История мальтийского ордена от создания до начала великой осады. Мальтийские рыцари Какими сверхспособностями обладали мальтийские рыцари

МАЛЬТИЙСКИЕ РЫЦАРИ (известные также как госпитальеры св. Иоанна Иерусалимского, иоанниты, а позднее как родосские рыцари), духовно-рыцарский орден, основанный в Иерусалиме в 11 в. Своим происхождением обязан купцам из Амальфи (городка южнее Неаполя), которые добились от халифа Багдадского разрешения на постройку в Иерусалиме госпиталя для паломников-христиан, посещавших Гроб Господень. Больницей руководили монахи-бенедиктинцы из иерусалимской церкви Санта Мария Латина. Когда Готфрид Бульонский завоевал Иерусалим в ходе 1-го крестового похода (1099), Герард, первый магистр ордена, организовал из этих монахов монашеский орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского. Монахи носили черный плащ с белым восьмиконечным крестом. В 1113 папа Пасхалий II утвердил орден официально. Через пять лет преемником Герарда стал французский рыцарь Раймон Дюпюи, первый великий магистр ордена, а сам орден превратился в военную организацию – орден рыцарей св. Иоанна Иерусалимского, подчиненный ордену августинцев. Орден к тому времени разросся настолько, что был разделен на 8 «наций», или «языков», с подразделениями в различных странах Европы и был обязан не только блюсти целомудрие и смирение, но и сражаться за дело христианства до последней капли крови. Вероятно, тот же Дюпюи выделил в ордене три класса: орденских рыцарей знатного происхождения, которые ухаживали за больными и несли воинскую службу, капелланов, отвечавших за религиозную деятельность ордена, и братьев, исполнявших в ордене обязанности прислуги. Рыцари защищали Иерусалим от неверных, но в 1187 были изгнаны Саладином , султаном Египта и Сирии, и обосновались в Акка (Акко), который удерживали в течение ста лет. Затем рыцарям пришлось перебраться на остров Кипр. В 1310, под началом великого магистра Девиларета, они захватили остров Родос, изгнав оттуда пиратов. Трижды турки осаждали остров, но рыцари продержались до 1522, когда были атакованы Сулейманом Великолепным и сдались на почетных условиях, после героической обороны под руководством Филиппа Вилье де Лиль-Адана. В 1530 император Карл V даровал им в управление остров Мальту, где в 1565 рыцари, под началом магистра Жана де Ла Валета, успешно отразили турок. Город Валетта, построенный на месте разрушенных укреплений, носит имя героя этой борьбы. В течение двух веков Мальтийские рыцари патрулировали Средиземное море, сражаясь с турецкими пиратами, строили новые госпитали, и ухаживали за больными. Французская революция нанесла ордену смертельный удар. Декретом 1792 их собственность во Франции была конфискована, а в 1798 Наполеон занял Мальту, вынудив рыцарей искать новое прибежище. Большая часть рыцарей подалась в Россию, где император Павел I был избран великим магистром, чтобы воскресить былое величие ордена, но после смерти императора (1801) орден прекратил существование. В 1879 была предпринята попытка возродить орден, когда папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, и в течение последующих лет были организованы три «нации» – в Италии, Германии и Испании, но былой славы ордену вернуть не удалось. Великое Британское Приорство Почетного Ордена Госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, этот протестантский орден, основанный в Англии в 1830, сохраняет отдаленные, хотя неофициальные связи с Орденом мальтийских рыцарей. Эта организация известна своими заслугами в области социальной работы и работы в больницах, а также созданием Санитарной ассоциации св. Иоанна во время Первой мировой войны. Католические филиалы ордена просуществовали до 20 в. в ряде европейских и африканских стран, в США и Южной Америке.

Мальтийский орден

Мальтийский орден (иониты, госпитальеры, родосские рыцари) - духовно-рыцарский орден Святого Иоанна, который основан около 1070 г. как братство. Символом Мальтийского ордена является восьмиконечный белый крест (мальтийский) на черном плаще (Приложение №5).

В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский дворец, или Магистральный дворец на виа Кондотти, 68, резиденция, и Магистральная вилла на Авентине). С 1998 года Орден также владеет фортом Сант-Анджело, также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством республики Мальта. Таким образом, Орден формально имеет территорию, над которой осуществляет собственную юрисдикцию, однако вопрос о фактическом статусе этой территории (собственная территория Ордена или территория дипломатического представительства, временно переданная под его нужды) является предметом для абстрактных юридических дискуссий .

Научных работ относительно международно-правового положения Мальтийского ордена среди российских ученых не так уж и много. Наиболее полно раскрывает этот вопрос кандидат исторических наук В.А. Захаров. В данном параграфе мы будем опираться именно на его статьи.

С момента создания Мальтийского ордена его история неразрывно связана с таким правовой категорией как суверенитет. Вся его история - это борьба за признание его суверенным государством.

Как пишет В.А. Захаров, "мы привыкли к словосочетанию "Мальтийский орден" применительно лишь к католическому "Суверенному Мальтийскому Ордену". Но в начале своего существования эта структура именовалась Орденом госпитальеров, позже еще и Орденом ионитов, затем к ней прибавились географические названия территорий, которыми владел орден. Мальтийским же орден стал называться только после получения им во владение Мальты. Впоследствии уже не располагая территориями, он сохранял именно это свое наименование" .

