Буквы о а на конце наречий правило. Буквы о — а на конце наречий

2000 предложений

4 уровня сложности

автоматическая проверка

300 рублей

Запомни!

Пиши с двумя НН:

Стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, безымянн ый, желанн ый, священн ый, медленн ый, невиданн ый, неслыханн ый, нежданн ый, негаданн ый, нечаянн ый, отчаянн ый, окаянн ый, чванн ый, чеканн ый, жеманн ый, доморощенн ый, данн ый, решённ ый, купленн ый, казённ ый, пленённ ый, брошенн ый, лишённ ый, обиженн ый, смущённ ый, казнённ ый, конченн ое дело, побеждённ ый, рождённ ый, пеклеванный, недреманн ый, пущенн ый, окаянн ый.

Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели

Правописание наречий

Гласные а и о на конце наречий

Наречия с приставками в-, за-, на-, имеют на конце букву о , а наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а . Например: вправо, засветло, накрепко; досыта, изредка, снова .

Такие наречия образованы от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, и их нужно отличать от наречий, имеющих такие же приставки, но образованных суффиксальным способом: изустно (изустный), дословно (дословный), исправно (исправный) .

Наречия на шипящую

На конце наречий после шипящих пишется ь.

Например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж .

Всего в русском языке существует 9 наречий на это правило : настежь, напрочь, сплошь, прочь, невмочь, наотмашь, навзничь, вскачь, точь-в-точь. Можете просто выучить эти слова. Но если добавится какое-то новое слово с шипящим на конце, оно должно будет писаться по приведённому правилу.

Не и ни в местоименных отрицательных наречиях

В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения - ни, в обоих случаях это приставки и пишутся они слитно: негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, неоткуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, незачем (бесцельно); также нимало, ничуть.

Например: не"когда заниматься пустяками – никогда" не занимался пустяками; летом не"где было играть – дети нигде" не играли; не"откуда ждать известий – ниотку"да не приходили известия. Смотри также Употребление частицы НЕ и Употребление частицы НИ

Буквы н и нн в наречиях

Слитное написание наречий

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с наречием, например: донельзя, навсегда, насквозь, позавчера, извне, навряд ли, послезавтра .

Примечание 1. От таких наречий следует отличать раздельно пишущиеся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных. Ср.: Назавтра больной почувствовал себя лучше (почувствовал когда?, в значении наречия). - Заседание назначено на завтра (назначено на какое время? на когда?, в значении существительного).

2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо, надвое (но: по двое), натрое (но: по трое, также по одному ).

3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными, например: влево, задолго, намертво, докрасна, издавна, справа, подолгу, попусту, неподалеку .

Примечание. Различается слитное написание некоторых наречий этого типа и раздельное написание предложно-именных сочетаний. Ср.: Народу помногу ежедневно здесь бывает. - Он не бывает здесь по многу месяцев (наличие управляемого слова).

4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными и местоимениями, например: вплотную (подойти), врассыпную (броситься), вручную (сделать), вслепую (бродить), втёмную (играть), вчистую (получить отставку), вничью (сыграть), вовсю (размахнуться), напропалую, наудалую, наверное, впервые.

Примечание. Пишутся раздельно наречия этого типа, составленные из предлога в и прилагательного, начинающегося с гласной, например: в открытую, в общем .

5. Слитно пишутся наречия, образованные соединением предлогов с существительными, например: вперед, сбоку, подчас, воочию, встарь, взапуски, наугад, вдобавок, наоборот, поневоле, всмятку, вприсядку .

