Морской космический флот региональная организация. Корабли звездной флотилии

"Флот космической службы", "Морской космический флот", корабли "Звёздной флотилии", плавучие измерительные пункты, Что это за флот? Что за суда? Мало кто знал об их существовании, пока они существовали. А теперь и подавно. Вопросов много. Попытаюсь ответить кратко:

1. Что это за флот?

Речь идёт о флоте Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Суда этого флота ходили под вымпелом Академии наук, но фактически входили в состав в/ч 26179, иначе - в 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс (9 ОМКИК) в составе Командно-измерительного комплекса, подчинённого Главному управлению космических средств Министерства Обороны СССР.

2. Какие суда входили в этот флот?

За всё время существования этого флота он насчитывал 17 научно-исследовательских судов:


Вымпел и эмблема АН СССР

  • "Ворошилов " (с 1962 г. – "Ильичёвск")

3. Как они выглядели?

Первые 6 судов, что начали работу до 1967 года, выглядели, как обычные торговые, грузовые суда. Суда, построенные начиная с 1967-го, существенно от них отличались. Их внешний вид явно выдавал необычность назначения и тем привлекал к себе публику в портах захода.


4. Когда и зачем этот флот был создан?

Этот флот начал создаваться в 1959 г. по инициативе С.П.Королёва в связи с подготовкой к запускам первых автоматических межпланетных станций типа "Марс" и "Венера", а также пилотируемого космического корабля "Восток".

К тому времени на территории СССР уже было построено 13 наземных измерительных пунктов – НИПов, контролировавших испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет и полёты первых искусственных спутников.


Зоны радиовидимости НИПов

Зачем же понадобились ещё и плавучие измерительные пункты? Причин было две.

НИПы "видят" космические аппараты, находящиеся на орбите, лишь пока они пролетают над ними. Например, с территории России из 16 суточных витков полёта МКС видны 10-11 (без "Пацаева" - 10), а на каждом из этих 10-11 витков – 10-20 минут, при том, что один виток длится ок. 90 минут.

И тогда, и сейчас запуски межпланетных станций и большинства спутников проходят поэтапно: вывод на опорную орбиту, а затем – т.н. "второй старт", когда включается разгонный блок и переводит космический аппарат на заданную траекторию. Если включения разгонного блока происходят над Атлантикой, НИПы их "не видят". Не видят они и работу тормозной двигательной установки при спуске с орбиты космических кораблей.


5. Какие задачи решал этот флот?


Флот, находясь в любой точке Океана, мог сопровождать полёты космических аппаратов и решать четыре задачи:

  • поддержание речевой и телевизионной связи экипажа космического аппарата с Центром управления полётом
  • телеметрические измерения – приём и обработка данных о состоянии бортовых систем космических аппаратов, о режимах их работы, о состоянии электропитания, о состоянии здоровья космонавтов и т.п.
  • траекторные измерения – вычисление параметров орбиты космического аппарата
  • управление космическим аппаратом

6. Полёт каких космических аппаратов сопровождали суда этого флота?

Флот участвовал во всех наиболее значимых событиях космических программ СССР:


"Буран"

  • старт первой в мире автоматической межпланетной станции "Венера"
  • первый в мире полёт человека в космическом пространстве – полёт Ю.А.Гагарина
  • запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу
  • полёты долговременных обитаемых станций "Салют" и комплекса "Мир"
  • испытания беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4
  • испытательный пуск тяжёлой ракеты-носителя "Энергия"
  • полёт многоразового космического корабля "Буран"

Флот был причастен к большинству запусков на орбиту спутников связи "Молния", "Радуга", "Горизонт", к запускам спутников военного и научного назначения. К сожалению, ему не пришлость поработать в советской программе лунных пилотируемых полётов, хотя именно для неё в 1967-68 гг. были введены в строй 5 специализированных судов.


7. Где, в каких районах Океана этот флот работал?

Флот работал во всех океанах Земли, кроме Северного ледовитого


Районы работы судов
СКИ ОМЭР

  • Южная и Центральная Атлантика, Средиземное море – сопровождение "вторых стартов" космических аппаратов, а также космических кораблей во время торможения и спуска с орбиты
  • Атлантика у побережья США и Канады – наблюдение и управление космическими аппаратами на "глухих" витках, не видимых НИПам
  • Индийский океан – подъём с поверхности океана аппарата "Зонд-5" после облёта Луны и беспилотных орбитальных ракетопланов БОР-4
  • Тихий океан – наблюдение за космическими аппаратами на "глухих" витках, сопровождение полёта многоразового космического корабля "Буран"

8. Кто работал на этх судах?


В лаборатории первичной
обработки телеметрии

На каждом из этих судов работали экипаж и экспедиция. Экипажи набирались из наиболее опытных моряков Черноморского и Балтийского пароходств. В состав экспедиции входили офицеры и гражданские инженеры и техники, служащие Советской армии, в большинстве – с опытом работы на НИПах, с высшим и средним специальным образованием в области радиотехники и электроники.

Численность экспедиций – от 10-15 человек на самых первых судах, до ~200 человек – на больших.


9. Сколько времени продолжались рейсы этих судов?

Средняя продолжительность рейса – 6-7 месяцев.

Наибольшая продолжительность одного рейса – 329 суток (НИС "Невель", 1968-69 гг.)


10. В какие порты заходили суда этого флота? И зачем?

В длительных рейсах примерно раз в месяц требуется пополнение запасов топлива, воды, продовольствия. При этом люди в течение 2-3 дней получают возможность потоптать твёрдую землю, отдохнуть на берегу.

Куда заходили?

Наверняка, что-то пропущено. Да! В Антарктике не были!


11. Существует ли этот флот сейчас?

Нет. Из 11 существовавших к 1990 году судов, осталось одно – НИС "Космонавт Виктор Пацаев" , с 2001 г. стоящее у причала Музея мирового океана в Калининграде и до сентября 2017 г. работавшее по МКС. Его судьба решается сейчас (дек.2017)

Остальные 10 были проданы на слом в течение 1990-2005 гг.


12. Есть ли альтернатива этому флоту?