Современное название Мальтийского ордена звучит на официально признанном орденом языке итальянском: "Sovrano Militare Ordine Ospedaliero di San Giovanni di Gerusalemme di Rodi e di Malta", что на русский язык переводится: "Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты" .

Основным законом Суверенного Мальтийского ордена с 1961 года является его Конституция, которая составлялась при теснейшем участии ватиканских стратегов после кризиса, разразившегося в Ордене по окончании Второй мировой войны.

В ст.1 Конституции 1961 года содержалось краткое и категориальное определение "Орден является юридическим лицом и торжественно признан святым престолом. Он имеет правовую квалификацию субъекта международного права". В ст.3 отмечено: "Тесная связь двух качеств Ордена, который является как религиозным, так и суверенным, не находится в противоречии с автономией Ордена как в отношении осуществления суверенитета, так и связанных с ним прерогатив Ордена как субъекта международного права в отношениях с государствами" .

Рассмотрим некоторые истоические моменты создания Мальтийского ордена.

Между 1052 и 1066 гг. Богатый гражданин из итальянского города-республики Амальфы Константино ди Панталеоне вместе с другими подвижниками построил в Иерусалиме на месте старого странноприимного дома времен аббата Проба, рядом с храмом св. Иоанна Крестителя, новы дом для больных поломников. Именно отсюда пошло название госпитальеров.

В 1099 г. братство госпитальеров было преобразовано в манашеский орден. Политическая ситуация, сложившаяся поле создания крестоносцами Иерусалимского королевства, побудила орден госпитальеров принять на себя военные обязанности по защите не только паломников и больных, но и территорий, полученных в результате Крестовых походов. Так сформировался духовно-рыцарский орден .

Превым документом представляющим Мальтийский орден как субъект международного права является булла Пасхалия II 1113 г. Этот документ разрешал ордену "свободно избирать своего главу" независимо от любых светских и духовных властей.

Правовое положение Ордена как члена международно-правовой общности было признано государствами Западной Европы без ограничений. В этом качестве Орден был представлен на Вестфальском мирном конгрессе (1643-1648), а также на Нюрнбергских переговорах суверенов. Он также принимает участие в заключении мирных договоров в Нийнмегене (1678) и в Утрехте (1713), в подписании международно-правовых соглашений с Польшей (1774-1776) и с Россией (1797) .

С середины XIX в. Деятельность ордена сосредотачивается на медицинской и благотворительной деятельности. Появляются национальные ассоциации рыцарей: 1859 г. в Рейне-Вестфалии, 1875г. - в Англии, 1877 г. - в Италии и др.

Поскольку с конца XIX в. резиденция Суверенного Мальтийского ордена находится на государственной территории Италии, итальянское государство и его суды не раз занимались вопросом международно-правового статуса Ордена.

Государственный совет Италии в своем заключении от 10 ноября 1869 г. заявил, что Мальтийский орден является суверенным институтом, поэтому указы Великого магистра Ордена не нуждаются в экзекватуре короля Италии.

Суверенное положение Мальтийского ордена подтверждается также в Конвенции итальянского военного министерства и Ордена от 20 февраля 1884 г. и в законодательных декретах итальянского правительства от 7 октября 1923 г., 28 ноября 1929 г. и 4 апреля 1938 г. .

В истории Мальтийского ордена ХХ в. был период, который вполне мог закончится утратой орденом, как своего суверенитета, так и его религиозного, духовно-рыцарского характера.

Вопрос суверенитета Мальтийского ордена рассматривался после Второй мировой войны. В 1953 году Комиссия Великого трибунала приняла приговор, в котором еще раз подтверждался суверениетет Мальтийского ордена.

Для того чтобы заявить о своем суверенитете в мировом масштабе, Мальтийский орден предпринял попытку в 30-е годы ХХ в. тогда впервые были установлены дипломатические отношения со Святым престолом. В 1937 г. подобные отношения были оформлены с франкистской Испанией.

Во второй половине ХХ в. между Мальтийским орденом и с большим количеством стран Латинской Америки и Африки были установлены дипломатические отношения.

Однако, в 1960 г. Мальтийский орден был объявлен корпорацией, которая, с точки зрения международного права, не может рассматриваться как религиозное, военное, аристократическое или суверенное сообщество. Спасение пришло от итальянского правителдьства. Отношения между Итальянской Республикой и Мальтийским орденом окончательно были определены дипломатическими нотами, которыми стороны обменялись 11 января 1960 г.

Тем самым Итальянская Республика признала существование Мальтийского ордена на сваоей территории в качестве суверенного государства, с которым она поддерживает дипломатические отношения. Однако государственного признания со стороныне только европейских, но и главных мировых держав все же не последовало .

Окончательно вопрос суверенитета Мальтийского ордена был решен с принятием Верховным судом Италии постановления, в котором говорилось, в частности следующее. "В январе 1960 г., 32 года тому назад S. M. O. M. и правительство Италии подписали соглашение, в котором S. M. O. M. получает признание как государство. Но это соглашение никогда не получало соглашения парламента Италии и никогда не имело статуса договора. В любом случае S. M. O. M. не может являться государством, поскольку не имеет территории, граждан, и вследствие этого, нет требуемого соответствия" .

