На каких примерах карамзин утверждает общечеловеческие ценности. Сочинение на тему: Нравственные ценности в повести Бедная Лиза, Карамзин

I. Актуальность повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» во все времена.

II. Истинные и ложные ценности в повести.

1. Труд, честность, доброта души – главные нравственные ценности семьи Лизы.

2. Деньги как главная ценность в жизни Эраста.

3. Истинные причины гибели бедной Лизы.

III. Жить по законам сердца – главный нравственный закон. Знаешь ли ты свое сердце?

Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?

Н. М. Карамзин

Что заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанной два столетия назад? Чем привлекает современного читателя, искушенного более серьезной литературой, книга с таким наивным сюжетом, архаичным языком? Только ли банальным утверждением, что «и крестьянки любить умеют»?

Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены. Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств.

Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить.

Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, – чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».

Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их дружба закончится бедой – слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина. Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! – говорила она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. Природа наделила девушку самым богатым даром – умением любить. «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» – думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы.

Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста.

Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей любовь, не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце.

В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни. Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом.

А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище – жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?

Н. М. Карамзин относится к писателям-сентименталистам, а его произведение "Бедная Лиза" является одним из популярнейших произведений и этого автора, и направления сентиментализм. Благодаря этому мы можем утверждать, что в произведении "Бедная Лиза" рассматривается социальная и нравственная проблематика.

Докажем это, опираясь на одну из характеристик сентиментализма - утверждение богатого внутреннего мира представителей низших сословий, в данном случае это Лизы и противопоставленная этому испорченность аристократии - здесь - Эраст.

Лиза - обычная крестьянка. У нее умер отец, а мать после этого тяжело заболела, и Лизе пришлось взять всё хозяйство на себя:"... одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве". При этом девушка не роптала от своей "участи", она принимала это с благодарностью: "Бог дал мне руки, чтобы работать, - говорила Лиза...". А это говорит о доброте ее сердца, благородстве и трудолюбии. Девушка - крестьянка - бедная материально, но имеет такой богатый внутренний мир. Эраст - полная ей противоположность.

Он - богатый дворянин. Как пишет автор, "с изрядным умом и добрым сердцем", но "слабый и ветреный": "Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою". Это дает нам право говорить о том, что Эраст ветреный молодой человек, привыкший к всяческим развлечениям своей персоны.

Отношение к жизненным ситуациям и проблемам разное в разных социальных слоях. Это можно наблюдать во всем вышесказанном. Для Лизы не было проблемой и бедой, что на ней лежала отнюдь не легкая работа всей семьи, что ей одной нужно тянуть это: ухаживать за матерью, работать по хозяйству, зарабатывать деньги. Тогда как Эраст скучает и жалуется на свою "сладкую" судьбу, что у него кончились развлечения и ничто не доставляет ему истинного удовольствия. Так мы рассмотрели одну сторону социальной проблематики, из которой вытекла и нравственная. Можно подытожить, что в зависимости от того, к какому социальному сословию ты относишься, настолько глобально или наоборот мелко ты смотришь на ту или иную проблему.

Но рассмотрим это и с другой стороны. Лиза - крестьянка с чистым девичьем сердцем. Каждое чувство, которое наполняет ее грудь, она переживает тяжело и долго. После встречи с Эрастом она плохо спала:"Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представляется, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала". В это время Эраст отнесся к Лизе и к влюбленности в нее как к очередному временному развлечению: "...думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет". Лиза полюбила Эраста всем сердцем, всю себя отдала чувству. Эраст, казалось бы тоже, но нет. Когда понадобились деньги, а свои он проиграл, он бросил бедную Лизу и женился по расчету. Он пренебрег чувствами "своей пастушки", чем погубил ее. И здесь мы увидели каков внутренний мир и ценности крестьян и как испорчен нравственно аристократ.

Н. М. Карамзин в своем произведении рассмотрел проблематику социальных слоев и уровни нравственности. Автор показал контраст низших и высших слоев, продемонстрировав в реалии нравственность тех и других.

Разделы: Литература

Класс: 9

Введение

В современном мире, где все чаще царит жестокость, цинизм и безразличие к другим людям редко встретишь искренне добрых людей способных сопереживать и проявить чувство милосердия. В период глобальной компьютеризации и свободного получения различной информации через Интернет, СМИ, телевидение, где духовные ценности человека стоят, чаще всего, не на первом месте, детям очень сложно получить положительный пример отношения к окружающим людям и сложившимся ситуациям.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в которой ярко отражены такие ценности как: гуманизм, доброта, искренность, милосердие, чувство ответственности является хорошим примером для подражания современной молодежи.

Цель урока : развитие личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.

