А. Куприн "Поединок" Урок, презентация методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Тема: «Это мой поединок с царской армией…»

( Идейно-художественное своеобразие повести

А.И.Куприна «Поединок»)

…И своим романом я вызову на

поединок царскую армию.

А.И.Куприн

Цель: 1. Познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна (сочетание реализма и романтизма ; «сквозь быт – бытие»; тонкий психологизм и лиризм).

2. Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи.

3. Воспитание человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

Оборудование урока:

    портрет Куприна А.И.; тексты

    мультимедиапроектор для демонстрации слайд-фильма;

    раздаточный материал;

    электронный учебник (звуковая хрестоматия);

    карточки для групповой работы.

Основные формы и методы урока:

    самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

    сообщения;

    аналитическая беседа;

    выразительное чтение.

1 группа Изображение армии в повести Куприна А.И. «Поединок»

    Как Куприн рисует образы офицеров?

    Каковы их типические черты?

    Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

2 группа

    История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

3 группа Смысл названия повести.

    Почему – «Поединок» (с кем? с чем?)

    Можно назвать смерть главного героя трагичной и бессмысленной? Ожидали ли вы такой финал? Была ли эта смерть предопределена, закономерна и неизбежна?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова? Что говорит об этом Назанский?

    Можно ли причислить образ Ромашова к образам «маленьких людей», поставить в один ряд с Самсоном Выриным, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и др.?

I . Опрос_

    Мы познакомились с некоторыми фактами биографии Куприна, получили общее представление о его творчестве. Чем интересен Куприн-человек, Куприн-писатель? Чем интересна (примечательна) его биография?

(Жизнь не баловала Куприна, 13 лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях, «казённые харчи» вызывали отвращение. Тягостные четыре года служит в Днепровском пехотном полку. Родился в дворянской семье, ведет жизнь разночинца, трудовую жизнь. Параллельно с творчеством в поисках заработка и жизненных впечатлений сменил множество профессий. Куприн – оптимист и жизнелюб, темпераментная, широкая натура. Себя он называл репортёром жизни, его мучила жажда исследовать, как живут люди, хотелось всё увидеть и испытать.)

    Основные темы его творчества? Какие проблемы волнуют художника?

(А.И. Куприн пишет о социальных проблемах: о неравенстве, о капиталистической эксплуатации, о несовершенстве государственного устройства. Поднимает нравственные (вневременные) темы любви и смерти; размышляет о несовершенстве человека, об извечной борьбе в человеческой натуре духовного и телесного; о становлении личности и пробуждении души.)

II . Новая тема

На доске - план урока

    Мы будем слушать сообщения ребят, обсуждать прочитанное, по ходу урока делайте записи в тетрадях.

История создания повести. Сообщение ученика.

Осенью 1901 г. А.И. Куприн переезжает в Петербург и сразу же оказывается в самом центре культурной жизни. Его окружают яркие, талантливые люди: Бунин, Гагарин-Михайловский, Серафимович. Знакомится с Горьким.

Горький привлек Куприна к участию в издании сборников «Знание». Куприн вспоминает свои армейские годы, создает цикл рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход».

Эти рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, одному из лучших произведений Куприна, повести «Поединок», написанном в 1905 г.

Повесть увидела свет в мае 1905 г. вскоре после Порт-Артура и Цусимы (время страшное и позорное для России, потому что Россия терпит поражение в войне с Японией).

    Как повесть была воспринята читателями?

Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу. Одни ругали (нетрудно догадаться, кто ругал – военные и правительственные круги).

Хвалили, одобрительно восприняли демократические круги русской общественности.

Учитель: Одобрил повесть М.Горький, причислив «Поединок» к гражданственной,

Революционной прозе.

Куприн признавался: « … все самое смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам …»,- и посвятил повесть Горькому.

    Что в повести можно определить как «смелое и буйное»?

Сообщение 1 группы.

  • Как описана офицерская среда?

Куприн смело критикует порядки, царящие в армии. Созданные им картины реалистичны, достоверны и беспощадны.

Почти все офицеры в «Поединке» – ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем они уверены в своем превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых называют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос папиросу, надвинуть на уши цилиндр».