К наречиям этого типа принадлежат:

а) Слова с различными наречными значениями, имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются: вблизи, вдоволь, вдогонку, вдребезги, взаймы, взамен, взаперти, взапуски, взасос, взашей, вкось, вкривь, внаймы, внутри, внутрь, воочию, восвояси, вперевалку, вперегонки, впереди, вперемежку, вперемешку, вплавь, вповалку, впопыхах, вприглядку, впроголодь, впросак, впросонках, вразвалку, врасплох, врозь, всерьез, вскачь, вскользь, всмятку, встарь, втихомолку, второпях, втридорога, вчуже, дотла, замуж (от старой формы вин. пад.), запанибрата, изнутри, искони, исповедь, исподлобья, исподтишка, испокон, ucnoлу, исстари, набекрень, наперекор, навзничь, навзрыд, навыворот, назади, наземь, наизусть, наискосок, наискось, наобум, наотмашь, наперегонки, наперекор, наперерез, наперечет, наповал, напрямик, нарасхват, наружу, насмарку, настежь, настороже, натощак, наугад, наутек, начеку, наяву, невдомек, невзначай, невмоготу, невпопад, оземь, поделом, позади, понаслышке, пooдаль, поперек, пополам, пополудни, сдуру, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, спросонья, чересчур и т. п .

б) Слова с различными наречными значениями, если между предлогом (приставкой) и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос: вдобавок, вброд, влет, вволю, вволюшку (наесться), взатяжку (курить), вконец (измучиться), вместе, вмиг, внакидку (носить пальто), внакладе, вновь, воистину, вокруг, вослед, вперебой, вперегиб, вплоть, впору (костюм), вовремя (приехать), впоследствии, вполовину, вправду, вправе (поступить так), впрок, вразбивку, вразброд, вразнобой, вразрез, вразрядку, врастяжку, вряд ли, вскорости, вслух, всухомятку, втайне, въявь, задаром, замужем, зараз, кряду, кстати, набок (надеть шляпу), навстречу, навыкат, навылет, навынос, навыпуск, навырез, навытяжку, наголову (разбить), назло, назубок (выучить), наизнанку, накануне, наконец, налицо, наоборот, наотрез, наперебой, наперевес, наполовину, наперерыв, наперехват, напоказ, напоследок, например, напрокат, напролет, напролом, нараспашку, нараспев, наряду, насилу, насмерть (стоять; но: не на жизнь, а на смерть), наудачу, наутро (вернуться), начистоту, невмочь, обок (жить), отроду, отчасти, побоку, подряд, подчас, поневоле, поодиночке, поутру, сбоку, слишком, сплеча (рубить), сразу, сроду, сряду .

Примечание 1 . Многие из указанных слов в зависимости от контекста (наличия пояснительных слов) и значения выступают в качестве сочетания предлога с существительным и пишутся раздельно. Ср.: перейти вброд - вступить в брод; быть вправду (на самом деле) счастливым - верить в правду; вправе действовать именно так - не сомневаться в праве поступать так; разбить наголову - надеть на голову; действовать втайне (тайно) - хранить в тайне (в секрете); выучить назубок - подарить на зубок; сделать назло - жаловаться на зло и несправедливость; говорить врастяжку (растягивая слова) - отдать сапоги в растяжку (ср.: в повторную растяжку), склониться набок - повернуться на бок (ср.: на правый бок), сбоку припека - с боку на бок; жить обок - жить бок о бок; стоять насмерть - идти на смерть; вернуться наутро (утром) - перенести на утро; не видеть отроду - тридцать лет от роду; слишком много - три метра с лишком; вразрез с чужим мнением - попасть в разрез на руке.

в) Слова с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, век, начало, несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова: вверх, вверху, кверху, доверху, наверх, сверху; вниз, внизу, книзу, донизу, снизу; вперед, наперед; назад; ввысь; вдаль, вдали, издали; ввек, вовек, вовеки, навек, навеки; вначале, сначала; но при наличии пояснительных слов к соответствующим существительным указанные слова пишутся раздельно, например: на верх горы, в высь поднебесную, в даль степей, в дали голубой, во веки веков, на веки вечные, в начале жизни, с начала учебного года .

Примечание 1 . Возможность вставки определяющего слова (ср.: вверх - в самый верх) не обозначает их раздельного написания. Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительного слова к указанным существительным или по смыслу контекста, например: к низу платья, в глубь океана, в даль туманную, в начале осени, во веки веков, на веки вечные, повторить урок с начала (т.е. «от начала», а не «сперва» ). Ср.: Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала (пословица). Но: Нужно начать все сначала (в значении «заново, опять, еще раз»).

