  • Пятигорский А. М. Речь на торжественном заседании, посвящённом 100-летию со дня рождения Ю. Н. Рериха
  • Ревякин Д. Ю. Гибнущее наследие: Московская квартира Ю. Н. Рериха: Каталог. Фотохроника. Архивные документы. - М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. - 500 с., ил.
  • Рерих Ю. Н.: материалы юбилейной конференции. - М.: МЦР, 1994. - (Малая Рериховская библиотека).
  • Росов В. А. Юрий Рерих: Возвращение в «Новую Страну» // Россия и современный мир. - 2009. - № 3 (64) - С. 229-247.
  • Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом / Пер. с латыш. Л. Р. Цесюлевича. - Минск: Лотаць, 2002.
  • Семека Е. С. и др. Юрий Николаевич Рерих / Семека Е. С., Шастина Н. П., Богословский В. А., Пятигорский А. М. // Рерих Ю. Н. Избранные труды. М., 1967. С. 5−16.
  • Скумин В. А., Ауновская О. К. Светоносцы. - Новочебоксарск: Терос, 1995. - 114 с.
  • Тамазившвили А. О. Неизвестный, нежелательный, необходимый (к переписке Института востоковедения АН СССР о репатриации Ю. Н. Рериха) // Вестник Евразии. 1999.
  • Юрий Николаевич Рерих: биобиблиографический указатель / Сост. Н. К. Воробьева, М. С. Бухаркова, В. И. Шишкова. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Ю. Н. Рерих // Советское востоковедение: Сборник статей. - М., 1958. - Вып. 3. - С. 220.
  • Юрий Рерих: живое наследие. Материалы к биографии. Вып. I: Сборник статей и интервью. - М.: ГМВ, 2012.
  • Юрий Рерих: Статьи. Воспоминания. - Одесса: Астропринт, 2012. - 292 с.

Справочные издания

  • Рерих Юрий Николаевич // Милибанд С. Д. Биобиблиографический словарь советских востоковедов. - М.: Восточная литература, 1975. - С. 471-472.
  • Мамонова М. А. Рерих Юрий Николаевич // Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. - М.: Академический проект, 1999. - С. 667-668.
  • Рерих, Юрий Николаевич / Хлебников Г. В. // Пустырник - Румчерод. - М. : Большая российская энциклопедия, 2015. - (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004-2017, т. 28).

Труды Юрия Рериха






















Юрий Рерих родился 16 августа 1902 года в селе Окуловка, Новгородская область. Через два года у мальчика появился брат Святослав. Вместе с младшим братом чувствовали себя в семье полноправными членами, их рано брали в путешествия, удовлетворяя любознательность и любовь к природе. Братья рано стали рисовать. В детстве рисунки Юрия привлекали внимание старших и ему даже пророчили будущее художника. С 1912 по 1916 год парень учился в Санкт-Петербурге, в частной гимназии.

В 1918 году шестнадцатилетний Юрий уезжает с родителями за границу. Через год заканчивает индоиранское отделение школы восточных языков при Лондонском университете, а в 1922 году получил диплом Гарвардского университета в Соединенных Штатах Америки со степенью бакалавра по отделению индийской филологии.

Далее, в 1923 году Рерих завершил образование в Париже в Школе восточных языков при Сорбонне, где получил звание магистра индийской филологии. Юрий Николаевич понимал почти все языки мира, а десятки языков знал в совершенстве. После этого молодой ученый работает на Средне-Азиатском и Монголо-Тибетском отделениях Парижского университета, совмещая это с занятиями на военном и юридическо-экономическом отделениях.

С 1925 года на протяжении трех лет Юрий участвовал в Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха. В ней отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволило ему без труда общаться с местным населением. Экспедиция позволила получить богатый материал для научных работ. Вскоре Юрий отправился в Индию, где пробыл в течении почти тридцать лет.

До 1942 года Рерих являлся директором института гималайских исследований в Нагаре. После возвращения в 1957 году в СССР заведовал сектором истории религии и философии института народов Азии Академии СССР. Создал ряд работ по истории Тибета и тибето-монгольских отношений, этнографии, материальной культуре народов Центральной Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии, эпосу о Гэсэр-хане «Гэсэриаде», буддийской философии и религии. Перевел тибетское историческое сочинение XV века «Синий тэптхэр».

Рерих признан международным научным сообщество. Являлся членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, американского археологического и этнографического обществ.

Ученый-востоковед Юрий Николаевич Рерих умер 21 мая 1960 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Труды Юрия Рериха

Рерих Ю. Н. Тибетский язык. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 136 с.
Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. - Вып.1 - 11 / Ред. Ю. Парфинович и В. Дылыкова. - М.: Наука, 1983-1993. - (АН СССР. Ин-т востоковедения).
Избранные труды / АН СССР. Ин-т народов Азии. - М.: Наука, 1967. (Текст на англ. яз.)
Рерих Ю. Н. Тибетская живопись / Пер с англ. А. Л. Барковой. - М.: МЦР; Мастер-Банк. - 2001.
Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. - Т.1. - М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е. И. Рерих; Мастер-Банк, 2004.
Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. - Т.2. / ред. И. И. Нейч. - М.: МЦР, 2007.
Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи. 1967
Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии / - Самара: Издательство «Агни», 1994.
Рерих Ю. Н. Удивительное жизнеописание Чаг лоцзавы, составленное Джуба Чойдаром (перевод с тибетского)
Рерих Ю. Н. Аланские дружины в эпоху монголов. Из журнала «Осетия», Париж, 1933 год, апрель - май - июнь.
Рерих Ю. Н. Буддизм и культурное единство Азии - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002. (Сборник статей, выпущенный к столетию со дня рождения ученого)
Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. - Т.1: 1919-1935 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. - Т.2: 1936-1960 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи. Лекции. Переводы. - Самара, 1999.
Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. - М.: МЦР, 1992. - (Малая Рериховская библиотека). Скан-копия первого издания
Каталог тибетской коллекции. 1930.
Путешествие в сокровенную Азию. 1931.
Рерих Ю. Н. Владения архатов. 1929.
Рерих Ю. Н. Современная тибетская фонетика
Roerich G. N. Trails to Inmost Asia. Five Years of Exploration with the Roerichs" Central Asian Expedition. New Haven - London, 1931.
Roerich G. N. The Blue Annal. Calcutta, 1949,1953. Part I-II.
Roerich G. N. Le parler de l’Amdo. Etude d’un dialecte archaique du Tibet. Rome, 1958.