Жизнь и работа ордена до недавнего времени регулировалась конституцией, утвержденной Святым престолом (апостолическое послание от 24 июня 1961 года) и кодексом (сводом законов), вступившем в силу 1 ноября 1966 г., с изменениями, утвержденными папой Иоанном Павлом II в мае 1997 года.

S. M. O. M. имеет собственные суды первой инстанции и апелляционные суды с председателями, судьями, блюстителями юстиции и ассистентами с правом совещательного голоса Суверенного совета .

В настоящее время Орден поддерживает дипломатические отношения более чем со 120 государствами .

В ХХ в. суверенитета Мальтийский орден так и не приобрел, по мнению специалистов по международному праву, в настоящее время он является государствоподобным образованием, "Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция. Подобное мнение разделяет и ООН" .

История — наука недостоверная, а потому не стоит воспринимать все прочитанное ниже за чистую монету. Следует понимать, что коль уж события прошлого века вызывают многочисленные споры и предполагают различные версии происходящего, то в изложении событий тысячелетней давности установить историческую достоверность и вовсе не представляется возможным, по крайней мере, орудуя теми инструментами и источниками, что доступны «простым смертным».

В то же время, именно это создает вокруг истории с многовековой выдержкой ореол мифической легендарности, что делает изучение древней историей невероятно занимательным процессом. И в первую очередь, это касается всевозможных сект, общество, культов и прочих организаций, подробности деятельности которых не предавались широкой огласке. И среди прочих, отдельный интерес вызывают религиозные рыцарские ордена, подчиняющиеся непосредственно Папскому престолу.

Один из таких орденов — Госпитальеры, они же Иоанниты, организация которых существует и ныне, нося название Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Или просто — Мальтийский орден.
Тут стоит заметить, что Орден возник отнюдь не на Мальте, да и к современной Республике Мальта имеет посредственное отношение, но наивысшей воинской славы рыцари-госпитальеры достигли в то время, когда главная их база находилась на Мальте, современная столица которой, город Валетта, названа в честь Жана Паризо де ла Валлетта, магистра Ордена и основателя города. Именно под его руководством рыцари выстояли в сражении, названном позже Великой осадой Мальты. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале VI века, когда Иерусалим еще находился во владении Византийской империи, по инициативе папы Григория Великого в этом крупнейшем месте паломничества христианских пилигримов был организован госпиталь, где они могли подлечиться и отдохнуть. Спустя два века госпиталь получит «инвестиции» от Карла Великого, а еще два века спустя будет основательно разрушен «египетским» халифом Аль-Хакимом, ведшим войны с христианской Византией.

Однако, уже в 1023 году, халиф Али Аль-Заир позволил восстановить в Иерусалиме христианский госпиталь, доверив это дело купцам из богатой итальянской общины Амальфи. Госпиталь разместился на месте бывшего монастыря Св. Иоанна Крестителя и продолжил свою деятельность. Изначально в нем «работали» монахи из ордена Св. Бенедикта. Но, сразу после окончания Первого Крестового похода, в результате которого Иерусалим попал во владения христианского воинства, на базе госпиталя был основан монашеский орден Госпитальеров, известных также как иоанниты — по имени Иоанна Крестителя, небесного покровителя Ордена.

Основатель Ордена, Жерар Благословенный, начал активно скупать земли и основывать орденские лазареты-представительства в городах Малой Азии, что продолжил его последователь, Раймон де Пюи, учредив лазарет госпитальеров у Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Впрочем, организация быстро приобрела характерные черты военизированного формирования, начав не только заботиться о христианских паломниках, но и предоставлять им вооруженный эскорт, а со временем и принимать участие в военных действиях между христианами и мусульманами.

К середине XII века в иоанниты окончательно разделились на братьев-воинов и братьев-лекарей. Орден пользовался существенными правами, подчиняясь непосредственно папе. В то время, в пределах христианских владений в Малой Азии госпитальеры владели 7-ю крупными крепостями и 140-ка прочими поселениями.

Но, период расцвета был не долгим. Менее, чем за два столетия христиане утратили все завоеванные земли — последний крупный оплот крестоносцев, город Акра, был взят войсками молодого мамлюкского султана аль-Ашраф Халиля в 1291 году. Оставшиеся в живых рыцари вынуждены были покинуть Святую землю.

Оставаясь весьма весомой военной силой и не желая принимать участие во внутренней политике Кипрского королевства, приютившего иоаннитов, рыцари захватили остров Родос, который формально принадлежал Генуе, но на нем был расквартирован византийский гарнизон. Причем у генуэзцев рыцари остров купили, а вот византийцы, которых поддерживало местное население, сопротивлялись госпитальерам в течении еще нескольких лет. В 1309 году Родос таки покорился рыцарям и стал их основной базой вплоть до 1522 года.

В 1312 году был ликвидирован орден тамплиеров, богатства которого поделили французский король и римский папа, а земли, по большей части, перешли во владение иоаннитов. На основе этих владений были сформированы восемь лангов (административных единиц), но основная деятельность Ордена продолжалась в Средиземном море.

