Анатомическая кираса. Для всех и обо всем


Торакс или Мускульная Кираса (украшенная стилизация).

Ст3, толщина 1.5мм, Полировка.
Лорика Мускулата (Lorica Musculata) — это двернеримский панцирь анатомической формы, который произошел от древнегреческого торакса. Самые первые римские доспехи выглядели как две пластины (грудная и спинная) державшиеся на черезплечных ремнях, своего рода портупее.

И лишь со временем, после нескольких контактов римской и греческой цивилизации, появилась Лорика Мускулата. Этот панцирь полностью заменил первые доспехи римских легионеров ранней республики, и использовался как стандартный доспех вплоть до конца II начала I вв. до н.э. Лорика Мускулата показывал себя все это время как надежный и практичный доспех, который не сильно стеснял движения, но появился более интересный вариант, который давал большую свободу в движениях, при этом мало чем уступал в защитных качествах. Лорика Хамата в производстве обходилась дороже, чем панцирь мускулата, но служила дольше и ремонт был дешевле, именно поэтому стандартной защитой стала Лорика Хамата. Лорика Мускулата осталась же как доспех высшего офицерского состава, в отличии от Лорики Плюмата, которой пользовались офицеры среднего ранга. Во времена Римской Империи панцирь могли носить только генералы, легаты и сам император.
Первые типы римского торакса для солдат республики изготавливались из бронзы и состояли из двух частей (нагрудной и спинной), которые скреплялись между собой с помощью ремней. Длиной они отличались от имперских версий только тем, что закрывали торс воинов только до бедер. Имперские офицерские панцири сильно отличались, потому что изготавливались не только из бронзы (на то время стал одним из самых редких вариантов), но и из кожи, и из железа (более поздние версии начали создаваться из стали). Так же к нижней части доспеха начали закрепляться в вертикальном положении кожаные полосы, зачастую с нашитыми металлическими пластинами, что делало доспех длиной примерно до колен и в этом случае защита распространялась не только на торс, но и на верхнюю часть ног. Помимо всего прочего некоторые доспехи Лорика Мускулата делали не только состоящими из 2-х частей, но и монолитными (конечно за исключением кожаных полос). В любом случае, после снятия с вооружения, Лорика Мускулата в большей степени стала парадным доспехом, нежели боевым.

Когда мы впервые начали делать доспехи перед нами стоял вопрос - какого типа доспехи делать массово нашей команде. Прежде всего мы выделили требования: хорошая защита, подвижность, вес, простота изготовления (команда не маленькая), простота в обслуживании. После долгих раздумий, удачных и неудачных проб, мы отдали предпочтение латному доспеху конца 16 - начала 17 веков.
О достоинствах латного доспеха:

ХОРОШАЯ ЗАЩИТА - много говорить об этом не надо. Из всех видов доспеха латник предоставляет наиболее полную защиту от любых ударов (включая топтание ногами проверено мной лично);

ПОДВИЖНОСТЬ - естественно латный доспех не дает такой полной подвижности, как кольчуга или ламелярный доспех, но использование подвижных пластин в нагрудной и спинной броне, а также правильная подгонка сочленений позволяет двигаться совершенно свободно (разве что не кувыркаться);

ВЕС - мой доспех (кираса, наплечники, латные руки и шлем) сделанные из 1,5 мм стали горячего проката весит 10 кг. Хауберт из кольца толщиной 2мм и диаметром 10мм весит 18-19 кг. Причем латник дает гораздо лучшую защиту и хитовку;

ПРОСТОТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ - количество деталей в полуторном латнике - 3/4 (можно меньше) и собрать их значительно проще, чем кольчугу из 20000 колец или дощатник из 300 - 400 пластин (меня на этот подвиг ни разу не хватало). Отковка же при наличии навыков много времени не занимает;

ПРОСТОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ - недостаток кольчуг и дощатников - расходятся кольца (ни разу не видел доспех в котором кольца были полностью склепаны или сварены). Недостаток ламелярных доспехов - перетираются шнуры, недостаток чешуи - заклепки крепящие чешуйки постепенно прорывают основу. Латный доспех лишен всех этих недостатков. Единственные уязвимые места - ремни на которые собираются некоторые детали доспеха и пряжки. Но, при желании, ремни можно заменить подвижной " испанской " заклепкой, а пряжки - штифтами и петлями. Латнику намного проще бороться с бичом металла - ржавчиной. Предохранить доспехи от ржавчины можно тремя способами: либо держать в масле или жире - грязно и неудобно; либо отполировать до зеркального блеска - очень красиво и не ржавеет очень долго; либо воронить, что не исключает полировку.

