Дистанционное обучение: плюсы и минусы, преимущества и недостатки. Методическая разработка " Обучение на дому

Учиться на дневном или заочном отделении – уже давно не в моде. Зачем терять кучу времени, когда можно сделать все то же самое, не покидая собственного дома?

Да, вы угадали: сегодня речь пойдет о дистанционном обучении. А если быть точнее – о преимуществах и недостатках, с которыми могут столкнуться будущие студенты.

Но для начала давайте все же разберем, что представляет собой система дистанционного обучения в получении высшего образования (в вузах или колледже), чем отличаются электронное и дистанционное обучение и многое другое.

Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм .

Дистанционная форма обучения: что это такое?

Дистанционное обучение – процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения) и с применением специфических технических средств (интернет-технологий или других интерактивных сред).

Если немного упростить, то дистанционное обучение является самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения.

Чтобы пройти дистанционное обучение, не обязательно ехать в Москву, снимать дорогостоящее жилье. Здесь достаточно иметь высокий уровень самодисциплины и самоконтроля, а также необходимые дистанционные технологии (в основном, интернет), которые помогут пройти электронное обучение с максимальной пользой.

Это сейчас у нас все такие умные и пользуются интернетом разве что не с рождения. А раньше все было иначе, давайте узнаем, как этот вид обучения появился у нас.

История современного дистанционного обучения

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий появилось еще в далеком 18 веке, когда в Европе появилась регулярная и доступная всем почтовая связь.

Выглядело это довольно просто: учащийся получал по почте задания и учебные материалы, вел переписку с преподавателями и в установленный срок сдавал доверенным лицам экзамен или писал научную работу.

А вот в Россию этот очно-дистанционное обучение пришло к концу 19 века. И все стало происходить еще быстрее, ведь в 20 веке благодаря бурному технологическому росту появились телеграф и даже телефон. Но эти виды связи не отменили «корреспондентского обучения», которое до сих пор встречается во многих странах.

Существенный прорыв внесли в возможности дистанционного обучения появление радио и телевидения. Стали появляться многочисленные обучающие телепередачи, которые могли смотреть миллионы желающих. Правда, здесь был один, но довольно большой недостаток: отсутствие обратной связи.

Первый в мире университет дистанционного образования был открыт в 1969 году в Великобритании – Открытый Университет Великобритании. Это название давало всем желающим понять, что учебное заведение доступно для всех благодаря приемлемой стоимости и отсутствию необходимости ежедневно присутствовать на занятиях дистанционного обучения.

Стали открываться и другие вузы с дистанционным обучением, получившие большую известность за рубежом:

  • Национальный технологический университет (США, 1984);
  • Открытый университет Хаген (Германия);
  • Испанский национальный университет дистанционного обучения;
  • INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР);
  • Австралийская территориальная информационная сеть;
  • Открытая школа бизнеса Британского открытого университета.

Конечно же, развитие персональных компьютеров и их доступность в 1980-х годах произвели образовательную революцию, дав надежду на упрощение и автоматизацию обучения.

В 90-х годах стали активно развиваться спутниковые технологии. Но все же годом начала дистанционного обучения в России считается 1997 год. Именно тогда Министерство Образования выпустило приказ №1050, который разрешал осуществлять экспериментальное дистанционное образование.

Уже в 21 веке интернет начал массово распространяться, способствуя популяризации дистанционного обучения в вузах для первого или второго высшего образования, для переподготовки или повышения квалификации в университетах, для любого основного или дополнительного образования.

С интернетом у учеников появилась уникальная возможность получать обратную связь от преподавателей, где бы они ни находились. Как только увеличилась скорость, стали проводиться различные образовательные тренинги, вебинары, онлайн-занятия.

Дистанционное обучение в России

С каждым годом этот вид получения образования становится все более популярным.

В 2005 году Министерство образования издало приказ 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», согласно которому университет может осуществлять контроль обучения при помощи ДОТ (дистанционных образовательных технологий) очно или дистанционно.

Но почему использование дистанционного обучения становится таким популярным именно сейчас? Никогда прежде высшее образование не было столь востребованным, а интернет – таким доступным и быстрым. Экономия времени, самоорганизованность и быстрая обратная связь – все, что нужно для успешного обучения на расстоянии.