Альтернатив три:

  1. спутники-ретрансляторы
  2. измерительные пункты на территории других стран
  3. мобильные измерительные пункты


Спутник-ретранслятор
"Луч-5"

По п.1: До 2015 г., по словам В.Д.Благова (см. "Круглый стол" 19.04.2015), ЦУП получал "информацию о работе двигателя путем доклада космонавтов на Международную космическую станцию, а со станции - по спутнику-ретранслятору американской системы TDRS"

В 2015 г. Роскосмос ввёл в эксплуатацию систему из трёх спутников-ретрансляторов "Луч-5" на геостационарной орбите. Они способны поддерживать связь российского сегмента МКС и космических кораблей "Союз" и "Прогресс" с ЦУПом. Уже неплохо, но

  • неизвестно, могут ли "Лучи" снабжать ЦУП информацией с космических аппаратов во время "второго старта" и тем более – с межпланетных станций. "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв" – могли
  • спутники связи весьма недёшевы, а срок экспуатации – ограничен
  • насколько они защищены от средств ЭРБ – неизвестно.

По п.2: В отличие от американцев, у России нет НИПов за рубежом. Для их размещения нужны хорошие отношения со странами и хорошие деньги.


МИП МБ

По п.3: Мобильные измерительные пункты (МИПы) разработаны и существуют. Но не каждая страна позволит ввозить их на свою территорию. Другое решение - погрузить МИП на судно. В августе 2015 г. МИП морского базирования (МИП МБ) производства НПО Измерительной Техники на борту ледокола "Адмирал Макаров. Обнадёживающая информация. Однако неизвестно, способны ли такие МИПы работать по "вторым стартам", могут ли они выполнять управление космическими аппаратами, и тем более - межпланетными.

Вывод: специализированные суда космической службы нужны!

И насколько известно, их проектирование ведётся.

13. Существуют ли подобные суда в других странах?

НИС «Космонавт Юрий Гагарин»

На заре космической эры СССР столкнулся с весьма серьёзной проблемой. По расчётам балистиков при орбитальных полётах вокруг Земли из 16-ти суточных витков, 6 проходят над океанами и "невидимы" с территории нашей страны. СССР не имел ни собственных островов, ни арендованных территорий в другом полушарии. А потому, в связи с запусками первых автоматических межпланетных станций "Марс" и "Венера", а затем и пилотируемого космического корабля "Восток", назрел вопрос об оборудовании плавучих контрольно-измерительных пунктов.

Одна из антенн научно-исследовательского судна "Космонавт Юрий Гагарин"

И уже в 1965-1966 годах отряд морских измерительных пунктов состоял из судов: "Долинск ", "Аксай ", "Ристна " и "Бежица " . Так зарождался советский Морской космический флот.

По мере расширения программы исследований и освоения космического пространства и, в частности, под первую программу лунных исследований СССР (в том числе облёта Луны советскими космонавтами) были созданы первые специализированные научно-исследовательские суда. Они были построены в 1967 году, в Ленинграде, в рекордно короткие сроки:

НИС космической службы "Космонавт Юрий Гагарин" на дежурстве


* первый плавучий командно-измерительный комплекс - НИС "Космонавт Владимир Комаров" ;
* четыре плавучих телеметрических пункта, научно-исследовательские суда "Боровичи ", "Невель ", "Кегостров ", "Моржовец ".

Новые суда включили в состав научно-экспедиционного флота Академии Наук СССР. Для управления всем Морским космическим флотом (МКФ), в октябре 1971 года в Москве создана "Служба комических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР".

«Космонавт Владислав Волков»

Экипажи судов Атлантического комплекса состояли из моряков Минморфлота СССР, а экспедиции формировались из числа научных сотрудников НИИ, гражданских инженеров и техников.

Под вторую советскую программу исследований Луны, в 1970 году в строй космического флота вошло научно-исследовательское судно "Академик Сергей Королёв ", построенное в Николаеве. Судно обладало высочайшими мореходными качествами и имело неограниченный район плавания.

Но подлинной жемчужиной МКФ стало НИС «Космонавт Юрий Гагарин» , построенное на Балтийском заводе в Ленинграде в 1971 году. Это был не только командно-измерительный комплекс, но и самостоятельный плавучий центр управления полётом космических аппаратов, находящихся вне зоны видимости с территории СССР. Советская космонавтика получила уникальное судно, которое воплотило в себе новейшие достижения отечественной науки и техники. Не случайно его, безоговорочно и единодушно, признали флагманом космического флота.

Научно-исследовательское судно “Космонавт Юрий Гагарин ” было самым большим и самым совершенным по техническому оснащению экспедиционным судном, не имеющим аналогов в мире.

«Космонавт Владимир Комаров»
Судно имело абсолютно фантастические очертания. Четыре параболические антенны, две из которых диаметром 25,5 метров, как бы огромными зонтами перекрывают 30-метровую ширину палуб. Длина судна - 232 метра. Одиннадцатипалубный турбоход с энергетической установкой 19000 л.с. выдавал скорость хода 18 узлов. Для обеспечения надёжной работы радиотехнических средств корабля из любой точки Мирового океана, при любых гидро-метео условиях, на нём был установлен высокоточный навигационный комплекс. Кроме точного определения координат система этого комплекса учитывала углы крена, рыскание по курсу и даже деформации корпуса, которые достигали при шторме десятка сантиметров. Все эти параметры вводились в управляющую ЭВМ для поддержания стабилизации наведения мощных антенных систем судовых комплексов. А они, антенны, в отличие от наземных, вращались не в двух, а в трёх плоскостях. Несмотря на высокую мощность передатчиков дальней космической связи, лучи антенн были очень “тонкие” и нужно было точно держать наведение на объект в условиях волнения моря. Бортовую качку уменьшал пассивный успокоитель. Подруливающие устройства облегчали управление судном на малых скоростях и при швартовке без помощи буксиров.

Многофункциональный уникальный радиотехнический комплекс «Фотон» позволял работать одновременно по двум космическим объектам, осуществляя передачу команд и траекторные измерения, телеметрический контроль и двустороннюю связь с космонавтами на большом удалении от Земли.

«Академик Сергей Королев»
Двусторонняя многоканальная связь с Центром управления полётами осуществлялась комплексом «Румб » с 16-метровой в диаметре антенной, установленной на вершине первой надстройки. Для связи экспедиции судна и космонавтов с Москвой использовались спутники-ретрансляторы «Молния », через них и судно шёл полный обмен всей информацией в реальном времени.