Юрий Николаевич Рерих – выдающийся русский ученый, филолог и востоковед, знаток центральной и южной Азии. Он был старшим сыном Николая Константиновича Рериха , великого русского художника, писателя, культурно-общественного деятеля и эзотерика, и Елены Ивановны Рерих , «Матери Агни-Йоги», через которую Владыка М. дал миру Учение Живой Этики .

Почти вся жизнь Юрия Николаевича прошла за границей – России он почти не знал, так как покинул ее еще юношей, вместе со своими родителями и младшим братом Святославом , а вернуться на родину ему удалось лишь за три года до своей смерти. Дело в том, что с конца 1916 года вся семья Рерихов жила в Финляндии , которая после революции воспользовалась возникшей смутой и слабостью русского правительства и объявила себя самостоятельным и независимым государством. Таким образом Рерихи оказались за рубежом.

Юрий Николаевич целиком посвятил себя напряженной научной работе. После окончания среднего образования он учился в Университетской школе восточных языков в Лондоне, а затем, в 1920 году, переехал в США, поступил в Гарвардский университет и окончил его со степенью бакалавра. Затем работал в Парижском университете и в 1923 году получил степень магистра индийской филологии.

В том же году отправился вместе со всей семьей в долголетнюю среднеазиатскую экспедицию. Эта экспедиция во главе с Николаем Константиновичем была осуществлена в 1923-1928 гг., перевалила 35 горных хребтов Азии и прошла по малоисследованным областям Монголии, Тибета и Китая. Юрий Николаевич написал о ней объемистый труд «Тропы Азии» , выпущенный в свет на английском языке издательством Уэльского Университета. Другой его труд (о «Животном стиле» ), составленный на основании собранного в этой экспедиции богатого научного и художественного материала, издан Семинарией имени Кондакова в Праге. Прекрасную книгу о среднеазиатской экспедиции выпустил и Николай Константинович: Николай Рерих. Сердце Азии . Издательство «Алатас», США, 1929, 138 стр.

По окончании экспедиции вся семья Рерихов поселилась в Индии. Там 24 июля 1928 года в Наггаре, в лесистой долине Кулу – лучшей долине Пенджаба, недалеко от тибетской границы был основан Гималайский институт «Урусвати» . Юрий Николаевич продолжал свою научную работу в качестве его директора. Ядро института составляла биохимическая лаборатория с отделом борьбы против рака . Институт вел большую научно-исследовательскую работу, в частности, им были организованы ботанические экспедиции как в саму долину Кулу, так и в Лахор, Ладак, Занскар, Лахуль, Бешар, Кенгру и другие области Индии и Тибета, мало исследованные в ботаническом отношении; эти экспедиции собрали богатые коллекции и даже открыли несколько новых видов растений. Наряду с ботаническими, собраны были ценные орнитологические и зоологические коллекции, произведены исследования по местному языковедению и археологии, в частности, в Пондишери (тогда французская Индия) было произведено обследование местных добуддийских погребений в урнах и саркофагах.

Юрий Николаевич вместе с известным знатоком тибетской литературы ламою Мингиюром изучил и перевел несколько книг по тибетской медицине, составил грамматику лахульского языка и написал несколько исследований по тибетской литературе. И, наконец, в Институте изучались психическая энергия и те высшие космические огненные энергии, к которым только теперь начинает прикасаться официальная наука, хотя они давно уже известны Учителям Востока.

Кроме среднеазиатской он участвовал еще в нескольких экспедициях в различные азиатские страны. Наиболее значительная из этих экспедиций была организована в 1934-1935 гг. Департаментом агрикультуры США. Во главе ее был поставлен Николай Константинович как великий знаток Центральной Азии, пользовавшийся большим авторитетом среди ее народов. В ней принял участие и Юрий Николаевич в качестве специалиста - филолога и фольклориста. Экспедиция работала в Монголии, на границе пустыни Гоби, необходимо было владение монгольским и тибетским языками, которые так хорошо знал Юрий Николаевич.

Он также занимался научными изысканиями в западном Тибете, Маньчжурии, Монголии и Китае. Обладал большими научными знаниями, был выдающимся лингвистом – кроме своего родного русского языка хорошо знал современные английский, французский, немецкий, монгольский, тибетский и древние – санскрит и пали. Был избран членом нескольких научных обществ: Королевского Азиатского в Лондоне, Азиатского Общества в Бенгалии и др. Оставил после себя немало ценных научных трудов, главным образом, по филологии и археологии.

Отметим также, что в 1949 году он опубликовал в Калькутте английский перевод труднейших текстов «Голубой Летописи» , написанной средневековым тибетским ученым Шоннупала (1392–1481 гг.). Эта летопись содержит богатый материал по истории буддизма в Тибете, а также важные сведения из его светской истории, которые благодаря переводу Юрия Николаевича сделались доступными для мировой науки.

Кроме того, он оставил ценные исследования по археологии азиатских стран, о тибетской живописи и буддийском культе.

Он провел за границей около 40 лет и все-таки сохранил в сердце горячую любовь к России и всегда оставался в душе русским.

В 1957 году он возвратился на родину, привезя с собою свою большую, ценную библиотеку, архив и собранную им богатую коллекцию картин своего отца Николая Константиновича, а также картины, завещанные последним Советскому Союзу. Весною 1958 года была устроена выставка этих картин, причем к ним были присоединены и те картины Н.К.Рериха, которые хранились в музеях и картинных галереях Союза.

Эту выставку сначала показывали в Москве, а затем и в других крупных городах страны; она имела огромный успех и произвела самое сильное впечатление. В самой Москве, и в других городах Союза выставка картин Николая Константиновича была встречена исключительно благожелательно, ее посетили сотни тысяч людей, пресса писала о ней как о выдающемся событии в культурной жизни страны.

Юрий Николаевич был приглашен в Советскую Россию в Институт Востоковедения Академии наук СССР для работы по востоковедению , главным образом, для изучения культуры и истории Индии и Тибета. Как известно, до революции и некоторое время после нее Россия занимала одно из первых мест в мировой науке по изучению буддизма и буддийской культуры. Русские ученые пользовались в этой области вполне ими заслуженной известностью и славой.

