Что значит t h r классификация. Что такое классификация? Классификация по влиянию на предмет труда

  1. Классификация - I Классифика́ция (от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека... Большая советская энциклопедия
  2. классификация - орф. классификация, -и Орфографический словарь Лопатина
  3. классификация - -и, ж. 1. Действие по знач. глаг. классифицировать. Заниматься классификацией минералов. 2. Система распределения каких-л. однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам. Классификация товаров. Малый академический словарь
  4. классификация - КЛАССИФИК’АЦИЯ [аси], классификации, ·жен. (·книж.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой-нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук. Толковый словарь Ушакова
  5. КЛАССИФИКАЦИЯ - КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis - разряд, группа и facere - делатъ) - англ. classification; нем. Klassifikation. 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека... Социологический словарь
  6. классификация - В биологии, распределение разнообразия живых организмов в определённом порядке в соответствии с системой. Классификация опирается на набор признаков, дающих возможность сравнивать организмы между собой, определять степень их родства... Биология. Современная энциклопедия
  7. классификация - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  8. КЛАССИФИКАЦИЯ - (от лат. classis - разряд и facere - делать) распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Экономический словарь терминов
  9. классификация - КЛАССИФИКАЦИЯ, и, ж. 1. см. классифицировать. 2. Система, по к-рой что-н. классифицировано. К. наук. Библиотечная к. | прил. классификационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  10. КЛАССИФИКАЦИЯ - КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. Classis – разряд, класс и facio – делаю, раскладываю) – общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов... Новая философская энциклопедия
  11. классификация - Разбивка множества организмов на основе их характеристик по определенной системе иерархически соподчиненных групп – таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). Различают естественную и искусственную классификации. Микробиология. Словарь терминов
  12. Классификация - (от лат. classis - разряд, группа, класс и facio - делаю * a. classifying, sizing; н. Klassieren, Klassierung; ф. classification, classement, triage;... Горная энциклопедия
  13. классификация - классификация I ж. Логическая система внутренне соподчиненных понятий в какой-либо области, распределенных по группам, классам, разрядам и т.п. на основе учёта общих признаков и закономерных связей между ними. II ж. 1. Процесс действия по гл. Толковый словарь Ефремовой
  14. КЛАССИФИКАЦИЯ - КЛАССИФИКАЦИЯ - в горном деле - разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах. КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis - разряд, класс и... Большой энциклопедический словарь
  15. классификация - Классификация, классификации, классификации, классификаций, классификации, классификациям, классификацию, классификации, классификацией, классификациею, классификациями, классификации, классификациях Грамматический словарь Зализняка
  16. КЛАССИФИКАЦИЯ - КЛАССИФИКАЦИЯ, распределение организмов по категориям на основе их внешнего вида, строения, происхождения или эволюции. Порядок категорий по убывающей широте охвата таков: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Бывают также подвиды. Научно-технический словарь
  17. классификация - КЛАССИФИКАЦИЯ -и; ж. [от лат. classis - разряд и facio - делаю] 1. к Классифицировать. Заниматься классификацией минералов. 2. Система распределения каких-л. однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. по определённым общим признакам. Толковый словарь Кузнецова
  18. классификация - КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis - разряд и facere - делать) - такая система знания, понятия которой означают упорядоченные группы, по коим распределены объекты некоторой предметной области на основании их сходства в определенных свойствах. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  19. классификация - КЛАССИФИКАЦИЯ в химической технологии (от лат. classis - разряд, группа и facio - делаю) разделение твердых тел на фракции по крупности (размеру) частиц (зерен, кусков). Химическая энциклопедия
  20. классификация - КЛАССИФИКАЦИЯ и, ж. classification f. 1. Действие по знач. гл. классифицировать. Заниматься классификацией собранных в экспедиции материалов. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  21. классификация - 1. система соподчиненных понятий в какой-либо отрасли знаний; 2. распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков. Большой бухгалтерский словарь
  22. классификация - В биологии (от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю), распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп - таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). В истории биол. К. было неск. периодов. Биологический энциклопедический словарь

Список использованной литературы..................................21

1.Классификационные признаки и соответствующие на классы систем.

Классификация систем.

Классификацией называется распределение некоторой совокупности объектов на классы по наиболее существенным признакам. Требования к построению классификации следующие:

    в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание;

    объем элементов классифицируемой совокупности должен равняться объему элементов всех образованных классов;

    члены классификации (образованные классы) должны взаимно исключать друг друга, то есть должны быть непересекающимися;

    подразделение на классы (для многоступенчатых классификаций) должно быть непрерывным, то есть при переходах с одного уровня иерархии на другой необходимо следующим классом для исследования брать ближайший по иерархической структуре системы.

В соответствии с этими требованиями классификация систем предусматривает деление их на два вида – абстрактные и материальные (рис. 1).

Материальные системы являются объектами реального времени. Среди всего многообразия материальных систем существуют естественные и искусственные системы.

Естественные системы представляют собой совокупность объектов природы, а искусственные системы – совокупность социально-экономических или технических объектов.

Естественные системы, в свою очередь, подразделяются на астрокосмические и планетарные, физические и химические.

Искусственные системы могут быть классифицированы по нескольким признакам, главным из которых является роль человека в системе. По этому признаку можно выделить два класса систем: технические и организационно-экономические системы.

В основе функционирования технических систем лежат процессы, совершаемые машинами, а в основе функционирования организационно-экономических систем – процессы, совершаемые человеко-машинными комплексами.

Абстрактные системы – это умозрительное представление образов или моделей материальных систем, которые подразделяются на описательные (логические) и символические (математические).

Логические системы есть результат дедуктивного или индуктивного представления материальных систем. Их можно рассматривать как системы понятий и определений (совокупность представлений) о структуре, об основных закономерностях состояний и о динамике материальных систем.

Символические системы представляют собой формализацию логических систем, они подразделяются на три класса:

    статические математические системы или модели, которые можно рассматривать как описание средствами математического аппарата состояния материальных систем (уравнения состояния);

    динамические математические системы или модели, которые можно рассматривать как математическую формализацию процессов материальных (или абстрактных) систем;

    квазистатические (квазидинамические) системы, находящиеся в неустойчивом положении между статикой и динамикой, которые при одних взаимодействиях ведут себя как статические, а при других – как динамические.

Однако в литературе существуют и другие классификации систем.

Большие системы. Под большой системой понимается совокупность материаль­ных ресурсов, средств сбора, передачи и обработки информации, людей-операторов, занятых на обслуживании этих средств, и лю­дей-руководителей, облеченных надлежащими правами и ответ­ственностью для принятия решений. Большие системы – это системы, не наблюдаемые единовременно с позиции одного наблюдателя либо во времени, либо в пространстве.

Примеры больших систем: информационная система; пасса­жирский транспорт крупного города; производственный процесс; система управления полетом крупного аэродрома; энергетичес­кая система и др.

К характерным особенностям больших систем относятся следующие:

    большой размер системы, то есть большое число частей и элементов, входов и выходов, разнообразие выполняемых функций;

    взаимосвязь и взаимодействие между элементами;

    целенаправленность и управляемость системы, наличие у всей системы общей цели и назначения, задаваемых и корректируемых в системах более высоких уровней;

    сложная иерархическая структура организации системы, предусматривающая сочетание централизованного управления с автономностью подсистем;

    целостность и сложность поведения: сложные, переплетающиеся взаимоотношения между переменными, включая петли обратной связи, приводят к тому, что изменение одной влечет изменение многих других переменных.