Более того, непрерывное образование сегодня – непременный атрибут любого высококвалифицированного специалиста. Если человек хочет оставаться в курсе последних событий в своей области, он должен постоянно учиться. А проще всего это сделать при помощи организации дистанционного обучения.


Технологии дистанционного обучения

Современное дистанционное обучение после колледжа или вуза основывается на таких основных элементах, как:

  • среда передачи информации (телевидение, почта, радио, Икс – информационные коммуникативные связи);
  • методы, зависимые от технической среды обмена информацией.

Конечно же, сегодня дистанционное обучение невозможно без интернета. Но кроме него существуют разные образовательные платформы, способствующие более глубокому усваиванию информации.

В 2003 году инициативная группа ADL (Advanced Distributed Learning) начала разрабатывать SCORM – стандарт дистанционного интерактивного обучения для широкого применения интернет-технологий.


Типы программ ДО

Если вы уже начали искать вуз с этим типом обучения, не торопитесь. Самое время разобраться с классификацией учебных заведений:

  1. «Натуральные» университеты . Представляют собой обычные университеты, в которых можно получить степень бакалавра или закончить магистратуру. Дистанционное обучение такого плана встречается довольно редко даже в США, где, казалось бы, огромное многообразие всевозможных видов и форм обучения. Эти университеты обладают должной аккредитацией, которая предполагает получение качественного образования, свойственного всей .
  2. Провайдеры корпоративных курсов/тренингов повышения квалификации. Здесь все ясно – какие-то организации предлагают курсы, тренинги, вебинары, программы, результатом которых становится сертификат дистанционного обучения. Как правило, такие курсы направлены на развитие/улучшение определенных профессиональных навыков. Обычно без аккредитации. Их формируют с учетом индивидуальных пожеланий заказчика, поэтому разные программы на одну и ту же тему сильно отличаются друг от друга и по содержанию, и по качеству, ведь здесь нет общих стандартов дистанционного обучения. И крайне важно как можно подробнее изучить структуру, направления и порядок ДО, чтобы определить его эффективность. Также важно узнать, каким образом происходит поддержка и коммуникации с учащимися, чем обеспечивается.
  3. Традиционные университеты с возможностью прохождения онлайн-обучения . В последнее время многие привычные колледжи и вузы создают отдельные онлайн-программы. Они не отказываются от своих привычных направлений, а лишь расширяют линейку образовательных продуктов, привлекая таким образом все больше интересующихся.

Формы внедрения дистанционного обучения


Реализация ДО может осуществляться как в онлайн-, так и офлайн-режиме.

А вот самые распространенные формы-методы дистанционного обучения:

  1. Чат-занятие – занятие, проходящее при использовании чат-технологий (например, skype). Это как видео-конференция, когда все участники урока могут одновременно учиться, имеют доступ к чату. Многие учебные заведения обладают собственной чат-школой, где в специализированных чат-кабинетах происходит процесс интерактивного дистанционного обучения между преподавателем и учениками.
  2. Веб-занятие – дистанционный урок, семинар, конференция, деловая игра, практикум, лабораторная работа или другая форма учебного занятия, которое проводится посредством телекоммуникаций или других интернет-возможностей. Для такого урока используется специальный веб-форум – форма работы учеников на определенную тему или по какой-то проблеме путем оставления записей на одном из сайтов, на котором установлена соответствующая программа. Отличается от чат-занятия тем, что тут работа происходит на протяжении более длительного срока (в течение многих дней), а характер взаимодействия преподавателей и учеников – асинхронный.
  3. Телеконференция – занятие, которое обычно проводится на основе списка рассылки посредством электронной почты. Эта форма занятия отличается достижением образовательных задач. В ее основе лежит методика «природного процесса обучения» (natural learning manner ) – простая и свободная система, активно используемая европейцами для получения второго высшего или дополнительного образования. В ходе ее учащийся постоянно выполняет практические задания, работает над автоматизацией навыков. Теория органично переплетается с тренировочными упражнениями, что способствует усвоению знания без дополнительных усилий. Теория и практика усваиваются в процессе систематического изучения материалов, путем прослушивания и повторения за видео- и аудиозаписями.
  4. Телеприсутствие – экспериментальный вид дистанционного обучения , при котором учащийся, находясь в другом месте за компьютером, может видеть, слышать и говорить при помощи робота. В ходе занятия преподаватель задает вопросы, а ученик отвечает на них. Ранее это было возможно лишь в таком виде: благодаря монитору на роботе учитель видит ученика, а у учащегося создается эффект полного присутствия рядом со сверстниками. Эта технология была создана для людей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать школу. Зато теперь достаточно наличие любого компьютера с камерой и подключением к интернету, чтобы создать эффект телеприсутствия.

Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения в вузе


Мы уже многое знаем про дистанционное обучение. И каждый волен сам решать, подходит оно или нет. Но не лишним будет узнать у специалистов, какие есть плюсы и минусы такой формы учебы в институте.

Плюсы ДО

Преимущества дистанционного обучения заключаются в следующем:

  • Снижение затрат на обучение. Вузы не платят за аренду, учащиеся не оплачивают поездки, съем жилья и т.д. О том, сколько стоит дистанционное обучение в конкретном вузе, необходимо узнавать на официальных сайтах. Но бесплатное оно не будет точно, ведь исполнитель тратит средства на связь, сложные технические средства ее обеспечения и т.д.
  • Сокращение времени обучения.
  • Возможность планировать свой график и нагрузку. Теперь вам никто не будет указывать, что, где, когда и как запоминать, читать, писать, учить. Вы сами планируете свою загруженность, составляете график работы и выбираете список учебных предметов.
  • Никакой привязки к месту проживания студента. Другой город, другой регион или даже другой континент – сегодня не играет совершенно никакого значения, где вы находитесь. Главное – это компьютер и интернет. Сегодня дистанционное обучение проходят мамы с маленькими детьми, люди с ограниченными возможностями, отбывающие наказания в местах лишения свободы, находящиеся в труднодоступных уголках и многие другие.
  • Подходит по индивидуальным показаниям. Дистанционное обучение в государственном вузе хорошо подходит тем, кто не любит людные места и переполненные помещения, не может вылезти из-под любимого пледа на любимом диване. Благодаря привычной обстановке улучшается и производительность. Как учиться? Да как хотите: сидя, лежа, хоть стоя на голове.
  • Возможность заниматься с любым количеством человек.
  • Повышение качества обучения за счет использования современных технических средств, электронных библиотек и т.д.
  • Обучение в максимально комфортном темпе. Учащиеся не боятся отстать от сокурсников. Вернуться к сложному вопросу можно в любое удобное время, а легкую тему – опустить, потратив время на важные вопросы.
  • Возможность совмещения учебы с основным видом деятельности. Особо мотивированные студенты могут учиться одновременно на нескольких курсах, получат сразу несколько высших образований. Принципы дистанционного обучения делают возможной учебу одновременно с напряженным рабочим графиком. Единственные требования для этого – наличие высокоскоростного интернета и немного свободного времени для учебы.
  • Высокие результаты обучения. Тенденции дистанционного обучения показали, что этот вид учебы ничем не уступает, а во многом даже превосходит традиционные посещения лекций. Благодаря самостоятельной работе дистанционник гораздо лучше запоминает и глубже понимает пройденный материал, применяет его на практике. А интерес к обучению «подогревается» благодаря применению современных технологий.
  • Многообразие средств связи с преподавателями. Поддерживать общение можно как online, так и offline (мобильные телефоны, электронная почта и т.д.).
  • Доступ к учебным материалам. Методическая система дистанционного обучения построена таким образом, чтобы студент в любое время мог получить доступ к обширным онлайн-библиотекам с учебниками, методичками, задачниками и прочими материалами, необходимыми для учебы.
  • Спокойная обстановка. Для сдачи тестов и экзаменов учащийся испытывает меньше стресса и волнений. Здесь отсутствует возможность субъективной оценки знаний: плохое настроение преподавателя, непристойный внешний вид или общественный статус студента, успеваемость по другим предметам никак не скажутся на общей оценке по предмету.
  • Комфортная работа преподавателя. Учителя могут работать даже из декретного отпуска, по прежнему уделяя внимание большому количеству учеников.
  • Индивидуальный подход. Здесь как в работе с репетитором: современные системы дистанционного обучения позволяют получить ответ на любой возникающий у студента вопрос. В традиционной учебе такое редко встречается, ведь преподаватель не может уделить время каждому.
Если переживаете о том, какие документы необходимо подавать на дистанционное обучение, то тут все так же, как и при поступлении в обычный вуз на базе среднего образования: аттестат, фотографии, заявление и т.д.