По ознакомлении с трудами Юрия Николаевича советские ученые признали его выдающиеся научные заслуги, и Ученый совет Института Востоковедения представил его к ученой степени доктора филологических наук , а Высшая Аттестационная Комиссия утвердила его в этой степени без защиты им диссертации.

В качестве профессора и благодаря своим обширным знаниям и эрудиции Юрий Николаевич занял ведущее место в изучении буддизма и буддийской культуры, тибетского языка, санскрита и пали. Наряду с преподавательской деятельностью он издавал научные труды, сотрудничал в нескольких научных журналах, и, кроме того, ему было поручено возобновить издание «Буддийской библиотеки» .

Работал Юрий Николаевич неутомимо и на редкость плодотворно.

Много сделал он за три года своей жизни на родине как в педагогической, так и чисто научной области. Под его руководством началась серьезная научная работа, объединившая много талантливых, подающих большие надежды молодых советских ученых (В.Н.Топоров, А.М.Пятигорский и др.). С благодарностью и признательностью отзываются они о своем учителе.

К примеру, А.М.Пятигорский свидетельствует: «Большую помощь в общих вопросах индологии и истории философии и религии мне оказал покойный Юрий Николаевич Рерих» .

Академик Б.Л.Смирнов в своем предисловии к пятому тому «Махабхараты» благодарит Юрия Николаевича за то, что он просмотрел его серию переводов этой древней индийской поэмы до их опубликования и сделал ему ценные указания, которые учтены в дальнейшей работе

Юрий Николаевич скончался скоропостижно 21 мая 1960 года в Москве во время сердечного приступа, в расцвете творческих сил, далеко не исчерпав своих возможностей и намеченных планов. Некоторые его труды и начинания так и остались незаконченными. В частности, он деятельно готовился к 25-ому Международному Конгрессу востоковедов, состоявшемуся в Москве осенью 1960 года.)

Ближайшими наследниками оказались брат Святослав Николаевич со своею женою Девикой Рани ; они приехали из Индии в Москву, и им было передано все его имущество.

В том же 1960 году они передали в дар Библиотеке Института Народов Азии Академии наук СССР, находящейся в Москве, всю библиотеку Юрия Николаевича – около пяти тысяч томов. Это ценнейшая, прекрасно подобранная библиотека, в которой особый интерес для ученых представляют редчайшие тибетские ксилографы, книги по тибетологии, языкознанию и монголистике

Из библиотеки Юрия Николаевича была особо выделена сравнительно небольшая (около 250 томов), но весьма ценная и содержательная коллекция, собранная им в Тибете и северной Индии, которая отражает чрезвычайно широкий круг интересов ученого в тибетологии; для этой коллекции в Институте Народов Азии в Москве был создан особый Кабинет имени профессора Ю.Н.Рериха. Библиотека Юрия Николаевича оказалась доступна теперь для всех – как для ученых, так и лиц, интересующихся востоковедением. В этой коллекции редких тибетских рукописей и ксилографов имеется более десяти собраний сочинений – сумбумов . Среди них собрания сочинений Путонринпоче (1290-1364) в 28 томах (лхасское издание), Цонгкхапы , его учеников, 5-го и 7-го Далай Лам, 1-го Панчен Ламы, 1-го дхам-янг-шэпы, Лонгдол Ламы и других.

Юрий Николаевич был человеком большого ума, воли и трудоспособности, скромным, отзывчивым и доброжелательным ко всем. Его уход - потеря невознаградимая, и все-таки скажем вместе с В.А.Жуковским:

О милых спутниках, которые нам свет
Своим присутствием животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию – были!

Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности.

Святослав Рерих

Юрий Николаевич Рерих (1902–1960) – выдающийся русский ученый-востоковед и лингвист, энциклопедист XX века, достойный продолжатель традиций русской ориенталистики. Его труды по тибетологии, индологии и монголоведению, опубликованные в разных странах и на разных языках мира, уже давно считаются классикой ориенталистики, а его имя значится в списках почетных членов многочисленных научных обществ Европы, Азии и Америки. Он не только обладал разносторонними познаниями в самых различных областях – истории, археологии, литературе, этнографии, религии, культурологии, но и в совершенстве знал многие восточные и западные языки, общее число которых было более тридцати. Причем это были не только классические языки Европы и Востока, но и живые диалекты и наречия Индии и Тибета. Именно это обстоятельство позволяло ему свободно общаться с представителями азиатских народов, постигать их культурные традиции и добиваться в диалоге внутреннего понимания.

Юрий Николаевич родился 16 (3) августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии. Его детские и юношеские годы прошли в Петербурге – городе с богатейшими культурными традициями, который в то время по праву считался крупнейшим центром мировой ориенталистики. Юрий и его младший брат Святослав формировались под благотворным влиянием своей семьи, где царила атмосфера взаимопонимания, любви и общих духовных устремлений, чему очень способствовала их мать – Елена Ивановна Рерих. В петербургском доме Рерихов бывали поэты, художники, писатели, музыканты, а также известные востоковеды – Б.А.Тураев, Ф.И.Щербацкой, С.Ф.Ольденбург, А.Д.Руднев, В.В.Голубев, – встречи с которыми сыграли не последнюю роль в становлении Юрия как личности и определении его будущих научных интересов.

И, конечно же, нельзя игнорировать тот факт, что с середины 1900-х годов сам Николай Константинович Рерих все чаще и чаще в своих литературных трудах и художественных произведениях обращается к теме Востока, в частности Индии.
В 1912 году Юрий Рерих поступил в частную гимназию К.И.Мая в Петербурге, где в свое время учился его отец. Одной из любимых дисциплин мальчика стала история. Сохранились его школьные сочинения, которые наглядно демонстрируют глубокий подход к описываемым им событиям и искреннюю заинтересованность предметом. Несмотря на то, что профессиональным живописцем стал только Святослав Николаевич, талант художника унаследовали от отца оба брата.

В 15 лет Юрий Николаевич начал заниматься египтологией с Б.А.Тураевым и монгольским языком и историей монголов с А.Д.Рудневым.