Для того чтобы получить необходимые знания о большом объекте, наблюдатель последовательно рассматривает его по частям, строя его подсистемы. Далее он перемещается на более высокую ступень, на следующий уровень иерархии и, рассматривая подсистемы уже в качестве объектов, строит для них единую систему. Если совокупность подсистем оказывается снова слишком большой, чтобы можно было построить из них общую систему, то процедура повторяется, и наблюдатель переходит на следующий уровень иерархии и т.д.

Каждая из подсистем одного уровня описывается одним и тем же языком, а при переходе на следующий уровень наблюдатель использует уже метаязык, представляющий собой расширение языка первого уровня за счет средств описания свойств самого этого языка.

Если исследователь идет от наблюдения реального объекта, то большая система создается путем композиции – составления ее из малых подсистем, описываемых одним языком.

Операция, противоположная композиции, есть декомпозиция большой системы, то есть разбиение ее на подсистемы. Она осуществляется для того, чтобы извлечь новую ценную информацию из знания системы в целом, которая не может быть получена другим путем. Важным понятийным инструментом системного анализа является иерархия подсистем в большой системе. Рассмотрение систем в иерархии дает возможность выявить новые их свойства.

Величина большой системы может быть измерена по разным критериям: по числу подсистем; по числу ступеней иерархии подсистем.

Сложные системы. Сложные системы – это системы, которые нельзя скомпоновать из некоторых подсистем. Это равноценно тому, что:

    наблюдатель последовательно меняет свою позицию по отношению к объекту и наблюдает его с разных сторон;

    разные наблюдатели исследуют объект с разных сторон.

Каждый из наблюдателей отбирает подмножество прозрачных материалов, удовлетворяющих его требованиям и критериям. В области пересечения подмножеств, отобранных всеми наблюдателями, мета наблюдатель отбирает единственный материал, работая в метаязыке, объединяющем понятия всех языков низшего уровня и описывающем их свойства и отношения.

Понятие сложности является одним из основополагающих в системном анализе. Системный анализ есть стратегия исследования, которая принимает сложность как существенное, неотъемлемое свойство объектов и показывает, как можно извлечь ценную информацию, подходя к ней с позиции сложных систем. По мнению американского исследователя Рассела Аккофа, простота не задается в начале исследования, но если ее вообще можно найти, то она находится в результате исследования.

Итак, сложная система – это система, построенная для решения многоцелевой задачи; система, отражающая разные несравнимые аспекты характеристики объекта; система, для описания которой необходимо использование нескольких языков; система, включающая взаимосвязанный комплекс разных моделей.

Английский кибернетик С. Бир классифицирует все системы на простые и сложные в зависимости от способа описания: детерминированного или теоретико-вероят­ностного. А. И. Берг определяет сложную систему как систему, которую можно описать не менее чем на двух различных мате­матических языках (например, с помощью теории дифференци­альных уравнений и алгебры Буля).

Очень часто сложными системами называют системы, кото­рые нельзя корректно описать математически, либо потому, что в системе имеется очень большое число элементов, неизвестным образом связанных друг с другом, либо неизвестна природа явлений, протекающих в системе. Все это свидетельствует об отсутствии единого определения сложности системы.

При разработке сложных систем возникают проблемы, от­носящиеся не только к свойствам их составляющих элементов и подсистем, но также к закономерностям функционирования системы в целом. При этом появляется широкий круг специфи­ческих задач, таких, как определение общей структуры системы; организация взаимодействия между элементами и подсистемами; учет влияния внешней среды; выбор оптимальных режимов функ­ционирования системы; оптимальное управление системой и др.

Чем сложнее система, тем большее внимание уделяется вышеуказанным вопросам. Математической базой исследования сложных систем является теория систем. В теории систем большой системой сложной, системой большого масштаба,(Large Scale Systems) называют систему, если она состоит из большого числа взаимо­связанных и взаимодействующих между собой элементов и спосо­бна выполнять сложные функции.

Четкой границы, отделяющей простые системы от больших нет. Деление это условное и возникло из-за появления систем, имеющих в своем составе совокупность подсистем с наличием функциональной избыточности. Простая система может нахо­диться только в двух состояниях: состоянии работоспособности (исправном) и состоянии отказа (неисправном). При отказе эле­мента простая система либо полностью прекращает выполнение своей функции, либо продолжает ее выполнение в полном объ­еме, если отказавший элемент резервирован. Большая система при отказе отдельных элементов и даже целых подсистем не всегда теряет работоспособность, зачастую только снижаются характеристики ее эффективности. Это свойство больших систем обусловлено их функциональной избыточностью и, в свою оче­редь, затрудняет формулировку понятия «отказ» системы.

Очевидно, что большие и сложные системы – это фактически два способа разложения задачи на ее составляющие или, соответственно, построения различным способом модели системы. Этот способ получил такое широкое распространение, что понятия цель и критерий в некоторых областях техники и исследования операций стали считать синонимами.

Динамические системы. Динамические системы – это постоянно изменяющиеся системы. Всякое изменение, происходящее в динамической системе, называется процессом. Его иногда определяют как преобразование входа в выход системы.

Если у системы может быть только одно поведение, то ее называют детерминированной системой.

Вероятностная система. Вероятностная система – система, поведение которой может быть предсказано с определенной степенью вероятности на основе изучения ее прошлого поведения.

Управляющие системы. Управляющие системы – это системы, с помощью которых исследуются процессы управления в технических, биологических и социальных системах. Центральным понятием здесь является информация – средство воздействия на систему. Управляющая система позволяет предельно упростить трудно понимаемые процессы управления в целях решения задач исследования проектирования.

Целенаправленные системы. Целенаправленные системы – это системы, обладающие целенаправленностью, то есть управлением системы и приведением к определенному поведению или состоянию, компенсируя внешние возмущения. Достижение цели в большинстве случаев имеет вероятностный характер.

Для составления классификации систем могут быть использованы различные классификационные признаки. В таблице 1 приведен пример классификации систем с использованием основных классификационных признаков использующихся в системном анализе.

Классификация систем по признакам

Классификационные признаки

Классы систем

По взаимодействию с внешней средой

Открытые

Закрытые

Комбинированные

По структуре

По характеру функций

Специализированные

Многофункциональные (универсальные)

По характеру развития

Стабильные

Развивающиеся

По степени организованности

Хорошо организованные

Плохо организованные (диффузные)

По сложности поведения

Автоматические

Решающие

Самоорганизующиеся

Предвидящие

Превращающиеся

По характеру связи между элементами

Детерминированные

Стохастические

По характеру структуры управления

Централизованные

Децентрализованные

По назначению

Производящие

Управляющие

Обслуживающие

Классификацией называется разбиение на классы по наиболее существенным признакам. Под классом понимается совокупность объектов, обладающие некоторыми признаками общности. Признак (или совокупность признаков) является основанием (критерием) классификации.

Система может быть охарактеризована одним или несколькими признаками и соответственно ей может быть найдено место в различных классификациях, каждая из которых может быть полезной при выборе методологии исследования. Обычно цель классификации ограничить выбор подходов к отображению систем, выработать язык описания, подходящий для соответствующего класса.

Реальные системы делятся на естественные (природные системы) и искусственные (антропогенные).

Естественные системы: системы неживой (физические, химические) и живой (биологические) природы.

Искусственные системы: создаются человечеством для своих нужд или образуются в результате целенаправленных усилий.

Искусственные делятся на технические (технико-экономические) и социальные (общественные).

Техническая система спроектирована и изготовлена человеком в определённых целях.

К социальным системам относятся различные системы человеческого общества.

Выделение систем, состоящих из одних только технических устройств почти всегда условно, поскольку они не способны вырабатывать своё состояние. Эти системы выступают как части более крупных, включающие людей – организационно-технических систем.