Задачи:

  • Образовательные: повторить содержание повести «Бедная Лиза»; сформировать знания по понятию «сентиментализм» и навыки по анализу текста; учить внимательному прочтению текста, обобщению знаний по содержанию повести и изложению точного ответа на вопрос; способствовать обогащению словарного запаса учащихся
  • Развивающи е: продолжить формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий; развивать познавательный интерес
  • Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие, чувство красоты и истины, чувство ответственности за слова и поступки; формировать эстетическое восприятие,используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство

Оформление : аудиозапись «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского; коллекция рисунков учащихся по повести «Бедная Лиза»; портрет Н.М.Карамзина; портрет О.Кипренского; репродукция картины «Бедная Лиза» художник О.Кипренский; репродукция картины «Девочка с маками » художник О.Кипренский; сборники произведений Н.М. Карамзина; карточки-задания «ландыши»; карточки-задания «корзинки»; стенд «Сентиментализм».

Урок проводится в форме деловой игры и условно разделен на 6 этапов в ходе которых детям предлагается в разных формах (фронтальный опрос, беседа, игра, карточки-задания, работа с книгой) повторить содержание изученной повести «Бедная Лиза», что позволяет проявить активную деятельность во время занятия и способствует развитию познавательного интереса учащихся. Перед началом урока учителем оформляется школьная доска (см. Приложение 1 ).

Ход урока

Вступительное слово учителя:

(Звучит аудиозапись «Сентиментальный вальс»,под звуки которого сообщается тема и цели урока)

Любовь-излюбленная тема писателей и поэтов. В любом произведении можно найти страницы посвященные этому чувству. Тонко описывают любовь У.Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Много стихов о любви у Пушкина, Тютчева и т.д. Любви посвящяет свое произведение Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». В этом произведении автор утверждает общечеловеческие ценности –идеалы: добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре. Противопоставление этим ценностям: сиюминутное благо, богатство, власть, плотские удовольствия.

1 этап : «Кто?Где?Когда?» - викторина

(Викторина проводится в форме фронтального опроса учащихся. За правильный ответ ученику выдается «ландыш»)

  1. Назовите автора повести «Бедная Лиза»?
    Предполагаемый ответ:
    Н.М. Карамзин
  2. Где и когда происходило действие повести?
    Предполагаемый ответ: «…лет за 30 перед сим, в окрестностях Москвы»
  3. С какой целью Лиза пришла в Москву?
    Предполагаемый ответ: Лиза пришла продавать ландыши
  4. За какую сумму Лиза продала свои ландыши?
    Предполагаемый ответ: Лиза продала ландыши за 5 копеек
  5. Какое условие предложил незнакомец матери Лизы, оказавшись в их доме?
    Предполагаемый ответ: « …Мне бы хотелось, чтобы дочь твоя никому, кроме меня, не продавала своей работы…»
  6. Как звали незнакомца?
    Предполагаемый ответ: Его звали Эраст
  7. Кто по происхождению был Эраст?
    Предполагаемый ответ: Эраст был дворянин
  8. Как звали отца Лизы?
    Предполагаемый ответ: Его звали Иван.
  9. Однажды Лиза пришла на свидание заплаканная. О чем поведала она Эрасту?
    Предполагаемый ответ: За нее сватается сын богатого крестьянина.
  10. «Я боюсь,чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Почему и кто сказал эту фразу?
    Предполагаемый ответ: Произошла интимная связь,во время которой Лиза лишилась невинности. По «Домострою» до свадьбы - это большой грех!
  11. Через два месяца оказавшись снова в Москве, какая неожиданная встреча произощла у Лизы?
    Предполагаемый ответ: Лиза увидела в роскошной карете Эраста и бросилась к нему.
  12. Что стало с Лизой и ее мамой?
    Предполагаемый ответ:
  13. Кто рассказал эту историю автору?
    Предполагаемый ответ: Эту историю рассказал Эраст за год до смерти

2 этап: «В картинной галерее»

(Индивидуальное домашнее задание )

Сообщение на тему «Слово о художнике Кипренском. Обзор репродукций картин «Бедная Лиза» и «Девочка с маками»»

Портрет О.Кипренского

Репродукция картины «Бедная Лиза»

Репродукция картины «Девочка с маками»

3 этап: Физкультпауза

(Предлагается всем встать, выйти из-за парт и повторять движения за учителем ).

Учитель: Почувствуем запах ландышей, травки и свежего ветерка…..(упражнение на дыхание)

Поднимем взоры на небо… ,устремим на нежно-цветущие цветы..., на яркое солнце…,на тихо журчащую воду…(упражнение для глаз и шейного отдела )

«Где Эраст?!» (С удивлением разводим руки в стороны )

4 этап: Игра «В лес за ландышами»

(По поднятой руке, учащиеся вызываются по одному к доске, «срывают» ландыш, на котором размещен вопрос. Учащийся забирает ландыш себе, в случае правильного ответа.)