Минусы ДО

Как в любом другом аспекте нашей жизни, в дистанционном обучении кроме «за» есть и свои «против»:

  • Наличие сильной мотивации. Здесь смогут учиться только те, кто хорошо себе представляет, для чего им это нужно. Так как львиную долю всего учебного материала студент изучает самостоятельно, тут необходимы крепкие навыки самоконтроля, развитой силы воли и ответственности – вот что нужно для успешного дистанционного обучения.
  • Не подходит для развития коммуникабельности. Здесь все процессы обучения происходят при минимальном взаимодействии с другими людьми, а иногда – и при полном его отсутствии. Так что если вам нужно развивать навыки общения, работы в команде и уверенности, лучше выбирать традиционные методы в высших учебных заведениях, а не дистанционное обучение.
  • Нехватка практических знаний. Чем отличается дистанционное обучение от традиционного, так это отсутствием «живой» практики, без которой сложно полностью освоить изучаемое ремесло.
  • Проблема идентификации. Суть дистанционного обучения в вузах состоит в том, что человек при помощи средств коммуникации проходит обучение. Проверить, он ли сдает онлайн-тесты или высылает по почте задания, практически невозможно. Есть некоторые программы, основанные на идентификации лица или особенностях печати текста на компьютере, но они не так распространены. Поэтому нередко студентам приходится лично присутствовать на итоговой аттестации.

По определенным критериям дистанционного обучения можно понять, получите ли вы желаемый итоговый результат или нет.

Структура курса

Хорошо проработанная дистанционная программа не должна полностью копировать очный курс. Здесь должны быть различные средства, вовлекающие студента в обучение, предоставляющие ему возможность управлять процессом обучения.

В центре дистанционного курса должен быть учащийся, его потребности и способности.

Способы и средства коммуникации

Интернет-ресурсы не должны быть единственным средством общения с преподавателем. Хорошо продуманная программа должна предлагать студенту несколько способов доставки информации (в том числе и обычный телефон, почту, факс), а также интернет-технологии (электронную почту, телеконференцию, интерактивное телевидение, видео-/аудиоконференцию и др.).

Также занятия могут происходить синхронно (при одновременном участии преподавателей и учащихся в реальном времени) или асинхронно. В первом случае средства передачи информации должны быть представлены видеоконференцией или интерактивным телевидением. Второй вид более гибкий, предоставляет студенту удобное для него время работы. Здесь могут быть использованы такие средства связи, как электронная почта, видео-/аудиокассеты обычная почта.

Все представленные способы связи должны быть для вас комфортными.

Поддержка и коммуникация со студентами

Методика и приемы хорошего дистанционного обучения направлены на то, чтобы любой студент не чувствовал себя брошенным, одиноким, изолированным от остальных. Здесь должны быть созданы все условия для продуктивной атмосферы взаимодействия.

Перед началом учебы обязательно узнайте, как инструкторы оказывают помощь своим студентам. При хорошо организованной программе создается ощущение, что дистанционное обучение – тот же очный курс, только намного легче, доступнее.

Вы сами увидели, как много плюсов и минусов имеет технология дистанционного обучения. Стоит ли поступать на такую форму вам – ваше личное дело. Мы лишь постарались передать максимум информации, которая призвана помочь принять верное решение. Впрочем, неверных решений быть не может. Помните: если будет трудно, просто обратитесь в службу помощи студентам . Они сделают процесс обучения комфортным и максимально приятным!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФГБОУ ВПО «НГПУ»

ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новосибирск

Введение

1. Трактовка термина

2. Плюсы дистанционного образования

3. Минусы дистанционного образования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов, можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Цель данной работы заключается в выявлении преимуществ и недостатков в системе дистанционного образования.

1. Трактовка термина

На вопрос: «Что такое Дистанционное Образование», поисковая система выдала несколько вариантов ответа. Рассмотрим их.

Дистанционное образование -- образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

Дистанционное образование - организация познавательной деятельности, основанной на самообразовании, где непосредственное педагогическое общение сведено к минимуму.

