Биография романовых кратко. Семья Романовых – биография и история жизни, почему и за что их расстреляли? Как цари вернулись в российскую историю

Российская история стабильна сменой правящих династий. За всю историю развития государства на престоле сменилось только две династии: и Романовых . И именно династия Романовых связана с крупнейшими историческими событиями, сформировавшими облик современного государства. Хронология их присутствия у власти насчитывает около 300 лет.

Вконтакте

С чего начиналось генеалогическое древо Романовых

Российская история причудлива. В теории она известна достаточно хорошо, но если углубиться в давние периоды, оказывается довольно противоречивой и запутанной. Историю рода Романовых можно признать одним из подтверждений такого мнения. Начнем с того, что даже точные данные, откуда он пришел в Москву, чтобы потом на три века занять престол , достоверно не известно:

  • По мнению представителей самой династии, истоки появления рода таятся в Пруссии, откуда прибыл на Русь в 14 веке основатель рода.
  • Профессиональные историки, в том числе академик и археограф Степан Борисович Веселовский, уверены, истоки царской семьи находятся в Великом Новгороде.

Летописи и старинные манускрипты называют первое достоверное имя основателя династии. Им стал боярин Андрей Кобыла.

Он принадлежал к свите московского князя Симеона Гордого (1317-1353). Боярин дал начало фамилии Кошкиных, первым представителем которой стал сын Андрея Кобылы Федор Кошка.

Зигзаги истории привели Захарьиных во времена правления к самому основанию царского трона. Легендарный последний представитель рода Рюриковичей был мужем Анастасии Захарьиной. Иван Грозный не оставил наследников мужского пола, и племянники его супруги стали реальными претендентами на место на троне.

И занял его представитель нового правящего рода – Михаил Федорович Романов. Он был внуком родного брата жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны Захарьиной, сыном её племянника Федора Никитовича. Позже, перейдя в монашество, он взял имя патриарх Филарет. Кстати, именно он превратил фамилию Захарьиных в Романовых , приняв в качестве фамилии имя своего деда, боярина Романа Захарьина.

Важно! Самое удивительное, что по сути такой фамилии у царской семьи до 1917 года официально не существовало вообще. Представители царской династии носили имена: царевич Иван Алексеевич, великий князь Николай Александрович. Принять фамилию официально, царская семья должна была после декрета Временного правительства в 1917 году.

Причины приглашения на престол Романовых

К моменту смерти Ивана Рюриковича Грозного, род Рюриковичей прекратился. В тот момент Россия в очередной раз переживала сложный период, который так и назывался «Смутное время». В годы правления Ивана Грозного государство прошло через череду проигранных войн , массовых казней, . Это обессилило государство, во многих территориях царил голод. Население было истощено постоянно растущим налоговым бременем.

В этот период зарождается крепостное рабство крестьян. На пустой трон обессиленной страны начали претендовать иностранные представители. Среди них английской король Яков Первый.

На этом фоне в вопросы распределения места на троне государя решило вмешаться великоросское казачество. Патриарх Филарет его помощью возвел на трон своего 16-летнего сына Михаила.

Этим событием и ознаменовался приход к власти династии. До наших дней большая часть историков уверена, что Филарет и был реальным правителем государства. Тем более, Михаил был слаб здоровьем и умер в возрасте всего 49 лет. Но род Романовых уже успел подняться на престол.Сколько лет затем правила легендарная династия, проследить нетрудно.

Когда первый представитель династии умер, на его место взошел Алексей Михайлович Романов , носивший прозвище «Тишайший». В первые годы своего правления царь находится под сильным влиянием боярина Бориса Морозова. Более того, в результате интриг глава государства российского стал мужем ставленницы Бориса Морозова, Марии Ильиничны Милославской. Боярин Морозов стал мужем родной сестры государыни, Анны Ильиничны.

Далее на государя начал оказывать значительное влияние патриарх Никон. Глава церковной власти стал настолько влиятельным, что после созыва Церковного собора предложит царю разделить власть. Годы возвышения Никона завершились сбором Большого Московского Собора в 1666 году. Именно после длившегося год Собора и смещения опального патриарха, православная церковь разделилась, из нее выделились старообрядцы.