КАК СДЕЛАТЬ КИРАСУ " ПОЛУРАК " Изготовление латного доспеха начинается с построения выкройки, выкройка - со снятия мерок (недостаток латника в том, что делается он на хозяина и кроме него подойдет не всякому).

    1. От плеча до диафрагмы;

      Ширина плеча (не заходя на плечевой сустав);

      Ширина груди;

      Ширина груда в области диафрагмы;

      Ширина шеи;

      От диафрагмы до поясницы;

      От плеча до подмышки.

Выкройка пластронов (грудь - спина, рис. 2):
Не забывайте давать припуск, кираса - не майка, сидеть по телу не должна.

1. Сначала отмеряется обща длина - от плеча до диафрагмы (припуск 1 -2 см).
2.Затем наибольшая ширина - полуобхват груди в районе подмышки (обхват на 2, припуск 2 - 3 см). Соединить создав прямоугольник, провести центральную линию (рис. 2а).
3. Отмерить сверху расстояние от плеча до подмышки (припуск 2 - 3 см).
4. Отмерить от центральной линии половину ширины шеи (припуск 1 см, рис. 2б).
5. Нарисовать шейный вырез с расчетом того, что линия заканчивается немного ниже ключиц.
6. Отмерить от оси половину ширины плеч (рис. 2в).
7. Нарисовать подмышечный вырез. Чем глубже вырез - тем лучше подвижность рук, но хуже защита. На мой взгляд вырез должен проходить вверху через середину грудной мышцы и закругляться в районе соска (для мужчин). Приложите выкройку телу и попробуйте подвигать рукой. Выкройку в отличие от кирасы очень просто переделать.
8. Отмерить внизу от центральной линии четверть обхвата груди в районе диафрагмы (припуск 2 - 3 см, рис. 2г).
9. Соедините точки по прямой. Вы получили половину выкройки. Вырезать по линиям, согнуть по центру, начертить и вырезать вторую половину - и выкройка (рис. 2) готова.

Выкройка пластин:

  1. Отмерить ширину пластрона по нижней части.
  2. Длину от диафрагмы до поясницы делим на 3 и прибавляем припуск 3 - 4 см.
  3. Отступите сверху 1 - 1.5 см и прочертите линию как на рис. 3а.

Дальше знакомый процесс - вырезать половину выкройки, согнуть по центру. Получаем выкройку пластины (рис. 3). Пластины должны заходить одна на другую на 1.5 - 2 см. Чем шире пластины и чем больше они заходят на друг друга - тем больше прочность, но меньше подвижность. Выкройка пластронов (дополнение). Выкройка спины отличается от выкройки груди тем, что шейный и подмышечный вырезы не такие глубокие. Я предпочитаю подгонять спину после отковки.

Отковка пластронов.

Кираса подобного типа не нуждается в сильной отковке. Основная отковка производится в зоне а (рис. 4). В принципе пластрон должен повторять форму тела (я не имею ввиду анатомические кирасы. Отковываем мы холодной ковкой используя закругленный молоток и отковочный пенек (впрочем ковать можно и на свернутом ковре, и на мешке - кожаном или с кожаной верхней частью, набитом песком или крупной солью; и на толстой резине. О вкусах не спорят.) После отковки пластрон нуждается в заглаживании (выпрямлении шишек и вмятин неизбежных при отковке). Заглаживать лучше на резине или стальной плите. При желании небольшую отковку можно дать и пластинам, но это не обязательно.

Сборка кирасы

Имея готовые пластроны Вам нужно подогнать под них пластины. Пластины должны повторять изгиб пластрона, но при этом чуть - чуть сужатся к талии (красивее и удобнее). Существуют два вида сборки кирасы такого типа: на ремнях и на заклепках. На ремнях красивее и больше подвижность, но сложнее в сборке и уязвимее - перетираются при долгой носке. При сборке на заклепках пластины стоят не очень плотно, но в целом эта система прочнее и проще.

