Картины на тему вечера хуторе близ. В.Гоголь и его "Вечера на хуторе близ Диканьки" (Презентация) - Привезенцева Е.Н

«Повести Тарас Бульба» - Во многом воссоздать картину эпохи помогает соответствующая лексика. Сегодня по итогам нашей викторины мы определим, кто самый внимательный читатель. Конкурс «Узнай себя». Историческая справка. О патриотизме. Кушанья. Если афоризм угадан по первому по одному слову, команда получает 5 баллов. Посовещавшись, команды дают ответы.

«Майская ночь или утопленница» - Найдите гоголевские эпитеты в повести. Дом, в котором родился Гоголь. Большие Сорочинцы на Украине. Особенно автору был дорог отзыв Пушкина. Критики высоко оценили первую книгу Гоголя. В семье любили старинные предания, народные песни, сказки. Какими, по-вашему, были Ганна и Левко? Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

«Произведения Гоголя» - У какого российского классика было два носа? Душа Тряпичкин, которому Хлестаков писал письмо. Земляника. Чего же так боялся писатель? Какая птица, согласно Н.В. Гоголю, долетит до середины Днепра? Кто написал драматическое произведение «Театральный разъезд после представления новой комедии»? В какое произведение Гоголя включена «Повесть о капитане Копейкине»?

«Комедия Гоголя Ревизор» - Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. Городничий. Сделать программку к спектаклю. Крах Городничего. Сцена вранья. Домашнее задание. Развязка – событие, завершающее действие. Судья Ляпкин-Тяпкин.

«Тарас Бульба урок» - Тема урока: Героизм Тараса. Русь! Учителя русского языка и литературы I кв.кат. Черки-Гришинской средней школы Гайфуллиной Ф.Р. Тарас над телом убитого сына П.П.Соколов 1867. Картина М.Г.Дерегуса 1952 год. Фрагмент урока по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тарас – типичный запорожец. Повесть «Тарас Бульба».

Урок литературы в 5 классе. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки…» Учитель русского языка и литературы Ревенко Н.В. ГБОУ СОШ № 2031 г. Москва Николай Васильевич Гоголь и его «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1809 - 1852 Слово о Гоголе

    • Родился на Украине
    • 1 апреля в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье небогатых украинских помещиков.

Дом, где родился Н.В.Гоголь

В семье любили литературу, старинные предания, народные песни, сказки, театр.

    • В семье любили литературу, старинные предания, народные песни, сказки, театр.

Отец

Василий Афанасьевич

Мать

Мария Ивановна

Отец

Отец, Василий Афанасьевич, принадлежал

к новоявленному дворянству, интересовался литературой и даже написал несколько комедий

на украинском языке.

служил при Малороссийском почтамте.

Мать

Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, дочь богатого помещика, была выдана замуж

в возрасте 14 лет.

По отзывам современников, она была исключительно хороша собой.

была первой красавицей на Полтавщине В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Начальное образование родители дали дома, затем учился в полтавской гимназии.

    • Начальное образование родители дали дома, затем учился в полтавской гимназии.
В 1821 г. в 12 лет поступил в Нежинскую гимназию. Больше всего увлекала его русская история и литература. Особенно любил поэзию Пушкина и поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Другим увлечением стал театр.
    • В 1821 г. в 12 лет поступил в Нежинскую гимназию. Больше всего увлекала его русская история и литература. Особенно любил поэзию Пушкина и поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Другим увлечением стал театр.

Г. Нежин. Гимназия высших наук.

  • Несколько месяцев Гоголь жил в Германии. Приехав из-за границы, он снова стал заниматься литературным трудом, познакомился с В.А. Жуковским и П.А. Плетнёвым, который устроил Гоголя работать учителем истории в институт.

После окончания гимназии– Петербург, государственная служба.

Украина – колыбель великого писателя. «Малороссийские» предания и песни – мир гоголевского детства.

  • Украина – колыбель великого писателя. «Малороссийские» предания и песни – мир гоголевского детства.
Гоголь много писал, работал над сборником “Вечера…”. Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер – время таинственного, чудесного, иррационального. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь – время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.
  • Гоголь много писал, работал над сборником “Вечера…”. Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер – время таинственного, чудесного, иррационального. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь – время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.
Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”.
  • Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”.

На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.

А.Куинджи. Ночь на Днепре.

Работа над «Вечерами…»

В письмах к матери он просит сообщить ему обряды и обычаи малороссиян, описать платья, которые носили крестьянские девчата, а также сведения о колядках, о русалках, об Иване Купале, о духах и домовых. Это первые намёки на грядущие «Вечера на хуторе близ Диканьки».

19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.

  • 19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.
Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника А.С. Пушкин: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”. Через год (в1832 г.) вышла вторая книга “Вечеров”.
Композиция сборника 1 книга
  • 1. Предисловие
  • 2. Сорочинская ярмарка.
  • 3. Вечер накануне Ивана Купала.
  • 4. Майская ночь, или Утопленница.
  • 5. Пропавшая грамота.
2 книга
  • 1. Предисловие
  • 2. Ночь перед Рождеством.
  • 3. Страшная месть.
  • 4. Иван Федорович Шпонька и его тетушка.
  • 5. Заколдованное место.
В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…”.
  • В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…”.