Все процессы управления судовыми радиотехническими комплексами были автоматизированными, на борту имелся свой вычислительный центр с двумя ЭВМ.

Даже при нынешнем уровне развития электроники и компьютерной техники, создание подобного комплекса, было бы очень трудной задачей. В те времена это граничило с чудом.

На судне 1500 помещений общей площадью 20000 кв.метров. Чтобы обойти их, заходя в каждое на пару минут, потребовалось бы двое суток.

На судне были созданы необходимые условия комфорта, установка кондиционирования воздуха по мощности в три раза превышала установленную в кремлёвском Дворце съездов. В носовой части судна, ниже ватерлинии, размещался прекрасный кинозал на 250 зрителей, а под ним - хорошо оборудованный спортзал. Имелось три плавательных бассейна, салоны отдыха, даже бильярдная. Все эти блага от корабелов Ленинграда были вполне оправданными. Корабль уходил в 6 - 7-ми месячные рейсы для работы на разных морских широтах. Экипаж и членов научной экспедиции постоянно сопровождали тяжёлые физические и психологические нагрузки. Особенно донимала частая смена времени работы, в течение рейса оно трижды сдвигалось в ночь и обратно. Случалось, в текущие сутки, из-за перерывов в управлении полётами, на работу выходили дважды. Часто общее время работы превышало 10 часов.

С 1977 по 1979 годы в состав Морского космического флота вошло ещё четыре новых телеметрических судна, на бортах которых были начертаны имена героев-космонавтов: "Космонавт Владислав Волков" , "Космонавт Павел Беляев ", "Космонавт Георгий Добровольский " и "Космонавт Виктор Пацаев" .

К 1979 году Морской космический флот состоял из одиннадцати специализированных судов, комфортабельных, хорошо оснащённых современной аппаратурой исключительно отечественного производства. Корабли Морского космического флота принимали непосредственное участие в управлении полётами всех советских орбитальных станций. Без МКФ не обходилась ни одна посадка пилотируемых кораблей, ни один старт с промежуточных орбит в сторону планет Солнечной системы. Нужно особо отметить, что за всю историю его существования не было ни единого срыва в сеансах управления.

Славная история МКФ закончилась вместе с развалом СССР. Официально корабли “Космонавт Юрий Гагарин ”, “Космонавт Владимир Комаров”, “Академик Сергей Королев ” принадлежали Академии Наук СССР, а на обслуживании находились в Черноморском морском пароходстве. С образованием СНГ эти организации остались в разных странах. Ввиду бюрократической неразберихи появились частые неплатежи с обеих сторон. Черноморское морское пароходство, несмотря на тяжелые времена, пыталось сохранить суда “Космонавт Юрий Гагарин” и “Академик Сергей Королев” (”Космонавт Владимир Комаров ” был передан в Балтийское пароходство). Но, в конце концов, корабли оказались на рейде возле порта Южный, без должного присмотра. Из лабораторий исчезала аппаратура, все потихоньку ржавело и приходило в негодность. В 1996 году корабли уже ни на что не годились.

Фонд государственного имущества Украины принял решение продать их, австрийской фирме “Зюйд Меркур” по цене 170 долларов США за тонну. Уникальнейшее судно равного которому не было и нет до сих пор в мире, настоящий гимн научному гению советского человека пошёл с молотка по цене металлолома.

Так бесславно и печально закончилась история кораблей, которыми когда-то восхищался весь мир. Новой, независимой Украине не нужен был космос, а значит и Морской Космический Флот. Да и, откровенно говоря, содержание такого корабля как "Космонаавт Юрий Гагарин" не по карману украинскому государству. Как в финансовом плане, так и в научном. Мы вряд ли смогли бы набрать достаточное количество учёных и технических специалистов хотя бы на один рейс. В современной Украине некогда мечтать о звёздах, слишком много сил уходит на борьбу за выживание.

Но хочется верить что всё вернётся. И космические корабли с красными звёздами на борту снова стартуют с Байконура и понесут советских людей в неизведанное. А связь с ними будет держать отстроенный заново корабль "Космонавт Юрий Гагарин".


Mорской космический флот - большой отряд советских экспедиционных судов и военных кораблей, принимавший непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, обеспечении летно-конструкторских испытаний космических аппаратов, управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, запускаемых с советских полигонов. Суда Морского космического флота участвовали в ряде работ по международным космическим программам.

Идея создания морских измерительных пунктов была высказана академиком С.П. Королевым после успешного запуска первого искусственного спутника Земли, когда его ОКБ-1 приступило к практическому воплощению в жизнь программы полетов человека в Космос.

Судно "Академик Сергей Королев"

Научно-исследовательское судно проекта 1908 Академии наук СССР, построено на Черноморском Судостроительном Заводе в Николаеве в 1970 году. Государственный флаг СССР был поднят 26 декабря 1970 года. По своему уровню оснащения относится к универсальным судам космического флота.

Основное назначение судна: обеспечение оперативного управления космическими аппаратами (измерение параметров траектории движения, прием и обработка телеметрической информации и передача командной информации, обеспечение связи с космонавтами) за пределами зоны радиовидимости наземного автоматизированного комплекса управления, проведение исследования верхних слоев атмосферы и космического пространства. Основной район работы - Атлантический океан.


Судно "Космонавт Владимир Комаров"

Научно-исследовательское судно академии наук СССР, предназначено для обеспечения оперативного управления космическими аппаратами, измерение дальности и радиальной скорости космических объектов, приема телеметрической и научной информации, передачи командной информации, ведения переговоров с космонавтами. Основной район работы - Атлантический океан.

Бывший танкер проекта 595 - «Геническ», переоборудованный на Херсонском судостроительном заводе. В январе 1967 года, судно было пришвартовано к стенам Балтийского завода в Ленинграде, где в апреле месяце ему было присвоено новое название в честь недавно погибшего на космическом корабле «Союз-1», лётчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова. Всего на доработку судна отводилось полгода.