В течении двух веков родосские рыцари, превратившись, по большей части, в милитаризированную структуру, с переменным успехом сражались с африканскими пиратами и пресекали попытки организаций морских вторжений в Европу арабами и османами. В 1453 года пал Константинополь. Иоанниты остались единственной боеспособной силой, на регулярной основе противостоящей постоянно растущей мощи мусульманского мира.

Конец пребыванию госпитальеров на Родосе положил Сулейман Великолепный, организовавший против Ордена военный поход. В 1522 году, после полугодичной осады, в условиях тотального численного превосходства османов, Родос был захвачен. Выжившим рыцарям великодушный султан позволил покинуть остров.

Осада Родоса


В 1530 году, король Испании Карл V, отдал во владения госпитальеров остров Мальту. Рыцари продолжили свою деятельность и в 1565 году постаревший уже Сулейман вновь организовал поход на орден иоаннитов. Однако, в героической обороне Мальты рыцари выстояли, и турецкая армия, по ряду обстоятельств, была, в итоге, вынуждена отступать, понеся большие потери.

Осада Мальты


Победа в этом противостоянии, известном сегодня как Великая осада Мальты, разлетелась благой вестью по Европе, с ужасом в то время относящейся к Османской империи, чьи войска еще недавно осаждающей Вену. Практически сразу после победы мальтийцев был основан город Валетта. На щедрые пожертвования со стороны европейских государей, потекшие после славной победы, Валетта очень быстро разрослась в прекрасный современный город.

Тут можно заметить, что Валетта стала первым европейским городом, выстроенным по заранее разработанному генеральному плану в соответствии с нормами и правилами архитектуры. Работами руководил итальянский архитектор Франческо Лапарелли. В городе была обустроена канализационная система, а планировку улиц разработали с учетом потоков морского бриза, который свободно везде проникал, очищая воздух и способствуя эффекту кондиционирования.

План Валетты


В Валетте располагался один из лучших госпиталей того времени, где не только проводилось лечение, но еще и велись исследования в областях анатомии, хирургии и фармацевтики. В начале XVIII века на Мальте появилась общественная библиотека, а после — Университет, Школы Математики и Естественных Наук.

Один из главных архитектурных памятников Валетты — храм Святого Иоанна Крестителя, украшенный работами Караваджо и многих других выдающихся авторов.

До сих пор действует созданный вместе с самой Валеттой Департамент городского планирования, жестко регламентирующий все, что касается застройки, так что современная Валетта сохранила многие элементы исторической застройки, которые тщательно реставрируются и поддерживаются, ежегодно привлекая на остров множество туристов.

Но вот госпитальеры, одержав победу в своем главном сражении, постепенно начали вырождаться. Основные цели их организации, ради которых она создавалась, были недостижимы — заботиться о паломниках в Святую землю они не могли. Монашеские устои, на которых зиждился устав Ордена, в силу материального благополучия стали повсеместно нарушаться. Ну а постепенно прекращающиеся пожертвования вынудили мальтийцев зарабатывать, контролируя морские перевозки в Средиземноморье.

Со временем стало практиковаться занятие каперством, а иногда и откровенным пиратством, особенно по отношению к арабским судам. Активно использовалось т. н. «право висты» — полномочие подниматься на борт любого корабля, подозреваемого в перевозке турецких товаров, с последующей конфискацией этих товаров, которые перепродавались в Валлетте, где, под шумок, вполне спокойно действовал рынок рабов.

Моральное разложение большей части Ордена привело к бесславной капитуляции Мальты в 1798 году перед войсками Наполеона, который путем несложной хитрости занял Валетту и разогнал Орден. В прочем, не все члены Ордена окончательно пали морально, смирившись со столь бесславным концом и организация, хоть и оказавшись в изгнании, но продолжила существовать. На какое-то время их приютил в Санкт-Петербурге Павел I, удостоившийся в итоге титула великого магистра. Впрочем, после убийства императора деятельность Ордена в Российской империи была быстро свернута.

Орден неумолимо нищал и приходил в упадок, не имея постоянной базы. Так, большую часть XIX века у Ордена даже не было великих магистров, а управлением занимались лейтенанты. В 1879 году папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, что явилось свидетельством частичного возрождения Ордена. Медицинская, гуманитарная и религиозная деятельность стали главными направлениями работы обновленной организации.

В течении XX века члены Ордена помогали гражданскому населению в периоды мировых войн, но деятельность их не носила масштабный характер, что, впрочем, не помешало им утвердится к концу века в качестве суверенного государства, на подобии Ватикана. И хотя споры по поводу правового статуса Мальтийского Ордена продолжаются, его дипломатические контакты все-таки дают право говорить о нем, как о карликовом, но все-таки государстве.


Сегодня руководство Итальянской Республики относится к Мальтийскому ордену, как к суверенному государству на своей территории и признает экстерриториальность его резиденции в Риме. А с 1998 года правительство Мальты передало Ордену во владение форт Сант-Анджело, сроком на 99 лет. Именно этот форт, некогда, сыграл решающую роль в Великой осаде Мальты.