В.Г.Белинский

Смысл названия повести.

  • Название сборнику “Вечеров” подсказал П.А. Плетнёв: “Повести, изданные пасичником Рудым Паньком”, который будто бы жил возле Диканьки. Как вы думаете, ребята, была ли такая деревня на самом деле?
  • Как вы понимаете название этой деревни?
  • Почему же Рудый Панько?
  • Итак, чего же боялся пасичник при издании своих произведений?
«Вечера на хуторе близ Диканьки…»

Гоголь оказался единственным из русских классиков, кто смог органично соединить в своём творчестве две братские славянские культуры – русскую и украинскую. «Вечера на хуторе близ Диканьки» являли собой свежий, задорный взгляд писателя, принадлежавшего к общероссийской культуре, гражданина великой страны.

1часть«Вечеров…»

  • Предисловие.
  • Повесть «Сорочинская ярмарка»
  • Повесть «Вечер накануне Ивана Купалы»
  • Повесть «Майская ночь, или Утопленница»
  • Повесть «Пропавшая грамота»
2 часть «Вечеров…» Предисловие.
  • Повесть «Ночь перед Рождеством»
  • Повесть «Страшная месть»
  • Повесть «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»
  • Повесть «Заколдованное место»
Домашнее задание
  • Прочитать «Пропавшая грамота».
Используемые источники
  • http://1ua.com.ua/manage/foto/20118/b7361839.jpg
  • http://900igr.net/datas/literatura/Gogol-5/0004-004-Dom-v-Vasilevke.jpg
  • http://1ua.com.ua/manage/foto/20118/b7310388.jpg
  • http://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_21/77/d-76352/img5.jpg
  • В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1988
  • http://tvov.ru/tw_files2/urls_1/11/d-10965/img20.jpg
  • http://www.idiismotri.ru/upload/event/3/10144/images/Cherevichki.jpg
  • http://i52.fastpic.ru/big/2012/1210/e3/b663a9c791048e870d84de9024ae4de3.jpeg
  • http://i060.radikal.ru/1301/9e/5d0584f1e5b6.jpg
  • http://il.rsl.ru/images/116_gogol_sidorov_jpg/ill03970.jpg
  • Поурочные разработки по литературе 5 класс Н.В. Егорова
Поурочные планы по учебнику – хрестоматии В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.
  • Поурочные планы по учебнику – хрестоматии В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.
  • Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова 5 класс.
  • http://static4.read.ru/images/illustrations/13120115943469605214.jpeg







Несколько месяцев Гоголь жил в Германии. Приехав из-за границы, он снова стал заниматься литературным трудом, познакомился с В.А. Жуковским и П.А. Плетнёвым, который устроил Гоголя работать учителем истории в институт. После окончания гимназии– Петербург, государственная служба.


Гоголь много писал, работал над сборником Вечера…. Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь – время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.




Итак, Гоголь работал над Вечерами… вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: Ночь перед Рождеством, Майская ночь, или Утопленница. На ночь падают фантастические события Сорочинской ярмарки, ночью совершается убийство в Вечере накануне Ивана Купала, месть в Страшной мести. По ночам морочат черти героев в Пропавшей грамоте и Заколдованном месте. А.Куинджи. Ночь на Днепре.


19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.


Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» В 1831 г. вышла первая книга Вечеров. С восторгом встретил появление сборника А.С. Пушкин: Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!. Через год (в 1832 г.) вышла вторая книга Вечеров.




Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная….В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…. В.Г.Белинский


Смысл названия повести. Название сборнику Вечеров подсказал П.А. Плетнёв: Повести, изданные пасичником Рудым Паньком, который будто бы жил возле Диканьки. Как вы думаете, ребята, была ли такая деревня на самом деле? Как вы понимаете название этой деревни? Почему же Рудый Панько? Итак, чего же боялся пасичник при издании своих произведений?








А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? Посмотрите иллюстрацию палехского художника А. Куркина Левко и Ганна. Но прежде, что значит палехский? Чем художник Куркин дополнил портреты героев? Где конкретнее портрет: в повести или на иллюстрации?






