Конспект урока на тему: «Положительные и отрицательные числа». Балалаева Е.Ю

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев


Аннотация
Статья посвящена компаративному анализу современных полиграфических и электронных учебных изданий. Большое внимание уделено исследованию новых специфических возможностей электронных пособий, описаны их преимущества и недостатки по сравнению с традиционными печатными.

POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF ELECTRONIC TEXTBOOKS

Balalajeva Olena Yurievna
National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kyiv


Abstract
Article is devoted to comparative analysis of modern printed and electronic textbooks. Much attention is paid to the study of new specific possibilities of electronic textbooks; their advantages and disadvantages compared to traditional books are described.

Подход к пониманию соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании эволюционировал с прогрессом в сфере информационных технологий. Первым этапом было снабжение книги ее электронной копией на дискете (1970-е гг.); следующим шагом стала идея о дополнении полиграфического учебника электронным продуктом, содержащим элементарные задания и контрольные вопросы в виде тестов (1980-е гг.).

Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий к началу XXI в. сформировались предпосылки современного понимания соотношения печатных и электронных изданий в образовательном процессе.

По наблюдениям В. Осадчего и С. Шарова, электронные и печатные учебники, несмотря на функциональные различия, имеют несколько точек пересечения, а именно: содержат учебный материал по определенной области знаний; соответствуют современному уровню науки и культуры; подаются систематически и целостно, т. е. являются целым завершенным произведением, состоят из многих элементов, которые имеют смысловые отношения и связи между собой.

Исследователи называют такие отличия электронного учебника от печатного:

Печатный учебник рассчитан на определенный начальный уровень подготовки студентов и предполагает конечный уровень обучения, а электронный – может содержать материал нескольких уровней сложности по конкретному учебному предмету;

Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном, что обеспечивается использованием графики, анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т. п.;

Электронные учебники по многим предметам можно разместить на одном компакт-диске или ином электронном носителе;

Электронный учебник обеспечивает многовариантность и разнообразие проверочных заданий и тестов, которые можно выполнять в интерактивном и учебном режимах с получением комментариев;

Электронный учебник является открытой системой – его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации;

Для обеспечения многофункциональности и учебной цели электронные учебники могут иметь различную структуру;

В электронном учебнике можно представить в динамике физические процессы, объекты, которые недоступны для непосредственного наблюдения или требуют для своего изучения уникальных материалов или дорогостоящего оборудования;

Электронные учебники поддерживают организацию контекстных подсказок, гиперссылок и т.д.;

Возможности компьютера позволят быстро провести сложные вычисления с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

Безусловной отличием электронного издания от традиционного является поисковая система, а также использование возможностей гипертекста для постепенного введения новых понятий и терминов .

Считается, что термин «электронный учебник» вошел в употребление вместе с реализацией на персональном компьютере идеи нелинейной организации информации – гипертекста.

Преимущества и недостатки электронных гипертекстовых систем по сравнению с печатными текстами рассматриваются в работе В. Агеева, Ю. Древса. Среди преимуществ исследователями названы следующие:

2) комментарии к тексту могут быть сделаны в самом тексте, не нарушая его целостности;

4) фрагменты текста могут быть организованы в любую структуру; на одном и том же множестве фрагментов можно сформировать несколько различных иерархических структур;

5) однажды пройденный маршрут легко запоминается и может быть автоматически пройден многократно, это равносильно тому, что читатель формирует свой личный текст;

6) настройка «навигатора» может выполняться не только читателем, но и учителем, и автоматической системой контроля знаний;

8) электронная форма представления текста позволяет автоматизировать процесс формирования массива ключевых слов путем автоматического компьютерного анализа текста;

9) возможность запоминания пройденных маршрутов позволяет создать регистрирующую систему, действующую в качестве обратной связи .

Вместе с тем, исследователи указывают и недостатки гипертекстовых систем: у пользователя теряется ориентация в большом информационном массиве, появляются дополнительные умственные нагрузки для выбора оптимального пути изучения материала.