Сборка на ремнях.

Кираса собирается на трех ремнях. Центральный идет по середине пластрона и пластин. Боковые отступив на 5 см от края. Мы предпочитаем для сборки брезентовые ремни. Они прочнее кожаных, хотя кожаные историчнее. Ремень приклепывается к детали доспеха при помощи заклепки и шайбы (шайба со стороны ремня). Мы используем заклепки толщиной 3 мм. Пластины заходят друг на друга на 2 - 4 см (в зависимости от ширины пластин).

Начинается сборка с первой от пластрона пластины, причем снаружи пластина заходит на пластрон (ремень естественно внутри, рис. 5).
Отверстие сверлится примерно на треть от общей ширины пластины отмеряя сверху. Помните: если это расстояние будет слишком маленьким - пластины потеряют большую часть подвижности (беда нашей первой кирасы); если слишком большим - пластины будут провисать (рис. 5а). Сборка на заклепках.
Производится также, как сборка на ремнях, только центральное крепление отсутствует, а на боковых креплениях пластины приклепываются друг к другу. Приклепывайте не слишком плотно, чтобы заклепка служила осью для пластин. При сборке таким образом оставляйте небольшой зазор (примерно 4 мм), чтобы пластины могли двигаться, но не слишком большим. После всех перечисленных выше операций Ваша кираса почти готова, осталось поставить пряжки. Пряжки ставят на плечах, по бокам на пластронах и средней пластине.

ДОРАБОТКИ.

Для красоты и удобства вырезы для горла и рук можно завальцевать или отогнуть наружу. Можно также оббить толстой кожей или латунью. Без плечевых пряжек можно обойтись, если вместо них приклепать широкие кожаные ремни (так удобнее носить - меньше давит плечи). На нагрудном пластроне и пластинах можно выбить ребро жесткости (при помощи молотка и тупого зубила).

Кираса (французское «cuirasse», латинское «coriaceus», «сделанный из кожи, из кориума», поскольку в оригинале нагрудник изготавливался из кожи) - латный доспех , конструктивно представляющий собой единый кусок металла или иного твердого материала, или же состоящий из двух или более частей, которые защищают грудь владельца. В полном доспехе, однако, поскольку эта важная его деталь обычно носилась вместе с соответствующей защитой спины, термин «кираса» обычно подразумевал полный комплект для защиты торса, включающий в себя как нагрудную, так и наспинную пластины. Таким образом этот полный доспех в Средневековье часто описывался как пара пластин. Корслет (французское «corselet», уменьшительная форма французского слова «тело»), сравнительно легкая кираса, строго говоря является только нагрудником. Например, Элизабет I в Англии часто носила кирасу.

Как части военной экипировки классической старины, кирасы и корслеты изготавливались из бронзы, и в более поздних периодах также из железа или некоторых других твердых материалов, обычно использовавшихся. Несмотря на то, что некоторые дополнительные элементы защиты для груди носились воинами и в более раннее время, в дополнение к кольчужным хауберкам и к одежде, укрепленной пластинами и заклепками, только в 14 веке можно было сказать, что латная защита туловища стала стандартным компонентом средневекового доспеха.

С течением 14 века кираса постепенно стала использоваться повсеместно, совместно с латной защитой конечностей, и уже к концу века практически не встречалась в доспехах рыцарей, за исключением кольчужной привески бацинета и на краях хауберка.

Кираса , носимая в 14 веке, всегда делалась из достаточной длины, чтобы она опиралась на бедра; иначе, если бы она не поддерживалась таким образом, она должна была бы держаться на плечах, что мешало бы свободным и в свободное и энергичным движениям владельца.

В начале 15 века, все латные доспехи, включая кирасу, стали носиться без сюрко; но в последней четверти века короткий сюрко, с короткими рукавами, известный как табард, стал широко использоваться в доспехах. В то же самое время, когда неупотребление сюрко стало всеобщим, маленькие пластины различных форм и размеров (и не всегда сделанные симметрично: пластины для правой руки, т.е. той, в которой был меч , часто были меньшими и более легкими, чем парные им с другой стороны) прикреплялись к доспеху спереди плеч, чтобы защитить наиболее уязвимые точки, где латная защита верхних частей рук и кирасы образовывала промежуток на каждой стороне.