Дистанционное образование (ДО) -- совокупность технологий, обеспечивающих доставку студентам основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное образование -- это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное образование - это некая новая форма, наиболее приближенная к заочной форме, но с использованием информационных технологий, интернета, что позволяет общаться между студентами и преподавателями on-line. Последнее приближает ее к очной форме и выделяет в отдельный способ получения высшего образования.

2. Плюсы дистанционного образования

дистанционный обучение организационный общество

По мнению экспертов в области образования, да и самих студентов, преимущества дистанционного образования очевидны и заключаются в следующем:

Возможность обучаться в любое время :

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

Возможность обучаться в своем темпе :

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

Возможность обучаться в любом месте :

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

Учеба без отрыва от основной деятельности :

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

Высокие результаты обучения :

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

Мобильность :

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

Доступность учебных материалов :

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

Дистанционное образование дешевле :

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

Обучение в спокойной обстановке :

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

Удобство для преподавателя :

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

Индивидуальный подход :

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в Большинстве традиционных систем обучения.

Таким образом, современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

3. Минусы дистанционного об разования :

Не смотря на преобладающее число плюсов дистанционного образования, данная система не является совершенной. За время реализации электронных учебных программ, были выявлены следующие проблемы дистанционного образования.

Необходима сильная мотивация:

Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности :

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Недостаток практических знаний :

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

Проблема идентификации пользователя :

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.

Недостаточная компьютерная грамотность :

В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.

Безусловно, эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний "дистанционных" учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с большим количеством плюсов дистанционное образование имеет и ряд существенных недостатков.

Заключение

Перспективы и возможности дистанционного образования способствовали тому, что число, желающих окончить вуз дистанционно, с каждым годом неуклонно растет. Не смотря на то, что число преимуществ гораздо больше, чем недостатков, большинство все же обучается на очном отделении. Поскольку особенности дистанционного образования для многих студентов просто не приемлемы.

Например, отсутствие постоянного общения между преподавателем и студентом. Для кого-то важно, чтобы его постоянно направляли, указывали на ошибки и поощряли проявление инициативы, хорошей успеваемости. А кому-то, наоборот, устное общение в тягость, легче излагать свои мысли в письменном виде. Иными словами, в подобных случаях, а таких может быть огромное множество, выбор обосновывается психологическим типом личности студента. Или, к примеру, слабая техническая оснащенность: отсутствие компьютера, доступа к мировой информационной и единой образовательной системе. Данная проблема напрямую влияет на возможность обучения удаленно.

Подводя итог, можно однозначно ответить, что у дистанционного образования есть будущее. Однако многое зависит от того, насколько оперативно будут разрешаться проблемы по устранению информационной безграмотности, технического оснащения и повышения качества электронного образования, которые возникают в ходе реализации дистанционных научных программ и проектов.

Итак, факторы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и в ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества.

Список используемой литературы

1. Логинова Д.С. Использование дистанционного обучения в высшем образовании. Красноярск,2011

2. Ильюшин Г.А. Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании. Красноярск,2011

3. Гайнанова А.Н. Использование дистанционного образования в высшем образовании (На примере одного из российских, зарубежных ВУЗов). Красноярск,2011

4. Якименко А.В. Дистанционное образование. Реферат. Красноярск,2011

5. www.wikipedia.ru

6. Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.

7. http://studynote.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ необходимости внедрения дистанционных технологий при существующей системе высшего образования в России. Исследование преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения. Системы контроля знаний студентов. Перспективы дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Сущность и история развития дистанционного обучения, его основные элементы и перспективы. Классификация и общая характеристика форм этого вида обучения. Специфика его интеграции и другие формы обучения. Анализ преимуществ дистанционного образования.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Рассмотрение основных преимуществ и перспектив дистанционного образования, его реализация в условиях создания единого образовательного пространства. Характеристика различных видов заочного обучения - автономного, управляемого и в форме наставничества.

