Малые патриаршие 5 памятник. Патриаршие пруды

На Малой Бронной сносят историческую усадьбу Неклюдовой

На Малой Бронной сносят экскаваторами главный дом городской усадьбы Неклюдовой XIX века. Об этом The Village рассказали представители общественного движения «Архнадзор».

В «Архнадзоре» рассказали, что снос начался рано утром 6 мая. Отмечается, что здание отнесено к исторически ценным градоформирующим объектам и по закону не может подлежать сносу.

О сносе здания также рассказывает активистка Елена Ткач на своей странице в Facebook: «На Малой Бронной в режиме военной операции московские власти сносят особняк Неклюдовой. Перекрыты для движения Большая и Малая Бронные, около 70 боевиков стоят в оцеплении. Полиция задержала жителя, который своим автомобилем пытался перекрыть дорогу строительной технике. Такого беспредела не было даже при Лужкове».

Усадьба Неклюдовой. На этом месте построят панельный 40-этажный дом для растущей семьи Собянина

Она подчеркивает, что «это самое старое здание на Малой Бронной» и что «оно пережило пожар 1812 года». В здании находилась первая в Москве детская больница, потом в здании располагалась Народная консерватория Танеева.

В ноябре 2016 года власти Москвы оформили градостроительный план земельного участка, предусматривающий снос дома Неклюдовой и строительство на его месте, в близком соседстве с жилыми домами и детским садом, нового здания высотой 28 метров.

По данным организации, решение было принято, несмотря на отрицательное мнение Мосгорнаследия и Москомархитектуры по вопросу сноса исторического здания и нового строительства на этом месте.

UPD (14:52): The Village удалось получить комментарий очевидца сноса и архитектора Натальи Лагутиной. Она рассказала, что про снос было известно давно, но в этом году сменился собственник и«все закрутилось со страшной скоростью».

«Реконструкция усадьбы под руководством ООО „Лид Эстейт“ превратилась в снос усадьбы и постройку элитного клубного дома. 24 апреля 2017 года особняк „в тихую“ исключили из списка объектов охраны, - приказ Мосгорнаследия №257. Дальше во всех документах это здание уже фигурирует не как усадьба XIX века, которая пережила пожар 1812 года, а как здание 1969 года постройки, подлежащее реновации», - пояснила Лагутина.


Был роскошный особняк, а нынче - собянинская разруха.

Она отметила, что сам фасад XIX века пока еще можно сохранить. По ее словам, «можно построить на месте здание, вписывающееся в существующую застройку, - то есть, не выше 16 метров». «Сейчас же хотят построить дом высотой 33 метра, что, на мой взгляд, полностью нарушит исторический облик Малой Бронной и Патриарших прудов», - заявила архитектор.

Мистические и загадочные Патриаршие пруды стали объектом нашей новой статьи. С одной стороны, это легендарное место, благодаря стараниям Михаила Афанасьевича Булгакова. С другой – место обитания самой дорогой жилплощади в Москве. С третьей – здесь располагается единственный в России дорожный знак, установленный самими жителями района, и предупреждающий о том, что здесь опасно разговаривать с незнакомцами. Но дело даже не в этом. Патриаршие пруды, а точнее один пруд, это Москва наизнанку, не шумная, удивлённая, прогулочная. О ней и поговорим.











История Патриарших прудов в Москве

Конечно же, Патриарших прудов было несколько. Если точнее, то три. История их интересна, хотя ничего необычного в ней нет. Сначала здесь были болота. Неприятные, непролазные дебри, считавшиеся дальними окраинами. Сюда практически никто не забредал, хотя совсем рядом располагался важный сельскохозяйственный объект – Козий двор, настолько знатный, что шерсть с него уходила не куда-нибудь, а прямо ко двору. Сегодня в это сложно поверить, но Козье болото, которое потом и стало прудами, просуществовало здесь аж до XVII века.

В лихие годы Смуты эту землю облюбовал Патриарх Гермоген, личность по-своему удивительная. Сегодня он известен православному большинству лишь как один из великого сонма русских святых, и мало кто знает, что Гермоген был ещё и широко известным общественным деятелем, серьёзно влиявшим на жизнь простого и не совсем простого народа. Московским Патриархом он стал в 1606 году, тогда ему было уже за 70. Этот исторический персонаж, пожалуй, придётся по душе как патриотам, так и либералам. Первым – потому что призывал бороться с поляками всеми средствами, вытравливая их из Кремля, вторым – потому что, кажется, чуть ли не впервые в истории царства предложил провести выборы и посадить на престол того, за кого проголосует народ! Был в его жизни и момент, когда он почти согласился признать поляка царём, правда, лишь при условии его крещения и вывода войск из Москвы, но Владислав Сигизмундович отказался от такого предложения. В результате, незадолго до выдворения поляков из Кремля, Гермоген скончался в темнице от голода. Считается, что и из застенков Патриарх рассылал по всей стране гонцов, чтобы те подстрекали народ русский на восстание. Вот такая история.