Примечание 2. Многие из приведенных в данном пункте слов могут употребляться в функции предлогов при управляемом существительном, и в этих случаях сохраняется слитное написание, например: Внизу двери виден был свет (т.е. свет шел из-под двери, а не освещал низ двери). Вверху письма стояла дата (воспринимается значение наречного предлога, а не предметное значение «верх письма»). Ср. также: быть наверху блаженства, чувствовать себя наверху благополучия (с переносным значением слова наверху), остановиться посередине дороги и т.д.

6. Слитно пишутся многие наречия профессионального характера и разговорного стиля с приставкой в- и конечным слогом -ку, например: вдогонку, взатяжку, внакатку, внакидку, внакладку, вперебежку, вперебивку, вперевалку, вперевертку, вперегонку, вперемежку, вперемешку, вповалку, вподборку, впригвоздку, впригибку, вприглядку, впридрайку, вприжимку, вприкатку, вприклейку, вприключку, вприковку, вприкормку, вприкрышку, вприкуску, вприпрыжку, вприрезку, вприскочку, впристружку, вприсядку, впритворку, впритирку, впритычку, вприхватку, вприхлебку, вприхрустку, вприщурку, вразбивку, вразброску, вразвалку, вразмашку, вразрядку, враскачку, враскрутку, враструску .

Пишутся раздельно: в насмешку, в рассрочку ; также в диковинку (другого образования) и разные сочетания, в которых существительное начинается с гласной буквы (в обтяжку и др.).

Дефисное написание наречий

1. Пишутся через дефис наречия с приставкой по- оканчивающиеся на -ому, -ему, -ки, -ни, -ьи, например: работать по-новому, пусть будет по-вашему, советовать по-дружески, говорить по-французски, хитрить по-лисьи; по-видимому, пo-пустому, по-прежнему, а также пo-латыни.

Примечание 1. Приставка по- пишется слитно, если в состав наречия входит краткое прилагательное на у (подолгу, помаленьку), с суффиксом -еньку, -оньку (помаленьку, потихоньку) или сравнительная степень (побольше, почаще).

Примечание 2. В наречиях с приставкой по-, образованных от сложных прилагательных с дефисным написанием, дефис пишется только после приставки, например: по-социалдемократически, по-унтерофицерски.

Постарайтесь не перепутать наречие и прилагательное. Сравните: оделся по-осеннему. По осеннему льду ходить опасно.

2. Пишутся через дефис наречия на -ых, -их с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных, например: во-первых, в-четвертых, в-седьмых, в-последних (последнее написание – по аналогии с такими, как предыдущие).

3. Пишутся через дефис неопределенные наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, например: когда-то, откуда-либо, как-нибудь, кое-где, все-таки .

4. Пишутся через дефис наречия, образованные повторением того же самого слова или той же основы, а также сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов.

Вот наиболее полный список этих слов:

шиворот-навыворот, полным-полно, светлым-светло, любо-дорого, волей-неволей, сильно-сильно, всего-навсего, худо-бедно, мало-мальски, давным-давно, точь-в-точь, еле-еле, едва-едва, крест-накрест, подобру-поздорову, как-никак, чуть-чуть, туго-натуго, мало-помалу, не сегодня-завтра, шито-крыто, с бухты-барахты, тихо-смирно

5. Пишется через дефис технический термин на-гора .

Раздельное написание наречных сочетаний

1. Раздельно пишутся наречные выражения, состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними: бок о бок, с глазу на глаз (по аналогии: один на один).

2. Раздельно пишутся наречные выражения с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из которых одно стоит в именительном падеже, другое - в творительном, например: дело делом, честь честью, чудак чудаком .

3. Раздельно пишутся употребленные в наречном значении сочетания имен существительных с предлогами:

  • без: без ведома, без запроса, без обиняков, без оглядки, без отказа, без просвета, без просыпу, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали;
  • в: в дым, в лоск, в стельку (пьяный), в подбор, в придачу, в складчину, в старину, в стык, в тупик, в тупике;
  • до: до зарезу, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду ;
  • за: за полночь ;
  • на: на бегу, на весу, на виду, на лету, на скаку, на ходу; на вес, на вид, на вкус, на глаз, на глазок, на грех, на диво, на зависть, на ощупь, на редкость, на славу, на смех;
  • от: от силы (три килограмма и т.п.);
  • по: по старинке;
  • под: под стать, под уклон, под хмельком, под шумок;
  • с: с ведома, с кондачка, с маху, с наскока, с панталыку (сбиться), с разбегу, с разгона, с размаху, с ходу.