Важно! Несмотря на прозвище, годы правления Алексей Михайловича сложно назвать спокойными. Кроме церковного раскола, именно на период правления этого представителя рода, пришлось проведение военной реформы, результатом которой стало создание в России иноземных полков. В русское подданство после Земского собора перешел запорожский сотник Богдан Хмельницкий, поднял восстание Степан Разин.

Значимым моментом правления Тишайшего царя стало проведение Денежной реформы, давшей начало хождению на Руси рубля. Именно он стал инициатором разработки Соборного уложения , ставшего сводом законов страны. Историки признают, что просвещенный и умный государь, склонный к созерцанию и размышлениям, смог вывести государство из тяжелого экономического кризиса. Про род Романовых историки нечасто дают подобные отзывы.

На престоле Алексея Михайловича сменил после смерти его родной брат Федор II Алексеевич, годы правления которого пришлись на 1676-1682 . Кроме слабости здоровья, этот представитель рода Романовых крупными делами не запомнился. Вместо него, с переменным успехом, пробовали править государством различные боярские семьи. Указа о престолонаследии Федор Алексеевич после смерти не оставил. Престол перешел первому по старшинству сыну Алексея Михайловича, Ивану I, регентшей которого стала сестра — царевна Софья, а соправителем — младший брат .

Переход от царя к государю

В эти годы правления рода Романовых окончательно оформляется царская династия Российского государства.

Иван Алексеевич был очередным ее представителем, отличавшимся слабым здоровьем. Он умер, дожив всего до 30 лет. Престол перешел его соправителю и брату, которого сегодня история называет Петром Великим.

Петр Алексеевич принял на себя сан государя. При этом он стал последним официальным царем Руси.

На этом правители цари Романовы закончились. Им на смену пришла династия государей.

Династия государей Романовых

Запутанная история правящего дома на смене наименования не завершилась. Наоборот, она вышла на новый виток. Ведь по сути государь Петр Великий стал единственным представителем рода в этом статусе. Его мужская линия на нем и прекратилась. Петр Алексеевич был в браке дважды. Первой супругой правителя стала Евдокия Лопухина. Та самая, что родила главе государства сына Алексея, убитого отцом. У Алексея был сын, Петр II. Он даже успел побывать на престоле в 1727 году . Мальчику было всего 11 лет. Через три года последний представитель рода по мужской линии умер от оспы.

На этом правление рода должно было завершиться. Но на новом витке истории государством стали управлять женщины. Причем, управлять успешно, дав старт настоящему Золотому веку развития государства. Первой из них, но далеко не самой славной, стала скоротечно возведенная на престол дочь Ивана V Алексеевича, Анна Иоановна.

Эти годы стали периодом правления фаворита государыни Э.И. Бирона. По завещанию на престол после смерти Анны Иоановны взошел внук Ивана V — ИванVI, но его краткое правление завершилось трагически. Младенец-государь быстро был свергнут и большую часть своей короткой жизни далее провел в заключении. Историческая традиция приписывает его смерть Екатерине I.

Первой из прекрасных правительниц стала вторая жена Петра Великого, Марта Скавронская, принявшая в правлении имя Екатерина I. В число легендарных правительниц России 18 века также вошли дочь Екатерины — Елизавета Петровна и жена её внука , при рождении носившая имя Софья Фредерика Ангальт-Цербстская. Всего на год в список прекрасных правительниц «вклинился» внук Екатерины I от дочери Анны, Петр III. Датами его правления являются 1761 — 1762 годы.

Спокойный для династии Романовых 19 век

Период женского правления, ставшего просвещенным веком в развитии страны, завершился восшествием на престол в 1796 году сына Екатерины Второй, Павла I. Его правление было кратким.

В результате дворцового переворота нелюбимый внук Екатерины Великой был свергнут. В истории бытует легенда, что к его смерти мог быть непосредственно причастен родной сын Александр. Тот самый, что стал после убийства отца во сне в собственной постели, Александром I.