Около середины века, вместо того, чтобы быть сформированной из единственной пластины, нагрудник кирасы стал изготовляться состоящим из двух частей, при этом нижняя часть накладывалась на верхнюю с помощью ремней или подвижных заклепок, что давало гибкость доспеху. Во второй половине 15 века кираса иногда заменялась бригандиной - доспехом, сформированным из текстильной ткани, в основном из дорогого материала, облицованной металлической чешуей, которая присоединялась к ткани заклепками, с головками, видимыми с внешней стороны.

В 16 веке иногда персонами высокого разряда поверх доспеха носились роскошные сюрко. В течении первой половины века грудная часть кирасы, шарообразная по форме, постоянно укреплялась дополнительными пластинами, прикрепленными к ней заклепками или винтами.

Приблизительно в 1550 году грудная часть кирасы имела вертикальный центральный гребень, называемый «tapul», который имел около середины выступающую вершину; эта вершина позднее была перенесена ниже, и в конечном счете вершина была перенесена к основанию кирасы, что привело к появлению своеобразной формы кирасы - кирасы «peascod».

Корслеты, имеющие грудную и спинную части, носились пехотинцами в 17 веке, в то время как всадники были экипированы более тяжелыми и более прочными кирасами; эти доспехи продолжали использоваться после того, как другие части доспеха один за другим постепенно отбрасывались. Их использование, однако, никогда полностью не прекращалось, и в современных армиях конные кирасиры, защищенные, как и в раннее время грудной и спинной пластинами, в некоторой степени подражали поинственному блеску доспеха эры средневекового рыцарства. И французская и немецкая тяжелые конницы были облачены в кирасы вплоть до I Мировой войны.

Спустя несколько лет после Ватерлоо некоторые исторические кирасы были взяты в Лондонском Тауэре, и приспособлены к службе Охранниками Жизни (Life Guards) и Конной охраной (Horse Guards). В парадных целях прусский Гард дю Корп и другие корпуса носят кирасы из богато украшенной кожи.

Японская кираса

Кирасы изготавливались в Японии начиная уже с 4 века. Танко (tanko), носимый пешими воинами, и кейко (keiko), носимый всадниками, были досамурайскими типами ранних японских кирас, изготовленные из железных пластин, соединенных друг с другом кожаными ремнями. Во время периода Хейян (Heian) (794-1185 гг.) японские кирасы развились в более узнаваемый стиль, носимый самураями, и известные как «доу»(dou) или «до»(do). Японские мастера начали использовали кожу и лакировку для защиты элементов доспеха от влияния атмосферных осадков. К концу периода Хейян приняли форму, четко ассоциирующуюся с самураями. Для изготовления кирас использовалась кожа и железная чешуя, соединяемые кожаными (иногда шелковыми) шнурами. Появление огнестрельного оружия в Японии в 1543 году привело к появлению нового типа кирасы – стальные пластины полностью заменили пластины из кожи вместе с тем, как пули полностью вытеснили стрелы и копья. Кирасы в Японии использовались до 1860 годов, когда конец эпохи самураев и появление национальной армии, использующей традиционную униформу, завершили использование доспехов в этой стране.

Гиппоторакс или же анатомическая кираса – нагрудный доспех из двух металлических пластин с выбитой на них мускулатурой мужского торса. В основном такие кирасы использовались древнегреческими гоплитами (тяжелой пехотой). В Древнем Риме же подобный доспех использовался лишь офицерами. В 1953 году на греческом полуострове Пелопоннесе в Аргосе была найдена могила воина VIII века до н. э. Там были отлично сохранившиеся греческий шлем и анатомический нагрудник. Это позволило больше узнать о защитном снаряжении греков.