В итоге, Мальтийский орден нельзя назвать тайной организацией. С первого взгляда. Потому как ежели присмотреться повнимательнее, станет очевидным, что о роде деятельности членов ордена, коих насчитывается около 13,5 тысяч (не считая целой армии волонтеров и медиков) — доподлинно ничего не известно, равно как и о причинах, по которым каждая третья страна мира поддерживает с этой организацией официальные дипломатические отношения.

Можно лишь предположить, что оккультные мистерии, практиковавшиеся во всех рыцарских орденах, несмотря на всю их внешнюю «религиозность», никуда не подевались — их адепты бережно передавали сокровенные знания из поколения в поколение, старательно оберегая их от нечестивых представителей рода людского, пусть даже и являвшихся членами того же ордена. Ну а мудрость и знания, накопленные за многовековую, практически тысячелетнюю историю — и есть тот самый инструмент, позволяющий столь небольшой, в масштабах целого мира, организации заставлять считаться со своим мнением даже сильнейших мира сего.

Итак, в 1530 году госпитальеры перебрались на Мальту – новая остановка ордена в его тысячелетних странствиях по миру; с тех пор их стали называть мальтийскими рыцарями. В очередной раз они все начали с нуля на этом бесплодном каменистом острове: строили крепости, общежития, госпиталь, обзаводились хозяйством.

Время шло, и мир менялся: крестоносцы, крестовые походы, рыцарские подвиги и турниры уходили все дальше в прошлое, а орден госпитальеров превращался в живой анахронизм. Времена славы ордена уходили все дальше в прошлое. Создается впечатление, что самый славный момент в истории ордена на Мальте был в самом начале мальтийской эпопеи – в 1565 году.В мае этого года госпитальеров, едва успевших обосноваться на острове и построить укрепления, осадили войска того же самого Сулеймана Великолепного, которому в 1523 году госпитальеры сдали Родос. С тех пор прошло 42 года; Сулейман был слишком стар, чтобы лично возглавить войска; его замещали командующий сухопутными войсками Мустафа-паша и адмирал турецкого флота Пиали; впоследствии на помощь Мустафа-паше и Пиали прибыл адмирал Драгут.

Оборону Мальты возглавлял великий магистр ордена Жан Паризо де ла Валетт , именем которого сейчас названа столица острова Ла Валетта или просто Валетта. Храбрый гасконец, великодушный, безрассудный, не знающий поражений, удачливый во всем… Вам этот портрет никого не напоминает? Мне это описание очень напоминает известного литературного героя А. Дюма – д"Артаньяна. Возможно, какие-то черты гасконца д"Артаньяна были для красоты слога и занимательности рассказа заимствованы современными составителями биографий гасконца ла Валетт.

Достоверно известно, что молодой рыцарь Жан де ла Валетт был в числе 180 рыцарей, покинувших Родос после капитуляции; а в 1565 году уже в звании великого магистра ордена и в возрасте 71 года он организовал оборону Мальты от войск Османской империи.
Турки приложили все силы, чтобы взять укрепления; госпитальеры – чтобы их удержать. Однако на этот раз помощь прибыла вовремя: после прибытия на остров 8-тысячного подкрепления во главе с вице-королем Сицилии, военачальники Сулеймана сняли осаду и оставили Мальту.
После этого героического эпизода начались серые будни – если можно назвать буднями беспрестанные морские битвы с барбарийскими пиратами, совместные с флотами других европейских государств морские операции против Турции и ее североафриканских вассалов.

Трижды в год галеры Ордена выходили на Корсо - погоню в открытом море за пиратскими судами из Алжира, Туниса и Триполи(возможно, что и не только за пиратскими, но оставим это на совести рыцарей Ордена). Мальтийские рыцари прославились как великолепные мореходы; в 17 веке мальтийский флот считался лучшим на Средиземном море.

Но прошло время и корсарских подвигов. С наступлением XVIII века, открывшегося захватом Великобританией Гибралтара, в Средиземноморье начинается эпоха соперничества великих держав. Кончаются мелкие войны, развивается торговля. На Средиземном море воцарился относительный порядок.
Не обошли перемены и мальтийских рыцарей. Морских судов у ордена становилось все меньше; они все чаще стояли у причалов. Красивые идеалы первых веков существования ордена постепенно превращаются в красивые, но пустые слова. Рыцари-госпитальеры с пользой проводят время в театрах, тавернах и кафе, играя в карты или бильярд, общаясь с доступными женщинами; не слишком обращая внимание на обет целомудрия; единственно, придерживаясь обета безбрачия.

Святой долг и обязанность госпитальеров – работа в госпитале – превращается в неприятную и обременительную повинность, а Мальта – в некий аналог привилегированного военного колледжа для младших отпрысков аристократических семей.
Подобная ситуация обычно называется некрасивым словом «разложение». Было ли это действительно разложением ордена, или просто мелкими вольностями молодых братьев ордена, неизвестно, поскольку относительно дальнейших событий, а именно – добровольной капитуляции Мальты перед войсками Наполеона Бонапарта – существует несколько версий.