«За исключением немногих …, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную барщину». (6 гл., стр. 180)

    Почему не уходят со службы?

(Потому что не умеют ничего больше делать. Больше никуда не годятся)

    В чем причина пьянства, всеобщей жестокости, развращенности?

(«никто из них в службу не верит, разумной цели своей службы не видят»)

    Типичные черты армейского офицерства: бессмысленная жестокость, пошлость, чванливость, высокомерие, пьянство, невежество.

    Кроме общих черт, свойственных большинству, обладают они индивидуальными чертами?

(Куприн выделяет офицера Осадчего. Этот образ зловещ. «Он жестокий человек», - думает о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывают на себе солдаты, трепетавшие от его голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединках настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость, комедия». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять все равно кого и за что».

(Чтение фрагментов гл.8, 15. о том, как проходят учения.)

«Во время учений со всех сторон …слышались беспрерывно звуки пощечин. Часто издали, шагов за двести, Ромашов наблюдал, как какой-нибудь рассвирипевший ротный принимался хлестать по лицам всех своих солдат поочередно, от левого до правого фланга.

В этом было много жуткого и омерзительного… Били в кровь, выбивали зубы… Наступил какой-то чудовищный, зловещий кошмар…»

Командир полка Слива.

    Капитан Слива – командир полка – «диковинный памятник свирепой

военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты. Главное – дисциплина, муштра. Это вялый, опустившийся человек. Он ждет окончания дня, чтобы прийти домой и напиться – одна вот такая радость у него осталась.

Но! Он внимателен к солдатским нуждам и не задерживает денег, следит лично за ротным котлом. Карьеру сделал благодаря зычному голосу.

-Каковы отличительные черты Бег-Агамалова?

(Мы с ним встречаемся в 1 главе, он хвастается своим умением рубить. С сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу, к черту, это я знаю, а так, чтоб наискось…нет. Мой отец это делал легко». С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу». (гл.1)

    Многих вообще отличает звероподобность. Особенно в сцене скандала в

публичном доме это видно. (гл.19)

Другой скандал, закончившийся дракой и вызовом на дуэль, произошёл в офицерском клубе: все расходились смущенные, подавленные –«ощутили ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных». (гл.19)

    Нет среди офицеров положительных героев?

(На первый взгляд, оставляет благоприятное впечатление капитан Стельковский. На смотре его пятую роту (только его роту, единственную) похвалил генерал. Стельковский бережет солдат, относится к ним по-человечески. Он терпелив, хладнокровен, настойчив. Умный, сильный, смелый человек.

Но потом мы узнаем, что есть у него «увлечение» - совращать неопытных крестьянских девушек. Берет к себе в дом в служанки девушек, через год рассчитывает их с небольшим вознаграждением. Так повторяется ежегодно. Такое его поведение вызывает отвращение.

Еще пример.Ромашов очень любит капитана Брема (прозвище Рафальского). Все свои деньги Рафальский тратит на зверей, трогательно ухаживает за ними. Его дом – настоящий зверинец. Милый, славный чудак, добрейшая душа – всем дает в долг деньги. Ему никогда не возвращают. Вот этот милый Брем – бьет горниста, который держит рожок у рта, бьет изо всех сил кулаком по рожку: «Горнист вместе с кровью выплюнул на землю раскрошенные зубы».

Вывод: Перед нами срез армейской среды от высших чинов до низших.

Более 30 офицеров. Армия отсталая, небоеспособная. Солдаты– забитые, запуганные.

Офицеры – всерьез полагают, что им думать не положено.

Пьют, буйствуют, посещают бордель, бьют солдат, служба для них -

«принудительная, неприятная, опротивевшая барщина».

Слайд – фильм

    Предлагаю взглянуть на это произведение глазами художников.

    Перед вами иллюстрации художников Дм.Дубинского и А.Иткина.

(Какие эпизоды выбирают художники для иллюстрации? Что скажете о композиции рисунков, колорите? Как вы думаете, почему нет портретов?

Нет ярких красок, преобладают приглушённые тона?