Греческая кираса

В VIII-VII веках до н. э. «мускулатура» панциря была еще довольно примитивна. В VI в. до н. э. кираса уже не выглядит столь неуклюжей. А с V-IV веков до н. э. выделка гиппоторакса становится все более совершенной. Как считают исследователи, предшественником анатомического панциря была кираса-колокол ахейского периода (получила такое название из-за расширения нижнего края кирасы подобно колоколу). В IV в. до н. э. гиппотораксы стала носить уже и кавалерия.

Обычный греческий гиппоторакс состоял из нагрудной и спинной пластин. Окружность вокруг бедер, отверстия для шеи и рук дополнительно укреплялись бронзовыми полосками, нижний край кирасы закруглен для защиты паховой области. Передняя пластина панциря скреплялась с задней частью посредством специальных шпилек, которые вставлялись в совпадающие отверстия. По бокам гиппоторакс застегивался кожаными ремешками или пропущенными через два кольца шнурами. Часто к анатомической кирасе крепились дополнительные наплечники. Иногда для защиты живота сверху панциря еще накладывалась бронзовая пластина овальной формы – митра. Как правило, вес кирасы составлял около 6 кг. Благодаря анатомической форме, гиппоторакс имел упрочненную конструкцию, так как «мускулы» торса играли роль ребер жесткости. Еще пожалуй следует отметить, что эти нагрудники разделялись на два вида: укороченный до талии и длинный, закрывающий нижнюю часть живота.

Классическая анатомическая кираса

Кирасы античного периода изготавливали путем ковки, но чаще – отливали. Материалом в основном была бронза, кожа (V – начало IV века до н. э.), а потом обычное железо. Существенным недостатком бронзовых гиппотораксов была их дороговизна. И вскоре анатомическая кираса в основном используется военачальниками. А гоплиты с VI-V в. до н. э. вместо нее начали снаряжаться линотораксом – кирасой из нескольких проклеенных слоев льна. Но гипотораксы еще не были окончательно вытеснены другими типами нагрудников и бронзовые анатомические кирасы продолжают применяться до III века до н. э. Падение Римской империи привело к большому упадку кузнечного и оружейного дела и кирасы, тем более анатомические, уступают поле боя более дешевым и простым в изготовлении доспехам – кольчугам, чешуям. И лишь в Восточной Римской империи (Византии) до самого ее заката военачальники и басилевсы продолжают носить доспехи «подчеркивающие их фигуры».

Спустя многие века анатомическая кираса вновь напоминает о себе. До нашего времени сохранилось надгробие некого Бурхарда фон Штейнберга 1379 года. На нем особый интерес представляет анатомическая кираса, наподобие древнегреческого гиппоторакса. Правда, ученые до сих пор спорят по этому поводу: было ли это ошибкой скульптора или он умышленно изобразил мускульный узор на панцире. Помимо этого сохранилась анатомическая кираса (датируется 1562 годом) коннетабля Карла IX. И такой нагрудный доспех в XVI веке был достаточно распространенным, так в то время появилась мода на античность. Но этот доспех могли позволить себе люди с достатком гораздо выше среднего и только как парадный вариант.

Доспехи

Следует иметь в виду, что на самом деле история доспеха не знала некоей «магистральной линии» развития; в ней были свои подъёмы и упадки, обусловленные как общей неравномерностью развития материальной культуры, так и радикальными переменами в военном деле, обесценивающими защитное снаряжение предыдущего поколения, после чего его развитие часто начинается практически с нуля. Например, уже в Риме существовало массовое производство крупнопластинчатых (латных) доспехов, которое оказалось полностью забыто в Тёмные века, когда основным защитным снаряжением стала кольчуга, и лишь в XIV веке уровень массового производства позволил вернуться к ним, хотя уже и в совершенно иных формах. Точно так же, в Японии периода Кофун были распространены жёсткие кирасы, связанные шнурами или склёпанные из широких горизонтальных полос металла, которые впоследствии по причине неприспособленности к проникшему в Японию верховому бою были вытеснены заимствованными с континента ламеллярными доспехами ; они же, в свою очередь, пройдя через длительный эволюционный процесс, превратились сначала в ламинарные доспехи , а затем и в цельные кирасы стиля «гусоку», которые, впрочем, отличались от кирас периода Кофун не меньше, чем рыцарский доспех от римской «лорики сегментаты ». Наконец, уже в наши дни защитное снаряжение воина, хорошо забытое ещё в XIX веке, возрождается, но уже в совершенно ином, высокотехнологичном воплощении .

