Что такое психология кратко и понятно. Введение в психологию

Наука о психологии появилась в середине XIX века. Она прошла долгий и непростой путь в изучении душевного состояния личности. С помощью этой науки определяется характер, внимание, память человека. Многим нравится психология. Она помогает понять не только окружающих людей, но и себя. Психология очень обширная. О ней можно писать и говорить очень много. В этой статье мы рассмотрим некоторые важные аспекты психологии социальных групп и личности.

Психология как наука

Сознание, внимание, память, воля, душа человека - это целая наука о личности. Она называется психология. Только благодаря этой науке человек познаёт себя и окружающих. Не каждый понимает, что такое психология. Определение довольно простое. Это наука, которая изучает поведение, мысли, процессы как человека, так и животного. Хорошие знания психологии помогают понять любую личность. Ведь каждому интересно, например, что движет ребёнком, когда он совершает какое-нибудь непонятное для родителей действие. Или хочется понять, какой внутренний мир у вашего начальника.

На все вопросы, касающиеся души человека, ответит психология. Эта наука поможет правильно понять своего любимого, ребёнка, директора или подчинённого. Для того чтобы разобраться в себе или в близком человеке, некоторые люди посещают психолога по собственной инициативе. Только потому, что хотят быть счастливы. Однако кто-то боится обращаться к психологу, а зря. Если не получается у вас, специалист вам обязательно поможет понять проблему и разобраться в ней. Вот мы и разобрались с вопросом, что такое психология как наука. Теперь можно разобраться в тонкостях личности.

Понимание личности в психологии

Человек - индивидуальность. Вряд ли кто-то задаётся вопросом: «Что такое личность в психологии?». Это самая молодая психологическая наука. Она очень обширная. Остановимся на главном.

Никто даже не задумывается, что с человеком надо общаться лояльно, даже с маленьким ребёнком. Он в первую очередь личность, которая заслуживает к себе нормального отношения. Ведь один человек может не обратить на ваши слова внимания, другой, наоборот, пропускает через себя даже мимику, не то что слова.

Как вы уже догадались, психология имеет прямое отношение к личности. Человек мыслит, уделяет вам внимание, умеет выслушать, управляет своими эмоциями, характером, чувствами и др. Всем этим управляет личностная психология. Человек услышал плохие или хорошие новости, соответственно проявил в это время определённые эмоции. Любая непредсказуемость влияет на душевное состояние очень сильно. Поэтому, если вы не можете справиться с собой, вас что-то гложет, постарайтесь для начала разобраться в себе. Может, у вас на днях был стресс или превысили радостные эмоции, переключитесь на хорошую, позитивную, но спокойную книгу или просто сходите прогуляться. Вам это поможет отвлечься и разобраться в своём внутреннем мире. Теперь вы имеете представление, что такое личность в психологии? Она имеет некоторые подразделы: характер, состояние души, внимание, мышление и др.

Представление памяти в психологии

Память - это в некотором роде запоминающее устройство, которое сохраняет, а со временем озвучивает какие-то события или факты. Она может быть кратковременная или долговременная.

Психологи определили несколько видов памяти:

  1. Зрительная - увидел и запомнил.
  2. Слуховая - услышал, запомнил, через время озвучил.
  3. Двигательная - запоминание движений.
  4. Осязаемая - запоминание на ощупь.
  5. Образная - даже через определённое время всплывает в памяти увиденный образ.
  6. Эмоциональная - человек помнит пережитые ранее им чувства.

В принципе, все понимают, что такое память в психологии. Это очень сложный и тяжёлый процесс. Именно память помогает передавать нашим детям, внукам свой опыт и знания. Это самый длительный процесс. Ведь не зря бабушка, которой 80 лет, вспомнит свой опыт того времени, когда ей было всего 25 или 30. Довольно часто человек может и не помнить какие-то события из своей жизни. В основном это бывает, когда информация прошла очень болезненно, и память стирает этот процесс на подсознательном уровне.