Версия первая, официальная, обнародованная на сайте Мальтийского ордена : Орден Госпиталя святого Иоанна Иерусалимского был создан для борьбы с неверными; устав ордена запрещает рыцарям ордена вступать в вооруженные конфликты с христианскими государствами.
Версия вторая: у рыцарей ордена к этому времени уже не было ни умения, ни желания сражаться; при первой же серьезной угрозе бездельники, считавшие пьянство, карточные игры и разврат своими основными занятиями, пошли на капитуляцию.
И третья версия, (очевидно, она наиболее вероятна): пусть не все, но рыцари ордена сражаться желали, и великий магистр Фердинанд фон Гомпеш пытался организовать оборону острова. Устоять против армии победоносного Бонапарта у мальтийских рыцарей было немного; к тому же мальтийцы – коренное население острова – не желая переносить тяготы войны и иметь «на чужом пиру» похмелье, потребовали от рыцарей прекратить сопротивление, что последние и сделали.
Как бы там ни было, но 12 июня 1798 г.рыцари Мальтийского ордена подписали капитуляцию, из уважения к прошлой славе ордена официально названную Наполеоном «конвенцией». Остров был присоединен к Франции, а госпитальеры снова – в который уже раз! – стали бездомными скитальцами.
И здесь история совершает неожиданный поворот: орден, в течение семи столетий базировавшийся в Средиземноморье, вдруг возымел желание перебраться в далекую северную страну; российский император Павел 1 был избран великим магистром Мальтийского ордена.

По существующей традиции, упоминая о гроссмейстерстве Павла 1, принято посмеиваться над ним; в лучшем случае, его называют экстравагантным; в худшем – попросту дураком. Однако, если поинтересоваться предысторией этого события, оно не было таким уж неожиданным, а Павел не был таким уж глупцом.
Контакты России с Мальтийским орденом начались еще при Петре 1, который пытался вывести Россию из вековой изоляции и «…в Европу прорубить окно». На Мальту приехал, якобы с частным визитом, ближний боярин Борис Петрович Шереметьев – был принят с почетом, пожалован в кавалеры Мальтийского ордена, получил золотой с бриллиантами Большой Крест Ордена Госпитальеров; однако никаких последствий этот визит не имел.

Далее я нашла упоминание о том, что Екатерина 2 на второй день после переворота(низложения Петра 3 и захвата ей власти), рассылая письма главам европейских государств, одно из писем адресовала на Мальту, очевидно полагая, что Мальтийский орден играет не последнюю роль в европейской политике. Также известно, что во времена правления Екатерины 2 Россия рассматривала Мальту как важный пункт для промежуточной остановки, ремонта и пополнения запасов воды и провианта для российского флота на Средиземном море ; на Мальте почти всегда находился русский консул; а в 1784 году в Европе даже стали распространяться слухи о том, что Королевство обеих Сицилий, которому принадлежала Мальта, переуступило свои права на остров России.
Россия была заинтересована в Мальте, а Мальта – в России, поскольку после секуляризации владений ордена во Франции после Великой Французской революции единственным источником доходов ордена стали доходы от Великого Приорства Польского, которое тем временем, после второго раздела Польши в 1793 году, перешло к России.
Кое-кто утверждает, что это был план Великой Екатерины – добиться провозглашения нелюбимого сына Павла 1 великим магистром Мальтийского ордена, для чего он должен был принять католичество и уже не мог, вследствие этого, претендовать на российский престол, который переходил к любимому внуку Екатерины Александру 1.

Однако в оставшиеся годы жизни Екатерины никаких соглашений с Мальтийским орденом не было заключено, зато после прихода к власти Павла 1 события развивались очень быстро: в 1797 году Павел принял титул протектора(покровителя) ордена, а в 1798 году, после того, как рыцари Мальтийского ордена во главе с магистром Фердинандом фон Гомпешем сдали Мальту Бонапарту, собравшиеся в России кавалеры ордена из польского и российского великих приорств провозгласили фон Гомпеша низложенным и избрали великим магистром Мальтийского Ордена Павла 1. Впоследствии к командорствам, признавшим Павла 1 великим магистром, присоединились западноевропейские командорства (исключая командорства Испании и Италии).