Организационная система, для эффективного функционирование которой существенным фактором является способ организации взаимодействия людей с технической подсистемой, называется человеко-машинной системой.

Примеры человеко-машинных систем: автомобиль – водитель; самолёт – лётчик; ЭВМ – пользователь и т.д.

Таким образом, под техническими системами понимают единую конструктивную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, предназначенная для целенаправленных действий с задачей достижения в процессе функционирования заданного результата.

Отличительными признаками технических систем по сравнению с произвольной совокупностью объектов или по сравнению с отдельными элементами является конструктивность (практическая осуществляемость отношений между элементами), ориентированность и взаимосвязанность составных элементов и целенаправленность.

Для того чтобы система была устойчивой к воздействию внешних влияний, она должна иметь устойчивую структуру. Выбор структуры практически определяет технический облик как всей системы, так её подсистем, и элементов. Вопрос о целесообразности применения той или иной структуры должен решаться исходя из конкретного назначения системы. От структуры зависит также способность системы к перераспределению функций в случае полного или частичного отхода отдельных элементов, а, следовательно, надёжность и живучесть системы при заданных характеристиках её элементов.

Абстрактные системы являются результатом отражения действительности (реальных систем) в мозге человека.

Их настроение – необходимая ступень обеспечения эффективного взаимодействия человека с окружающим миром. Абстрактные (идеальные) системы объективны по источнику происхождения, поскольку их первоисточником является объективно существующая действительность.

Абстрактные системы разделяют на системы непосредственного отображения (отражающие определённые аспекты реальных систем) и системы генерализирующего (обобщающего) отображения. К первым относятся математические и эвристические модели, а ко вторым – концептуальные системы (теории методологического построения) и языки.

На основе понятия внешней среды системы разделяются на: открытые, закрытые (замкнутые, изолированные) и комбинированные. Деление систем на открытые и закрытые связано с их характерными признаками: возможность сохранения свойств при наличии внешних воздействий. Если система нечувствительна к внешним воздействиям её можно считать закрытой. В противном случае – открытой.

Открытой называется система, которая взаимодействует с окружающей средой. Все реальные системы являются открытыми. Открытая система является частью более общей системы или нескольких систем. Если вычленить из этого образования собственно рассматриваемую систему, то оставшаяся часть – её среда.

Открытая система связана со средой определёнными коммуникациями, то есть сетью внешних связей системы. Выделение внешних связей и описание механизмов взаимодействия «система-среда» является центральной задачей теории открытых систем. Рассмотрение открытых систем позволяет расширить понятие структуры системы. Для открытых систем оно включает не только внутренние связи между элементами, но и внешние связи со средой. При описании структуры внешние коммуникационные каналы стараются разделить на входные (по которым среда воздействует на систему) и выходные (наоборот). Совокупность элементов этих каналов, принадлежащих собственной системе называются входными и выходными полюсами системы. У открытых систем, по крайней мере, один элемент имеет связь с внешней средой, по меньшей мере, один входной полюс и один выходной, которыми она связана с внешней средой.

Для каждой системы связи со всеми подчинёнными ей подсистемами и между последним, являются внутренними, а все остальные – внешними. Связи между системами и внешней средой также, как и между элементами системы, носят, как правило, направленный характер.

Важно подчеркнуть, что в любой реальной системе в силу законов диалектики о всеобщей связи явлений число всех взаимосвязей огромно, так что учесть и исследования абсолютно все связи невозможно, поэтому их число искусственно ограничивают. Вместе с тем, учитывать все возможные связи нецелесообразно, так как среди них есть много несущественных, практически не влияющих на функционирование системы и количество полученных решений (с точки зрения решаемых задач). Если изменение характеристик связи, её исключение (полный разрыв) приводят к значительному ухудшению работы системы, снижению эффективности, то такая связь – существенна. Одна из важнейших задач исследователя – выделить существенные для рассмотрения системы в условиях решаемой задачи связи и отделить их от несущественных. В связи с тем, что входные и выходные полюса системы не всегда удаётся чётко выделить, приходится прибегать к определённой идеализации действий. Наибольшая идеализация имеет место при рассмотрении закрытой системы.

Закрытой называется система, которая не взаимодействует со средой или взаимодействует со средой строго определённым образом. В первом случае предполагается, что система не имеет входных полюсов, а во втором, что входные полюса есть, но воздействие среды носит неизменный характер и полностью (заранее) известно. Очевидно, что при последнем предположении указанные воздействия могут быть отнесены собственно к системе, и её можно рассматривать, как закрытую. Для закрытой системы, любой её элемент имеет связи только с элементами самой системы.

Разумеется, закрытые системы представляют собой некоторую абстракцию реальной ситуации, так как, строго говоря, изолированных систем не существует. Однако, очевидно, что упрощение описания системы, заключаются в отказе от внешних связей, может привести к полезным результатам, упростить исследование системы. Все реальные системы тесно или слабо связаны с внешней средой – открытые. Если временный разрыв или изменение характерных внешних связей не вызывает отклонения в функционировании системы сверх установленных заранее пределов, то система связана с внешней средой слабо. В противном случае – тесно.

Комбинированные системы содержат открытые и закрытые подсистемы. Наличие комбинированных систем свидетельствует о сложной комбинации открытой и закрытой подсистем.

В зависимости от структуры и пространственно-временных свойств системы делятся на простые, сложные и большие.

Простые – системы, не имеющие разветвлённых структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов. Такие элементы служат для выполнения простейших функций, в них нельзя выделить иерархические уровни. Отличительной особенностью простых систем является детерминированность (четкая определенность) номенклатуры, числа элементов и связей как внутри системы, так и со средой.

Сложные – характеризуются большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разнокачественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций. Компоненты сложных систем могут рассматриваться как подсистемы, каждая из которых может быть детализирована ещё более простыми подсистемами и т.д. до тех пор, пока не будет получен элемент.

Система называется сложной (с гносеологических позиций), если её познание требует совместного привлечения многих моделей теорий, а в некоторых случаях многих научных дисциплин, а также учёта неопределённости вероятностного и невероятностного характера. Наиболее характерным проявлением этого определения является многомодельность.

Модель – некоторая система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Это описание систем (математическое, вербальное и т.д.) отображающее определённую группу её свойств.

Систему называют сложной если в реальной действительности рельефно (существенно) проявляются признаки её сложности. А именно:

а) структурная сложность – определяется по числу элементов системы, числу и разнообразию типов связей между ними, количеству иерархических уровней и общему числу подсистем системы. Основными типами считаются следующие виды связей: структурные (в том числе, иерархические), функциональные, каузальные (причинно-следственные), информационные, пространственно-временные;

б) сложность функционирования (поведения) – определяется характеристиками множества состояний, правилами перехода из состояния в состояние, воздействие системы на среду и среды на систему, степенью неопределённости перечисленных характеристик и правил;

в) сложность выбора поведения – в многоальтернативных ситуациях, когда выбор поведения определяется целью системы, гибкостью реакций на заранее неизвестные воздействия среды;

г) сложность развития – определяемая характеристиками эволюционных или скачкообразных процессов.

Естественно, что все признаки рассматриваются во взаимосвязи. Иерархическое построение – характерный признак сложных систем, при этом уровни иерархии могут быть как однородные, так и неоднородные. Для сложных систем присущи такие факторы, как невозможность предсказать их поведение, то есть слабо предсказуемость, их скрытность, разнообразные состояния.