    доклад , добавлен 12.10.2011

    Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Российской Федерации. Характерные черты дистанционного обучения: гибкость, модульность, специализированный контроль качества обучения. Стратегические принципы обучения в высшей школе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Формы, компоненты и принципы организации дистанционного обучения, его эффективность. Схема модели дистанционного обучения, его характеристики с точки зрения психологии и педагогики. Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Организационно-методические и технологические модели дистанционного образования. Типы технологий в дистанционных учебных заведениях. Характеристика средств обучения и форм дистанционного образования, интерактивное взаимодействие учителя и учащихся.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Неинтерактивные технологии дистанционного обучения. Преподаватель в системе дистанционного обучения. Доступность и открытость обучения. Основные преимущества и недостатки ДО. Развитие дистанционного обучения в РБ. Анализ технических возможностей ДО.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Понятие дистанционного обучения. Дистанционные образовательные технологии в военном образовании. Вклад Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в создание теоретической основы дистанционного образования в России.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    История становления и развития технологии дистанционного обучения, область его применения, преимущества и недостатки. Сущность и характерные черты технологии дистанционного обучения, её формы и средства. Применение системы руководящих критериев.

    лекция , добавлен 26.05.2014

    Теоретические основы дистанционного образования в условиях высшего образования. Сущность, формы, виды и содержание дистанционного образования в России и за рубежом. Особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий.

В статье мы разбирали вопрос, насколько сегодня актуально иметь диплом о высшем образовании, и пришли к выводу, что у людей с дипломом шансов на более успешную жизнь несколько больше, чем у людей без диплома. Ситуации бывают разные, и если раньше многое упиралось в географический фактор, финансы и время, то сегодня получение высшего образования стало гораздо ближе и доступнее для всех слоев населения. Давайте поговорим о дистанционном образовании, а так же рассмотрим возможные плюсы и минусы дистанционного обучения .

Высшее образование дистанционно — это современные реалии, дающие многим шанс получить заветный документ, необходимый для успешного карьерного роста и продвижения. Плюсы и минусы дистанционного обучения — это не аксиомы, это лишь мнения большинства экспертов, но возможно какие-то минусы покажутся вам плюсами и наоборот.

К плюсам можно отнести:

  1. Расширение доступа к образованию для тех людей, кто не имеет никаких других возможностей в связи с работой, семьей или физическими ограничениями.
  2. Обеспечивает такой метод обучения, который лучше подходит для определенного типа учеников.
  3. Большая гибкость при планировании обучения: студенты могут определить время и место своих уроков.
  4. Большая гибкость в плане привязки к месту: студенты могут заниматься на работе, дома, в парке, отпуске и по сути везде, где есть электричество и сеть.
  5. Дистанционное образование делает студентов более самостоятельными и дисциплинированными.
  6. Облегчает взаимодействие студент-преподаватель.
  7. Возможность познакомиться с новыми людьми из разных городов во время онлайн лекций.
  8. Экономия времени и других ресурсов, в том числе бумаги. Большая часть материалов в электронном виде.
  9. Более доступная стоимость обучения, чем при очном обучении.
  10. Демократичность и возможность получить образование независимо от место проживания, физических способностей и других критериев. Такой тип образования имеет важное социальное значение.

Студенты приходят в ВУЗ по разным причинам. Они могут быть заинтересованы в улучшении своей карьеры, или же просто хотят расширить свой кругозор. кто-то хочет выучить новый язык, или получить ученую степень, которая была отложена в связи с потребностями семьи или других причин. И основной причиной выбора именно дистанционного образования является то, что студенты могут учиться в своем собственном темпе или в определенное время и место, которые удобны для них.

К плюсам и минусам дистанционного обучения нужно обязательно добавлять свои собственные критерии, которые известны лишь вам. Есть люди, для которых такое образование, никак не укладывается в голове, как равное очному.


Что же, минусы у такой системы образования тоже есть:

  1. Отсутствие социального взаимодействия. Если вы любитель пообщаться в живую с людьми, то вам явно будет недоставать разговоров и контактов с обществом. Будут электронные переписки, чаты, письма. Это немного другое общение.
  2. Формат не является идеальным для всех учащихся. Если вы знаете, что у вас есть проблемы с мотивацией, дисциплиной и другими похожими моментами, то подумайте сможете ли вы быть собранными и все делать вовремя. Онлайн обучение, это тоже обучение с жестким графиком.
  3. Некоторые работодатели не принимают всерьез дипломы, полученные путем дистанционного образования. Безусловно, это временный фактор. Все идет к цифровым технологиям.
  4. Требует адаптации к новым технологиям. Если Вы никогда не были тем, кто любит работать с новыми технологиями, вероятно, вы получите намного меньше из ваших онлайн-курсов, чем ваши более технически подкованные коллеги. Убедитесь, что вы чувствуете себя комфортно работая с компьютерами и с онлайн-программами, прежде чем поступать на такой вид обучения.
  5. Не все специальности могут быть предложены в Интернете. Логично, что более практические специальности, например, медицинские профессии не могут преподаваться заочно. Но список доступных профессий все же большой.