(Иллюстраторы выбирают самые значимые эпизоды, внимательны к деталям, бережно относятся к тексту. Следуя правде текста, изображают жизнь героев тусклой и бесцветной.)

2 группа Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

1. История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Внутренние противоречия героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

Ромашов Юрий Алексеевич – подпоручик, ему 21 год.

Он мечтает о лучшей жизни, в мечтах представляет себя блестящим офицером. В очередной раз дает себе зарок – начать учиться, и в очередной раз идет в офицерский клуб и … напивается. Слабый, робкий человек. Куприн не воспроизводит биографию Ромашова. Перед нами проходят только два месяца его такой короткой жизни. Портрет героя невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя достаточно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. И в то же время – милый, наивный и очень добрый человек.

    Как и когда начался процесс возмужания, внутреннего преображения?

Проследим за поступками героя:

    Заступился за татарина Шарафутдинова перед командиром полка.

    За что оказался под домашним арестом на четыре дня. Размышляет:

«Я» «другие я»

«Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, Отечестве» (6 глава).

    Случай «на смотру»

Ромашов раздавлен, о нем говорят презрительно – «оно одно», «междометие какое-то». Герой на грани самоубийства.

    А что предлагает Куприн?

Что помогает герою обрести уверенность, выпрямиться?

(Другой человек, которому нужно помочь)

Так рождается чувство ответственности.

И теперь он готов противостоять и Николаеву, и всему офицерству. Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры:

«С силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга…

он уже чувствовал, что безумный огонь с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре».

18 гл.

Ромашов и Шурочка Николаева

    Как раскрывается характер с отн. с

    «Шура – дочь проворовавшегося нотариуса»

(Это Раиса Петерсон говорит о ней).

    Почему так много имен у героя:

«Жоржик» (так Раиса обращается)

«Ромочка» (Шура)

«Георгий Алексеевич» (подписывает воображаемое предсмертное письмо он сам. Георгий - победоносец)

(Наверное потому, что много заложено в нем, мог бы стать и Жоржиком – если бы поддался тлетворному влиянию …)

    стр.326 – Базаров (лопух будет расти и Назанский также).

    Как раскрывается характер Ромашова в любви?

    Говорила ли она мужу о том, чтоб не стрелял?

    О чем она просит Ромашова?

(пересказ – чтение 22 гл.)

Шурочка Николаева сначала кажется прекрасной (умна, красива). Но вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь. Ее цель – вырваться отсюда, войти в высшее общество. Ради своего будущего она готова пожертвовать жизнью любящего ее человека.

    Я все сделаю для тебя, - несколько раз повторяет Ромашов. (Отказаться от дуэли? Извиниться?)

Но Шурочке нужна его жизнь – и он – не задумываясь на ни минуту: «Я все сделаю».

Его любовь – безгранична, чиста, самоотверженна.

Она – она как хищница пользуется любовью Ромашова.

    Можно ее чувство назвать любовью?

(…)

    Добавить, что красиво описывает любовь, романтически, возвышенно. Например, Назанский рассказывает Ромашову, как это прекрасно, какое это счастье – стоять под окном любимой женщины, увидеть ее тень на занавеске и чуть не умирать от биения сердца.

Звуковая хрестоматия (23 гл.)

IV Итоги урока

3 группа Повесть заканчивается трагически: дуэль состоялась, Николаев стрелял …

    Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова?

    Была ли гибель Ромашова предопределена?

    Трагическая гибель? Бессмысленная? Предопределена была смерть? Случайна?

    Почему – «Поединок»?

(Поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра).

Домашнее

задание Работа в группах по карточкам

№ 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

3. Куприн очень долго, до последних часов работы над заключительной главой, противился решению убить Ромашова. Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя? Почему жалел о принятом решении?

4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, - заявляет писатель и тут же себе противоречит, - в сущности, я ведь только мечтатель, сказочник я ». Докажите текстом правоту писателя.


Тема: Проблематика и образы повести Куприна «Поединок»

Цель:1)познакомить учащихся с проблематикой и образной системой произведения;

2)раскрыть моральный облик офицерства в повести; 3) развить чувство

эстетического наслаждения от чтения произведений Куприна.