В декабре 1916 года вся семья из-за болезни Николая Константиновича находилась в Сортавале. С конца 1918 до марта 1919 года Рерихи жили в Выборге, а затем переехали в Лондон. К этому времени у Юрия Николаевича окончательно сформировались его интересы, и он определил свою будущую специальность. Он поступил на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете, где проучился всего год, но успехи его были столь значительны, что в качестве лучшего студента по санскриту он был представлен государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет, а директор Школы, известный британский востоковед сэр Денисон Росс, интересовался его учебой и после перевода в Гарвард.

В сентябре 1920 года семья Рерихов переехала в США, и Юрий Николаевич поступил на отделение индийской филологии Гарвардского университета, которое окончил в 1922 году со степенью бакалавра.

В 1922–1923 годах он учился в Сорбонне (Парижском университете) и в Школе восточных языков (на среднеазиатском, индийском и монголо-тибетском отделениях, слушал курс китайского и персидского языков) и одновременно занимался на военном и юридическо-экономическом отделениях. Учителями Ю.Н.Рериха были выдающиеся востоковеды Ж.Бако, П.Пеллио, С.Леви, А.Мейе, А.Масперо, В.Ф.Минорский. В 1923 году он получил ученую степень магистра индийской словесности.

Через полгода после приезда Елены Ивановны, Николая Константиновича и Святослава Николаевича в Европу, где они побывали в Виши, Лионе, Риме, Флоренции, Болонье, Женеве, все четверо Рерихов 17 ноября 1923 года взошли на корабль «Македония» в Марселе и 2 декабря того же года прибыли в Бомбей. В Индии они посетили древние города и святилища – пещерные храмы Элефанты и Аджанты, Агру, Фаттехпур-Сикри, Джайпур, Бенарес – и после этого направились в Сикким, где пробыли больше года. Это была первая часть Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха (1924–1928), которая являлась одним из ключевых моментов в духовно-культурной эволюции человечества. Для Юрия Николаевича открылись большие возможности в изучении живых диалектов и усовершенствовании знания тибетского языка. Посещение буддистских монастырей и знакомство с древними манускриптами и произведениями искусства раскрыли перед ним богатство древней культуры. Результатом путешествий Юрия Николаевича по Сиккиму явилась его блестящая монография «Тибетская живопись», изданная в Париже на английском языке в 1925 году (молодому ученому было тогда всего 23 года!). В России она увидела свет лишь на рубеже XX–XXI веков.

В марте 1925 года Елена Ивановна, Николай Константинович и Юрий Николаевич приехали в Кашмир, где началась подготовка к длительному путешествию, а в июне 1925 года экспедиционный караван отправился в путь, продолжавшийся долгих три года. Участники экспедиции пересекли Индию, Китай, Монголию сначала с юга на север, а затем с севера на юг. На протяжении всей экспедиции Юрий Николаевич заботился о снаряжении, обучал персонал военному делу. В его обязанности входила охрана каравана на всем пути его следования и на привалах. Он был бессменным переводчиком во время переговоров с местными властями, монастырскими ламами и местным населением. Во время путешествия он исследовал древние памятники тибетской культуры, собрал целую коллекцию предметов тибетского искусства, которая затем была размещена в специально отведенных для этого залах Музея Рериха в Нью-Йорке. Изучал он и встречающиеся на склонах гор петроглифы, размышляя об истории мест, через которые шла экспедиция, и все это происходило в тяжелейших условиях походного быта.

26 мая 1928 года экспедиция, перейдя границу Тибета с Индией, направилась в Дарджилинг, где была официально расформирована, и в декабре того же года все семейство Рерихов переехало в живописную древнюю долину Кулу (Западные Гималаи), которая представляла собой уникальный осколок древнейшей культуры Индии. Здесь начался новый этап их жизни, и для Юрия Николаевича он был практически целиком связан с деятельностью Гималайского Института научных исследований «Урусвати» (что в переводе с санскрита означает «Свет утренней звезды»), основанного Н.К.Рерихом в Дарджилинге 24 июля 1928 года. Институт «Урусвати» был задуман как научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению обширных территорий Азии, заселенных народностями, древнейшие культурные традиции которых оказали в свое время исключительное влияние на развитие мировой культуры и, в первую очередь, европейских народов, несправедливо забывших, а подчас и сознательно искажавших предысторию своей цивилизации.

Чтобы укрепить положение нового исследовательского центра и установить связи с видными деятелями культуры и науки, в мае 1929 года Николай Константинович и Юрий Николаевич отправились в Нью-Йорк. Находясь в Америке, Юрий Николаевич использовал все возможности, чтобы вести переговоры с научными учреждениями, финансовыми деятелями, учеными о совместной научной деятельности, публикациях, финансировании отдельных проектов. Другой целью поездки было открытие Музея Рериха в новом высотном здании, в котором, кроме Музея, должны были расположиться культурные организации, созданные Н.К. и Е.И. Рерих еще в начале 1920-х годов (Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi», а также нью-йоркский офис «Урусвати»).

Несмотря на громадную организационную работу, которой приходилось уделять время практически ежедневно, Юрий Николаевич заканчивает свою книгу об экспедиции «По тропам Срединной Азии» (Нью-Хейвен, 1931), организует лекционное турне по университетским городам США, а также публикуется в периодических изданиях. Он всеми силами стремится вернуться в Кулу, где можно будет заниматься любимым делом. «Я молюсь, чтобы поскорее вернуться в Кулу и продолжить настоящую научную работу в тиши гор», – пишет он матери в сентябре 1929 года. Но на пути этих стремлений встало Британское правительство, которое отказало Рерихам в визе на въезд в Индию. В качестве основного аргумента было выдвинуто посещение художником Советской России (состоявшееся в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции) и как следствие – обвинение в симпатии к большевистскому режиму и в шпионаже. После долгих и мучительных проволочек 5 декабря 1930 года, при вмешательстве культурной общественности Европы и Америки, виза была все-таки получена.

Вернувшись в Кулу, Юрий Николаевич с упоением включился в работу, взяв на себя обязанности директора Института, который под его умелым руководством очень скоро стал одним из крупнейших научных учреждений Индии. Институт сотрудничал со многими научными организациями Азии, Европы и Америки, обменивался публикациями с 285 университетами, музеями, институтами, библиотеками. В списках почетных советников по науке, членов-корреспондентов и постоянных сотрудников «Урусвати» значились такие светила мировой науки, как А.Эйнштейн, Р.Милликен, Л.Бройль, С.Гедин, С.И.Метальников, К.К.Лозина-Лозинский, Дж.Бош.