Сложные системы можно подразделить на следующие факторные подсистемы:

1) решающую, которая принимает глобальные решения во взаимодействии с внешней средой и распределяет локальные задания между всеми другим подсистемами;

2) информационную, которая обеспечивает сбор, переработку и передачу информации, необходимой для принятия глобальных решений и выполнения локальны задач;

3) управляющую для реализации глобальных решений;

4) гомеостазную, поддерживающую динамическое равновесие внутри систем и регулирующую потоки энергии и вещества в подсистемах;

5) адаптивную, накапливающую опыт в процессе обучения для улучшения структуры и функций системы.

Большой системой называют систему, ненаблюдаемую одновременно с позиции одного наблюдателя во времени или в пространстве, для которой существенен пространственный фактор, число подсистем которой очень велико, а состав разнороден.

Система может быть и большой и сложной. Сложные системы объединяет более обширную группу систем, то есть большие - подкласс сложных систем.

Основополагающими при анализе и синтезе больших и сложных систем являются процедуры декомпозиции и агрегирования.

Декомпозиция – разделение систем на части, с последующим самостоятельным рассмотрением отдельных частей.

Очевидно, что декомпозиция представляют собой понятие, связанное с моделью, так как сама система не может быть расчленена без нарушений свойств. На уровне моделирования, разрозненные связи заменятся соответственно эквивалентами, либо модели систем строится так, что разложение её на отдельные части при этом оказывается естественным.

Применительно к большим и сложным системам декомпозиция является мощным инструментом исследования.

Агрегирование является понятием, противоположным декомпозиции. В процессе исследования возникает необходимость объединения элементов системы с целью рассмотреть её с более общих позиций.

Декомпозиция и агрегирование представляют собой две противоположные стороны подхода к рассмотрению больших и сложных систем, применяемые в диалектическом единстве.

Системы, для которых состояние системы однозначно определяется начальными значениями и может быть предсказано для любого последующего момента времени, называются детерминированными.

Стохастические системы – системы, изменения в которых носят случайный характер. При случайных воздействиях данных о состоянии системы недостаточно для предсказания в последующий момент времени.

По степени организованности: хорошо организованные, плохо организованные (диффузные).

Представить анализируемый объект или процесс в виде хорошо организованной системы означает определить элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты. Проблемная ситуация может быть описана в виде математического выражения. Решение задачи при представлении ее в виде хорошо организованной системы осуществляется аналитическими методами формализованного представления системы.

Примеры хорошо организованных систем: солнечная система, описывающая наиболее существенные закономерности движения планет вокруг Солнца; отображение атома в виде планетарной системы, состоящей из ядра и электронов; описание работы сложного электронного устройства с помощью системы уравнений, учитывающей особенности условий его работы (наличие шумов, нестабильности источников питания и т. п.).

Описание объекта в виде хорошо организованной системы применяется в тех случаях, когда можно предложить детерминированное описание и экспериментально доказать правомерность его применения, адекватность модели реальному процессу. Попытки применить класс хорошо организованных систем для представления сложных многокомпонентных объектов или многокритериальных задач плохо удаются: они требуют недопустимо больших затрат времени, практически нереализуемы и неадекватны применяемым моделям.

Плохо организованные системы. При представлении объекта в виде плохо организованной или диффузной системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые находятся на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а на основе определенной с помощью некоторых правил выборки компонентов, характеризующих исследуемый объект или процесс. На основе такого выборочного исследования получают характеристики или закономерности (статистические, экономические) и распространяют их на всю систему в целом. При этом делаются соответствующие оговорки. Например, при получении статистических закономерностей их распространяют на поведение всей системы с некоторой доверительной вероятностью.

Подход к отображению объектов в виде диффузных систем широко применяется при: описании систем массового обслуживания, определении численности штатов на предприятиях и учреждениях, исследовании документальных потоков информации в системах управления и т. д.

С точки зрения характера функций различаются специальные, многофункциональные, и универсальные системы.

Для специальных систем характерна единственность назначения и узкая профессиональная специализация обслуживающего персонала (сравнительно несложная).

Многофункциональные системы позволяют реализовать на одной и той же структуре несколько функций. Пример: производственная система, обеспечивающая выпуск различной продукции в пределах определённой номенклатуры.

Для универсальных систем: реализуется множество действий на одной и той же структуре, однако состав функций по виду и количеству менее однороден (менее определён).

По характеру развития существует два класса систем: стабильные и развивающиеся.

У стабильной системы структура и функции практически не изменяются в течение всего периода её существования и, как правило, качество функционирования стабильных систем по мере изнашивания их элементов только ухудшается. Восстановительные мероприятия обычно могут лишь снизить темп ухудшения.

Отличной особенностью развивающихся систем является то, что с течением времени их структура и функции приобретают существенные изменения. Функции системы более постоянны, хотя часто и они видоизменяются. Практически неизменными остаётся лишь их назначение. Развивающиеся системы имеют более высокую сложность.

В порядке усложнения поведения: автоматические, решающие, самоорганизующиеся, предвидящие, превращающиеся.

Автоматические: однозначно реагируют на ограниченный набор внешних воздействий, внутренняя их организация приспособлена к переходу в равновесное состояние при выводе из него (гомеостаз).

Решающие: имеют постоянные критерии различения их постоянной реакции на широкие классы внешних воздействий. Постоянство внутренней структуры поддерживается заменой вышедших из строя элементов.

Самоорганизующиеся: имеют гибкие критерии различения и гибкие реакции на внешние воздействия, приспосабливающиеся к различным типам воздействия. Устойчивость внутренней структуры высших форм таких систем обеспечивается постоянным самовоспроизводством.

Самоорганизующиеся системы обладают признаками диффузных систем: стохастичностью поведения, нестационарностью отдельных параметров и процессов. К этому добавляются такие признаки, как непредсказуемость поведения; способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды, изменять структуру при взаимодействии системы со средой, сохраняя при этом свойства целостности; способность формировать возможные варианты поведения и выбирать из них наилучший и др. Иногда этот класс разбивают на подклассы, выделяя адаптивные или самоприспосабливающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и другие подклассы, соответствующие различным свойствам развивающихся систем.

Примеры: биологические организации, коллективное поведение людей, организация управления на уровне предприятия, отрасли, государства в целом, т.е. в тех системах, где обязательно имеется человеческий фактор.

Если устойчивость по своей сложности начинает превосходить сложные воздействия внешнего мира – это предвидящие системы: она может предвидеть дальнейший ход взаимодействия.

Превращающиеся – это воображаемые сложные системы на высшем уровне сложности, не связанные постоянством существующих носителей. Они могут менять вещественные носители, сохраняя свою индивидуальность. Науке примеры таких систем пока не известны.

Систему можно разделить на виды по признакам структуры их построения и значимости той роли, которую играют в них отдельные составные части в сравнение с ролями других частей.

В некоторых системах одной из частей может принадлежать доминирующая роль (её значимость >> (символ отношения «значительного превосходства») значимость других частей). Такой компонент – будет выступать как центральный, определяющий функционирование всей системы. Такие системы называют централизованными.

В других системах все составляющие их компоненты примерно одинаково значимы. Структурно они расположены не вокруг некоторого централизованного компонента, а взаимосвязаны последовательно или параллельно и имеют примерно одинаковые значения для функционирования системы. Это децентрализованные системы.

Системы можно классифицировать по назначению. Среди технических и организационных систем выделяют: производящие, управляющие, обслуживающие.

В производящих системах реализуются процессы получения некоторых продуктов или услуг. Они в свою очередь делятся на вещественно-энергетические, в которых осуществляется преобразование природной среды или сырья в конечный продукт вещественной или энергетической природы, либо транспортирование такого рода продуктов; и информационные – для сбора, передачи и преобразования информации и предоставление информационных услуг.

