§ Двенадцать в сокращении. Двенадцать краткое сожержание Краткое содержание 12 главы

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917-18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о проданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».

Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом <...> Исус Христос».

Поэма Блока «Двенадцать» была создана сразу же после революционных погромов 1918 года. В ней отразились и реальные события (холодная зима, костры на перекрестках, красноармейские патрули на городских улицах, речь, характерная для тех времен), и взгляды на происходящее самого автора. А они были весьма своеобразными. Писатель воспринял революцию как разрушительную силу, пришедшую на смену давно изжившей себя действительности. Образы в поэме Блока «Двенадцать» красноречиво свидетельствуют о таком подходе автора к событиям. «Буржуи», «паршивый пес», «дамы в каракуле» - все это символы прежнего мира. Двенадцать человек ассоциируются у читателя с апостолами. Они тоже вышли в мир со своей «миссией» - убивать. И Христос, идущий впереди, скорее напоминает Антихриста. Но по логике тогдашнего Блока разрушение отжившего (даже таким путем) - это и есть благое дело. Вскоре писатель увидит, что революция не оправдала его ожиданий. До самой смерти он не напишет более ничего существенного, стоящего.

«Двенадцать». Блок. Краткое содержание 1-3 глав

На улице очень холодно, ветрено. Прохожие постоянно скользят по присыпанной снегом земле. Между двумя зданиями натянут плакат, на котором выведен очередной советский лозунг. Проходящая мимо старушка недоумевает: зачем тратить зря такое количество материи, ведь из нее можно было сшить что-нибудь более полезное, например, детскую одежду... Она уверена, что большевики всю страну в гроб загонят. Некий длинноволосый тип, скорее всего писатель, тоже кричит о погибели России. Одна барыня жалуется второй, что им пришлось пролить немало слез. Она тоже, как и многие прохожие, поскальзывается и падает. Сильный ветер доносит разговоры проституток. Они обсуждают свое собрание, на котором постановили, с кого сколько брать. Ссутулившись, по улице идет озлобленный бродяга. Двенадцать человек, вооруженных винтовками, обсуждают Ваньку-«буржуя», который раньше был с ними, а теперь веселится с Катькой в кабаке.

«Двенадцать». Блок. Краткое содержание 4-6 глав

В пролетке по дороге мчатся Катька с Ванькой. Еще свеж шрам под ее грудью. Раньше Катька с офицерами водилась, нарядная ходила. А нынче - с солдатьем гулять пошла. Двенадцать нападают на парочку. Ваньке удается убежать, бросив убитую Катьку лежать на снегу.

«Двенадцать». Блок. Краткое содержание 7-9 глав

Как ни в чем не бывало они идут дальше. И только один из двенадцати - Петруха - сам не свой. Оказалось, что Катька - его бывшая девушка. Сначала его утешают, а затем напоминают, что время сейчас иное, и никто ни с кем нянчиться не будет. Петруха сразу же повеселел и настроился на грабежи и гульбу. На улицах больше нет городовых.

«Двенадцать». Блок. Краткое содержание 10-12 глав

На улице разыгрывается такая вьюга, что ничего не видать уже за несколько шагов. Петруха вспоминает Бога, видя такую непогоду. Остальные смеются над ним и напоминают, что теперь, когда его руки в крови Катьки, нечего к Господу обращаться. Двенадцать идут дальше. Они не имеют ничего святого в душе и готовы ко всему и на все. Двенадцать продолжают идти сквозь вьюгу. Заметив кого-либо на пути, они приказывают остановиться, кричат, что станут стрелять, а затем исполняют угрозу. Так идут они стройным шагом, позади семенит голодный пес, а впереди - шествует с кровавым флагом невидимый и невредимый Иисус Христос.

В январе 1918 г. Блок создает поэму «Двенадцать». Время действия в поэме — конец 1917 — начало 1918 г. Место действия — революционный Петроград. Определить временные рамки помогает дважды упомянутый в 1-й главе плакат «Вся власть Учредительному Собранию!». Как известно, Учредительное собрание проходило 3—5 января 1918 г. (по старому стилю). Поэма состоит из 12 глав (песен).

Краткое содержание поэмы «Двенадцать»

1-я глава начинается с описания необыкновенной силы снежной вьюги. Далее следует представление прохожих, подобное представлению зрителю кукол в кукольном балагане, и краткая их характеристика: «старушка»; «А это кто? <...> Должно быть, писатель — // Вития...»; «А вон и долгополый <...> Товарищ поп»; «Вон барыня в каракуле...».

Во 2-й главе появляются Двенадцать — патрулирующий город отряд, состоящий из 12 человек. В этой же главе завязывается сюжет любовной драмы: «— А Ванька с Катькой — в кабаке...»; «Катька с Ванькой занята — // Чем, чем занята?..».

3-я глава — песня, исполняемая Двенадцатью, в которой окончательно проясняется, что Двенадцать — это красноармейцы.

4, 5 и 6-я главы описывают события, связанные с Катей: Катька с Ванькой катаются в экипаже; один из Двенадцати вспоминает историю своих с ней отношений; Двенадцать, пытаясь расправиться с Ваней, убивают Катю.