Институт «Урусвати» состоял из двух основных отделов – ботанического и этнолого-лингвистического. Большая группа сотрудников вместе с Юрием Николаевичем и Николаем Константиновичем занималась изучением истории, литературы, языков, философии народов, населявших громадную территорию в предгорьях Гималаев. Ежегодно совершались летние экспедиции по долине Кулу, в Лахул, Бешар, Кангру, Лахор, Ладак и другие места. Была создана богатая библиотека, в которой древние манускрипты соседствовали с трудами крупнейших современных востоковедов. Юрий Николаевич постоянно следил за выходом в свет новых книг и поддерживал постоянные контакты с книгоиздателями США, Англии, Германии, Франции. Кроме того, в Институте были собраны орнитологические, зоологические, ботанические коллекции. Изучались проблемы космических лучей в высокогорных условиях. Были установлены тесные научные связи с Мичиганским и Гарвардским университетами, Ботаническим садом Нью-Йорка, Национальным музеем естественной истории в Париже. Этим учреждениям были переданы гербарии местной флоры, орнитологические и зоологические коллекции.

Медицинский отдел Института занимался исследованием местных лекарственных растений, а также изучал древние манускрипты по тибетской медицине и фармакопее. Для выращивания лекарственных растений на территории усадьбы была разбита опытная плантация. Велись работы по получению лекарств из этих растений. Юрий Николаевич как директор Института отдал много сил на создание биохимической лаборатории, в планах которой стояла тема по созданию противораковых лекарств. Он вникал во все тонкости обустройства и будущей деятельности лаборатории, однако нехватка средств и прочие трудности не позволили ему довести эту работу до конца.

Наряду с этой организационной работой, отнимавшей немало времени и сил, Юрий Николаевич вел обширную научную деятельность. Под его руководством выходят периодические издания Института – ежегодный журнал «Урусвати» и серия «Tibetica», посвященная изучению тибетских древностей и связанных с этим родственных вопросов. Появляются такие его ценнейшие работы, как «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (1930), «Проблемы тибетской археологии» (1931), «К изучению Калачакры» (1932), «Тибетский диалект Лахула» (1933). Тогда же он приступает к основному труду своей жизни – созданию тибетско-английского словаря с санскритскими параллелями. «Словарь содержит огромное количество новых слов, никогда ранее не записывавшихся. Я думал о добавлении к словарю и русского текста, что помогло бы его распространению в России, где тибетские исследования проводятся активно», – писал он одному из своих корреспондентов. Благодаря стараниям учеников Юрия Николаевича, в частности Ю.М.Парфионовича и В.С.Дылыковой, этот словарь, хоть и в сокращенном виде и с измененным названием, был издан в 1960 году, но уже после смерти автора. Авторский вариант «Тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями» увидел свет в 1983–1993 годах.

Следует отметить, что тибетология всегда была любимым предметом исследования Юрия Николаевича: его интересовали равно как история буддизма в Тибете, так и этнография, искусство и литература этой малоисследованной, замкнутой страны. Сейчас трудно себе представить, как один человек успевал руководить многогранной деятельностью Института и одновременно заниматься разработкой сложнейших проблем лингвистики и филологии, но сохранившиеся документы беспристрастно свидетельствуют, что это было именно так. За свои выдающиеся заслуги в области изучения языков, литературы, истории, этнографии, археологии Центральной и Южной Азии Ю.Н.Рерих был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других научных учреждений мира.

Особой страницей в биографии ученого стала Маньчжурская экспедиция 1934–1935 годов, организованная Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений и позволившая Н.К. и Ю.Н. Рерихам дополнить маршрут Центрально-Азиатской экспедиции посещением районов Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая. Условия работы экспедиции были очень сложными из-за политической и военной обстановки в регионе, а также из-за противодействия двух американских ботаников, сотрудников Министерства земледелия, которые всячески срывали работу экспедиции и распространяли клеветнические заявления о ее руководителе. Несмотря на этот откровенный саботаж, в результате работы экспедиции, продолжавшейся с мая 1934 года по сентябрь 1935-го, было собрано и отправлено в США около 2000 посылок с семенами засухоустойчивых растений. Кроме этого была проведена археологическая разведка исследуемого района, собран лингвистический и фольклорный материал, обнаружены старинные медицинские манускрипты.

В 1936–1939 годах Ю.Н.Рерих создает еще один фундаментальный труд – «История Средней Азии» (Средней Азией Юрий Николаевич называл обширное пространство от Кавказа на западе до Большого Хингана на востоке и от Алтая на севере до Гималаев на юге). Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований Евразии с древнейших времен и по XIV век.

С началом Второй мировой войны деятельность Института «Урусвати» была законсервирована. В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Юрий Николаевич отправил телеграмму послу СССР в Великобритании И.М.Майскому с просьбой зачислить его добровольцем в Красную Армию. Ответа не последовало…
В 1940-е годы ученый работает над очерками «Сказание о царе Гесэре из страны Линг» (1942), «Индология в России» (1945), «Происхождение монгольского алфавита» (1945), «Автор “Истории буддизма в Монголии”» (1946), «Тибетские заимствования в монгольском языке» (1946).

После ухода в декабре 1947 года Николая Константиновича Юрий Николаевич с Еленой Ивановной переехали в Дели, а затем в Кхандалу (местечко под Бомбеем). Там они провели около года, ожидая получения долгожданных виз на въезд в СССР. Но их надежды не оправдались, и в феврале 1949 года они отправились в северо-восточную часть Индии, в Калимпонг – небольшой курортный городок с прекрасным климатом, который к тому же являлся важным центром изучения Тибета.

Сразу же по приезде в Калимпонг Юрий Николаевич активно взялся за организацию Индо-тибетского исследовательского института, или Буддийского центра. Разработанный им проект вызвал широкий интерес в научных и правительственных кругах и даже получил грант, однако реализовать его в условиях Калимпонга не удалось. Юрий Николаевич организовал курсы по изучению китайского и тибетского языков, привлекая к преподавательской работе в первую очередь самих носителей языка, регулярно ездил в Калькутту, где находились крупнейший центр изучения буддизма «Общество Махабодхи» и Азиатское общество, активно переписывался с коллегами-востоковедами из Европы и Индии. В круг его тесного общения входили такие светила индийской науки, как Рахул Санкритьяяна, доктор Н.П.Чакраварти, профессора Рам Рахул, Сунити Кумар Чаттерджи и А.С.Альтекар. К этому времени и сам Юрий Николаевич – уже всемирно известный авторитет в области лингвистики и филологии, философии, археологии и искусствоведения, чье имя знают не только в Индии, но и в Европе и Америке.