Далее с разными потрясениями, но не столь глобальными, как в прошлые столетия, на престоле сменялись правители с именами Николай и Александр. При Николае Первом в 1825 году было подавлено восстание декабристов. При Александре Втором было отменено крепостное право. Гибель этого представителя рода Романовых стала потрясением для страны. Он умер от полученных ран после покушения народовольца Игнатия Гриневицкого, бросившего под ноги правителя бомбу.

При этом, 19 век и начало 20 внешне казались достаточно спокойными для правящей династии Романовых. До тех пор, пока схема поколений правителей не была прекращена во время сразу двух революций 1917 года. После переворота 1917 года история династии прекратилась. Правящий в период переворота Николай II официально отрекся от престола в пользу своего брата Михаила. Этот последний из Романовых также отказался от прав на правление. Истории этой царской династии Европы конец пришел трагически. Николай Романов был казнен со всей семьей. Его брату, Михаил Романову, отречение от престола не помогло. Он был убит в лесу под Пермью в ночь с 12 на 13 июня 1918 года.

Краткая хронология правления русских династий

Схема правления дома Романовых

Вывод

Говорят, что при восшествии на трон первого Романова царский род был проклят, и должен был начаться Михаилом и Михаилом закончиться. В теории, в настоящий момент приход к власти представителей династии возможен. На этой планете в разных странах проживает много дальних родственников правящей три века династии, но их права по большей части довольно сомнительны.

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.

Добавлено в закладки:

Династия Романовых, известная также как “Дом Романовых” была второй династией (после династии Рюриковичей), правящей в России. В 1613 году представители 50 городов и несколько крестьян единогласно избрали Новым царем Михаила Федоровича Романова. С него и началась династия Романовых, правившая Россией до 1917 года.

С 1721 года русский царь был провозглашен императором. Царь Петр I стал первым императором всей России. Он превратил Россию в Великую империю. В период правления Екатерины II Великой Российская империя расширялась и совершенствовалась в управлении.

В начале 1917 года в семье Романовых было 65 членов, 18 из которых были убиты большевиками. Остальные 47 человек бежали за границу.

Последний царь Романов, Николай II, начал свое правление осенью 1894 года, когда он взошел на престол. Его вступление произошло гораздо раньше, чем кто-либо ожидал. Отец Николая, царь Александр III, умер неожиданно в относительно молодом возрасте 49 лет.


Семья Романовых в середине XIX века: царь Александр II, его наследник — будущий Александр III, и младенец Николай, будущий царь Николай II.

События быстро разворачивались после кончины Александра III. Новый царь, в возрасте 26 лет, быстро женился на своей невесте из нескольких месяцев Принцесса Аликс Гессе-внучка королевы Виктории Англии. Пара знала друг друга с подросткового возраста. Они были даже отдаленно связаны и имели многочисленных родственников, будучи племянницей и племянником принца и принцессы Уэльской, с разных сторон семьи.


Современное изображение художника о коронации новой (и последней) семьи из династии Романовых — царя Николая II и его жены Александры.

В XIX веке многие члены европейских королевских семей были тесно связаны друг с другом. Королеву Викторию называли «бабушкой Европы», потому что ее потомство рассредоточилось по всему континенту через браки ее многочисленных детей. Наряду с ее королевской родословной и улучшенными дипломатическими отношениями между королевскими домами Греции, Испании, Германии и России, потомки Виктории получили нечто гораздо менее желанное: крошечный дефект гена, который регулирует нормальную свертываемость крови и вызывает неизлечимое заболевание, называемое гемофилией. В конце XIX — начале XX века пациенты, страдающие этой болезнью, могли буквально истечь кровью до смерти. Даже самый доброкачественный синяк или удар мог оказаться смертельными. Сын королевы Англии, Принц Леопольд, был болен гемофилией и умер преждевременно после небольшой автомобильной аварии.


Ген гемофилии был также передан внукам и правнукам Виктории через их матерей в королевских домах Испании и Германии.