Назначение и эффективность

В целом, любой боевой доспех был предназначен в первую очередь для защиты от случайных, скользящих ударов, а также от стрел, нисколько не отменяя для носящего его воина необходимости активно парировать выпады противника или уклоняться от них. Даже будучи пробит, доспех существенно снижал тяжесть получаемых его обладателем травм, и, соответственно, повышал его шансы на выживание - но и не более того.

О какой либо степени неуязвимости обладателя доспеха можно говорить лишь в случае европейских позднесредневековых крупнопластинчатых (латных) доспехов, да и то - лишь по отношению к обстрелу из луков и рубке мечом, который, хоть и оставлял своим концом зарубки на кирасе, существенного урона уже не наносил. Появившиеся как раз примерно в то же время (XV век) колющие мечи, альшписы , алебарды с узкими шиловидными отростками и тому подобное оружие при умелом применении довольно легко поражало обладателя ранних лат в плохо прикрытые доспехом части тела, где защита из соображений сохранения подвижности ограничивалась кольчужным полотном или кожанными вставками - шею, подмышки, и так далее. Поэтому увеличение площади, прикрываемой непосредственно крупными пластинами латника, было одной из основных забот европейских доспешников вплоть до массового распространения огнестрельного оружия, когда на первый план вышло уже стремление обеспечить пуленепробиваемость хотя бы нагрудника, за счёт облегчения остальных частей доспеха или даже отказа от них при сохранении общей массы комплекта. Бывшие основным оружием рыцарской конницы тяжёлые кавалерийские копья (лэнсы), пехотные пики и алебарды, тяжёлые арбалеты с механическим взводом, ударно-дробящее оружие, а также специализированное холодное оружие, созданное для силового прорубания (клевец) или протыкания (эсток) лат всё ещё были для одоспешенного воина весьма опасны, не говоря уже об огнестрельном оружии начиная с аркебузы.

Что касается массы доспешного комплекта, то она в течение столетий оставалась практически неизменной: полный комплект кольчужной защиты XIII века, состоявший из рубашки с рукавами и капюшоном (обера, хауберка) и чулков - шоссов, «переходный» доспех XIV века, полный латник XV века или «трёхчетвертной» доспех XVI-XVII веков весили примерно одинакового - около 30-40 килограмм, - хотя при этом, разумеется, обеспечивая ими защита различалась, и весьма существенно. Такая масса, распределённая по всему телу, вовсе не обременяла даже средней силы воина сверх меры (для сравнения, современный рядовой солдат носит на себе около 40 кг экипировки, а солдат элитного подразделения, вроде SAS - до 90 кг). Исключение составляли, пожалуй, лишь турнирные доспехи, которые - уникальное явление во всей истории доспеха - были предназначены не для защиты от случайных ударов и снижения тяжести травм, а для их по возможности полного предотвращения даже при «таранном» ударе копьём в грудь. Разумеется, результатом такой постановки задачи становились доспехи, заведомо нежизнеспособные в качестве боевых. Так или иначе, длительное ношение доспеха всё же сильно утомляло, особенно в жару - вплоть до теплового удара. В большинстве случаев воины старались как можно скорее снять своё защитное снаряжение.

Относительно подвижности, следует отметить, что даже самый тяжёлый боевой латный доспех в полной мере позволял одевшему его совершать любые необходимые в бою движения и даже, как упоминается в средневековых источниках, выполнять некоторые акробатические трюки. Однако, воин в нём, как и в любой плотной одежде, достаточно быстро уставал при активных действиях, так что его ношение, естественно, требовало хорошей физической подготовки. Именно поэтому, в частности, европейские лучники, даже те, кто мог позволить себе хороший доспех, не носили наплечников - они мешали бы стрельбе из лука, оказывая сопротивление быстрым движениям рук, особенно с учётом того, что полностью поднять руки вверх или развести в стороны можно было не с любой конструкцией наплечника (азиатские же лучники использовали обычно наплечники ламеллярной , ламинарной или куячной конструкции в виде свободно свисающих с плеч гибких листов, у которых хорошая защита была принесена в жертву подвижности, например, зона подмышек практически не была прикрыта).