Назначение управляющих систем – организация и управление вещественно-энергетическими и информационными процессами.

Обслуживающие системы занимаются поддержкой заданных пределов работоспособности производящих и управляющих систем.

Рассмотренные в данном разделе классы систем удобно использовать как подходы на начальном этапе моделирования любой задачи, т.к. определив класс системы для реального объекта можно достаточно уверенно дать рекомендации по выбору метода, который позволит более адекватно ее отобразить.

от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - термин, используемый в различных смыслах. В онтологическом аспекте он означает множество соподчиненных объектов, в когнитивном - логическую операцию деления исследуемых понятий, явлений, процессов. Например, классификация наук по области изучения ими природной или социальной реальности. Научная ценность классификации во многом зависит от основания, на котором она осуществляется.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЛАССИФИКАЦИЯ

1) В материалистич. диалектике – раскрытие внутренней необходимой связи между группами (классами, родами и т.д.), по к-рым распределены классифицируемые предметы. К., исходящая из формальных принципов, основана на таких способах распределения предметов по группам, к-рые базируются на сходстве предметов в пределах каждой группы, определяющемся наличием у них нек-рых общих свойств; при этом сходство противопоставляется несходству, тождество – различию. С т. зр. формальной К. наиболее важным является достижение по возможности наиболее четкого и резкого обособления членов одной группы от членов всех др. групп; в формальной логике этому соответствует правило деления, требующее, чтобы члены деления исключали друг друга. В результате формальной К. может вместе с тем устанавливаться нек-рый порядок в расположении самих групп; однако, как правило, этот порядок носит внешний, нередко искусственный и произвольный характер. Содержат. К. (напр., в естествознании) опираются не на формальные, а на диалектич. принципы и носят подлинно науч. характер. В качестве необходимой предпосылки они, как правило, имеют те или иные группировки предметов в соответствии с принципами формальной К.; в этом обнаруживается познават. функция формальных К., их пропедевтический, предварительный характер. Но содержательные К. переносят центр внимания на раскрытие внутренних, закономерных связей между группами классифицируемых предметов. При этом между предметами обнаруживаются такие отношения (напр., переходы, общие признаки), к-рые исчезали из поля зрения при первоначальном формальном подходе. Основой для установления таких отношений всегда служит нек-рый объективный закон, охватывающий данный круг предметов или явлений. Такой охват отдельного (классифицируемых объектов) общим (нек-рым общим законом) как раз и осуществляется в содержат. К.; поэтому такая К. является на деле лишь выражением и следствием лежащего в ее основе закона; она отражает именно те связи и отношения между классифицируемыми предметами, к-рые обусловлены данным законом. Важнейшей задачей К., опирающейся на диалектическую логику, является преодоление ограниченности формальной К. Это выражается в следующем: 1) Содержат. К. учитывает не только сходство между предметами, составляющими каждую отд. группу, но любые отношения между всеми предметами, подвергаемыми данной К. и входящими в разные группы, – следовательно, и теми, к-рые несходны между собой и даже обладают взаимоисключающими признаками. Т.о., если в основе формальной К. лежит односторонний учет сходства (или тождества), противопоставленный несходству (или различию) и обособленный от него, то в содержат. К. отражаются оба момента в их единстве – сходство и несходство, тождество и различие. 2) Содержат. К. выражает момент развития, изменения классифицируемых предметов. Наиболее известными К. такого рода являются те, которые отражают последовательный порядок усложнения предметов от низшего к высшему, определяемый процессом их развития. Таковы К. живых существ, осн. на теории развития органич. природы, К. видов вещества, осн. на теориях их усложнения и превращения, и т.д. Момент развития несовместим с принципами формальных К., к-рые вынуждены от него отвлекаться. 3) Принцип развития ведет к признанию наличия переходов между классифицируемыми предметами. В содержат. К. главным становится не проведение максимально четких разграничит. линий между различными группами, а раскрытие переходов между ними, обнаружение связующих областей, в к-рых предметы обнаруживают не один к.-л. отличит. признак, присущий опред. группе, а по меньшей мере два признака, присущие двум или более различным группам. Так, открытие физико-химич. процессов сделало невозможным прежнее резкое разделение всех явлений на физические и химические, ибо им оказались присущи признаки обоего рода явлений. 4) В силу того, что содержат. К. являются логич. выражением объективных связей и отношений между классифицируемыми предметами, они обладают максимальной объективной гибкостью и исключают искусственность, произвольность, субъективизм. Примером содержат. К. служит созданная Д. И. Менделеевым периодическая система элементов, основанная на открытом им же периодич. законе. Менделеев подчеркивал, что его К. исходит из учета не только сходства химич. элементов между собой (напр., щелочных металлов, обособленных от галоидов, и др.), на чем строилась прежняя формальная К. элементов с разбивкой их на т.н. "естественные группы", но, главное, на учете их несходства, т.е. отношений между несходными группами. Менделеев показал, что никаких резких граней между группами или классами (металлы и неметаллы) элементов, проводившихся ранее, не существует: металлич. свойства постепенно переходят в неметаллические; у одного и того же элемента в разных условиях обнаруживаются и те и другие (неметаллы могут иметь физич. вид металлов и т.п.). В наст. время установлено, что система Менделеева отражает последоват. развитие химич. элементов от простейшего (водорода) до сложнейших из ныне известных. Аналогичным примером может быть К. наук, созданная Энгельсом. Различие формальных и содержат. К. до известной степени отвечает различию между искусств. и естеств. К. Первые строятся на основе произвольного выделения одного или нескольких свойств или признаков у классифицируемых предметов, вторые – на учете всей совокупности их признаков, взятых в их взаимной связи и обусловленности одних из них (производных) другими (основными, определяющими); различие между теми и другими К. состоит в том, что одни являются односторонними (искусственные), другие – всесторонними (естественные). Б. Кедров. Москва. 2) В формальной логике – система (схема) соподчиненных понятий (имен классов), каждое из к-рых занимает в ней строго определенное место. К. имеют большое значение в науке и практич. деятельности людей и рассчитаны на долговрем. пользование без существ. изменений в схеме. Осн. задача К. – систематизировать данную область знания или деятельности для облегчения ориентировки в ней. К. непосредственно связана с двумя логич. операциями: с делением объема понятия и с классифицированием, т.е. упорядочением объектов по классам, и может строиться дедуктивно и индуктивно. При дедуктивном построении используется операция деления объема наиболее общего понятия; при дедуктивном подходе оперируют с понятиями и на основе сходства или различия их признаков устанавливают между ними родо-видовые отношения; логич. единство и стабильность схемы К. обеспечивается самим способом построения К., исходным пунктом к-рого являются малоподвижные общие понятия. Примером может служить биологич. систематика растений и животных, основанная на эволюц. теории. При индуктивном построении классификац. схемы анализу подвергаются отд. объекты, объединяемые в классы на основе сходства или различия в признаках. Индуктивное построение основано на нек-рых специфич. правилах: 1) из различных возможных группировок сходных объектов предпочтение надо отдать той, к-рая основана на наибольшем числе сходных признаков ("золотое правило" англ. логика Бэна); 2) из числа сходных признаков следует выделить такой, к-рый объяснял бы все остальные или служил их показателем; 3) чтобы выделить специфич. признак класса (differentia), нужно сравнить два крайних его представителя и взять такой признак (признаки), к-рого не будет у двух крайних представителей классов, соподчиненных данному. Выделенные т.о. признаки определяют класс и фиксируются его именем в схеме К. При индуктивном способе слабее обеспечивается единство и фиксированность К., т.к. при ее построении не всегда возможно охватить все объекты изучаемой области и часто возникает необходимость перераспределения низших классов, что в той или иной степени отражается на структуре всей системы. Обычно К. строятся с применением как дедуктивного, так и индуктивного способов: высшие классы, как правило, образуются дедуктивно, низшие – индуктивно. Дедукции отдают предпочтение в систематизации областей знания, индукции – при обработке фактич. материала и оформлении его в виде схем и таблиц. В случае, если классификационная схема является сложным комплексом соподчиненных понятий, образованным, напр., последовательным делением, ее можно представить в виде иерархич. дерева, корнем к-рого является самое общее понятие, вершиной самые частные, а в узлах размещаются остальные имена классов (такое дерево образуют, напр., рубрики в библиотечной универсальной десятичной К., в к-рой вся область человеч. знаний делится на 10 классов, каждый из них на 10 подклассов и т.