Так же пишутся наречные сочетания предлогов в и на с существительными во множественном числе, обозначающие местонахождение, время, состояние (физическое и душевное): в головах, в ногах, на днях, на радостях, на рысях, на сносях, на часах (стоять).

Раздельно пишутся сочетания предлога на с неизменяемыми частями речи (частицами, междометиями), если они выступают в функции наречий: на авось, на нет (свести на нет), на ура, на фуфу .

4. Пишутся раздельно наречные сочетания, состоящие из предлога в и существительных, начинающихся с гласной буквы: в обмен, в обрез, в обхват, в упор, в одиночку, в открытую .

5. Пишутся раздельно употребленные в роли наречия сочетания имен существительных с различными предлогами, если существительное в определенном значении сохранило хотя бы некоторые падежные формы.

Например: в насмешку, с насмешкой; за границу, за границей, из-за границы (но: торговля с заграницей - от существительного заграница), на дом, на дому; на карачки, на карачках; на корточки, на корточках; на цыпочки, на цыпочках; на запятки, на запятках; на поруки, на поруках; на память, по памяти; на руку, не с руки; на совесть, по совести; под мышку, под мышкой, под мышки, под мышками, из-под мышек (но: подмышки); под спуд, под спудом.

То же, если существительное употреблено в переносном значении, например: крикнуть в сердцах (в гневе), ругать за глаза (заочно) .

6. Раздельно пишутся сочетания отрицаний не и ни с предложными формами существительных, например: не в меру, не в зачет, не под силу, не по вкусу, не к добру, ни на йоту, ни за грош, не к спеху .

В случаях затруднений в правописании наречий, образованных соединением предлога с именами существительными, следует обращаться к орфографическому словарю.

В курсе «Орфография по правилам» вы найдёте интерактивные упражнения на правописание наречий. >>>

Дата: 30.01.2014 Тема:

Изредка, издавна, искоса, дочиста, досуха, докрасна, добела, справа, слева, снова, сначала.

Влево, вправо, наглухо, направо, насухо, насильно, налево, начисто, надолго, начерно, наново, крепко-накрепко, туго-натуго, чисто-начисто, засветло, заново, замертво, заживо, заведомо.

Изначально, достаточно.

I. 1. Изредка в близкой речке с внезапной звучностью плеснет большая рыба. (Т.) 2. На тряской мельнице колеса уже шумят издалека. (Майк.) 3. Пурга дочиста вымела скалы, нарты застревали в камнях, собаки оставляли кровавые следы на голой земле (Алд.-Сем.) 4. Долго ползли по очень крутому склону, поросшему сначала сосновым лесом, а потом еловым. (Кат.) 5. Русский народ издавна славится своим гостеприимством.

II. 1. Около полудня бричка свернула с дороги вправо, проехала немного шагом и остановилась. (Ч.) 2. Глаза Чертопханова медленно раскрылись, и потухшие зрачки двинулись сперва справа налево, потом слева направо и остановились на посетителе. (Т.) 3. Направо от нас у самого озера шумел высокий бор, налево был дикий невылазный болотный лес, переходящий в огромные болотные пространства. (Пришв.) 4. Петя проснулся задолго до трубы. (Кат.) 5. Отряд засветло вернулся к лагерю. 6. Петя решил на прощанье наскоро выкупаться. (Кат.) 7. Веточки молодой осины были начисто острижены лосями. (С.-М.)

III. 1. Детям крепко-накрепко было приказано не прикасаться к спичкам. 2. Мы просто-напросто разулись и перешли реку вброд.

В.Н. Шипицина, учитель русского языка и литературы МОСШ № 19, г. Нижневартовск

Урок русского языка в 7 классе

Тип урока: объяснение нового материала; формирование новых ЗУН учащихся.