Так вот, в бытность свою Патриархом Московским, Гермоген присмотрел себе эти не слишком прекрасные места и основал здесь Патриаршую Слободу. Она постоянно расширялась и богатела, и однажды властителям дум пришла идея разводить рыбу к столу духовных особ. Так из Козьего болота сделали три пруда. Возможно, вы знаете, что неподалёку располагается теперь Трёхпрудный переулок, получивший название именно в честь этих трёх промысловых водоёмов. На Трёхпрудном находятся знаменитые объекты культурного наследия - Здание Товарищества Скоропечатни Левенсона, Доходные дома А. А. Волоцкой (здесь нашли приют театры Практика и Театр.doc), а также ещё несколько исторических строений, среди которых и дом, архитектором которого был Д. Д. Булгаков.

Патриаршие пруды во многом являются центром всей архитектурной картины района, хотя остался от них лишь один пруд – остальные были засыпаны. После того, как Патриархия была упразднена, Слободы тоже не стало, местность в очередной раз заболотилась и причиной всех бед стали именно бывшие рыбные водоёмы. Сегодня на их месте уже высятся здания разного времени постройки. Большая часть домов строилась в начале двадцатого века. К примеру, в 1912 году один дом здесь спроектировал и построил гениальный неоклассик Иван Владиславович Жолтовский. Между прочим, будучи известным модернистом, он стал одним из первых архитекторов, начавших работу над панельными домами. К моменту постройки особняка Тарасова маэстро уже являлся академиком и уважаемым теоретиком и практиком архитектуры.

Были ли Патриаршие пруды в Москве главным местом отдыха? По правде говоря, нет. Они изначально находились на отшибе, сначала были частными владениями, а потом – местом прогулок членов высшего общества и партийных работников. Стоит отметить, что в 1924 году они были переименованы в Пионерские пруды, но новое название популярностью не пользовалось. Вообще, нововведения в этих местах редко встречают с радостью. В 1976 году был установлен памятник Крылову. А вот ансамбль в честь героев Мастера и Маргариты местные жители видеть не захотели. Их протесты были услышаны, единственное, что напоминает о Булгакове здесь – знак, предупреждающий о том, что не стоит разговаривать с незнакомцами. Что ж, протест - вещь хорошая. Но вот от строительства огромного и, по-моему, уродливого жилого комплекса Патриарх никакой протест спасти не смог. Псевдоклассический гигант теперь высится над прудом, его видно откуда угодно, и кроме статуса самой дорогой жилплощади в Москве, никакими иными достоинствами он не обладает.

Памятники Патриарших прудов

Сегодня на берегах пруда можно найти несколько памятников. Самый масштабный – «Басни Крылова»: двенадцать панно, местами затёртых на счастье, и сам баснописец, довольно оглядывающий своё наследие. Неразумные влюблённые прилепили куда смогли замочки на счастье, так что аутентичность памятника сильно пострадала. Но всё же, это место очень любят как иностранцы, так и местные жители. Вообще, Крылов жил в Санкт-Петербурге, и выезжал из него крайне редко, поэтому такому огромному монументу можно только удивляться, учитывая отсутствие какого-либо памятника главному популяризатору Патриарших прудов в народе – Михаилу Булгакову. А памятника действительно нет.

Ещё в 1999 году был проведён конкурс на лучший проект монумента, но его забраковали местные жители. Смотря на горы мусора, появляющиеся даже несмотря на старания дворников, и маргинальную аудиторию, которой исполнен маленький парк, можно только жалеть, что граждане отказались от строительства памятника. Глядишь, чище было бы. Зато дорогой и пафосный Павильон, ресторан в одноимённом здании с лепниной и остатками первого павильона 38-го года, смотрится тут совсем не к месту. И эту его чуждость творящееся порой вокруг безобразие отлично подчёркивает.

Последний экспонат на Патриарших прудах в Москве – знак. Небольшой, забавный псевдоавтомобильный знак с надписью «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Единственный намёк на Мастера и Маргариту. А сколько великих людей вообще никак не упомянули? Патриаршие связаны с Цветаевой, которая родилась неподалёку, Дмитриевым, Маяковским. Этот район был прибежищем писателей и поэтов. Рядом жил Маяковский, останавливался Блок… Если каждому известному обитателю района поставить по памятнику, парк придётся расширять за счёт и без того узкой проезжей части.

В общем, если вам интересен дух старой Москвы, приезжайте сюда. Здесь он ещё остался.


Патриаршие пруды - общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в Центральном административном округе города Москвы на территории Пресненского района. Микрорайон находится вблизи Садового кольца между Малой Бронной улицей, Большим Патриаршим переулком, Малым Патриаршим переулком и Ермолаевским переулком.

Название «Патриаршие пруды» во множественном числе напоминает, что в этом месте был не один, а несколько прудов. Весь парковый комплекс занимает 2,2 гектара, из которых дорожкам и площадкам отведено 6323 м², а зелёным насаждениям - 7924 м². Площадь самого пруда на сегодняшний день составляет 0,0099 км², а его глубина достигает 2,5 метров.

1914 год.

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото (от которого получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни - Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха). В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы входили Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда.

Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трёх прудов Патриаршей слободы появилось название Трехпрудного переулка, в старину называвшегося «Три прудка». С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. В XIX-начале XX этот сквер назывался «Бульвар Патриаршего пруда»

Памятник архитектуры - Доходный дом А. И. Мозжухина. Построен в 1887 г..
Здание, выделяющееся белой отделкой на фоне обнаженного красного кирпича. Это было целое направление в архитектуре тех лет, ратовавшее за сохранение естественного цвета и фактуры кирпича.

Он же в 1967 году

Здесь в детские годы жила актриса А. Г. Коонен.

Небольшой трехэтажный дом, построенный в 1927 г. на месте дома купчихи Мозжухиной для кооператива "Квартирохозяин" по проекту Г. К. Олтаржевского. В нем долгие годы прожил артист и библиофил Н. П. Смирнов-Сокольский. Однако его полностью перестроили в конце 90-х, оставив только нетронутым фасад. Почему-то Росохранкультура не интересуется результатами данного "восстановления". Может потому что там проживает Павел Гусев, глав.ред. МК?

Доходный дом Вешнякова (1912)

А это самый омерзительный дом на патриарших типичный лужковский стиль "Патриарх"(говорят на его месте было кладбище). Главный вестибюль оформлял знаменитый французский декоратор и дизайнер Жак Гарсия, прославившийся оформлением парижской резиденции султана Брунея.

а до кладбища было вот так

«Дом со львами». Великолепный жилой дом, украшенный огромными львами, был построен по идее архитектора Жолтовского. А вот проектом к этому дому занимались архитекторы Гайгаров и Дзисько (малоизвестные и отнюдь не именитые). Глядя на него, удивляясь его прекрасным внешним видом (который напоминает старинный особняк), трудно представить, что он был возведен в конце Великой Отечественной войны. Дом был построен для высшего военного командования (отсюда и его название – «генеральский») по приказу Сталина.

Известный архитектор Ф. Новиков сказал, что это и есть "проявление ложной монументальности, подлинного мещанства в архитектуре". Он издалека выделяется не в меру крупными колоннами и львами, в прошлом столетии украшавшими чуть ли не каждую усадьбу, дворянскую или ту, которая хотела ею казаться. Однако этот дом построен не в прошлом веке, а в 1944 - 1945 гг. (архитекторы М. М. Дзисько и Н. И. Гайгаров) для генералов. Квартиры там состояли из таких комнат: передняя, холл, гостиная, кабинет, туалетная, коридор, детская, спальня, столовая, передняя перед кухней, комната домработницы, кухня, кладовая, уборная.

Удивляет отсутствие на этом доме мемориальных досок- а ведь какие люди в нем жили! Вот те, про кого удалось узнать: Вершинин, Константин Андреевич - главком ВВС, главный маршал авиации СССР Альгис Жюрайтис и Елена Образцова - их, надеюсь, представлять не нужно:) Малинин, Михаил Сергеевич- генерал армии Его жена Грекова, Надежда Григорьевна -Председатель Верховного совета БССР Шавров, Иван Егорович- генерал армии (?) Про остальных жильцов ничего не известно. В доме действительно 6 квартир, средней площадью около 200 квадратных метров.

Дом купца второй гильдии П.А. Николаева. Был построен им в 1900-е годы. В этом доме в 1901–03 гг. жил А.А. Горский (1871–1924) - выдающийся деятель русской хореографии, главный балетмейстер Большого театра. Во время Великой Отечественной войны дом устоял при бомбежках. В настоящее время дом жилой. На первом этаже квартира переоборудована в кафе.

Доходный дом (1910, арх. Э.-Р. К. Нирнзее). В 1930-х гг. здесь жил патологоанатом А. И. Абрикосов.

Дом с балконами-нишами.

Образец сталинского конструктивизма.
Девятиэтажный жилой дом постройки 1938 г. Архитектор В.Н. Владимиров.
Помимо оригинального тепло-желтого цвета, огромной арки и росписям, отличительная особенность строения – вдавленные внутрь балконы, переходный вариант от классических балконов к современных лоджиям. Мемориальная доска на здании гласит, что здесь жил авиаконструктор Н.Н. Поликарпов, создатель первых советских истребителей.

Однако москвовед Ю.А. Федосюк указывает на значительно более любопытную историю, связанную с этим домом. Ранее тут стоял небольшой домик, где жила пианистка Е. А. Бекман-Щербина. Ее муж - автор самой известной новогодней детской песенки "В лесу родилась елочка...", написанной для дочери на слова Р. А. Кудашевой. В 1905 г. Бекман-Щербина записала музыку, так как автор "был на тот счет неграмотным", и песенка обрела бессмертие. Автор слов до 1941 г. не знала о том, что ее слова положены на музыку.

А вот до него тут находился с 1905г. дом для профсоюз работников булочников.

Семиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом с выносными лифтовыми шахтами. Построен в 1934 году. Первоначально дом принадлежал ГУАП - Главному управлению авиапромышленности. Выносные лифтовые шахты были сделаны в 60-е годы 20 века. Сначала в части подъездов дома лифтов просто не было.


Top