Ход урока:

I Оргмомент

II Проверка домашнего задания

Письменная работа.

III Работа над темой урока.

1 Слово учителя.

Военная служба дала Куприну богатейший материал для творчества. Писатель смог увидеть изнутри всю подноготную офицерства. Он видел, что офицерство разлагается на глазах, мельчает, что в подавляющем большинстве офицеры ничем не интересуются, а проводят жизнь в карточных играх, кутежах, разврате.

2 Работа над текстом.

Чтение начала повести.

(Гнетущая атмосфера провинциальной жизни, муштра, от которой невозможно тяжко солдатам, и уныло офицерам)

Кто главный герой повести?

Какое впечатление на вас производит Ромашов?

Главными чертами характера Ромашова являются мечтательность и безволие, что мы видим в сцене строй войск на плацу.

Как характеризует данный отрывок героя?

В повести наряду с Ромашовым возникает не менее яркий образ Назанского.

Каковы его взгляды на жизнь и офицерскую службу?

Что вы можете сказать об Александре Петровне?

Как развиваются любовные отношения между Ромашовым и Сашенькой?

Почему любовь Ромашова к Александре оказалась для него драматичной?

В какой роли в этой ситуации выступает Сашенька?

С глубоким сочувствием в произведении рисуются образы простых солдат. В образе загнанного и забитого Хлебникова ярко раскрывается тяжёлое положение солдата, несчастного, страдающего существа.

Чем замечательна сцена разговора между Хлебниковым и Ромашовым?

Чем она обогатила представление героя о простых солдатах?

Название повести символично, повесть стала поединком самого Куприна с царской армией, самодержавными порядками, губящими людей. Это поединок с ложью, безнравственностью, несправедливостью. Упадок морали, апология войны, разбоя, насилия особенно ненавистны писателю-гуманисту.

Куприн показывает, какой путь в поисках правды проделывает главный герой повести Ромашов. Когда герой прозревает, приходит к выводу о самоценности “я”, право на уважение человеческого достоинства он признает не только по отношению к себе, но и распространяет его на солдат. На наших глазах Ромашов нравственно мужает: “Бить солдата - бесчестно. Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову. Это стыдно!” Ромашов, утверждающий: “Хлебниковы - мои братья”, осознающий духовное родство с народом, совершает громадный шаг вперед в своем развитии. Это уже совершенно другой человек: не тот юноша-мечтатель, с которым мы знакомимся в начале повести. Однако Ромашов гибнет. Автор довел своего героя до такого рубежа, что, останься он в живых, необходимо было бы открыть сколько-нибудь отчетливую перспективу его будущего. А это самому Куприну не представлялось ясным.

IV Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра «Моё отношение к Ромашову»

> Материалы к уроку по повести А.И. Куприна Поединок

Г. Ребель

Материалы к уроку по повести А.И. Куприна «Поединок»

Тема урока: Поручик Ромашов: характер, личность, судьба.

Вопросы к уроку:

1. Как изображена в повести атмосфера армейской жизни? Что из себя представляют офицеры полка? Как относятся они к службе, к подчиненным? Чем заполнен их досуг? Какие эпизоды армейской жизни выступают в повести как кульминационные? (Смотр и пьяный дебош.) Как возникает и развивается в произведении тема дуэли? Что такое офицерский суд чести? Как понимают офицерскую честь сослуживцы Ромашова?

(Эти вопросы позволяют коротко повторить и обобщить содержание предыдущего урока, если таковой был, или, если его не было, помогают «войти в материал», подступиться к главной теме разговора.)