Тема урока:

Б уквы О и А из- , до- , с-

Цели: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв О и А на конце наречий; формировать навык написания букв О и А на конце наречий с приставками из- , до- , с- .

Работа по развитию речи: обогащение речи школьников за счет

использования наречий в речи

Повторение: повторение правописания О , Е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях различных частей речи; правописание приставок на , .

Оборудование урока:

    Индивидуальные карточки с дифференцированными знаниями;

    Таблицы:

    правописание О и А на конце наречий;

    алгоритм О , А , У на конце наречий;

    Словообразовательное лото (игровые, занимательные материалы).

Запись на доске:

    Число, классная работа, тема урока.

    Цель: научиться определять условия выбора букв О , А на конце наречий с приставками из- , до- , с- .

    Бесполезн… живущий человек сначал… умирает для других, потом для себя.

    Беспомощно ←

Доверчиво ←

Добела ←

Дотемна ←

Издавна ←

Изжелта ←

Снова ←

Слева←

    Орфографическая задача.

Справ(а,о) тянется лес, слев(а,о) извивается речка. Снов(а,о) подъезжаю к родным местам. Изредк(а,о) попадается встречная машина. Вот и озеро, где издавн(а,о) водилось много рыбы. Дорога повернула вправ(а,о).

Ход урока

    Активизация опорных знаний

1.1. Опрос-повторение.

Индивидуальная работа по карточкам

а) объясни правописание ¬. Обозначь орфограммы.

Ра(з,с)считать; ра(з,с)чет; ра(з,с)формировать; бе(з,с)вредный; бе(з,с)форменный; ра(з,с)чертить; бе(з,с)полезный; (з,с)жечь; (з,с)делать.

б) записать, вставить пропущенные Н, НН.

Небо было соврше(н,нн)о ясное; выполнить аккурат(н,нн)о; безвере(н,нн)ая погода; поступить необдума(н,нн)о; ребята говорили возбужде(н,нн)о; слушать рассея(н,нн)о.

в) вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

Н…куда идти; н…когда не думал об этом; н…где искать; н…как не найдет; н…где не видно; н…куда не пойду; н…откуда взять; н…где спросить; н… с кем поговорить.

Синтаксическая минутка

Задание №1. Выполни синтаксический разбор предложения (раскрой скобки, расставь знаки препинания, дай характеристику предложению, начерти схему).

Я

, / / (не)торопливо брожу по берегу (не)большой степной реч(?)ки ( , ) / оставляя за собой след на мокрой траве / . (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом.

1.2. Проверка домашнего задания.

Коллективная работа по проверке упр. 214 (О , Е после шипящих)

^

Микровывод: – Когда после шипящих в существительном, прилагательном, наречии пишется О , Е ?

1.3. Проверка синтаксического разбора предложения.

Неторопливо (медленно)

Небольшой (прилагательное) маленький

Речки – чк, чн

    Сообщение темы и цели урока

На доске записано предложение

Бесполезно живущий человек сначала умирает для других, потом для себя.

Как вы понимаете смысл этой фразы?

Найдите наречия, разберите по составу.

Бесполезно ← бесполезный (суффиксальный способ)

Сначала ← начальный, начало (¬ ^ )

У. С закономерностью выбора суффиксов А , О в наречиях предстоит сегодня познакомиться.

– записать тему,

– назвать цель.

Наблюдение

На доске записаны наречия. Найдите слова, от которых они образованы и определите способ образования.

1. Беспомощно ← беспомощный (^ )

Доверчиво ← доверчивый (^ )

2. Добела ← белый (¬ ^ )

Дотемна ← темный (¬ ^ )

Издавна ← давний (¬ ^ )

Изжелта ← желтый (¬ ^ )

Снова ← новый (¬ ^ )

Слева ← левый (¬ ^ )

У. Наречия образовываются от прилагательных приставочно-суффиксальным способом; суффиксальным способом.

Работа с таблицей

О и А на конце наречий

У. Наречия с ¬ в- , на- , за- , с- , из- , до- по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО.