Судно "Космонавт Владислав Волков"

Научно-исследовательское судно, предназначенное для сбора телеметрической информации с космических аппаратов, запускавшихся в СССР, а также обеспечения связи наземных пунктов управления полётами с экипажами космических кораблей и станций. Названо в честь космонавта Владислава Николаевича Волкова, погибшего во время полета КК «Союз-11».

Построено в 1977 году в Ленинграде, в составе серии из четырёх судов проекта «Селена-М», в которую вошли также «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Основой проекта стал лесовоз «Енисейлес» проекта 596 1964 года постройки (заводской №803), который, однако был полностью переработан (неизменными остались лишь корпуса и главные энергетические установки). Главный конструктор Б. П. Ардашев. Первый рейс состоялся 18 октября 1977 года.


Судно "Космонавт Георгий Добровольский"

Теплоход, научно-исследовательское судно СКИ ОМЭР АН СССР (Службы Космических Исследований Отдела Морских Экспедиционных Работ Академии Наук СССР).

В задачи экспедиционных рейсов судна входил сбор телеметрической информации с космических аппаратов, запускавшихся в СССР, а также обеспечение связи наземных пунктов управления полётами с экипажами космических кораблей и станций.

Судно выполняло многочисленные работы по т. н. «второму старту» (выводу с промежуточной орбиты на заданную) спутников связи «Радуга», «Горизонт» и т. п., а также всевозможных разведывательных спутников и навигационных спутников ГЛОНАСС.


Судно "Космонавт Юрий Гагарин"

Научно-исследовательское судно, предназначенное для управления космическими аппаратами, для выполнения траекторных и телеметрических измерений, для поддержания связи наземных пунктов управления полётами с экипажами космических кораблей и станций. Крупнейшее и мощнейшее судно в своём классе. Названо в честь Юрия Алексеевича Гагарина. Построено в 1971 году в Ленинграде на базе танкера проекта 1552.


Судно "Космонавт Виктор Пацаев"

Судно построено в 1968 году на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова как лесовоз «Семён Косинов». Там же в 1978 году было перестроено и переоборудовано в научно-исследовательское судно. Названо в честь лётчика-космонавта Виктора Пацаева. Главный конструктор Б. П. Ардашев.

В настоящее время находится в Музее Мирового океана в Калининграде. Основными задачами судна являлись приём и анализ телеметрических данных и обеспечение радиосвязи между космическими аппаратами и Центром управления полётами.

О Морском космическом флоте СССР многие прочитают впервые. Он давно распродан и отправлен в утиль, как почти вся космическая гордость нашей страны, и память о великих научных судах, обеспечивавших советскую космонавтику, постепенно...

О Морском космическом флоте СССР многие прочитают впервые. Он давно распродан и отправлен в утиль, как почти вся космическая гордость нашей страны, и память о великих научных судах, обеспечивавших советскую космонавтику, постепенно стерлась из истории звездной гонки, а уникальные корабли превратились в корабли-призраки.

Целый отряд экспедиционных судов обеспечивал испытания ракет, участвовал в управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, контролировал старты дальних космических аппаратов к планетам Солнечной системы. Начиная с первых шагов отечественной космонавтики до развала Советского Союза, Морской космический флот не сорвал ни одного задания.

Тара для моряков…

Для управления полетом космических аппаратов (КА) был создан командно-измерительный комплекс, включающий в себя Центр управления полетами (ЦУП) и большую сеть наземных измерительных пунктов (НИПов). Но для обеспечения хорошей связи космических аппаратов с Землей в любое время суток территории страны было недостаточно. После запуска первого искусственного спутника Земли расчеты баллистиков показали, что из 16 витков, которые делает за сутки космический аппарат, 6 проходят над океанами. Их называли «глухие точки», с территории СССР они были «невидимы», а значит, полет проходил вслепую, без возможности управления. У нас не имелось островов и баз в другом полушарии, для того чтобы оборудовать там НИПы. Решением проблемы стали научные суда, способные обеспечить связь Земли с космосом почти в любой точке океана. Впоследствии благодаря использованию космического флота все 6 труднодоступных витков стали видимы.

Рождение космического флота - 1960 год. По планам С.П. Королева в октябре этого года должны были состояться первые пуски дальних космических аппаратов к Венере и Марсу. По его инициативе в срочном порядке телеметрической аппаратурой оборудуют три судна-сухогруза «Долинск», «Краснодар» и «Ворошилов» (позднее переименован в «Ильичевск»). 1 августа «Краснодар» и «Ворошилов» из Одессы, а затем «Долинск» из Ленинграда выходят в Атлантику для обеспечения контроля вторых стартов (когда с первой космической скорости объект разгоняется до второй, чтобы лететь к дальним планетам). В 1961 году все три судна работали по первому пилотируемому полету вокруг Земли.