Анализируя дидактический потенциал гипертекста, Е. Балыкина называет такие его возможности: гипертекст выступает как система коммуникаций, связывающая между собой теории, концепции, идеи, понятия, представления. Благодаря этому пользователь получает возможность доступа к «смежным» понятиям, текстам, теориям, что создает единое междисциплинарное «образовательное пространство». Гипертекст может возникать и как система взаимосвязей между мыслями в процессе мышления, создает «смысловое пространство». Это формирует принципиально новую технологию интеллектуальной деятельности, овладев которой, студент сможет значительно развить свое мышление .

А. и И. Башмаков считают, что гипертекст как информационная модель интегрирует положительные черты энциклопедий, монографий и тезаурусов. От энциклопедий гипертекст наследует возможности детального представления понятий, быстрого просмотра материала, алфавитного поиска; от монографий – возможности представления материала по разным степеням глубины и детальности, поиска по содержанию; от тезаурусов – раскрытие объема и содержания понятий, а также связей между ними .

Гипертекстовая основа электронных изданий далеко не единственное их положительное отличие от полиграфических.

Важным преимуществом электронной книги по сравнению с печатной В. Агеев, Ю. Древс считают возможность адаптации к уровню знаний, умений, психологических особенностей учащихся, специфических характеристик учебных групп, особенностей социально-культурного контекста обучения. Включение этих возможностей в электронный учебник придает ему свойство «интеллектуальности», что позволяет приспосабливаться к специфическим потребностям пользователей, автоматически создавать их профили и модели, определять уровень их знаний и умений, при необходимости предлагать помощь, совет, руководство .

И. Прокопенко и др. считают, что электронные учебники имеют технологические, дидактические и экономические преимущества над обычными; признают, что педагогический потенциал электронного учебника значительно выше вследствие таких его свойств как: гипертекстовость, мультимедийность, интегрированность, конструктивность, интерактивность .

А. Осин считает единственным недостатком электронного изданий и ресурсов по сравнению с книгой необходимость аппаратной поддержки – компьютера, во всех других аспектах, по мнению исследователя, электронные издания имеют значительные преимущества. Ученый называет такие свойства электронных изданий и ресурсов: интерактивность, мультимедийность, моделинг, коммуникативность, производительность (работы пользователя), которые открывают новые возможности их использования в учебном процессе. Так интерактив позволяет организовать самоаттестацию; коммуникативность решает многие вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами. Рост производительности труда пользователя компьютера может исчисляться порядками, благодаря возможностям баз данных, электронных энциклопедий, поисковых систем и др. Концептуально новые возможности дает сочетание интерактива, мультимедиа и моделинга, интеграция которых порождает новое качество в представлении и познании мира (виртуальная реальность) .

В. Вуль к главным особенностям электронных учебников относит:

Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

Развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;

Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;

Возможность специального варианта структурирования материала;

Возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого;

Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

Главным преимуществом электронного учебника исследователь считает возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементами учебника .

И. Роберт отмечает такие уникальные возможности средств информационных и коммуникационных технологий:

Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами информационных и коммуникационных технологий;

Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемых объектах, процессах;

Компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально»;

Архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения .

И. Захарова отмечает, что использование в электронных изданиях различных информационных технологий предоставляет им весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционными: в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; на основе моделирования процесса обучения становится возможным дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь .

Для выяснения того, какие характеристики электронных учебников являются важнейшими, «Проект будущего» провел в США анкетирование около 300 тыс. студентов. Ответы разделились следующим образом: возможность персонализации книг добавлением комментариев и маркировкой текста – 63%; самооценивание – 62%; возможность самообразования – 46%; пользование информацией NASA и Google в реальном времени – 52%; пользование, в случае необходимости, онлайн-репетитором – 53%; использование презентаций PowerPoint из учебников – 55%; игровые элементы в обучении – 57%; применение анимации и моделирования – 55%; наличие видео – 51%; возможность создавать собственные подкасты или видео – 48%; возможность проводить видеоконференции –30%, подкасты –34% .