Проявление внимания в психологии

Если человек сосредоточен на одном объекте и за ним наблюдает, что это означает? Конечно же, внимание. Без этого психологического аспекта тяжело было бы человеку существовать. Давайте обратимся к терминологии, чтобы понять, что такое внимание в психологии. Это реакция живого организма на внешние раздражители. Когда психологи проводили анализ по видам внимания, они сделали вывод: есть избирательное внимание (когда имеется возможность выбирать объект внимания), распределённое (сосредоточенность одновременно на нескольких объектах), переключаемое внимание (внимание не постоянное). Что происходит с человеком, когда он выбирает объект внимания? Возьмём, например, ребёнка, которому показали зелёный квадрат, и воспитатель спросила: «Какой цвет?». Вы думаете, он ответит по существу? Возможно. Однако ещё в обязательном порядке будет замечено, что это квадрат, который имеет углы и т. д. Внимание не будет заострено только на цвете. Так же и со взрослым человеком. Например, вы встретите своего старого знакомого, остановитесь пообщаться и в любом случае на какую-то мелочь будете отвлекать своё внимание. Поэтому при разговоре можете упустить важную деталь. Внимание не может быть равномерно распределено на каждый объект. Так функционирует наш мозг.

В принципе, что такое внимание в психологии стало понятно. Просто многие не задумываются над такими вопросами, а это очень важно. Особенно для родителей, которые воспитывают малышей и сердятся на них за невнимательность. Прислушайтесь к психологам.

Способности личности в психологии

Многие родители с рождением ребёнка понимают, что его нужно ставить на ноги. Что это означает? Вырастить само собой, а ещё дать ему достойное образование. С дошкольного возраста дети начинают ходить в секции, для того чтобы понять, какие способности у них есть, и начать их развивать. Это могут быть художественная или музыкальная школы, плавание, танцы и мн. др.

Ребёнок же не может с рождения взять кисть в руки и рисовать, но, возможно, у него есть к этому задатки. Их необходимо развивать. Если родители пойдут путём, что нравится только им, ребёнок не сможет воспользоваться своими способностями. Поэтому необходимо предоставить своему малышу возможность заниматься тем, что ему нравится. Только тогда у него будет шанс развиваться в нужном направлении и стать великим художником или композитором. Талант есть абсолютно у каждого человека. Одному родители смогли открыть его в раннем детстве, другому не смогли.

Темперамент личности в психологии

Характер - это индивидуальная черта каждого человека. Под темпераментом понимают поведение человека. И. П. Павлов разработал очень давно основные черты темперамента и поделил их на 4 вида:

1. Сангвиник - жизнерадостный человек, не задерживает своё внимание на одном объекте. Общительный, но не засиживается долго на одном месте работы. Не любит однообразие. Новая обстановка для него только в радость, он идёт с удовольствием на контакт с незнакомыми людьми.

2. Флегматик - медлительный, спокойный, бурные эмоции проявляет крайне редко. К любому делу подходит очень продуманно. Никогда не сделает неверный шаг. Никогда никто не знает истинных чувств флегматика.

3. Холерик - очень подвижный, эмоции всегда переполняются через край. Не умеет сдерживать себя, может вспылить из-за пустяка. Как быстро холерик берётся за новую работу, так же быстро она ему и надоест. Иногда окружающие тяжело переносят холерика за его чрезмерную подвижность.

4. Меланхолик - пассивный человек, который не любят интересоваться ничем новым. Чувства и эмоции замедленного действия. Очень быстро обижается, огорчается, хотя и не показывает этого. Он замкнут и больше предпочитает одиночество, нежели шумные компании. Меланхолики в привычной для себя обстановке чувствуют спокойствие, уверенность.

В любой работе необходимо знание темпераментов. Так будет легче общаться с людьми.

Психология эмоций

Очень часто люди не знают, что такое чувства. Это эмоциональное состояние души человека, которое выражается определёнными движениями тела, мимикой или голосом.

С самого детства мы слышим о прекращении эмоций, о том, что надо меньше выражать свои чувства. Однако психологи утверждают обратное. Каждый человек должен уметь выбрасывать эмоции, а не накапливать их годами. От чего происходят заболевания, психические расстройства? От того, что человек годами сдерживает все свои чувства и эмоции в себе. Нужно уметь высказывать своё мнение везде: на работе, дома, в общении с окружающими. Благодаря эмоциям человек быстрее определяет для себя все необходимые ему потребности. Не бойтесь выплёскивать свои чувства и эмоции наружу. Тот круг, которому вы нужны, примет вас такого. Другим же доказывать ничего не стоит. Ведь здоровье дороже.

Потребность в психологии

Человек не всегда догадывается о том, в чём он нуждается. Потребность - это то, в чём личность испытывает острую необходимость. Есть 3 вида:

1. Трудовая потребность - личность нуждается в познании мира, в работе.

2. Развивающая потребность - личность обучается, самореализовывается.