Каждое из судов было оснащено двумя комплектами радиотелеметрических станций «Трал», способных принимать и регистрировать десятки параметров с бортов космических объектов, - вспоминает Василий Васильевич Быструшкин (ветеран Великой Отечественной войны. В 1961 году - начальник экспедиции плавучего телеметрического пункта в Атлантике, оборудованного на теплоходе «Краснодар». Непосредственный участник обеспечения полета Гагарина, главный представитель заказчика по строительству специализированных судов Морского космического флота; лауреат Государственной премии СССР). - До того времени эти станции изготавливались только в автомобильном варианте, а для морских условий их не успевали доработать по срокам. Поэтому автомобильные кузова с размещенной в них аппаратурой, но, разумеется, без шасси, опускали в трюмы теплоходов и крепили там по-морскому. Суда получили координаты рабочих точек в акватории Гвинейского залива Атлантики и должны были отследить работу бортовых систем на участке посадки. «Краснодар», на котором я был начальником экспедиции, назначался главным в составе комплекса, так как на его борту были наиболее опытные специалисты. Южнее по трассе, в полутора тысячах километров, получил рабочую точку теплоход «Ильичевск». Точка работы «Ильичевска» позволяла ему первым зафиксировать прием телеметрии, если бы вдруг на борту программа посадки включилась с опережением. Теплоход «Долинск» занял свое рабочее место севернее острова Фернандо-По (вблизи Камеруна). Его зона радиовидимости позволяла зафиксировать работу бортовой телеметрии в случае задержки времени включения тормозной двигательной установки (ТДУ). Такая расстановка судов позволяла с запасом по времени вести прием телеметрии от начала включения системы бортовой ориентации до конца работы ТДУ при входе космического корабля в плотные слои атмосферы. До 12 апреля проходили ежедневные тренировки операторов, и только антенные устройства станций «Трал» в связи с требованиями режима секретности продолжали оставаться в разобранном виде зачехленными брезентом. Погода в районе работы в этот день (12 апреля) не отличалась от других дней года на экваторе, яркий солнечный день, штиль. Судно медленным ходом идет курсом на юго-запад, антенны выставлены по целеуказаниям. Через час после старта с «Востока» приняли устойчивый сигнал. Система ориентации космического корабля (КК) на посадку работала нормально. Операторы станции «Трал» точно зафиксировали продолжительность работы тормозной двигательной установки. Телеграммы оперативных донесений срочно переданы в Москву, через две-три минуты от начала приема телеметрии они были в ЦУПе. Посадка «Востока» проходила по заданной программе, и из наших донесений было видно: корабль должен приземлиться в расчетной точке. Но в душном трюме судна еще долго кипела работа: в фотолаборатории продолжали проявку многометровых отрезков кинопленки. Еще сырую, не высохшую до конца ленту дешифровщики просматривали на столах, анализировали параметры работы бортовых систем корабля для передачи в ЦУП второго потока телеметрических измерений. На судне царила атмосфера радости и гордости за новый успех в освоении космоса. Первый помощник капитана к этому моменту успел вывесить огромный транспарант: «Да здравствует первый в мире космонавт Юрий Гагарин!» - и торжественно провел импровизированный митинг.

В условиях секретности и гонки за первенство в космосе суда МКФ выходили в рейсы под флагом Совтрансфлота с легендой «снабжения тарой советских рыболовных судов». Это вызывало подозрения у властей иностранных портов, куда экспедиции заходили для пополнения запасов воды, продуктов и топлива. Возникали острые ситуации, наши «космические» суда нередко захватывали в море, в портах. Официально нигде не говорилось, что они научные, что занимаются измерениями, и это могло привести к серьезным проблемам. Поэтому в 1967 году в сообщении ТАСС наши суда были объявлены принадлежащими Академии наук и стали выходить под вымпелами академического флота. Теперь их заходы в иностранные порты оформлялись через МИД.

Именно в 1967 году появились и первые специализированные суда Морского космического флота: плавучий командно-измерительный комплекс, научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Владимир Комаров» и четыре телеметрических пункта - НИС «Боровичи», «Невель», «Кегостров», «Моржовец». Все построены и оборудованы в Ленинграде в связи с расширением программ лунных исследований, в том числе облета Луны советскими космонавтами. Мы уже участвовали в лунной гонке, хотелось быть первыми и здесь.

Гиганты

Под вторую программу лунных исследований (высадка советских космонавтов на Луну) в 1970 году в строй космического флота вошло судно, внешне похожее на пассажирский лайнер. Это было НИС «Академик Сергей Королев», 180-метровое судно с водоизмещением 22 тыс тонн и энергетической установкой мощностью 12 000 л.с. Судно имело неограниченный район плавания. Вскоре появился и второй великий корабль науки, признанный флагманом космического флота СССР, самое крупное в мире научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин». Его построили на Балтийском заводе в Ленинграде в 1971 году. Это был настоящий плавучий центр управления полетом. Оба судна уникальные. Аппаратура, специально разработанная для них, не имела аналогов. Ее создали наши конструкторы на базе отечественной техники: сложные радиотехнические комплексы, способные выдавать необходимые команды на борт космических кораблей, принимать телеметрическую информацию о состоянии бортовых систем, вести радиопереговоры с космонавтами и многое другое. На борту каждого судна находились экспедиция и экипаж. Экспедиция - те, кто управлял полетом, обеспечивал сеансы связи (инженеры и техники), а экипаж - обслуживающий персонал: судоводители, капитан и помощники-штурманы, палубная команда, машинное отделение. Суда выходили в рейсы на 6-7 месяцев, иногда больше. Например, третий рейс «Королева» составил 9,5 месяцев. Суда космической службы отличались удивительной архитектурой. Белоснежные, с ажурными антеннами, некоторые колоссальных размеров, они стали ярким символом нарастающей космической мощи СССР. Одни только зеркала антенн «Космонавта Юрия Гагарина» в 25 метров или 18-метровые шары радиопрозрачных укрытий антенн на «Космонавте Владимире Комарове» поражали поистине космическими масштабами. Суда МКФ имели прекрасные мореходные качества, они работали во всех районах Мирового океана, в любое время года и в любую погоду. «Космонавт Юрий Гагарин», скажем, мог без захода в порт проделать 20 тыс миль - это почти кругосветное путешествие. С 1977 по 1979 год флот пополнился еще четырьмя телеметрическими суднами: «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». К 1979 году МКФ состоял из 11 специализированных судов, которые участвовали в управлении пилотируемых полетов, проведении стыковок и расстыковок космических кораблей над океаном. Без них не обходилась ни одна посадка пилотируемых кораблей и старты к дальним планетам.

Пожиратель кораблей

Основной точкой работы крупных судов космического флота была зона у восточного побережья Канады, неподалеку от коварного острова Сейбл. Едва различимый в утреннем тумане небольшой островок, имеющий странность - менять свои размеры и координаты, многие годы двигается по океану, словно одушевленный. Медленно, но угрожающе остров ползет в сторону Атлантики, сдвигаясь в среднем на 230 метров в год. Зимой здесь почти не утихает шторм, а летом вечно висит густой туман. Сотканный из зыбучего песка, остров веками захватывал и затягивал судна в свои дюны, за что был прозван «пожирателем кораблей» и «кладбищем Северной Атлантики». Именно здесь, у острова с дурной славой, и стояли наши «комаровцы», «королевцы» и «гагаринцы», сменяя друг друга, дежуря на «невидимых» витках.