Как развивались бы события дальше, неизвестно, поскольку уже в 1801 году Павел 1 был убит; сложившаяся ситуация позволила его преемнику Александру 1 до 1810 года торговаться за влияние на орден с антифранцузской коалицией и папой римским. Лишь в 1810 году, потеряв надежду что-либо приобрести в этой торговле, Александр 1 объявил, что «… России Мальта не нужна».
До сих пор рассказ о великом магистре Мальтийского Ордена российском императоре Павле 1 завершался приблизительно следующим пассажем: «…Павел 1 был убит в результате заговора, что было очень кстати, так как избавило Россию от многих бед, в которые ее мог ввергнуть дурак-император».
А сейчас задумаемся: сколько было в российской истории царей, награжденных эпитетом «дурак»? Был царь – Грозный, был царь – Великий, был царь – Тишайший, был – Освободитель… Разные были цари. Но дураков было только два: Петр 3 и Павел 1. Как ни странно, это – именно те самые цари, которые, имея законные права на российский престол, были с него насильственно свергнуты и убиты!
Ну, а далее пропагандистская служба узурпатора престола выдавала официальную версию событий: «…царь-де убитый – дурак был, полный идиот; мало ли чего мог наделать, на российском престоле сидя; вот и убили его для блага государства; а новый царь у нас(или царица) – умнейший человек, душой за государство и народ болеет…». Версия распространялась среди простонародья и благородных сословий, записывалась черным по белому в частных письмах и официальных указах, попадала в газеты и книги, а затем уже и на каменных скрижалях истории навечно застывало: «Павел 1 – дурак и самодур.»
А Павел, похоже, был вовсе не дурак . Одним из главных свидетельств его ненормальности представляют его страх быть убитым; но, как оказалось впоследствии, его опасения были вполне обоснованны – так оно и случилось. Поставил всю Россию во фрунт, ввел жестокую палочную дисциплину в армии? А до этого дисциплина в армии была не на высоте… Екатерининские орлы-гвардейцы, в свое время на остриях штыков вознесшие на престол Екатерину, пожинали плоды этого деяния – вседозволенность и монаршее попустительство: пили-гуляли по столичным кабакам, развлекались карточными играми и мордобоем.
Поскольку еще Петр 1 ввел правило: дети дворян не станут офицерами, пока не отслужат в гвардии солдатами, в екатерининские времена повсеместным обычаем стало записывать в армию только что родившегося или еще даже не родившегося ребенка; пока дитя подрастало, ему шла выслуга лет, присваивались чины… и таких офицеров было немало. Павел 1 издал указ, согласно которому все офицеры должны были в кратчайший срок явиться в полки, к которым были приписаны; неявившиеся вычеркивались из списков. Естественно, офицеры, лежавшие в тот момент в колыбелях, были исключены; количество офицеров в армии резко сократилось… и дало возможность историкам впоследствии объяснить это сокращение самодурством Павла, якобы разжаловавшего и сославшего в Сибирь лучших офицеров российской армии.
Еще одно из распространенных обвинений в адрес Павла 1: ввел новую форму для армии, которая стала предметом насмешек(« … мы едва могли удержаться от смеха, настолько все нами виденное напоминало нам шутовской маскарад»)
и на неудобство которой поступало много жалоб. Это не удивительно: изменения в военной форме, введенные Павлом 1, просто повторили изменения в мужской западноевропейской одежде, произошедшие к концу 18 века . Вот иллюстрация произошедших перемен(это гражданская одежда; хороших иллюстраций для сравнения военной формы я не нашла, но это не суть важно).

Слева – мода второй половины 18 века, справа – последнее десятилетие этого же века. Изменения разительные. Обычно одежду, соответствующую последним изменениям моды, начинает сначала носить небольшая часть населения, так называемые «модники», или новаторы; они часто подвергаются всеобщему осмеянию, затем постепенно насмешки стихают, и одежду новой моды начинает носить все большее количество людей, вплоть до заядлых консерваторов. Павел же, введя новую военную форму, заставил переодеться «вдруг и сразу» практически всю Россию; последовала вполне естественная реакция – недовольство и насмешки.

Далее… По Интернету уже некоторое время кочует рассказ, подтверждающий глупость императора Павла 1 – о том, что якобы по его распоряжению, солдаты были обязаны приклеивать накладные косу и букли на предварительно намазанную салом голову. Чтобы убедиться, что этого не могло быть, не нужно даже разыскивать в истории какие-либо опровержения данного факта.
Я думаю, что мужчины это знают все; а женщины – спросите сейчас, пожалуйста, ваших мужей: какая первая операция перед склеиванием двух поверхностей? Что необходимо сделать, прежде чем что-то склеивать? Правильно: обезжиривание. Перед склеиванием нужно обезжирить склеиваемые поверхности, иначе никакой клей не поможет что-то приклеить. Конечно, на смазанную салом голову накладные букли и косу приклеить было невозможно. Глупая выдумка или неточный перевод из какого-то западного источника, вроде «развесистой клюквы» Александра Дюма.

Кстати, косица в прическе павловского солдата все-таки выполняла некую полезную функцию, поскольку в нее вплетался металлический прут, который мог предохранить шею от сабельного удара. Некий слабый аналог современной каски… Ну, а если обратиться к истории, то можно найти упоминания о том, что напудренные волосы, букли и коса или «пучок» были обычной прической для 18 века, в чем можно убедиться здесь – в портретной галерее любовников Екатерины 2.
Павел 1 всего лишь регламентировал военную прическу, сведя ее к единому образцу. И отменил в армии тупей. А тупей – это во-о-о-т такая прическа…

Первым рыцарем Мальтийского ордена считается Тен Жерар (Пьер-Жерар де Мартиг, Жерар де Торн) – родоначальник госпитальеров. Формально он является и первым Великим магистром, однако, официально это звание начали присуждать главе иоаннитов с 1120 года. Впервые его получил преемник Жерара де Торна, герой битвы при Иерусалиме, Раймонд де Пуи.