из- давн из окн а

до- красн а до окн а

с- прав с окн а

в- лев в окн о

на- глух о на окн о

за- прост за окн о

Вывод: если наречие с ¬ из- , до- , с- образовано от бесприставочного прилагательного – а

Работа по учебнику

    § 46 стр. 97 – наблюдение;

    Орфограммы;

    Работа в «Памятке»

-о -а

на конце наречий

1. Образовано от прилагательного суффиксальным способом

н-р: исправно (исправный)
2. + о (приставка уже есть в прилагательном) н-р: доверчиво (доверчивый)
3.в влево на + о направо за запросто

    Закрепление

3.1. Образец рассуждения стр. 97;

3.2. Упражнение 216 (коллективно, объяснительная работа)

-а (-я) -о

Слева (левый) досрочно (досрочный)

досиня (синий) созвучно (созвучный)

издавна (давний) изобильно (изобильный)

досуха (сухой) доходчиво (доходчивый)

справа (правый) стеснительно (стеснительный)

досыта (сытый) дословно (дословный)

сначала (начальный) достаточно (достаточный)

извилисто (извилистый)

исправно (исправный)

доверительно (доверительный)

3.3. Замени словосочетание наречиями с –о или –а на конце

Идти в правую сторону – вправо;

Беседовать без стеснений – запросто;

Раскалить до красного цвета – докрасна;

Расстаться на долгое время – надолго;

Переписать окончательно – набело.

Надолго

Набело Добела

3.4. Упражнение 217 – работа по вариантам (взаимопроверка) 2-е у доски.

I-ый вариант II-ой вариант

издавна влево

слева направо

снова начисто

досыта затемно

досуха засветло

Микроитог: Наречия с ¬ из- , до- , с- образованные приставочно-суффиксальным способом от бесприставочного прилагательного пишется – а

Наречия образованные от прилагательного с приставками, которые уже были у прилагательного, а также с ¬ в- , на- , за- пишется – о

      Реши орфографическую задачу:

Справ а тянется лес, слев а извивается речка. Снов а подъезжаю к родным местам. Изредк а попадается встречная машина. Вот и озеро, где издавн а водилось много рыбы. Дорога повернула вправ о .

3.6. Эстафета. Словообразовательное лото.

На цветных карточках даны части слов:

из- в- до- на-

с- за-

сух , чист , -лев- , -давн- , -прав- , -долг- , – зеленый цвет

Кто больше составит слов?

    Итог урока.

4.1. Вернуться к предложению

Бесполезн о – бесполезный

Сначал а – с + а

4.2. Какова цель нашего урока?

4.3. Каким приемом надо пользоваться, чтобы определить, что писать на конце наречий –а , –о ?

    Домашние задание.

5.1. § 46, «Памятка».

5.2. Сочинение-миниатюра на тему «Как я готовлю уроки» (используя наречия: снова, слева, справа, сбоку, сначала, досконально, вначале и другие).

5.3. Из II-ой главы повести «Детство» М. Горького выписать 5 предложений с наречиями на –а , –о, –е .

5.4. Упражнение 218.

  • Цели:
  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся,

ХОД УРОКА

1. Формирование психологического настроя.

Здоров ли ваш скот? Садитесь. Удивлены? Эту странную на первый взгляд фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зулусов говорят при встрече: «Я тебя вижу». А мы по-русски говорим просто: «Здравствуйте». То есть желаем нашему знакомому здоровья, о нем мы поговорим чуть позже, а сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят учащиеся 7 «А» класса, они составили специально для вас вопросы по теме «Правописание наречий».

2. Повторение изученного по теме: «Правописание наречий».

Слайд 1.Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?

Слайд 2.С вами играет Цепенникова Настя. Внимание вопрос:

Какие слова являются наречиями?

Слайд 3.С вами играет Басков Евгений. Внимание вопрос:

Существительныесклоняются, глаголы спрягаются.

Как изменяются наречия?

Слайд 4. С вами играет Пичкалев Павел. Внимание вопрос:

Расскажите о правописании не с наречиями.

Слайд 5. С вами играет Корепанов Павел. Внимание вопрос:

Определите, какой частью речи и каким членом предложения являются выделенные слова:

  • день прошел (в)пустую .
  • мы вернулись (в)пустую комнату.