Одновременно с педагогической деятельностью Юрий Николаевич продолжает заниматься исследованием памятников культуры, работая над статьями по вопросам филологии, истории буддизма и культурного наследия Азии. В 1949–1953 годах в Калькутте вышел его перевод с тибетского на английский фундаментального трактата по истории тибетского буддизма «Синий Дэбтэр», созданного выдающимся историком Гой-лоцавой Шоннупэлом. На русском языке эта работа под названием «Голубые Анналы» была опубликована в издательстве «Евразия» в Санкт-Петербурге в 2001 году. Работает Ю.Н.Рерих и над переводом с тибетского «Жизнеописания Дхармасвамина» (монаха-пилигрима) – эта работа увидела свет в 1959 году при содействии известного индийского ученого, профессора А.С.Альтекара.

Однако вопрос о возвращении в Россию остается для Ю.Н.Рериха одним из самых насущных. С 1949 года ежегодно делался запрос о получении разрешения на въезд в СССР. В декабре 1953 года Юрий Николаевич дважды встречался в Дели с советником посольства Г.М.Баласановым, который обещал ускорить процесс, но слова не сдержал. Параллельно через родственников и знакомых Рерихов предпринимались шаги и в Москве. Но все письма и прошения в адрес правительства остались без ответа.
Не помогла и Академия художеств.

5 октября 1955 года уходит из жизни Елена Ивановна Рерих. Вся последующая жизнь Юрия Николаевича стала воплощением ее завета передать России творческое наследие Н.К.Рериха и поработать на благо родины. Это произошло в августе 1957 года благодаря личному вмешательству Н.С.Хрущева, с которым Ю.Н.Рериху удалось переговорить во время визита правительственной делегации СССР в Индию.

Приехав в Москву, Юрий Николаевич сразу же начал работу в Институте востоковедения АН СССР в качестве старшего научного сотрудника сектора истории и философии отдела Индии и Пакистана. Ему присвоили звание профессора филологических наук, а через год, в октябре 1958-го, утвердили на должность заведующего сектором философии и истории религии.

За два с половиной года работы в Москве он сумел сделать то, на что у других ученых ушла бы целая жизнь: возродить российскую буддологическую школу (ее достижения в России были очень значительны, но во времена политических репрессий 1930-х годов наука потеряла многих выдающихся ученых); создать отечественную школу тибетологии; впервые в Советской России начать преподавание санскрита; заложить фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен); воспитать немало учеников. Сегодня это выдающиеся ученые, работающие не только в России, но и в Европе и Америке. Юрий Николаевич возобновил издание серии «Bibliotheca Buddhica», основанной выдающимся русским востоковедом С.Ф.Ольденбургом в 1897 году и посвященной буддийской философии, религии и искусству, выступив в качестве научного редактора книги А.И.Вострикова «Тибетская историческая литература» и книги «Дхаммапада» (сборник изречений Будды), переведенной с пали В.Н.Топоровым. Он включился в подготовку к XXV Международному конгрессу востоковедов, был членом ряда Ученых советов, участвовал в работе комитета по проекту ЮНЕСКО «Восток – Запад», руководил аспирантами, оппонировал на защите диссертаций, преподавал языки, готовил публикации.

Большой интерес Юрия Николаевича всегда вызывали история и культура Монголии. Еще в отрочестве он начал заниматься монгольским языком, а в его книге «По тропам Срединной Азии» этой стране и ее жителям посвящено целых семь глав. Его смело можно назвать одним из крупнейших монголоведов современности, и хотя количество его работ в этой области не столь велико (около двадцати), их уровень настолько высок, что для ознакомившегося с ними специалиста открываются совершенно новые перспективы. Юрий Николаевич с увлечением занимался с аспирантами-монголами и за время работы в Институте востоковедения дважды (в 1958 и 1959 годах) посетил Монголию.

Много усилий приложил Юрий Николаевич к тому, чтобы вернуть Родине славное имя своих родителей, в корне изменив общественное мнение о семье Рерихов, которую с подачи правящих кругов считали белоэмигрантами и религиозными фанатиками. В 1950-е годы о философско-этическом учении Живая Этика, связанном с именем Рерихов, нельзя было говорить открыто – за это можно было поплатиться свободой, исключением из партии, в лучшем случае – увольнением с работы. Юрий Николаевич действовал осторожно, никогда не бросался цитатами, а выявлял суть этой философии в своих поступках, на личном примере. Именно он, благодаря своему огромному духовному потенциалу, фактически инициировал рериховское движение в России, о чем, наверное, и не подозревают многие современные его участники. Именно Юрий Николаевич сумел пробить стену бюрократических преград и организовать первую в СССР выставку картин Н.К.Рериха, которая имела большой успех.

Выставка открылась 12 апреля 1958 года в Москве. В течение полугода, предшествовавшего этому событию, Ю.Н.Рерих выступал в МГУ, Доме ученых и других культурных центрах столицы с рассказами о Николае Константиновиче и Елене Ивановне Рерих, об их творчестве, отвечал на многочисленные вопросы слушателей. Выставка пользовалась потрясающим успехом. Сроки ее экспонирования неоднократно продлевали. Юрий Николаевич почти ежедневно присутствовал в залах, рассказывал о картинах, о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, о жизни семьи в Индии. После Москвы выставка экспонировалась в Риге, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

Одновременно с организацией выставки Юрий Николаевич поставил вопрос о создании музея Николая Константиновича Рериха. Начались длительные переговоры, назывались города, где будет музей и его филиал, определялись музеи, в которые передадут картины, привезенные из Индии в дар Советскому Союзу. Однако при жизни Юрия Николаевича музей так и не был создан, а картины передали в Русский музей и Новосибирскую картинную галерею.

Осуществив организацию выставок картин отца, Юрий Николаевич приступил к организации выставки брата, которая открылась 11 мая 1960 года в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Отдавая всего себя без остатка служению науке и будущему России, не выдержав колоссального напряжения, Юрий Николаевич безвременно ушел из жизни 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Похоронен великий русский ученый на Новодевичьем кладбище в Москве.