В 7-й главе выясняется, что Катьку убил Петруха. Он рассказывает о своей любви к Катьке и признается, что убил ее «сгоряча». Товарищи видят в его признании проявление слабости («Что ты, Петька, баба что ль?») и призывают его к контролю над собой. Заканчивается глава начинающимся разгулом красноармейцев, который будет продолжен в 8-й главе.

9-я глава рисует образ буржуя и жмущегося к нему «паршивого пса» — «старого мира».

В 10, 11 и 12-й главах продолжается шествие Двенадцати через снег и вьюгу. Завершается поэма образом Христа, идущего впереди красноармейцев.

Анализ поэмы «Двенадцать»

Сюжет драматической части поэмы (2—8-я главы) как бы составлен из двух частей. Первая часть представляет собой традиционный любовный треугольник (Петруха — Катька — Ванька) с «жестокой» концовкой — убийством Катьки. Во второй части проступают варианты песни и представлений о Стеньке Разине: убийство возлюбленной предстает как подвиг-отречение от любви во имя разбойничьего братства и «общего дела». Так, товарищи, выслушав раскаяние Петрухи в убийстве, упрекают его не в совершенном преступлении, а в том, что он со своими сожалениями отвлекается от цели:

— Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Проблематика поэмы, однако, не ограничивается рамками любовной драмы. В 10-й и 11-й песнях сюжет ломается — любовная драма, ревность, преступление, раскаяние отодвигаются на второй план, поглощаются всемирной вьюгой. Блок рассматривает Октябрьскую революцию как отражение космической ситуации, когда «революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни, искусства»: «Ветер, ветер — // На всем божьем свете!» Основным содержанием поэмы становится описание «стихийного грозового характера» современной Блоку исторической эпохи. Мотивы «ветра» и «вьюги», занимая центральное место в 1-й и 11— 12-й главах, как бы обрамляют любовную драму 2—8-й глав, придавая ей дополнительный символический смысл: отражение космической бури в отдельных человеческих судьбах, мировой стихии — в стихии страсти. По мнению Блока, «ветер поднимается не по воле отдельных людей; отдельные люди чуют и как бы только собирают его: одни дышат этим ветром, живут и действуют, надышавшись им; другие бросаются в этот ветер, подхватываются им, живут и действуют, несомые ветром» («Катилина»; 1918). Катька, Петруха и его товарищи — это люди, «несомые ветром». Таким образом, в поэме Блок стремится проникнуть во «что-то большее, чем человеческое», но через человеческое.

Основной смысл изображаемых в поэме событий — «музыкальный» («музыка революции»). Поэму пронизывают разнообразные ритмы (ритмы ветра, державный шаг Двенадцати), которые являются составляющими «мирового вихря». Музыка связывается с политикой и звучит в мотивах частушки («Пальнем-ка пулей в Святую Русь!») и лозунга («Революцьонный держите шаг!»). Христос, идущий впереди красноармейцев,— неотъемлемая часть стихии-музыки, символ всеобщего обновления жизни, начала новой эры. Как писал Блок в статье «Катилина», «ветер <...> подул перед рождением Христа, вестника нового мира».

Композиция

Композиция «Двенадцати» уникальна. Поэма состоит из 12 частей, связанных в единое целое и при этом обладающих определенной самостоятельностью (Блок однажды назвал «Двенадцать» циклом поэм). Наиболее очевидна связь глав, представляющих собой развитие любовной драмы. Сложнее организованы связи между главами, не относящимися к истории Катьки и Петрухи: повторы фраз («Вперед, вперед, // Рабочий народ!»), слов и образов («эх, эх,», «вьюга», «пурга», «ветер», «Идут двенадцать человек» — «идут двенадцать», «толстозадая Русь» — «толстоморденькая Катя»)... С помощью метра связаны главы 2 и 6-я; 3, 4 и 5-я; 7, 10, 11 и 12-я.

Ритмическая организация

Поэма Блока «Двенадцать» отличается разнообразием метрических форм, хотя основа поэмы — хорей. Особенностью ритмической организации являются постоянные «сбои» ритма. Например, во 2-й главе на фоне ритма марша, написанного преимущественно ямбом, возникают вставки: «Свобода, свобода, // Эх, эх, без креста!». Общее ритмическое движение направлено к выравниванию ритмической структуры и выделению ведущего метра — хорея. Хорей, ассоциирующийся у Блока с гибелью, символизирует конец света. Но конец света — это одновременно обновление и освобождение, новое рождение, о чем и свидетельствует выравненный ритм. Для Блока «ритм» — необходимая составляющая жизни, связующая воедино все ее многообразие: сущность движения, развития и самой жизни. Таким образом, выравнивание ритма в поэме символизирует полноту жизни, слияние со стихией, обретение гармонии.