3. Социальная потребность - человек нуждается в общении с друзьями, коллективом и др.

Это социогенные потребности. Потребность заканчивается тогда, когда цель достигнута. Тогда у человека появляется что-то другое, в чём есть необходимость. Потребность - это весь механизм в психике человека. Другими словами, потребности - это психическое душевное состояние личности. Благодаря им человек стремится к своей цели, чтобы добиться желаемого, то есть становится более активным, а пассивность исчезает практически совсем.

Вам стало понятно, что такое психология, определение теперь можно дать более точное. Потребность, внимание, память, эмоции - вот что такое психология человека.

Социальная психология как наука

Каждый человек живёт в мире, где у него есть много родных, близких, знакомых, друзей, коллег и т. д. Для этого и нужна человеку социальная психология. Благодаря ей люди познают друг друга и взаимоотношения. Развиваются отношения не только между двумя индивидами, но и между целыми группами. Вы, наверное, догадались, что такое социальная психология. В этом предмете переплелись две науки. Социология и психология. Поэтому здесь изучаются отношения не просто между людьми, а различаются такие виды: социальные, экономические, политические и много других. Социальная психология в обществе позволяет занимать определённое место среди людей. Разделяют в социальной психологии 3 вида личности:

1. Пикники - они хорошо адаптируются в социальной среде. Стремятся выгодно построить отношения с нужными людьми. Они умеют отстаивать свои интересы без конфликтов.

2. Атлетики - общительные, любят обращать на себя должное внимание, доминирующая личность.

3. Астеники - им в обществе находится нелегко. Они не общительны, замкнуты, сдержанны.

Каждому человеку своё. Одни любят находиться в центре внимания в обществе, другим нравится больше находится в тени. С этим ничего не поделаешь. Надо принимать личность такой, какая она есть. О том, что такое социальная психология, можно много писать. Так как это не книга, а всего лишь статья, даются самые важные определения и понятия.

Глава 1 Психология как наука

Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы человека, особенностей его психики. Популярность психологии объясняется просто – она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других. Эти и многие другие вопросы являются областью исследования науки психологии.

Психология – это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч. ????" - душа) и «логос» (греч. ??"??? - слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.

Предметом изучения психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.

Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась душа. Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.

Позже предметом психологии стало считаться сознание. Сознание – способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.

В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции – наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.

В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать деятельность и поведение человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.

Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.

В самом общем виде предметом психологии можно считать закономерности формирования, развития и становления психики человека, связи человека с природой и обществом .

Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.

Можно выделить две основные стадии развития психики – элементарную сенсорную и перцептивную .

Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:

– низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слаборазвитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;

– высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;

– низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;

– высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные – птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;

– наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.

Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.

Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:

– психические процессы;

– психические состояния;

– психические свойства.

Психические процессы – отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.

Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:

а) познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;

б) эмоциональные процессы – эмоции, чувства, переживания;

в) волевые процессы – воля, принятие решений и т.д.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.

Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально-психологического климата, конфликты, сплоченность).

Психическое состояние – устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности. Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния – грусть, печаль, жизнерадостное настроение. Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов – особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т.д.

Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.

Среди психических свойств человека можно выделить:

а) жизненную позицию – систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;

б) темперамент – систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношения с другими людьми;

в) способности – систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

г) характер – систему психических свойств личности, определяющую особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.

Психология связана с целым рядом наук, так или иначе изучающих человека, – с философскими, социальными и естественными науками, – занимая между ними промежуточное место.

Философию можно считать прародительницей целого ряда наук, в том числе и психологии. Именно в рамках философии впервые зашла речь о человеке, его природе, личностных особенностях. Психология как отдельная наука поставила человека в центр своего внимания, изучая роль психики в его жизни. Помимо душевных процессов психология изучает и особенности эволюционного развития человека, его телосложение и нервную систему. В рамках физиологии и анатомии центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается вопрос о связи между психическими процессами и ЦНС человека. Помимо изучения отдельной личности психология рассматривает вопросы группового взаимодействия, поведения человека в обществе.

Психология содержит в себе целый ряд дисциплин – направлений, изучающих различные грани психических явлений, человеческого поведения.

Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.

Дифференциальная психология - раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

Социальная психология изучает закономерности образования групп, поведения и общения людей в группах, проблемы лидерства в группе. В рамках социальной психологии изучаются большие (народы, классы и т.д.) и малые (рабочие коллективы, семьи и т.д.) группы.