А. и И. Башмаков называют такие дидактические и функциональные преимущества компьютерных средств обучения:

Создание условий для самостоятельного изучения учебного материала, что позволяет студенту самому выбирать удобные для него место и время работы с компьютерными средствами обучения, а также темп учебного процесса;

Более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

Возможность работы с моделями объектов и процессов;

Возможность представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами объектов;

Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов;

Возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

Возможность автоматической генерации большего количества неповторяющихся задач для контроля знаний и умений;

Возможность поиска информации и удобный доступ к ней;

Воздание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик.

Таким образом, использование компьютерных средств в учебном процессе способствует повышению качества обучения; уменьшению расходов на организацию и проведение учебных мероприятий (уменьшение потребностей в печатных учебно-методических материалах, снижения нагрузки на материально-техническое обеспечение учебного процесса); перераспределения нагрузки преподавателей с рутинной деятельности на творческую (решения научно-исследовательских и методических задач, индивидуальную работу со студентами); повышению оперативности обеспечения учебного процесса учебно-методическими средствами и мобильности системы образования при изменении структуры и содержания обучения .

М. Изергин и др. среди дидактических возможностей электронных учебников отмечают: наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения; компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для изучения уникальных, дорогостоящих или опасных материалов и оборудования; включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации; организацию контекстных подсказок, ссылок; систему мгновенной навигации; быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде; оперативный самоконтроль знаний студентов при выполнении упражнений и тестов. Исследователи подметили и такое оригинальное преимущество электронных учебных изданий: компьютерные технологии позволяют заинтересовать студента учебным предметом, ведь для современных молодых людей компьютер и все, что с ним связано, все больше становится естественным жизненным фоном, постепенно формируется новая эстетика, которая берет свое начало в дизайне компьютерных программ .

Вообще ученые по-разному трактуют доминантную характеристику электронных учебников и пособий. В. Мадзигон и др. считают, что наиболее существенное преимущество средств обучения, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий, основано на современном понимании принципа наглядности и заключается в том, что при использовании педагогических программных средств типа деятельностной среды учащиеся не только пассивно наблюдают явления по их моделям, которые являются объектами изучения, но и имеют возможность осуществлять преобразующую деятельность над этими объектами.

А. Моргун, А. Подласый убеждены, что дидактические преимущества новых педагогических средств с компьютерной поддержкой обусловлены, прежде всего, возможностями интенсификации и индивидуализации обучения, развития самостоятельности учащихся и адаптации к их возможностям, а также своевременным и непрерывным контролированием успеваемости.

Однако некоторая часть педагогов достаточно осторожно оценивает возможности компьютерных средств обучения. И. Подласый подчеркивает, что знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным, хотя, по мнению ученого, компьютерные материалы оказываются весьма эффективными при изучении предметов, имеющих логическую структуру.

По замечательному выражению У. Эко, «компьютеры способны распространять новые формы грамотности, но неспособны удовлетворять те интеллектуальные потребности, которые они сами же и стимулируют» .

А. Горемычкин отмечает, что сложность подготовки и высокая стоимость печатных публикаций обусловливают то, что появление каждого дополнения к учебнику (задачника, словаря и т. д.) четко продумывается, аргументируется и вписывается в методику. Плюс подобных изданий – практическая полезность, привычная форма работы с ними и четкая привязанность к учебной программе, минус – практическая невозможность оперативной корректировки, ограниченность объема, невозможность выхода за пределы программы, не всегда достаточная внешняя привлекательность .

Компьютерные материалы учебного назначения, в отличие от полиграфических, создаются, пополняются и видоизменяются значительно легче, а за счет использования гиперссылок могут расширяться до бесконечности. Однако такое безграничное разрастание объема учебных материалов имеет и свои отрицательные свойства: во-первых, оно зеркально отражает обвальный рост научной информации; во-вторых, нарушает строгость логической структуры учебников, при этом сам процесс обучения может стать бессистемным.

Б. Кривицкий указывает на определенные неудобства практического применения электронных учебников при весьма сомнительном расширении возможности получения новых дидактических результатов. Исследователь отмечает, что учебник – это базовое учебное средство, которым студент должен иметь возможность пользоваться в любых условиях, в том числе, когда нет доступа к компьютеру. Компьютерный учебник ограничивает свободу работы в любых условиях, в любой момент и в любом месте, – теряется универсальность обращения к нему. Другой неудобством является то, что пользователь видит только малую часть текста через небольшое окно экрана, а переход к другим частям требует прокрутки и поиска нужного места в тексте.