2. Какую роль в создании образа главного героя, поручика Ромашова, играет его портретная характеристика? От чьего лица она подается, что обнажает в характере Ромочки? Почему - «Ромочка»? Как имя героя соотносится с его внешностью?
3. Как чувствует себя Ромашов в армейской среде? Почему служит? О чем мечтает в начале повести?
4. Как относится Ромашов к солдатам?
5. Как характеризуют героя его отношения с Раисой Петерсон? Что заставило его оборвать эту связь? Как он это сделал?
6. Почему Ромашов опозорился во время смотра? Это случайность или закономерность?
7. Что открывается в герое через его сопоставление с солдатом Хлебниковым и через его отношение к этому несчастному?
8. Что происходит в душе Ромашова после социального крушения? Как он переживает свой позор? Как заново оценивает самого себя, человека вообще? Какой видит свою дальнейшую жизнь?
9. Как Ромашов любит? Отвечает ли ему Шурочка взаимностью?
10. Почему Ромашов не отказывается от участия в пьяном дебоше? Как ведет он себя, в отличие от сослуживцев, в этой ситуации? (Обратите внимание на его противоборство с Бек-Агамаловым в публичном доме.)
11. Что сближает Ромашова с Назанским и что противопоставляет их друг другу?
12. Как ведет себя Ромашов перед «судом чести»?
13. Почему Ромашов погибает? Кто и что толкает его к гибели? Какие детали повествования вырастают в символы судьбы героя?
14. Почему о гибели Ромашова рассказано сухим языком протокола? (Обратите внимание на то, чья подпись стоит под документом. Случайно ли это?)
15. Объясните смысл названия повести.
16. Как вы расцениваете трагический финал - как констатацию слабости или силы героя, его поражения или победы?
17. На каких героев русской классики Х1Х века похож герой Куприна?

Литературно-критические оценки героя Куприна
(они предлагаются не для однозначного приятия,
а в качестве информации для размышления, точки отталкивания)

«Ромашов - отнюдь не герой, это средний, заурядный человек».

В. Афанасьев. А. И. Куприн. М.: ИХЛ, 1972. С. 60.

«Неизбежность трагической развязки вытекает здесь из глубоких социальных причин. Она обусловлена отрывом интеллигенции ромашовского типа от народной почвы. Герой повести не способен существовать в омуте антигуманного общества и не в состоянии найти себе место в народе, почерпнуть в его гуще силы для новой жизни. Именно это делает образ Ромашова трагическим».

А. Волков. Творчество А. И. Куприна. М.: «Художественная литература», 1981. С.60.

Характер и личность

Личность - внутренняя сторона характера, тогда как характер - внешняя сторона личности.
По определению С. Аверинцева, характер есть «личность, понятая объективно, чужое «Я», наблюдаемое и описываемое как вещь». Личность же мыслима только «субъективно», только в качестве некоторого «Я» - субъекта самоопределения: пытаясь постичь чужую личность, необходимо отнестись к другому, как к себе, «лирически» узнавая себя в другом. И, напротив, чтобы осмыслить свой характер, приходится к самому себе отнестись «эпически»: увидеть в себе другого для других. «Характер, - писал Пришвин, - это не я сам, а явление людям меня самого».
Личность в плане как историческом, так и психологическом есть продукт ответственной самоактуализации человеческого «Я». Характер же формируется в ходе социальной адаптации личности к внешним обстоятельствам и нормам, к окружающим лицам.

В. И. Тюпа. Художественность чеховского рассказа. М.:1989. С.33.

В качестве материала для сопоставления можно использовать:

И. Гончаров. «Обломов» (образ жизни героя, место и состояние книг в его доме, расхождение между мечтами и реальностью);
Л.Н. Толстой. «Война и мир» (мечты Болконского о подвиге, о славе, самокритичность героев Толстого, их отношение к людям из народа);
Ю. Поляков. «Сто дней до приказа»;
Л. Айзерман. Похмелье // «Знамя», 2002, № 2 (письма учеников).

Материалы к уроку по повести А.И. Куприна «Поединок»

Тема урока: Поручик Ромашов: характер, личность, судьба.

Вопросы к уроку:

1. Как изображена в повести атмосфера армейской жизни? Что из себя представляют офицеры полка? Как относятся они к службе, к подчиненным? Чем заполнен их досуг? Какие эпизоды армейской жизни выступают в повести как кульминационные? (Смотр и пьяный дебош.) Как возникает и развивается в произведении тема дуэли? Что такое офицерский суд чести? Как понимают офицерскую честь сослуживцы Ромашова?

(Эти вопросы позволяют коротко повторить и обобщить содержание предыдущего урока, если таковой был, или, если его не было, помогают «войти в материал», подступиться к главной теме разговора.)