д.). Ближайшие подклассы класса образуют горизонтальный ряд К., к-рый создается одной ступенью деления. Ряды, одинаково отстоящие по количеству узлов от корня дерева, находятся на одном уровне (ярусе). Последовательность понятий, связанных родо-видовым отношением, называется вертикальным рядом (ветви дерева). Горизонтальному ряду соответствует ряд непересекающихся классов объектов, а вертикальному – последовательность классов, находящихся между собой в отношении включения правильной части множества в множество. Правила образования К. основаны на правилах деления, к-рые на практике, однако, несколько модифицируются: 1) Деление на одной ступени должно проводиться по единому основанию. Это, однако, не исключает возможности многократного деления (по нескольким основаниям) одного и того же класса на подклассы и образования каждый раз различных рядов. Если такие ряды удается упорядочить между собой, система К. только выигрывает от этого: в ней оказывается зафиксированным больше свойств и отношений объектов. Примером такого упорядочения рядов может служить таблица Менделеева, в к-рой деление элементов по атомному весу (ряды) и по валентности (группы) образует своего рода решетку. 2) Следует различать основание деления и принцип упорядочения членов горизонтального ряда. Если основанием деления является нек-рый, иногда специфический, признак делимого понятия, то принципом упорядочения членов ряда может быть лишь такой признак объектов или понятий, к-рый может быть распространен на всю К. Члены ряда можно упорядочивать по их логич. свойствам (сходство содержания, степень абстрактности его, напр., от конкретного к абстрактному), по общефизическим, генетическим, пространственным (от близкого к далекому), хронологич. свойствам, по признакам имен классов (алфавитный порядок). 3) При построении К. желательно выбрать такой признак, к-рый можно было бы использовать в качестве основания деления на всех ступенях, т.е. признак, к-рый мог бы служить в качестве принципа упорядочения горизонтального ряда. Однако в К. с большим числом уровней это практически недостижимо. Поэтому стремятся к тому, чтобы основания деления на каждой ступени были бы по возможности близкими по содержанию и объединялись хотя бы в общие категории (предмет, процесс, атрибут и т.д.), как это делается в библиотечных К. Единый характер оснований деления не только обеспечивает систематичность К., но и облегчает операцию классифицирования, поскольку он выступает как точка зрения при выявлении признаков объектов и сопоставлении их с признаками понятий. 4) Деление должно быть соразмерным. Это правило имеет относительную силу. Оно применяется в момент составления К.: все известные в это время подклассы должны быть учтены. Однако, оберегая К. от ломки, следует предусмотреть способы включения в нее новых понятий. Для этого используются такие приемы, как оставление пустых узлов в классификац. дереве, специальная нумерация классов и др. 5) Члены деления одного ряда должны исключать друг друга. Последоват. осуществление этого правила возможно лишь в схемах с малым числом уровней. Чем больше разветвлений в классификац. дереве, тем труднее соблюдать это правило. Случаи, когда один и тот же объект попадает в несколько классов, фиксируются путем дублирования или методом перекрестных ссылок. В нек-рых К. (напр., библиотечная классификация Ранганатана) такие случаи рассматриваются как норма. В связи с этим система строится из различных по основанию деления классификац. таблиц, что и дает возможность фиксировать принадлежность объекта различным классам. 6) Образование вертикального ряда схемы должно быть непрерывным, без скачков. Правильное построение К. облегчает пользование ею, т.е. применение в операции классифицирования. Однако это не значит, что классифицирование проводится только после создания схемы. Эта операция имеет двоякое применение: в процессе образования классификац. схемы, где она состоит в упорядочении предметов по классам на основе сходства или различия в их признаках, и в процессе использования схемы, в к-ром она выступает как операция определения принадлежности объекта классу путем сравнения его признаков с признаками понятий в схеме. Формально-логич. правила классифицирования разработаны слабо. Однако в различных К. имеются отд. приемы этой операции. Так, в биологич. систематике применяется т.н. метод типа. Для каждого вида, рода и др. высших категорий устанавливаются типовой экземпляр, типовой вид, типовой род, вообще, типовой образец ближайшей низшей категории. При установлении места особи в систематике ее признаки сравниваются с признаками типовых экземпляров различных видов и делается вывод о принадлежности ее к тому или иному виду. Аналогично, при включении нового вида в род его признаки сопоставляются с типовыми видами нескольких родов. Классифицирование проводится в целях: 1) систематизации объектов нек-рой области и фиксирования их свойств и отношений, 2) поиска упорядоченных объектов; оно может решать одновременно обе задачи или же одну из них. Если имеется в виду первая цель, то при построении схемы за основания деления берутся наиболее существ. признаки, из к-рых вытекает максимум производных. Основание деления должно приводить к важным различиям между членами деления. Такая К. служит источником знания об объектах: по месту понятия в схеме можно судить о его содержании и, следовательно, о свойствах предметов, входящих в его объем. Так, по месту элемента в таблице Менделеева можно судить о его атомном весе, заряде ядра атома, валентности, о химических свойствах. К., построенная на существенных признаках, называется естественной. Если К. (имеется в виду достаточно сложная схема к.) используется для поиска объектов, то порядок расположения членов вертикального и горизонтального рядов должен быть формализован, т.е. принцип построения рядов должен быть таков, что, имея об искомом объекте нек-рые данные формального характера (напр., знание начальной буквы имени), можно было бы легко найти в схеме нужное понятие и соответствующий ему класс объектов. Примером такой К. могут быть именные каталоги в б-ках. К., служащая для поиска объектов и построенная только на формальных признаках, наз. вспомогательной (или искусственной). Часто сложные К. совмещают в себе свойства естеств. и искусств. построений. В таких случаях ряды упорядочиваются и содержательно и формально: каждое понятие приобретает порядковый номер, благодаря к-рому оно переводится на искусств. язык индексов, имеющий свой алфавит (цифровой или буквенный), правила образования, а иногда и элементы синтаксиса. В зависимости от широты области, к к-рой принадлежат классифицируемые объекты, К. могут быть энциклопедическими (универ-сальными), специальными (отраслевыми) и К. узкого круга однородных явлений (таблицы). Энциклопедия. К. охватывают всю область человеч. знания. К ним относятся, напр., К. наук и универсальные библиотечные К. В каждой отрасли науки и техники создаются специальные К.: биологич. К. растений и животных, химич. К. элементов и их соединений, К. звезд, минералов и т.д., технического, военного и др. оборудования. Часто в науке возникает необходимость упорядочить нек-рый круг важных для нее объектов. Чаще всего это делается или с целью обнаружения к.-л. существ. отношения между близкими по природе объектами, или для демонстрации уже открытого закона. Примерами могут служить К. субатомных частиц, полей, атомных ядер в физике, К. предложений, аффиксов, фонем в языкознании и т.д. В связи с возникшими возможностями автоматизировать многие интеллектуальные процессы, в частности обработку и поиск науч. информации, появилась необходимость в математич. обработке, а также в изучении логич. структуры К. Традиционная К., построенная на иерархии, не может быть приемлемой для полного упорядочения к.-л. области объектов. Если в ручном классифицировании можно допустить условное и произвольное включение объекта в тот или иной класс, то для машинного классифицирования каждое включение должно быть формализовано и подчинено опред. правилам. В связи с этим в логику К. были внесены изменения. В наст. время различаются строгая и слабая иерархии. В первой каждому узлу классификац. дерева непосредственно предшествует один и только один узел. При второй – узлам дерева может непосредственно предшествовать одновременно несколько узлов, в силу чего образуется сеть (строго иерархическое дерево тоже является частным случаем сети). И строгая и слабая иерархии рассматриваются как частично упорядоченные системы, формальные свойства к-рых описываются логико-математич. теорией структур. Лит.: Горский Д. П., Логика, М., 1958; Шамурин Е. И.., Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации, т. 1–2, М., 1955–59; Букановский В. М., Принципы и основные черты классификации современного естествознания, Пермь, 1960; Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика, 6 изд., М., 1909; Майр Э., Линсли Э. и Юзингер Р., Методы и принципы зоологической систематики, пер. с англ., М., 1956; Gregg T. R., The language of taxonomy, N. Y., 1954; Sayers W., An introduction to library classification, 9 ed., 1954; Ranganathan S. R., Colon classification, 5 ed., v. 1, Madras–L., 1957; Vickery B. C., Classification and indexing in science, L., 1958. Б. Якушин. Москва.