Действительно, по мнению ученых, преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются пятисотлетней традицией ее применения. Книга привычная и удобная всегда и везде. Текстовые издания сохранят свою значимость, даже если уже не будут, в технологическом смысле, полиграфическими. Самый простой аргумент в пользу жизнеспособности текста – уникальная возможность представления абстракций .

П. Полянский, рассуждая о преимуществах и уязвимых местах электронных учебников, отмечает, что печатные книги привлекательнее с эстетической точки зрения, чем цифровые по природе, в известной степени дематериализованные, электронные книги, которые не могут обеспечить физическое ощущение бумаги, переплета, оригинальной компоновки текста и визуального ряда. Положительным экономическим фактором исследователь считает низкую стоимость распространения электронных учебников; наполнение текстами электронного учебника стоит несравненно дешевле, чем печать традиционной книги на бумажной основе .

С одной стороны, преимущество электронных книг перед бумажными аналогами заключается в том, что в процессе производства электронных книг не используют бумагу, краску и т. п.; с другой стороны – при изготовлении электронных ридеров в производстве используют различные токсические вещества, не поддающиеся биохимическому разложению. Кроме того, электронное оборудование устаревает гораздо быстрее, чем печатные учебники. Форматы и типы файлов электронных книг постоянно совершенствуются и, соответственно, меняются, отсюда возникает проблема их совместимости с оборудованием.

В. Агеев, Ю. Древс отмечают такие недостатки работы с электронными учебниками и пособиями: пользователи ведут диалог через дисплей в статичной рабочей позе, в условиях дефицита времени, что требует повышенной концентрации внимания и интенсивной умственной деятельности в процессе многокритериального анализа больших по объему, различных по структуре, способам отображения и алгоритмам обработки массивов зрительной информации. Чтение с экрана психологически затрудняет понимание материала .

К объективным недостаткам компьютерных средств обучения (необходимость иметь компьютер с соответствующим программным обеспечением и обладать навыками работы на нем; сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея; недостаточная интерактивность компьютерных средств обучения, отсутствие непосредственного и регулярного контроля над выполнением учебного плана) часто добавляются субъективные недостатки, вызванные концептуальными ошибками в проектировании отдельных компьютерных средств обучения, основным из которых является их узкая интерпретация как аналогов соответствующих традиционных учебно-методических средств.

Большое количество исследователей (как и автор этого исследования) считают, что электронные учебники и пособия не является альтернативой традиционным изданиям, и не заменяют работу студента с учебной книгой.

  • Балыкина Е. Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий (на примере социально-гуманитарных дисциплин) / Е. Н. Балыкина // Круг идей: Электронные ресурсы исторической информатики: науч. тр. VIII конф. Ассоциации «История и компьютер». – М.–Барнаул, 2003. – С. 521–585.
  • Башмаков А. И. Интеллектуальные информационные технологии: учеб. пособие для студ. вузов / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. – М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. – 302 с.
  • Прокопенко І. Ф. До питання інформатизації вищих педагогічних навчальних закладів / І. Ф. Прокопенко, В. Ю. Биков, С. Н. Раков // Комп’ютер у школі та сім’ї. – 2002. – № 4. – С. 8–13.
  • Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. – М. : МГУП, 2004. – 224 с.
  • Вуль В. А. Электронные издания: учеб. пособие для вузов / В. А. Вуль. – СПб. : БХВ-Петербург, 2003. – 553 с.
  • Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования: монография / И. В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2010. – 140 с.
  • Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
  • Полянський П. Б. До питання про переваги і вразливі місця електронних підручників / П. Б. Полянський // Проблеми сучасного підручника: зб. наук. пр. – Київ, 2010. – № 1(10).– С. 15–31.
  • Башмаков А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. – М. : Филинъ, 2003. – 613 с.
  • Разработка электронных учебных изданий. Создание и использование информационных средств обучения / [Н. Д. Изергин, А. А. Кудряшов, А. Ю. Руднев, В. А. Тегин]. – Коломна: [б. и.], 2005. – 160 с.
  • Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст [Электронный ресурс] : отрывки из публичной лекции У. Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г. – Режим доступа: http://philosophy.ru/library/eco/internet.html.
  • Горемичкін А. І. Введення у комп’ютерну педагогіку / А. І. Горемичкін. – Мелітополь: ММД, 2008. – 267 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    В связи с использованием в обучении детей большого количества компьютеров, мультимедийных устройств, возникает вопрос, какое же влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии на учебную деятельность школьников? Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо выяснить, что же такое ИКТ и какие его средства применяются в образовании.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Положительные и отрицательные стороны использования информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.