Педагогическая психология изучает закономерности становления личности в процессе обучения и воспитания, особенности развития учащихся, взаимодействия между учениками и учителями, а также факторы, влияющие на успешность обучения.

Возрастная психология изучает закономерности и особенности развития личности человека, присущие тому или иному возрастному периоду.

Психодиагностика изучает с помощью методов исследования психики некоторые индивидуальные особенности человека. Наиболее известными методами диагностики являются тесты, опросники, анкеты.

Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека и позволяет определить особенности формирования и развития у человека трудовых навыков и умений, работоспособность и выносливость трудящихся. Психология труда имеет ряд разделов в зависимости от вида деятельности и выполняемой работы. Например, можно выделить инженерную, авиационную, космическую психологию.

Юридическая психология рассматривает особенности поведения участников досудебного и судебного процесса, личности правонарушителя. Выделяют несколько разновидностей юридической психологии: судебную, криминальную и исправительно-трудовую психологию.

Медицинская психология изучает вопросы, связанные с нарушением здоровья и психики людей. Помимо этого в рамках медицинской психологии рассматриваются вопросы протекания различных нормальных и патологических состояний – стресса, аффекта, тревоги. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология и психотерапия.

Парапсихология не считается многими научной дисциплиной, однако остается достаточно популярной. Парапсихология изучает особенности возникновения и проявления различных паранормальных способностей человека, таких как телепатия, телекинез, ясновидение.

Необходимо отметить, что в связи с появлением новых наук или социальных феноменов число направлений психологии возрастает. Например, относительно недавно возникла экологическая психология .

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Издательство МГУ, 1988.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1997.

3. Лурия А.Р. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Центр ВЛАДОС, 2003.

5. Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2004.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

1.1. Психология управления как наука

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.В некоторых странах

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Пути за пределы "эго" автора Уолш Роджер

НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Кен Уилбер Скорее всего, важнейшим из стоящих сегодня перед трансперсональной психологией вопросов является ее отношение к эмпирической науке. Ни сфера деятельности трансперсональной психологии, ни главный ее предмет, ни ее

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ Субъективный опыт – совокупность воспринятых человеком смысловых, понятийных взаимосвязей.Факторы влияния на субъективный опыт человека:1) объекты и явления окружающей реальности. С рождения ребенок приобретает новый

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука 1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

1. Юридическая психология как наука Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг. ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем

Из книги Психология познания: методология и методика преподавания автора Соколков Евгений Алексеевич

1.2. Психология как гуманитарная наука и цели ее

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

Приложение ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ

Из книги Общественное животное [Введение в социальную психологию] автора Аронсон Эллиот

Социальная психология как наука Научный метод, вне зависимости от того, приложим ли он к физике, химии, биологии или социальной психологии, является наилучшим из тех, которыми мы, люди, обладаем, чтобы удовлетворить наше стремление к знанию и пониманию. Говоря более

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Рефлекс свободы автора Павлов Иван Петрович

1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии

1. Психология – это наука которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов: «syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее в XVII-XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи.

Другие психические явления необходимы для того чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 – 5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ ПОЗ И ЖЕСТОВ В ФОТОГРАФИИ Как определили психологи, человек получает в среднем только сорок процентов информации за счет слов, все остальное - за счет внешнего вида собеседника, его мимики, поз, жестов и интонации голоса.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХА) автора БСЭ

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы:I – донаучный – до VII–VI вв. до н. э.Это период, когда еще не существовало различных научных исследований психики, ее

Из книги "Шпионские штучки 2" или как сберечь свои секреты автора Андрианов Владимир Ильич

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с

Из книги автора

3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для

Из книги автора

1.2. Немного о психологии Многие думают: сделал тайник, спрятал драгоценную вещь, и все, - она в надежном месте и в безопасности. Но это не совсем так. Сделать надежный тайник - это целое искусство и обладает им только человек с неординарным мышлением. Причем надежность

Психология - это очень интересная и не до конца изученная наука. Психология изучает подсознание человека и то, как себя ведёт человеческий мозг в различных ситуациях. Психологию можно разделить на два вида: фундаментальную и прикладную. Основными процессами, которые рассматривает фундаментальная психология, являются такие, как ощущения, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь. Также фундаментальная психология изучает психические свойства и психические состояния. Прикладной психологией называют науку, изучающую практическое значение поведения людей. Если углубиться в эту науку, то можно узнать, что она изучает такие явления, как пубертатный период, социальное мышление и вообще все психологические изменения, которые происходят с человеком на протяжении всей его жизни.