За пределами Европы доспешники обычно вообще не пытались добиться от доспеха абсолютной защиты: защитное снаряжение продолжали рассматривать как необходимое дополнение к мастерству воина, от него требовалось хорошо противостоять случайным ударам, но при этом быть тонким, гибким и удобным, не мешать быстро двигаться в бою. Свою роль здесь сыграли и общая тенденция восточного комплекса доспеха и вооружения к большей лёгкости и маневренности, и тяготение к дальнему бою с использованием метательного оружия, для которого требовался гибкий и подвижный доспех, а в последние столетия средневековья - в какой-то степени и наметившееся отставание от Европы в области массового ремесленного производства. К XV-XVI векам, то есть, в период расцвета европейского латника, на Ближнем и Среднем Востоке основным типом доспехов становятся кольчато-пластинчатые , состоящие из отдельных небольших пластин, соединённых кольцами или узкими, в три-пять колец, вставками кольчужного полотна. Цельными у такого доспеха были только шлем, трубчатые наручи (базубанды), нагрудная пластина (зерцало) и, иногда, оплечье, предохраняющее плечи воина от рубящих ударов сверху. Обычно сохранялся и щит, предназначенный для активного принятия ударов противника и защиты от стрел, который в Европе к XVI веку практически вышел из употребления, так как новые техники фехтования позволили обходиться без него в ближнем бою на мечах, удар копья стали принимать непосредственно на кирасу, а стрелы обладателю латника уже не были особо страшны. Таким образом, вместо характерной для Европы начиная с XV века сплошной пластинчатой защиты всего тела воина, выбор был сделан в пользу защиты дифференцированной: более мощной в области жизненно важных органов или особо уязвимых местах, более лёгкой и подвижной в остальных. В том числе и именно благодаря этому подходу, доспехи на Востоке какое-то время сохранились и после перехода к огнестрельному оружию, - в отличие от европейских лат, они не были столь сложны и дороги в изготовлении, практически не стесняли движений, были сравнительно удобны в походе, давая при этом достойную защиту от всё ещё широко применяемого холодного оружия. В Европе в последнее столетие широкого применения доспехов также пришли к идее дифференцированной защиты, однако её реализация оказалась менее удачной - после того, как латный доспех «стянулся» по направлению к кирасе, руки и ноги воина оказались полностью незащищёнными.

Дальний Восток, от Чукотки до Тибета и от Великой Степи до Японии, долгое время практически не знал кольчатых и кольчато-пластинчатых доспехов; роль кольчуги здесь с древнейших времён играл ламелляр , связанный шнурами из мелких металлических пластинок. Ламеллярное полотно было чуть менее подвижным, чем кольчатое, но обеспечивало лучшую защиту, в особенности от стрел - хотя и на меньшей площади: шея и подмышки обычно оставались вообще не защищёнными или плохо прикрытыми. В изолированных областях, таких, как чукотская тундра и горы Тибета, этот тип доспеха сохранился без особых изменений до XIX-XX века, причём в позднейшее время часто употребляясь уже наряду с огнестрельным оружием. Между тем, со временем защитное снаряжение этого региона стало развиваться в сторону специфических форм, по сути промежуточных между доспехом и одеждой. В Китае и на связанных с ним территориях в XIII веке получил распространение, а к XV-XVI векам стал основным типом доспеха имеющий, видимо, монгольское происхождение куяк , в целом аналогичный европейской бригантине с точки зрения конструкции и по обеспечиваемой защите. Похожие доспехи применялись также на Руси, в Индии и других регионах, затронутых в своё время монгольским нашествием. Хорошо сделанный куяк был весьма удобен в ношении, но при этом обеспечивал вполне достойную защиту от холодного оружия благодаря наличию внутри сплошного слоя установленных с сильным перехлёстом сравнительно тонких и гибких металлических пластин. Помимо внутренних пластин, снаружи также могли крепиться дополнительные крупные щитки и зерцала, которые усиливали доспех и перераспределяли энергию удара на бо́льшую площадь, передавая её расположенным изнутри более мелким пластинкам - принцип, широко используемые в современных бронежилетах . Помимо защиты туловища, куяк мог иметь полы и рукава, как у кафтана , что ещё больше сближало его с обычной для того времени одеждой. Другим его существенным, с точки зрения тогдашних воинов, преимуществом была высокая декоративность: обтянутый дорогой материей и украшенный крупными блестящими головками заклёпок, куяк выглядел очень привлекательно, опять же - как дорогая одежда. Именно по этой причине даже после отказа от доспехов он какое-то время сохранялся в качестве парадной формы, часто уже без металлических пластин под тканью.