Морская звезда

«Космонавт Юрий Гагарин» поразителен даже на фотографиях. Он был вдвое больше «Титаника» Водоизмещение судна 45 тыс тонн (для сравнения: «Титаник» имел водоизмещение 28 тыс тонн). Судно 232 метра в длину, в высоту - 64. Ширина палубы составляла около 30 метров. Над ней возвышались четыре параболические антенны, две из которых диаметром 25,5 метра, вместе с фундаментами общий вес их составлял около 1000 тонн. Уникальные антенны вращались в трех плоскостях. Одиннадцатипалубный турбоход с энергетической установкой 19 000 л.с. имел скорость хода 18 узлов. Несмотря на высокую мощность передатчиков дальней космической связи, лучи антенн были очень «тонкие» и нужно было точно держать наведение на объект в условиях качки. Благодаря многофункциональному радиотехническому комплексу «Фотон» судно могло работать одновременно с двумя космическими объектами. Для связи НИС и космонавтов с Москвой использовались спутники-ретрансляторы «Молния», таким образом, полный обмен всей информацией шел в реальном времени. На судне располагалось 1500 помещений общей площадью 20 000 кв. метров. Чтобы обойти их все, потребовалось бы двое суток. Здесь было оборудовано более сотни лабораторий. Общая численность команды на борту достигала 330 человек. «В отличие от первенцев космического флота, на «Гагарине» были созданы все необходимые условия комфорта, - рассказывает ветеран МКФ Анатолий Капитанов. - В носовой части флагмана расположили современный (для тех лет) кинозал на 250 зрителей, а под ним - спортзал. Здесь было три бассейна, зоны отдыха с бильярдной. Мощность корабельных кондиционеров в три раза превышала установленную в Кремлевском дворце съездов систему кондиционирования. Все эти блага от ленинградских корабелов были вполне оправданными. Мы выходили в 6-7- месячные рейсы для работы на разных морских широтах. Нас сопровождали тяжелые физические и психологические нагрузки. Особенно донимала частая смена времени работы, в течение рейса оно трижды сдвигалось в ночь и обратно. Бывало, за сутки из-за перерывов в управлении полетами на работу выходили дважды. Часто общее время работы превышало 10 часов. Хорошо, конечно, что, в отличие от наземного образа жизни, не нужно «ехать» на работу на транспорте, беспокоиться о каких-то покупках, все было по распорядку и бесплатно».

Кораблекрушение

1996 год. В Одессе, в порту Южный одиноко стоял у причала необыкновенный корабль. На боку его виднелось странное имя «АГАР», не говорящее ничего тем, кто впервые увидал стального гиганта, прибывшего откуда-то из великого прошлого. Это был наш флагман, лучшее научное судно страны и, пожалуй, мира. Как оно попало сюда? В 1991 году «Космонавта Юрия Гагарина» покинула его основная экспедиция. После распада Союза, сокращения космических программ космонавтика переживала тяжелейшее время - она оказалась не у дел. Один из главных символов космической флотилии НИС «Гагарин» теперь представляло собой страшное зрелище: проржавевший, оскверненный вандалами, замусоренный и разграбленный. Морской космический флот был полностью расформирован в 1995 году. В 1991 году «Гагарина» приватизировала Украина, и вскоре титан оказался не по карману Черноморскому пароходству. До сих пор неизвестно, что стало с судовой библиотекой и музеем, куда пропал портрет Ю. Гагарина, подаренный экипажу Анной Тимофеевной Гагариной. В 1996 году «Космонавт Юрий Гагарин» был продан по цене 170 долларов за тонну. Стыдно было продавать научную гордость на металлолом, поэтому название судна замазали краской, оставив только буквы «АГАР». «Космонавт Юрий Гагарин», совершивший 22 экспедиционных рейса, отправился в последний путь, в Индию. Там, в порту Аланг, в считанные дни его разрезали на большие, бесформенные куски. Возможно, этот металл еще вернется к нам виде кастрюль или сувенирных значков, или в форме других кораблей, но об этом уже никто не узнает. На сегодняшний день от всего МКФ осталось только одно судно - «Космонавт Виктор Пацаев», оно стоит в порту Калининграда, у причала «Музея Мирового океана». Иногда оно привлекается к работам по МКС - проводит периодические сеансы связи. Но в море не выходит, стоит «на привязи».

Сегодня во многих странах мира есть морские суда, построенные для слежения за космосом. Несколько у США и Франции, постоянно расширяет космический флот Китай: у наших восточных соседей уже 5 специализированных судов, оснащенных системами для приема телеметрии и управления КК. Не имея большой сети НИПов и зарубежных баз, китайцы прекрасно понимают - для развития космонавтики им жизненно необходимы суда МКФ.

На протяжении 30 лет суда отечественного флота обеспечивали прием телеметрической информации и управление космическими аппаратами различного назначения. Дежурные смены научно-исследовательских судов участвовали в управлении спусками космических аппаратов с орбиты и их посадке, в работе космонавтов в открытом космосе, контроле включения разгонных блоков ракет-носителей... Сегодня осталось два корабля, которые по-прежнему несут космическую вахту: "Маршал Крылов" - на Тихоокеанском флоте, "Космонавт Виктор Пацаев" - в Музее Мирового океана в Калининграде.

Капитан 1 ранга В.Г. БЕЗБОРОДОВ - командир звездной флотилии с 1963 по 1983 год


Успешный пуск 21 августа 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) показал, что головная ее часть опустилась в заданном районе полуострова Камчатка, на востоке страны, на краю земли. А дальше был океан. После пуска стало очевидно, что последние ступени ракеты могут приводняться в акватории Тихого океана. Вот тогда Сергей Павлович Королев предложил специалистам НИИ-4 разработать методы и средства слежения за головными частями ракет на надводном участке траектории для определения времени и координат их приводнения. В 1960 г. была создана Атлантическая группа плавучих (корабельных) измерительных пунктов. Первоначально группа состояла из кораблей Черноморского пароходства "Краснодар", "Ильичевск" и корабля Балтийского пароходства "Долинск". Эти суда, находясь в Атлантике, на трассе спуска космического корабля "Восток", зафиксировали и передали в Центр время включения и выключения тормозного двигателя корабля и телеметрию о работе бортовой системы и самочувствии космонавта Юрия Гагарина.