Цесаревич Алексей был долгожданным наследником династии Романовых

Но, возможно, самое трагическое и значительное влияние гена гемофилии произошло в правящей семье Романовых в России. Императрица Александра Федоровна узнала в 1904 году, что она была носителем гемофилии через несколько недель после рождения ее драгоценного сына и наследника русского престола Алексея.

В России только мужчины могут наследовать трон. Если бы у Николая II не было сына, то корона перешла бы к его младшему брату великому князю Михаилу Александровичу. Однако после 10 лет брака и рождения четырех здоровых великих княжен, долгожданный сын и наследник был поражен неизлечимой болезнью. Немногие подданные понимали, что жизнь цесаревича часто висела на волоске из-за его смертельного генетического заболевания. Гемофилия Алексея оставалась тщательно охраняемой тайной семьи Романовых.

Летом 1913 года семья Романовых праздновала трехсотлетие своей династии. Темное «время бед» 1905 года казалось давно забытым и неприятным сном. Чтобы отпраздновать, вся семья Романовых совершила паломничество к древним историческим памятникам Московской области,и народ обрадовался. Николай и Александра в очередной раз убедились в том, что их народ любит их и что их политика находится на верном пути.

В это время было трудно представить, что всего через четыре года после этих дней славы русская революция лишит семью Романовых императорского трона, и три столетия династии Романовых завершатся. Царь, восторженно поддерживаемый во время торжеств 1913 года, больше не будет править Россией в 1917 году. Вместо этого семья Романовых будет арестована и чуть больше чем через год спустя будет убита своими собственными людьми.

История последней царящей семьи Романовых продолжает очаровывать как ученых, так и любителей российской истории. В ней есть что-то для всех: великая царская романтика между красивым молодым царем — правителем одной восьмой всего мира и прекрасной немецкой принцессой, которая отказалась от своей сильной лютеранской веры и привычной жизни ради любви.

Четыре дочери Романовых: великая княгиня Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия

Были их прекрасные дети: четыре прекрасные дочери и долгожданный мальчик, родившийся со смертельной болезнью, от которой он мог умереть в любой момент. Был спорный «мужичок» — крестьянин, который, казалось, пробирался в императорский дворец, и который, как видели, коррумпировал и аморально влиял на семью Романовых: царя, императрицу и даже их детей.

Семья Романовых: царь Николай II и Царица Александра с Цесаревичем Алексеем на коленях, великими Княгинями Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.

Происходили политические убийства могущественных, расстрелы невинных, интриги, массовые восстания и мировая война; убийства, революция и кровавая гражданская война. И, наконец, тайная казнь в середине ночи последней правящей семьи Романовых, их слуг, даже их питомцев в подвале «дома особого назначения» в самом сердце российского Урала.

Возможное открытие и научное выявление останков семьи Романовых в Екатеринбурге должны были положить конец всем теориям заговора и сказкам об окончательной судьбе первого царя и его семьи. Но удивительным образом спор продолжился, и не в последнюю очередь потому, что Русская Православная Церковь, наряду с одной из ветвей уцелевшей расширенной семьи Романовых, отказалась принять окончательные научные результаты, которые доказали, что найденные под Екатеринбургом останки действительно принадлежали убитым членам последней правящей семьи Романовых. К счастью, разум возобладал,и останки были окончательно похоронены в склепе семьи Романовых.

21 февраля 1613 г. в Москве был созван самый представительный Земский собор, который избрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613-1645) . Он 11 июля был коронован в Успенском соборе Кремля.

При юном царе делами государства заведовали его мать Великая старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых (1613-1619) , а после возвращения из польского плена патриарха Филарета , последний стал фактическим правителем России (1619-1633) , носивший титул Великого государя . В сущности, в стране установилось двоевластие: государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Перед правительством встал ряд задач: наладить финансовое положение в стране, восстановить экономику, укрепить государственные границы.

Финансовые задачи решались за счет дальнейшего усиления налогового гнета: была введена «пятая деньга» (налог, составлявший пятую часть прибыли), прямые налоги на сбор хлебных запасов и денег на содержание армии (1614).