Хорошенькая юная девушка Параска в восемнадцать лет впервые едет с отцом Солопием,Черевиком и мачехой Хавроньей (Хиврей) на ярмарку в Сорочинцы. Так хороша она, что все встречные парубки с уважением снимают шапку перед ее седоусым отцом. А вот мачеха вызывает насмешки такое злое и даже дикое красное лицо ее. На насмешки та отвечает изощренной украинской руганью за что и получает комком грязи в очипок (чепец) от загорелого парубка в белой свитке. А парень так понравился падчерице... На ярмарке он находит девушку и сразу заводит речи о женитьбе. Отец не против, тем более что новоявленный зять тут же ведет его угоститься под «яткой», где целая флотилия бутылок. Однако мачеха девушки устраивает Солопию скандал: с таким хлопцем, что «заклеил» ей лицо навозом, свадьбе не бывать!девушка






Ночь перед Рождеством особенная: это ночь накануне великого христианского праздника Рождения Иисуса Христа. Вместе с тем в эту ночь злые силы чёрт, ведьма ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям. Пейзаж в повести одушевлён: «глянули звёзды», «месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру», «заглядывал» в окна хат. Ведьма собирает звёзды в рукав; чёрт, обжигаясь, хватает месяц, перекидывает его «из одной руки в другую» Ночь перед Рождеством особенная: это ночь накануне великого христианского праздника Рождения Иисуса Христа. Вместе с тем в эту ночь злые силы чёрт, ведьма ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям. Пейзаж в повести одушевлён: «глянули звёзды», «месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру», «заглядывал» в окна хат. Ведьма собирает звёзды в рукав; чёрт, обжигаясь, хватает месяц, перекидывает его «из одной руки в другую»



Теперь посмотрим, что делает красавица Оксана. Оксане не минуло ещё и 17 лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки не было ещё и никогда не будет на селе. Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица. Она долго принаряживалась и жеманилась перед небольшим зеркалом и не могла налюбоваться собою: «Ах, как я хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!»> ">







Ай! - вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи. - Погляди, какие я тебе принёс черевички! Те самые, которые носит царица. - Нет! Нет! Мне не нужно черевиков! Я и без черевиков... Далее она не договорила и покраснела.

Презентация к уроку литературы в 6 классе (программа Г.И.Беленького). История создания сборника "Вечера на хуторе..." и анализ 1 главы повести "Майская ночь, или Утопленница"

Презентацию подготовила:
Привезенцева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.

Николай Васильевич Гоголь и его «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1809 - 1852
Слово о Гоголе
.Родился на Украине
.1 апреля в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье небогатых украинских помещиков.

В семье любили литературу, старинные предания, народные песни, сказки, театр.

Украина - колыбель великого писателя. «Малороссийские» предания и песни - мир гоголевского детства

Начальное образование родители дали дома, затем учился в полтавской гимназии.

В 1821 г. в 12 лет поступил в Нежинскую гимназию. Больше всего увлекала его русская история и литература. Особенно любил поэзию Пушкина и поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Другим увлечением стал театр.

Несколько месяцев Гоголь жил в Германии. Приехав из-за границы, он снова стал заниматься литературным трудом, познакомился с В.А. Жуковским и П.А. Плетнёвым, который устроил Гоголя работать учителем истории в институт.

Гоголь много писал, работал над сборником “Вечера…”. Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер - время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер - время таинственного, чудесного, иррационального. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь - время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.

Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь - поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”.

19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
.В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника А.С. Пушкин: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”. Через год (в1832 г.) вышла вторая книга “Вечеров”.

Композиция сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”

В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…”.

Смысл названия повести.
.Название сборнику “Вечеров” подсказал П.А. Плетнёв: “Повести, изданные пасичником Рудым Паньком”, который будто бы жил возле Диканьки. Как вы думаете, ребята, была ли такая деревня на самом деле?
.Как вы понимаете название этой деревни?
.Почему же Рудый Панько?
.Итак, чего же боялся пасичник при издании своих произведений?

Анализ 1-й главы.
.С чего начинается глава? Какое время суток описывается?
. Как вы понимаете фразу - Парубки и девушки стремились “выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем”?
.С кем мы встречаемся? С какими героями? Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем?
.Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну?
.Как она называет Левко, своего возлюбленного?

Нарисуйте словесный портрет героев. Как они выглядят? Каковы черты их лица, одежда, украшения? Что мы вообще узнаём о героях?

А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему?
.Посмотрите иллюстрацию палехского художника А. Куркина “Левко и Ганна”. Но прежде, что значит “палехский”?
.Чем художник Куркин дополнил портреты героев?
.Где конкретнее портрет: в повести или на иллюстрации?

Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах. Какими словами можно охарактеризовать Ганну?
.Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок?
.Но всё-таки эти герои необычны. Чем же?
.Вы внимательно слушали мой рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки?

Почему у Ганны недобрые предчувствия?
.Что её волнует?
.Что ответил ей Левко? Почему “унывно” зазвучало в его устах слово “говорил”?
.Как Ганна укрепляет решимость Левко, ободряет его?
.Найдите слова, подтверждающие, что Ганна и Левко тонко чувствуют природу, любят её.
Проверка домашнего задания
.Пересказать легенду об утопленнице
Домашнее задание
.Перечитать 2-ую главу; подготовить выразительное чтение отрывка об украинской ночи (индивидуально); вспомнить определения слов: “эпитет”, “сравнение”, “олицетворение”; выписать из первого абзаца 2-ой главы эпитеты, сравнения, олицетворения, оформив в виде таблицы.


 Top