«Чудом нашего времени» называл его Николай Семенович Тихонов, известный поэт и крупный общественный деятель, и с этими словами трудно не согласиться. Сделанное Юрием Николаевичем Рерихом навеки останется в анналах мировой науки и культуры.

Биография Юрия Николаевича в аудио-формате, подготовленная Сибирским Рериховским Обществом:

Часть 1 -

Часть 2 -

Текст биографии составлен на основании статьи с сайта: http://etikavomne.agni-age.net/

"Надо путём науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всём и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на общее благо", - считал Юрий Николаевич Рерих.

Юрий Рерих был первенцем в семье. Он родился 3 (16) августа 1902 года на Валдае, близ села Окуловка Новгородской губернии, где его отец, Николай Константинович Рерих, проводил археологические раскопки. Появление на свет Юрия произошло почти в походных условиях - его мать, Елена Ивановна, помогала супругу в экспедиции.

Детские и отроческие годы будущего учёного прошли в Петербурге и на Валдае, в атмосфере семьи, где был очень велик интерес к духовной культуре разных исторических и доисторических эпох. Проблемы Великого переселения народов, загадки рождения и гибели кочевых империй, тайны древних курганов необъятной Евразийской степи - всё это с детства волновало сознание будущего востоковеда, непрерывно питая его творческое воображение.

Культурная среда, в которой Юрий воспитывался, была особенно благоприятна для раскрытия художественного потенциала. Его первые живописные композиции выглядят как многообещающее начало художественного пути, но в дальнейшем он целиком посвятил себя науке.

С 1912 по 1917 годы Юрий обучался в одной из лучших петербургских гимназий К.И. Мая, которую когда-то окончил его отец. Более всего юношу увлекали история, военное дело и путешествия . Занятия в гимназический период египтологией с выдающимся русским египтологом Б.А. Тураевым, а затем монгольским языком и литературой с известным монголистом А.Д. Рудневым положили начало тем удивительным многосторонним знаниям Юрия Николаевича, которые всегда поражали тех, кто работал с ним в пору его научной зрелости.

С конца 1916 года семья Рерихов жила в Финляндии, в то время входившей в состав России, а затем с нарастанием разрушительных революционных событий осенью 1919 года переехала в Англию. Здесь в 1919-1920 гг. Юрий Николаевич закончил два курса индо-иранского отделения Школы восточных языков при Лондонском университете, где изучал персидский язык и санскрит . К этому времени он уже хорошо знал греческий, латынь и свободно владел многими европейскими языками . В 1920-1922 гг. Юрий Николаевич продолжил своё образование в США на отделении индийской филологии Гарвардского университета , где углубил знания по санскриту, изучал китайский язык и пали. Закончив Гарвардский университет со степенью бакалавра, Ю.Н. Рерих завершил образование в Школе восточных языков при Парижском университете (Сорбонна) - крупнейшем центре европейского востоковедения. Здесь он углублённо изучал тибетский язык, а также санскрит, монгольский, китайский и иранский языки . Одновременно занимался на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих блестяще закончил Сорбонну и удостоился степени магистра индийской филологии. Уже в возрасте 21 года начал самостоятельную научно-исследовательскую работу, основополагающий стимул которой всегда был пронизан высокими гуманистическими устремлениями.

В 1923 году семья Рерихов приехала в Индию. Здесь начался первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого по времени, но очень насыщенного и протяженного путешествия по Индии (декабрь 1923 г.) Юрий Николаевич вместе с семьей совершил в 1924 г. небольшие экспедиции по Сиккиму - стране снежных гигантов и древних монастырей - и Бутану (Восточные Гималаи). Результатом этих путешествий стала блестящая монография - "Тибетская живопись" (Париж, 1925) . Этот научный труд, завершенный исследователем в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования высоко оценил Далай-Лама XIV.

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих являлся участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции, которая прошла по местам, совершенно неизвестным мировой науке. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз его тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея восточными языками и диалектами. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу.

Научные результаты этой экспедиции, содержащие ценнейшие географические, этнографические, археологические и лингвистические наблюдения в почти совершенно не изученных областях Азии, легли в основу монографии Ю.Н. Рериха "По тропам Срединной Азии" , которая сразу поставила молодого автора в ряды ученых-первопроходцев Азии. В этой книге Юрий Николаевич предстал как достойный продолжатель славных традиций Н.М. Пржевальского, В.И. Роборовского, Г.Н. Потанина, Свена Гедина и П.К. Козлова. Точное географическое описание ландшафта перемежается в книге с историческими экскурсами в далекое прошлое оазисов Тарима, степей Монголии и нагорий Тибета.

История Тибета как часть истории Центральной Азии стала лейтмотивом его научного творчества. Открытия в этой области, сделанные во время экспедиции, ученый обобщил в своей классической работе "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" , явившейся событием в мировой науке. Известный русский ученый Л.Н. Гумилев писал: "Работа… о "зверином стиле" в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке".

По окончании экспедиции семья Рерихов поселилась в индийской долине Кулу. Юрий Николаевич Рерих стал директором основанного отцом Института гималайских исследований " Урусвати ", работа которого с 1930 по 1942 гг. была направлена на комплексное изучение Востока (история, археология, лингвистика, антропология, этнография, ботаника, зоология, минералогия и др.). Он предпринял несколько плодотворных экспедиций по Северной Индии, Кашмиру, Сиккиму, Ладакху, вёл чрезвычайно интенсивную научно-исследовательскую работу.

Так в 1931 году в своей статье "Проблемы тибетской археологии" учёный дал периодизацию археологических памятников и наметил новые объекты для исследования. В 1932 году Юрий Николаевич Рерих опубликовал работу "К изучению Калачакры" . В 1933 году вышла статья "Тибетский диалект Лахула" , посвящённая малоизученному языку маленького княжества, расположенного в Западных Гималаях.

В 1934-1935 гг. Юрий Николаевич совершил вместе с отцом экспедицию по Манчжурии, Внутренней Монголии, Китаю и Японии. Работая в Западных Гималаях, Юрий Николаевич поддерживал живые научные контакты с крупнейшими востоковедами мира. Он редактировал "Журнал Урусвати" , создал многолетний фундаментальный научный труд "История Средней Азии" о важнейших государственных и культурных образованиях на огромной территории Евразии, написал ряд монографий по тибетской филологии.