Во время правления Михаила Федоровича начинает подниматься ремесло и образовываться первые мануфактуры. В 1632 г . под Тулой начинает свою деятельность первый в стране железоделательный завод .

Сложным и неоднозначным было положение во внешней политике. В феврале 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовский мир (1617) (в д. Столбово). Одновременно польский королевич Владислав пытался военными действиями подтвердить свои претензии на русский престол. Польские войска встретили ожесточенное сопротивление и в 1618 г. было подписано Деулинское перемирие (1618) на 14,5 лет. Польше отходили смоленские земли (кроме Вязьмы), включая Смоленск, черниговские, новгород-северские земли с 29 городами.

В 1632-1634 гг. шла русско-польская война, которая также известна под названием Смоленской войны 1632-1634 гг . , вызванная стремлением России вернуть свои исконные земли. Вскоре был подписан Поляновский мир (1634) , по условиям которого сохранялась довоенная граница, а король Польши Владислав IV официально отказывался от претензий на русский престол. Для успешного ведения военных действий в течение 1631-1634 гг . была проведена военная реформа и созданы «Полки нового строя », т.е. по образцу западноевропейских армий. Были созданы рейтарский (1), драгунский (1) и солдатский (8) полки.

3. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Правление Алексея Михайловича Романова (1645-1676).

Во время правления Алексея Михайловича в России начинается распад феодализма. Начинается развиваться мануфактура (более 20), устанавливаются рыночные отношения (в связи с повсеместным развитием мелкотоварного производства), все большую роль в экономике страны начинает играть купечество.

При Алексее Михайловиче, прозванного Тишайшим, начались складываться предпосылки к образованию в России абсолютной монархии. Первым признаком абсолютизма стало Соборное уложение 1649 г ., которое подчеркивало священность царской власти и ее неприкосновенность. В главе «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. Крестьяне лишались права судебного представительства по имущественным спорам.

В этот же период начинает падать значение земских соборов, последний из которых был созван в 1653 г ., а сразу после этого создан Приказ тайных дел (1654-1676) для политического сыска.

В 1653 г. началась церковная реформа патриарха Никона по византийскому образцу.

С 1654 по 1667 гг . между Россией и Польшей шла война за возвращение исконных русских земель России и за присоединение Левобережной Украины. В 1667 г. между Россией и Польшей был подписан Андрусовский мир (1667) , по которому России возвращались смоленские и новгород-северские земли, левобережная Украина и Киев (последний до 1669 г.).

Присоединение Украины требовало унификации церковных обрядов, образцом для которых Никон избрал византийские. Кроме того, правительство желало вообще объединить церкви не только Росси и Украины, но и восточных автокефальных церквей.

После присоединения Украины, Алексей Михайлович вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси», стал именоваться «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец».

Реформы Никона породили такое явление, как раскол и движение старообрядчества , которое на начальном этапе принимало экзальтированные формы, а именно - крещение огнем, т.е. самосожжение. Особенно движение усилилось после церковного собора 1666-1667 гг., на котором они были преданы анафеме за их ересь. Отражение народного несогласия с политикой официальной церкви нашло в Соловецком восстании 1668-1676 гг .

Самовластная политика московского патриарха противоречила интересам светской власти, крепнущим элементам абсолютизма и не могла не вызвать царского недовольства. На соборе 1666-1667 гг. Ни­кон был низложен и под конвоем отвезен в Ферапонтов монастырь на Белоозере. Умер Никон в 1681 году.

В России началась смена сословно-представительской монархи монархией абсолютной: земские соборы больше не созываются, авторитет Боярской Думы упал, церковь была оттеснена на второй план светской властью, усиливается контроль правительства над жизнью страны, а само правительство находится под присмотром репрессивного аппарата (Приказ тайных дел), усиливается значение дворянства (происходит уравнение поместного владения с вотчинным). При этом становление абсолютизма происходит под знаком все усиливающегося социального гнета над населением - крестьянством и посадом.

Политика правительства Алексея Михайловича вызвало ряд народных возмущений, самыми значительными из которых были Соляной бунт (1648) и Медный бунт (1662) .