Миссия рыцарей и их происхождение

Так как основной задачей рыцарей Мальтийского ордена (который тогда еще так не назывался) была защита паломников на Святой земле, в организацию с охотой принимали воинов, оруженосцев, лекарей. Членам семей купцов или ростовщиков путь туда был закрыт. Стать рыцарем мог только дворянин. Зато, в отличие от многих других католических духовно-рыцарских орденов, иоанниты с охотой принимали в организацию сестер-послушниц.

По созданному Раймондом де Пуи и утвержденном папой Калистом Примским первому конституционному уставу ордена, его члены подразделялись на три группы. Первой и наиболее привилегированной были рыцари, которые давали религиозные обеты и должны были выполнять как воинские, так и медицинские обязанности. Вторыми по значимости являлись капелланы (священники). Оруженосцы ордена выполняли хозяйственные функции. Похожая структура сохранилась в иерархии Мальтийского ордена по сей день.

Современные рыцари мальтийского ордена

В современности действительными членами Мальтийского ордена являются около 14 тысяч человек. Еще около 25 тысяч обученных специалистов, многие медицинских профессий, помогают SMOS осуществлять миссионерскую деятельность на всех территориях, где работают его благотворительные программы. Кроме того, добровольную помощь Мальтийскому ордену оказывают около 80 тысяч волонтеров. Среди миссий ордена – помощь больным и малоимущим в 120 странах мира, квалифицированное медицинское обслуживание неизлечимо больных, в том числе на дому, акушерская помощь беженцам в родильном доме Вифлеема, службы скорой помощи (в 30 государствах), гуманитарная помощь при катастрофах и Всемирный фонд помощи забытым людям.

Паспорт Мальтийского ордена имеют около 10, 5 тысяч его подданных. Этот документ признается в нескольких десятках стран мира. Во многих местах его обладатели имеют право на безвизовый въезд. Кроме того, у ордена имеется своя конституция, в которой выделяется три класса (coetus) рыцарей, дам и послушников. Монастырские капелланы и Рыцари Справедливости первого класса дают обеты целомудрия, бедности и послушания, то есть, по сути, являются монахами. Единственное, от чего они освобождены – жизнь в монашеских общинах. Рыцари и Дамы (Чести, Милости Господней, Милости магистра) второго класса дают только обет послушания. Рыцари и Дамы третьего класса, а также Донаты Преданности не дают никаких обетов, но обязуются жить в соответствии с нравственными и религиозными принципами Ордена.

Главный рыцарь Мальтийского ордена, его Великий Магистр, избирается на пожизненный срок из рыцарей первого класса Государственным Советом. Он осуществляет верховную исполнительную и законодательную власть (совместно с Суверенным советом), распоряжается казной, ведет внешнюю политику мальтийского государства. В 2008 году Великим магистром Мальтийского ордена стал англичанин Фра Мэтью Фестинг. Искусствовед с кембриджским образованием, который много лет проработал в Международном художественном аукционе, является признанным экспертом в истории Мальтийского ордена и последним из 79 его Великих магистров.

Интересные факты

Мальтийский орден – один из немногих средневековых орденов, фактически не прекращавших свою деятельность. Поэтому все его 79 великих магистров в хронологическом порядке, сменяя один другого, воедино связывают историю ордена с начала XII века до наших дней. Под 72 номером в списке 79 Великих магистров (с пометкой «de facto») находится Павел I Романов. Он получил это звание в 1799 году. После того, как рыцарей Мальтийского ордена лишили резиденции по воле Наполеона, российский император предоставил им убежище и дворянские титулы, а также разрешил вести миссионерскую деятельность на территории российского государства.

В литературе разных времен можно встретить разные наименования рыцарей Мальтийского ордена. В начале XIV века после поселения на острове Родос они стали рыцарями Родоса. Исторически рыцарей Мальтийского ордена называли также рыцарями-госпитальерами, поскольку врачевание и забота о раненых были центральной миссией членов этой организации. По имени покровителя их иногда называют рыцарями Святого Иоанна, по месту появления – Иерусалимскими рыцарями, по месту своей главной резиденции, где они существовали долгое время – Мальтийскими рыцарями.

Древние языки рыцарей Мальтийского ордена

С начала XIV века, с тех пор как последователи Мальтийского ордена поселились на Родосе, в их среде стали образовываться сообщества по территориально-лингвистической принадлежности. Так как в это время в ордене уже складывалась своя государственная структура (с армией и собственной валютой), данные сообщества были законодательно оформлены в ланги (от «Langues» - язык).

Сначала лангов было семь: французский, германский, итальянский, английский, арагонский, прованский, Овернь. При этом шотландский и ирландский языки относились к английскому лангу, польские и славянские – к германскому. У каждого ланга были свои духовные и военные лидеры. Рыцарь, который осуществлял верховную власть в ланге (Пилье), также занимал один из ключевых постов в самом Мальтийском ордене .

В конце XVIII века, когда рыцарей Мальтийского ордена изгнали с острова Мальта, ланги были ликвидированы. Но позднее, уже в XIX веке на их базе стали появляться национальные ассоциации, которые следуют традициям древних языков рыцарей Мальтийского ордена и существуют до сих пор. Первой национальной ассоциацией стала германская, затем появились британская и итальянская. Сегодня рыцари ордена объединяются в 47 национальных ассоциаций по всему миру.

Ксения Жарчинская



Top