    В современном мире мы получаем большое количество информации. В связи с этим человек не может обходиться без помощи информационных технологий. Всё больше нашу жизнь заполняют компьютеры, а вместе с ними и информационные технологии.

    Современное образования представляет собой свободное владение информационными технологиями, в результате этого компьютер воспринимается как один из инструментов реализации учебно-воспитательного процесса. Оснащение школ компьютерами, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить процесс преподавания уроков, делая их более интересными, увлекательными, разнообразными. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Компьютер можно и необходимо использовать на всех стадиях обучения: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний. Использование новых информационных и мультимедийных технологий повышает качество образовательного процесса, а также эффективно влияет на познавательную деятельность учащихся. Многие авторы считают компьютер эффективным средством активизации обучения. Но между тем в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств информационно-коммуникационных технологий для повышения уровня познавательного интереса младших школьников.

    В связи с использованием в обучении детей большого количества компьютеров, мультимедийных устройств, возникает вопрос, какое же влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии на учебную деятельность школьников? Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо выяснить, что же такое ИКТ и какие его средства применяются в образовании.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

    Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

    Также под информационными технологиями понимают программно - аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки и передаче информации.

    В настоящее время используются различные средства информационно-коммуникационных технологий. Основным средством ИКТ любой системы образования является персональный компьютер. Компьютер - универсальное устройство обработки информации. Его возможности определяются установленных на нем программных средств, а именно общего назначения и связанные с аппаратными, источники информации, виртуальные конструкторы, тренажёры, тестовые средства, комплексные обучающие пакеты, информационные системы управления.

    В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

    Благодаря появлению компьютерных сетей и других, подобных им средств ИКТ образование приобрело возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам, а так же доступны распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат.

    С помощью сетевых средств ИКТ мы имеем доступ к учебно-методической и научной информации, моделированию научно-исследовательской деятельности, проведению виртуальных учебных занятий в реальном режиме времени.

    Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

    Большое распространение в школах получили следующие аппаратные средства:

    Проектор - радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, а также позволяющий возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

    Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.

    - телекоммуникационный блок - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение, вести переписку с другими школами.

    - устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

    - устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира

    - устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных

    - управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления

    - внутриклассная и внутришкольная сети - позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети

    Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий .

    Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

    Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

    Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

    Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

    Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

    Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

    Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

    В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты .

    Все выше перечисленные средства ИКТ позволяют нам оценить их роль в реализации целей образования младших школьников:

    Информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала.

    ИКТ позволяют проводить индивидуальную работу как с учащимися, испытывающие трудности в обучении, так и с успешными учениками. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

    Повышение уровня наглядности. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

    Наглядность является ведущим средством в обучении младших школьников. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка .

    Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную (формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению), развивающую (ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности), воспитательную (определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром).

    Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а так же негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье младшего школьника.

    В частности, индивидуальный способ обучения имеет крупные недостатки связанные тотальной индивидуализацией. Пропадает живое диалогическое общение участников образовательного процесса.

    Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Для экономии сил учащиеся: заимствуют из сети Интернет готовые проекты, сочинения, решение задач, что стало сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

    Возникает у детей трудность перехода от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным действиям, то есть от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. У детей формируется шаблонное мышление, безынициативное отношение к деятельности и т.п.

    Большое и неоправданное использование средств информатизации так же оказывает негативное влияние на здоровье младших школьников. Из-за колоссального объема информации, представляемыми некоторыми средствами информатизации возникает отвлечение внимания школьника.