Соляной бунт (это другое название Московского восстания) был инициирован грабительской политикой правительства Б.И. Морозова после проведения налоговой реформы: все косвенные налоги были заменены одним прямым - налогом на соль, в результате которого цена на нее выросла в несколько раз.

Медный бунт (или Московское восстание 1662 года) разразился из-за финансового кризиса: в 1654 г. правительство ввело медные деньги по курсу серебряных, в результате массового производства медных денег произошло их обесценивание, что привело к росту спекуляции и выпуску фальшивых монет (зачастую правящей верхушкой).

Кандидаты

Претендентов на русский трон было немало. Двух самых непопулярных кандидатов - польского королевича Владислава и сына Лжедмитрия II – «отсеяли» сразу. У шведского королевича Карла-Филиппа сторонников было больше, среди них - вождь земского войска князь Пожарский. Почему же патриот земли русской остановил выбор на иностранном принце? Возможно, сказалась антипатия «худородного» Пожарского к отечественным претендентам - родовитым боярам, которые в Смутное время не раз предавали тех, кому присягали на верность. Он опасался, что «боярский царь» посеет в России семена новой смуты, как это случилось во время недолгого правления Василия Шуйского. Поэтому князь Дмитрий стоял за призвание «варяга», но вероятнее всего это был "маневр" Пожарского, так как в итоге в борьбе за царский трон участвовали лишь русские претенденты – высокородные князья. Руководитель печально известной «семибоярщины» Федор Мстиславский скомпрометировал себя сотрудничеством с поляками, Иван Воротынский отказался от притязания на престол, Василий Голицын находился в польском плену, вожди ополчения Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский не отличались знатностью. А ведь новый царь должен объединить расколотую Смутой страну. Стоял вопрос: как отдать предпочтение одному роду, чтобы не начался новый виток боярских междоусобиц?

Михаил Фёдорович не прошел первый тур

Кандидатура Романовых как главных претендентов возникла не случайно: Михаил Романов был племянником царя Фёдора Иоанновича. Отец Михаила, патриарх Филарет, пользовался уважением среди духовенства и казаков. В пользу кандидатуры Михаила Фёдоровича активно агитировал боярин Фёдор Шереметьев. Он уверял строптивых бояр, что Михаил «молод и будет нам поваден». Другими словами, станет их марионеткой. Но бояре не дали себя уговорить: на предварительном голосовании кандидатура Михаила Романова не набрала нужного числа голосов.

Неявка

При избрании Романова возникла накладка: Собор потребовал приезда юного претендента в Москву. Этого романовская партия допустить не могла: неопытный, робкий, неискушённый в интригах юноша произвёл бы на делегатов Собора невыгодное впечатление. Шереметьеву и его сторонникам пришлось проявить чудеса красноречия, доказывая, сколь опасен путь из костромского села Домнино, где пребывал Михаил, в Москву. Не тогда ли возникла легенда о подвиге Ивана Сусанина, спасшего жизнь будущему царю? После жарких дебатов романовцам удалось убедить Собор отменить решение о приезде Михаила.

Затягивание

7 февраля 1613 года порядком подуставшие делегаты объявили двухнедельный перерыв: «для большого укрепления отложили февраля з 7-го числа февраля по 21 число». В города разослали гонцов «во всяких людех мысли их проведывати». Глас народа, конечно, глас Божий, но не маловато ли двух недель на мониторинг общественного мнения большой страны? В Сибирь, например, гонцу и за два месяца доскакать непросто. Скорее всего, бояре рассчитывали на уход из Москвы самых активных сторонников Михаила Романова – казаков. Прискучит, мол, станичникам в городе без дела сидеть, они и разойдутся. Казаки и в самом деле разошлись, да так, что боярам мало не показалось…