Тезаурус русской деловой лексики

Классификация

Syn: классифицирование, систематизация, систематизирование, систематика, группировка, сортировка, размещение, расположение

Словарь лингвистических терминов

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Классификация

распределение предметов по разрядам и группам в определенном порядке, сообразно с их свойствами и отличительными признаками; всякая классификация преследует цель удобства изучения, распознавания и распределения предметов.

Словарь Ефремовой

Классификация

  1. ж.
    1. То же, что: классифицирование.
    2. Система распределения каких-л. однородных предметов или понятий по классам, разрядам и т.п. согласно отличительным признакам, свойствам.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Классификация

(от лат. classis - разряд + facere - делать) - система иерархических соподчиненных понятий (классов объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними (см., например, систематика, периодическая таблица элементов Менделеева); систематическое деление и упорядочение понятий и предметов.

Словарь Ушакова

Классификация

классифика ция [аси], классификации, жен. (книж. ).

2. Система распределения предметов или понятий какой-нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.

Словарь Ожегова

Современный экономический словарь. 1999

КЛАССИФИКАЦИЯ

(от лат. classis - разряд и facere - делать)

Словарь экономических терминов

Классификация

(от лат. classis - разряд и facere - делать)

распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики (отрасли производственной и социальной сферы), классификация налогов (косвенные, прямые), классификация товаров (потребительские товары длительного и текущего пользования, продовольственные и промышленные).

Энциклопедия «Биология»

Классификация

в биологии, распределение разнообразия живых организмов в определённом порядке в соответствии с системой. Классификация опирается на набор признаков, дающих возможность сравнивать организмы между собой, определять степень их родства, выделять те или иные их особенности. В целом классификация позволяет уверенно ориентироваться в разнообразии живых организмов, чётко описывать их и создавать их системы. В основу некоторых искусственных классификаций могут быть положены и немногочисленные признаки чисто прикладного значения (напр., классификация растений по содержанию биологически активных веществ). Первую наиболее удачную систему классификации растительного и животного мира предложил К. Линней.

Политическая наука: Словарь-справочник

Классификация

(от лат. classis разряд, класс и facio делаю)

система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых - существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).

Энциклопедический словарь

Классификация

  1. (от лат. classis - разряд, класс и...фикация), в логике - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых - существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).
  2. в горном деле - разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Классификация

Весьма важный логический прием, которым пользуются при изучении предмета и который основан на логическом делении понятий. Действительно, классификация есть не что иное, как деление понятия на его составные элементы. Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (т. е. меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis). От правильного деления мы требуем, во-первых, полноты деления, т. е. чтобы все члены деления были перечислены; во-вторых - чистоты, т. е. чтобы члены деления не были пересекающимися понятиями. Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия; пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к К. Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования; он должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них; он должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении. Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер К. зависит от ее цели. Естественной К. называется та, которая предпринята ради объективной цели распределения самых исследуемых явлений, причем распределение их должно быть поставлено в зависимость от наиболее существенных признаков и от наибольшего числа их. Такова, например, К. животного царства, принадлежащая Кювье, который на основании особенностей нервной системы и относительного положения главных органов разделил животных на четыре типа. Но, классифицируя явления, можно иметь в виду и субъективные цели: например, удобства передачи исследованного (цели педагогические) или удобства применения (цели практические). Такую К. следует назвать искусственной; например, хронологическая передача событий истории представляет собой К. по одному лишь признаку, представляющую, с точки зрения педагогической, некоторые удобства. Примером К., предпринятой исключительно ради практических целей, могут служить К. психических болезней, в которых не только не выдержан основной принцип деления (симптомологический иногда переходит в этиологический), но выделены некоторые группы болезней, не нашедших себе места в больших перечисленных группах. Правильная К. явлений - несомненно, дело большой важности, ибо она сокращает описание (на основании логического принципа: quod de omnibus valet, et de quibusdam valet) и указывает на сродство явлений, так что в известном отношении является эвристическим принципом. Напротив того, путанная К., сближая разнородное и разъединяя однородное, служит препятствием для исследователя. Примером хорошей К., способной к развитию, может служить Контова К. наук, основанная на принципе относительной сложности и на идее иерархии наук (см.).

Э. Радлов.

Классификация наук - см. Наука, Естествознание, Систематика и названия отдельных наук.

Классификация животных имеет задачей такую группировку всех известных представителей животного царства, которая облегчает их обзор и изучение. Ввиду этого современная зоология стремится группировать животных, по возможности, естественным образом, т. е. руководясь не какими-либо внешними случайными признаками, а действительным сходством и различием между ними по строению и истории развития. Кроме того, изучая отношения различных групп животных между собой по происхождению, зоология стремится внести этот элемент и в К. животных, и, соответственно этому, целью ее является такая система, которая выражала бы собой историю происхождения современного животного мира. Главные единицы, категории в К. животных: вид - species, род - genus, семейство - familia, отряд - ordo, класс - classis, тип - typus (например, вид домашняя кошка , род - кошка , семейство - кошачьи , отряд - хищные , класс - млекопитающие , тип - позвоночные ). Но так как выразить различные степени сходства между животными, распределяя их по этим группам, оказывается часто невозможным, то приходится прибегать к различным другим систематическим единицам, каковы подвид, подрод и т. п. Во всяком случае, распределение животных по тем или другим систематическим категориям остается часто весьма условным и, при отсутствии строго объективных оснований для этого, во взглядах на этот предмет господствует большое разногласие. Данные относительно употребительной современной системы животных и ее истории - см. Зоология, также Вид.

Классификация (от лат. classis - разряд, классификация), в логике - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности.

Различают естественные классификации, основания которых - существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).

Было время, когда естественная классификация объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В XX в. пред­ставление о роли классификации в процессе познания заметно изменилось. Про­тивопоставление естественной и искусственной классификации во многом утра­тило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой приро­де; кроме того, существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в другом отношении. Поэтому роль классификации, в том числе естественной, не должна переоцениваться, тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевид­ным еще в прошлом веке, абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.