    Одним из проявлений негативного влияния ИКТ на личность школьников является негативное девиантное поведение. «Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются». Под негативным девиантным поведением в сфере компьютерных технологий мы понимаем осознанное, либо неосознанное использование ИКТ для совершения тех или иных воздействий, направленных на причинение морального, физического или экономического вреда организациям или частным лицам.

    Негативное девиантное поведение школьников в сфере ИКТ впоследствии влияет на неконтролируемость своих действий и не ответственность за свои поступки. Проявления негативного девиантного поведения могут оказаться результатом небрежности, моральной незрелости, безразличия, недостатка любопытства.

    Таким образом, рассмотрев особенности внедрения информационных технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся, позволяет нам понять, что информационно-коммуникационные технологии оказывают как положительное, так и негативное воздействие на учащихся младших школьников.

    Список литературы:

    1. Дворецкая А.В., Основные типы компьютерных средств обучения. [Текст] / А.В. Дворецкая, 2006. – 159 с.
    2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики [Текст] / Волкова С.И., Начальная школа. - 1990 - №7, 1991 - №7. 1992 -№7.8, 1993- №7
    3. Семёнов Л.А., «Концепция информатики в общем образовании» [электронный ресурс] / http://textbook.keldysh.ru/informat/part3.htm

    Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

    Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
    + Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

    • совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;
    • введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
    • внесение изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
    • повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

    v свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

    v Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

    v Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

    v Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.



    v Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

    v Срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников.

    v Чрезмерное увлечение ИКТ может способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

    v Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

    v чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

    Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс.

    1. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих " средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

    2. Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

    Фарион Елена Александровна

    МОУ СОШ №96 г.Воронежа

    Учитель информатики,физики

    Тема: Положительные и отрицательные моменты на уроках информатики в малокомплектной школе.

    Я работаю в сельской школе в должности учителя информатики. Стаж работы в данной школе составляет 11 лет, а в должности учителя информатики 10 лет. Наша школа является сельской малочисленной школой. Обучение в сельской школе, в том числе и малочисленной имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, с другой усложняющих управление учебно – воспитательным процессом. Малое количество учащихся в школе и соответственно в классе – одна из особенностей. Общение в малочисленной школе более тесное из-за небольшого количества сверстников. Отношение между детьми внутри класса, как правило, ровные: нет отвергнутых детей и эмоциональных лидеров. В малых коллективах наблюдается общность интересов, сходство во взглядах и ценностных отношениях, стремление выполнять работу, проводить свободное время, постоянны внимание и забота друг о друге. Учителю легче поддерживать учебную дисциплину, руководить учебно-воспитательным процессом; возможен доверительный стиль отношений учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, помогает

    реализовать отношения партнерства и заинтересованности в выполнении той или иной деятельности. Малая наполняемость класса позволяет осуществить индивидуальный

    подход к учащимся. Я имею возможность изучать особенности развития, уровень знаний, умений и навыков, черты характера, склонности, интересы каждого ученика и на этой

    основе наметить главные направления работы с ним: выбрать приемы развития и обучения, в наибольшей степени отвечающие особенностям восприятия, памяти, психики; приемы воспитания, углубляющие положительные качества личности. В тоже время проводить урок в классе с небольшим количеством учеников очень трудно: уровень обучения не высок. Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина – в увеличении числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие

    ученика. Все это приводит к эмоциональной перегрузке. Она является следствием усиленного гиперконтроля со стороны учителя за деятельностью учащихся. Малочисленность класса создает условия не только повышенного контроля, но и для сверх проверки учителя над учащимися. Это приводит к отсутствию самостоятельной и учебной недогруженности учащихся. Результативность учебного процесса повышается за счет использования различных форм организации учебных заня-

    тий и изменения традиционной структуры урока. В рамках урока целесообразно сокращение этапа проверки знаний учащихся, усиление его обучающей функции, расширение этапа закрепления и применения знаний.

    В работе по информатике я использую учебно-методический комплекс:

      Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс:Учебник для 8 класса.

      Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс:Учебник для 9 класса.

      Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов.

      Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие.

      Угринович Н.Д. Преподавание курса “ Информатика и ИКТ “ в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей.