Одно из самых значительных научных достижений этого периода - это перевод и комментарии к важнейшему сочинению по истории Тибета "Голубые анналы" ("Синяя летопись") , созданному в 1476-1478 гг. Юрий Николаевич рассматривал Тибет не как изолированный горный район в центре Азии, а как особое место на планете, где находятся ключи к историческим судьбам многих народов. Особое внимание ученый уделял эпосу о Гессэр-хане. В 1942 г. он завершил работу " Сказание о царе Гессэре из страны Линг" , где обобщил все известные данные о Гессэре. За эти и множество других работ ученый имел громаднейший авторитет среди специалистов, которые специально приезжали к нему за консультациями не только по языкам, но и по буддизму, философии, археологии, искусствоведению, филологии. Юрий Николаевич был неофициальным политическим советником Панчен-ламы (Таши-ламы).

В 1948 г. после кончины отца ученый вместе с матерью покинул долину Кулу и поселился в Калимпонге - на границе с Сиккимом. Здесь он работал в местном университете, возглавляя научный семинар для аспирантов, опубликовал ряд своих новых исследований ("Амдосское наречие" и др.), завершил перевод историко-географического памятника "Жизнь Дхармасвамы" о тибетском пилигриме, посетившем в XV в. Индию. Беседы с известными мыслителями (Дж. Неру, С. Радхакришнан и др.), пандитами, йогами, ламами, отсутствие у Ю.Н. Рериха каких бы то ни было языковых преград открыли ему глубину современной жизни древних культурных традиций Востока.

Юрий Николаевич Рерих провел за границей более 35 лет, длительный срок прожил в Индии. Но, несмотря на это, он всегда оставался настоящим патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства. Боль за судьбу Отечества ярко проявилась в том, что летом 1941 года, когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич немедленно послал телеграмму советскому послу в Англии с просьбой зачислить его добровольцем в ряды Красной Армии, но получил отказ. В годы Второй мировой войны ученый принимал активнейшее участие в продвижении созданного по инициативе Н.К. Рериха Международного договора об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников.

Юрий Николаевич с матерью стремились вернуться в Россию ещё в конце 1940-х гг., но в разрешении на въезд им было отказано. Только в августе 1957 года ученый смог вернуться из Индии в Москву и получил советское подданство. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С. Хрущева, который встречался с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию. Ученому дали квартиру, присвоили учёную степень доктора филологических наук без защиты диссертации по совокупности опубликованных трудов . Однако всего два с половиной года прожил Рерих в Советском Союзе, когда внезапно смерть оборвала его замечательную, полную творческого горения жизнь. Вместе с тем и за этот небольшой срок он сделал очень много. Возглавляя Сектор истории религии и философии Индии Института народов Азии АН СССР, Рерих руководил работами по изучению, переводу и публикации древних философских памятников народов Востока, продолжал собственные научные изыскания .

Возвращение Ю.Н. Рериха на Родину сыграло существенную роль в возрождении и дальнейшем развитии русской школы классической индологии (буддологии, истории культуры и философии Индии). Благодаря его усилиям возродилась серия "Bibliotheca Buddhica" , первым изданием которой стала "Дхаммапада" - сборник изречений Будды, вышедший под общей редакцией Ю.Н. Рериха. Ученый организовал преподавание тибетского языка и изучение тибетских источников, руководил всеми тибетологическими работами в Москве, Ленинграде и на периферии (особенно в Бурятской АССР). Он фактически возглавил исследования в области монгольского источниковедения и средневековой истории Монголии. Ю.Н. Рерих подготовил к печати многотомный труд - "Тибетско-санскритско-русско-английский словарь" , не имеющий себе равных в мировой тибетологии, и над созданием которого учёный работал в течение четверти века. Уже после его смерти в 1961 году в Москве увидела свет подготовленная им монография "Тибетский язык" . После приезда в Советский Союз Ю.Н. Рерих опубликовал и подготовил к печати большое количество статей, связанных с политической и культурной историей народов Азии и внёсших большой вклад в отечественное востоковедение.

Ю.Н. Рерих был не только исключительным по глубине и эрудиции специалистом, но и удивительно скромным и простым, всегда спокойным и оптимистичным человеком. За те недолгие годы, что он прожил после возвращения на Родину, Рерих сумел создать плеяду молодых учёных-индологов и тибетологов, которые плодотворно трудятся и успешно продолжают разработку открытых им направлений. Учениками Ю.Н. Рериха являются известные ученые Ш. Бира, Г.М. Бонгард-Левин, А.Н. Зелинский, Т.Я. Елизаренкова, А.М. Пятигорский, В.Н. Топоров и другие. Как выдающийся ученый-энциклопедист Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других.

Не менее важной задачей, чем возрождение школы индологии и тибетологии в России, было возвращение на Родину наследия старших Рерихов . Ученый привёз с собой более 500 картин своего отца, архив Центрально-Азиатской экспедиции, огромную библиотеку, включавшую сотни манускриптов на восточных языках, часть фамильных коллекций (буддийская живопись, древняя бронза), личные вещи старших Рерихов. Именно Юрию Николаевичу удалось пробить стену запретов и молчания, окружавшую в СССР имена и творчество Рерихов, и тем самым вернуть Родине её национальное достояние. Впервые на правительственном уровне Ю.Н. Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране музея Н.К. Рериха. В этих целях он передал в дар Русскому музею около 350 картин своего отца, при условии их постоянной экспозиции, 60 полотен были подарены Новосибирской картинной галерее.

Благодаря усилиям Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К. Рериха : сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах. "Выставка продвигается. Грандиозный успех. Ежедневно тысяч пять посетителей", - писал ученый брату в Индию. "Когда 4 мая думали, что выставку закроют, толпа не выходила до 11 ч. вечера и не выпускала дирекцию. Книга отзывов - в 6 томах!" - радостно сообщал он позднее. Ю.Н. Рерих неутомимо выступал с лекциями и докладами в музеях и галереях, участвовал в передачах радио и телевидения.

От ученого окружающие его люди узнали о духовно-философских идеях Учения Живой Этики . Он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР.

Юрий Николаевич Рерих ушел из земной жизни 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С.Н. Рерих.


Top