Язык поэмы

В поэтике «Двенадцать» обращает на себя внимание полное отсутствие «лирики» — голоса автора. Поэма оказывается открытой для разных голосов, мы слышим крики нищих («Хлеба!»), окрики патруля («Проходи!»), зазывания проституток («Эй, бедняга! Подходи — поцелуемся!»), отдельные возгласы в толпе («Что впереди?», «Холодно, товарищи, холодно!», «Скучно!»), слышим звуки стрельбы, читаем и слушаем лозунги. Блок использует разговорную лексику: «кровушка», «ножичек», «времячко», «переулочки». В поэме звучат различные музыкальные мелодии: частушки («Как пошли наши ребята // В Красной армии служить...»), революционная песня «Варшавянка» («Вперед, вперед, // Рабочий народ» — ср. «Марш, марш вперед, // Рабочий народ»), популярный романс на стихи Ф. Глинки («Не слышно шуму городского...»), цыганский романс, «воровские» куплеты. В главах, написанных в жанре песни или баллады (3, 4, 5, 8 и 9-я), присутствуют зачины, повторы, образы, ритмы, характерные для народных песен: «Ой!», «Эх!», «Ах!», «Уж», «ночки черные, хмельные», «горе-горькое», «удаль бедовая». Сравним, например: «Ах, ты, горе мое, горе великое», «Ох, да как на молодца тоска-горе нападала...», «Уж ты воля, моя воля...». Изгнание из поэмы голоса автора — это не только способ выражения стихийного начала, но и сознательная позиция Блока как художника в этот период: отказ от личного. Задача художника — не создавать гармонию в искусстве, а улавливать ее звучание в окружающем мире. Во время создания «Двенадцати» Блок слышит «гул», «музыку». Исчезновение музыкального звучания позднее приведет Блока к творческому кризису, продолжавшемуся до самой его смерти.

Числовая символика

Поэма «Двенадцать» состоит из 12 глав, главные действующие лица поэмы — «двенадцать». Число имеет под собой реальную основу: патрульные отряды в Петрограде действительно состояли из 12 человек. В то же время число «двенадцать» представляет собой отсылку к Некрасову, к сказу о разбойнике Кудеяре из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Пир на весь мир»). В заметках Блока к 10-й главе говорится: «И был с разбойником. Жило двенадцать разбойников». Как и в поэме Некрасова, путь к искуплению вины героем — участие в общем деле. Одновременно возникает параллель к Евангелию от Луки, к словам Иисуса разбойнику: «Ныне же будешь со мною в раю». Если вспомнить, что «двенадцать» — это число апостолов Христа, то можно провести еще одну параллель: двенадцать красноармейцев — двенадцать апостолов. Имена двух названных в поэме красноармейцев в свете евангельских ассоциаций прочитываются как имена двух апостолов — Петра и Андрея. Числовая символика, вызывая многоассоциативность образов, выступает как одно из средств создания смысловой многоплановости произведения, существенно расширяя и углубляя его содержание.

Год выпуска поэмы: 1918

Поэма Блока «12» читать которую в последнее время все активнее начинают любители поэзии, относится к одним из последних произведений автора. Ее относят к попытке переосмысления Октябрьской революции. В ней ощущается усталость автора от двух лет войны, восхищение «мировым пожаром» и трепет перед наступающей немецкой армией. Все это те кто поэму «12» читал, могут найти в ее строках. Такое сочетание вызвало шквал критики со всех сторон и вероятно поэма «Двенадцать» на данный момент остается самым неоднозначным произведением Блока.

Сюжет поэмы «Двенадцать» кратко

Поэма Блока «12» начинается с описания зимних улиц Петрограда. По ним шагает отряд красноармейцев в составе 12 человек. Они обсуждают своего сослуживца Ваньку, который бросил революционную деятельность, чтоб связаться с бывшей проституткой Катькой. Неожиданно отряд сталкивается с санями, на которых едет Ванька и Катька. Отряд атакует сани, в результате чего Ванька уезжает, но Катька получает пулю. Петька, который произвел смертельный выстрел, печалится, но отряд не осуждает его.

Дальше вы можете в поэме Блока «12» читать, как отряд продолжает движение. Увязавшегося за отрядом пса отгоняют штыками. Вдруг впереди появляется неясная тень. Двенадцать атакуют ее, но нечего не могут сделать. Ведь перед ними Иисус Христос. Так и продолжает движение отряд двенадцати с Иисусом Христом впереди и шелудивым псом сзади.

По мнению многочисленных критиков, поэму «Двенадцать» Блок написал в период душевного восхищения революции. Из-за нее многие его друзья отвернулись от него. Так считал недопустимым даже в бреду выдумывать такие поэмы. Сам же Блок всего через несколько лет, лежа на смертном одре, просил уничтожить все рукописи поэмы. Что достаточно показательно, что поэму «12» читать Блок не мог. В этом он всегда просил помочь свою жену, которую водил на концерты шансонье Савоярова. По мнению Блока «12» читать следует именно как Савояров, исполняя роль босяка.

Поэма «Двенадцать» на сайте Топ книг

Популярность поэму Блока «12» читать настолько велика, что это позволило произведению занять высокое место в нашем рейтинге . При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что, по пришествию стольких лет с момента написания, свойственно только действительно знаковым произведениям в литературе.

Поэму Александра Блока «12» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о преданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…».

Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессозна­тельность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом […] Исус Христос».

Пересказал


Top