В 1962 г. в связи с "лунной" и другими программами изучения дальнего космоса, запусками новых пилотируемых космических кораблей в строй вступило еще одно судно – танкер "Аксай". Суда несли непрерывную вахту до 1965 г., обеспечивая запуски пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций. В 1965 – 1966 гг. корабли "Краснодар" и "Ильичевск" были заменены судами "Бежица" и "Ристна". Командирами судов назначались офицеры В. Бонах, Ю. Дулин, В. Журин, А. Минкин, Г. Самохин, В. Феоктистов, А. Щеглов, В. Никифоров, А. Косыгин, С. Масенков, А. Масленников, С. Прусаков.

После первых удачных работ в море С.П. Королев принял решение о создании "космического флота", который обеспечивал бы выполнение задач космическими аппаратами. На протяжении 20 лет им командовал капитан 1 ранга В.Г. Безбородов. Как сегодня вспоминает Виталий Георгиевич, история создания первых кораблей была окутана тайной: они ходили в море под флагами торговых судов. Хотя реально потенциальный противник знал, чем на самом деле занимаются эти корабли, поэтому их маршруты иногда отслеживали с воздуха.

25 ноября 1966 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об увеличении количества судов плавучего радиотелеметрического комплекса Министерства обороны СССР". На Балтийском судостроительном заводе теплоход "Геничевск" был переоборудован в плавучий контрольно-измерительный пункт – научно-испытательное судно "Космонавт Владимир Комаров". На Выборгском судостроительном заводе теплоходы "Кегостров" и "Моржовец" были переоборудованы в телеметрические суда-измерители с комплексом технических средств. На верфях Ленинградского судостроительного завода теплоходы "Невель" и "Боровичи" также были переоборудованы в радиотелеметрические корабли. В марте – июне 1967 г. эти плавучие суда были приняты в эксплуатацию. В прессе они именовались научно-исследовательскими судами АН СССР, поэтому на кораблях был поднят вымпел Академии наук СССР. Принадлежность к Академии наук СССР была одной из особенностей службы офицеров ОМ КИК и накладывала на каждого сотрудника экспедиций повышенную ответственность. Командирами судов в разные годы были Н. Буров, М. Власов, С. Прусаков, В. Рассодин, Б. Самойлов, С. Серпиков, А. Супонов, Н. Жарков, В. Ключников, А. Масленников, А. Самойленко, А. Выдранков, А. Москалец, В. Никифоров, Н. Ремнев, В. Чуднов, А. Щеглов.

В 1968 г. вступили в строй еще два корабельных измерительных комплекса – "Академик Сергей Королев" и "Космонавт Юрий Гагарин". По словам Виталия Безбородова, судно "Космонавт Юрий Гагарин" было уникально. Оно имело водоизмещение 45 тысяч тонн и было одним из самых больших в мире кораблей.

Этим судам предстояло стать украшением всего морского космического флота, его флагманами. Они могли находиться в автономном плавании, не заходя в порты, до 11 месяцев и управлять полетами любых космических аппаратов.

Научно-исследовательские суда составляли особый класс океанских судов. Они были оснащены передовыми по тем временам радиотехническими системами. Достижению больших дальностей радиосвязи способствовали остронаправленные приемные и передающие антенны (25-метровые зеркала "Космонавта Юрия Гагарина", 18-метровые белоснежные шары на "Космонавте Владимире Комарове"). Значительно выросло число лабораторий, численность экспедиции составляла 180-200 человек. Сотрудники экспедиции и экипажа размещались в одноместных и двухместных каютах с душем и системой кондиционирования воздуха. На судах были салоны отдыха, спортзалы и плавательные бассейны, библиотеки и кинозалы. Медицинский блок состоял из операционной, лазарета, амбулатории, рентгеновского, физиотерапевтического и зубоврачебного кабинетов. В экспедициях создавался работоспособный, сплоченный коллектив. Это было особенно важно в связи с тем, что на судах работали смешанные экипажи, подчиненные пароходству и экспедиции АН СССР.

Несмотря на космические задачи, офицерам ОМ КИК приходилось работать в экстремальных условиях морской стихии. Так, 20 декабря 1977 г. "Космонавт Юрий Гагарин" (КЮГ) должен был передавать команды ЦУПа на борт орбитальной станции "Салют-6" для обеспечения работы космонавтов Ю. Романенко и Г. Гречко в открытом космосе. Но в это время разбушевался шторм, который вскоре превратился в ураган. Тысячетонную громадину-лайнер бросало как щепку. Нелегко было испытателям и ученым. В лабораториях и аппаратных залах закрепили все, что можно было закрепить. Но необходимо было еще и следить, что делается на палубах и платформах, не повреждены ли антенны. Их зеркала, по инструкции, должны немедленно стопориться при порыве ветра 20 м/с, а синоптики сообщили: "40 м/с. Ураганный ветер". Центр предложил КЮГ "выключиться" на время урагана, но уверенные в технике и себе испытатели отказались от предложения, не отступили перед стихией и выстояли, проявив выдержку, самоотверженность и сугубо испытательскую смекалку. Задачи управления по "Салюту-6" были выполнены.

В 1969 г. для руководства и управления "Морским космическим флотом" в Москве была создана "Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР", которым руководил доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза И.Д. Папанин – бывший начальник первой полярной станции "Северный полюс-1". Войсковая часть, в состав которой вошли научно-исследовательские судна, получила наименование – Девятый отдельный морской командно-измерительный комплекс (ОМ КИК). Формально она подчинялась Академии наук, хотя официально принадлежала Ракетным войскам стратегического назначения.

В 1974-1978 гг. были построены и вошли в состав морского командно-измерительного комплекса суда: "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Георгий Добровольский", "Космонавт Виктор Пацаев". Общее количество новейших научно-исследовательских судов достигло одиннадцати.

К концу 70-х годов впервые было заявлено через средства массовой информации, что в Советском Союзе есть морская флотилия, которая выполняет космическую программу. Отдельному морскому измерительному комплексу пришлось работать во всех океанах, которые есть на земном шаре. Но основной район работы по пилотируемым объектам – Атлантический океан. По военным спутникам работали в основном в акватории Индийского океана. Поскольку эти корабли плавали под флагом Академии наук, то имели право заходить в любые порты мира, где они пополняли запасы продовольствия и пресной воды.