Роль Пожарского

Вернемся к Пожарскому и к его лоббированию шведского претендента на русский трон. Осенью 1612 года ополченцы захватили шведского шпиона. До января 1613-го он томился в неволе, но незадолго до начала Земского собора Пожарский освобождает соглядатая и отсылает его в занятый шведами Новгород с письмом к полководцу Якобу Делагарди. В нём Пожарский сообщает, будто и он сам, и большинство знатных бояр хотят видеть на русском троне именно Карла-Филиппа. Но, как показали дальнейшие события, Пожарский дезинформировал шведа. Одно из первых решений Земского собора – иноземцу на русском троне не быть, избирать государя следует «из московских родов, ково Бог даст». Неужели Пожарский был настолько наивен, что не знал настроения большинства? Конечно, нет. Князь Дмитрий сознательно морочил голову Делагарди «всеобщей поддержкой» кандидатуры Карла-Филиппа, чтобы не допустить шведского вмешательства в избрание царя. Русские с трудом отражали польский натиск, поход на Москву ещё и шведской армии мог оказаться роковым. «Операция прикрытия» Пожарского прошла успешно: шведы не двинулись с места. Вот почему 20 февраля князь Дмитрий, благополучно позабыв о шведском принце, предложил Земскому собору выбрать царя из семьи Романовых, а затем - поставил свою подпись на соборной грамоте об избрании Михаила Фёдоровича. Во время коронации нового государя именно Пожарскому Михаил оказал высокую честь: князь поднёс ему один из символов власти - царскую державу. Современным политтехнологам остаётся лишь позавидовать такому грамотному пиар-ходу: спаситель Отечества вручает державу новому царю. Красиво. Забегая вперёд, заметим, что до самой смерти (1642) Пожарский верой и правдой служил Михаилу Фёдоровичу, пользуясь его неизменным расположением. Вряд ли бы царь благоволил тому, кто желал видеть на троне Рюриковичей не его, а какого-то шведского принца.

Казаки

Особая роль в ибрании царя принадлежит казакам. Прелюбопытный рассказ об этом содержится в «Повести о Земском соборе 1613 года». Оказывается, 21 февраля бояре решили выбрать царя, бросив жребий, но упование на «авось», при котором возможен любой подлог, не на шутку разозлило казаков. Казачьи ораторы разнесли в пух и прах боярские «хитрости» и торжественно провозгласили: «По Божии воли на царствующем граде Москве и всея России да будет царь, государь и великий князь Михайло Федорович!». Этот клич тотчас подхватили сторонники Романовых, причём не только в Соборе, но и среди многочисленной толпы народа на площади. Именно казаки разрубили «гордиев узел», добившись избрания Михаила. Неведомый автор «Повести» (наверняка очевидец происходящего) не жалеет красок, описывая реакцию бояр: «Боляра же в то время страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию пременяющеся, и ни един никто не може что изрещи». Лишь дядя Михаила, Иван Романов по прозвищу Каша, почему-то не желавший видеть племянника на престоле, пытался возразить: «Михайло Федорович еще млад и не в полне разуме». На что казачьи острословы возразили: «Но ты, Иван Никитич, стар верстой, в полне разуме… ты ему крепкий потпор будеши». Дядюшкину оценку своих умственных способностей Михаил не забыл и впоследствии отстранил Ивана Кашу от всех государственных дел. Казачий демарш стал полной неожиданностью для Дмитрия Трубецкого: «Лице у него почерне, и паде в недуг, и лежа много дней, не выходя из двора своего с кручины, что казны изтощил казаком и позна их лестны в словесех и обман». Князя можно понять: именно он, вождь казаков ополчения, рассчитывал на поддержку своих боевых товарищей, щедро одаривал их «казной» - и вдруг они оказались на стороне Михаила. Быть может, романовская партия заплатила больше?

Британское признание

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор принял историческое решение: избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Первой страной, признавшей нового государя, стала Англия: в том же,1613 г., в Москву прибыло посольство Джона Метрика. Так начиналась история второй и последней царской династии России. Показательно, что все свое царстование Михаил Фёдорович выказывал сособое отношение к англичанам. Так, Михаил Фёдорович восстановил после Смуты отношения с британской «Московской компанией» и хотя урезал свободу действий английских купцов, всё же поставил их в льготные условия не только с прочими иностранцами, но и с представителями российского «крупного бизнеса».


Top