Классификация - многоступенчатое, разветвленное деле­ние логического объема понятия. Результатом классификации является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, но­вые понятия - видами, видами видов (подвидами) и т. д. Наибо­лее сложные и совершенные классификации дает наука, систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследо­ваний.

Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д.И. Менделеева, фиксирующая закономер­ные связи между химическими элементами и определяющая мес­то каждого из них в единой таблице. Эта система позволила сде­лать подтвердившиеся вскоре прогнозы относительно неизвестных еще элементов. Большую роль в развитии биологии сыграла классификации жи­вотных и растений К. Линнея. Хорошо известна классификации элементарных частиц, даваемая современной физикой.

Определение понятий

Слово «определение» произошло от латинского слова definition. В процессе общения, работы, просто повседневной жизни у человека нередко возникают проблемы с уяснением информации и передачей этой информации другим людям. Это связано с отсутствием или незнанием определения предмета, который упоминается в передаваемой информации. Проще говоря, человек зачастую не понимает значения того или иного понятия. Разъяснить сложное понятие, выявить его суть не обязательно должен сам человек, который столкнулся с проблемой, но это может сделать человек, к профессии которого относится рассматриваемая проблема. Для осуществления толкования понятия как раз и существует логическая операция определения понятия.

Определение понятия - это логическая операция, направленная на выявление правильного значения термина или содержания понятия.

Определить понятие - значит полно раскрыть его содержание и отличить объем данного понятия от объемов иных понятий (т. е. определить предметы, входящие в понятие, и отделить их от других предметов).

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, называется определяющим (definience ), или Dfn .

Виды определения

1. Реальные и номинальные . Деление определений на реальные и номинальные зависит от того, что определяется – содержание понятия или значение термина .

Реальное определение (экспликация) – это определение, посредством которого раскрывается содержание понятия, т. е. определяемый предмет выделяется из класса сходных предметов по его отличительным признакам. Результат определения такого типа представляет собой суждение – характеристику обозначаемых данным термином предметов.

Номинальное определение – это определение, посредством которого раскрывается значение вводимого термина или выражения.

Номинальное определение есть условие или соглашение относительно употребления данной знаковой формы. Определение в этом случае представляет собой ответ на вопрос, что называют или будут называть данным термином, что имеют в виду или будут иметь в виду под данным выражением.

2. По структуре выделяют определения явные и неявные, в зависимости от того, выделяются ли в качестве самостоятельных (непересекающихся) частей определяемое выражение (Dfd) и определяющее (Dfn).

Явное определение – это определение, в котором выражаются существенные признаки определяемого предмета и которое имеет вид равенства или эквивалентности – Dfd = Dfn. Данный вид определения является наиболее простой и употребительной формой определений.

Явные определениясодержат определяемое и определяющее понятие, при их равных объемах. В этом виде для определения используется ближайший род и вид (видовое отличие), содержащие характерные признаки определяемого понятия.

К виду явных определений относятся определение через род и видовое отличие и его разновидность – генетическое определение. В генетическом определении раскрываются не признаки или свойства предметов, а указывается способ возникновения или использования данного предмета.

Неявное определение – определение через род и видовое отличие - это очень удобный и эффективный инструмент раскрытия содержания понятий.

Неявные определения отличаются от явных тем, что в них нельзя выделить в качестве самостоятельных частей определяемое (Dfd) и определяющее выражения (Dfn) и, следовательно, нельзя представить их в виде равенства или эквивалентности.

Можно выделить несколько видов неявных определений: контекстуальное, индуктивное, остенсивное, через аксиомы.

Контекстуальное (от лат. contextus - «соединение», «связь») определение характеризуется тем, что оно позволяет выяснить суть, значение слова, смысла которого мы не знаем, через контекст, т. е. через относительно законченный отрывок информации, которая сопровождает данное слово, относится к нему и содержит его признаки.

Контекстуальное определение позволяет выяснить содержа­ние незнакомого слова, выражающего понятие, через контекст, не прибегая к словарю для перевода (если текст на иностранном язы­ке) или к толковому словарю (если текст дан на родном языке). Так, контекст помогает выяснить, что «заткнуть за пояс» означает «превзойти кого-либо»: «Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку: скоро они научились грамоте и боярских и купечес­ких детей за пояс заткнули - никто лучше их не сумеет ни про­честь, ни написать, ни ответу дать» (А. Афанасьев); «Стареешь ты, Фишка. - Старею? - удивился тот и хвастливо сказал: - Я еще молодого за пояс заткну!» (Г. Марков).

Понятие «золотая середина» - образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений, - отражено в следу­ющих контекстах: «Все б - в крайностях бродить уму, а середи­ на золотая все не давалася ему!» (А. Блок); «Кареты разъеха­лись. Мать даже всплакнула: - Всегда вы умудряетесь дово­дить страсти до критических крайностей. Ах, Фике, как хорошо знать золотую середину...» (В. Пикуль).

Индуктивные определения раскрывают смысл термина при помощи самого этого термина, через понятия, в которых содержится его смысл. Примером этого служит определение натуральных чисел. Так, если 1 - натуральное число и n - натуральное число, то 1 + n тоже есть натуральное число.

Индуктивные определения - такие, в которых определяе­мый термин используется в выражении понятия, которое ему приписывается в качестве его смысла. Примером индуктивно­го определения является определение понятия «натуральное число» с использованием самого термина «натуральное число»:

1. 1- натуральное число.

    Если п - натуральное число, то п + 1 - натуральное число.

    Никаких натуральных чисел, кроме указанных в пунктах 1 и 2, нет.

С помощью этого индуктивного определения получается нату­ральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4... Таков алгоритм построения ряда натуральных чисел.

Остенсивное определение - определение предмета путём указания на него, или демонстрации самого предмета. Такие определения применяются при раскрытии сущности предметов чувственного мира, другими словами, предметов, которые доступны для непосредственного восприятия.

Аксиоматическое определение - является фундаментальным, строится из суждений (логических выражений) как (конъюнктивная) совокупность утверждений, содержащих определяемое и определяющие понятия в этих утверждениях. Аксиома – это положение, которое принимается без логического доказательства в силу непосредственной убедительности. Определение через аксиомы основано на этом их качестве. Характеристика через аксиомы широко применяется в математике.

В современной математике и в математической логике ши­роко применяется так называемый аксиоматический метод. При­ведем пример. Пусть дана система каких-то элементов (обоз­начаемых х, у , z...), и между ними установлено отношение, вы­ражаемое термином «предшествует». Не определяя ни самих объектов, ни отношения «предшествует», мы высказываем для них следующие утверждения (аксиомы):

    Никакой объект не предшествует сам себе.

    Если х предшествует у, ay предшествует z , то х предшествует z .

Так с помощью двух аксиом определены системы объектов вида «х предшествует у». Например, пусть объектами c , у, z являются люди, а отношение между х и у представляет собой «х старше у». Тогда выполняются утверждения 1 и 2. Если объ­екты х, у, z - действительные числа, а отношение «х предшест­вует у» представляет собой «х меньше у», то утверждения 1 и 2 также выполняются. Утверждения (т. е. аксиомы) 1 и 2 опреде­ ляют системы объектов с одним отношением.

Истинность определения зависит не только от правильности подачи его содержания, но и от того, насколько стройно и последовательно будет выстроена его форма. Если истинность определения зависит от того, точно ли отражает его содержание все необходимые признаки определяемого понятия, есть лишь один рациональный способ получить такое определение - при формулировке строго следовать требованиям логических правил образования определений.


Top