      Угринович Н.Д. Преподавание курса “ Информатика и ИКТ “ в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей.

      Windows - CD . Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD - ROM .

      Ушаков Д.М. Паскаль для школьников.

      Клевцова С.Б. и др. Основы работы в MS WORD , MS WINDOWS , MS EXCEL , MS ACCESS .Учебно-методическое пособие.

      Л.А. Бачурина, Л.В. Листрова, В.Н. Нестерова, А.С. Протасов, В.Г. Хлебостроев. Примерные программы и учебно-тематические планы по информатике и икт. Профильный уровень.

      Лопушанская Н.Д. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе “ Информатика и ИКТ “ . Методические рекомендации.

      Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах. Практикум по программированию.

      Макарова Н.В. Информатика. Практикум по информационным технологиям (7-9 класс) .

      Крылов С.С. Информатика. Интерактивный задачник на CD - ROM .

    Данный учебно-методический комплекс состоит из учебников, соответствующих минимуму содержания образования и образовательным стандартам, а также они допущены Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Программный комплекс Угриновича Н.Д. представляет собой единую образовательную среду, в которой есть практически все необходимое для подготовки и проведения урока. Дополнительные материалы и тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете. Очень большой выбор практических заданий разного уровня. И данный автор очень хорошо раскрывает теоретический материал.

    Тема самообразования ’’ Самостоятельная деятельность учащихся при обучении информатике’’. Считаю данную тему значимой, так как это повышает качество знаний полученных на уроках информатики. Работа над темой самообразования предполагает тесное сотрудничество с учителями предметниками. Совместно с ними можно правильно подобрать материал для самостоятельной работы учащихся, чтобы добиться нужных результатов. Пытаюсь разнообразить формы урока, чтобы учащиеся не потеряли интерес к предмету. Сейчас информатика имеет универсальную приложимость. Информатика интересна, увлекательна, способна доставить наслаждение. Информатика занимает одно из важных мест в школьном образовании. И программу по информатике нужно выполнять, используя всю гибкость и многообразие методических приемов. В последние годы в практике работы школы накоплен значительный опыт в части дифференциации форм обучения. С помощью такого дифференцируемого подхода я стараюсь выявить детей, увлеченных информатикой, поддержать у них интерес к предмету, развивать у них способности к информатике. Но не остаются без внимания и слабые дети, для них разрабаты-

    ваю задания соответствующей сложности, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе. Еще К.Д.Ушинский сказал:’’ Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет’’. Вот и я стараюсь поддержать у учащихся интерес к учебе. А чтобы они учились с охотой, нужно еще, чтобы задача, стоящая перед ними была посильной. И если я на уроке добиваюсь того, что ученик самостоятельно выполняет задание по определенной теме, то я испытываю удовлетво-

    рение и считаю свою задачу выполненной. Ведь если такой ученик вызубрит алгоритм выполнения, то к повышению качества знаний это не ведет. Здесь свою положительную роль играют обязательные результаты обучения. Ведь с помощью их осуществляется дифференцируемый подход в обучении, максимальный учет реальных возможностей каждого ученика. Есть такие ученики, которые знают правила, но не могут выполнять связанные с ними задания. И используя обязательные результаты обучения творчески, учитывая индивидуальные способности каждого ученика, даю учащимся, занимающимся на ’’ 4 ’’ и ’’ 5 ’’, задания повышен-

    ной трудности. Так обязательные результаты обучения приводят к повышению общего уровня подготовки класса. Учителю необходимо учитывать разносторонние интересы и склонности школьников, различие их жизненных планов, связанных с их будущей трудовой деятельностью, с условиями жизни в обществе, возможностью дальнейшего продолжения образования.

    Моя методическая работа включает в себя: работа над темой по самообразованию ’’Самостоятельная деятельность учащихся при обучении информатике’’. Я считаю данную тему актуальной в наше время, так как самостоятельная деятельность учащихся – это неотъемле-

    мая часть учебного процесса. Она является одним из самых доступных и проверенных путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке. Важной задачей школы является привитие учащимся навыков самостоятельной деятельности. При этом нужно научить ребят анализировать свою работу, находить и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей. Это способствует совершенствованию конкретных учебных умений и навыков.