Приложение 16

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

им. Дм. Батиева» с. Гам

Методическая разработка:

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ШКОЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Катеренчук Татьяна Борисовна,

учитель информатики

История дистанционного обучения в Европе и России………………………...3

Технология дистанционного обучения…………………………………………...5

Как это работает...................................................................................................8

Плюсы и минусы школьного дистанционного обучения………………………10

Список использованных источников и интернет-ресурсов……………………12

История дистанционного обучения в Европе и России

В Европе в конце XVIII века , с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании , он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversität in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

В России дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Технология дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. В некоторых случаях необходим приезд обучающегося для консультаций, сдачи зачетов и итоговой работы.

Цель дистанционного обучения – предоставление учащимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания, получения знаний по дополнительным образовательным программам. Как правило, дистанционное обучение – индивидуальная форма обучения.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школе оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. В области информатизации школьного образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютерной техники, а следовательно, органически включает ее в учебный процесс и привлекает к ее освоению все больший круг учителей школ.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме в школе используются все основные типы информационных услуг: электронная почта; пересылка данных (FTR- серверы); гипертекстовые среды (WWW – серверы); ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы).

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

Услуги FTR-серверов используются при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель размещает учебные материалы. Эти материалы организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал.

Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет готовит набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются: компьютерные обучающие программы; электронные учебные пособия; компьютерные системы тестирования и контроля знаний; электронные справочники; учебные аудио и видеоматериалы; информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

В дистанционном режиме есть возможность осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей используются системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом применяются и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащимся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.

Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

Выполнение проектов и исследовательских работ;

Работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;

При заочной (экстернатной) форме обучения;

Работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

Работа с детьми из «группы риска» (индивидуальные задания с привлечением родителей);

Сетевое взаимодействие.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Как это работает

Как же построены все системы дистанционного обучение? Естественно на основных принципах современного интернета, сочетаний веб-технологий, видеосвязи, электронной почты. Итак, для дистанционного обучения нужны:

    Интернет с нормальной скоростью и ПК с веб-камерой.

    Программные средства для видеосвязи – например, скайп (Skype) на ПК учителя и учеников.

    Специализированный сайт с обучающими курсами, на который вы переходите, как правило, по ссылке с сайта школы дистанционного обучения. Для размещения средств дистанционного обучения наиболее подходит система управления обучением Moodle.

Рис. 1. Схема дистанционного обучения

Как это работает? Ученики сидят перед компьютерами дома, учитель - на рабочем месте, либо тоже дома. Общение идет посредством видеосвязи, например, через скайп (который уже де-факто стал стандартом голосового и видео общения в сети). На этом уровне может происходить объяснение материала и получать ответы на вопросы. "А как же объяснять без доски и мела?" - спросите вы. Это не проблема, учитель показывает ученикам свой рабочий стол, запускает программу для рисования (любое средство, облегчающее объяснение, презентацию, видеоролик) и рисует с помощью мышки или графического планшета точно так же, как на обычной школьной доске. Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у ученика. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке ученик, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д. В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, учитель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с учениками. Может создавать и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д. Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал. Работоспособность всей системы дистанционного обучения поддерживает специально выделенный администратор, но это, конечно, в первую очередь проблема школы. Ответственность за работоспособность клиентской части, той, что у ученика дома, ложится на родителей. Вот самые общие принципы работы системы дистанционного обучения.

Плюсы и минусы школьного дистанционного обучения.

При рассмотрении этого вопроса в отношении здоровых (или относительно здоровых) детей следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия с учителем, возможно, дополненного какими-то элементами дистанционного обучения. Указанный вывод естественным образом вытекает из несомненной важности для психического развития ребенка включения его в систематическую учебную деятельность при непосредственном руководстве взрослого. Если говорить иначе, процессы овладения продуктами культуры и социализации должны происходить при посредничестве учителя. Думается, что сказанное остается верным и в отношении больных детей и детей-инвалидов.

Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена. Может ли современная российская система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать детям с ограниченными возможностями полноценное образование наравне со здоровыми детьми? А вы попробуйте устроить ребенка-инвалида в обычную школу. Если его даже и возьмут, никто не сумеет предоставить необходимых для него условий обучения. Наши-то школы рассчитаны только на детей, не имеющих никаких ограничений по болезни. А инвалид-«колясочник» даже на второй этаж добраться не сумеет, поскольку пандусы в зданиях не предусмотрены.

Вот поэтому и привлекает всеобщая доступность дистанционного обучения. В каждом образовательном учреждении найдутся ребятишки, теряющие уроки по независящим от них причинам: дети с ограниченными физическими возможностями, временно потерявшие возможность заниматься в школе из-за болезни, дети, проживающие в зонах затопления во время половодий и в местности, значительно удаленной от школы… Дистанционные занятия могут стать единственной формой работы, позволяющей полностью пройти учебную программу, получить более высокие оценки, поучаствовать в конкурсах и олимпиадах. Это и есть новый подход к образованию – индивидуальный подход к обучению в сочетании с социальной адаптацией детей.

Не все дети-инвалиды могут с психологической точки зрения быстро войти в мир обычных людей… А вот с прочным запасом знаний, с портфолио, содержащим результаты личных побед ребенка, - уверенность в собственные силы и возможности у таких детей возрастает в разы. Кроме того, такие дети часто нуждаются в другом графике учебных занятий: например, уменьшается время урока, а время отдыха увеличивается, во время обострения заболевания ученик может приостановить свои занятия…

Отсюда вытекает следующий плюс дистанционного обучения: гибкость графика занятий. Ученик может регулировать процесс своего обучения. График составляется либо им самим, либо вместе с преподавателем. Логическое завершение обучения также обсуждается и часто стеснительный или психологически неуравновешенный ребенок легко сдает зачет по этому курсу легче, свободнее, увереннее.

К недостаткам дистанционного обучения могу отнести невозможность заменить живое общение между учителем и учеником. Никакие новые технологии не смогут проявить сочувствие, оценить эмоциональное состояние ребенка, выстроить так систему работы, чтобы ученик «зажегся» данной темой. Курс не принесет никаких результатов, если учащийся не может отвлечься от каких-либо собственных проблем, а рядом нет внимательного педагога. Не сможет ребенок осилить программу курса и, если что-то не получилось на первом этапе, а усидчивости нет.

Как же будет протекать данный процесс? Апробация данной системы по большинству предметов школьной программы показала высокий уровень эффективности при следующем порядке работы:

    выбор нужного вам дистанционного курса;

    изучение программы курса, консультирование с куратором курса;

    определение сроков и формы сдачи контрольного материала;

    изучение теоретического материала определенного учебного блока;

    выполнение тренировочных заданий;

    прохождение тренировочного тестирования;

    выполнение контрольной работы на оценку.

После изучения теоретического материала учащийся пересылает по электронной почте выполненную контрольную работу. Если учащийся по собственному желанию выполнил какие-либо дополнительные задания, тексты работ прилагаются к контрольной работе. Учитель проверяет все выполненные работы и размещает итоговые оценки на определенной странице дистанционного курса.

Оценки, полученные по результатам прохождения курса, выставляются в классный журнал и влияют на итоговую оценку по предмету.

Дистанционный курс обучения – значительный плюс в обучении, но иногда мы понимаем, что осваивать целый курс нет необходимости. В этом случае, ребенок может взять только какую-то часть из предложенных составляющих курса. Чаще всего дети работают с тестами он-лайн – это уже элемент дистанционного обучения. К наиболее распространенным элементам можно отнести также консультирование на определенную тему, создание творческой работы ученик-учитель или ученик-ученик и учитель-консультант, участие в работе форума.

Отдельным блоком можно выделить участие детей (самостоятельно и под руководством учителя) в конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д., проводимых в дистанционном режиме. Участие в таких мероприятиях позволяет детям расширить кругозор, попробовать свои силы в таком конкурсе, который наиболее импонирует ребенку.

Терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ученику значительных успехов в учебе.

Список использованных источников и интернет-ресурсов:

    Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

    Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2006

    Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.

    ru.wikipedia.org

    http://nsportal.ru/ - статья «Дистанционное обучение в средней школе»


Top