Технологии

Средневековая металлургия была способна выдавать в массовых количествах лишь два вида железных сплавов - сыродутное железо и чугун. Сыродутное железо (исторический термин, по сути - низкоуглеродистая сталь) - мягкий, ковкий материал с очень низким содержанием углерода и большим примесей, его получали из железной руды в печи с температурой около 1200°С (что ниже температуры полного плавления железа). Извлечённую из печи пористую массу - крицу или блюм - проковывали вручную, чтобы удалить включения шлака. В результате получался прокованный кусок железа с крупной кристаллической решёткой и значительным содержанием примесей. Чугун - сплав с, напротив, очень высоким, порядка 2 %, содержанием углерода - получали в большой печи при более высокой температуре, около 1500°С. Слитки чугуна были нековкими, имели мелкую кристаллическую структуру и были прочными, но хрупкими.

Ни тот, ни другой материал по отдельности для создания качественного доспеха не годятся: железо - очень мягкий материал, а чугун хрупок и не поддаётся ковке. Тем не менее, длительное время считалось, что именно мягкое сыродутное железо было основным материалом для средневековых доспехов. Более тщательные исследования с использованием микроскопии и рентгенографии, однако, показали, что большинство сохранившихся экземпляров более-менее качественной брони уже начиная с XIII-XIV веков было выполнено из стали, то есть, железного сплава с содержанием углерода, промежуточным между сыродутным железом и чугуном, причём зачастую сталь имеет следы термической обработки (закалки). На самом деле образцы железной брони, которые ранее относили к средневековью, часто оказывались, за исключением самых дешёвых вариантов, позднейшими подделками или репликами, изготовители которых либо брали наиболее дешёвый материал из доступного, либо же следовали неверным выводам науки своего времени.

Между тем, широкое использование в доспехах стали означает, что средневековая металлургия была способна получать её в достаточном для их производства объёме. В зависимости от принятой технологии, это могло быть достигнуто либо науглероживанием железа до превращения в сталь, для чего его в течение часов нагревали докрасна в замкнутом объёме с содержащим углерод органическим сырьём, либо, напротив, снижением содержания углерода в чугуне, что также превращало его в сталь. Судя по всему, для изготовления брони применялся главным образом второй процесс, в то время, как из науглероженного железа, процесс получения которого был более примитивен и менее продуктивен, а качество - нестабильно, изготавливали главным образом бытовые инструменты и клинки.

Кузнец-доспешник за работой. 1530-е годы.

Очень интересны приведённые в том же источнике данные о защитных свойствах кирас того времени. Утверждалось, что кираса полностью защищала от ударов сабель, штыков и пик. Видимо, не упомянутый в этом списке тяжёлый кирасирский палаш её при определённых условиях всё же прорубал. Относительно пулестойкости, приводятся следующие данные. Обычная железная кираса времён Наполеоновских войн пробивалась из ружья на любой дистанции меньше 75 саженей (160 м), а из пистолета - менее 18 саженей (ок. 40 м). Стальная кираса «из кованой немецкой стали» пробивалась из ружья только с 54 саженей (115 м), а из пистолета с 18 саженей пробивалась только половиной пуль и не пробивалась с 9 саженей (20 м). Тяжёлая кираса из одной передней половинки (нагрудник), «скованная из железа вместе со сталью», не пробивалась и с 9 саженей, хотя после 18 саженей ружейная пуля делала в ней вмятину. Следует иметь в виду, что ещё в XIX веке единственным критерием отличия железа от стали считали способность последней держать закалку, что обычно соответствует содержанию углерода выше 0,3 %.


Top