    Я часто предлагаю ребятам на уроках самостоятельные работы. Но перед этим они работают с готовыми алгоритмами выполнения задания. Такие алгоритмы помогают и в выполнении самостоятельных работ и при домашней подготовке. В них содержатся все узловые моменты изучаемой темы. Первые алгоритмы составляю сама, а потом привлекаю к этому сильных учащихся. В процессе работы эти учащиеся приобретают ряд полезных навыков, например, учатся выделять узловые вопросы в прочитанном тексте, работать над книгой, составлять алгоритмы. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Мне приходиться очень часто обращаться к всевозможным источникам, чтобы для себя почерпнуть новое и применить это на своих уроках. В наше информационное время много возможностей открыто для любознательного учителя и задача любого учителя не отстать от времени.

    Провожу ежегодно открытые уроки по информатике, математике и физике, внеклассные мероприятия в рамках предметных недель. Пытаюсь разнообразить формы проведения открытых мероприятий, чтобы ребята не потеряли интерес к предметам и для дальнейшего их привлечения в непосредственной разработке мероприятий.

    Детям очень интересно придумывать свои задания, конкурсы.

    Учащимся очень понравилась игра ’’Крестики-нулики’’. Задания для данной игры я беру разнообразные по разным предметам (информатика, математика, физика) и детям приходится вспоминать различные науки. А для младших ребят провожу открытые мероприятия в игровой форме, где задания соответствуют возрастному фактору. В старших классах ребятам интересно участвовать в дискуссиях по проблемным вопросам из информатики. В наше время проблемных вопросов много и очень интересно услышать мнение детей по данным проблемам.

    В своей практике использую методы диагностики. С помощью данных методов можно проверить как прошло усвоение определенной темы, а также продиагностировать некоторые формы работы применяемые на уроке. Например, диагностические ведомости, карты диагностики по предмету и другие виды диагностики.

    Работая учителем, много готовлю дидактических материалов для учащихся, а сейчас в продаже для учителя представлен большой выбор дидактических пособий, которые можно размножить при помощи технических средств. Но встречаются темы, по которым к сожалению нет материалов и приходится самой искать задания разной степени сложности и, благодаря компьютеру, задания можно оформлять более эстетично. Например, карточки, тесты, алгоритмы выполнения конкретных заданий и др.

    Часто привлекаю учащихся к научно – исследовательской работе, где на уроке информатики решают проблемы физики.

    Во внеклассных мероприятиях ребята сами предлагают свою помощь в проведении и принимают активное участие. Также являюсь руководителем кружка ’’ Компьютер и я ’’, где тоже ребята занимаются исследовательской работой, работают над проектами, разрабатывают различные модели.

    Всегда стоящая перед учителем проблема – научить ребенка

    и передать ему тот багаж знаний, который есть у учителя. Но сейчас очень сильно упал интерес у детей к школе. И моя задача сделать свои уроки и внеклассные мероприятия более увлекательными. Для этого приходится читать очень много различной методической литературы. Вот и я организовала кружок “Компьютер и я”. Его программа рассчитана на 1 час в неделю. Цель кружка: привить интерес к информатике, научить ребят думать, последовательно рассуждать, работать с компьютером, прислушиваться к мнению товарищей в процесс обсуждения работ. Много заданий для кружковцев беру из дополнительной литературы. Детям очень интересно решать проблемные вопросы, которые должны быть, конечно, посильными.

    Есть еще масса различных проблем, например, малое количество часов на изучение той или иной темы. Для решения данной проблемы стараюсь на уроке как можно рациональнее распределить время, чтобы каждый понял главную суть темы и закрепил на компьютере. Ведь если ребенок ушел с урока неудовлетворенный, то на следующий раз у него пропадет интерес, то есть я стараюсь добиться комфортности учебного процесса. Прежде всего создаю деловую спокойную обстановку на уроках. Все ученики должны быть заняты познавательной деятельностью, которая может быть разнообразной. Способов и приемов привлечения ребят к деятельности существует очень много, но положительные результаты обучения определяются в основном тем, насколько хорошо организована самостоятельная работа школьников.

    
    Top