Карточки-задания к игре «В лес за ландышами» (см. Приложение 2 )

  1. В каких словах автора звучит оценка поступку героя?Осуждает ли он Эраста?
    Предполагаемый ответ: «… Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его…»
  2. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы? А для «успевшего вкусить светских забав» Эраста?
    Предполагаемый ответ: Для Лизы- первым, настоящим, которое она давно ждала, а для Эраста- очередное развлечение
  3. Какими эпитетами наделяет Карамзин Лизу?
    Предполагаемый ответ: Добрая,любезная, милая, нежная, бедная…
  4. Кем был Эраст? Какова его жизнь?
    Предполагаемый ответ: Довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветренным. Вел рассеянную жизнь, думал о своем удовольствии, искал его в светских забавах.
  5. Назовите жанр произведения «Бедная Лиза»
    Предполагаемый ответ: Сентиментальная повесть
  6. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж?Покажите на римерах.
    Предполагаемый ответ: Пейзаж плностью отражает настроение происходящих в повести событий
  7. Как вы относитесь к Эрасту и его поступкам?
    Предполагаемый ответ:- на усмотрение ученика
  8. Какими качествами охарактеризована главная героиня повести - Лиза?
    Предполагаемый ответ: Очень трудолюбивая,добрая, умела шить и вязать

5 этап: «А у меня в корзинке…» - анализ текста

( Предварительно, каждому учащемуся выдается шаблон заранее заготовленной корзинки, на обратной стороне которой будет выполняться задание )

Задание: Прочитать вслух по ролям эпизод «Вдруг Лиза услышала…»(учащиеся выбираются учителем). Затем самостоятельно, пользуясь моделью анализа текста, выделить художественные средства, используемые автором в этом эпизоде и записать их в «корзинки» (см. Приложение 3 )

6 этап: «Сентиментализм» что это?»

Учитель: На примереповести Карамзина мы можем говорить о новом направлении в то время «сентиментализм».Докажите!?

(Учащимся предлагается доказать данное утверждение с помощью таблицы - стенда «Сентиментализм» (см. Приложение 4 )

Заключительное слово учителя:

Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют!» указывали на относительную демократическую направленность сентиментализма.

Писатели утверждали. Что именно постой человек, не развращенный аристократическими предрассудками и ближе стоящий к природе, -именно он и способен на большое чувство, и поэтому он и есть настоящий человек, и тем и превосходит любого дворянина.

В этом состоит притягательная сила романов, повестей и лирики сентиментализма. Рядовой читатель был поражен близостью к себе литературного героя- ведь он и у себя обнаруживал дар чувствовать, способность ощущать величие и красоту природы.

И пейзаж – не просто фон, не декорация, а кусок живой природы, как бы заново открытый автором, прочувствованной и воспринятой не умом, не глазами, а сердцем.

Сентиментализм Карамзина отражал позиции просвещенного дворянина, лишь сочувствующего горестям простого человека, но далекого от мысли о каком-либо преодолении существующего неравенства между людьми.

В России сентиментализм сыграл важную роль и в становлении литературного языка, в сближении его с разговорным. Карамзин очищает язык от устаревших слов, разрабатывает более гибкую синтаксическую структуру.

Домашнее задание: (Уровень домашнего задания определяется учителем, в зависимости от способностей ученика)

1 уровень: Сделать рисунок по повести «Бедная Лиза»

2 уровень: Выбрать для выразительного чтения стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина и озвучить их на следующем уроке.

3 уровень: Составить кроссворд по повести «Бедная Лиза»

4 уровень: Пользуясь справочниками и Интернет-ресурсами подготовить сообщение о биографии Карамзина.

Учитель: Урок окончен.Всем спасибо за работу!

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.

Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;
2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века - течения - сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить: изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

2. Беседа по вопросам.

Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев.)

С чего начинается повесть?
(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря: «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок». Природа живёт и радуется.)

Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?
(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».)

Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?
(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т.е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.
«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть.)

Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.
(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» - «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида»)

Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?
(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те временавсе люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало.»
Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия.)

Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья?»
(А следом он добавляет «к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы.)

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо: и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась: «У меня есть мать!».
«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».)

Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?
(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет» В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе.)

В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?
(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему.»)

Как понимать финальную фразу повести?
(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там получил и прощение Лизы.)

Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

3. Обобщение.
- Так какова же тема повести?
(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.)

4. Комментированное выставление оценок.
5. Домашнее задание. Подготовить доклады:
1) «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова»;
2) «А.С. Грибоедов – дипломат».
Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике.

I. Актуальность повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» во все времена. II. Истинные и ложные ценности в повести. 1. Труд, честность, доброта души – главные нравственные ценности семьи Лизы. 2. Деньги как главная ценность в жизни Эраста. 3. Истинные причины гибели бедной Лизы. III. Жить по законам сердца – главный нравственный закон. Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих? Н. М. Карамзин Что заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанной два столетия назад? Чем привлекает современного читателя, искушенного более серьезной литературой, книга с таким наивным сюжетом, архаичным языком? Только ли банальным утверждением, что «и крестьянки любить умеют»? Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены. Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств. Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить. Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, – чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери». Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их дружба закончится бедой – слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина. Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! – говорила она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. Природа наделила девушку самым богатым даром – умением любить. «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» – думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы. Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста. Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей любовь, не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце. В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни. Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом. А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище – жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?


Top