Слайд 6. С вами играет Потапов Андрей. Внимание вопрос:

Когда на конце наречий после шипящих пишется суффикс -О, а когда -Е?

Дополните ответ своими примерами.

Слайд 7.С вами играет Смолин Виктор. Внимание вопрос:

Игра «Третий лишний»:

  • скучно
  • нарочно
  • празднично

Слайд 8. С вами играет Пачева Настя. Внимание вопрос:

В каких случаях в наречиях пишется одна, а в каких две буквы Н?

Дополните ответ своими примерами.

Очень интересный и сложный вопрос, и хотя вы ответили на него правильно, давайте проверим на практике знание этой орфограммы.

Работа в парах на ноутбуках. CD «1С:Репетитор. Русский язык (1.0а)»

Ваши знания оценит независимый эксперт - компьютер. На полях тетради выставьте, пожалуйста,оценку компьютера.

Карточки (для того, кто справился с заданием раньше).

Слайд 9. С вами играет Половодов Саша.

3. Новый материал

На вопрос Саши мы пока ответить не сможем, оставим его на потом. А сейчас внимание на доску:

- Что общего и чем отличаются слова данных столбиков?

Чем же будет заниматься сегодня на уроке?

Итак, тема урока «Буквы О, А на конце наречий».

Может быть, кто-то догадался, от чего зависит написание суффиксов данных слов? (Слайд 10).

Работа с учебником.

Проверим, к правильному ли выводу мы с вами пришли. Открываем учебник на странице 105. Самостоятельно читаем новый материал. Время чтения 5 минут.

Когда же на конце наречий, образованных при помощи приставок и суффиксов, пишется -О? Когда -А?

Каким приемом, для лучшего запоминания выбора орфограммы, предлагает вам воспользоваться учебник?

Есть еще один прием: нужно запомнить два очень интересных слова «навзао» и «издоса», они состоят из трех приставок и одного суффикса. Используйте тот прием, который вам больше понравится.

4. Тренировочные упражнения:

1. Упражнение 242. Работает по цепочке второй ряд, запись делаем с объяснением орфограммы.

2. Данные словосочетания заменить наречиями с –О или –А на конце, объяснить выбор орфограммы:

  • Идти в правую сторону (идти вправо);
  • Расстаться на долгое время (расстаться надолго);
  • Наесться до полной сытости (наесться досыта);
  • Переписать окончательно (переписать начисто или набело ).

Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

3. Слайд 11. К данным наречиям подобрать антонимы:

  • справа
  • затемно

С данными словами придумайте предложение, запишите его, подчеркните наречия как член предложения.

4. Работа в парах на ноутбуках. Раскраска. Открыть с помощью Paint. <Рисунок 1>

Карточки для тех, кто с работой справился раньше.

5. Итоги.

Слайд 9. Я думаю, что сейчас мы сможем ответить на вопрос Половодова Саши. Внимание вопрос:

Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?

6. Слайд 12. Домашнее задание:

1. Упр. 242 с двумя приставками на выбор.

2. Вопрос на пятерку. Почему в наречии дословно пишется суффикс –о?

7. Слайд 13. Работа над развитием речи. Соревнование с компьютером «Кто быстрее?»

Заменить в предложении фразеологизм наречием:

  • Из школы Игорь шел черепашьим шагом . (медленно)
  • Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
  • Сегодня мне пришлось встать чуть свет . (рано)
  • От остановки до нашей школы рукой подать .(близко)
  • В автобусе сегодня яблоку негде было упасть .(тесно)

8. Рефлексия

Сегодня на уроке оценки вам ставил компьютер, оценивала вашу работу я, а сейчас оцените себя сами:

- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее

- Все понял(а), но активно работать на уроке стеснял(ась)ся

- Присутствовал(а) на уроке

Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Полученный « портрет» класса вручается классному руководителю.

Всем спасибо. До свидания.

Цели:

  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся.

Ход урока

1. Формирование психологического настроя.

– Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о правописании наречий, а сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят учащиеся 8-го класса, они составили специально для вас вопросы по теме “Правописание наречий”.

2. Повторение изученного по теме: “Правописание наречий”.

Слайд 1. Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?