2. Какую роль в создании образа главного героя, поручика Ромашова, играет его портретная характеристика? От чьего лица она подается, что обнажает в характере Ромочки? Почему – «Ромочка»? Как имя героя соотносится с его внешностью?
3. Как чувствует себя Ромашов в армейской среде? Почему служит? О чем мечтает в начале повести?
4. Как относится Ромашов к солдатам?
5. Как характеризуют героя его отношения с Раисой Петерсон? Что заставило его оборвать эту связь? Как он это сделал?
6. Почему Ромашов опозорился во время смотра? Это случайность или закономерность?
7. Что открывается в герое через его сопоставление с солдатом Хлебниковым и через его отношение к этому несчастному?
8. Что происходит в душе Ромашова после социального крушения? Как он переживает свой позор? Как заново оценивает самого себя, человека вообще? Какой видит свою дальнейшую жизнь?
9. Как Ромашов любит? Отвечает ли ему Шурочка взаимностью?
10. Почему Ромашов не отказывается от участия в пьяном дебоше? Как ведет он себя, в отличие от сослуживцев, в этой ситуации? (Обратите внимание на его противоборство с Бек-Агамаловым в публичном доме.)
11. Что сближает Ромашова с Назанским и что противопоставляет их друг другу?
12. Как ведет себя Ромашов перед «судом чести»?
13. Почему Ромашов погибает? Кто и что толкает его к гибели? Какие детали повествования вырастают в символы судьбы героя?
14. Почему о гибели Ромашова рассказано сухим языком протокола? (Обратите внимание на то, чья подпись стоит под документом. Случайно ли это?)
15. Объясните смысл названия повести.
16. Как вы расцениваете трагический финал – как констатацию слабости или силы героя, его поражения или победы?
17. На каких героев русской классики Х1Х века похож герой Куприна?

Литературно-критические оценки героя Куприна
(они предлагаются не для однозначного приятия,
а в качестве информации для размышления, точки отталкивания)

«Ромашов – отнюдь не герой, это средний, заурядный человек».

В. Афанасьев. А. И. Куприн. М.: ИХЛ, 1972. С. 60.

«Неизбежность трагической развязки вытекает здесь из глубоких социальных причин. Она обусловлена отрывом интеллигенции ромашовского типа от народной почвы. Герой повести не способен существовать в омуте антигуманного общества и не в состоянии найти себе место в народе, почерпнуть в его гуще силы для новой жизни. Именно это делает образ Ромашова трагическим».

А. Волков. Творчество А. И. Куприна. М.: «Художественная литература», 1981. С.60.

Характер и личность

Личность – внутренняя сторона характера, тогда как характер – внешняя сторона личности.
По определению С. Аверинцева, характер есть «личность, понятая объективно, чужое «Я», наблюдаемое и описываемое как вещь». Личность же мыслима только «субъективно», только в качестве некоторого «Я» – субъекта самоопределения: пытаясь постичь чужую личность, необходимо отнестись к другому, как к себе, «лирически» узнавая себя в другом. И, напротив, чтобы осмыслить свой характер, приходится к самому себе отнестись «эпически»: увидеть в себе другого для других. «Характер, - писал Пришвин, - это не я сам, а явление людям меня самого».
Личность в плане как историческом, так и психологическом есть продукт ответственной самоактуализации человеческого «Я». Характер же формируется в ходе социальной адаптации личности к внешним обстоятельствам и нормам, к окружающим лицам.

В. И. Тюпа. Художественность чеховского рассказа. М.:1989. С.33.

В качестве материала для сопоставления можно использовать:

И. Гончаров. «Обломов» (образ жизни героя, место и состояние книг в его доме, расхождение между мечтами и реальностью);
Л.Н. Толстой. «Война и мир» (мечты Болконского о подвиге, о славе, самокритичность героев Толстого, их отношение к людям из народа);
Ю. Поляков. «Сто дней до приказа»;
Л. Айзерман. Похмелье // «Знамя», 2002, № 2 (письма учеников).