Психологию в древности связывали с философией, так как она изучала вещи, которые люди не видели. Психология - одна из наук, которая исследует организм человека, но изучила лишь малую долю.

Практическое значение психология получила во время холодной войны между США и СССР, в то время, когда война велась не армиями, а разведчиками и шпионами. На разведчиков оказывалось весьма серьёзное психологическое влияние, и Советский Союз достиг определённых высот, используя психологическое оружие. Одним из видов такого оружия являлся ультразвук, человеческие уши не воспринимают его, но воздействие такого звука на человеческий мозг велико. Холодная война закончилась, и данные о психологическом оружии были засекречены, а после уничтожены, лишь малая доля просочилась в общественность.

В современном мире человек как никогда нуждается в психологии. Ведь каждый из нас окружён стрессами и проблемами, часто встречаются детские психологические травмы от какого-либо испуга или стресса. Больше всего психологическим заболеваниям подвержены дети, так как в современном мире везде похоть разврат насилие. Большое влияние оказывает компьютер, ведь если ребёнок с детства играет в жестокие игры, то потом эту жестокость он будет выплёскивать на окружающих. Чтобы доказать это, достаточно привести пример Саши из Украины. В свои четырнадцать лет Саша всё время проводит за компьютером и жестокими играми, и это серьёзно сказывается на его психике. Он перестаёт воспринимать правила уважения как должное, избивает родных, выплёскивает всю злобу на самых близких. Группа психологов решила помочь ему и вынесла не утешающий вердикт - тяжёлое психическое отклонение от нормы. Сашу поместили в психологический диспансер, где он пройдёт курс реабилитации. Но даже если он выйдет, то всё равно никогда не станет полноценным человеком, ведь пережив такое, невозможно вернуться к привычному образу жизни.

Психология на сегодняшний день изучила лишь малую долю тех знаний, что скрывает человеческий мозг, ведь пределы познания его безграничны и велики.

Но психология - это не только заболевания, это и познание самого себя и своих способностей. Ведь каждому интересно, как устроен его мозг, и на что он способен. Миллионы учёных составляют психологические тесты для людей, которым интересно познать самих себя. Все эти тесты указывают на предрасположенность того или иного человека к различного рода занятиям. Ведь зная к чему ты больше склонен, и что тебе лучше даётся, можно легко занять своё место в жизни и получать от неё удовольствие не только физическое, но и умственное. Но изучать загадки подсознания можно бесконечно, ведь, как только ты разгадаешь одну загадку, тут же появятся новые и тоже не дадут покоя, и так может продолжать до бесконечности.

Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

Предмет психологии

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам: Во-первых , предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако - в отличие от многих иных дисциплин - так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи - поведение, четвертые - деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно). Во-вторых , психологическая наука - одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, - писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934), - нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем - это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры. В-третьих , психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Задачи психологии

Основными задачами психологии как науки являются следующие:

1. изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей;

2. изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

3. изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;

4. внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные .

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Прикладные отрасли включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии - психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Психологическая феноменология

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов». Феномен - философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» - категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, несводима к ним, познается иным - опосредствованным - образом и требует рациональных способов ее осмысления.

1. Психические явления - явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции. Интроспекция - это особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями, происходящее в процессе их осуществления.

2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные психические процессы. О них субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни. Проявления бессознательного психического очень многообразны. З.Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего случайного, т. е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия (обмолвки, описки т.п.) являются результатом значимых для субъекта желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только специальное толкование указанных ошибочных действий может открыть их истинный смысл.

3. В начале XX в. некоторые американские психологи предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на раздражители из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти... И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.

4. В свое время ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (политических, нравственных, религиозных и т.п.).

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредованы различными предметами материальной и духовной культуры. Они также заслуживают внимания психологов. Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания (Пример: архитектура).

6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления (внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет - значит, человек испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если краснеет - значит, человек, вполне пригоден для командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица (сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса.

Связь психологии с другими науками. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы, тесно переплетаются с философией. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология». Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология». Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология». Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда». История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и влияние психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Проблема соотношения научной и житейской психологии

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.

1) Житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2) Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3) Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Передача житейского опыта. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена.

4) Разные методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.


Top