Слайд 2. С вами играет Киселёва Алёна. Внимание вопрос:

– Какие слова являются наречиями?

Слайд 3. С вами играет Суразаков Василий. Внимание вопрос:

– Существительные склоняются, глаголы спрягаются.

Как изменяются наречия?

Слайд 4. С вами играет Шадрина Юлия. Внимание вопрос:

– Расскажите о правописании не с наречиями.

– Дополните ответ своими примерами.

Слайд 5. С вами играет Рее Оксана. Соревнования с компьютером.

Слайд 6. Нужно заменить фразеологические обороты на наречия. Кто быстрее?

Слайд 7. С вами играет Шадрин Иван. Внимание вопрос:

– Какие степени сравнения есть у наречий?

Слайд 8. С вами играет Казанцев Алексей. Внимание вопрос:

– Какие группы наречий по значению вы знаете?

Слайд 9. С вами играет Казанцев Иван. Внимание вопрос:Когда в наречиях пишется суффикс -А, а когда -О?

3. Новый материал. Слайд 10.

– На вопрос Вани мы пока ответить не сможем, оставим его на потом.

А сейчас, ребята, послушайте сказку.

– Жил-был маленький человечек с огромным красным носом и всегда ходил он с гигантским носовым платком в маленькой ручке. Однажды его спросили:
–Как тебя зовут?
– Издос, – ответил он.
– Какое странное имя!
– Это де ибя. Бедя дазывают Издос, потобу что у бедя все вребя ИЗ ДОСа течет.
– Что-что?
– Он сказал: “Меня называют Издос, потому что у меня все время из носа течет”, – перевел кто-то.

Издос высморкался в свой платок и стал говорить нормально.

– А это мой друг и помощник, показывая на платок, его зовут Занав, – сказал Издос.
– А почему его так зовут?

– Это его родовое имя. Я всегда боролся с насморком, никаких платков мне не хватало. А на волшебном Окне висела занавеска. Я взял и отрезал половину: – ЕСКА осталась висеть, а ЗАНАВ – теперь всегда со мной.

Ребята, я вам рассказываю эту сказку для того, чтобы вы лучше запомнили приставки наречий Окна? Что это за наречия окна, я вам сейчас расскажу.

Слайд 12.

– Есть такое племя: Приставки Окна. Они там живут, в Волшебном окне, и ему, окну, поклоняются и повинуются. А Издос и Занав там стражники. Они отбирают, кто может пройти в Племя окна, а кто нет. Отбор очень жесткий и суровый – как в космонавты, ведь все хотят жить в Волшебном окне. А берут туда те наречия, у которых имена, как у стражников. Это наречия с приставками ИЗ, ДО, С (ИЗДОС) и ЗА, НА, В (ЗАНАВ). Но стражники решают немного в судьбе наречий. Их жизнью распоряжается Само Окно! Слайд 13. Например, мы не знаем, “О” или “А” пишется на конце слов влев.., справ.., издавн…Мы подставляем существительное ОКНО. Как будто приставки В, С, ИЗ – предлоги. Влев.. (в окно). Значит, влево. Слайд 14,15.

4. Чтение орфограммы № 61 на стр. 115 (хором).

5. Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук “О” усиливает кровоснабжение сердца, звук “А” благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

6. Тренировочные упражнения: Слайд 16.

2. Придумать рассказ на тему “Я лечу простуду”, используя наречия: справа, засветло, снова, налево, изредка, докрасна, издавна, сначала.

3. Данные словосочетания заменить наречиями с -О или -А на конце, объяснить выбор орфограммы:

Идти в правую сторону (идти вправо);

Расстаться на долгое время (расстаться надолго);

Наесться до полной сытости (наесться досыта);

Переписать окончательно (переписать начисто или набело).

Слайд 17. Я думаю, что сейчас мы сможем ответить на вопрос Казанцева Ивана. Внимание вопрос:

– Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?

Слайд 18. Домашнее задание:

1. § 41, упр. 246 (по образцу).

Слайд 19. Рефлексия.

“Недописанное предложение”:
– Я не напрасно провел этот час, потому что….
– Всем спасибо. До свидания.


Top