За время своего существования научно-исследовательскими судами 9-го ОМ КИК было выполнено большое количество сложных задач по управлению различными космическими аппаратами. Корабельные измерительные пункты осуществляли в океанах контроль за выполнением ответственных операций: стыковка кораблей типа "Союз", "Прогресс" с орбитальными станциями "Салют" и "Мир". Дежурные смены научно-исследовательских судов участвовали в управлении спуском космических аппаратов с орбиты и посадкой, в работе космонавтов в открытом космосе, контроле включения разгонных ступеней ракет-носителей при запусках стационарных спутников и спутников с высокоэллиптическими орбитами. Контролировали работу двигателей разгонных ступеней при переводе межпланетных станций "Марс", "Венера", "Вега", "Вега-1", "Вега-2" и "Фобос" с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию. Во время первого полета орбитального корабля многоразового использования "Буран" 15 ноября 1988 г. телеметрический контроль выполняли три корабля: "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Владислав Волков" и "Космонавт Георгий Добровольский". Экспедиции 9-го ОМ КИК принимали участие во всех важнейших технических экспериментах по освоению космического пространства автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами и орбитальными станциями. Корабли звездной флотилии несли свою службу в океане до начала девяностых годов. С 1963 по 1995 г. начальниками морского КИК были В. Безбородов, В. Феоктистов, С. Серпиков и С. Монаков.

Судьба, входившего в состав КИКа Отдельного морского командно-измерительного комплекса сложилась драматично. В 1989-1990 гг. были выведены из эксплуатации пять его КИПов (Контрольно-измерительных пунктов) – "Космонавт Владимир Комаров", "Кегостров", "Моржовец", "Боровичи" и "Невель", поскольку их технические средства выработали свой ресурс и морально устарели. Морские КИПы "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королев", приписанные к Одесскому порту, стали собственностью Украины. Впоследствии уникальные научно-исследовательские суда там были варварски разграблены и проданы за бесценок на металлолом: по 170 долларов за тонну!


Флагман научного флота "Космонавт Юрий Гагарин"


Морские пункты "Космонавт Владимир Волков", "Космонавт Георгий Добровольский", "Космонавт Павел Беляев" и "Космонавт Виктор Пацаев", начиная с 1992 года и до середины 1993 года, по назначению не использовались. В марте-июне 1994 года эти четыре морских КИПа, совершив свои последние рейсы, были списаны.

Виталий Георгиевич Безбородов сегодня с болью вспоминает, как ветераны убеждали руководство нашей страны о необходимости сохранения уникальных судов и создания на их базе музея, который рассказывал бы об отечественных судостроителях и истории российского флота. Но их просьбы не были услышаны.

Удалось спасти только научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев". С 1979 по 1994 год судно совершило 14 рейсов в Центральной и Южной Атлантике. Обеспечивало связь с экипажами орбитальной станции "Мир", космическими аппаратами "Союз", "Прогресс", "Молния", а также выполняло работы по космическому комплексу "Энергия-Буран". В 2000 году судно пришло из Санкт-Петербурга в Калининград, где с 2001 года ошвартовано у причала Музея Мирового океана на Набережной исторического флота.

Сегодня ветеран космической флотилии выполняет роль пункта командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления спутниками и межпланетными станциями, для приема и обработки информации и установки двусторонней связи с космонавтами. Судно оснащено универсальной телеметрической системой, состоящей из параболической зеркальной антенной аппаратуры приема, пеленгации, преобразования и регистрации научной информации. В 2006-2008 годах на судне провели опытно-конструкторские работы по модернизации радиотехнического комплекса, проложили оптико-волоконную линию связи, соединившую судно с Центром управления полетами в подмосковном Королеве. Представитель судовладельца – ФГУП "НПО измерительной техники" – начальник отдела эксплуатации, модернизации и применения судна "Космонавт Виктор Пацаев" Татьяна Комарова рассказала, что в прошлом году "Виктор Пацаев" провел 381 сеанс управления космическими объектами и количество сеансов связи будет наращиваться. В 2008 году субсидии на содержание последнего судна космической флотилии составляли 11 млн. рублей, в 2009 году – всего 6 млн. рублей, что вызвало значительное сокращение штата корабля и осложнило его содержание. Но, по словам Татьяны Владимировны, появилась реальная надежда на то, что в 2010 году финансирование судна и его штат будут не только восстановлены, но и увеличены. Все это свидетельствует о том, что научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" еще послужит российской космонавтике по своему прямому предназначению.

Сегодня основную часть задач морской флотилии выполняет научно-исследовательское судно "Маршал Крылов" – единственное в своем классе выполняющее задачи по обеспечению летно-конструкторских испытаний и обработке новых образцов ракетно-космической техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей и др.) Это самый большой корабль Тихоокеанского флота.

Память же об Отдельном морском командно-измерительном комплексе сохраняется ветеранами в музее Морского космического флота, где собраны фотографии всех кораблей космической флотилии и их командиров, оперативные формуляры, спасенные членами экипажа во время уничтожения кораблей, подарки, привезенные из всех портов мира, вымпел Академии наук СССР, под которым суда ходили в плавания, книги об истории космонавтики. Хранятся в музее телеграммы, свидетельствующие о постоянном взаимодействии экипажей космических кораблей и научно-исследовательских судов: "Дорогие друзья! Экипаж и экспедиция теплохода "Академик Королев" поздравляет вас с новосельем. Желаем вам успешного выполнения всей программы полета. Мы сделаем все зависящее от нас, чтобы способствовать успеху вашего полета. Искренне рады за вас. Гордимся вами". Ответ экипажа станции "Салют". "Большое спасибо всему экипажу. Гордимся тоже вами. Вы в такой трудной обстановке там работаете. Нам просто неудобно, что вы нас поздравляете. Мы выполним всю программу, которая на нас возложена, конечно, с вашей помощью. Добровольский. Пацаев. Волков. Экипаж космического корабля "Союз-11". 1971 год. До гибели экипажа оставалось несколько дней...

Музей этот, занимающий шесть залов на первом этаже обычной многоэтажки, на протяжении 10 лет пользуется большой популярностью и у профессионалов, и у молодого поколения, интересующегося уникальной историей звездной флотилии.


Top