Сочинение


Куприн принадлежит к тем писателям, которых читают везде и всегда. Главный источник вдохновения писателя - жизнь. Герои его произведений не удачливые, не преуспевающие в жизни люди, поэтому они подвержены нравственным исканиям, поискам истины и самих себя.
В повести «Поединок» наиболее подвергнуты нравственным исканиям два героя: Ромашов и Назанский. Два героя, чьи судьбы еще окончательно не сформировались.
Перед читателем предстаёт молодой человек, подвластный мнению более сильного, его характер находится в постоянном развитии, он еще только лишь глина, в руках судьбы - это главный герой, офицер Ромашов. Так же мы знакомимся с дерзким философом - пьяницей- Назанским.
В повести, как только перед Ромашовым появляются нравственные вопросы, происходит встреча этих молодых людей. Причем более юный Ромашов, попадает под влияние философа-теоретика, Назанского.
Вначале произведения Ромашов, это стандартный офицер. Он не хочет отличаться чем либо от других. Он плохо относится к своим солдатам, пьет, заводит непристойную связь с женой одного офицера. В то же время, этот герой еще молод и может изменить свои повадки и характер. Автор показывает отношения главного героя с остальным офицерством, особенно внимательно описываются встречи с Назанским.Уже после первой, освещенной в повести встречи, в душе главного героя начинают зреть и развиваться зерна нравственности. Это и осмысливание вечных вопросов, таких как добро и зло. И,разумеется, переосмысливание отношения к любви и жизни. Благодаря этому духовному движению, рвутся пошлые отношения с Раисой Петерсон. И быть может, впервые герой задумывается о себе, ни как о герое французского романа, а как о реально существующей личности. Ромашов лишь теперь понимает, что человек создание эгоистическое, и, что никому кроме себя самого они не нужен, это понимание приходит очень тяжело, меняются отношения с людьми, внутренний мир героя.
Ко второй встрече в душе героя происходит перелом. Возникает необходимость замены уже не подходящего мировосприятия, на что-то новое, более совершенное.И Ромашов вновь сталкивается с Назанским. В результате, у главного героя окончательно формируются некоторые стороны сознания, например, отторжение армии, желание создавать, а не разрушать. Так же мы видим, благодаря Ромашову, всю трагичность, машины под названием армия, ломающей жизни, как простых солдат, так и офицеров. Через Ромашова автор показывает удивительное свойство души человека. Вначале восприятие мира сквозь розовые очки, все радует, все удивляет. Затем розовые очки сменяются, чем-то черным и мрачным, но и к этому привыкает человек. И лишь взрослая личность начинает реально оценивать события. Ко всему привыкает человеческое сознание, а вот душа противиться многому. Таким образом, появляется дисгармония во внутреннем мире человека. Это тоже нравственное искание, через которое приходится пройти обоим героям.
Назанский - офицер - философ. Теоретически он все понимает, он со всем смирился. А вот в действительности проявляется конфликт внешнего и внутреннего миров. Это очень умный человек, особенностью которого является возможность анализа. Но только вот проблема, за этим анализом, он забывает жить.
. В той реальности, которая существует, Назанскому жить очень тяжело, он не находит применения своему уму, так же он наталкивается на стену офицерского произвола и вседозволенности, жестокости и низости существующей армии. Поэтому этот герой начинает пить, таким образом пытаясь заглушить разногласия между душой и сознанием. И в результате он становится таким как все офицеры этого гарнизона.
Но все же Назанский является зеркалом Куприна, именно он направляет главного героя в нравственных исканиях. Так же этот герой отображает, мысли автора о том что такое армия, офицерство, отношения служивых людей.
Итак, перед нами разворачиваются нравственные искания двух героев. Ромашов, мальчик, который ищет правду, и Назанский, который,увидев часть ее, избегает нормальной жизни. Оба героя прошли несколько этапов духовного развития. Назанский не смог сдвинуться с позиции теоретика, и поэтому действительность его мало интересует, ему более важны размышления о этой действительности. Ромашов, смог больше, он перенес часть теории на настоящую жизнь. Но все же он не сумел устранить дисгармонию своей личности, и как результат его смерть на дуэли, от которой он мог отказаться, но мнение общества для него оказались важнее внутренних чувств...
«Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем более человек в его человеческом деле.»

Другие сочинения по этому произведению

Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»

Top